Меню

Устное народное творчество как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

Методические рекомендации для воспитателей «Устное народное творчество как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи

«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи»

Скачать:

Вложение Размер
ustnoe_tvorchestvo.docx 34.07 КБ
prezentatsiya_ustnoe_tvorchestvo_szhatoe.pptx 1.75 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Пушкинского муниципального района

детский сад №15 «Аистёнок»

Методические рекомендации для воспитателей

«Устное народное творчество как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

  1. Жанры устного народного творчества и их влияние на развитие речи детей дошкольного возраста.
  1. Задачи и содержание работы по ознакомлению дошкольников с устным народным творчеством в разных возрастных группах.

2.1 Методические основы ознакомление с жанрами устного

народного творчества в разных возрастных группах.

В последние годы вопрос использования устного народного творчества в обучении и воспитании детей приобретает все большую актуальность в связи с бесконечным потоком иноязычных слов, которые засорят русский язык и является угрозой дальнейшего развития языка и культуры народа в целом.

Психологи утверждают: дошкольный возраст — сензитивный период для развития речи, формирования словаря и культуры речевого общения

Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка, приспособлены к детским потребностям. Они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту. Являются образцом речи.

Малые формы фольклора, сказки открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Они развивают мышление и воображение ребенка, обогащают его эмоции, дают прекрасные образцы русского литературного языка.

  1. Жанры произведений устного народного творчества и их влияние на развитие речи детей дошкольного возраста

Устное народное творчество- народное искусство слова, другими словами фольклор. Иногда называют ещё – народные знания, либо народная мудрость. Фольклор же по своей сути является словесным искусством.

Слово “фольклор” в буквальном переводе с английского означает народная мудрость.

Фольклор — это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования.

В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.

М. Горький говорил: “… Начало искусства слова — в фольклоре”.

Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи.

Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей: обогащая словарь, развивая артикуляционный аппарат, фонематический слух, давая образцы для составления описательных рассказов и др.

Колыбельная песня, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании особой интонационной организации речи ребенка. Напевность, особый ритм учат детей плавному произношению фраз, предложений. Значительно обогащается и словарный запас. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.

Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать для развития речи детей дошкольного возраста.

С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания — наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий.

Заклички и считалки украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение.

Считалка — это фольклорный жанр, который помогает ребятам вести честную игру, и, прежде всего выбрать водящего.

Создавая этот жанр, поэт как бы вступает в игровые отношения с детьми, но не только смыслом и назначением своего стиха, но и звуком. Считалка помогает работать над звукопроизношением и осваивать образность языка.

В народном творчестве сказка, вероятно, самое большое чудо.

Сказка имеет специфический языковой стиль, которому характерны: напевность, повторы различных словосочетаний.

Язык сказок очень красив: певуч и поэтичен, содержит много метафор, образных сравнений, метких и поучительных пословиц и поговорок.

Все эти особенности делают сказку незаменимым средством речевого развития и воспитания детей разных возрастов.

Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству.

Когда мы говорим о рассказывании и даже о разыгрывании сказки детьми, то имеем в виду только народные произведения, которые изначально создавались для и в процессе устного исполнения, то есть «сказывались».

Загадка — одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Ценность загадок состоит в их образности, художественности и поэтичности.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова.

Пословицы и поговорки — особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Используя в своей речи пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

  1. Задачи и содержание работы по ознакомлению дошкольников с устным народным творчеством в разных возрастных группах

В работе с малышами педагог широко использует малые фольклорные формы. Уместно прочитанные потешка, загадка, считалка улучшают настроение детей, вызывают улыбку, развивают интерес к культурно-гигиеническим навыкам. Воспитатель проводит и специальные занятия, знакомящие ребят с произведениями фольклора. Малыши очень любят народные игры под песенное сопровождение Каравай», «Гуси-лебеди», «Сорока-белобока» и т.д.). Знакомят детей и с первыми сказками («Курочка-Ряба», «Репка», «Колобок» и т.д.).

В средней группе воспитатель продолжает знакомить детей с произведениями русского народного творчества, и прежде всего со сказками (русские народные: «Лисичка со скалочкой», «Жихарка», «Гуси-лебеди» и др., украинская сказка «Рукавичка» и т.д.). Знакомят детей с народным творчеством на занятиях, где объясняют, почему сказка называется народной, на вечерах досуга, на специальных праздничных утренниках, где основными участниками являются старшие дошкольники, но дети пятого года жизни также могут читать потешки, водить хороводы, петь песни.

