Меню

Вербальные средства обучения это как

Теория обучения и воспитания- Вербальные методы. Вербальные методы общения в процессе обучения

Название Вербальные методы общения в процессе обучения
Дата 13.06.2018
Размер 163.5 Kb.
Формат файла
Имя файла Теория обучения и воспитания- Вербальные методы.doc
Тип Реферат
#46839
Подборка по базе: ГОСТ Р 58399 КОНТРОЛЬ НЕРАЗРУШАЮЩИЙ Методы оптические. Общие тре, 1 методы и способы защиты.doc, Интеллектуальные системы назначение, принципы построения, функци, Лабораторные методы синтеза алкинов.docx, Реферат Методы оптимальных решений (1).docx, Социалогические методы в АГУ.doc, контрольная работа предъявление иска в арбитражном процессе.docx, Реферат. Электронная торговля, формы и методы ведения электронно, Семинар № 12. Коммуникативная сторона общения..docx, 2. Методы диагностирования.docx

Факультет Центр дистанционных образовательных технологий

Кафедра Психологии, педагогики и социально-гуманитарных дисциплин

по дисциплине Теория обучения и воспитания

(название дисциплины)

Вербальные методы общения в процессе обучения

Выполнил студент (курс, группа, фамилия, имя, отчество)

Преподаватель (ученая степень, звание, фамилия и инициалы)

Работа защищена с оценкой _______________________________________________

(оценка, подпись преподавателя)

1.Понятие и значение вербальной коммуникации 5

2.Вербальные средства общения 7

3.Вербальные методы общения в процессе обучения 9

Список литературы 12

Введение

Человек — «существо социальное, он живет среди людей и осуществляет свою жизнедеятельность через взаимодействие, общение с другими людьми.

Первым ввел в оборот термин «общение» Аристотель, которое стало основой для возникновения искусства, культуры, языка.

В настоящее время можно дать следующее определение данному термину.

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией и ее интерпретация), интеракцию (взаимовосприятие в процессе обмена действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).

В данной работе мы рассмотрим более подробно коммуникативную составляющую общения.

Специалистами по общению подсчитано, что современный человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тыс. слов в час.

Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Именно поэтому изучение основных средств вербальных коммуникаций и их применение в современном мире является особо актуальным.

Целью данной работы является рассмотрение вербальных методов общения в процессе обучения и оценка значимости данной методики в современных условиях воспитания.

Для достижения данной цели в работе предполагается рассмотрение следующих задач:

  1. Раскрыть понятие и значение вербальной коммуникации.
  2. Изучить вербальные средства общения.
  3. Изучить применение вербальных методов общения в процессе обучения в современных условиях воспитания.

Для написания работы были изучены различные учебные материалы, а также интернет ресурсы.

Работа состоит из введения, основной части из трех разделов, заключения и списка литературы.

Понятие и значение вербальной коммуникации

Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации, а также наиболее универсальным способом передачи мысли.

Речевая сторона коммуникации имеет сложную структуру и выступает в различных стилистических разновидностях (различные стили и жанры, разговорный и литературный язык, диалекты и социолекты и т.п.).

В процессе общения с другими людьми мы имеем возможность выбирать из речевой и неречевой коммуникации те средства, которые нам кажутся наиболее подходящими для выражения наших мыслей в том или ином случае, делая, таким образом, социально значимый выбор. Процесс этот бесконечен и многообразен.

К формам речевого общения относят устную и письменную речь, а также такие формы взаимодействия, как монолог и диалог.

Особенности вербальной коммуникации заключаются в том, что она вмещает в себя еще частные виды общения, такие как:

  • разговор
  • собеседование
  • диспут
  • дискуссия
  • спор

Процессы вербальной коммуникации могут проходить с определенными трудностями. Так как в таком общении участие принимают двое и больше людей, со своей интерпретацией информации, то могут возникнуть непредвиденные напряженные моменты. Такие моменты называются коммуникативными барьерами (им подвержены и вербальные, и невербальные средства коммуникации), например:

    1. Логический — барьер на уровне логики восприятия информации.
    2. Личностный — барьер, порождаемый человеческими эмоциями, системами ценностей и неумением слушать собеседника.
    3. Стилистический — возникает при нарушении порядка предоставляемой информации и несоответствии ее формы и содержания.
    4. Семантический — такой барьер появляется при общении людей с разной культурой, несоответствии значений используемых слов и смысла сообщения.
    5. Фонетический — этот барьер возникает при особенностях речи информатора: нечеткости говорения, тихой интонации, смещения логического ударения.
    6. Физический – коммуникативные помехи, возникающие в материальной среде коммуникаций.
    7. Культурный – коммуникативные помехи, возникающие вследствие культурных различий отправителя и получателя, незнания национальных обычаев, традиций, норм общения, системы жизненных ценностей и т.д.
Читайте также:  Дата регистрации учета в регистрирующем органе транспортного средства в выписке егрн что это

Как мы видим, речь является неотъемлемой частью вербальной коммуникации.

