Меню

Урок компоненты здорового образа жизни

Занятие № 15. Тема занятия: Компоненты здорового образа жизни и пути их формирования

Тема занятия: Компоненты здорового образа жизни и пути их формирования.

Вопрос: Понятие здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни-это способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям человека, конкретным условиям его жизни, и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально- биологических функций.

Здоровый образ жизни строго индивидуален и должен подбираться для конкретного человека. В установлении ЗОЖ для каждого человека необходимо учитывать как его типологические особенности (тип ВНД, морфофункциональный тип, преобладающий механизм вегетативной нервной регуляции и т.д.), так и возрастную, половую принадлежность и социальную обстановку, в которой он живет (семейное положение, профессию, традиции, условия труда, материальное обеспечение и т.д.).

Важное место в исходных посылках должны занимать личностные особенности каждого человека, его жизненные ориентиры, которые сами по себе могут быть серьезным стимулом к здоровому образу жизни.

Здоровый образ жизни является наиболее эффективным средством и методом обеспечения здоровья, первичной профилактики болезней и удовлетворения жизненно важной потребности в здоровье.

Соотношение факторов, влияющих на здоровье, таково:

1) генетические факторы- 15-20%;

2) состояние окружающей среды- 20- 25%;

3) медицинское обеспечение- 10- 15%;

4) условия и образ жизни людей- 50- 55%.

Элементы здорового образа жизни:

1)оптимальный двигательный режим;

Источник



Урок по теме «Здоровый образ жизни»

Тема урока посвящена актуальной проблеме под­держания, сохранения и приумножения здоровья на всех этапах жиз­ненного пути человека, но в большей степени в период молодости.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме «Здоровый образ жизни»»

по основам безопасности жизнедеятельности

Разработала : Банникова П.В.

Образовательная: дать определение понятию «здоровый образ жизни»; обсудить проблему укрепления здоровья людей и продле­ния их активной жизнедеятельности; подвести к самостоятельному выводу о том, что только сам человек формирует свой здоровый (или нездоровый) образ жизни; побудить учащихся к размышле­нию о состоянии своего здоровья.

Развивающая: формировать способность конструктивного взаимодействия с членами группы по достижению общей цели; развивать способность применения полученных знаний.

Воспитывающая: стимулировать интерес учащихся к проблемам своего здоровья.

Учитель обращает внимание учащихся на мудрые мысли(слайд2): «Человек — украшение мира» (о красоте физической и душевной), которые служат эпиграфом к уроку.

При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь ду­шою.

Много есть людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем

(Ф.Купер) Недовольство собою есть необходимое условие разумной жизни.

Только это недовольство побуждает к работе над собою.

Жизнь — это бесконечное совершенствование. Считать себя

совершенным — значит убить себя. (Ф. Геббелъ.)

Учитель. Как вы считает, какое отношение имеют эти выска­зывания к теме нашего урока? Как связаны понятия: «Человек -здоровье — красота»?

Сегодняшняя тема урока посвящена актуальной проблеме под­держания, сохранения и приумножения здоровья на всех этапах жиз­ненного пути человека, но в большей степени в период молодости.

II.Изучение новой темы.

Сегодня на уроке мы продолжим говорить о здоровом образе жизни. В век технического прогресса и завоевания космоса, в эпоху рыночных отношений, как вы думаете, что для нас дороже всего? (ответы детей) Конечно- же, здоровье! Здоровье человека-это главная ценность. Его не купишь ни за какие деньги. Люди почему –то не ценят то, что досталось им даром. Например, здоровье, которое мы получаем от природы. Люди берут вещи, одежду, украшения. А здоровье- только тратят. Ленятся делать утреннюю зарядку, слишком много едят, портят глаза у телевизора и компьютера, курят и пьют алкоголь. В общем, как будто нарочно делают всё, чтобы здоровья стало меньше.

Работа в группах.(класс заранее поделен на 3 группы)

Поработаем в группах. Объясняем друг другу значение пословиц.

-Здоровье дороже денег.

-Здоров будешь- всего добудешь

-Крепок телом- богат делом

-Болен лечись, а здоров- берегись

-Живи разумом, так и лекаря не надо

-В здоровом теле, здоровый дух(слайд4)

Учитель. Здоровье — плод воздействия разнообразных факто­ров на уникальную систему природы «человек». Каждый человек должен уметь управлять своим здоровьем с учетом риска заболева­ний и особенностей психологического, физиологического факторов.

