Меню

Средства выразительности стихотворения как тяжело ходить среди людей

Анализ стихотворения Блока “Как тяжело ходить среди людей…”

Стихотворение “Как тяжело ходить среди людей…”, написанное в 1910 году, включено в один из важнейших циклов Блока под названием “Страшный мир”. Произведение сопровождается эпиграфом. Он представляет собой последнюю строку фетовского стихотворения ” Когда читала ты мучительные строки…”: “Там человек сгорел”. Слова эти отсылают читателей к трагедии, произошедшей в жизни Афанасия Афанасиевича.

Речь идет о ранней смерти его возлюбленной – Марии Лазич. Девушка скончалась от многочисленных ожогов после того, как

Оно считается одним из наиболее ярких примеров связи Серебряного века с традицией девятнадцатого столетия.

Читая стихотворение Афанасия Афанасиевича “Не тем, Господь, могуч, непостижим…”, Александр Александрович подчеркнул следующую фразу: “…И мертвецу с пылающим лицом…”. Впоследствии она нашла отражение сразу в двух произведениях Блока: “Как тяжело ходить среди людей…” и “Как тяжко мертвецу среди людей…”. В обоих встречается образ человека-мертвеца.

Соответственно, стихи гения девятнадцатого века проникнуты жизнеутверждающим пафосом. Чего нельзя сказать о вышеупомянутых произведениях Блока. У него с образом мертвеца тесно связано ощущение предельной усталости от жизни, тотального разочарования от мира и людей, пресыщенности.

В стихотворении “Как тяжело ходить среди людей…” есть еще один важный мотив – внутренний долг лирического героя заставляет его найти выражение своей душевной тяжести в создании произведения искусства, что проговаривается в завершающих двух строках.

У Фета читатель видит метафорическое использование образа пожара – как огня сердечного и внезапной зари в ночи. Кроме того, присутствует сопоставление с несчастьем, произошедшим с Марией Лазич. У Блока реальная сторона образа пожара отсутствует.

Вместо нее употреблены две метафоры – “зарево искусства” и “жизни гибельной пожар”. В итоге процитированная в эпиграфе строка служит не только отсылкой к стихотворению Фета, но и воздействует посредством двойственности своего смысла. С ее помощью Блок провозглашает равноценность смерти душевной и физической.

Related posts:

Анализ cтихотворения Блока “Как тяжело ходить среди людейСтихотворение Блока “Как тяжело ходить среди людей…” , написанное 10 мая 1910 года, состоит всего из восьми строк. Стихотворению предпослан эпиграф – строка А. А. Фета, которая возникла из воспоминания о трагедии этого поэта, ко­гда молодая Мария Лазич, возлюбленная Фета, погибла, когда загорелось ее платье. Для Блока в контексте его стихотворения “человек сгорел” – это […].

Анализ стихотворений “Как тяжко мертвецу среди людей”, “Ночь, улица, фонарь аптека”, “Поэты”, “Друзьям” БлокаУ Блока в стихотворении “Как тяжко мертвецу среди людей” появляется образ чиновника-мертвеца, винтика большой государственной машины, который не способен чувствовать, радоваться. Он ведет обычную внешнюю жизнь: ходит на службу, посещает балы, разговаривает, улыбается, но он мертв, потому что не испытывает никаких чувств. Он – порождение общества. Его черты Блок видел и в себе, и в […].

Анализ стихотворения Фета “Среди звезд”Произведение “Среди звезд” датировано ноябрем 1876 года. В это время Фет активно работал над первым переводом на русский язык главного труда философа Артура Шопенгауэра “Мир как воля и представление”. Взгляды великого немецкого мыслителя оказали огромное влияние на поэта. Фету импонировала концепция воли к жизни как причины постоянной борьбы всех против всех. Также он поддерживал взгляд […].

Анализ стихотворения “Ветер принес издалека…” БлокаСтихотворение “Ветер принес издалека…” написано 29 янва­ря 1901 года – это одно из ранних стихотворений, в котором от­ражены юношеские мечтания: “песни весенней намек”, “бездон­ная лазурь”, “звездный сны”. Оно представляет собой яркий контраст со стихотворением, созданным десять лет спустя: “Как тяжело ходить среди людей…”. Сопоставляя подобные стихи, мы видим драматическую эволюцию души А. А. Блока. Первые […].

Анализ стихотворения Фета “Щечки рдеют алым жаром…”В лирике Фета главную роль играют три темы – искусство, природа и любовь. Вещи и явления более приземленные Афанасий Афанасиевич считал недостойными для воплощения в поэзии. Поэтому в его стихотворениях не находилось места вопросам политическим и социальным. Для Фета было характерно желание в творчестве максимально отдалиться от жизни реальной, уйти в “светлое царство мечты”. Произведения […].