В старшей группе воспитатель планирует занятия, специально посвященные русскому народному творчеству. Кроме этого знакомство с фольклором целесообразно проводить вне занятий: в вечернее время, на прогулке в лесу или на лужайке ребята рассаживаются вокруг педагога, и он рассказывает им сказку, загадывает загадки, вместе с детьми поет народные песни. Очень интересно проходят свободные драматизации народных песен. В старшей группе ребята впервые знакомятся с пословицами и поговорками. Воспитатель рассказывает, что народ создал меткие короткие выражения, которые высмеивают лень, восхваляют смелость, скромность, трудолюбие; объясняет, когда уместно использовать поговорку и пословицу. Ознакомление детей с пословицами может быть частью занятия по ознакомлению с окружающим или развитию речи. В старшей группе ребят начинают знакомить с устным народным творчеством не только русского, но и других народов. Дети узнают, что хорошо знакомая им сказка «Рукавичка» — украинская, «Легкий хлеб» — белорусская, а веселая песенка «Где ночует солнце?» создана в Армении.

С произведениями фольклора дети подготовительной группы знакомятся в основном вне занятий. Особое место отводится знакомству с поговорками и пословицами. Воспитатель уже не только объясняет их содержание, скрытый смысл, возможные варианты использования, но и учит правильно и к месту использовать ту или иную поговорку. В подготовительной группе детей продолжают знакомить с народной песней, с более серьезными, глубокими по содержанию произведениями национального эпоса (легендами, былинами, сказами) не только русского народа, но и народов других национальностей. Особую роль играет беседа педагога, предваряющая чтение или рассказывание, — она подводит дошкольников к пониманию идейного смысла произведения .

2.1. Методические основы ознакомление с жанрами устного народного творчества в разных возрастных группах

Традиционно принято выделять две формы организации работы с фольклором в детском саду:

Чтение и рассказывание на занятиях:

-нескольких произведений, объединенных единой тематикой или единством образов (две сказки о лисичке);

— объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусств;

— чтение и рассказывание с использованием наглядного материала (с игрушками, разными видами театра, диафильмами, кинофильмами);

— чтение как часть занятия по развитию речи или ознакомлению с окружающим.

Главное, что должен учесть воспитатель при ознакомлении детей с различными фольклорными жанрами, — необходимость привнести элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда занятия будут проходить как яркое общение с ребенком, на глазах которого разыгрывается красочное действо.

Необходимо широко использовать наглядный материал (чем младше ребенок, тем чаще он используется: игрушки, картинки, пособия и т.п.), с помощью которых создается развернутая картина действий и их результата. Показ может быть фрагментарным или полным. Инсценирование произведения с помощью наглядных средств помогает добиться наилучшего понимания содержания. Во время чтения произведения делают динамический акцент на фрагментах текста («масляна головушка» — приводят в движение именно эту часть игрушки и т.п.).

В ходе инсценирования и прослушивания текста следует поощрять и стимулировать действенное участие ребенка: позови петушка и т.д.

Эмоциональным изложением произведения нужно побуждать детей к познавательной деятельности: сюрпризность появления, интонационная выразительность речи. Нужно обратить внимание ребенка на то, что один и тот же персонаж может быть разным в разных произведениях.

Важно следить, чтобы ребенок не потерял нить понимания произведения в целом.

Обязательное правило – неоднократное полное прочтение произведения. Каждое повторение должно быть не менее увлекательным процессом, чем первое знакомство.

Повторение произведения в несколько измененной форме. Меньше внимания педагог должен уделить ознакомительной части и больше – возможности освоить, запомнить и воспроизвести текст

Методика ознакомления с пословицами и поговорками. Воспитатель должен следить за умелостью и правильностью употребления пословиц и поговорок как в своей речи, так и в речи детей. Чтобы добиться правильного понимания детьми обобщенного значения этих видов малых фольклорных форм, необходимо всю работу проводить в два этапа:

Первоначально пословица или поговорка дается вне контекста – для того чтобы выяснить, понимает ли ребенок содержание и значение ее, знает ли, когда ее следует употреблять.

Затем пословица или поговорка предлагается в контексте небольшого рассказа. Можно проверить понимание обобщенного значения пословиц и поговорок, предложив детям задание: придумать сказку, рассказ, речевую ситуацию, где один из героев мог бы уместно использовать данную пословицу или поговорку. Когда у детей накопиться некоторый запас пословиц и поговорок, можно предложить им подобрать пословицы, соответствующие содержанию и идее определенной сказки

Методика ознакомления со сказками:

Сказку ребенку надо рассказывать, а не читать. И рассказывать неоднократно. Необходимо художественно, артистично воссоздать образы персонажей, передать и моральную направленность, и остроту ситуации, и свое отношение к событиям.

Для того, чтобы дети слушали сказку внимательно, надо их подготовить к этому. Можно использовать следующие приемы:

— показать сказку с помощью игрушек (настольный театр);

— использовать присказку, причем новую сказку лучше начать знакомой присказкой, а уже слышанную сказку – присказкой новой, интересной.

