Меню

Здоровый образ жизни ребенка спортсмена

Значение здорового образа жизни для спортсмена
статья по физкультуре

ЗОЖ в жизни спортсмена

Скачать:

Вложение Размер
znachenie_zozh_dlya_sportsmena.docx 16.47 КБ

Предварительный просмотр:

Значение здорового образа жизни для спортсмена.

Здоровый образ жизни очень важен для спортсмена, так как поддерживает оптимальное состояние организма, умственные функции, веселое настроение. Нездоровый образ жизни: бессонные ночи, постоянное сидение перед компьютером, сидячий образ жизни, плохое питание, вредные привычки, отсутствие связи с природой, отсутствие полноценного отдыха и сна, не правильный распорядок дня, не правильный режим труда и отдыха ведут к значительному ухудшению состояния спортсмена и его спортивных результатов.

Положительный эффект занятий и высокие спортивные результаты могут быть достигнуты только при условии соблюдения определенных гигиенических правил. Можно привести много примеров, когда талантливые, подававшие большие надежды юноши так и не могли достигнуть спортивных высот из-за того, что пренебрегали режимом, не соблюдали гигиенических положений тренировки, не находили в себе сил отказаться от вредных привычек: курения и употребления алкогольных напитков. Гигиена спортсмена включает в себя рациональный режим (правильное чередование труда, отдыха, тренировочных занятий, достаточный и полноценный сон), соблюдение правил личной гигиены, закаливание и оздоровительные мероприятия, рациональное питание, выполнение гигиенических требований в местах занятий спортом. Преподаватель и тренер, работающие с юными спортсмена, должны хорошо знать и умело применять различные гигиенические факторы в тренировке. Необходимо не только уметь разъяснить значение тех или иных гигиенических мероприятий, но и помочь юным спортсмена правильно и своевременно их осуществлять. Весьма важно также систематически осуществлять контроль за тем, как юные спортсмены выполняют режим и соблюдают основные правила гигиены.

Правильный режим дня обеспечивает полное восстановление сил организма и создает оптимальные условия, содействующие укреплению здоровья, улучшению физического развития и достижению высоких спортивных результатов. Это объясняется тем, что при правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается определенный ритм деятельности организма, в результате чего спортсмен может наиболее эффективно в определенное время выполнить ту или иную работу. Рациональный режим дня не только помогает сохранить высокую работоспособность и эффективно тренироваться, но и дает возможность лучше планировать свое время, успешно учиться. Следует также помнить, что неуклонное соблюдение режима является прекрасным средством воспитания у спортсменов организованности, воли и приучает к сознательной дисциплине. Естественно, в связи с различными условиями учебы и быта не может быть единого распорядка дня для всех, однако основные положения его должны соблюдаться в любом случае. В распорядке дня юного спортсмена необходимо, прежде всего обеспечивать: выполнение различных видов деятельности в строго определенное время; правильное чередование различных видов деятельности, способствующее предупреждению наступления утомления; рациональное и регулярное питание; длительный и полноценный сон. Лучше всего тренировочные занятия для школьников проводить в 10-12 или в 15-18 часов. Прием пищи следует всегда осуществлять в строго определенное время: это способствует лучшему усвоению пищи. Во время занятий в школе на большой перемене нужно что-нибудь съесть. Ни в коем случае нельзя тренироваться натощак. Прием пищи рекомендуется проводить за 1,5—2 часа до тренировки и спустя 40 мин. после нее.

Домашние учебные занятия должны выполняться в строго определенное время. Через 45 мин. занятий следует устраивать 5-10-минутные перерывы, во время которых желательно выполнить несколько физических упражнений. В режиме дня следует обязательно предусматривать время для помощи семье. Здесь выполняются посильные для ребят различные виды домашних работ: уборка помещения, мытье посуды, покупки и т. п.

У каждого школьника должно быть свободное время, которое посвящается чтению литературы, любимым занятиям, просмотру телевизионных передач. К сожалению, часто приходится наблюдать, как дети и подростки в ущерб учебным занятиям или сну слишком много времени проводят у компьютера или телефона. Как показывают научные наблюдения, следствием этого является нарастающее утомление и снижение работоспособности. Поэтому необходимо ограничивать время использования гаджетов.

