Меню

Становление ценностей здорового образа жизни детей средней группы

Опыт работы «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей среднего дошкольного возраста»

Милованова Наталья
Опыт работы «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей среднего дошкольного возраста»

Методическая разработка: «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей среднего дошкольного возраста средствами познавательных занятий»

Направленность : Социально — коммуникативная

Срок реализации : 1год

Участники : дети, воспитатели, родители.

Разработала: воспитатель Милованова. Н. В.

Здоровье — это большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно.

Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли, природных способностей.

Ознакомление дошкольников с основами здорового образа жизни — важная педагогическая задача. Однако ее решение затрудняется недостаточной разработанностью системы педагогических воздействий, средств и условий, при которых обеспечивается в должной мере формирование представлений об основах здорового образа жизни. Вопрос о содержании указанного взаимодействия взрослого и ребенка в соответствии с возрастными особенностями дошкольников разных групп в теории и практике дошкольного образования остается недостаточно изученным.

Большую часть дня воспитанники проводят в стенах детского сада. Поэтому важно, чтобы всё то, что формирует эту среду, находилось в гармонии с детским организмом, соответствовало возрастным возможностям детей. А этому может способствовать только воспитатель, думающий о здоровье конкретного ребёнка.

Обострение проблем, связанных с сохранением здоровья, настоятельно требует создания системы обучения правилам здорового образа жизни. Сегодня человек не может считаться образованным, не освоив культуру здоровья, которая предполагает активное использование знаний, освещающих правила здорового образа жизни, средства сохранения и укрепления здоровья.

Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы ДОУ.

Актуальность: Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Забота о ЗОЖ – это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.

Формирование культуры здоровья у детей 4-5лет; сохранение и укрепление здоровья детей; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни.

Образовательные:

Дать представление о здоровом образе жизни.

Продолжать знакомить с правилами личной гигиены.

Способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий.

Осознать необходимость употреблять в пищу фрукты и овощи.

Учить обращению с опасными для здоровья предметами.

Развивать культурно-гигиенические навыки у детей.

Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.

Развивать у детей умения выполнять правильно дыхательные гимнастики и упражнения.

Воспитывать интерес детей к здоровому образу жизни.

Воспитывать у детей желание заниматься физкультурой, спортом, заботиться о своем здоровье, заботливо относиться к своему телу и организму.

Воспитывать у детей желание выглядеть чистым, аккуратным и опрятным.

Укрепить связи между детским садом и семьей, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.

Принципы и подходы к формированию программы:

Занятия организую согласно педагогическим принципам, по своему содержанию они соответствуют возрастным особенностям и физическим возможностям воспитанников. Учебный материал распределяю с учетом чередования физической и умственной нагрузки. Занятия в течение года обучения составляют единую систему, отвечает современным требованиям и новым технологиям. Включаю в занятия нетрадиционные методы оздоровления: самомассаж, пальчиковую и дыхательную гимнастику, упражнения на релаксацию.

Я стараюсь не обременять детей чрезмерным количеством изучаемого материала, слежу, чтобы содержание обучения отвечало детским возможностям. Повышая познавательный интерес, включаю в занятия игры и игровые упражнения, которые помогают формировать представление о здоровом образе жизни.

Часто у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Это связано с тем, что рекомендации по формированию ЗОЖ преподносятся в категорической форме или сами взрослые редко придерживаются указанных правил повседневной жизни. Поэтому в работе с детьми важно соблюдать заповедь, сформулированную К. С.Станиславский: «Трудное надо сделать привычным, а привычное легким и приятным». Исходя из этого, я стараюсь, чтобы занятия вызывали у детей положительные эмоции. К ним в гости приходят доктор Айболит, Незнайка, Федора, Маша растеряша и др. (воспитатели групп, что вызывает у детей наибольший интерес.

Большинство занятий я строю по стандартной схеме они содержат подготовительную, основную и заключительную части.