Анализ стихотворения “Сольвейг” Блока“Сольвейг” (1906). Стихотворение написано под влиянием пьесы норвежского драматурга Ибсена “Пер Гюнт”, которая по­строена на фольклорных мотивах. Ее героиня Сольвейг (по – норвежски – солнечный путь) – олицетворение чистоты, све­жести, самопожертвования. Стихотворение А. Блока написано от имени уединенно живущего человека: Жил я в бедной и темной избушке моей Много дней, меж камней, без огней. Образ […].

Анализ стихотворения И. Анненского “Среди миров”Поэтика Иннокентия Анненского вобрала в себя и причудливо синтезировала традиции лирики XIX века, прежде всего, А. С. Пушкина и Тютчева, а также русской психологической прозы. “Это наш Чехов в стихах”, – отмечала современная ему критика. Символика поэта неожиданна и ассоциативна, его образы новаторски самобытны. И. Анненский, отвергая ложный романтический пафос и патетику, повысил в правах […].

Анализ стихотворения Фета “На качелях”Самые страстные, искренние и пронзительные стихотворения о любви написаны были Фетом не в юном возрасте и не в период возникновения сильных чувств к какой-либо женщине, а на склоне лет. Причина тому – особая эмоциональная память поэта. Могли пройти годы, прежде чем какое-либо сильное потрясение находило отражение в лирике. При этом кажется, что со временем воспоминания […].

Анализ стихотворения Блока “Она молода и прекрасна была…”Около восьмидесяти стихотворений, созданных в период с 1898 по 1900 год, Блок объединил в цикл “Ante Lucem”. Некоторые из произведений посвящены первой любви поэта – Ксении Михайловне Садовской, с которой он познакомился во время пребывания на немецком курорте Бад-Наугейм. Часть лирики адресована Любови Дмитриевне Менделеевой – будущей супруге Александра Александровича. Молодые люди были знакомы с […].

Анализ стихотворения Фета “Я болен, Офелия, милый мой друг!…”Шекспировский “Гамлет” – одна из самых популярных пьес в истории мирового театра. Многие литераторы обращались к бессмертным образам, выведенным в ней. У Фета есть целый цикл, посвященный возлюбленной принца Датского и получивший название “К Офелии”. В него вошли десять стихотворений, созданных в период с 1842 по 1847. Последнее произведение в серии – “Я болен, Офелия, […].

Анализ стихотворения “Да. Так диктует вдохновенье…” Блока“Да. Так диктует вдохновенье…” (1911-1914). В стихотво­рении выражено неприятие Блоком “ужасов жизни”, “страшного мира”, в котором погрязло настоящее: Всю жизнь жестоко ненавидя И презирая этот свет, Пускай грядущего не видя, Дням настоящим молвив: нет! По мысли А. Блока, поэт должен выражать открыто свое не­согласие существующему миропорядку, стереть “румяна жир­ные” лживой жизни: На непроглядный ужас жизни […].

Анализ стихотворения Фета “Я жду… Соловьиное эхо…”Стихотворение “Я жду… Соловьиное эхо…” написано в 1842 году и относится к раннему творчеству Фета. В тот период поэт сильно увлекался поэзией великого немецкого романтика Генриха Гейне, его влияние ощутимо и в манере рассматриваемого произведения. Главная особенность анализируемого текста, которая сразу бросается в глаза, – недосказанность. Фактически Афанасий Афанасиевич дает читателям лишь намеки, с их […].

Анализ стихотворения Блока “Осенняя воляСтихотворение А. А. Блока “Осенняя воля” навеяно лермонтовским произведением “Выхожу один я на дорогу…” . Образ пути, дороги нужно понимать здесь в широком фило­софском аспекте. Лирический герой предстает здесь в образе странника, бредущего по дорогам родной земли. Как и у М. Ю. Лермонтова, речь в нем идет и о любви (“Много нас – свободных, юных, […].

Анализ стихотворения Блока На лугу 2Стихотворение Блока “На лугу” было написано в 1912 году. Это стихотворение было предназначено для детей, так как стих написан на понятном, доступном для детей языке. На первом месте в стихотворении Блока – луг, прекрасное зеленое поле, на котором весело прыгают и играют дети, которые кажутся невинными, и ничего еще не понимающими в своей жизни. В […].

Анализ стихотворения Блока А. А. “Осенняя воля”Стихотворение А. А. Блока “Осенняя воля” навеяно лермонтовским произведением “Выхожу один я на дорогу…”. Образ пути, дороги нужно понимать здесь в широком фило­софском аспекте. Лирический герой предстает здесь в образе странника, бредущего по дорогам родной земли. Как и у М. Ю. Лермонтова, речь в нем идет и о любви (“Много нас – свободных, юных, статных […].

