Меню

Воспитательные цели воспитания здорового образа жизни

Программа воспитательной работы по формированию ЗОЖ «Здоровячек»
учебно-методический материал на тему

Программа по ЗОЖ.

Скачать:

Вложение Размер
programma_po_zozh.docx 63.69 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

с.Малый Толкай Похвистневского района Самарской области

Программа воспитательной работы

по формированию ЗОЖ «Здоровячек»

Современное состояние здоровья всех детей, а тем более c ОВЗ, вызывает серьезную тревогу. Актуальность здорового образа жизни (ЗОЖ) вызвана как с возрастанием, так и изменением характера нагрузок на организм в условиях современной жизни, что связано с увеличением рисков экологического, психологического и техногенного характера. Стрессы, неправильное питание, гиподинамия, увлечение компьютерными играми, «вредные» привычки сопутствуют жизни современного человека.

У наших детей стойкое, необратимое нарушение, преимущественно познавательной сферы, возникшее вследствие органического поражение коры головного мозга. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических функций, нарушение познавательных процессов. Страдают эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом. Нарушение интеллекта у ребёнка в преобладающем большинстве случаев сочетается с нарушениями в развитии двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками. В физическом развитии, так же как и в умственном, у большинства обучающихся воспитанников наблюдается существенное отставание или отклонение от показателей развития нормального ребёнка. Несомненно, что раннее нарушения в центральной нервной системе вызывает нарушения в эмоционально – волевой сфере и влияет на характер ребёнка. Эти дети не защищены от негативного влияния в окружающей среде.

В своей педагогической деятельности мы столкнулись с проблемой здоровья у детей с умственной отсталостью, их неприятием здорового образа жизни (в том числе развитие санитарно-гигиенических навыков, питания и т.д.). Это связано с рядом причин:

  • почти все воспитанники имеют негативное прошлое, что предполагает отсутствия примера здорового образа жизни. Подавляющее большинство детей – из неблагополучных семей. Их родители ведут асоциальный образ жизни: употребляют алкоголь, не работают и не заботятся о своем здоровье. Многие дети начинают рано курить, с младшего школьного возраста начинают употреблять алкоголь, ПАВ.
  • нежелание и неумения заниматься спортом;
  • неумение планировать и контролировать свое свободное время.

Воспитательная программа составлена для формирования у младших школьников навыков ЗОЖ. Нормативно-правовой и документальной базой программы являются:

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ) ;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015;

Концепция ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель программы: формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни.

1. Формировать мотивацию и ответственность за сохранение собственного здоровья, обеспечивать ЗОЖ путем создания в группе среды, благоприятной для укрепления здоровья.

2.Организовывать многообразную и разностороннюю деятельность детей по формированию физически здоровой личности.

3.Разработать целостную систему здоровьесбережения и ее применение в целях коренного улучшения состояния и качества здоровья всех участников воспитательного процесса.

Предполагаемый результат: достижение социальной компетентности воспитанника с ОВЗ в деле сохранения и укрепления здоровья:

  • обладание основными гигиеническими навыками (уход за кожей лица, рук, ног, волосами; правила выбора гигиенических средств ухода за телом);
  • знание болезней кожи, связанных с нарушением правил гигиены;
  • знание основных органов человека (сердце, легкие, желудок, позвоночник, кожа, голова — глаза, нос, уши, рот);
  • понимание опасности приема лекарственных препаратов;
  • знание правил безопасного поведения на улице и дома;
  • знание правил поведения на природе, при контактах с животными;
  • умение правильно вызвать службы 01,02,03,04.

Личностными результатами программы является формирование следующих жизненных компетенций:

  1. Овладение ребёнком с ОВЗ основными представлениями о собственном теле, возможностях и ограничениях его физических функций, возможностях компенсации. Формирование понимания связи телесного самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.
  2. Овладение умениями поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. Овладение умениями включаться в доступные и показанные ребёнку подвижные игры и занятия на свежем воздухе, адекватно дозировать физическую нагрузку, соблюдать необходимый индивидуальный режим питания и сна.
  3. Формирование умения следить за своим физическим состоянием.
  4. Формирование умения отмечать и радоваться любому продвижению в росте физической нагрузки, развитию основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости). Стремления к максимально возможной для данного ребёнка физической независимости.

5. Овладение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни.

6. Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации.

Программой предусмотрены следующие направления:

2. Здоровье и ребёнок

3. Ребёнок и другие люди

4. Ребёнок и окружающий мир

5. Эмоциональное благополучие ребенка

Программа рассчитана на 4 года обучения.

Программа адресована специалистам и воспитателям, работающим с детьми с ОВЗ в условиях коррекционного учреждения. В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении четырех лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся, воспитанников.