Организация и проведение НОД строится с учетом следующих положений:

— включение в содержание занятий информации о факторах риска и факторах устойчивости в формировании здоровья человека;

— создание вокруг ребенка информационной среды «Здоровья» которое влияет на формирование его мировоззрения;

— создание оптимальных гигиенических условий на занятиях.

Я решили разработать цикл оздоровительных и познавательных занятий, направленных на воспитание основ культуры здоровья и безопасности, на формирование начальных представлений о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены и охраны здоровья.

Все занятия условно поделили на 5 разделов:

1. «Я». Знай своётело: обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.

2. «Физкульт-ура!».Занимайся физкультурой: формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям.

Читайте также:  Рисунки за зож сердце

3. «Наш день».Соблюдай режим дня: формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.

4. «Опасность». Соблюдай правило «нельзя»: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности.

5. «Мойдодыр!».Соблюдай правила гигиены: привитие культурно-гигиенических навыков.

Все разделы объединяет единая цель: сформировать у детей основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

Организованная деятельность содержит:

— организационный момент (эмоциональный настрой);

— гимнастика (пальчиковая, зрительная, дыхательная);

— дидактическая игра или игра-беседа;

— сообщение нового материала через игру-беседу, театрализованное представление, сказочный сюжет;

— дидактическая или подвижная игра на закрепление;

— релаксация под музыку;

При проведении организованной деятельности учитываются:

1.Выполнение санитарно-гигиенических требований:

— занятия проводятся в проветренном, чистом помещении.

— дети должны быть одеты в удобную одежду, которая не стесняет их движения;

— музыка для релаксации должна быть не громкой;

— подбор упражнений должен соответствовать возрастным особенностям детей.

2. Учет психофизиологических и эмоционально-личностных особенностей детей.

— соответствие уровня материала познавательным возможностям и интересам детей данного возраста;

— соответствие упражнений двигательным возможностям детей;

— учет индивидуальных особенностей ребенка (темперамент, эмоциональное состояние и др.);

— учет индивидуальных особенностей познавательной сферы каждого ребенка (уровень внимания, памяти, мышления и др.) и уровня его работоспособности.

Планируемые результаты освоения программы:

После освоения рабочейпрограммы дети готовы и способны:

1. применять практические умения и навыки по уходу и бережному отношению к своему организму;

2. быть самостоятельными и замечать недочёты в своей внешности и внешности сверстников и быстро устранять их;

3. узнавать новые факты о роли режима дня, полноценного сна и правильном питании для человека, а также о роли витаминов для человека;

4. задавать интересующие их вопросы воспитателю;

умеют обращаться с опасными для здоровья предметами;

Календарно –тематический план:

(все занятия условно разделены на 5 разделов)

Месяц Тема События, мероприятия Взаимодействие с родителями

СЕНТЯБРЬ «Я – человек» 1. Беседа «Я – человек. Мы все такие разные, но всё равно похожи друг на друга».

1.Анкетирование родителей по теме: «Сохранение и укрепление здоровья ребёнка в семье».

2. Консультация «Здоровьесберегающие технологии для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ».

3. Оформление вместе с родителями и детьми стенгазеты «Наша спортивная семья!»

«Физкульт – ура!» 2. Музыкально спортивное развлечение «Не боимся мы дождей и осенних хмурых дней».

«Наш день» 3. Игра – ситуация «Соблюдай режим дня».

«Опасность» 4. Беседа «Будь осторожен дома!»

«Мойдодыр» 5. «Наши верные друзья»Чтение художественной литературы: А. Барто «Я расту».

ОКТЯБРЬ «Я – человек» 1. Обсуждение «Моё имя».

1. Подготовка совместно с педагогами выставки детской литературы «Здоровый образ жизни».

2.Домашнее задание: побеседовать с ребёнком дома на тему «Что такое Чистота».

«Физкульт – ура!» 2. Беседа «Как вырасти здоровым». Разучивание пальчиковой игры «Соки».

«Наш день» 3. Сюжетная игра в кукольном уголке «Зачем соблюдать режим дня?»

«Опасность» 4. Игра – ситуация «Спички-невелички». Чтение стихотворения Леонида Курча «Спички – невелички».