Читайте также:  Синтетические моющие средства план урока

Анализ стихотворения Фета “Смерти”Исследователи творчества Фета нередко называют его лирику жизнеутверждающей. В том или ином виде мысль эта встречается в высказываниях Бальмонта, Благого, Брюсова. Близкий друг поэта Страхов считал, что чтение его стихотворений “укрепляет и освежает душу”. При этом многие литературоведы подчеркивают противоречивость натуры Афанасия Афанасиевича. По их мнению, посредством поэзии ему удавалось преодолевать трагизм жизни. Мир физический […].

Анализ стихотворения Блока “О доблестях”Стихотворение “О доблестях…” поражает своей гармоничностью. Это такая же жемчужина русской лирики, как “Я вас любил…” Пушкина. И все-таки нельзя сказать, что это стихотворение о любви (любви неразделенной, горькой), и только. 496 А. Блок Это стихотворение о родине “горестной”, где так живет и так страдает человек. И здесь понятие “горестной земли” приобретает характер всемирный, а […].

Анализ стихотворения Анненского “Среди миров”В 1910 году увидел свет первый посмертный сборник Анненского “Кипарисовый ларец”, изданный его сыном. Книга состоит из множества частей. В последний раздел, получивший название “Разметанные листы”, вошло стихотворение “Среди миров”. Иннокентий Федорович написал его в Царском Селе незадолго до смерти – в апреле 1909 года. Устойчивый интерес к произведению сохранялся на протяжении всего двадцатого столетия. […].

Анализ стихотворения Фета “Светил нам день, будя огонь в крови…”Так называемый лазичевский цикл Фета – настоящий шедевр русской любовной лирики девятнадцатого столетия. Поэт посвятил его своей рано ушедшей из жизни возлюбленной Марии Лазич. История их отношений окрашена в трагические тона. Афанасий Афанасьевич познакомился с Лазич, когда находился на службе в кавалерийском полку. Финансовое положение его в то время было крайне затруднительным. Он сразу признался […].

Анализ стихотворения О, как безумно за окном БлокаОдно из самых чувственных и прекрасных стихотворений Александра Блока. Не многие знают, что ранняя лирика поэта касалась пейзажей, природы, чувств. Такие работы Блока показывают его совершенно с другой стороны, чувствительный и восприимчивый человек предстает перед нами. Стихотворение “О, как безумно за окном…” написано в 1899 году, когда Блок еще не был символистом, оно входит в […].

Анализ стихотворения “Звезда дрожит среди вселенной…” Бунин“Звезда дрожит среди вселенной…”. Бунин отмечает свою особую расположенность к звездам. Поэт сопоставляет своего лирического героя, влюбленного в небо, знатока звезд, со “звез­дой пылающей”, с сосудом, вмещающим в себя и “земные скор­би”;, и “небесные слезы”. Лирический герой пытается понять смысл своего бытия: Звездой пылающей, потиром Земных скорбей, небесных слез Зачем, о Господи, над миром Ты […].

Анализ стихотворения А. Блока “Мне страшно с тобою встречаться”Все в этом стихотворении робко и темно, зыбко и туманно… И все это – знаки “нездешних надежд” на вселенское “непостижимое чудо”, на явление Вечной Девы, Прекрасной Дамы, в образе которой для Блока воплощалось некое всеединое божественное начало, долженствующее “спасти мир” и возродить человечество к новой, совершенной жизни. Вместе с ожиданием чистой и светлой любви, Вечной […].

Анализ стихотворения “Ночь, улица, фонарь, аптека…” Блока“Ночь, улица, фонарь, аптека…” (1912). Данное стихотворе­ние А. Блока посвящено “страшному миру”. Лирический герой – человек, утративший душу, забывший о любви, сострадании, ми­лосердии. Кольцевая композиция произведения раскрывает его проблематику: бессмысленность и тусклость существования, не­возможность найти выход из создавшегося положения: Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века – Все будет […].

Анализ стихотворения Блока “На поле Куликовом”Что дает основание отнести стихотворение А.А. Блока “На поле Куликовом” к философской лирике? Художественное направление, в русле которого написано стихотворение “На поле Куликовом”, – символизм. В чем философский смысл творения А.А. Блока? Главное событие, которое могло бы стать ведущей темой стихотворения, поэт не описывает, но его образ подчиняет себе все его содержание. Это событие видится и […].

