Меню

Уход за спасательными средствами

Жизнеобеспечение в спасательных шлюпках и плотах после оставления судна

Каждый год в морях и океанах по разным причинам погибает 200—250 судов различных возрастов и типов. В настоящее время все члены экипажей судов проходят обучение на берегу по вопросам борьбы с пожаром, по оказанию первой медицинской помощи, по борьбе за живучесть судна, по спасательным средствам и способам личного выживания в экстремальных условиях.

Однако далеко не все относятся с должным вниманием к изучению и отработке действий по вышеперечисленным темам. В этом я убеждаюсь каждый раз, когда провожу заседание Государственной квалификационной комиссии по судомеханикам. А ведь знание своих действий в экстремальных ситуациях поможет вам сохранить свою жизнь.

Для моряка судно — это его дом в море, и свой дом надо уметь защищать от всех бед: пожара, затопления, потери остойчивости и пр. А если судно пассажирское, то экипаж отвечает и за безопасность пассажиров, которых он должен спасать в первую очередь.

К сожалению, бывают такие ситуации, когда все усилия экипажа по спасению судна положительных результатов не дают, и тогда капитан подает команду: «Экипажу оставить судно!». По этой команде экипаж должен действовать согласно судовому расписанию по тревогам, где расписаны действия каждого члена экипажа.

Высадка с судна, погрузка в спасательные средства, организация жизни на спасательных средствах имеют очень важное значение для выживания. Трудно представить более сложную и опасную для человека ситуацию, чем та, когда он оказывается вдруг в спасательном средстве во власти морской стихии.

Далеко не все люди, оказавшиеся в такой ситуации, способны к активным и целесообразным действиям. Только 12-25% сохраняют самообладание, быстро оценивают обстановку и действуют решительно и разумно. Именно на эту часть людей командиру спасательного средства необходимо возложить обязанности по оказанию помощи нуждающимся и осуществлению других необходимых действий.

Международной морской организацией разработаны рекомендации по выживанию при кораблекрушении. Ниже приведены основные из них на различных этапах оставления судна.

Высадка с судна

  • Надеть побольше одежды (особенно в холодных широтах), головной убор, перчатки, поверх всего — водонепроницаемый или теплозащитный костюм.
  • Правильно надеть спасательный жилет.
  • Высадиться в спасательное средство по возможности сухим.
  • Если будете вынуждены прыгать, то делать это желательно с высоты не более 5 метров, крепко держась за жилет.
  • Попав в воду, плыть только к спасательному средству.

Если позволяют обстоятельства, надо погрузить в спасательные средства одеяла, дополнительную одежду, еду, питьевую воду, аварийное радио.

С собой можно взять документы, спички или зажигалку, личные лекарства, деньги. Все другие предметы и личные вещи брать с собой запрещено.

Первоочередные действия после посадки в спасательные средства в первые 24 часа

  • Первым действием после посадки в спасательные средства, направленным на выживание спасающихся, является отход от борта судна. Оставаясь у борта судна, шлюпка может быть разбита волной о борт, камеры плавучести плота могут быть повреждены, спасательные средства могут быть втянуты в воронку, образующуюся в месте затопления судна. Рекомендуется отходить на минимально безопасное расстояние, ориентировочно равное длине корпуса судна. Когда все спасающиеся сели в спасательную шлюпку или плот, то отходят от судна на гарантированно безопасное расстояние в зависимости от ситуации и учета опасных факторов (например, взрыв топливных танков, опасного груза и т.п.).
  • Следующее первоочередное действие — осмотреться в шлюпке (плоту), проверить отсутствие повреждений, утечек воздуха с камер плота, устранить их, убедиться в надежном закрытии сливных отверстий в шлюпке и пр.
  • Оказать первую помощь пострадавшим. В этой страшной ситуации оставления гибнущего судна уже могут быть люди нервнопотрясенные, раненые, с переломами, кровотечениями, ожогами и т.д.
  • Сдать опасные предметы командиру спасательного средства, а также сдать дополнительно взятые кем-либо воду, пищу, сигареты, спички и т.п.
  • Отойдя от борта судна, поставить плавучий якорь.
  • Спасательные средства связать между собой фалинями длиной более 10 метров.
  • По возможности более равномерно распределить людей по спасательным средствам.
  • Определить очередность несения круглосуточной вахты наблюдения за поверхностью воды, горизонтом, воздушным пространством, а также очередность дежурства внутри спасательного средства и охраны запасов воды и пищи.
  • Принять таблетки от морской болезни.
  • Проверить, чтобы все снаряжение было надежно закреплено во избежание потери в случае опрокидывания.
  • В холодном климате делать упражнения; чтобы сберечь тепло, держаться вместе.
  • Всем спасательным средствам держаться вместе и находиться у места гибели судна, если нет обоснованной надежды достичь берега или выйти на судовые пути. Необходимо беречь запасы топлива для шлюпочного двигателя.

