Меню

Знания как средства развития ребенка конспект

Познавательное развитие детей дошкольного возраста

Альбина Сильченко
Познавательное развитие детей дошкольного возраста

В младшем дошкольном возрасте познание начинается с непосредственного восприятия предметов и явлений окружающего мира. Ребенок при виде незнакомого предмета стремится обследовать его. Он тянется к игрушке, берет в руки, рассматривает. Ребенок пытается знакомиться с разными свойствами предмета, на основе которых складывается первоначальный образ этого предмета, не всегда верный, односторонний, но значимый для него. Обычно при ознакомлении с предметом ребёнок стучит по нему, переворачивает его, ударяет по нему ладонью, облизывает его. У ребёнка формируются представления о внешних свойствах предметов, об их форме, цвете, величине, вкусе, запахе. Это означает, что малыш при помощи сенсорного познания формирует свое представление об окружающем мире, приобретает чувственный опыт. Ребёнок видит, слышит, осязает, различает запахи и вкусовые ощущения, а значит, познаёт.

Иными словами, в младшем дошкольном возрасте доминирует способ познания «вижу—действую», который соответствует наглядно-действенному мышлению.

Познавательная активность трёхлетних детейхарактеризуется сле-дующими особенностями: активными действиями ребёнка в окружающей среде; желанием малыша подражать близким, любимым взрослым, пере -нимать их опыт, интересы и даже впечатления о мире.

В среднем дошкольном возрасте протекают серьёзные физиологиче-ские изменения в коре головного мозга (начинается процесс миелинизации нервных окончаний). Соответственно качественно изменяются психические (познавательные) процессы. Благодаря этому ребёнок начинает овладевать новым способом познания — освоением информации посредством слова, т. е. не подкреплённым зрительными образами. Теперь, для того чтобы узнать и понять что-либо, ребёнку не обязательно непосредственно видеть новые объекты (предметы, явления) и действовать с ними. У него появляется возможность постигать и перерабатывать информацию, воспринятую через рассказы, комментарии, объяснения взрослых.

Однако новый способ познания не сменяет предыдущий, а дополняет его. Всё это расширяет познавательные возможности ребёнка и усиливает его стремление познавать мир.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок активно начинает осваивать большой мир с его непростым содержанием.

Интеллектуальные умения ребёнка 5—7 лет (анализ, сравнение обобщение, классификация, установление закономерностей) помогают ему более осознанно и глубоко воспринимать, постигать и систематизировать поступающие сведения о нашем мире.

Для того, чтобы удовлетворить стремления, желания и потребности в арсенале пятилетнего ребёнка имеются различные способы познания: действия и собственный практический опыт (этим он владеет достаточно хорошо); слово, т. е. рассказы взрослых (этот способ ему уже знаком продолжается процесс его совершенствования). Оба способа познания качественно меняются на протяжении старшего дошкольного возраста. Они становятся более осознанными и целенаправленными, ребёнок все больше проявляет собственную активность и инициативность в познании мира.

Периоды познавательного развития

Основой познавательного развития ребёнка дошкольного возраста — (3-7 лет) является предметное содержание нашего мира, которое в разных возрастных группах имеет свои особенности.

Развитие и обогащение познавательной сферы детей от рождения до 7 лет — сложный путь, который включает в себя накопление информации об окружающем мире; упорядочение и систематизацию представлений о мире; формирование отношения к информации, а значит, к миру. Все составляющие всегда имеют место в развитии ребёнка. Но интенсивность, степень выраженности и содержательная направленность этих процессов на каждом возрастном этапе разные.

В возрастноминтервале от 3 до 7 лет можно условно выделить четыре периода: два периода накопления информации — 3—4 года и 5—6 лет и два периода упорядочения информации — 4—5 лет и 6—7 лет. Отличительные особенности периодов накопления и упорядочения информации определяются возрастными особенностями психического и физиологического развития ребёнка, содержательной основой познания ребёнка.

В младшем дошкольном возрасте «территория познания» ребёнка ограничена ближайшим непосредственным окружением. Это связано с его познавательными возможностями, с основным способом познания на данном возрастном этапе («вижу—действую»).Поэтому наилучшим образом малыши постигают и осознают:

реальные предметы и объекты, к которым можно приблизиться, которые можно рассмотреть, подержать в руках, с которыми можно проделать различные манипуляции (действия);

события и явления окружающей действительности, в которых они сами являются активными участниками.

