Меню

Зож против пав доклад

Формирование здорового образа жизни. Профилактика злоупотребления ПАВ детьми и подростками в образовательной среде.
методическая разработка по теме

Формирование здорового образа жизни. Профилактика

злоупотребления ПАВ детьми и подростками в образовательной среде.

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_zdorovogo_obraza_zhizni.doc 83 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование здорового образа жизни. Профилактика

злоупотребления ПАВ детьми и подростками в образовательной среде.

В настоящее время в современном российском обществе особую актуальность приобретает формирование новых ценностных мировоззренческих основ — бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, воспитание культуры здорового образа жизни.

В молодежной среде складываются три основные группы по отношению к здоровью: 1) имеющие негативное отношение к злоупотреблениям ПАВ и прочим видам зависимости; 2) не имеющие четко сформированного отношения; 3) группа «риска», — имеющие склонность к злоупотреблению.

Дети, подростки и молодежь. Именно они в периоде от 11 до 17 лет составляют возрастную группу риска. При этом из числа детей и подростков, злоупотребляющих психоактивными веществами, около 40 % детей впервые встретились с наркотиком в возрасте от 11 до 14 лет, в том числе на дискотеках и клубах — 32 %; в компаниях — 52, 3 %; в учебных заведениях -5,8 %; в одиночестве — не менее 4 %.

К психоактивным веществам, воздействующим на психическое и физическое здоровье детей и молодежи, относят никотин, алкоголь, включая так широко рекламируемое пиво, наркотики «легкие» и «тяжелые».

Злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, потребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня, и в дальнейшем может вызвать необратимые последствия. Злоупотребление ПАВ ведет к инвалидизации и смерти.

Формирование первичных алкогольных установок относится уже к периоду дошкольного детства. А качественный скачок в отношении к спиртным напиткам наблюдается в подростковом возрасте (12-15 лет), когда к семейным впечатлениям начинает добавляться информация от сверстников. Школьники стали основной возрастной группой приобщения к алкоголю, табаку и наркотикам, где не важен социальный статус семьи.

Установлено, что чем раньше произошло приобщение к ПАВ, тем быстрее формируется наркозависимость, тем тяжелее течение наркомании как болезни, тем меньше эффективность реабилитационных программ. Поэтому профилактическую работу необходимо проводить еще в дошкольном и младшем школьном возрасте. Именно в этом возрасте у детей особенно активно происходит формирование произвольности внутреннего плана действия, начинает развиваться способность к рефлексии.

Однако на практике такая работа проводится в недостаточном объеме. Это связано с тем, что большая часть теоретических разработок по профилактике злоупотребления ПАВ ориентированы на работу с подростками и молодежью и должны быть адаптированы для работы с детьми с учетом их возрастных особенностей.

Итак, усугубление наркологической ситуации, в частности, тенденция к неуклонному омоложению потребителей ПАВ, требует создания целостной системы профилактики злоупотребления ПАВ в образовательных учреждениях. И здесь школа играет ведущую роль. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами в образовательном учреждении направлена на формирование ценностей здорового образа жизни, сохранения и развития физического и психического здоровья учащихся.

Здоровый образ жизни — это сейчас не только слова. Это выбор правильной жизненной позиции, выбор своего будущего. Задача образовательных учреждений — помочь подрастающему поколению не растеряться среди обманчивых соблазнов, модных влияний и выбрать верный путь. Вместе с тем нужно обязательно соблюдать правило, что ребенок должен, прежде всего, уметь радоваться, удивляться, восхищаться, уметь играть и трудиться, уметь быть добрым и общительным, а значит быть счастливым. Недаром В. А. Сухомлинский утверждал, что «забота о здоровье ребенка — это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил и не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота о гармоничной полноте всех физических, духовных сил и венцом этой гармонии является радость творения».

Круг вопросов, которые входят в понятие здорового образа жизни велик: это личная гигиена, которая включает уход за телом и полостью рта, это закаливание организма, это исключение вредных привычек, которые оказывают неблагоприятное воздействие на организм человека (употребление алкоголя, курение, наркомания.) Физическая культура и спорт так же являются неотъемлемой частью здорового образа жизни, важнейшими средствами сохранения и укрепления здоровья.