Анализ стихотворения Блока Река раскинуласьЭто философское, но в то же время весьма эмоциональное стихотворение, богатое повторами и восклицаниями, а также образами, которые характерны для творчества Блока. Например, костры как символы надежды здесь озаряют даль, а она означает время прошлое и будущее, ведь речь в стихотворении о пути от Руси к России. Также важен для Александра Блока символ кровавого заката, […].

Анализ стихотворения Блока “Песня Офелии”“Гамлет”, созданный Шекспиром в начале семнадцатого столетия, по сей день остается одной из наиболее популярных трагедий в мире. Русские писатели часто обращались к образам, выведенным в пьесе. Они осмысляются в творчестве Фета, Пастернака, Цветаевой, Ахматовой и других авторов. Согласно воспоминаниям родственников Блока, поэт шекспировской трагедией увлекся еще в юности. В 1897 году, заполняя анкету, он […].

Анализ стихотворения Фета “Какая холодная осень!…”В стихотворении “Какая холодная осень. ”, написанном в 1854 году, пересеклись две любимые фетовские темы – любви и природы. Их тесное переплетение достигается с помощью следующего приема – движение смысла осуществляется от изображения внешнего мира к выражению внутреннего мира человека. Кстати, это главный принцип романтической лирики, близость к которой Афанасия Афанасиевича не раз отмечали литературные критики […].

Анализ стихотворения Блока “Митинг”В период с 1904 по 1908 год Блок работал над циклом “Город”, посвященным не называемому прямо, но легко угадываемому Петербургу. В серии стихотворений царит мрачное настроение, преобладают эсхатологические мотивы. Град Петров предстает как место, где практически стерта грань между реальностью и иными мирами. Кроме того, у Блока он становится растлителем, насильником, обителью порока. Единственный возможный […].

“Фабрика” анализ стихотворения БлокаПроизведение Александра Александровича Блока “Фабрика”, написанное в 1903 году, относится к циклу “Распутья”. Анализ его очень важен: в данном цикле впервые проявляется важная для позднего творчества писателя тема города и жизни простых людей в нем. Впоследствии она выльется в переживание революции, которая оказала на Блока очень серьезное влияние. Сюжет “Фабрики” размыт. Мы можем представить только […].

Анализ стихотворения Блока “Моей матери”Александр Блок очень трепетно относился к своей матери Александре Андреевне, считая, что именно она привила ему любовь к литературе и научила ценить жизнь во всех ее проявлениях. Поэтому неудивительно, что он периодически посвящал ей стихи, в которых советовался с близким человеком или же делился своими душевными переживаниями. В ноябре 1899 года Блок, разочарованный в любви, […].

Анализ стихотворения Русь БлокаСтихотворение Александр Блок написал в 1906 году. Поэт был приверженцем такого модернистского движения, как символизм. Стихотворение “Русь” так же кроет в себе смысл, который можно рассматривать по-разному сколько угодно. Казалось бы, поэт просто описывает сначала “Русь”, но однако в следующих строфах читатель может увидеть уже что-то таинственное, мистическое, волшебное. Александр Блок сумел написать стихотворение таким […].

Анализ стихотворения Фета “Когда читала ты мучительные строкиАфанасий Фет очень болезненно и мучительно переживал трагическую гибель своей возлюбленной Марии Лазич, которая стала жертвой неосторожного обращения с огнем. Девушка лежала на постели и курила, читая при этом книгу, и не заметила, как тлеющий пепел упал на ее кисейной платье, которое вспыхнуло в одно мгновение. Смерть Марии Лазич, с которой поэт незадолго до этого […].

Анализ стихотворения Блока “Плачет ребенок. Под лунным серпомСтихотворение А. Блока “Плачет ребенок под лунным серпом…” , написано 14 декабря 1903 года и входит в книгу “Стихи о Прекрасной Даме”. Стихотворение можно отнести к раннему периоду творчества Блока. Молодой Блок был погружен в изучение идеалистической философии, в частности древнегреческого философа Платона. В его учениях говорилось о то, что кроме реального мира, есть еще […].

Анализ стихотворения Блока “Потемнели, поблекли залы…”Стихотворение “Потемнели, поблекли залы…” датируется февралем 1903 года. Сложно точно обозначить время, когда происходит описанная в тексте история. Блок помещает героев в декорации условного Средневековья, что можно понять по косвенным признакам, – в частности, речь идет о персонажах произведения, среди которых упоминаются вассалы, пажи, король и королева. Сюжет стихотворения очень прост. Умирает венценосная правительница государства. […].

