Жизнеобеспечение в спасательных шлюпках и плотах после оставления судна
Каждый год в морях и океанах по разным причинам погибает 200—250 судов различных возрастов и типов. В настоящее время все члены экипажей судов проходят обучение на берегу по вопросам борьбы с пожаром, по оказанию первой медицинской помощи, по борьбе за живучесть судна, по спасательным средствам и способам личного выживания в экстремальных условиях.
Однако далеко не все относятся с должным вниманием к изучению и отработке действий по вышеперечисленным темам. В этом я убеждаюсь каждый раз, когда провожу заседание Государственной квалификационной комиссии по судомеханикам. А ведь знание своих действий в экстремальных ситуациях поможет вам сохранить свою жизнь.
Для моряка судно — это его дом в море, и свой дом надо уметь защищать от всех бед: пожара, затопления, потери остойчивости и пр. А если судно пассажирское, то экипаж отвечает и за безопасность пассажиров, которых он должен спасать в первую очередь.
К сожалению, бывают такие ситуации, когда все усилия экипажа по спасению судна положительных результатов не дают, и тогда капитан подает команду: «Экипажу оставить судно!». По этой команде экипаж должен действовать согласно судовому расписанию по тревогам, где расписаны действия каждого члена экипажа.
Высадка с судна, погрузка в спасательные средства, организация жизни на спасательных средствах имеют очень важное значение для выживания. Трудно представить более сложную и опасную для человека ситуацию, чем та, когда он оказывается вдруг в спасательном средстве во власти морской стихии.
Далеко не все люди, оказавшиеся в такой ситуации, способны к активным и целесообразным действиям. Только 12-25% сохраняют самообладание, быстро оценивают обстановку и действуют решительно и разумно. Именно на эту часть людей командиру спасательного средства необходимо возложить обязанности по оказанию помощи нуждающимся и осуществлению других необходимых действий.
Международной морской организацией разработаны рекомендации по выживанию при кораблекрушении. Ниже приведены основные из них на различных этапах оставления судна.
Высадка с судна
- Надеть побольше одежды (особенно в холодных широтах), головной убор, перчатки, поверх всего — водонепроницаемый или теплозащитный костюм.
- Правильно надеть спасательный жилет.
- Высадиться в спасательное средство по возможности сухим.
- Если будете вынуждены прыгать, то делать это желательно с высоты не более 5 метров, крепко держась за жилет.
- Попав в воду, плыть только к спасательному средству.
Если позволяют обстоятельства, надо погрузить в спасательные средства одеяла, дополнительную одежду, еду, питьевую воду, аварийное радио.
С собой можно взять документы, спички или зажигалку, личные лекарства, деньги. Все другие предметы и личные вещи брать с собой запрещено.
Первоочередные действия после посадки в спасательные средства в первые 24 часа
- Первым действием после посадки в спасательные средства, направленным на выживание спасающихся, является отход от борта судна. Оставаясь у борта судна, шлюпка может быть разбита волной о борт, камеры плавучести плота могут быть повреждены, спасательные средства могут быть втянуты в воронку, образующуюся в месте затопления судна. Рекомендуется отходить на минимально безопасное расстояние, ориентировочно равное длине корпуса судна. Когда все спасающиеся сели в спасательную шлюпку или плот, то отходят от судна на гарантированно безопасное расстояние в зависимости от ситуации и учета опасных факторов (например, взрыв топливных танков, опасного груза и т.п.).
- Следующее первоочередное действие — осмотреться в шлюпке (плоту), проверить отсутствие повреждений, утечек воздуха с камер плота, устранить их, убедиться в надежном закрытии сливных отверстий в шлюпке и пр.
- Оказать первую помощь пострадавшим. В этой страшной ситуации оставления гибнущего судна уже могут быть люди нервнопотрясенные, раненые, с переломами, кровотечениями, ожогами и т.д.
- Сдать опасные предметы командиру спасательного средства, а также сдать дополнительно взятые кем-либо воду, пищу, сигареты, спички и т.п.
- Отойдя от борта судна, поставить плавучий якорь.
- Спасательные средства связать между собой фалинями длиной более 10 метров.
- По возможности более равномерно распределить людей по спасательным средствам.
- Определить очередность несения круглосуточной вахты наблюдения за поверхностью воды, горизонтом, воздушным пространством, а также очередность дежурства внутри спасательного средства и охраны запасов воды и пищи.