Важное значение в режиме юного спортсмена имеет сон. Во время сна организм (и в первую очередь центральная нервная система) получает наиболее полноценный отдых и восстанавливает работоспособность. Систематическое недосыпание может вызвать истощение нервной системы, снижение работоспособности и ослабление защитных сил организма. Потребность детей во сне зависит от возраста, состояния здоровья и физического развития ребенка, а также от физических и психических нагрузок. В периоды напряженных занятий и физических нагрузок время сна юных спортсменов следует увеличивать. Весьма важно, чтобы сон был непрерывным и протекал в определенные часы. Если есть привычка ложиться и вставать в одно и то же время, то человек быстро засыпает в установленные часы. Немаловажным является и устранение различных раздражителей (свет, музыка, разговоры), которые резко нарушают полноценность сна. Перед сном следует проветривать помещение, а еще лучше приучить себя спать круглый год при открытой форточке. В период напряженных занятий, тренировок и соревнований иногда полезно поспать днем. Если же после такого сна появляется вялость, ухудшается самочувствие, то от него следует отказаться. Даже незначительные отклонения в состоянии здоровья приводят к нарушению сна. При неправильной тренировке, а также при различных отклонениях от нормального режима труда и отдыха наблюдаются первые симптомы бессонницы: спортсмен долго не может заснуть, просыпается ночью. Если такое наблюдается в период напряженных занятий, это сигналы перетренированности. При появлении их надо пересмотреть распорядок дня, снизить физическую нагрузку и переключиться на активный отдых. Перед соревнованиями нарушение сна нередко вызывается излишним волнением спортсмена.

В период подготовки и во время соревнований не следует резко менять привычный распорядок дня. Отдыхая перед соревнованиями, необходимо переключать свое внимание на другие виды деятельности: заняться интересным и любимым делом, посетить концерт, театр, кино. По возможности следует больше бывать на воздухе, меньше думать и беседовать с товарищами о предстоящих соревнованиях. Во время каникул юные спортсмены также должны строго соблюдать распорядок дня. Естественно, у них уже нет учебных занятий, и это время следует использовать для более частых тренировок, пребывания на воздухе, занятий другими видами спорта. Важное значение имеет соблюдение правил личной гигиены. После тренировки или соревнования необходимо принять душ, затем растереться полотенцем и сделать легкий массаж крупных мышечных групп. Раз в неделю необходимо посещать баню и менять нательное белье.

Источник



«Спорт — залог здоровья». Беседы с детьми о спорте, спортсменах, физической культуре и методах укрепления здоровья

Ирина Плейкшнис
«Спорт — залог здоровья». Беседы с детьми о спорте, спортсменах, физической культуре и методах укрепления здоровья

«Спорт – залог здоровья»

(беседы с детьми о спорте, спортсменах, физической культуре и методах укрепления здоровья)

1. Тема: «Спорт и спортсмены»

Цель: закрепление знаний детей о различных видах спорта, спортсменах; развитие физические качества, расширение кругозора детей.

— воспитывать интерес к различным видам спорта и спортивным играм,

— формировать осознанное позитивное отношение к занятиям физической культурой и спортом, потребность в целенаправленной развивающей двигательной активности,

— развивать двигательную активность, самоконтроль, координацию движений и моторные навыки.

Наглядно-дидактическое пособие Э. Емельянова «Расскажите детям об олимпийских чемпионах»

Наглядно-дидактическое пособие Э. Емельянова «Расскажите детям об Олимпийских играх»

Мячи по количеству детей.

инструктор: Как называются люди, которые свою жизнь посвятили спорту? Правильно

инструктор: Да, люди, которые посвятили свою жизнь спорту, называются спортсменами. Сегодня мы поговорим о спорте и спортсменах. Давайте с ними познакомимся (фотографии, карточки спортсменов и различных видов спорта – объяснения, комментарии о виде спорта, спортсмене, инвентаре).

Вы знаете, что существуют разные виды спорта – зимние и летние. Олимпийские игры также бывают и летними, и зимними. Что такое Олимпийские игры? Что вы знаете об олимпийских играх?

В этом году проходили Зимние Олимпийские игры. Дети, в какой стране, городе проходили Олимпийские игры?

инструктор: Все мы болели за Российских чемпионов и, судя по количеству наград, можно смело сказать, что наши спортсмены много тренировались и стали Олимпийскими чемпионами (показ фотографий спортсменов, название видов спорта в которых спортсмены победили на Олимпиаде).