Читайте также:  Видеоурок по зож для начальной школы

Для самостоятельного управления здоровьем каждому необхо­димо уметь создать комфорт души и тела, что достигается опреде­ленным образом жизни, отношением к средствам оздоровления и исцеления от недугов.

Итак, уважаемые учащиеся, давайте попробуем дать определение, что такое здоровье

Ученик. По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это полное духовное, физическое, социальное благополучие человека, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

Учитель. Молодец. Правильно! Статистика утверждает, что здоровье человека зависит от: наследственности – 10%,

медицинской поддержки – 20 %,

окружающей среды – 20%,

от здорового образа жизни – 50%. (слайд5)

Итак, что же такое «здоровый образ жизни»?

Ученик. ЗОЖ – индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья.(слайд6)

Учитель. Вы абсолютно правы. А какие компоненты включает данная система поведения?

Правильное и сбалансированное питание;

Соблюдение режима труда и отдыха;

Отказ от вредных привычек;

Правильное и безопасное поведение дома, на улице, в общественных местах, на рабочем месте;

Учитель :рассмотрим основные компоненты здоровья, нравственное, социальное, физическое. (слайд 7)

Физические составляющие здоровья

Состояние, при котором человек максимально удовлетворен возможностями своего тела, организма

Может преодолевать значительные физические и психические нагрузки и, при этом, сохранять работоспособность

Отсутствие хронических заболеваний, редкие проблемы с самочувствием

Здоровья хватает, чтобы зарабатывать достаточное количество материальных средств, чтобы содержать себя и семью, оказывать помощь другим людям, выполнять гражданский долг

Социальные составляющие здоровья

Наличие навыков учебной и трудовой деятельности

Наличие навыков свободно ориентироваться в потоке информации

Наличие навыков владения современными средствами коммуникаций (компьютером, Интернетом, телефоном, средствами транспорта и др.)

Наличие навыков коммуникативного общения (умение обратиться, написать заявление, устроиться на работу, познакомиться с людьми и т.д.)

Наличие способности адаптироваться к требованиям общества и государства, при этом не утрачивая собственной индивидуальности

Духовные составляющие здоровья

Наличие способности жить в полной гармонии со своей совестью, требованиями семьи, общества, государства, духовными, юридическими законами и традиционными представлениями о нравственности

Скажите, насколько тесно взаимосвязаны компоненты здоро­вья?

Компоненты здоровья тесно взаимосвязаны: если человек здоров физически, но испытывает психологический дискомфорт, он не может чувствовать себя отлично.

От чего зависит здоровье человека?

Здоровье человека зависит от образа жизни, поведения, образа мыслей.

Согласитесь ли вы с таким мнением: какова деятельность чело­века, таков и он сам, его природа и его болезни? Докажите свой ответ примерами.

Здоровье — главный дар, данный нам нашими предками и не­расточительно расходуемый нами — ими последователями. Как распорядиться этим бесценным (действительно бесценным — ведь нам он достаётся совершенно бесплатно) даром? Очень важно как можно раньше прийти к выводу и пониманию необходимости со­хранения и умножения своего здоровья, а для этого надо очень ма­ло. Учёные определяют такое стремление как движение в два шага.

1-й шаг — состоит в выборе жизненных установок, определении своих целей в жизни.

2-й шаг — это выбор путей для реализации тех жизненных уста­новок и целей, которые, вы для себя определили в первом случае.

Сложно это? — Да, очень сложно.

Возможно выполнить это? — Да, возможно.

Надо только запомнить; что главное условие здорового образа жизни — личная заинтересованность человека. Необходимо понять, что ничего в жизни даром не дается. Что результат будет тем луч­ше и выше, чем раньше вы начнёте работать над собой.

Человек — это не просто высокоорганизованная биологическая система, а организм, живущий в определенных общественных ус­ловиях, которые отражаются на физическом и психологическом самочувствии и определяют его нравственные устои.

Образ жизни — показатель, как условия жизнедеятельности че­ловек реализует для своего здоровья.

От рождения человек обладает определенными резервами здо­ровья, а длительность их использования зависит от самого человека (условий поведения, стиля, образа жизни).

При оценке здоровья используют 4 основных критерия:

1 — наличие или отсутствие хронических заболеваний;

2 — уровень достигнутого физического и нервно-психического развития;

3 — состояние основных систем организма — дыхательной, сер­дечно-сосудистой, выделительной, нервной и т. д.;

Читайте также:  Здоровый образ жизни практика вузов

4- степень сопротивляемости организма внешним воздейст­виям.(слайд8)

Существует комплекс факторов, определяющих; как здоровье отдельного человека, так и общества в целом.