Как же происходит формирование здорового образа жизни в нашем лицее? Каждое утро дети, приходя в лицей, начинают с утренней гимнастики, в конце третьего урока проводится разминка. Обязательны физ. минутки, зарядки для глаз, разминки для пальцев, Если позволяет тема урока, звучит классическая музыка, звуки природы: пение птиц, шумы: дождя, прибоя, водопада, бег ручья, реки, что способствует расслаблению детей, успокаивается пульс, снимается нервное напряжение, возбуждение. Введён третий урок физической культуры.

В лицее организовано горячее питание. В рацион питания ежедневно включены фрукты, овощи, соки.

Во второй половине дня начинают функционировать группы продленного дня. Воспитательная работа в соответствии с этим ведется в следующих направлениях:

«Я и мое здоровье» (взаимоотношения ребенка с самим собой);

«Я и другие люди» (взаимодействие в коллективе);

«Мир природы» (взаимоотношения с природой);

«Я и общество» (явления общественной жизни).

Как известно, двигательная активность — основа здорового образа жизни, поэтому воспитатели проводят спортивные игры, прогулки на свежем воздухе, экскурсии в близлежащий парк. Большинство детей посещает спортивные секции, бассейн.

Так же проводим беседы и классные часы: «Режим дня», «Спорт и мы», «Эти простудные заболевания», «Нет вредным привычкам» и др.

Профилактическая работа в школе — это часть здоровьесберегающего образования, когда учиться хочется, уровень тревожности ребенка наименьший, когда школа для ученика это не только общение со сверстниками, но и с учителями, которых он уважает, любит, с ними интересно, они надежные советчики, им он доверяет. Вот тогда и вся профилактическая работа будет иметь положительные результаты. Образовательное учреждение обладает рядом уникальных возможностей для проведения профилактической работы. Оно имеет огромное влияние на формирование и развитие личности ребенка, располагает квалифицированными специалистами (психологами, педагогами, социальными работниками).

Профилактика злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде — это комплекс социальных, образовательных и медик о психологических мероприятий, направленных на предотвращение распространения и употребления психоактивных веществ (ПАВ), а также предупреждения развития негативных последствий злоупотребления ПАВ совместными усилиями воспитателей, учителей, психологов, медицинских и социальных работников, сотрудников правоохранительных органов.

Основные объекты профилактического воздействия:

  1. превентивное обучение детей (формирование у детей здоровых установок и навыков ответственного поведения);
  2. работа с семьей;
  3. создание здоровой среды в образовательном учреждении.

В профилактической работе активнее стала использоваться школьная психологическая служба. Все чаще стали создаваться кабинеты профилактики наркомании, службы доверия для детей и подростков.

В последнее время все большую значимость по отношению к возможному приобщению к ПАВ приобретают условия, связанные с пребыванием ребенка в образовательном учреждении, такие как:

  1. Употребление ПАВ в образовательном учреждении.
  2. Раннее асоциальное поведение в образовательном учреждении (неумеренно робкое, пассивное, агрессивное поведение).
  3. Академическая неуспеваемость, особенно начавшаяся в начальных классах.
  4. Конфликтные отношения со сверстниками и педагогами.

Важным фактором профилактики злоупотребления ПАВ является обеспечение досуга и занятости детей во второй половине дня. Значительную роль в решении данной проблемы играет система дополнительного образования детей, выполняющая не только развивающую, обучающую, воспитывающую, но и социально-педагогическую, профилактическую функции. В нашем городе, в частности, проделана большая работа по развитию сети досуговых, спортивных, оздоровительных учреждений, вовлечению детей и молодежи в занятия физкультурой, спортом, туризмом. В нашем лицее вот уже 30 лет работает туристский клуб «Эдельвейс», которому многократно приходилось защищать честь нашего города, области и России на областных, Всероссийских и Всесоюзных соревнованиях. Команды клуба многократно становились чемпионами России, дважды были серебряными призерами Союза, а в 1985 году — и чемпионами СССР. Двери клуба открыты всегда, каждый может найти здесь себе дело по душе. Помимо спортивной стороны, ребята повышают свои знания по биологии, гидрологии, учатся оказывать первую медицинскую помощь, снимают на видео и фото, создают кино и видеофильмы, ведут клубное хозяйство, а главное учатся по настоящему дружить.

