Меню

Здоровый образ жизни система закаливания важное условие для воспитания здорового ребенка

Закаливание важное условие для воспитания здорового ребенка

Главная > Реферат >Культура и искусство

РАЗДЕЛ I.ЗАКАЛИВАНИЕ – ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА. 5

1.1.Понятие и механизм закаливания. 5

1.2. Принципы закаливания. 9

РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ. 13

2.1. Закаливание воздухом. 13

2.2. Закаливание солнечными лучами. 17

2.3. Закаливание водой. 18

2.4. Гигиенические требования при проведении занятий. 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 27

Давно известно, что здоровье человека на 10-20% зависит от наследственности, 10-20% — от состояния окружающей среды, 8-12% — от уровня здравоохранения и 50-70% — от образа жизни.

Здоровый образ жизни – это рациональное питание, занятие спортом, отказ от алкоголя и курения и многое другое. Важную роль играет и закаливание. Закаливание – это научно-обоснованная система использования физических факторов внешней среды для повышения сопротивляемости организма к простудным и инфекционным заболеваниям. Закаливание – обязательный элемент физического воспитания, особенно важный для молодежи, так как имеет большое значение для укрепления здоровья, увеличения работоспособности, улучшения самочувствия, настроения и бодрости. Закаливание, как фактор повышения сопротивляемости организма к различным метеорологическим условиям, использовалось с древних времен.

Многие привыкли думать, что закаливание организма – это только лишь обливание холодной водой. И они заблуждаются. Закаливание – это целый спектр мероприятий, который включает в себя воздушные и солнечные ванны, ножные ванны, обтирание, купания в открытых водоемах, контрастные процедуры и даже хождение босиком тоже есть закаливание.

Закаливание имеет цель повысить сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. В первую очередь закаливание действует, конечно, на простудные заболевания. Почему именно на них? Все просто. Потому что закаливание вырабатывает устойчивость организма к переохлаждению, а именно переохлаждение и вызывает простудные заболевания. А также закаливание оказывает оздоровляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ, увеличивает жизненную емкость легких, мышечную силу, нормализует артериальное давление и другое.

Закаливание надо производить, используя все доступные мероприятия в комплексе. Важно для достижения эффекта закаливания, чтобы один и тот же прием повторялся не один раз. Закаливание следует усиливать постепенно. Закаливание обязательно следует производить с учетом индивидуальных особенностей личности и здоровья. И, самое главное, закаливание должно носить постоянный характер. Научно доказано, что если закаливание проводилось в течение 2-3 месяцев и затем было прекращено, то закаленность организма исчезает уже через месяц! Поэтому при длительных перерывах в закаливающих процедурах, закаливание начинают снова с исходных температур.

Цель работы – рассмотреть особенности системы закаливания для воспитания здорового ребенка.

Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка литературы.

ЗАКАЛИВАНИЕ – ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

1.1.Понятие и механизм закаливания

В определении, приводимом В. Далем в «Толковом словаре живого великорусского языка» дается трактовка закаливания применительно к человеку. В. Даль считал, что закаливать человека – это «приучать его ко всем лишениям, нуждам, непогоде, воспитывать в суровости» [6, с. 453].

Известный русский физиолог академик И. Р. Тарханов, автор вышедшей в 1899 году книги «О закаливании человеческого организма», определяя сущность закаливания, писал: «К слову «закаливание» или «закал» в приложении к организму русская речь прибегает по аналогии с явлениями, наблюдаемыми на железе, стали, при их закаливании, придающем им большую твердость и стойкость».

Известный русский педиатр, активный сторонник закаливания Г.Н. Сперанский, рассматривал закаливание как воспитание в организме способности быстро и правильно приспосабливаться к меняющимся внешним условиям [1, с. 134-135].

Суммируя научные данные об использовании естественных факторов природы, физиолог А. П. Парфенов отмечал, что можно «определить закаливание человека как частный случай тренировки, направленной к совершенствованию способности организма выполнить работу, связанную с повышением стойкости своих тканей по отношению к действию вредных влияний».

В более узком смысле под закаливанием следует понимать различные мероприятия, связанные с рациональным использованием естественных сил природы для повышения сопротивляемости организма вредным влияниям различных метеорологических факторов.

Любое совершенствование – это длительная тренировка. Следовательно, закаливание – это своеобразная тренировка защитных сил организма, подготовка их к своевременной мобилизации.

Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Закаленный человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма.

Читайте также:  Фиксики за здоровый образ жизни рисунки

Главное же заключается в том, что закаливание приемлемо для любого человека, т.е. им могут заниматься люди любых возрастов независимо от степени физического развития. Закаливание повышает работоспособность и выносливость организма. Закаливающие процедуры нормализуют состояние эмоциональной сферы, делают человека более сдержанным, уравновешенным, они придают бодрость, улучшают настроение. Как считают йоги, закаливание приводит к слиянию организма с природой.