Анализ стихотворения Блока “В фантазии рождаются порою…”Сборник “Ante Lucem” включает в себя около восьми десятков стихотворений, созданных Блоком в период с 1898 по 1900 год. По этим произведениям видно, что поэтические взгляды юного Александра Александровича еще не до конца сформировались. В некоторых текстах нашла отражение увлеченность лирикой Фета и Жуковского. Кроме того, в ранних опытах Блока видно влияние творчества Лермонтова, Пушкина, […].

Читайте также:  Амвей средство для чистки ковра

Анализ стихотворения Блока “Похоронят, зароют глубокоВ 1909 году в жизни Александра Блока произошло два трагических события. Сперва скончался его родной отец, с которым поэт после развода родителей поддерживал отношения, а затем Любовь Менделеева, супруга Блока, потеряла ребенка, рожденного от другого мужчины. Этот год стал переломным в судьбе поэта, который вдруг остро почувствовал, что юность с ее безрассудными поступками осталась в […].

Анализ стихотворения Блока “Помнишь ли город тревожный…”Ранние стихотворения, написанные в период с 1898 по 1900 год, Блок объединил в цикл под названием “Ante Lucem” (с латинского – “До света”). Ряд произведений поэт посвятил Ксении Михайловне Садовской. С ней шестнадцатилетний Александр Александрович познакомился на курорте Бад-Наугейм, где он отдыхал в 1897-ом в компании тетки и матери. Садовской на тот момент было тридцать […].

Анализ стихотворения Блока “Глушь родного лесаУсадьбу Шахматово, расположенную примерно в двадцати километрах от Москвы, дед Блока купил в 1874 году. Поэт отдыхал в ней каждое лето на протяжении практически всей жизни. Родители начали возить его туда с шестимесячного возраста. Последний раз Александр Александрович побывал в фамильной усадьбе в 1916-ом – за пять лет до смерти. Шахматово оставило яркий след в […].

Анализ стихотворения Фета “Старые письма”В конце 1840-х годов Фет познакомился с Марией Козьминичной Лазич. Девушка хорошо знала его лирику и искренне восхищалась ей. Кроме того, она отличалась привлекательной внешностью, имела прекрасное образование, неплохо играла на фортепиано. Между молодыми людьми завязались романтические отношения. Их главная проблема состояла в том, что Афанасий Афанасиевич не имел возможности жениться на своей возлюбленной. Виной […].

Анализ стихотворения Вхожу я в темные храмы БлокаДанное произведение А. Блок написал в 1902 году. Эта пора жизни автора характеризуется душевным подъемом, причиной которого была влюбленность в Л. Д. Менделееву, будущую жену писателя. Также в этот период отмечается широкое увлечение Блока философией В. Соловьева. Согласно его философским идеям, любовь – верное средство для искоренения эгоизма внутри себя. Полюбив женщину, человек постигает ее […].

Источник

Анализ стихотворения Блока «Как тяжело ходить среди людей…»

LiveInternetLiveInternet

Александр Александрович Блок

Там человек сгорел Фет

Как тяжело ходить среди людей И притворятся непогибшим, И об игре трагической страстей Повествовать еще не жившим.

И, вглядываясь в свой ночной кошмар, Строй находить в нестройном вихре чувства, Чтобы по бледным заревам искусства Узнали жизни гибельной пожар!

Афанасий Фет

Стихотворение «Как тяжело ходить среди людей…», написанное в 1910 году, включено в один из важнейших циклов Блока под названием «Страшный мир». Произведение сопровождается эпиграфом. Он представляет собой последнюю строку фетовского стихотворения «Когда читала ты мучительные строки…»: «Там человек сгорел». Слова эти отсылают читателей к трагедии, произошедшей в жизни Афанасия Афанасиевича. Речь идет о ранней смерти его возлюбленной — Марии Лазич. Девушка скончалась от многочисленных ожогов после того, как загорелось ее платье. Влияние творчества Фета на лирику Блока давно стало объектом пристального изучения литературоведов. Оно считается одним из наиболее ярких примеров связи Серебряного века с традицией девятнадцатого столетия.

Читая стихотворение Афанасия Афанасиевича «Не тем, Господь, могуч, непостижим…», Александр Александрович подчеркнул следующую фразу: «…И мертвецу с пылающим лицом…». Впоследствии она нашла отражение сразу в двух произведениях Блока: «Как тяжело ходить среди людей…» и «Как тяжко мертвецу среди людей…». В обоих встречается образ человека-мертвеца. У Фета лирический герой, считающий себя добычей суеты, «игралищем ее непостоянства», носит в груди «огонь сильней и ярче всей вселенной». Соответственно, стихи гения девятнадцатого века проникнуты жизнеутверждающим пафосом. Чего нельзя сказать о вышеупомянутых произведениях Блока. У него с образом мертвеца тесно связано ощущение предельной усталости от жизни, тотального разочарования от мира и людей, пресыщенности. В стихотворении «Как тяжело ходить среди людей…» есть еще один важный мотив — внутренний долг лирического героя заставляет его найти выражение своей душевной тяжести в создании произведения искусства, что проговаривается в завершающих двух строках.