Немало сделано городом для строительства и развития сети спортивных, оздоровительных учреждений для детей и молодежи. В 2007 году открылся учебно-спортивный комплекс Светланы Хоркиной, равных которому нет по всей России. Он включает в себя 50-метровый плавательный бассейн, легкоатлетический манеж, многофункциональный спортивный зал, два гимнастических зала, шахматный клуб, восстановительный центр и другие помещения, необходимые для учебно-тренировочного процесса. «Это очень символично, — отметил Е.С. Савченко, — так как главное — это здоровье нашей молодежи. Завершив строительство комплекса, мы создали прекрасную базу для укрепления здоровья школьников и студентов, которые смогут здесь заниматься».

В зависимости от тактики профилактической работы выделяются следующие подходы:

Предоставление подросткам и молодежи информации о негативных сторонах проблемы наркотиков с ориентацией на однозначный выбор: «Нет наркотикам». В данном аспекте большую роль играют средства массовой информации. Мы считаем, что необходимо увеличить в сетке телерадиовещания (прежде всего на государственных телерадиоканалах) объем регулярных тематических информационно-образовательных программ профилактической, воспитательной, спортивно-оздоровительной направленности, специализированных программ для детей и молодежи с учетом особенностей восприятия данных возрастных категорий.

  1. Подход, основанный на формировании жизненных навыков.

Ведущими компонентами этого подхода являются активные, основанные

на опыте методы и групповая работа с молодежью. Полученные навыки могут использоваться на практике в разных жизненных ситуациях.

  1. Подход, основанный на учете роли социальных факторов.

Важным фактором .развития тех или иных форм поведения является среда как источник обратных связей, поощрений и наказаний. В связи с этим подчеркивается важность социально ориентированных воздействий.

  1. Подход, основанный на альтернативной наркотикам деятельности.

В развитии альтернативной потреблению наркотиков деятельности

значительную роль играют молодежные, творческие, спортивные и другие общественные организации, так как физическая, творческая и развлекательная активность несет в себе профилактический компонент.

  1. Подход, основанный на укреплении здоровья.

Укрепление здоровья — это процесс, помогающий индивидуумам и общественным группам усилить контроль за определенными параметрами здоровья и таким образом улучшить его.

В рамках этих подходов выделяют следующее:

  1. Предоставление информации о ПАВ, их вреде и негативных последствиях употребления (информация должна быть дифференцированной в зависимости от пола, возраста, социальных и экономических условий, характерных для того, на кого направлена).
  2. Гармоничное эмоциональное развитие.
  3. Определение значимых личностных ценностей.
  4. Развитые навыки преодоления стрессовых ситуаций.
  5. Навыки уверенности в себе.
  6. Развитие навыков обдуманного принятия решений.
  7. Налаживание социальных контактов, отказа, отстаивания своей
  1. Гармоничные семейные отношения, построенные на эмоциональной близости и взаимном уважении, и оптимальный стиль воспитания — сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью (эмоциональной поддержкой ребенка родителями).
  2. Ясные правила, стандарты внутри семьи, постоянные обязанности (система поощрений эффективней системы наказаний).
  3. Ведение членами семьи здорового образа жизни (ЗОЖ). Признание ЗОЖ в качестве семейной ценности.
  4. Хорошая адаптация ребенка к условиям образовательного учреждения.
  5. Повышение общего качества обучения, усиление связи учащихся со школой.
  6. Успешная учебная деятельность.
  7. Успешное участие в общественных мероприятиях.
  8. Поощрение, вознаграждение за хорошее поведение, успехи в учебе, хмероприятиях.
  9. Эффективная антинаркотическая политика в учреждении образования (школа, как место, свободное от наркотиков; проведение мероприятий, способствующих формированию навыков ЗОЖ).
  10. Развитая система дополнительного образования. Особое значение имеет вопрос о развитии у ребенка разносторонних социально одобряемых интересов или увлечений каким-то видом деятельности за счет посещения им кружков, спортивных секций и занятий в других организациях дополнительного образования. Но, отдавая ребенка в какой-либо кружок или секцию, нужно исходить, прежде всего, из желаний ребенка и его способностей. Необходимо помнить при этом, что дополнительная занятость ребенка не должна стать для него непосильной нагрузкой. Кроме того, целесообразно выбирать такие виды дополнительного образования, которые позволят ребенку реализовать потенциальные возможности, которые остались невостребованными в основном учебном процессе. Необходимо всегда думать о том, чем в будущем помогут ребенку приобретенные знания и умения.
  11. Улучшение социально-значимых способностей (коммуникабельность, позитивные отношения со сверстниками).
  12. Негативное отношение к употреблению ПАВ сверстниками.