«Мойдодыр» 5. Рассматривание и обсуждение плаката «Чистота – залог здоровья». Дидактическая игра «Что было бы, если …».

НОЯБРЬ «Я – человек» 1. Беседа «Зачем мне нужны ручки». Чтение худ. литературы А. Волков «Азбука здоровья».

1. Консультация «Представления детей о здоровье и здоровом образе жизни».

2. Информационный стенд «Здоровье в порядке — спасибо зарядке!»

«Физкульт – ура!» 2. Подвижные игры с мячом «Мой

весёлый звонкий мяч».

«Наш день» 3. Разучивание комплекса утренней гимнастики «На зарядку становись!».

«Опасность» 4. Дидактическая игра «Будь осторожен на воде»

«Мойдодыр» 5. Беседа – обсуждение «Водные процедуры по утрам».

ДЕКАБРЬ «Я – человек» 1. Беседа «Зачем мне нужны ножки». Чтение А. Волков «Азбука здоровья».

1.Консультация для родителей: «Как правильно научить ребенка одеваться и раздеваться?»

2. Папка – передвижка «Безопасность зимой».

«Физкульт-ура!» 2. Игры на свежем воздухе

«Наш день» 3. Самостоятельная деятельность детей по интересам «Мои увлекательные занятия».

«Опасность» 4. Дидактическая игра «Будь осторожен с незнакомцами».

«Мойдодыр» 5. «Умывание». Опыты и эксперименты со снегом. Чтение К. Чуковского «Мойдодыр».

ЯНВАРЬ «Я – человек» 1. Беседа «Мои глазки». Чтение А. Волков «Азбука здоровья». Разучивание упражнений гимнастики для глаз. 1. Стенд о профилактике гриппа.

2. Постройка зимнего городка из снега на участке.

«Физкульт-ура!» 2. «Наша зарядка». Комплекс утренней гимнастики.

«Наш день» 3. Беседа «Грязные руки». Опыты и эксперименты с водой.

«Опасность» 4. Занятие «Осторожно электроприборы!».

«Мойдодыр» 5.«Купание». Чтение художественной литературы В. Лебедев – Кумач «Закаляйся!»

ФЕВРАЛЬ «Я – человек» 1. Беседа «Мои волосы».

1. Консультация «Мама, папа, я и телевизор».

2. Беседа об удобной одежде у детей в группе и на улице.

«Физкульт-ура!» 2. «Давайте жить дружно!» Спортивное развлечение.

«Наш день» 3. Чтение худ литературы С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала».

«Опасность» 4. «Правила поведения на улицах города». Чтение С. Михалкова «Моя улица».

«Мойдодыр» 5. Занятие «Помогаем зайке Пете».

МАРТ «Я – человек» 1. «Чтобы зубки были крепкими». Чтение сказки «Приход королевы Зубной щётки» 1. Консультация «Влияние психологического климата семьи на здоровье ребёнка».

2. Обмен опытом приготовления полезных для здоровья блюд «Вкусно, полезно, доступно».

Читайте также:  Памятка для родителей по здоровому образу жизни для подростков

3. Конультация» Как приучить ребёнка есть овощи и фрукты»

«Физкульт-ура!» 2. Чтение сказки «О том, как мальчуган здоровье закалял». Беседа «Витамины я люблю — быть здоровым я хочу.

«Наш день» 3. Игра — «Полезные продукты».

«Опасность» 4. Игра – ситуация «Светофор».

«Мойдодыр» 5. Сюжетно – ролевая игра «Куклы обедают». «Правила поведения за столом».

АПРЕЛЬ «Я – человек» 1. Обсуждение «Моя внешность». 1. Памятка о пользе художественных и мультимедийных фильмов, чтении литературы в приобщении детей к здоровому образу жизни.

«Физкульт-ура!» 2. «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит».Чтение художественной литературы: С. Михалков «Про мимозу».

«Наш день» 3. «Пришла весна – ребятишкам не до сна»

«Опасность» 4. «Будь внимательнее!»