Спустя первые 24 часа

  • Часто проветривать плот и шлюпку.
  • В жарком климате спускать днище плота днем и надувать ночью. Днем увлажнять одежду. Смачивать водой наружную оболочку тента.
  • Держать ноги по возможности сухими. Регулярно поднимать ноги и двигать ими, сняв обувь.
  • Вахтенные должны защищаться от обморожения или солнечных ожогов.
  • Сохранять дымовые шашки и ракеты до момента, когда появится реальная возможность, что их заметят.
  • Поручить их применение одному человеку. Не применять их все вместе в надежде обнаружить себя.
  • Сохранять жидкость в организме, сокращая бесполезные движения. Для сокращения потовыделения увлажнять одежду днем.
  • Строго рационировать воду: 500-600 мл в день на человека, поделенные на многочисленные малые дозы с самой большой дозой вечером.
  • Никогда не пить морскую воду.
  • Питаться только аварийным запасом пищи. Не есть морских рыб и птиц, если нет достаточного запаса питьевой воды.
Читайте также:  Мошки в квартире как вывести народными средствами

В добавление к этому надо отметить, что без питья средний взрослый человек может оставаться в живых от 3 до 10 дней. При рационе 500—600 мл воды в сутки разумно действующий взрослый человек способен продержаться даже в тропиках не меньше 10 дней без серьезных изменений в организме. Без пищи можно прожить месяц и более.

В условиях выживания жизненной установкой каждого должно быть: «Жизнь продолжается до тех пор, пока не потеряна вера в спасение. Если мне суждено погибнуть, то пусть это случится как можно позже, а за это время должна и может прийти помощь».

Французский врач Ален Бомбар, пересекший в 1952 году Атлантический океан на надувной лодке за 65 суток без запасов воды и пищи, писал: «Жертвы легендарных кораблекрушений, погибшие преждевременно, я знаю: вас убило не море, вас убил не голод, вас убила не жажда! Раскачиваясь на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха».

Коллеги-механики, мне не довелось оставлять судно и выживать в спасательном средстве. Мне хочется, чтобы и вы избежали этого, но море есть море, и все может быть. Надеюсь, что, прочтя этот раздел, вы станете более защищенными и сможете сберечь себя, выжить в сложной и опасной ситуации, потому что только береженого Бог бережет.

Источник

Уход за спасательными средствами

§ 64. УХОД ЗА СПАСАТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ

Основным правилом ухода за спасательными средствами является содержание их в чистоте и постоянной готовности к действию. Наибольшего внимания требуют деревянные спасательные шлюпки, подверженные гниению. Поэтому нужно постоянно следить за тем, чтобы в шлюпку не попадала влага и пыль, которые, скапливаясь в местах прилегания шпангоутов к обшивке, образуют очаги гниения.
Чехлы шлюпок должны быть целыми и изготовлены из водонепроницаемой парусины. Не следует допускать скоплений воды на чехлах, закрывающих шлюпки, так как это приводит к неравномерному вытягиванию парусины и образованию постоянных углублений, быстро заполняющихся водой.

При жаркой погоде, способствующей рассыханию шлюпок, их следует периодически — утром и вечером — скатывать водой из шланга, а во время стоянки в портах заливать небольшим количеством воды, примерно на 1/3 высоты, подставляя под киль в нескольких местах временные подпорки.

В сухую погоду следует проветривать шлюпку изнутри и все предметы снабжения, которые вынимают из шлюпки. Парусное вооружение следует освободить от чехла и также растянуть для просушивания. Ни в коем случае не следует допускать, чтобы паруса начали гнить, признаком чего является появление темных точек на парусине. Процесс гниения идет интенсивно и паруса быстро выходят из строя.

Если шлюп-тали изготовлены из растительного троса, то весь свободный конец лопаря следует развесить таким образом, чтобы трос свободно обдувался ветром. Хранить лопари следует на вьюшке или в специальной корзине с закрытыми чехлами, предохраняющими лопари от влаги и длительного воздействия солнечных лучей.