- Принять таблетки от морской болезни.
- Проверить, чтобы все снаряжение было надежно закреплено во избежание потери в случае опрокидывания.
- В холодном климате делать упражнения; чтобы сберечь тепло, держаться вместе.
- Всем спасательным средствам держаться вместе и находиться у места гибели судна, если нет обоснованной надежды достичь берега или выйти на судовые пути. Необходимо беречь запасы топлива для шлюпочного двигателя.
Спустя первые 24 часа
- Часто проветривать плот и шлюпку.
- В жарком климате спускать днище плота днем и надувать ночью. Днем увлажнять одежду. Смачивать водой наружную оболочку тента.
- Держать ноги по возможности сухими. Регулярно поднимать ноги и двигать ими, сняв обувь.
- Вахтенные должны защищаться от обморожения или солнечных ожогов.
- Сохранять дымовые шашки и ракеты до момента, когда появится реальная возможность, что их заметят.
- Поручить их применение одному человеку. Не применять их все вместе в надежде обнаружить себя.
- Сохранять жидкость в организме, сокращая бесполезные движения. Для сокращения потовыделения увлажнять одежду днем.
- Строго рационировать воду: 500-600 мл в день на человека, поделенные на многочисленные малые дозы с самой большой дозой вечером.
- Никогда не пить морскую воду.
- Питаться только аварийным запасом пищи. Не есть морских рыб и птиц, если нет достаточного запаса питьевой воды.
В добавление к этому надо отметить, что без питья средний взрослый человек может оставаться в живых от 3 до 10 дней. При рационе 500—600 мл воды в сутки разумно действующий взрослый человек способен продержаться даже в тропиках не меньше 10 дней без серьезных изменений в организме. Без пищи можно прожить месяц и более.
В условиях выживания жизненной установкой каждого должно быть: «Жизнь продолжается до тех пор, пока не потеряна вера в спасение. Если мне суждено погибнуть, то пусть это случится как можно позже, а за это время должна и может прийти помощь».
Французский врач Ален Бомбар, пересекший в 1952 году Атлантический океан на надувной лодке за 65 суток без запасов воды и пищи, писал: «Жертвы легендарных кораблекрушений, погибшие преждевременно, я знаю: вас убило не море, вас убил не голод, вас убила не жажда! Раскачиваясь на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха».
Коллеги-механики, мне не довелось оставлять судно и выживать в спасательном средстве. Мне хочется, чтобы и вы избежали этого, но море есть море, и все может быть. Надеюсь, что, прочтя этот раздел, вы станете более защищенными и сможете сберечь себя, выжить в сложной и опасной ситуации, потому что только береженого Бог бережет.
Источник
Уход за спасательными средствами
§ 64. УХОД ЗА СПАСАТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ
Основным правилом ухода за спасательными средствами является содержание их в чистоте и постоянной готовности к действию. Наибольшего внимания требуют деревянные спасательные шлюпки, подверженные гниению. Поэтому нужно постоянно следить за тем, чтобы в шлюпку не попадала влага и пыль, которые, скапливаясь в местах прилегания шпангоутов к обшивке, образуют очаги гниения.
Чехлы шлюпок должны быть целыми и изготовлены из водонепроницаемой парусины. Не следует допускать скоплений воды на чехлах, закрывающих шлюпки, так как это приводит к неравномерному вытягиванию парусины и образованию постоянных углублений, быстро заполняющихся водой.
При жаркой погоде, способствующей рассыханию шлюпок, их следует периодически — утром и вечером — скатывать водой из шланга, а во время стоянки в портах заливать небольшим количеством воды, примерно на 1/3 высоты, подставляя под киль в нескольких местах временные подпорки.
В сухую погоду следует проветривать шлюпку изнутри и все предметы снабжения, которые вынимают из шлюпки. Парусное вооружение следует освободить от чехла и также растянуть для просушивания. Ни в коем случае не следует допускать, чтобы паруса начали гнить, признаком чего является появление темных точек на парусине. Процесс гниения идет интенсивно и паруса быстро выходят из строя.
Если шлюп-тали изготовлены из растительного троса, то весь свободный конец лопаря следует развесить таким образом, чтобы трос свободно обдувался ветром. Хранить лопари следует на вьюшке или в специальной корзине с закрытыми чехлами, предохраняющими лопари от влаги и длительного воздействия солнечных лучей.