«Мойдодыр» 5. «Чистота игровой комнаты»

МАЙ «Я – человек» 1. Беседа «Я и моё настроение». «День мыльных пузырей».

1. Консультация «Осторожно, лето!»

«Физкульт-ура!» 2. Спортивный досуг «Лето красное – для здоровья время прекрасное».

«Наш день» 3. «Баю – баюшки – баю». Сюжетно – ролевая игра «Укладываем дочку и сыночка спать».

«Опасность» 4. Дидактическая игра «Будь осторожен на природе»

«Мойдодыр» 5. «Что такое хорошо, что такое плохо». Рассматривание сюжетных картинок.

Способы и направления поддержки детской инициативы:

Для развития у детей уверенности в себе, самостоятельности и инициативности в своей работея использую такие способы:

1. всегда использую похвалу и называю детей только по имени;

2. всегда даю возможность ребёнку высказаться первому;

3. поощряю инициативу и творчество;

4. за старания и аккуратность вручаю детям наклейки, небольшие сюрпризы;

5. организую конкурсы, досуги, где дети чувствуют себя раскованно и поэтому проявляют себя в полной мере;

Взаимодействие с родителями ведётся при помощи:

• Подготовки к совместным мероприятиям с детьми;

Информационных стендов;

• Родительских собраний, которые проводятся в форме обсуждений, мастер — классов и обмена опытом;

• Использования ИКТ технологий и мультимедиа;

Материально –техническое обеспечение программы:

Информационные стенды для родителей и детей «Здоровый образ жизни семьи»;

• Развивающие дидактические игры;

• Массажные дорожки для хождения босиком;

• Уголок здоровья в группе;

• Игры и игрушки для обыгрывания ситуаций и т. д.

Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды:

Формирование здорового образа жизни — это не просто усвоение определённых знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях на улице и дома. Всё, чему мы учим наших детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание уделяется системе обучения детей гигиеническим навыкам, формированию у них доступных знаний с учётом возрастных и индивидуальных особенностей восприятия ребёнка. Как показывает практика, дети 3-5 лет знакомятся с правилами здорового образа жизнинаиболее эффективно благодаря целенаправленной организации их сенсомоторной игровой активности с включением всевозможных игр: тематических, дидактических, подвижных, настольно-печатных, сюжетно-ролевых, игр-драматизаций, игр-имитаций, игр-ситуаций.

1. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5 – 7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2009. – 96с.

2. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 64с.

3. Кузнецова М. Н. Оздоровление детей в детском саду. Система мероприятий / М. Н. Кузнецова. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 96с.

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Конспект беседы «О здоровом образе жизни» Традиционно в апреле проходят дни здоровья. Проводятся различные мероприятия — беседы, развлечения, спортивные праздники и т. п. Предлагаю.

Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни во время летней оздоровительной кампании Цель: Организовать во время летней оздоровительной компании укрепление здоровья детей средствами физической культуры. Развивать навыки направленной.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Формирование знаний дошкольников о здоровом образе жизни Проблема здоровья человека, его сохранения и укрепления остаётся особенно острой, требующей серьёзного педагогического осмысления и решения.

Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность» В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.

Опыт работы по теме «Приобщение к народной культуре детей младшего и среднего дошкольного возраста» Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно позволяет приобщать детей к духовной культуре.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы) Уважаемые друзья и гости моей странички! В своей работе большое внимание я уделяю формированию здорового образа жизни детей посредством.

Сценарий театрализованного представления для детей о здоровом образе жизни «Сказка «Как овощи и фрукты вылечили царевну» Цель. Пропаганда здорового образа жизни среди детей. Ход театрализованного представления Здравствуйте, ребята! Я хочу поговорить с вами.

Источник



Становление ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста.

Альбина Ермакова
Становление ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста.

Читайте также:  Листовки мы выбираем зож

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. В нашем детском саду проблему сохранения и укрепления здоровья воспитанников решаем путем формирования сознательного отношения к собственному здоровью, потребности в двигательной активности; развитию у детей способности адекватно реагировать на изменения окружающей среды.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируем представление о здоровье как «не болезни». В их понимании быть здоровым — значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т. д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк, а также своих собственных действий (есть мороженое, мочить ноги и т. д.).