инструктор: Чтобы стать настоящим спортсменом, требуется много сил, энергии, здоровья, труда и желания. Настоящий спортсмен, в ходе тренировок приобретает много качеств : выносливость, силу, ловкость, меткость, быстроту, грациозность, стройную фигуру, правильную осанку.

Однако не все знают, чтобы добиться этих качеств, спортсмены много и постоянно тренируются. Дети, а что такое тренировка? Каких качеств, спортсмены добиваются тренировками?

инструктор: Правильно, изо дня в день, с утра до вечера, жизнь спортсмена проходит в тренировках. Спортсмены бегают, прыгают, работают с разным спортивным инвентарем: мячами, скакалками, коньками, лыжами и т. д., но не все могут стать спортсменами. Одним — не хватает упорства, желания, другим — не позволяет здоровье. Но это совсем не означает, что вы не должны дружить со спортом. Пусть вы не станете знаменитыми спортсменами, такими как Власов или Роднина, Исинбаева или Третьяк, но вы же хотите быть быстрыми ловкими, выносливыми?

инструктор: Какой вид спорта, нравится тебе Василина и какой спортивный инвентарь используется в этом виде спорта?

Василина: Мне нравится художественная гимнастика, можно под музыку попрыгать на скакалке, покрутить обруч.

инструктор: Правильно, в художественной гимнастике используют в упражнениях и другой спортивный инвентарь: мячи, ленты, булава.

инструктор: Задаю вопросы другим детям, каким спортом они хотели бы заниматься. По ходу ответов показываю фотографии спортсменов, того вида спорта, который нравится ребенку. Дети называют фамилии чемпионов, вид спорта, инвентарь, где состязался тот или иной спортсмен (и не только участников Олимпийских игр 2014г., но и других знаменитых чемпионов нашей Родины).

Предлагаю дома организовать мини уголок, для спортивного инвентаря: мяч, скакалка, гантели, обруч, перекладина или гимнастическая лестница (любая). С этим спортивным инвентарем можно выполнить много интересных упр., игр. А те дети, которые хотят всерьез заняться спортом, могут записаться в спортивные кружки или секции, когда пойдут в школу.

инструктор: Из нашей беседы вы поняли, что спорт – это, прежде всего, физические упражнения, только более сложные и подчиненный строгим правилам. Физические упражнения являются основой физкультуры, но о физкультуре мы поговорим с вами в следующей беседе.

инструктор: Все встали, направо, взяли мяч, в колонне по одному шагом марш.

Разминка: «Спортивный мяч».

инструктор: 1. В мяч большой мы играем в баскетбол.

Отбиваем мы его, мячик прыгает легко (идут друг за другом, отбивая о пол мяч, правой (левой) рукой).

2. Друг за другом мы пойдем, мячом в кольцо все попадем (дети бросают мяч в баскетбольное кольцо).

3. Мячик, мячик, мячик мой. Любим мы играть в футбол.

Мяч ногами я веду, гол в ворота я забью (внутренней стороной стопы ведут мяч перед собой).

инструктор: Через центр зала по два.

4. Через сетку две команды перебрасывают мяч.

Он летает очень быстро в волейболе от подач (дети одновременно бросают друг другу свой мяч и ловят).

5. Мяч подбросим, и поймаем, руки, ноги укрепляем,

Ловкость, силу развиваем, себя к спорту приобщаем (подбрасывают мяч вверх и ловят его).

6. Словно наш спортивный мяч, прыгайте, ребята, вскачь.

Будем прыгать мы легко, будем прыгать высоко,

Прыг-скок, прыг-скок ведь спортивный мы народ.

инструктор: Упр. на восстановление дыхания: «Веселый мяч».

2. Тема: «Физкультура и спорт — здоровье, красота ».

Цель: расширение знаний о физической культуре, ее значении в здоровом образе жизни.

— прививать интерес к физической культуре,

— укреплять физическое и психическое здоровье детей,

— воспитывать желание у детей заботиться о здоровье своего организма, его развитии и безопасности.

Наглядно-дидактическое пособие Э. Емельянова «Зимние виды спорта» 2014

Наглядно-дидактическое пособие Э. Емельянова «Летние виды спорта»

Наглядно-дидактическое пособие Э. Емельянова «Спортивный инвентарь»

Комплект раскрасок «Спортивные зверята», цветные карандаши.

инструктор: В прошлой беседе мы говорили о спорте, но основа спорта – физкультура.

Смысл физической культуры – красота мускулатуры,

И здоровье организма – чтоб легко идти по жизни!