При укладке шлюпочного снабжения тщательно проверяется состояние каждого предмета, особенно герметичность сосудов, в которых хранятся аптечка, ракеты, шашки и фальшфейеры, запас воды и провизии и т. д. Если питьевая вода хранится в деревянных анкерках, ее необходимо периодически заменять, иначе она приобретает неприятный привкус. При отрицательных температурах питьевую воду следует хранить во внутренних отапливаемых помещениях судна вблизи шлюпок.
Уход за шлюпбалками заключается в очистке от грязи и смазке всех вращающихся частей, а также блоков шлюп-талей, талрепов, вертлюгов и т. п. Необходимо периодически разбирать движущиеся части для осмотра недоступных мест (шпоры и втулки блоков и шкивов и т. д.). Места с открытой смазкой — червячные передачи, зубчатые секторы и рейки — после чистки и смазки необходимо закрывать парусиновыми чехлами с быстроотдающимся креплением. Для придания хорошего внешнего вида шлюпки и шлюпбалки следует мыть мыльными растворами во время мойки надстроек. Места появления ржавчины нужно тщательно зачищать, грунтовать и окрашивать. Окраска шлюпбалок и шлюпок также производится одновременно с окраской рубок и надстроек.
Уход за спасательными кругами состоит в периодической их мойке и окраске. Следует помнить, что большое количество слоев краски не только увеличивает вес круга, но также уменьшает его поддерживающую способность. Поэтому красить круг
следует только при действительной необходимости. Необходимо периодически проверять прочность линя, которым круг окантован, в особенности под парусиновым бантом, которым линь прикреплен к кругу, а также водонепроницаемость оболочек, в которых находятся дымовая шашка и самозажигающийся буек.
На спасательных жилетах проверяется наличие тесемок и завязок и их прочность, крепление свистка и исправное действие электрофонаря.
Источник
1 Назначение и область применения 4
1.3. Комплектование, использование и уход за средствами индивидуальной защиты и индивидуальными спасательными средствами
Общие требования
1.3.1. Комплектование средств индивидуальной защиты членов экипажей судов должно осуществляться с учетом требований безопасности выполнения работ на данном типе судна (сухогрузные, нефтеналивные, суда с уровнями шума в машинных отделениях выше допустимых санитарных норм и т. п.) и соответствовать требованиям ГОСТ 12.4.011—75 «Средства защиты работающих».
Применение средств защиты, на которые не имеется утвержденной технической документации, запрещается.
1.3.2. При выполнении судовых работ, в зависимости от условий, члены экипажа должны пользоваться средствами индивидуальной защиты: спецодеждой, спецобувью, средствами защиты рук, головы, лица, глаз, органов слуха, дыхания, предохранительными приспособлениями. Указанные средства должны соответствовать требованиям стандартов безопасности труда ССБТ и использоваться только по назначению. Работа в неисправной или загрязненной спецодежде и спецобуви запрещается. Администрация судна должна обеспечить регулярную стирку и ремонт спецодежды и спецобуви.
1.3.3. Комплектование, хранение и применение спасательных средств, поднадзорных Речному Регистру РСФСР, а на судах смешанного река — море плавания — Регистру СССР, осуществляется в соответствии с их Правилами.
1.3.4. Перед каждым применением средства индивидуальной защиты должны быть осмотрены. При осмотре необходимо обращать внимание на соответствие их своему назначению, отсутствие загрязнения и внешних повреждений, срок их испытания.
Нормы и сроки испытаний средств индивидуальной защиты, применяемых при обслуживании судовых электроустановок, приведены в приложении 8.
1.3.5. Ответственность за комплектность и организацию правильного хранения средств индивидуальной защиты возлагается на первого штурмана, механика (электромеханика) и радиооператора, по принадлежности объектов обслуживания, согласно расписанию по заведованию.
Хранение средств индивидуальной защиты вместе с предметами общего назначения запрещается.
1.3.6. Ношение специальной одежды обязательно при несении вахтенной службы и при выполнении всех судовых работ. Спецодежда должна быть исправна.
1.3.7. Рукавицы должны надеваться при выполнении всех видов работ, связанных с использованием стальных канатов или требующих защиты рук при работе с металлом, нагретыми деталями. При работе на сверлильных и токарных станках применение рукавиц запрещается.