    Вербальные средства общения

Среди средств и восприятия вербальной коммуникации можно выделить следующие:

  1. Устно-речевые средства коммуникации

Устная речь – это звучащая речь, функционирующая в сфере непосредственного общения, а в более широком понимании – это любая звучащая речь.

В устной речи большую роль играют место логического ударения, степень четкости произношения, наличие или отсутствие пауз.

Одним из главных свойств устной речи является ее необратимость, так как нельзя вернуться в какой-то момент устной речи еще раз.

Выделяют следующие функциональные разновидности устной речи:

    • устную научную речь;
    • устную публицистическую речь;
    • виды устной речи в сфере официально-делового общения, художественную речь и разговорную речь.

Для устной речи характерно наличие речевых ошибок, небольшая длина предложений, ограничение сложности словосочетаний и предложений, отсутствие причастных и деепричастных оборотов, деление единого предложения на несколько коммуникативно самостоятельных.

  1. Письменно-речевая коммуникация

Основная функция письменной речи – фиксация устной речи, имеющая цель сохранить ее в пространстве и времени. Письмо служит средством коммуникации между людьми в тех случаях, когда непосредственное общение невозможно, когда они разделены пространством.

Основным свойством письменная речью является способность к длительному хранению информации, также письменная речь дает возможность усвоить знания, накопленные человеком, расширяет сферу человеческого общения.

И устная и письменная речь имеют между собой сходство, которое заключается в том, что эти формы речи имеют общую основу – литературный язык и в практике занимают примерно равное место. Различия сводятся чаще всего к средствам выражения.

  1. Слушание как средство вербальной коммуникации

Практически 60% своего времени люди тратят на общение. И 30% этого времени они проводят в качестве слушателя.

По способу осуществления различают два вида слушания:

    • рассеянное, пассивное (нерефлексивное),
    • сосредоточенное, активное (рефлексивное),

Нерефлексивное слушание – это умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника со своими замечаниями. Слушание этого вида особенно полезно тогда, когда собеседник проявляет такие глубокие чувства, как гнев или горе, горит желанием высказать свою точку зрения, хочет обсудить наболевшие вопросы.

Рефлексивное слушание представляет собой процесс расшифровки смысла сообщений. Выяснить реальное значение сообщения помогают рефлексивные ответы, среди которых выделяют выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование.

Слушать — это умение, которое помогает наладить особый контакт с любым собеседником.

Вербальное общение – это неотъемлемая часть нашей повседневной жизни, и формирование коммуникативных навыков требует и времени, и терпения.

Вербальные методы общения в процессе обучения

Значимость вербального общения сложно недооценить, особенно в учебно-воспитательной работе, где слово — как устное, так и письменное — является важным средством воздействия на учащихся.

Вербальное общение обеспечивает не только передачу знаний, но является и средством управления познавательной деятельностью.

Исходя из роли вербальных методов, активизирующих мышление учащихся в процессе обучения, их можно подразделить на следующие виды:

    • Рассказ
    • Лекция
    • Беседа
    • Дискуссия
    • Работа с книгой

Вербальные методы обучения связаны с устным изложением материала или печатным способом передачи информации, работая вместе, учитель и ученик постоянно общаются друг с другом именно с помощью слова, устного изложения материала.

Речь может состоять из одного или нескольких перечисленных элементов, которые становятся ее характеристиками. Каждый элемент реализуется в речи с помощью соответствующих методов и приемов, входящих в арсенал педагогического мастерства учителя.

Логически правильное построение речи обеспечивает понимание и усвоение учебного материала. В речи учителя проявляется его интеллект, его педагогическое мастерство. Ученики чувствуют в речи учителя его отношение к ним и к предмету. Посредством речи учитель может управлять эмоциями учеников, возбуждать и поддерживать познавательный интерес на уроке. Все это возможно тогда, когда учитель не только владеет техникой речи, но сам глубоко знает свой предмет, имеет оригинальное мышление, является самобытной личностью..