Алексеева М. М., Яшина В. И. предлагают использовать словесные методические приемы в сочетании с наглядными:

— беседы после ознакомления со сказкой, помогающие определить жанр, основное содержание, средства художественной выразительности;

— выборочное чтение по просьбе детей;

— рассматривание иллюстраций, книг;

— просмотр диафильмов, кинофильмов после знакомства с текстом;

— прослушивание записи исполнения сказки мастерами художественного слова; При рассказывании сказки рекомендуется использовать моделирование. Замещенными объектами становятся герои сказок, а также предметы, с которыми они действуют. Набор заместителей (разных кружков) изготавливает и предлагает ребенку взрослый. От ребенка требуется выбрать кружки, чтобы сразу было понятно, какой кружок, например крокодил, а какой солнышко. Когда процесс выбора заместителей освоен, можно переходить к разыгрыванию простых сюжетов. В зависимости от того, насколько ребенок овладел моделированием, изменяется полнота разыгрываемого сюжета.

Заканчивать сказку можно известными концовками: «Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец», цель их использования – дать ребенку понять, что сказка закончилась, и отвлечь его от фантастического. Концовками могут служить и подходящие к содержанию сказки пословицы, это закрепит впечатление об услышанном и научит ребенка к месту употреблять образные народные выражения

Необходимо после занятий создать условия для разнообразной творческой деятельности детей, отражающей впечатления, полученные от восприятия фольклорных произведений: придумывание сказок, загадок, рисование на темы любимых сказок, их драматизация

Методика ознакомления с загадками:

На начальном этапе учить детей воспринимать образное содержание загадок, объяснять их.

Затем обратить внимание на сочный, колоритный язык загадки, формировать умение понимать целесообразность использования выразительно-изобразительных средств. Для этого можно предложить детям для сравнения две загадки, спросить какая из них двух им больше понравилась и почему. Предложить подобрать определение к слову, которое обозначает отгадку.

Позже, когда дети усвоят жанровые особенности метафорических загадок, педагог предлагает им самим придумывать загадки о предметах, явлениях действительности .

Знания должны быть эмоционально восприняты ребенком, поэтому обязательна обратная эмоциональная связь (пересказ, настольный театр, подвижные и дидактические игры с персонажами сказок и т.п.).

Перед детским садом стоит увлекательная задача — заложить в детях семена любви и уважения к фольклору. При знакомстве ребенка с прекрасным миром народного творчества, мы открываем для него жизнь общества и окружающей его природы. Большую роль играет устное народное творчество в патриотическом и интернациональном воспитании, в воспитании любви к Родине, к ее великому народу и интереса к людям других национальностей.

Эффективность обучения дошкольников на идеях народной педагогики зависит от внимания воспитателя, специалистов ДОУ, родителей к фольклору, от умения педагогов грамотно выстроить педагогический процесс, направленный на полноценное освоение детьми устного народного творчества. Начиная с групп раннего возраста и до школы детей необходимо знакомить с фольклорными произведениями в процессе организации различных видов детской деятельности с помощью различных методов и приемов.

Очень важно, чтобы каждый педагог знал народные обычаи и обряды, национальные традиции, был знатоком народных игр, песен, танцев, сказок.

  1. Алексеева М.М. «Методика развития и обучения родному языку дошкольников». – М.: Академия, 2000. – 400 с.
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. «Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста», М. «Академия», 1999 г.- 159 с
  3. Боголюбская М.К., Шевченко В.В. «Художественное чтение и рассказывание в детском саду». – М.: Просвещение, 1970. –148 с.
  4. Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошк. воспитание.- 1985.- №11.- С. 21-24.
  5. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. «Ребенок и книга», М. «Просвещение» 1992. – 62 с.
  6. Заблудская, Т.Б. Зарождение духовности через русский фольклор [Текст] / / Т.Б. Заблудская // Воспитатель ДОУ – 2010. — № 8. – С. 63.
  7. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание.-1991.-№ 9.- С.16-22.
  8. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. –М.: Просвещение, 1976. –127 с.
  9. Карпинская Н.С. «Художественное слово в воспитании детей» (ранний дошкольный возраст). М.: Педагогика, 1972. – 143 с.
  10. Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школе группа) // Дошк. воспитание.-1983.- № 5.-С. 34-35.

Источник



Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.
консультация на тему

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.

Скачать:

Вложение Размер
rodnoe_slovo.docx 19.2 КБ

Предварительный просмотр:

основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний.

Россия – наша Родина. Чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и, конечно же, культуру. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, созданные на протяжении многовековой истории. Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

В конце ХХ века в нашей жизни появилось большое количество заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества на сегодняшний день приобрела особую значимость.

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные и поучительные сказки – все это сочинил великий и бессмертный русский народ.