Забота педагога — создать ситуацию успешности, благополучия, включить

ученика в ту деятельность, где он сможет проявить себя, почувствовать себя значимым для других, поверить в себя, испытать радость проявления собственной активности. Именно это является основным принципом профилактической работы в школе.

Закончить хочется замечательными словами: «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!»

Макеева А. Г. Не допустить беды: Пед. профилактика наркотизма школьников: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2003.

Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью / Под ред. Л. М. Шипицыной и Л. С. Шпилени. — СПб.,- 2003.

Тимофеев С. П., Луханин В. В., Колесников А. Г. Здоровый образ жизни в современных образовательных учреждениях. — Методические рекомендации — Белгород: Белгородский региональный институт ПКППС, 2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нет на свете человека, который был бы безразличен к своему здоровью. Однако, часто бывает так, что человек себя считает здоровым только потому, что он не чувствует неприятных ощущений в своем ор.

Пояснительная записка Современная школа оказывает систематизированное и последовательное влияние на формирование личности человека. В процессе воспитани.

Трудно себе представить то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди.

Формирование ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики укрепления здоровья учащихся через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровления с использованием гигиенических знаний в борьб.

Районный конкурс авторских методических разработок по профилактике наркомании и ЗОЖ среди детей Авторская методическая разработкаПрофилактика наркомании и формирование здорового образа жизн.

За последние десятилетия сформировались устойчивые негативные тенденции в динамике состояния здоровья детей. Уже в 1 класс приходят дети с отклонениями в физическом развитии: нарушением координации дв.

Единственная красота, которую я знаю,- это здоровье.Генрих Гейне.

Источник



Программа за ЗОЖ (профилактика употребления ПАВ)
проект по теме

программа профилактики употреблеения ПАВ

Скачать:

Вложение Размер
programma_za_zozh.docx 31.11 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 24 г. Белгорода

имени Героя Советского Союза Ивана Петровича Крамчанинова

«Школа за здоровый образ жизни»

Стремительный рост наркомании, ухудшение общего состояния здоровья людей свидетельствуют не только о социальном неблагополучии, но и о том, что общество оказалось неспособным противостоять этим явлениям. Специалисты бьют тревогу: ситуация в стране с потреблением наркотических и других психоактивных веществ детьми и подростками ухудшается.

По официальным данным, 16% учащихся 9–11-х классов хотя бы раз в жизни пробовали наркотики, около 2% употребляют их регулярно. Реальные же цифры выше в два раза. Средний возраст приобщения к наркотикам 13–16 лет. Следовательно, основная задача состоит в том, чтобы научить детей говорить “нет” пагубным соблазнам и назойливым приставаниям уже попробовавших сверстников или более старших товарищей. И обязательно нужно говорить с детьми на всех уровнях о том, что несет с собой для их здоровья и разума даже “один-единственный разок” общения с наркотиками.

В переходный период российского общества подрастающее поколение помещено в довольно сложную социально-психологическую среду. В настоящее время в значительной степени разрушены прежние устаревшие принципы поведения, нормативные ценностные ориентации.

Подростки утрачивают ощущение смысла, происходящих вокруг них, вещей, не имеют возможности приобретения определенных жизненных навыков, которые способствуют сохранению личностной индивидуальности, формированию эффективного и здорового жизненного стиля.

Молодые люди, находясь под постоянным воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, оказываются не готовы к их преодолению и страдают от и последствий ими вызванных.

По нашему мнению именно проблема и побуждает современного подростка искать средства, ограждающие от тяжести обрушившихся на него переживаний. В данной ситуации на первое место выходит проблема различных видов злоупотреблений ПАВ.

Неподготовленность подростка к самостоятельной жизни, отсутствие умения активно строить свою жизненную позицию, и обязательно добиваться при этом успеха, приводит к росту молодежной преступности и всплеску наркомании.

Необходимым современным решением, обозначенной выше проблемы является разработка и реализация Программы по профилактике злоупотреблений ПАВ.

Социально-нравственное оздоровление молодежной среды, создание условий для развития определенных навыков по формированию здорового жизненного стиля подростков.