Закаливание — система методов целенаправленного повышения функциональных резервов организма и его устойчивости к неблагоприятному действию факторов окружающей среды путем систематического тренирующего дозированного воздействия ими [10, с. 56-58].

Основные факторы закаливания — воздух, солнце и вода.

Рассмотрим, в чем же заключается механизм закаливания.

Одним из важных факторов внешней среды, в которой живет человек, является её температура. Организм человека должен постоянно поддерживать тепловой баланс при различных внешних температурах. И.П. Павлов писал, что организм может существовать только до тех пор, пока он в каждый момент уравновешивается с окружающими условиями. Как только это равновесие серьёзно нарушается, он перестаёт существовать.

В организме непрерывно происходят окислительные процессы с освобождением энергии, которая в конечном итоге превращается в тепловую, и передаются во внешнюю среду. Процессы теплообразования и теплопередачи регулируются системой терморегуляции в пределах её восстановительных возможностей. Под терморегуляцией понимается совокупность физиологических процессов, направленных на поддержание на определённом уровне относительно постоянной температуры тела человека.

Особенности терморегуляции организма детей породили еще в далеком прошлом две точки зрения на целесообразность подвергать их чрезмерным холодовым воздействиям. Сторонники одной из них рассматривали такое закаливание в качестве необходимого условия воспитания детей. При этом ссылались на обычаи некоторых народов. Так, скифы купали маленьких детей в любую погоду. Обычай обтирать новорожденных снегом, обливать маленьких детей холодной водой, купать в утренней росе существовал у якутов, остяков, тунгусов, цыган и др.

Здесь напомним, что наукой признаны целесообразными не все способы закаливания детей, существовавшие в обычаях разных народов, много среди них и таких, которые наносили непоправимый вред здоровью.
Сторонники другой точки зрения считали закаливание холодом для детей только вредным. Так, известный популяризатор медико-биологических знаний прошлого века Г. Льюис писал: «Философия красноречиво проповедовала, что детей следует закалять, что холодные купания и легкая одежда должны укреплять детей точно так же, как и взрослых. Не слушайте этих философов, почтенные матери!. Очень здоровые дети, правда, вынесут такой эксперимент, но он во всяком случае более или менее повредит им, в силу общего закона, по которому животное, чем оно моложе, тем менее способно противодействовать внешнему холоду»

М. В. Ломоносов резко выступал против попыток представить религиозный обряд крещения, как якобы направленный на закаливание младенцев. Он писал: «Упрямых попов, кои хотят насильно крестить холодной водою, я почитаю палачами, затем что желают после родин и крестин вскоре и похорон для своей корысти». Предельные холодовые нагрузки на организм детей и подростков требуют чрезвычайного напряжения всех физиологических механизмов, всех его защитных сил. И справиться с этой нагрузкой ребенок сможет лишь за счет нарушения деятельности органов и систем, которые непосредственно не участвовали в этой работе. Это так называемая цена приспособления. Наиболее уязвимым в таких ситуациях оказывается головной мозг. Поэтому мы считаем предельные холодовые нагрузки нецелесообразными для растущего организма.

Есть достаточно других более легких и безопасных средств закаливания. Все сказанное позволяет отрицательно относиться к «моржеванию» детей и подростков и не рекомендовать данную форму тренировки защитных сил организма [11, с. 165-168].

По мере роста ребенка под влиянием закаливания увеличивается координирующая роль центральной нервной системы на деятельность всех внутренних органов, реакции организма становятся все более экономными, улучшается способность к тренировке. Надо подчеркнуть, что определенная ответная реакция организма вырабатывается только при систематическом повторении и только на данный фактор. На любые новые воздействия дети реагируют как незакаленные.

Вместе с тем нельзя не отметить и другую закономерность, определяющую неспецифический эффект закаливания, который проявляется в том, что любые воздействия оказывают общее благотворное влияние на центральную нервную систему, улучшают ее координирующую функцию и подвижность нервных процессов. Благодаря этому совершенствуется не только взаимодействие физиологических систем: дыхания и кровообращения, обмена веществ и регуляции тепла, но также и работоспособность центральной нервной системы, психическое и физическое развитие человека.