При укладке шлюпочного снабжения тщательно проверяется состояние каждого предмета, особенно герметичность сосудов, в которых хранятся аптечка, ракеты, шашки и фальшфейеры, запас воды и провизии и т. д. Если питьевая вода хранится в деревянных анкерках, ее необходимо периодически заменять, иначе она приобретает неприятный привкус. При отрицательных температурах питьевую воду следует хранить во внутренних отапливаемых помещениях судна вблизи шлюпок.

Уход за шлюпбалками заключается в очистке от грязи и смазке всех вращающихся частей, а также блоков шлюп-талей, талрепов, вертлюгов и т. п. Необходимо периодически разбирать движущиеся части для осмотра недоступных мест (шпоры и втулки блоков и шкивов и т. д.). Места с открытой смазкой — червячные передачи, зубчатые секторы и рейки — после чистки и смазки необходимо закрывать парусиновыми чехлами с быстроотдающимся креплением. Для придания хорошего внешнего вида шлюпки и шлюпбалки следует мыть мыльными растворами во время мойки надстроек. Места появления ржавчины нужно тщательно зачищать, грунтовать и окрашивать. Окраска шлюпбалок и шлюпок также производится одновременно с окраской рубок и надстроек.

Уход за спасательными кругами состоит в периодической их мойке и окраске. Следует помнить, что большое количество слоев краски не только увеличивает вес круга, но также уменьшает его поддерживающую способность. Поэтому красить круг

Читайте также:  Какими народными средствами можно избавиться от тараканов

следует только при действительной необходимости. Необходимо периодически проверять прочность линя, которым круг окантован, в особенности под парусиновым бантом, которым линь прикреплен к кругу, а также водонепроницаемость оболочек, в которых находятся дымовая шашка и самозажигающийся буек.

На спасательных жилетах проверяется наличие тесемок и завязок и их прочность, крепление свистка и исправное действие электрофонаря.

Источник



1 Назначение и область применения 4

1.3. Комплектование, использование и уход за средствами индивидуальной защиты и индивидуальными спасательными средствами

Общие требования

1.3.1. Комплектование средств индивидуальной защиты чле­нов экипажей судов должно осуществляться с учетом требова­ний безопасности выполнения работ на данном типе судна (су­хогрузные, нефтеналивные, суда с уровнями шума в машинных отделениях выше допустимых санитарных норм и т. п.) и соот­ветствовать требованиям ГОСТ 12.4.011—75 «Средства защиты работающих».

Применение средств защиты, на которые не имеется утверж­денной технической документации, запрещается.

1.3.2. При выполнении судовых работ, в зависимости от ус­ловий, члены экипажа должны пользоваться средствами инди­видуальной защиты: спецодеждой, спецобувью, средствами за­щиты рук, головы, лица, глаз, органов слуха, дыхания, пред­охранительными приспособлениями. Указанные средства долж­ны соответствовать требованиям стандартов безопасности труда ССБТ и использоваться только по назначению. Работа в неис­правной или загрязненной спецодежде и спецобуви запрещается. Администрация судна должна обеспечить регулярную стирку и ремонт спецодежды и спецобуви.

1.3.3. Комплектование, хранение и применение спасатель­ных средств, поднадзорных Речному Регистру РСФСР, а на судах смешанного река — море плавания — Регистру СССР, осуществляется в соответствии с их Правилами.

1.3.4. Перед каждым применением средства индивидуальной защиты должны быть осмотрены. При осмотре необходимо об­ращать внимание на соответствие их своему назначению, отсут­ствие загрязнения и внешних повреждений, срок их испытания.

Нормы и сроки испытаний средств индивидуальной защиты, применяемых при обслуживании судовых электроустановок, приведены в приложении 8.

1.3.5. Ответственность за комплектность и организацию пра­вильного хранения средств индивидуальной защиты возлагает­ся на первого штурмана, механика (электромеханика) и радио­оператора, по принадлежности объектов обслуживания, соглас­но расписанию по заведованию.

Хранение средств индивидуальной защиты вместе с пред­метами общего назначения запрещается.

1.3.6. Ношение специальной одежды обязательно при несе­нии вахтенной службы и при выполнении всех судовых работ. Спецодежда должна быть исправна.

1.3.7. Рукавицы должны надеваться при выполнении всех видов работ, связанных с использованием стальных канатов или требующих защиты рук при работе с металлом, нагретыми де­талями. При работе на сверлильных и токарных станках при­менение рукавиц запрещается.