Какие это факторы на ваш взгляд?

Социально-экономические, определяемые уровнем развития общества: производство, образо­вание, медицина, характер питания, население, досуг и др.

Почему в странах с разным уровнем социально-экономического развития показатели здоровья различаются?

Как факторы природной среды (климат местности, раститель­ный и животный мир, космос, уровень солнечной активности) влияют на состояние здоровья?

Влияние этих факторов состоит в распространении определенных заболеваний в определенных гео­графических зонах — рак кожи в зонах с высокой солнечной радиа­цией, зоб (щитовидная железа) — в районах с недостаточным со­держанием йода в воде и т. д.

С чем связано влияние биологических и психологических фак­торов?

С наследственностью, темпераментом и поведением че­ловека, его телосложением, психологическим складом личности, то есть с тем, что характеризует врожденные свойства и инди­видуальность человека.

Совершенно верно. Эти факторы определяют условия жизни человека, сказывающиеся на его здоровье.

Учитель. Верно. А сейчас предлагаю вам проанализировать следующие проблемы.

1-я группа работает над проблемой «Мой выбор – не курить»,

2-я группа – «Мой выбор – не употреблять алкоголь»

3-я группа – «Мой выбор – нет наркотикам».(слайд9)

(учащиеся выдвигают свои взгляды)

Мнения учащихся 1-й группы:

«Молодежь курит, потому что хочет выглядеть взрослым, зрелым и умным».

«Не «отстать» от своих сверстников, потому что, это «модно».

«Табак помогает собраться с мыслями и найти правильное решение».

«Сигареты с «фильтром» почти безопасны для здоровья».

«Запрет на курение нарушает права человека».

«Курение помогает похудеть»

«90 % заболевших раком легкого – злостные курильщики».

«Курение ослабевает внимание и работоспособность».

«От табачного дыма страдают также и рядом стоящие некурящие люди».

«Капля чистого никотина убивает лошадь».

«В табачном дыме содержатся вредные вещества – синильная кислота и угарный газ».

«От табака лицо человека становится бледной от кислородного голодания, а зубы желтеют от табачной смолы».

«От табака страдает плод у будущей матери».

Мнения учащихся 2-й группы: «мой выбор – не принимать алкоголь».

«Алкоголь снимает стресс».

«Так сложилось, что наш народ не обходится без застолья с алкоголем. Все праздники, свадьбы, поминки проходят под веселым хмельком».

«Наш алкогольный продукт лучший в мире»

«Алкоголь согревает, особенно в холодном климате».

«Алкоголь снимает многие болезни».

«Употребление алкоголя дает легкость и раскованность в общении, позволяет забыть о многих проблемах».

«Алкоголь повреждает интенсивно развивающийся в подростковом возрасте головной мозг, а в первую очередь структуры, отвечающие за функции памяти».

«До 70% выпускаемого в России пива контролируется иностранным капиталом».

«Алкоголь разрушает печень, а печень очищает организм от вредных веществ. При длительном употреблении алкоголя развивается хронический гепатит и цирроз печени».

«От чрезмерного употребления алкоголя погибли многие известные актеры, спортсмены, деятели культуры».

Мнения учащихся 3-й группы: «Мой выбор – жить без наркотиков»

«Хирург, начиная операцию, не обходится без наркоза».

«Наркотики в малых количествах безопасны для организма, т.к. они содержатся в кофе и чае».

«Многие врачи прописывают больным лекарства, содержащие наркотики».

«Редко наркоманы доживают до 40 лет».

«Многие преступления совершаются в состоянии наркотического опьянения».

«Приобретение, употребление, хранение и сбыт наркосодержащих веществ – преступление».

Учитель. Обратите внимание. Что же написано на доске? Совпадают ли ваши мнения с мнениями других людей?

(учащиеся читают записи на доске).

Употребление делает тебя нездоровым (например, курение ослабевает возможности дыхания);

Делает тебя непривлекательным (желтые зубы при курении, затуманенный взгляд при приеме алкоголя);

Стоит тебе денег;

Может привести к нарушению закона (вождение автомобиля в нетрезвом виде, хулиганство и т.д.);

Может подорвать доверие к тебе (не выход на работу из-за употребления алкоголя, ненадлежащее исполнение своих обязанностей);

Может погубить тебя (из-за передозировки, из-за отравления, о т рака или цирроза печени и т.д.)

Но, даже соблюдая элементы ЗОЖ, все ли мы делаем так? Из приведенных ниже суждений выберите наиболее на ваш взгляд правильные:

1. Самый лучший способ быть в хорошей форме – каждый день делать зарядку с большой нагрузкой.