Благодаря этому дети накапливают довольно много представлений и знаний о ближайшем непосредственном окружении. Они хорошо ориентируются в своей группе и на своём участке детского сада, знают наименования окружающих предметов и объектов (кто? что, их различные качества и свойства (какой). Но эти представления ещё непрочно закреплены в сознании детей. Дошкольники пока слабо ориентируются в более сложных и скрытых от непосредственного взгляда характеристиках предметов и явлений (Кому они нужны? Как используются в жизни? Как взаимосвязаны друг с другом).

Читайте также:  Средство для чистки birchwood firearm cleaner

В поисках новых впечатлений и ответов на волнующие вопросы дети начинают раздвигать рамки той среды, где прожили всю предыдущую жизнь, и всячески расширяют познаваемые горизонты (квартира, группа, участок и т. п.). Однако расширение «территории познания» осуществляется только в рамках физических возможностей детей и прежнему подчинено основному способу познания: «вижу — действую». Иными словами, для расширения кругозора в младшем дошкольном возрасте новые предметы, явления, события дети должны воспринимать непосредственно (видеть, иметь к ним доступ и принимать активное участие (действовать).

В целом возраст 3—4 года можно охарактеризовать как период накопления информации.

Накопление информации происходит благодаря личному участию ребёнка в различных ситуациях, событиях; наблюдениям ребёнка реальными явлениями, предметами; манипулированию ребёнка с реальными предметами и его активным действиям в своём ближайшем окружении.

Постепенно к 4 годам ребёнок постигает (накапливает) огромное количество представлений о предметах и явлениях своего ближайшего окружения. Однако накопленные представления не всегда связаны между собой в сознании детей.

В среднем дошкольном возрасте предметное содержание приобретает значительную широту. Новый способ познания (посредством слова) расширяет «территорию познания» ребёнка, выводит его за пределы непосредственного восприятия (из ближайшего непосредственного окружения в большой мир).

Однако педагогам необходимо помнить, что содержание ближайшего окружения не теряет своей актуальности для ребёнка. Казалось бы, в знакомых объектах, предметах и явлениях он открывает новые грани, постигает их с других, ранее недоступных сторон. Ребёнок начинает осмысливать их внутренние характеристики: целевое назначение, функции. А главное, дети подходят к осознанию того, что собранная информация о конкретных предметах не существует в нашем мире хаотично, разрозненно и обособленно. Всё в этом мире взаимосвязано и взаимозависимо. Осмысление связей и зависимостей становится содержанием познавательного развития ребёнка.

Одна из линий усложнений этого содержания может быть представ- лена как последовательное овладение детьми следующими основные отношениями действительности: «часть — целое», «предмет — предмет», «предмет — система предметов». Отмечено, что приблизительно с 4 лет возможно формирование у детей умений рассматривать предмет в их взаимосвязи и во взаимодействии с целыми совокупностями других предметов, выступающими в качестве систем, внутри которых искомый предмет существует и функционирует. Иначе говоря, объектом познавательной деятельности ребёнка становится фундаментальное отношение «предмет — система предметов».

Открывающиеся перед ребёнком пятого года жизни информационные просторы также имеют свои особенности, которые необходимо учитывать при отборе конкретного содержания для познавательного развития дошкольника. Предлагаемая ребёнку информация должна касаться только тех объектов, предметов, явлений и событий, которые доступны человеческому восприятию, но в момент передачи информации отсутствуют ввиду отдалённости в пространстве и во времени.

На пятом году жизни дети всё чаще демонстрируют индивидуальные предпочтения к различным содержаниям. Это проявляется в избирательном отношении к миру, проявляющемся в более стойком, направленном интересе к отдельным объектам, предметам. Данные проявления в 4 года носят единичный характер. Но относиться к этому явлению надо внимательно и всячески его поддерживать, стимулировать и развивать. Ведь здесь закладывается фундамент последующих познавательных интересов, наличие которых является показателем готовности ребенка к обучению в школе.

В целом возраст от 4 до 5 лет можно охарактеризовать как период упорядочения информации.

Достигнутый к 4 годам уровень психического развития позволяет ребенку сделать очень важный шаг в познавательном развитии: дети 4-5 лет активно стремятся упорядочить накопленные представления об окружающем мире. Это сложное занятие для маленького ребёнка, но очень приятное и интересное.

При помощи взрослых ребёнок начинает находить в окружающей действительности и выстраивать элементарные связи и зависимости между отдельными событиями, явлениями, предметами ближайшего окружения, которые в основном уже есть в его собственном опыте.