^ 1.3.8. Для защиты рук при работе с щелочами, кислотами, хладагентами холодильных установок, нефтепродуктами следует применять резиновые перчатки.
^ 1.3.9. Для защиты от поражения электрическим током при техническом обслуживании судовых электроустановок нужно применять диэлектрические перчатки.
1.3.10. Специальная обувь надевается при несении вахты на палубе судна, в машинно-котельном отделении, зачистке цистерн и при работах по уходу за судовым электрооборудованием и средствами радиосвязи и электрорадионавигации.
^ 1.3.11. Очки для защиты глаз должны соответствовать ГОСТ 12.4.013—75 и применяться при работах:
рубке металла и зачистке сварных швов;
на точильном станке с абразивным кругом;
на станках судовой мастерской;
такелажных со стальными канатами;
окрасочных с применением краскораспылителей;
проточке и шлифовке колец и коллекторов электрических машин в судовых условиях;
приготовлении электролита и заливке в аккумуляторы;
замене электрических предохранителей;
обслуживании фреоновых холодильных установок;
переработке пылящих, химических и ядовитых грузов.
Защитные очки должны быть закрытого типа с боковыми стеклами и иметь вентиляционные отверстия.
^ 1.3.12. Средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) должны соответствовать ГОСТ 12.4.034—78 и применяться в следующих случаях:
респираторы и противогазы фильтрующие — при очистных работах, окраске замкнутых пространств, обслуживании аммиачных холодильных установок, переработке пылящих грузов;
изолирующие (шланговые и кислородные) при работе в плохо вентилируемых помещениях и обслуживании фресковых холодильных установок.
1.3.13. Лицам, страдающим хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы или органов дыхания, внезапное обострение которых вызывает одышку, приступы удушья, сильный кашель, работа в СИЗОД противопоказана.
Кроме заболеваний, следует учитывать физические дефекты или анатомические аномалии головы и лица, препятствующие эффективному ношению СИЗОД. Высокие прически и бороды препятствуют герметичному прилеганию лицевых частей респираторов и противогазов.
1.3.14. Работа в СИЗОД приводит к перенапряжению организма, поэтому при определении режима труда и отдыха необходимо предусматривать дополнительные перерывы (каждый час на 10—15 мин), во время которых работающий должен выходить из помещения с загрязненной атмосферой.
1.3.15. Жилет страховочный рабочий (ТУ 212 РСФСР 723-8—79) Должен надеваться при выполнении работ аварийных на палубах, заливаемых водой, забортных и на неогражденных участках палубы, швартовных, на плотах сплавного леса, а также при формировании толкаемого состава и передвижении по нему, выходах на шлюпке, завозке якоря на мото-завознях, очистке грунтов путей землечерпательных снарядов.
1.3.16. Для защиты органов слуха от шума при обслуживании механизмов в помещениях, где уровни шума превышают допустимые, должны применяться противошумные наушники, шлемы, вкладыши.
^ 1.3.17. Предохранительный пояс (ГОСТ 12.4.089—80) должен применяться при выполнении работ:
забортных и на высоте (на надстройках, на борту судна, мачтах и др.);
аварийных в штормовую погоду на палубах, заливаемых волной и;
аварийных в трюмах, загруженных навалочными грузами (апатитовый концентрат, цемент, зерно и т. п.);
аварийных и ремонтных в плохо вентилируемых помещениях;
на плоту (кошеле) сплавного леса;
при очистке грунтовых путей землечерпательных снарядов.
^ 1.3.18. При выполнении перегрузочных и ремонтных работ на судах для защиты головы должны применяться защитные каски.
1.3.19. Для защиты лица при выполнении огневых работ (электросварка) должны применяться защитные маски или за щитные щитки.
^
Средства индивидуальной защиты при обслуживании электрооборудования
1.3.20. Для обслуживания электрооборудования на судне должен иметься следующий комплект средств индивидуальной защиты:
диэлектрические перчатки;
слесарно-монтажные инструменты с изолирующими рукоятками;
указатели напряжения;
изолирующие и электроизмерительные клещи;
переносные защитные заземления, оградительные устройства, плакаты и знаки безопасности.