Читайте также:  За здоровый образ жизни картинки png

Помимо возрастных особенностей организма, эффект закаливания во многом определяется индивидуальными чертами характера ребенка, типологическими особенностями его высшей нервной деятельности. В организации закаливания необходимо учитывать индивидуальные особенности детей и подростков, не пренебрегать ими. Так, закаливание детей, у которых ярко выражены сила и уравновешенность нервных процессов, полезно проводить более быстрыми темпами по сравнению с закаливанием детей, в поведении которых обнаруживаются признаки слабости нервных процессов. Если у ребенка преобладает возбуждение, лучше проводить с ним успокаивающие процедуры, а если преобладает торможение, — бодрящие.

Очень важно, чтобы во время закаливающих процедур у ребенка было хорошее настроение. Экспериментально подтверждено, что положительные эмоции почти полностью исключают отрицательный эффект даже при очень сильном охлаждении [21, с. 345-349].

1.2. Принципы закаливания

Закаливание – это, прежде всего, умелое использование совершенных, созданных тысячелетней эволюцией физиологических механизмов защиты и адаптации организма. Оно позволяет использовать скрытые возможности организма, мобилизовать в нужный момент защитные силы и тем самым устранить опасное влияние на него неблагоприятных факторов внешней среды.

Приступая к закаливанию, следует придерживаться следующих принципов:

а) Систематичность использования закаливающих процедур .

Закаливание организма должно проводиться систематически, изо дня в день в течение всего года независимо от погодных условий и без длительных перерывов. Лучше всего, если пользование закаливающими процедурами будет четко закреплено в режиме дня. Тогда у организма вырабатывается определенная стереотипная реакция на применяемый раздражитель: изменения реакции организма на воздействие холода, развивающиеся в результате повторного охлаждения, закрепляются и сохраняются лишь при строгом режиме повторения охлаждений. Перерывы в закаливании снижают приобретенную организмом устойчивость к температурным воздействиям. В этом случае не происходит быстрой адаптационной ответной реакции. Так, проведение закаливающих процедур в течение 2-3 месяцев, а затем их прекращение приводит к тому, что закаленность организма исчезает через 3-4 недели, а у детей через 5-7 дней.

б) Постепенность увеличения силы раздражающего воздействия .

Источник



Здоровый образ жизни система закаливания важное условие для воспитания здорового ребенка

Для повышения защитных сил организма детей используют закаливание, Большинство родителей имеют смутное представление о закаливании и практически ничего не делают для повышения защитных сил организма к действию неблагоприятных метеорологических факторов. Более того из-за боязни простуды, начинают заниматься пассивной защитой в виде укутывания, боязни открытых окон, проветривания помещений. Это не дает возможности для тренировки и совершенствования системы терморегуляции, что приводит к возникновению частых простудных заболеваний. Основные факторы закаливания — природные и доступные “Солнце. Воздух и Вода”.

Основные эффекты закаливающих процедур:

— укрепление нервной системы;

— развитие мышц и костей;

— улучшение работы внутренних органов;

— активизация обмена веществ;

— невосприимчивость к действию болезнетворных факторов.

Средства закаливания просты и доступны. Главное отбросить многие укоренившиеся предрассудки бабушек и родителей.

Основные принципы закаливания:

проводить закаливающие процедуры систематически;

увеличивать время воздействия закаливающего фактора постепенно;

учитывать настроение ребенка и проводить процедуры в форме игры;

начинать закаливание в любом возрасте; лучше в весеннее время;

никогда не выполнять процедуры, если ребенок замерз, то есть не допускать переохлаждения ребенка;

избегать сильных раздражителей: продолжительного воздействия холодной воды или очень низких температур воздуха, а также перегревания на солнце;

правильно подбирать одежду и обувь: они должна соответствовать температуре окружающего воздуха и быть из натуральных тканей и материалов;

закаливаться всей семьей;

закаливающие процедуры сочетать с физическими упражнениями и массажем;

в помещении, где находится ребенок, никогда не курить.

Закаливающие воздушные процедуры:

Проветривание комнаты. Температура воздуха в комнате ребенка должна быть от 20 до 22 градусов. Проветривание зимой можно проводить в присутствии ребенка. За счет открытых форточек и окон быстро достигается снижение температуры воздуха на 1 градус. Повторяют проветривание зимой 4-5 раз в день, а летом доступ свежего прохладного воздуха должен быть постоянным. Сквозное проветривание проводят при отсутствии ребенка в комнате. Методы закаливания делятся на традиционные и нетрадиционные. Наиболее удобными и физиологически обоснованными являются традиционные методы закаливания воздухом. Это объясняется тем, что потребность растущего организма в кислороде более, чем в 2 раза превышает таковую у взрослых. Пребывание ребенка на свежем воздухе имеет важное оздоровительное значение. Солнечные ванны также являются хорошей закаливающей процедурой. Инфракрасные лучи солнечного спектра оказывают на организм тепловое воздействие, что способствует улучшению кровотока. Ультрафиолетовые лучи способствуют выработке витамина Д и повышают обменные процессы. Они оказывают бактерицидное действие, повышают сопротивляемость к простудным заболеваниям. Прогулки на свежем воздухе должны проходить ежедневно и составлять не менее 2-хчасов.