В настоящее время кадрово — профессиональный потенциал и материальное оснащение многих школ, позволяют организовать результативную работу по профилактике и искоренению проблемы употребления психоактивных веществ в подростковой среде, используя надежную, эффективную программу, реализуемую при обязательном тесном межведомственном сотрудничестве.

Основная работа по реализации программы должна осуществляться социальными педагогами, психологами, педагогами-организаторами молодежных клубов, волонтерами из числа обучающихся школы. Для обязательной работы по направлениям, которые не входят в основную деятельность школы необходимо привлечение специалистов заинтересованных структур (нарколога, психолога, инспектора ОДН, волонтеров молодежных организаций и др.).

Программа направлена на реализацию следующих задач:

  • повышение уровня профилактической работы с подростками, направленной на развитие их личностных ресурсов;
  • активизация разъяснительной работы с младшими школьниками, подростками и родителями;
  • создание условий для формирования у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного к нему отношения;
  • расширение знаний детей о правилах здорового образа жизни;
  • создание условий для формирования умения адекватного оценивания себя (поступки и поведение) и других людей;
  • создание условий для формирования у подростка представления об особенностях своего характера, навыков управления своим поведением, эмоциональным состоянием;
  • создание условий для развития коммуникативных навыков;
  • создание условий для формирования у обучающихся умения противостоять негативному давлению со стороны окружающих;
  • создание условий для пробуждения у детей интереса к различным видам полезной деятельности, способствующей реализации потребности в признании, общении, получении новых знаний.
  • создание условий для развития способностей и навыков высокоэффективного поведения и формирования стратегий в преодолении психологических кризисных ситуаций;
  • развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков «группы риска».

Содержание программы отвечает следующим принципам :

  • научной обоснованности – содержание программы базируется на данных исследований в области возрастной психологии, физиологии, педагогики;
  • практической целесообразности – содержание программы отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с формированием у обучающихся навыков эффективной социальной адаптации, предупреждения приобщения к одурманивающим веществам;
  • возрастной адекватности – используемые формы и методы обучения соответствуют психологическим особенностям подростка;
  • доступности – обучающиеся и их родители получают консультативную, отчасти лечебную, бесплатную помощь педагогов, психологов, врачей;
  • анонимности – любые виды помощи оказываются без фиксирования данных обратившихся, а тем более без каких-либо третьих лиц;
  • опосредованности – работа по профилактике и преодолению зависимостей ведется без использования прямых мер по противодействию им;
  • системности – системный подход к решению вопроса профилактики наркотической зависимости при взаимодействии с различными учреждениями системы профилактики.

Формы и методы профилактической работы:

  • изучение физического и психического здоровья обучающихся, перегрузок в учебной деятельности и их влияния на здоровье обучающихся посредством анкет и тестов;
  • тренинги по профилактике зависимостей, связанной с актуализацией основных жизненных ценностей и нахождением конструктивного выхода из конфликтных ситуаций как формы актуализации личности;
  • практические занятия, направленные на формирование у ребенка устойчивости к любым негативным влияниям.

Критерии отслеживания эффективности предложенной программы:

  1. Появление у подростков устойчивых интересов
  2. Повышение успеваемости
  3. Изменение количества подростков, стоящих на учете
  4. Изменение количества детей, состоящих в «группе риска»
  5. Изменение представленности причин, по которым дети попадают в «группу риска»

Формы отслеживания : анкетирование, тестирование, опросы экспертов, сочинения, наблюдение, социометрия.

Целевая группа: учащиеся 9-11 классов

Сроки реализации: сентябрь 2013 г. – май 2016 г.

1. Формирование негативного отношения к психоактивным веществам у подростков.

2. Популяризация и внедрение в воспитательный процесс наиболее эффективных моделей профилактики зависимости от психоактивных веществ.

3. Повышение уровня развития умений и навыков:

  • уверенного позитивного поведения;
  • конструктивного общения между собой и взрослыми;
  • отстаивания и защиты своей точки зрения;
  • осознанного и уверенного умения сказать наркозависимости «Нет».

4. Повышение общей культуры поведения и формирование образа социально успешного молодого человека.

Учащиеся должны знать:

— болезни, связанные с применением ПАВ;

— причины и последствия;

— вредное влияние ПАВ на организм человека.

Источник

Читайте также:  Что способствует сознательной целенаправленности в поведении в ведении здорового образа жизни