У Фета читатель видит метафорическое использование образа пожара — как огня сердечного и внезапной зари в ночи. Кроме того, присутствует сопоставление с несчастьем, произошедшим с Марией Лазич. У Блока реальная сторона образа пожара отсутствует. Вместо нее употреблены две метафоры — «зарево искусства» и «жизни гибельной пожар». В итоге процитированная в эпиграфе строка служит не только отсылкой к стихотворению Фета, но и воздействует посредством двойственности своего смысла. С ее помощью Блок провозглашает равноценность смерти душевной и физической.

Анализ cтихотворения Блока “Как тяжело ходить среди людей

Стихотворение Блока “Как тяжело ходить среди людей…” , написанное 10 мая 1910 года, состоит всего из восьми строк.

Стихотворению предпослан эпиграф – строка А. А. Фета, которая возникла из воспоминания о трагедии этого поэта, ко­гда молодая Мария Лазич, возлюбленная Фета, погибла, когда загорелось ее платье.

Для Блока в контексте его стихотворения “человек сгорел” – это не физическая гибель, а духовная трагедия, боль опустоше­ния, когда самые высокие, прекрасные идеалы сгорают, человек теряет смысл жизни. Он существует,

но душа его погибла в “игре трагических страстей”. У него осталась только способность рас­сказать о своей бурной жизни “еще не жившим”, то есть тем, кто не испытал подобного.

Искусство поэзии обладает способностью переплавить лич­ностный опыт человека в стихи, которые, может быть, не отра­жают всей полноты и глубины чувств (“бледное зарево искусст­ва”), но лишь они доносят, передают их “нестройный вихрь”, во­площают в звуках опыт трагического мироощущения.

Сила блоковских стихотворений в обращении их к образам бессознательного, воскрешении сновидческих воспоминаний об иных мирах.

есть ответ в моих стихах тревожных, Их тайный жар тебе поможет жить… (“О, нет! не расколдуешь сердца ты…”, 1913)

– можно понять как своеобразное поэтическое завещание Блока. Он чувствует, что глубокое проникновение в его стихи даст воз­можность ощутить те же энергии и понять те же истины, что бы­ло суждено чувствовать ему. Его стихи при этом – не истина в последней инстанции, но направление собственных поисков; не­даром речь идет о том, что энергия стихов окажет помощь при решении индивидуальных проблем.

Сочинения

Стихотворение Блока «Как тяжело ходить среди людей» — это работа, что вошла в цикл автора, именуемый «Страшный мир». Написанное в 1910 году, оно пропитано трагичными нотами.

Стихотворение Блока как тяжело ходить среди людей

Александр Блок свой стих «Как тяжело ходить среди людей» начал эпиграфом – строчкой, которую он взял из произведения Фета. «Там человек сгорел»… Именно эта строчка из произведения Фета, была выбрана в качестве эпиграфа и она нас отсылает к трагическому дню, когда возлюбленная Фета скончалась от ожогов.

Но далее, когда читаешь произведение «Как тяжело ходить среди людей» Блока и, делая ему анализ, понимаешь, речь идет в данном стихе не о физической гибели. Здесь задействована душа лирического героя, которому сложно жить среди людей, «притворяться непогибшим», когда смысл существования утрачен, когда тебя никто не понимает, когда ты разочаровался в людях, устал от жизни, но тебе все равно приходится жить дальше, быть живым мертвецом, и рассказывать о «трагических страстях».

Работая над произведением Блока «Как тяжело ходить среди людей», и освещая свои мысли в сочинении, хочется обратить внимание на то, что автор произведения использует образ ночи, ночного кошмара, с помощью которого он передает нам эмоциональное состояние своего героя, которому хорошо известен «жизни гибельной пожар». Но, несмотря ни на что, несмотря на свое душевное состояние, лирический герой и дальше готов находить «строй в нестройном мире». Он готов «по бледным зарева искусства» доносить до людей смысл гибельного пожара, приравнивая физическую и душевную смерть.