Читайте также:  Эффективные средства для лечения эректильной дисфункции

Заключение

В настоящей работе были рассмотрены вербальные средства обучения. Выбор средств обучения — процесс индивидуально творческий, каждый преподаватель осуществляет его с учетом знания содержания своего предмета и тех задач, которые он ставит перед учениками.

Какими бы средствами обучения (вербальными, визуальными или В целом о рациональности и эффективности применение средств обучения можно судить в следующих случаях:

  • позволяет сделать доступным для восприятия материал, который нельзя было дать иным способом;
  • активизирует познавательную деятельность учащихся;
  • помогает оперативно осуществлять текущий контроль за усвоением знаний;
  • способствует развитию познавательных интересов учащихся.

Широкое внедрение в учебный процесс современных средств обучения дает возможность организовать учебную и познавательную деятельность на более высоком уровне, повысить интенсивность труда преподавателей, увеличить долю самостоятельности учащихся, дает возможность организации индивидуальной работы, развития инициативы, поэтому, безусловно, в учебном процессе рекомендуется использовать весь комплекс средств обучения.

Источник



Вербальные средства обучения

Определение и классификация средств обучения

Средства обучения те или иные предметы, с помощью которых учитель организует учебную деятельность.

Средства обучения начального естествознания — естественные или искусственные предметы, а также экспонаты, включающиеся в учебный процесс для решения образовательных задач.

О важности применения наглядных средств обучения в учебном процессе по естествознанию писал еще в XVIII веке В. Ф. Зуев: А. Л. Герд, В. П. Вахтеров, Ягодовский, М. Н. Скаткин, в своих работах указывали на большое значение наглядных средств обучения при знакомстве детей с природой. В.Ф.Зуев о средствах обучения: «При рассуждении о какой-либо вещи учитель показывает оную в натуре и по картинке».

Средства обучения представляют единую систему, звенья которой взаимосвязаны.

Классификация средств обучения:

1. Вербальные — учебники, пособия на печатной основе для учащихся.

2. Изображения предметов и явлений природы — плоскостные (таблицы, карты, карты) и объемные (макеты, муляжи).

3. Натуральные средства обучения — коллекции, гербарии, живые объекты:

1) объекты живой природы: объекты уголка природы (животные, растения), фиксированные объекты (гербарий), таксодермические (чучела животных и птиц), остеологические (костный материал человека запрещен), натуральные влажные препараты (заспиртованные запрещены), микропрепараты (смотрят в микроскоп), сухие коллекции (насекомых).

2) объекты неживой природы (полезные ископаемые, почва).

4. Аудиовизуальные — диапозитивы, диафильмы, транспаранты, кинофильмы и видеофильмы, звукозаписи.

5. Вспомогательные средства обучения.

Вербальное средство обучения – это устное или письменное слово. Учебник, по определению С. Г. Шаповаленко, — «это средство для усвоения основ наук, предназначенное для ученика». Новое поколение учебников природоведения и естествознания помогает учителю организовать разнообразную познавательную деятельность школьников, стимулирует у учащихся желание самостоятельно «добывать» знания, способствует развитию творчества, интереса к предмету, нацеливает школьников на практическое применение полученных знаний и умений. Содержание современных учебников направлено на создание у учащихся яркой, запоминающейся научной картины мира.

Все учебники разрабатываются в соответствии с программой, их содержание раскрывает вопросы программы, а структура отражает последовательность в изучении материала.

Структурные компоненты — это необходимые элементы школьного учебника, обладающие определенной формой и осуществляющие лишь им присущими средствами активную функциональную нагрузку и находящиеся в тесной взаимосвязи с другими элементами данного учебника.

В учебниках выделяют два основных блока структурных компонентов: тексты; внетекстовые компоненты.

Тексты разделяют на основные, дополнительные и пояснительные.

Основные тексты передают главную информацию. В них излагаются факты, даются описания и определения понятий, раскрываются взаимосвязи и закономерности. Они представлены в учебниках рассказами и деловыми статьями.

Дополнительные тексты по своему содержанию близки к основным. Их содержание может иметь конкретизирующий, комментирующий, описательный характер, но может быть и более сложным по сравнению с основным текстом. В качестве дополнительных текстов используется: рассказы, пословицы, поговорки, загадки, сказки, научно-популярная информация, биографии, хрестоматийные материалы. Могут идти после параграфа в виде комментарий. Имеют важную роль, расширяя знания учащихся, увеличивая их познавательный интерес. Дополнительные тексты, в основном, рекомендуются для чтения дома. Их чтение не является обязательным для всех учащихся.

