Меню

Технологии формирования здорового образа жизни дошкольника

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством современных образовательных технологий

Сабина Искендерова
Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством современных образовательных технологий

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством

современных образовательных технологий.

Слово «технология»происходит от греческого слова: «techne» — искусство, мастерство, умение и «logos» — наука, закон. Дословно «технология» — наука о мастерстве.

Образовательная технология — это система взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитанника, основанная на конкретной концепции в соответствии с определенными принципами и взаимосвязью целей, содержания, методов, средств обучения. Образовательные технологии разрабатываются педагогической наукой и внедряются в педагогическую практику с целью повышения эффективности образовательного процесса. К числу современных образовательных технологий можно отнести:

здоровьесберегающие технологии;

технологии проектной деятельности

технология исследовательской деятельности

информационно-коммуникационные технологии;

•личностно-ориентированные технологии;

технология портфолио дошкольника и воспитателя

•игровая технология

технология «ТРИЗ»

технологии предметно – развивающей среды

Здоровье — это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Мы знаем, что в дошкольный период идет становление важнейших качеств человеческой личности, в частности, закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.Надо помочь детям: осознанно относиться к здоровью и жизни; усвоить знания о здоровье и приобрести умения оберегать, поддерживать и сохранять его.

Нынешние показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер по улучшению их здоровья. Дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтён весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем.

Важность выбранной темы позволила определить цель и задачи организации педагогической работы.

Цель: формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством современных образовательных технологий.

• изучить и апробировать систему методов и приемов, направленных на формирование у дошкольников понимания здоровья как важнейшей ценности;

• внедрить в образовательный процесс современные здоровьесберегающие технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей;

формировать у детей потребность в здоровом образе жизни;

• создание условия по приобщению к здоровому образу жизни;

вовлекать родителей в образовательный процесс ДОУ.

Современные дошкольные образовательные учреждение располагают всеми возможностями для организации процесса формирования у дошкольников культуры здоровья, навыков здорового образа жизни. Процесс развития культуры здоровья дошкольников, связан с развитием привычки к чистоте, соблюдению правил гигиены, с активным образом жизни, воздействии окружающей среды на здоровье человека. Развитие культуры здоровья у дошкольников происходит путем применения различных форм, методов и приемов работы в непосредственной образовательной деятельности, в том числе и физической культуре, режимных моментах, в игре, на прогулках, в трудовой деятельности. В образовательной деятельности у детей формируются представления о здоровье человека, о строении человеческого тела, о функционировании основных органов и систем человеческого организма, о взаимосвязи между окружающей социальной и природной средой и состоянием здоровья человека. Автоматизации полученных представлений содействуют наблюдения, беседы, экскурсии, проблемные ситуации, опыты. Главное – помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.

В условиях реализации требований ФГОС одной из наиболее актуальных образовательных технологий становится здоровьесберегающая технология.

Здоровьесберегающие технологии – это условия пребывания ребенка в детском саду (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий — обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий в свете внедрения ФГОС — сбережение и укрепление здоровья ребенка, формирование у них ценности и культуры здоровья, выбор образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье детей. Это динамические игры и паузы, упражнения для глаз, мимические упражнения, дыхательно-голосовые игры и упражнения… В детские сады внедряют инновационные здоровьесберегающие технологии- это песочная терапия, релаксация, сказкотерапия, коммуникативные игры, аэрофито терапия, фитотерапия, светотерапия, цветотерапия, музыкатерапия, зоотерапия.

В настоящее время мною в детском саду используются технологии сохранения и стимулирования здоровья.

Когда используешь в своей работе что – то новое, интересное – увлекаешься сам, а соответственно и увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый, видимый результат – это интересно и увлекательно вдвойне. Работая в детском саду, и организуя с детьми занятия и различные виды деятельности по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни, я поняла насколько важно и актуально это сегодня. Поэтому дальнейшая работа по теме «Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста посредством современных образовательных технологий» будет продолжена.

Читайте также:  Скинхеды за здоровый образ жизни

Формирование ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Аннотация. В статье обоснованы педагогические условия эффективности процесса формирования ценностей здорового образа жизни у детей старшего.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста через взаимодействие с родителями Слайд 1 Слайд 2 «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит,.

Формирование экологической культуры и основ здорового образа жизни посредством использования фольклора ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА. Федорцова С. А., воспитатель МБДОУ Д /с.