Источник

Здоровый образ жизни как одно из направлений воспитательной работы в группе
статья

Значимое место, если не одно из главных, занимает направление профилактической работы по формированию мотивации и привитию навыков здорового образа жизни, профилактике употребления алкоголя, никотина, ПАВ среди подростков. Данная работа в группе проводится не отдельным обособленным направлением. Она является основополагающим элементом всей работы классного руководителя, проходит “сквозным действием” через весь учебно-воспитательный процесс, направленный на развитие студента и включает в себя сотрудничество всего педагогического коллектива.

Скачать:

Вложение Размер
statya_profilaktika_ne_opublikovano.docx 21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровый образ жизни как одно из направлений воспитательной работы в группе

Значимое место, если не одно из главных, занимает направление профилактической работы по формированию мотивации и привитию навыков здорового образа жизни, профилактике употребления алкоголя, никотина, ПАВ среди подростков. Данная работа в группе проводится не отдельным обособленным направлением. Она является основополагающим элементом всей работы классного руководителя, проходит “сквозным действием” через весь учебно-воспитательный процесс, направленный на развитие студента и включает в себя сотрудничество всего педагогического коллектива.

Проблема сохранения и укрепления здоровья подростковой студенческой молодежи сложна и многогранна.

Большая половина студентов являются приверженцами определенного образа жизни, в котором эталоном являются сигареты, наркотики и алкоголь. Причем некоторые подростки данный образ жизни ведут еще со школьной скамьи. Изучение медицинских карточек и элементарное анкетирование стабильно показывают: у всех студентов есть отклонения от норм здоровья. Они все больные в разной степени, живут в тревоге, многие в стрессовом состоянии. Редкий студент ведет здоровый образ жизни.

Исходя из вышеизложенного в качестве приоритетного направления моей работы стала система мероприятий в течение учебного года по предупреждению вредных привычек студентов и пропаганде среди них здорового образа жизни. С этой целью было организованно ряд мероприятий: коллективные и индивидуальные беседы со студентами и их родителями, классные воспитательные часы, родительские собрания, ряд спортивных мероприятий и многое другое.

Беседы с подростками, которые проводились совместно с психологами и врачами были направлены на борьбу с табакокурением, алкоголизмом, наркоманией. Во время беседы специалисты показывают наглядные пособия, видеоматериалы, в которых четко видно угрозу со стороны курения и наркомании. Кроме того, отдельные студенты В работе с молодыми людьми особое внимание уделяется тому, чтобы сформировать четкие представления о наркомании как о тяжелом, порой неизлечимом заболевании, быстро приводящем к смерти. Особое внимание уделяется вредному действию наркотических и токсических средств на психику и механизмам формирования физической зависимости. С этой целью, со студентами проводились беседы на воспитательных часах, а также сами студенты готовили и проводили воспитательные часы.

Подросток в силу психологических особенностей лучше воспринимает наглядные способы пропаганды. Любые откровенно назидательные формы, поучения он встречает скептически, как посягательство на свободу, попытку «влезть в душу». Поэтому, считаю очень важным индивидуальный подход при проведении профилактических мероприятий. При этом решается одна из важнейших задач: разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, и все, что мешает ему проявить себя. С каждым необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений. В индивидуальных формах работы заложены большие воспитательные возможности. Разговор по душам может оказаться полезнее нескольких коллективных дел.

Смежной с медико-биологической является санитарно-гигиеническая идея внедрения ЗОЖ в педагогическую практику. Соблюдение гигиенических требований заключает в себе необходимость регулярных занятий утренней гимнастикой, закаливание организма, соблюдение режима питания, одежды, разумного использования свободного времени.

Есть хорошее выражение – «Всё новое — это хорошо забытое старое». Внедрение государственного физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» — и является вот тем самым, хорошо забытым старым.

Актуальной сегодня является идея по формированию ЗОЖ через антинаркотические мероприятия, которые связаны с профилактикой зависимостей и с предупреждением злоупотреблением психоактивными веществами.

Основные направления воспитательной деятельности по формированию ЗОЖ у студентов можно объединить в три группы по критерию степени воздействия на человека:

1. Информирование студентов о здоровье и ЗОЖ, позитивных и негативных факторах, которые влияют на здоровье. Здесь, необходимо создавать систему информирования студентов. Только через повседневную, системно изложенную информацию студент сможет приобрести необходимые знания, а также просто заинтересоваться оздоровлением.

2. «Обучение» студентов здоровому образу жизни, под которой следует понимать, комплексную просветительскую и воспитательную деятельность. Целью ее выступает не только повышение информированности по проблеме здоровья и его охраны, но также и формирование навыков по укреплению здоровья, создание мотивации на ведение здорового образа жизни, формирование культуры ЗОЖ (воспитание).

3. В образовательном учреждении следует проводить оздоровительные мероприятия, включая поддержку инициативы студентов, связанную с формированием ЗОЖ.