Читайте также:  Здоровый образ жизни как прожить дольше

Воздушные ванны: при первых признаках переохлаждения ребенка и появлении “гусиной кожи”, посинения губ, беспокойстве, малыша следует немедленно одеть!

Закаливание водой может проводиться, как местные или общие процедуры.

К местным процедурам относят умывание, обтирание, обливание, ванны.

Закаливание только тогда эффективно, когда холодной водой обливают теплого ребенка

Существуют специальные правила закаливания:

1. необходим психологический настрой;

2. важна систематичность занятий;

3. нужно учитывать сезон, не стоит начинать закаливание весной и осенью т.к. возможны простудные заболевания и обострение хронических;

4. закаливание должно быть комплексным: активным и пассивным, общим и местным;

6. учитывать индивидуальные особенности ребенка и климатические факторы;

7. закаливание должно приносить радость

Интенсивные методы закаливания

К интенсивным методам закаливания относят те методы, при которых происходит хотя бы кратковременный контакт тела со снегом, ледяной водой или морозным воздухом. Промежуточное место между традиционным и интенсивным закаливанием занимают контрастные процедуры. При хронических заболеваниях верхних дыхательных путей у детей, тонзиллите, аденоидах предпочтительнее применять контрастные процедуры. Ведущим должен быть принцип использования контрастных воздействий т.к. он обеспечивает оптимальную тренировку термрегуляционных механизмов.

Основные виды контрастных закаливающих процедур:

контрастные ножные ванны;

сауна; русская баня

Контрастное обливание ножек: ставят два таза с таким количеством воды, чтобы уровень ее доходил до середины голени. В одном тазу вода должна быть горячей 38-40 градусов, а в другом при первой процедуре – на 3-4 градуса ниже. Малыш сначала погружает ножки в горячую воду на 1-2 минуты и барахтает ими в воде, а затем “перескакивает” в таз с прохладной водой на 5-20 секунд. Так можно менять горячие и прохладные ножные ванны 3-6 раз. Каждые 5 дней температуру воды во втором тазу снижают на 1 градус, доводя до 17-12 градусов. Если ребенок часто болеет, процедуру заканчивают тазом с горячей водой, если ребенок здоров — прохладной. Чтобы ребенку было не скучно, следует проводить контрастные процедуры в виде игры.

Контрастный душ можно использовать для детей старше 2-х летнего возраста. При этом малыш стоит под “горячим дождиком” 1-2 минуты, а затем под “холодным” — 10-20 секунд. Чередовать 5-10 раз. Многие дети хорошо переносят хождение по снегу босиком после адаптации к обливанию стоп прохладной водой. Важно, чтобы под снегом была земля, а не бетон или асфальт. Выходите с малышом, когда выпадет чистый снег, в удобной обуви (валеночки), которую легко снимать и одевать. Побегайте с ребенком. Если у него будут красные щечки, значит и ножки малыша теплые. Снимаете обувь и ставите на несколько секунд ножку на снег. После этого вытереть ноги махровым полотенцем, одеть обувь. Делайте эти закаливающие процедуры вместе всей семьей! Первое условие закаливания — выбор правильной не перегревающей одежды. Одежда на улице и дома должна быть легкой, позволяющей двигаться без затруднений. Некоторые родители бросаются в другую крайность – одевают детей только в трусики — такой режим не способствует закаливанию. Хорошее закаливающее воздействие оказывает хождение босиком. Установлено, что на подошвенной поверхности стопы имеется значительно больше температурных рецепторов, чем на остальных участках кожи. Начинать нужно с малых и непродолжительных воздействий. Если ребенок не готов к холодным процедурам, есть альтернатива – горячие обтирания. В этом случае горячая вода тонким слоем ложится на тело и тут же испаряется, а испаряясь уносит тепло. Чем выше температура воздуха и воды, чем суше помещение, тем интенсивнее испарение. Сначала рекомендуется горячей губкой обтереть руки и ноги, затем переходить к обтиранию всего тела. Холод подводится к коже легко, человеку приятно, в отличие от контактного закаливания холодной водой. К нетрадиционным методам относятся: зимнее плавание — «моржевание», хождение босиком по снегу, обливание и купание в ледяной воде. Из-за недостаточно сформированной системы терморегуляции и адаптации, незавершенности развития иммунной системы – это достаточно спорный метод. Существуют и противопоказания к закаливанию.

Источник