Обобщение педагогического опыта работы «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста» Воронина Наталья Александровна воспитатель детского сада «Солнышко» МБОУ «Домашовская СОШ» Брянского района Формирование здорового образа.

Консультация «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста (сообщение для воспитателей) Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – та ценность,.

Консультация «Формирование здорового образа жизни у детей раннего возраста» Формирование здорового образа жизни у детей раннего возраста Мямишева Р. Р., воспитатель МАОУ детского сада №69 «Веточка» «Здоровье.

Формирование здорового образа жизни у детей раннего возраста Формирование здорового образа жизни у детей раннего возраста Мямишева Р. Р., воспитатель МАОУ детский сад №69 «Веточка» «Здоровье.

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Забота о здоровье — это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы.

Занятие во второй младшей группе «Формирование навыков здорового образа жизни у детей раннего возраста» Дети с воспитателем входят в зал. Воспитатель обращает внимание детей на присутствующих там взрослых. Воспитатель: — Мы очень любим, когда.

Источник



технологии обучения ЗОЖ в работе с детьми дошкольного возраста
статья

Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья детей. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и к окружающим.

Скачать:

Вложение Размер
tehnologii_obucheniya_zozh_v_rabote_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta.docx 26.01 КБ

Предварительный просмотр:

«Технологии обучения ЗОЖ в работе с детьми дошкольного возраста»

Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья детей. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и к окружающим. В этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию культуры здорового образа жизни, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

В период дошкольного детства важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, иначе – культуру здорового образа жизни.

Под культурой здорового образа жизни ребёнка-дошкольника понимается совокупность трёх компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, оздоровительной компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Основной целью работы с детьми в ДОУ является формирование у них осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни, накопление знаний о здоровье.

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

1.технологии сохранения и стимулирования здоровья;

2.технологии обучения ЗОЖ;

3. коррекционные технологии.

Во всех группах созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса дошкольников; оснащение детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием педагогических работников: воспитателя, музыкального руководителя, педагога-психолога. Являясь участником этого общего процесса, я уделяю особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса в каждой возрастной группе.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки. Гимнастика при систематическом проведении имеет гигиеническое и воспитательное значение. Она способствует быстрому переходу от сна к бодрствованию, поднимает жизненный тонус, усиливает дыхание и кровообращение, повышает работоспособность, имеет большое воспитательное значение, способствуя выработке воли и настойчивости.

При составлении комплексов упражнений утренней гимнастики, необходимо учитывать определенные требования к их содержанию и характеру. Упражнения подбирать так, чтобы в них принимали участие основные группы мышц. Их трудность должна нарастать в середине зарядки, а к концу постепенно снижаться .

Во время выполнения упражнений необходимо следить за дыханием, так как правильное дыхание: глубокий вдох и выдох через нос повышает работоспособность организма. Вдох делаем в момент расслабления мышц при разгибании туловища, поднимании рук вверх, в стороны, расширении грудной клетки. Выдох должен совпадать с моментом максимального напряжения мышц.

Проводя утреннюю гимнастику, мы пришли к выводу, что необходимо максимально использовать наряду с традиционными нетрадиционные формы организации гимнастики и её проведения. Заметив, что детям больше нравится выполнять гимнастику игрового характера, пересмотрели вопросы подбора и планирования комплексов. Именно в игровой форме можно добиться от детей проявления инициативы, творчества, воображения. Поэтому более результативны комплексы гимнастики, составленные с учётом интересов: ритмическая гимнастика, дыхательная, игры-соревнования, игры-хороводы.

Ритмическая гимнастика под музыку развивает у детей творчество, повышает свою самооценку. Мы заметили, что проведение гимнастики в нетрадиционной форме приносит свои результаты.

Гимнастика до занятий компенсирует 10% суточного объема двигательной активности детей, способствует хорошей организации начала дня, и в этом заключается её большое организующее значение.

Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю по 30 мин. в соответствии программой, по которой работает ДОУ . Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. Физкультурное занятие как основная форма работы по физкультуре занимает прочное место в ДОУ, которая решает целый комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного здоровьесберегающего образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса по сохранению и укреплению здоровья детей. Развитие детей тесно связано со здоровьем: только здоровый ребенок может правильно, полноценно развиваться. Поэтому многие педагоги нашего детского сада творчески подходят к организации физкультурных занятий, придумывают интересные формы их проведения, содержание, методы и приемы, этим самым они обеспечивают формирование прочного, устойчивого интереса к физкультуре у детей, потребность заниматься ею.