. 1.3.21. При работе в электроустановках разрешается применять только специальные диэлектрические перчатки, изготовленные в соответствии с требованиями технических условий. В электроустановках напряжением до 1000 В диэлектрические перчатки применяются как основное средство защиты, а в электроустановках напряжением выше 1000 В — как дополнительное.
1.3.22. Длина перчаток должна быть не менее 350 мм. При работе в диэлектрических перчатках нельзя подвертывать их края. Перчатки необходимо надевать поверх рукавов. Перчатки, находящиеся в эксплуатации, следует периодически (по местным условиям) дезинфицировать содовым или мыльным раствором. При использовании перчаток в холодное время вне помещения можно надевать под них тонкие шерстяные или хлопчатобумажные перчатки.
1.3.23. Запрещается пользоваться диэлектрическими перчатками при работах с аккумуляторами и на других работах, связанных с химическими реактивами и нефтепродуктами.
1.3.24. Диэлектрические боты и галоши должны изготовляться только в соответствии с требованиями ГОСТ 13385—78, иметь специальную маркировку для отличия от бот и галош, предназначенных для других целей, и соответствовать размерам обуви обслуживающего персонала.
1.3.25. Диэлектрические перчатки, боты и галоши необходимо предохранять от механических повреждений, воздействия нефтепродуктов и других веществ, разрушающих резину.
^ 1.3.26. Применять бытовую резиновую обувь (боты, галоши) как средство защиты при обслуживании судового электрооборудования запрещается.
1.3.27. Диэлектрические резиновые ковры должны расстилаться в местах, указанных в разделе 4 настоящих Правил.
Спецодежда и средства индивидуальной защиты при работе на нефтеналивных судах
1.3.28. На нефтеналивных судах при зачистке танков (цистерн, отсеков), проведении срочных ремонтных работ в недегазированных отсеках и в аварийных случаях с задымлением помещений должны быть использованы следующие средства индивидуальной защиты:
изолирующие дыхательные приборы;
Кожаные сапоги должны быть подбиты деревянными или медными шпильками. Применять обувь со стальными гвоздями и подковками запрещается.
1.3.29. При работах в недегазированных танках (цистернах, отсеках) работающие должны быть в изолирующих шланговых дыхательных приборах с принудительной подачей воздуха.
При работе в недегазированных танках (цистернах, отсеках) запрещается применять:
изолирующие кислородные приборы из-за возможного образования взрывоопасной смеси от соединения кислорода с парами нефтепродуктов;
обычный противогаз с химическим поглотителем, так как он не поглощает паров углеводорода.
^ 1.3.30. Новые шланги изолирующих дыхательных приборов перед применением должны быть тщательно продуты сжатым воздухом для удаления из них талька.
1.3.31. Работающие в танках (цистернах, отсеках) в шланговых изолирующих дыхательных приборах должны:
следить, чтобы воздушный шланг не имел заломов;
в случае прекращения подачи свежего воздуха и невозможности обнаружения причины — освободиться от маски и быстро, не делая глубоких вдохов, покинуть танк (цистерну, отсек);
при повреждении маски, обрыве воздушного шланга от маски приложить ко рту оторванный конец шланга (дышать только ртом) и покинуть танк (цистерну, отсек).
1.3.32. У горловины нсдегазнровашюго танка (цистерны, отсека), в котором проводятся работы, должны находиться в резерве два комплекта шланговых дыхательных приборов, два предохранительных пояса и соответствующая защитная одежда.
1.3.33. Изолирующие кислородные приборы должны использоваться в условиях недостатка кислорода (задымление). Его необходимо оберегать от ударов и резких толчков. Вентиль кислородного баллона при хранении прибора должен быть плотно закрыт. Содержание кислородных баллонов должно периодически проверяться (взвешиванием).
1.3.34. Хранить изолирующие кислородные приборы следует в сухом помещении надстройки, имеющей вход с палубы. Помещение (или ящики) не должно запираться на замок. Каждый прибор должен быть закреплен за определенным членом экипажа.
^ 1.3.35. При работе в изолирующем кислородном приборе следует немедленно выйти на чистый воздух в случае:
снижения давления в кислородном баллоне ниже допустимого;
появления признаков затруднения дыхания, утомления и резкого нагревания вдыхаемого воздуха.
^ 1.3.36. Газоанализаторы должны использоваться для определения загазованности воздуха в танках (цистернах, отсеках).
Источник