Следует отметить, тот факт, что общим для традиционной и современной молодежной культуры является значимость авторитета известных лиц. Проведение целенаправленных массовых акций по привлечению известных личностей, которые будут оказывать влияние на общественное мнение студентов, должно стать весьма результативным. Стимулирующая деятельность должна быть направлена на побуждение населения к ведению ЗОЖ. В данном случае, речь идет как о занятиях физической культурой, спортом, туризмом, повышении доступности данных видов оздоровления для студентов, так и о развитии духовной культуры, достижении психической гармонии путем распространения ценностей, социальной активности и взаимопомощи.

Занятие физической культурой и спортом является одним из направлений профилактики негативных явлений среди молодежи. Физическая культура и спорт является эффективным средством сохранения и укрепления здоровья, физического развития, улучшения физической подготовленности и повышения работоспособности; достижения физического совершенства; формирования потребности в здоровом стиле жизни; поддержания жизненных и творческих сил людей. Вращаясь в такой среде, подростку не захочется выделяться на фоне других спортсменов и он раз и навсегда выберет здоровый образ жизни. Студенты активно принимают участие в спортивных соревнованиях колледжа и в составе сборных команд колледжа, занимают призовые места.

Конечно, работа по профилактике здорового образа жизни не ограничивается одним учебным годом, и несмотря на то, что проблем ещё остается достаточно много, есть и неоспоримые достижения.

Профилактика вредных привычек у молодых людей — задача, которая должна стоять как перед классным руководителем, так и перед всеми преподавателями колледжа. Она должна стать обязательным элементом воспитательной работы.

Источник



Цели и задачи по формированию основ ЗОЖ у дошкольников

Олеся Витальевна Овчинникова
Цели и задачи по формированию основ ЗОЖ у дошкольников

Целью нашей работы по здоровьесбережению всегда было и будет оздоровление детей, а также создание таких условий, которые помогут каждому ребенку стать телесно и психически здоровым, радостным и счастливым.

Работа по формированиюпредставлений и навыков здорового образа жизни в нашей группе реализуется через все виды деятельности детей: НОД, игры, режимные моменты, а также взаимодействие с семьей, привлечение родителей к закреплению навыков здорового образа жизни, участие родителей в физкультурных мероприятиях. Огромное внимание должно уделяется технологиям обучения здоровому образу жизни, воспитанию культуры здоровья.

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий с учетом индивидуальных возможностей и способностей.

Задачи:

1. Воспитание у детей культуры здоровья, осознания необходимости заботы о своем здоровье

2. Формирование знаний, умений и навыков, которые необходимы для сохранения и укрепления здоровья

3. Формирование привычки к ЗОЖ, т. е. желания вести ЗОЖ и

4. Создание здоровьесберегающей среды в группе

5. Организация рационального двигательного режима для развития двигательных навыков детей и увеличения работоспособности организма

6. Повышение защитных сил организма и устойчивости к раз-

личным заболеваниям посредством системы закаливания.

7. Создание оптимальных условий для всестороннего полноценного психофизического развития детей и укрепления их здоровья.

8. Проведение мониторинга состояния здоровья детей в группе

и анализ его результа

Доклад «Цели и задачи по ознакомлению дошкольников с малой Родиной» Учитывая современные требования Федерального государственного образовательного стандарта, работа педагогов направлена на реализацию определенных.

Конспект НОД по формированию основ ЗОЖ у дошкольников «Советы зубной феи» Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного.

Консультация для воспитателей «Система педагогической работы в ДОУ по формированию основ ЗОЖ у дошкольников» Видео Приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них устойчивой потребности.

Мы за здоровый образ жизни! Работа по формированию основ ЗОЖ в детском саду Период дошкольного детства – это на самом деле заканчивающийся промежуток в жизни каждого человека. Одной из основных целей в этот период.

Патриотическое воспитание дошкольников: цели и задачи Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к родному дому, семье, родной природе, культурному достоянию своего.

Проект по формированию основ ЗОЖ «Мы — за здоровье» в средней группе Актуальность: В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные.

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников: цели и задачи. Развивающие пособия Работая с детьми дошкольного возраста, я сталкиваюсь с такими проблемами детей, как слабое развитие кисти рук, слабое запоминание цвета,.

Занятие по формированию основ ЗОЖ «Доктор Айболит в гостях у детей» Занятие «Доктор Айболит в гостях у детей» Цель: закрепить и обобщить знания детей о профилактике и способах лечения простуды, о пользе витаминов.

Конспект занятия по формированию основ ЗОЖ Создание условий для здорового образа жизни в МБДОУ «Детский сад № 23 г. Владивосток»Из опыта работы воспитателя Лабец Людмилы ФедоровныЦели.

Занятие-беседа по формированию основ ЗОЖ «Глаза — помощники человека» Занятие – беседа «Глаза – главные помощники человека». Ребята, как правильно мыть лицо и руки? (повторение). Давайте вспомним какие органы.

Источник

Читайте также:  Работоспособность как основа здорового образа жизни