Трудно не болеть, держаться? Надо физкультурой заниматься!

Сон, прервать пораньше сладкий, утром делать всем зарядку!

инструктор: Ребята, мы ежедневно слышим знакомые слова «физкультура», «спорт». Как вы думаете, в чем отличие этих двух понятий?

Дети: физкультурой может заниматься каждый, а спортом нет.

инструктор: Физкультурой может заниматься и маленький, и пожилой. Спортом же занимаются, самые сильные, крепкие, здоровые люди. Физкультурой занимаются все люди, стремящие к укреплению и сохранению своего здоровья через здоровый образ жизни. Вот и вы в детском саду занимаетесь физкультурой, чтобы стать крепкими, ловкими, быстрыми, здоровыми. Если постоянно, правильно, а главное с желанием и любовью заниматься физическими упражнениями, то можно будет заниматься и спортом, потому что каждый физкультурник мечтает стать спортсменом. Мы говорили о качествах спортсменов, а что же необходимо делать, чтобы стать здоровыми и спортивными?

Дети: Каждое утро делать зарядку, выполнять физические упражнения не только в спортивном зале, но и на прогулке, в выходные дни дома.

инструктор: Как вы думаете, люди занимающиеся физкультурой отличаются от тех, кто ее не любит? Какими бывают дети, которые не любят физкультуру, зарядку?

Дети: Они грустные, слабые, часто болеют.

инструктор: Правильно, фундамент физического здоровья закладывается в детстве. Вы с детства приобретаете полезные привычки культурно-гигиенических навыков, регулярно занимаетесь физической культурой, придерживаетесь режима дня, это поможет в дальнейшем вам, дети, стать спортсменами, чемпионами, но благодаря этому вы еще приобретете упорство, настойчивость, последовательность. Интерес к физическим упражнениям, подвижным играм также предупреждает нарушение осанки, укрепляет весь организм, оказывает влияние на нормальный рост и развитие.

(Показ фотографий, карточек, иллюстраций, где дети выполняют различные упражнения с физ. оборудованием).

инструктор: Какие вам упражнения больше нравятся, какие основные виды движений, какие подвижные игры?

Дети: упражнения на степ-платформах, с мячами, разные прыжки (с разбега в высоту, с места, п/и со словами, народные игры и т. д.

инструктор: Я предлагаю вам раскрасить иллюстрации с изображением спортивных игр и упражнений, вы выберете одну с тем видом спорта, какой вам больше нравится.

После раскрашивания, каждый рассказывает о виде спорта, который он раскрасил, чем этот вид спорта ему нравится, какие физические качества необходимо развивать для этого вида спорта?

инструктор: Давайте сделаем с вами зарядку «Веселая зарядка»

(Комплекс упражнений под муз. сопровождение «Лавата»).

День укрепления здоровья на МAAM. Дидактическое пособие «Вирус» Уважаемые коллеги и гости моей странички, предлагаю Вам познакомиться с в рамках сегодняшнего дня 14 мая. День укрепления здоровья на Маам.

Фотоотчет об выставке плакатов, рисунков, стенгазет «Физкультура, спорт-залог здоровья детей!» Доброе время суток, уважаемые коллеги, гости моего блога. Представляю Вашему вниманию фотоотчет об выставке плакатов, рисунков, стенгазет.

Конспект беседы «Чистота — залог здоровья!» (старшая группа) Конспект беседы «Чистота — залог здоровья!» (для детей старшей группы) Цель: формирование культурно- гигиенических навыков у детей старшего.

Конспект ООД по физической культуре во второй младшей группе «Путешествие в страну здоровья» Конспект ООД по физической культуре во 2 младшей группе «Путешествие в страну здоровья» Цель: Формировать потребность заботиться о своем.

Театрализованные игры для укрепления здоровья Целью здоровьесберегающих технологий. широко применяемых в ДОУ, является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование.

Спортивные соревнования-залог здоровья! Фотоотчёт Спортивные соревнования – залог здоровья!Цель мероприятия: Развивать потребность и желание заниматься физической культурой, вести здоровый.

Стенгазета «ЗОЖ — лучшая профилактика заболеваний и средство укрепления здоровья детей» «Физическая культура должна обеспечить осознанное отношение детей к собственному организму, выработать умение щадить здоровье, укреплять.

Источник

Читайте также:  Формы двигательной активности в здоровом образе жизни младшего среднего старшего школьника