^ 1.3.8. Для защиты рук при работе с щелочами, кислотами, хладагентами холодильных установок, нефтепродуктами следу­ет применять резиновые перчатки.

^ 1.3.9. Для защиты от поражения электрическим током при техническом обслуживании судовых электроустановок нужно применять диэлектрические перчатки.

1.3.10. Специальная обувь надевается при несении вахты на палубе судна, в машинно-котельном отделении, зачистке ци­стерн и при работах по уходу за судовым электрооборудова­нием и средствами радиосвязи и электрорадионавигации.

^ 1.3.11. Очки для защиты глаз должны соответствовать ГОСТ 12.4.013—75 и применяться при работах:

рубке металла и зачистке сварных швов;

на точильном станке с абразивным кругом;

на станках судовой мастерской;

такелажных со стальными канатами;

окрасочных с применением краскораспылителей;

проточке и шлифовке колец и коллекторов электрических машин в судовых условиях;

приготовлении электролита и заливке в аккумуляторы;

замене электрических предохранителей;

обслуживании фреоновых холодильных установок;

переработке пылящих, химических и ядовитых грузов.

Защитные очки должны быть закрытого типа с боковыми стеклами и иметь вентиляционные отверстия.

^ 1.3.12. Средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) должны соответствовать ГОСТ 12.4.034—78 и при­меняться в следующих случаях:

респираторы и противогазы фильтрующие — при очистных работах, окраске замкнутых пространств, обслуживании амми­ачных холодильных установок, переработке пылящих грузов;

изолирующие (шланговые и кислородные) при работе в пло­хо вентилируемых помещениях и обслуживании фресковых хо­лодильных установок.

1.3.13. Лицам, страдающим хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы или органов дыхания, внезапное обострение которых вызывает одышку, приступы удушья, силь­ный кашель, работа в СИЗОД противопоказана.

Кроме заболеваний, следует учитывать физические дефекты или анатомические аномалии головы и лица, препятствующие эффективному ношению СИЗОД. Высокие прически и бороды препятствуют герметичному прилеганию лицевых частей респи­раторов и противогазов.

1.3.14. Работа в СИЗОД приводит к перенапряжению орга­низма, поэтому при определении режима труда и отдыха необ­ходимо предусматривать дополнительные перерывы (каждый час на 10—15 мин), во время которых работающий должен вы­ходить из помещения с загрязненной атмосферой.

1.3.15. Жилет страховочный рабочий (ТУ 212 РСФСР 723-8—79) Должен надеваться при выполнении работ аварий­ных на палубах, заливаемых водой, забортных и на неограж­денных участках палубы, швартовных, на плотах сплавного леса, а также при формировании толкаемого состава и пере­движении по нему, выходах на шлюпке, завозке якоря на мото-завознях, очистке грунтов путей землечерпательных снарядов.

Читайте также:  Презентация театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

1.3.16. Для защиты органов слуха от шума при обслужива­нии механизмов в помещениях, где уровни шума превышают допустимые, должны применяться противошумные наушники, шлемы, вкладыши.

^ 1.3.17. Предохранительный пояс (ГОСТ 12.4.089—80) дол­жен применяться при выполнении работ:

забортных и на высоте (на надстройках, на борту судна, мачтах и др.);

аварийных в штормовую погоду на палубах, заливаемых во­лной и;

аварийных в трюмах, загруженных навалочными грузами (апатитовый концентрат, цемент, зерно и т. п.);

аварийных и ремонтных в плохо вентилируемых помещениях;

на плоту (кошеле) сплавного леса;

при очистке грунтовых путей землечерпательных снарядов.

^ 1.3.18. При выполнении перегрузочных и ремонтных работ на судах для защиты головы должны применяться защитные каски.

1.3.19. Для защиты лица при выполнении огневых работ (электросварка) должны применяться защитные маски или за щитные щитки.
^

Средства индивидуальной защиты при обслуживании электрооборудования

1.3.20. Для обслуживания электрооборудования на судне должен иметься следующий комплект средств индивидуальной защиты:
диэлектрические перчатки;

слесарно-монтажные инструменты с изолирующими рукоятками;
указатели напряжения;

изолирующие и электроизмерительные клещи;

переносные защитные заземления, оградительные устройства, плакаты и знаки безопасности.