Необходимо развивать физическую культуру дошкольника, предусматривая в первую очередь, формирования отношения к двигательно-активной деятельности, интереса и потребности в физическом самосовершенствовании, получения удовольствия от игр, упражнений, от занятий.

Серия занятий по валеологическому просвещению. Как бы много воспитатели и родители ни делали для здоровья наших детей, результат будет недостаточен, если к этому процессу не подключить самого ребенка. Он может многое сделать для себя самого, нужно только научить его этому. Для этого у нас проводятся занятия по познанию и индивидуальная работа по следующим темам: «Я и мое тело», «Мой организм», «Глаза — орган зрения», и т.д. В нашем ДОУ мы решаем задачи в процессе реализации программы «Азбука здоровья», которая может быть реализована как дополнительное образование детей, так и в рамках образовательной области «Познание» .

Использование коммуникативных и дидактических игр помогает детям познакомиться со своим организмом и закрепить культурно-гигиенические навыки,развивать представления о ЗОЖ.

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребёнком .Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях.

Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным. Но н еобходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Активный отдых . При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.

В любое время года и погоду проводятся прогулки. В содержание прогулок включаем естественные виды движений, подвижные игры и эстафеты, спортивные упражнения типа катание на санках, дозированная ходьба в осеннее – зимний период и дозированный бег в весеннее – летний период. На участок выносятся разнообразные пособия для игр, используются игры с мячом, скакалками, кеглями, ракетками. На каждом участке детского сада имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.

Формировать здоровый образ жизни помогают такие праздники как «День здоровья», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», и др. Правильно подобранные тематические подвижные игры и упражнения в сочетании с текстом, поединки детей с врагами здоровья (лень, обжорство, страхи и т. п.) позволяют формировать положительное отношение к закаливанию, гигиеническим процедурам, режиму дня, физкультуре, спорту.

А такие мероприятия как детский туристический слет, освоение детьми форм малого туризма, кросс наций, решают такие задачи как пропаганда здорового образа, воспитание у детей эмоционально положительного отношения к физической культуре, как естественной составляющей общечеловеческой культуры; творческое и всесторонне развитие личности ребенка , развитие физических качеств: силы, ловкости, гибкости, ориентировки в пространстве, координации движений, быстроты, равновесия, двигательного творчества.

Семья и детский сад связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.

В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, используем разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для родителей; совместные физкультурные досуги, «Веселые старты», педагогические беседы на родительских собраниях; консультации; Дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, анкетирование. Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с возрастными физиологическими особенностями детей, широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Развитие ребёнка и его здоровье», «Игры с движениями», «Движение — основа здоровья», «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений», «Зимние игры с ребенком» и т.д.).

Таким образом, применение в работе технологий обучения ЗОЖ повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка- стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

1. Е. И Подольская, Формы оздоровления детей 4 -7 лет., Издательство «Учитель» 2008год.

2. Н.И. Крылова, Здоровьесберегающее пространство в ДОУ., Издательство «Учитель» 2008год.

3. Т.Г. Карепова, Формирование здорового образа жизни у дошкольников, Издательство «Учитель» 2009год.

4. О.Ф. Горбатенко, Т.А. Кадраильская, Г.П. Попова, Физкультурно-оздоровительная работа, Издательство «Учитель» 2007год.

5. О.Н. Арсеневская, Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду., Издательство «Учитель» 2009 год.

6. Т.А. Тарасова, Л.С.Власова, Я и мое здоровье. М., Школьная Пресса. 2008год.

7. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие.- М.: Т.Ц. Сфера, 2005.

8. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2 010.

9. Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ/ — Волгоград: Учитель, 2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Так как же сделать физкультурное занятие радостным событием и потребностью в режиме дня дошкольника?Выход нашла, соединив положительные качества традиционной программы и внедрения инноваци.

Теоретический и практический материал по работе с детьми старшего дошкольного возраста по валеологии.

Исходная ситуацияКонцепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает .

Как же бывают необходимы инновации! Как же любят дети любые новинки. Эта информация послужит большой помощью для работы учителя-логопеда, как обычного детского сада, так и логопедического.

Айрис -фолдинг — техника складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 350» городского округа Самара Россия, 443004, Самарская обл, город Самара, ул.Зеленая., д.

Сказкотерапия- это одно из направлений арт-терапии, которое с успехом применяется педагогами в дошкольных учреждениях.Психика ребенка очень ранима, он только начинает узнавать себя, людей, мир в.

Источник