Анализ Стихотворения А.А. Блока «Как тяжело ходить среди людей…»

Блок за 30 минут (Татьяна Беленькая)

В данном очерке предложен экскурс в жизненный и творческий путь А.А. Блока, отображены этапы его становления как выдающегося поэта-символиста Серебряного Века. С самого рождения и до последнего вздоха он боготворил Россию, восхищался русской природой, чутко реагировал на все общественно-политические события в стране, пропуская их сквозь призму своего мировосприятия и запечатлевая в произведениях. Красной нитью сквозь все творчество Блока проходит его, во многом, болезненная любовь к супруге – Любови Дмитриевне Менделеевой – дочери известнейшего ученого-химика Дмитрия Ивановича Менделеева. Ей он посвящает множество возвышенных стихотворений. Именно эта нежная привязанность помогала ему жить и творить. Читатель может ознакомиться с подробным анализом наиболее выдающихся стихотворений поэта, понять повод для их создания, проникнуться символичностью образов, красотой слога и величием замысла. Произведения классика русской и мировой литературы, определенно, заслуживают Вашего внимания!

Читайте также:  Медицинские дезинфицирующие средства производства

Оглавление

  • Библиографический очерк
  • Ветхая избушка
  • Сны
  • Ворона
  • Ты помнишь, в нашей бухте сонной…
  • Россия
  • О, я хочу безумно жить…
  • Сумерки, сумерки вешние…
  • Незнакомка
  • Ночь, улица, фонарь…
  • В ресторане
  • На железной дороге
  • Авиатор
  • Балаган
  • Белой ночью месяц красный…
  • Девушка пела в церковном хоре…
  • Ей было пятнадцать лет. Но по стуку…
  • Летний вечер
  • Смятение
  • Если только она подойдет…
  • Я никогда не понимал…
  • Как тяжело ходить среди людей…
  • В фантазии рождаются порою…
  • Дым от костра струею сизой…
  • Мой любимый, мой князь, мой жених…
  • Вися над городом всемирным…
  • Похоронят, зароют глубоко…
  • О, весна без конца и без краю…
  • В ночи, когда уснет тревога…
  • Моей матери
  • Ты проходишь без улыбки…
  • Его встречали повсюду…
  • Твоя гроза меня умчала…
  • Ветер принес издалека…
  • Фабрика
  • Мне снились веселые думы…
  • О, как безумно за окном…
  • Там неба осветленный край…
  • Мой остров чудесный
  • Коршун

Из серии:
Классики за 30 минут

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Блок за 30 минут (Татьяна Беленькая) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Стихотворение «Как тяжело ходить среди людей…», написанное в 1910 году, включено в один из важнейших циклов Блока под названием «Страшный мир». Произведение сопровождается эпиграфом. Он представляет собой последнюю строку фетовского стихотворения «Когда читала ты мучительные строки…«: «Там человек сгорел». Слова эти отсылают читателей к трагедии, произошедшей в жизни Афанасия Афанасиевича. Речь идет о ранней смерти его возлюбленной — Марии Лазич. Девушка скончалась от многочисленных ожогов после того, как загорелось ее платье. Влияние творчества Фета на лирику Блока давно стало объектом пристального изучения литературоведов. Оно считается одним из наиболее ярких примеров связи Серебряного века с традицией девятнадцатого столетия.

Читая стихотворение Афанасия Афанасиевича «Не тем, Господь, могуч, непостижим…», Александр Александрович подчеркнул следующую фразу: «…И мертвецу с пылающим лицом…». Впоследствии она нашла отражение сразу в двух произведениях Блока: «Как тяжело ходить среди людей…» и «Как тяжко мертвецу среди людей…». В обоих встречается образ человека-мертвеца. У Фета лирический герой, считающий себя добычей суеты, «игралищем ее непостоянства», носит в груди «огонь сильней и ярче всей вселенной». Соответственно, стихи гения девятнадцатого века проникнуты жизнеутверждающим пафосом. Чего нельзя сказать о вышеупомянутых произведениях Блока. У него с образом мертвеца тесно связано ощущение предельной усталости от жизни, тотального разочарования от мира и людей, пресыщенности. В стихотворении «Как тяжело ходить среди людей…» есть еще один важный мотив — внутренний долг лирического героя заставляет его найти выражение своей душевной тяжести в создании произведения искусства, что проговаривается в завершающих двух строках.

У Фета читатель видит метафорическое использование образа пожара — как огня сердечного и внезапной зари в ночи. Кроме того, присутствует сопоставление с несчастьем, произошедшим с Марией Лазич. У Блока реальная сторона образа пожара отсутствует. Вместо нее употреблены две метафоры — «зарево искусства» и «жизни гибельной пожар». В итоге процитированная в эпиграфе строка служит не только отсылкой к стихотворению Фета, но и воздействует посредством двойственности своего смысла. С ее помощью Блок провозглашает равноценность смерти душевной и физической.