Читайте также:  Здоровый образ жизни нудистов

А. верно. Б. неверно.

2. Чем больше разрабатывать мышцы, тем слабее они становятся.

А. верно. Б. неверно.

3. Вы не можете переусердствовать в занятиях спортом: чем больше вы занимаетесь, тем лучше.

А. верно. Б. неверно.

4. Эффект от спортивных упражнений наступает тогда, когда вы начинаете задыхаться. Выполняя их.

А. верно. Б. неверно.

5. Заниматься упражнениями одинаково хорошо и в тепле и на холоде.

А. верно. Б. неверно.

6. Можно приобрести хорошую форму и поддерживать ее, занимаясь спортом всего лишь несколько минут в неделю.

А. верно. Б. неверно.

7. Если вы будете интенсивно и постоянно заниматься спортом, то у вас будут сильные мышцы.

А. верно. Б. неверно.

8. Для того, чтобы окрепнуть, необходимо, делая зарядку, постоянно увеличивать нагрузку.

А. верно. Б. неверно.

9. Вы не должны отказаться от вашего обычного комплекса упражнений, если не зажила травма.

А. верно. Б. неверно.

Соотнесите свои ответы с рекомендациями ученых(слайд 10)

1. неверно. Вашим мышцам необходимо время, чтобы отдохнуть от большой нагрузки. Лучше всего менять программу: в один день делать легкую зарядку, а в другой – увеличить нагрузку.

2. неверно. Что касается мышц то, если вы постоянно разрабатываете их, это идет им только на пользу. Многое из того, что мы считаем старением, на самом деле вызвано не перенапряжением мышц, а недостатком нагрузки на них.

3. неверно. Если вы слишком переусердствуете в упражнениях, то это может привести к различным травмам. Занимайтесь спортом не чаще трех-четырех раз в неделю.

4. неверно. Никогда не доводите себя до такого состояния, когда не будет хватать воздуха. Это может повредить здоровью.

5. неверно. При жаркой погоде вы быстро теряете силы и ослабеваете: увеличивается нагрузка на сердце.

6. неверно. Хотя делать зарядку даже несколько минут в неделю лучше. Чем не делать вообще. Для того, чтобы быть в хорошей форме, вам необходимо заниматься спортом как минимум по 30 минут три раза в неделю.

7. верно. Да, это известный метод тренировки. Для того, чтобы вы становились сильнее и выносливее, нужно увеличить нагрузки на тело, иначе оно привыкнет к предыдущей программе, которую все легче и легче со временем будет выполнять.

8. верно. Прислушивайтесь к своему телу и поддерживайте себя в форме, выполняя упражнения, которые не повредят травмированным местам.

Рекомендации по здоровому образу жизни.

Учитель предлагает учащимся самостоятельно сформулировать рекомендации и советы по здоровому образу жизни.

ПО ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Познай самого себя

Содержи свое тело в чистоте.

Играй с осторожностью.

Выбирай друзей правильно

Содержи свой мир в чистоте.

Научись говорить «нет».

Лекарство – не игрушка.

Если ты чувствуешь себя больным, обратись к врачу, роди­телям.

Учитель. Какое значение для здоровья человека имеет здоро­вый образ жизни? (Здоровый образ жизни является универсальным средством профилактики заболеваний, укрепления и сохранения здоровья.)

От чего зависит состояние здоровья человека? (Состояние здо­ровья зависит от психологического климата в семье, в школе; со­блюдения режима дня, учебы и отдыха; рационального питания, отношения к табаку, алкоголю, наркотикам; соблюдения правил личной гигиены и др.)

Какие выводы можете сделать по теме сегодняшнего урока? (Практика показывает, что у многих людей, в особенности у мо­лодежи, размылось, утратило ценность и цельность представле­ние о здоровье. В сознании же многих людей оно накрепко связано именно с лечением.)

Но ведь лечить можно бесконечно, здоровья это не прибавит!

Между тем здоровье человека, в первую очередь, зависит, пре­жде всего, от условий и образа жизни. Необходимо выработать в себе привычку проявлять элементарную заботу о сохранении здо­ровья, об укреплении и создании его резервов.

Сберечь и увеличить резервы физического и психического здо­ровья людей — означает, без всякого преувеличения, приумножить потенциал могущества страны

Напишите о своем отношении к проблеме урока. Насколько актуален и интересен он для вас.

Подготовить собственную модель ведения здорового образа жизни

Источник