В возрасте 4—5 лет можно выделить следующие основные направления познавательной активности детей: знакомство с предметами, явлениями, событиями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей; установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящими к появлению в сознании ребёнка целостной системы представлений; удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей; формирование положительного отношения к окружающему миру.

Читайте также:  Какие метрологические характеристики средств измерений вы знаете

В старшем дошкольном возрасте ребёнок по-прежнему с интересом смотрит на мир. Всё чаще и смелее он бросает свой взор на открывшуюся перспективу познания большого мира. Ведь большой мир — это огромный пласт знаний, которые накопило человечество на пути познания мира. Дети смело «пересекают пространство и время», им всё интересно, их манит и привлекает. Старший дошкольник с одинаковым рвением пытается освоить как то, что поддаётся осмыслению на данном возрастном так и то, что он пока не в состоянии глубоко и правильно осознать.

Именно у детей 5—7 лет наблюдается пик познавательных вопросов. Их познавательныепотребности можно выразить девизом: «Хочу знать!» В содержательную основу познавательного развития старшего дошкольника всё активнее начинают входить социальные понятия.

Старшего дошкольника отличает стремление расширить познаваемые горизонты действительности; желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения; интерес к новым источникам информации (помимо взрослых); потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру, более яркие и чёткие (по сравнению с предшествующими годами) индивидуальные познавательные интересы и предпочтения.

Однако в старшем дошкольном возрасте можно условно выделить две тенденции, которые определяют периоды освоения содержания.

Первая тенденция попадает на возраст 5—6 лет и характеризуется повышенным интересом к отдельным содержаниям, находящимся в информационном поле большого мира. Эти содержания часто базируются на уже имеющихся у ребёнка представлениях о ближайшем непосредственном окружении и являются их информационным продолжением. Например, ребёнок имеет представления о растениях своего окружения.Теперь его интересует: где ещё растут такие растения (цветы, деревья и пр.? Что растёт в Африке? Каков растительный мир воды (рек, озёр, морей? Какие растения были в период динозавров? Когда появился первый цветок? И т. д. Рассуждая, предполагая и получая ответы на свои вопросы, ребёнок достаточно резко расширяет свой кругозор за счёт новых сведений.

В целом возраст от 5 до 6 лет можно охарактеризовать период накопления информации.

При этом в отличие от возрастного периода 3—4 года, где также шло накопление информации, содержания, интересующие детей 5 лет, касаются не ближайшего окружения, а отдалённого, большого мир.

Вторая тенденция попадает на возраст 6—7 лет и характеризуется тем, что познавательные усилия ребёнка нацелены на систематизацию и расширение представлений о предметах, явлениях природы и об общественной жизни, на активизацию самостоятельной поисковой деятельности. В этой возрастной группе более ярко проявляются индивидуальные познавательные интересы, потребности и способности детей. В целом возраст от 6 до 7 лет можно охарактеризовать период упорядочения информации.

Накопленные к 6 годам сведения о мире являются серьёзной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребёнка. Эта база данных о большом мире снова требует от ребёнка определённых умений упорядочения накопленных и поступающих сведений. В этом ему, конечно, помогут взрослые, которые направят процесс познания детей 6—7 лет на установление осмысленных взаимосвязей нашего мира (причинно-следственных, целевых); упорядочение информации по разным основаниям, дальнейшее формирование положительного отношения к миру.

Развивая познавательную сферу детей дошкольного возраста, важно помнить, что собственно информация (сведения, факты, события жизни) ни в коем случае не рассматривается как самоцель, как знания ради знаний. Информация рассматривается как средство, с помощью которого надо сформировать у ребёнка целостную картину мира, широкий кругозор, развить у него необходимые для познавательного развития процессы, навыки, умения, способы познания.

Дополнение к программе допполнительного образования для детей школьного возраста с УО «Познавательное развитие» 1 г обучения Продолжительность и количество занятий Количество занятий определяется учебным планом: 1 полугодие длится 15 недель, 2 полугодие — 19 недель.

Дополнение к программе допполнительного образования для детей школьного возраста с УО «Познавательное развитие» 2 г обучения 2 год обучения (умеренная и тяжелая степень УО) «Развитие речи и окружающий мир» «Игрушки» Продолжать знакомство с игрушками (мяч, кукла,.