. 1.3.21. При работе в электроустановках разрешается применять только специальные диэлектрические перчатки, изготовленные в соответствии с требованиями технических усло­вий. В электроустановках напряжением до 1000 В диэлектри­ческие перчатки применяются как основное средство защиты, а в электроустановках напряжением выше 1000 В — как допол­нительное.

1.3.22. Длина перчаток должна быть не менее 350 мм. При работе в диэлектрических перчатках нельзя подвертывать их края. Перчатки необходимо надевать поверх рукавов. Перчат­ки, находящиеся в эксплуатации, следует периодически (по ме­стным условиям) дезинфицировать содовым или мыльным раст­вором. При использовании перчаток в холодное время вне по­мещения можно надевать под них тонкие шерстяные или хлоп­чатобумажные перчатки.

1.3.23. Запрещается пользоваться диэлектрическими пер­чатками при работах с аккумуляторами и на других работах, связанных с химическими реактивами и нефтепродуктами.

1.3.24. Диэлектрические боты и галоши должны изготов­ляться только в соответствии с требованиями ГОСТ 13385—78, иметь специальную маркировку для отличия от бот и галош, предназначенных для других целей, и соответствовать разме­рам обуви обслуживающего персонала.

1.3.25. Диэлектрические перчатки, боты и галоши необхо­димо предохранять от механических повреждений, воздействия нефтепродуктов и других веществ, разрушающих резину.

^ 1.3.26. Применять бытовую резиновую обувь (боты, гало­ши) как средство защиты при обслуживании судового электро­оборудования запрещается.

1.3.27. Диэлектрические резиновые ковры должны рассти­латься в местах, указанных в разделе 4 настоящих Правил.

Спецодежда и средства индивидуальной защиты при работе на нефтеналивных судах

1.3.28. На нефтеналивных судах при зачистке танков (ци­стерн, отсеков), проведении срочных ремонтных работ в неде­газированных отсеках и в аварийных случаях с задымлением помещений должны быть использованы следующие средства ин­дивидуальной защиты:

изолирующие дыхательные приборы;

Кожаные сапоги должны быть подбиты деревянными или медными шпильками. Применять обувь со стальными гвоздями и подковками запрещается.

1.3.29. При работах в недегазированных танках (цистер­нах, отсеках) работающие должны быть в изолирующих шлан­говых дыхательных приборах с принудительной подачей воз­духа.

При работе в недегазированных танках (цистернах, отсе­ках) запрещается применять:

изолирующие кислородные приборы из-за возможного обра­зования взрывоопасной смеси от соединения кислорода с пара­ми нефтепродуктов;

обычный противогаз с химическим поглотителем, так как он не поглощает паров углеводорода.

^ 1.3.30. Новые шланги изолирующих дыхательных приборов перед применением должны быть тщательно продуты сжатым воздухом для удаления из них талька.

1.3.31. Работающие в танках (цистернах, отсеках) в шлан­говых изолирующих дыхательных приборах должны:

следить, чтобы воздушный шланг не имел заломов;

в случае прекращения подачи свежего воздуха и невозмож­ности обнаружения причины — освободиться от маски и быст­ро, не делая глубоких вдохов, покинуть танк (цистерну, отсек);

при повреждении маски, обрыве воздушного шланга от ма­ски приложить ко рту оторванный конец шланга (дышать толь­ко ртом) и покинуть танк (цистерну, отсек).

1.3.32. У горловины нсдегазнровашюго танка (цистерны, отсека), в котором проводятся работы, должны находиться в резерве два комплекта шланговых дыхательных приборов, два предохранительных пояса и соответствующая защитная одежда.

1.3.33. Изолирующие кислородные приборы должны использоваться в условиях недостатка кислорода (задымление). Его необходимо оберегать от ударов и резких толчков. Вентиль кислородного баллона при хранении прибора должен быть плотно закрыт. Содержание кислородных баллонов должно пе­риодически проверяться (взвешиванием).

1.3.34. Хранить изолирующие кислородные приборы следует в сухом помещении надстройки, имеющей вход с палубы. По­мещение (или ящики) не должно запираться на замок. Каждый прибор должен быть закреплен за определенным членом эки­пажа.

^ 1.3.35. При работе в изолирующем кислородном приборе следует немедленно выйти на чистый воздух в случае:

снижения давления в кислородном баллоне ниже допустимого;

появления признаков затруднения дыхания, утомления и рез­кого нагревания вдыхаемого воздуха.

^ 1.3.36. Газоанализаторы должны использоваться для опре­деления загазованности воздуха в танках (цистернах, отсе­ках).

Источник