Есть в русском фольклоре особые стишки – потешки, которыми забавляют, потешают маленького ребёнка. Некоторые потешки связаны с игрой. Постепенно ребенок запоминает стишки – потешки, сопровождающие игру, и сам произносит некоторые слова, отвечает на вопросы. Таким образом, потешки способствуют развитию связной речи, регулируют интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от её содержания, закрепляют правильное произношение отдельных звуков.

Когда ребенок становится старше, он сам без подсказки начинает пользоваться народными поэтическими произведениями. Связные повествовательные тексты ему не всегда под силу, а вот коротенькие стишки он легко запоминает и может применить при случае. Таковы заклички – обращения к природе, животным с просьбой или требованием. Когда-то давно заклички были логическими формулами, своего рода заговорами, которыми древний земледелец заклинал солнце, дождь, чтобы дать нужные земле тепло и влагу. Позже заклички стали детскими игровыми стишками. Дети, фантазёры и выдумщики, чуткие к слову, дополняют старинные заклятья новыми строками и получаются стишки, наивные с точки зрения взрослого, но выражающие детский взгляд на мир. Заклички – это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. В закличке не просто обращение к природным стихиям, но и выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств и переживаний. Сочетание действий ребёнка со словами заклички приучают его вслушиваться в звуки речи, улавливать его ритм, отдельные звукосочетания. Заклички дают возможность ребёнку в поэтической форме выразить своё эмоциональное отношение к природе, развивают его речь и артикуляционный аппарат, мышление, фантазию.

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Используя в речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая речь; развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Пословицы и поговорки образны, поэтичны. Они наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, метких определений. Недаром великий поэт А.С. Пушкин говорил о них: «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» Использование пословиц и поговорок активизирует речь ребёнка, способствует развитию умения ясно формулировать свои мысли, помогает лучше понять правила житейской мудрости.

Скороговорки – тоже игра со словом. В них используются слова, похожие по звучанию, одни и те же или сходные звуки, но в разных комбинациях. Произнести их трудно, при быстром произнесении органы речи не успевают перестроиться, получается что-то не то, и это вызывает у детей веселье, смех. Скороговорки – это удивительный жанр фольклора, созданный народной мудростью не для пустословия, а для тренировки движений речеобразующего органа, который был бы способен воспроизводить все звуки родного языка. Скороговорки способствуют закреплению правильного произношения звуков, для тренировки и совершенствования голосового аппарата, развивают фонематический слух у ребёнка.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умения самостоятельно делать выводы, умозаключения, четко выделять наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность». Ю.Г. Илларионова, автор пособия «Учите детей отгадывать загадки» считает, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи-доказательства и речи-описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь-доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову.

Фольклорные прибаутки – небольшие стихотворения из двух-четырёх, редко восьми строчек. Это красочные, яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребёнка. Для прибауток характерны уважительное отношение ко всему живому, ласковые слова, добрые прозвища: котя – коток, курочка – рябушечка. Прибаутки лишены описательности и нравоучения. Слово в них передаёт звук, движение, объём, цвет и даже вкус. Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни, научиться передавать увиденное с помощью слова. Использование прибауток — лучший способ развития координации движения, общей и мелкой моторики. Ребёнок учится согласовывать свой движения с ритмом прибаутки. Прибаутки способствуют развитию образной речи.

Чистоговорки слагаются для упражнения в скором и чистом произношении, поэтому в них сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор. Чистоговорки можно использовать в работе над речевым дыханием, для формирования правильного звукопроизношения, для развития и совершенствования речевого слуха, для тренировки в смене громкости голоса, в смене скорости речевого высказывания, в правильной постановке логического ударения, вопросительных и утвердительных интонаций.

Нелепицы, чепуха, небывальщина – прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, здоровая пища для детской души, удовлетворяющая ненасытную потребность ребёнка в смехе, веселье, радости. Ребёнку доставляет удовольствие сознавать, что он не глупец: он-то знает, как всё бывает на самом деле, и никогда не допустит, чтобы его обманули на чепухе. Нелепицы открывают ребёнку возможность через игру словами, звуками, звукосочетаниями уловить специфику звучания речи и характерные для неё выразительность, образность, юмор.

Колыбельные песни наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, «заинька»; способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например, образ кота. Причем это не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя». К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным. Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.

Сказка – это кладезь народной мудрости, традиций и языка. Сказка способствует развитию связной речи ребёнка, обогащает речь эпитетами, сравнениями, образными выражениями и является одним из важнейших социально – педагогических средств формирования личности. Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству.

Таким образом, произведения устного народного творчества эффективно развивают речь детей, мышление, память и имеют огромное познавательное и воспитательное значение.

Источник

Читайте также:  Средства по уходу за дубовым паркетом