Дополнение к программе допполнительного образования для детей школьного возраста с УО «Познавательное развитие» 4 г обучения 4 год обучения «Развитие речи и окружающий мир» «Осень. Урожай» Продолжать знакомство с характерными признаками сезона (1-2): желтеют.

Интеллектуальное и познавательное развитие у детей младшего дошкольного возраста За последние десятилетия интеллектуальное и познавательное развитие у детей младшего дошкольного возраста становится одной из актуальнейших.

Читайте также:  Как построить график функции средствами excel

«Муравьи-санитары леса». Конспект ООД по ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» по теме\r\n «Муравьи – санитары.

Конспект экскурсии «Сокровище матушки Земли» для детей старшего дошкольного возраста по ОО «Познавательное развитие» Мы с детьми решили подробно изучить, что такое почва, почему на ней растут растения, узнать, живет ли кто-нибудь в земле? Ждем, когда наступит.

Опыт работы по теме «Познавательное развитие детей дошкольного возраста через сенсорное воспитание» На формирование моего опыта оказали влияние следующие факторы: — изучение методической литературы — изучение опыта коллег — посещение занятий.

Проект «Смотри во все глаза». Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста из цикла «Познай себя» Цель: продолжать формировать познавательный интерес к человеку. Задачи: • Дать представления о том, что глаза являются одним из основных.

Пояснительная записка к программе допполнительного образования для детей школьного возраста с УО «Познавательное развитие» Пояснительная запискаНастоящая рабочая программа «Познавательное развитие» разработана на основе программы дополнительного образования «Все.

Тема: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста» «Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать.» Василий Александрович Сухомлинский «Маленький ребенок по сути.

Источник



Детская энциклопедия, как средство развития интересов у старших дошкольников

Людмила Данилова
Детская энциклопедия, как средство развития интересов у старших дошкольников

Средством познания мира является литература, но для приобретения обширного опыта человеку нужны разные книги, не только художественные, но и в том числе научно-популярные и энциклопедические.

Развитие познавательного интереса дошкольников – одна из самых актуальных задач современного дошкольного образования. Ведь через познание детьми окружающей действительности идет развитие психики и формирование личности.

Психолого-педагогические исследования говорят нам о том, что ребёнку к моменту поступления в школу необходимо иметь базу, накопленных ярких впечатлений, интересных и полезных сведений, чтобы у него сформировалась потребность узнавать новое, непонятное. Необходимо создать основу для успешного усвоения знаний в процессе обучения в школе.

Мы наблюдаем, что в старшем дошкольном возрасте познавательные интересы наших воспитанников становятся разносторонними и мы-педагоги, родители в полной мере не всегда владеем той информацией, которая необходима детям. Поэтому нам на помощь приходит детская энциклопедическая литература, где в доступном изложении, дети встречаются с интересной информацией. Это может послужить толчком для серьёзных размышлений об окружающей действительности. Эти книги показывают ребёнку достижения науки, техники, побуждают серьёзнее узнавать окружающий мир, развивать познавательный интерес, формировать видения мира.

Ведь исследователи подсчитали, что в раннем детстве человек задаёт окружающим до 500 вопросов в день.

Поэтому, необходимо обратить внимание на познавательные потребности и запросы детей, создать условия для их удовлетворения.

В нашей группе мы внимательно изучаем познавательные потребности детей и создаём необходимые условия для их удовлетворения.

Книги, разнообразные по тематике, находятся в доступности для дошкольников. У нас в книжных уголках имеются книги, которые раскрывают темы по лексическим темам недели, например, «Космос», «Человек», «Птицы» и т. д.

Энциклопедическая литература используется нами как средство развития познавательного интереса детей. К научно-популярным книгам исследовательской, природоведческой направленности мы обращаемся во время непосредственной образовательной деятельности.

В своей работе мы ещё используем книжки-малышки по темам недели, которые дети изготавливают своими руками. Эта форма работы помогает развить творческий потенциал детей, развивает познавательный интерес, активизирует словарный запас детей, развивает речь. Многие дети к концу дошкольного возраста уже могут самостоятельно читать.

Свою работу по формированию интереса к энциклопедической литературе мы ведём в тесном контакте с родителями, объединяем усилия для достижения общего результата.

Заинтересованность близких людей придаёт ребёнку уверенность, содействует формированию познавательных потребностей.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Дидактические игры по математике как средство развития дошкольников Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития детей. В.

Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников Фотоотчет. Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников. Воспитатель: Назарова Татьяна Александровна Игра.

Источник