В средней группе для формирования здорового образа жизниставятся следующие задачи:

1. Продолжить идентифицировать свое имя с собой; знакомить с внешними частями тела; дать представление о способах выражения своих состояний с помощью мимики и жестов); ценить свое тело; знать основные правила заботы о нем; устанавливать связи между строением органа и его назначением, между своим состоянием и способами заботы о себе и окружающем мире.

2. Продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности; рассказать, что человек — живой организм, чтобы жить, необходимо активно двигаться,для этого и предназначены органы человека: ноги, руки, туловище, голова. Рассказать о здоровье (как можно познать и изменить себя, как найти свою тропинку к здоровью);познакомить с профилактикой заболеваний: самомассаж, закаливание, правильное дыхание, чередование активного движения и отдыха.

3. С помощью взрослого устанавливать связь между совершаемыми действиями, привычками и состоянием организма, настроением, самочувствием. «Я буду заниматься бегом, как папа, чтобы стать здоровым и сильным». «Я каждый день правильно чищу зубы, значит, они у меня не будут болеть».

4. Развивать настойчивость, целеустремленность в уходе за своим телом, физкультурно-оздоровительной деятельности.

5. Рассказывать о Правилах дорожного движения.

6.Рассказывать о правилах первой помощи при травмах и обморожениях: замерзло лицо на морозе — разотри легко шарфом, но не снегом; озябли ноги — попрыгай, пошевели пальцами; промочил ноги — переоденься в сухое.

7. Рассказывать о культуре еды, правилах поведения за столом, о последовательности одевания, умывания, правил гигиены; учить рациональным способам самообслуживания. Учить самостоятельно мыть руки, лицо, шею; после умывания смывать мыльную пену с раковины, крана. 8. Рассказывать, как садиться за стол, правильно пользоваться вилкой, ложкой, есть аккуратно, не спешить, не отвлекаться, не играть столовыми приборами, не набивать рот, не разговаривать с полным ртом, не чавкать; брать хлеб, печенье с общей тарелки, но не менять взятое; не мешать другим детям; пользоваться салфеткой, спокойно выходить из-за стола, говорить «спасибо».

9. Рассказывать о микробах, доказать необходимость использования мыла и воды. Научить заботиться о здоровье окружающих: при чихании и кашле прикрывать рот и нос платком, если заболел, не ходить в садик.

Такая дифференциация задач гарантирует доступность для детей и создание, тем самым, благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.

Для формирования представлений в среднем дошкольном возрасте о здоровом образе жизни необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в средней группе проводится утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой в спортивном зале сопровождаются музыкой, что «благоприятно влияет на эмоциональную сферу среднего дошкольника, способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о здоровом образе жизни».

Большое значение для формирования представлений о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группах, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия. Процесс формирования представлений о здоровом образе жизни тесно связан с воспитанием у них любви к чистоте, опрятности, порядку.

Помимо ежедневной утренней зарядки с детьми среднего возраста проводим специальные физкультурные занятия. Их цель – обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности. Занятия проводятся в специальном зале. Все занятия проводятся по специальным методикам.

Развитие движений,воспитание двигательной активности осуществляется во время прогулок: планируем подвижные игры, эстафету, сбор природного материала для дальнейшей работы с ним в группе, соревнования и т. д.

Таким образом, реализация работы по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста в условиях ДОУ осуществляется через утреннюю гимнастику, занятия, режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность. Практика показывает, что мероприятия по формированию ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в течение дня,правильно составленный режим дают свои результаты: дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.

Дополнительная образовательная программа «Здоровое поколение» Пояснительная записка Актуальность программы заключается в том, что важнейшая задача ДОУ – охрана и укрепление здоровья решается с помощью.

Проект «Я здоровье берегу, сам себе я помогу!» Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдешь до самой старости. Так гласит народная мудрость. Вид проекта: информационно.

Источник