Анализ Стихотворения А. А. Блока «Как тяжело ходить среди людей…»

Стихотворение А. А. Блока «Как тяжело ходить среди людей…»

Стихотворение Блока «Как тяжело ходить среди людей…», написанное 10 мая 1910 года, состоит всего из восьми строк.

Стихотворению предпослан эпиграф — строка А. А. Фета, которая возникла из воспоминания о трагедии этого поэта, ко­гда молодая Мария Лазич, возлюбленная Фета, погибла, когда загорелось её платье.

Для Блока в контексте его стихотворения «человек сгорел» — это не физическая гибель, а духовная трагедия, боль опустоше­ния, когда самые высокие, прекрасные идеалы сгорают, человек теряет смысл жизни. Он существует, но душа его погибла в «игре трагических страстей». У него осталась только способность рас­сказать о своей бурной жизни «ещё не жившим», то есть тем, кто не испытал подобного.

Искусство поэзии обладает способностью переплавить лич­ностный опыт человека в стихи, которые, может быть, не отра­жают всей полноты и глубины чувств («бледное зарево искусст­ва»), но лишь они доносят, передают их «нестройный вихрь», во­площают в звуках опыт трагического мироощущения.

Сила блоковских стихотворений в обращении их к образам бессознательного, воскрешении сновидческих воспоминаний об иных мирах.

Но есть ответ в моих стихах тревожных,

Их тайный жар тебе поможет жить…

(«О, нет! не расколдуешь сердца ты…», 1913)

— можно понять как своеобразное поэтическое завещание Блока. Он чувствует, что глубокое проникновение в его стихи даст воз­можность ощутить те же энергии и понять те же истины, что бы­ло суждено чувствовать ему. Его стихи при этом— не истина в последней инстанции, но направление собственных поисков; не­даром речь идёт о том, что энергия стихов окажет помощь при решении индивидуальных проблем.

Анализ Стихотворения А. А. Блока «Как тяжело ходить среди людей…»

Источник



«Как тяжело ходить среди людей…» А. Блок

Как тяжело ходить среди людей
И притворятся непогибшим,
И об игре трагической страстей
Повествовать еще не жившим.

И, вглядываясь в свой ночной кошмар,
Строй находить в нестройном вихре чувства,
Чтобы по бледным заревам искусства
Узнали жизни гибельной пожар!

Дата создания: 10 мая 1910 г.

Анализ стихотворения Блока «Как тяжело ходить среди людей…»

Стихотворение, написанное в 1910 году, включено в один из важнейших циклов Блока под названием «Страшный мир». Произведение сопровождается эпиграфом. Он представляет собой последнюю строку фетовского стихотворения «Когда читала ты мучительные строки…»: «Там человек сгорел». Слова эти отсылают читателей к трагедии, произошедшей в жизни Афанасия Афанасиевича. Речь идет о ранней смерти его возлюбленной – Марии Лазич. Девушка скончалась от многочисленных ожогов после того, как загорелось ее платье. Влияние творчества Фета на лирику Блока давно стало объектом пристального изучения литературоведов. Оно считается одним из наиболее ярких примеров связи Серебряного века с традицией девятнадцатого столетия.

Читая стихотворение Афанасия Афанасиевича «Не тем, Господь, могуч, непостижим…», Александр Александрович подчеркнул следующую фразу: «…И мертвецу с пылающим лицом…». Впоследствии она нашла отражение сразу в двух произведениях Блока: «Как тяжело ходить среди людей…» и «Как тяжко мертвецу среди людей…». В обоих встречается образ человека-мертвеца. У Фета лирический герой, считающий себя добычей суеты, «игралищем ее непостоянства», носит в груди «огонь сильней и ярче всей вселенной». Соответственно, стихи гения девятнадцатого века проникнуты жизнеутверждающим пафосом. Чего нельзя сказать о вышеупомянутых произведениях Блока. У него с образом мертвеца тесно связано ощущение предельной усталости от жизни, тотального разочарования от мира и людей, пресыщенности. В стихотворении есть еще один важный мотив – внутренний долг лирического героя заставляет его найти выражение своей душевной тяжести в создании произведения искусства, что проговаривается в завершающих двух строках.

У Фета читатель видит метафорическое использование образа пожара – как огня сердечного и внезапной зари в ночи. Кроме того, присутствует сопоставление с несчастьем, произошедшим с Марией Лазич. У Блока реальная сторона образа пожара отсутствует. Вместо нее употреблены две метафоры – «зарево искусства» и «жизни гибельной пожар». В итоге процитированная в эпиграфе строка служит не только отсылкой к стихотворению Фета, но и воздействует посредством двойственности своего смысла. С ее помощью Блок провозглашает равноценность смерти душевной и физической.

Источник