Читайте также:  Если средства подсушивающие кожу головы

К пояснительным текстам относятся словарики, справочные сведения разного характера, примечания, определения, выводы, обобщения. Содержат главную мысль параграфа, идею.

Внетекстовые компоненты тоже разнообразны.

Аппарат организации усвоения знаний представлен в учебниках системой вопросов и заданий. По мнению Д.Д. Зуева, при помощи вопросов и заданий «достигается наиболее целенаправленная и продуктивная переработка материала учебника в сознании школьника путем активизации его умственных и эмоциональных усилий в процессе самостоятельного усвоения знаний». Цель — обратная связь, обобщить полученные связи.

Вопросы и задания, включаемые в школьные учебники, можно распределить в группы:

— вопросы и задания, требующие практического применения полученных знаний;

— вопросы и задания, направленные на воспроизведение знаний, типа «Расскажите».

— вопросы и задания, требующие логического осмысления знаний: на сравнение, сопоставление, конкретизацию, установление причинно-следственных связей, обобщение.

Особое место занимают в учебниках естествознания и природоведения задания для проведения самостоятельных наблюдений в природе. Роль этих заданий велика.

Иллюстративный аппарат в учебниках естествознания имеет очень большое значение. Не все предметы и явления природы ученик может увидеть лично, не всегда в школе есть необходимые наглядные средства. Должно быть не менее 50% иллюстраций, 1 кл — 90%. На рисунке легче показать все части предмета. Фотографии передают документальность объекта без искажений — именно в этом их ценность. Рисунки отдельных предметов природы (например, грибов), пейзажей (осень, зима), ландшафтов (тундра, степь) помогают формированию правильных и четких представлений. На этих учебных рисунках подчеркнуты те признаки объектов, которые необходимо усвоить детям. Рисунки-инструкции играют роль руководства к действию. Пользуясь ими, дети выполняют практическую или лабораторную работу: собирают приборы для опыта, модели и т. д.

Схемы передают основные (главные) признаки предмета, процесса. В современных учебниках широко используются мультипликационные рисунки.

Карты — это знаковые иллюстрации. Они помогают формированию пространственных представлений у детей.

Аппарат ориентировки включает оглавление, сигналы-символы, разные шрифтовые выделения, разнообразные условные знаки (например, полоски, кружки, восклицательные и вопросительные знаки), нумерацию страниц. С помощью оглавления школьник находит нужный ему текст. Сигналы-символы помогают ему ориентироваться в материале урока. Шрифтовые выделения и знаки направляют внимание ученика на главное положение, правило, термин, вывод и т. д.

Приемы работы с текстом разнообразны.

Полное чтение текста дает возможность сформировать у школьников целостное представление об объектах природы, об их взаимосвязях. При выборе приема следует учитывать объем текста и знания детей по данному вопросу. Тексты небольшого объема можно читать полностью, не разделяя их на части. Большие статьи, как правило, разделены на логически законченные части.

Выборочное чтение — прием, который можно широко применять на уроках. В этом случае необходимо тщательно проработать содержание статьи, отобрать фрагменты для чтения, продумать, каким способом выделить их в тексте и ввести в урок.

Метод объяснительного чтения – подробный анализ прочитанных частей с ответом на вопросы.

Целесообразно использовать и такие приемы работы с текстом, как нахождение ответа на вопросы учебника, описания к конкретной иллюстрации, составление плана статьи, выделение главной мысли, чтение определения и описания понятий.

Дополнительные тексты, в основном, рекомендуются для чтения дома. Их чтение не является обязательным для всех учащихся. На следующем уроке учитель спрашивает об прочитанном. Дети увлеченно рассказывают о том новом, что узнали. Это вызывает интерес у остальных и побуждает их не только читать тексты учебника, но дополнительно и детские книги о природе.

В настоящее время в дополнение к учебникам разрабатываются тетради на печатной основе. В комплекте учебник-тетрадь ведущую роль играет учебник, а тетрадь способствует конкретизации, углублению и расширению знаний, излагаемых в учебнике; формированию практических умений и навыков, приемов самостоятельной работы. Работу с тетрадью на уроке проводят при проверке знаний, закреплении их.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник