Меню

Средства во временном распоряжении казенного учреждения что это

Учет средств во временном распоряжении казенным учреждением

Нет времени читать?

Деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении, — это деятельность, связанная с получением средств и их возвратом владельцу или перечислением в доход бюджета.
Пример тому — обязанность органов предварительного следствия и дознания по хранению средств, изъятых в ходе дознания, предварительного следствия и не являющихся вещественными доказательствами, при наложении ареста на имущество обвиняемого (подозреваемого), на которые может быть обращено взыскание в целях возмещения причиненного материального ущерба или исполнения приговора в части конфискации имущества.

К средствам во временном распоряжении относятся также средства, полученные на ответственное хранение, в случае их передачи заказчиком в залог обеспечения исполнения контракта. Указанные денежные средства при наступлении определенных условий подлежат возврату владельцу, например, средства осужденных, заработанные ими в ИТУ, или средства опекаемых, больных в определенных случаях должны быть перечислены родственникам, наследникам. Нормативными документами может быть предусмотрено, что средства, поступившие во временное распоряжение учреждения, не возвращаются плательщику, а подлежат перечислению в бюджет, например, при нарушении порядка государственного контракта, предусмотренного п. 13 ст. 44 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении, обозначается кодом финансового обеспечения «3».

Для учета денежных средств в валюте РФ и в иностранной валюте, поступивших во временное распоряжение учреждения, применяют счет 3 201 11 000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства» (п. 42 Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета №162н)». Учет операций по движению денежных средств на счете ведется в Журнале операций с безналичными денежными средствами (ф. № 0504071) на основании документов, приложенных к выпискам со счетов. Суммы, поступившие во временное распоряжение учреждения и подлежащие при наступлении определенных условий возврату или перечислению по назначению, отражают на счете 3 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение».

Как поясняется в письме Минфина России от 27.06.2014 № 02-07-07/31342, учитывать деньги на за- балансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств» не нужно. Согласно пункту 8.1 Порядка открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утв. приказом Казначейства России от 29.12.2012 № 24н, для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств, в органах Федерального казначейства открываются и ведутся лицевые счета с кодом 05.

Особого внимания заслуживает ситуация, когда денежные средства, полученные во временное распоряжение, подлежат перечислению в доход бюджета, а не обратно их владельцу. К примеру, согласно разъяснениям, приведенным в совместном письме Минфина России № 02-02-04/67438 и Казначейства России № 42-7.4- 05/5.1-805 от 25.12.2014 если в соответствии с условиями контракта поставщик предоставлял денежное обеспечение, то в случае нарушения им обязательств по возврату аванса, в обеспечение исполнения которых были предоставлены указанные денежные средства, из него удерживается необходимая сумма. При этом заказчик может направить сумму из удержанного денежного обеспечения на исполнение данного контракта либо (в случае расторжения ранее заключенного контракта) на заключение нового контракта в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с условиями контракта поставщиком (исполнителем, подрядчиком) может предусматриваться наряду с обеспечением возврата аванса обеспечение уплаты неустойки, в том числе штрафа. В указанном случае, если предоставленного поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обеспечения исполнения обязательств недостаточно для погашения требований по возврату аванса и уплате неустойки, решение об очередности погашения требований принимается заказчиком самостоятельно с учетом норм действующего гражданского законодательства.

В указанных случаях счета с кодом «3» закрываются, а перечисление денежных средств отражается по коду «1» — бюджетная деятельность. Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н в редакции приказа Минфина России от 29.08.2014 № 89н, предусмотрено, что при отражении записей по счету 201 00 «Денежные средства учреждения» должны формироваться дополнительные записи по забалансовым счетам 17 и 18.

  • «Счет 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» открывается к счетам 020100000 «Денежные средства учреждения» и предназначен для аналитического учета поступлений денежных средств (возврата указанных поступлений) на банковские счета субъекта учета, на лицевой счет, открытый ему органом федерального казначейства (финансовым органом), а также в кассу субъекта учета»;
  • «Счет 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» открывается к счетам 020100000 «Денежные средства учреждения» и предназначен для аналитического учета выплат денежных средств (восстановлений выплат) с банковских счетов субъекта учета, с лицевого счета, открытого ему органом федерального казначейства (финансовым органом), а также из кассы субъекта учета».

В бухучете поступление средств во временном распоряжении от контрагента отражается проводкой:

Дт КИФ.3.201.11.510 Кт гКБК.3.304.01.730, Дт 17

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» указанная операция отражается документом «Кассовое поступление» с видом операции «Поступление средств во временном распоряжении».

Возврат контрагенту поступивших средств отражается проводкой:

Дт гКБК.3.304.01.830 Кт КИФ.3.201.11.610, Кт 17

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» указанная операция отражается документом «Заявка на кассовый расход», «Заявка на кассовый расход (сокращенная)», «Кассовое выбытие» с видом операции Перечисление средств во временном распоряжении (кроме перечислений в бюджет) (3 304 01)», в случае перечисления денежных средств в бюджет – используется вид операции «Перечисление средств во временном распоряжении в бюджет (3 304 01)».

Читайте также:  Что такое механически средства измерения

Порядок отражения в учете операций по перечислению в доход бюджета денежных средств зависит от того, переданы учреждению полномочия администратора доходов бюджета или нет.

В случае, когда за учреждением не закреплены отдельные полномочия администратора доходов бюджета, формируются следующие бухгалтерские проводки:

    Отражено обязательство учреждения по перечислению в доход бюджета средств, полученных в качестве обеспечения заявки:

Дт КДБ.1.205.41.560 Кт КДБ.1.303.05.730

Перечислены денежные средства в доход бюджета:

Дт гКБК.3.304.01.830 Кт КИФ.3.201.11.610

Отражено исполнение обязательства учреждения по перечислению средств в доход бюджета (на основании извещения по ф. № 0504805, полученного от администратора доходов бюджета):

Дт КДБ.1.303.05.830 Кт КДБ.1.205.41.660

Если же за учреждением закреплены отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, отражение в бухгалтерском учете выглядит следующим образом:

    Перечислены денежные средства в доход бюджета:

Дт гКБК.3.304.01.830 Кт КИФ.3.201.11.610

Начислен доход от поступления в бюджет средств, полученных в качестве обеспечения заявки:

Дт КДБ.1.205.41.560 Кт КДБ.1.401.10.140

Отражены расчеты с администратором доходов бюджета, за которым закреплены отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений (на основании извещения по ф. № 0504805):

Дт КДБ.1.304.04.140 Кт КДБ.1.205.41.660

В том случае, когда учреждению переданы полномочия администратора доходов бюджета:

    Перечислены денежные средства в доход бюджета:

Дт гКБК.3.304.01.830 Кт КИФ.3.201.11.610

Начислен доход от поступления в бюджет средств, полученных в качестве обеспечения заявки:

Дт КДБ.1.205.41.560 Кт КДБ.1.401.10.140

Зачислены средства в доход бюджета:

Дт КДБ.1.210.02.140 Кт КДБ.1.205.41.660

Важно: порядок отражения в учете данных операций для учреждений, за которыми не закреплены отдельные полномочия администратора, в Инструкции № 162н не определен. Поэтому рекомендуется согласовать приведенные проводки с ГРБС (финансовым органом, Казначейством России).

Автор: Анастасия Ващенко,
главный бухгалтер-консультант Линии консультаций ГК «ГЭНДАЛЬФ»

Источник



Средства во временном распоряжении

Инструкция по бюджетному учету содержит некоторые типовые операции по учету средств во временном распоряжении. Однако в жизни все несколько сложнее, могут возникнуть не прописанные в законодательстве ситуации. О решении этой проблемы и пойдет речь в данной статье.

Деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении, — это деятельность, связанная с получением средств и их возвратом владельцу или перечислением в доход бюджета. Пример тому — обязанность органов предварительного следствия и дознания по хранению средств, изъятых в ходе дознания, предварительного следствия и не являющихся вещественными доказательствами, при наложении ареста на имущество обвиняемого (подозреваемого), на которые может быть обращено взыскание в целях возмещения причиненного материального ущерба или исполнения приговора в части конфискации имущества. Это же относится к средствам, полученным на ответственное хранение, к получению заказчиком в залог денежных средств в размере обеспечения исполнения контракта и т. д. Указанные денежные средства при наступлении определенных условий подлежат возврату владельцу или передаче по назначению в установленном порядке.

Типовые записи

Деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении, обозначается кодом «3».
Для учета денежных средств в валюте РФ и в иностранной валюте, поступивших во временное распоряжение учреждения, применяют счет 3 201 02 000 «Денежные средства учреждения, полученные во временное распоряжение» (п. 100 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной 30 декабря 2008 г. N 148н, далее — Инструкция N 148н).

Учет операций по движению денежных средств на счете ведется в Журнале операций с безналичными денежными средствами (ф. N 0504071) на основании документов, приложенных к выпискам со счетов.

В заголовочной части данного документа в обязательном порядке должны быть указаны:

  • дата (за месяц);
  • наименование учреждения и код по ОКПО, структурного подразделения;
  • единица измерения (ОКЕИ или ОКВ).

В содержательной части указываются:

  • дата, номер и наименование документа (выписка органа казначейства, банка);
  • наименование показателя (для сумм в иностранной валюте приводится запись «отражается в рублевом эквиваленте»);
  • номер счета бюджетного учета по дебету и по кредиту;
  • сумма;
  • итоговые суммы по дебету и кредиту счетов бюджетного учета с входящими и исходящими остатками;
  • количество приложений.

Оформляющая часть ф. N 0504071 должна содержать подписи, расшифровки подписей главного бухгалтера и исполнителя (с указанием должности) и дату.
Суммы, поступившие во временное распоряжение учреждения и подлежащие при наступлении определенных условий возврату или перечислению по назначению, отражают на счете 3 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение». Аналитический учет средств, поступивших во временное распоряжение учреждения, ведется на Многографной карточке по каждому получателю в разрезе видов поступлений и направлений использования средств (п. 207 Инструкции N 148н).
В соответствии с приложением 1 к Инструкции N 148н в учете операции со средствами во временном распоряжении оформляются следующими типовыми корреспонденциями.

ДЕБЕТ КИФ 3 201 02 510
«Поступления денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение»
КРЕДИТ гКБК 3 304 01 730
«Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»

— поступление средств во временное распоряжение учреждения на лицевой (расчетный) счет;

ДЕБЕТ КИФ 3 201 04 510
«Поступления в кассу»
КРЕДИТ гКБК 3 304 01 730
«Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»

— поступление средств во временное распоряжение учреждения в кассу учреждения;

ДЕБЕТ гКБК 3 304 01 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»
КРЕДИТ КИФ 3 201 02 610
«Выбытия денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение»

— возврат средств, поступивших во временное распоряжение владельцу, или передача по назначению в установленном порядке с лицевого (расчетного) счета;

ДЕБЕТ гКБК 3 304 01 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»
КРЕДИТ КИФ 3 201 04 610
«Выбытия из кассы»

— возврат средств, поступивших во временное распоряжение владельцу, или передача по назначению в установленном порядке из кассы учреждения;

Читайте также:  Макет как средство наглядности

ДЕБЕТ гКБК 3 210 03 560
«Увеличение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств»
КРЕДИТ КИФ 3 201 02 610
«Выбытия денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение»

— перечисление денежных средств, находящихся во временном распоряжении, на счет для выплаты наличных денежных средств получателям бюджетных средств;

ДЕБЕТ КИФ 3 201 04 510
«Поступления в кассу»
КРЕДИТ гКБК 3 210 03 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств»

— получение наличных денежных средств в кассу учреждения;

ДЕБЕТ гКБК 3 210 03 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств»
КРЕДИТ КИФ 3 201 04 610
«Выбытия из кассы»

— отражена сдача наличных денежных средств на основании расходного кассового ордера, квитанции к объявлению на взнос наличными;

ДЕБЕТ КИФ 3 201 02 510
«Поступления денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение»
КРЕДИТ гКБК 3 210 03 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств»

— возврат средств, находящихся во временном распоряжении, со счета для выплаты наличных денежных средств получателям бюджетных средств.

Перечисление в бюджет

Особого внимания заслуживает ситуация, когда денежные средства, полученные во временное распоряжение, подлежат перечислению в доход бюджета, а не обратно их владельцу. К примеру, если победитель (участник) аукциона отказывается заключать госконтракт, денежные средства, внесенные им в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, не возвращаются (п. 2 ст. 38 Закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», далее — Закон N 94-ФЗ). Не возвращаются они в и других случаях, когда победитель (участник) аукциона признается уклонившимся от заключения контракта.

Это происходит, если:

  • победитель аукциона или участник аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, в срок, предусмотренный документацией об аукционе, не представил заказчику подписанный контракт, переданный ему в соответствии с частью 7 статьи 37 Закона N 94-ФЗ или частью 2 этой статьи, а также обеспечение исполнения контракта в случае, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта;
  • аукцион проводился в соответствии с пунктом 6.1 статьи 37 Закона N 94-ФЗ (если при проведении аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по открытию и ведению банковских счетов, осуществлению расчетов по этим счетам цена контракта снижена до нуля, аукцион проводится на продажу права заключить государственный или муниципальный контракт. В этом случае победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее высокую цену права заключить государственный или муниципальный контракт), и победитель (участник) аукциона не оплатил в установленный срок цену права на заключение контракта.

В указанных случаях счета с кодом «3» закрываются, а перечисление денежных средств отражается по коду «1» — бюджетная деятельность.

Пример 1
Участники аукциона внесли в качестве обеспечения исполнения контракта залоговые суммы по 20 000 руб. безналичным путем. Победитель торгов (участник А) признан уклонившимся от заключения контракта, поэтому контракт был заключен с участником, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта (участник Б). Залог участника А был перечислен в доход бюджета, а залог участника Б возвращен ему в течение трех дней после заключения контракта.

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:

ДЕБЕТ 3 201 02 510
«Поступления денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение»
КРЕДИТ 3 304 01 730
«Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»

— 20 000 руб. — зачислены денежные средства на счет по учету средств во временном распоряжении от участника А;

ДЕБЕТ 3 201 02 510
«Поступления денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение»
КРЕДИТ 3 304 01 730
«Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»

— 20 000 руб. — зачислены денежные средства на счет по учету средств во временном распоряжении от участника Б;

ДЕБЕТ 3 304 01 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»
КРЕДИТ 3 201 02 610
«Выбытия денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение»

— 20 000 руб. — возвращена залоговая сумма участнику Б;

ДЕБЕТ 1 205 10 560
«Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»
КРЕДИТ 1 401 01 180
«Прочие доходы»

— 20 000 руб. — начислен доход, подлежащий перечислению в бюджет (на сумму залоговых платежей участника А);

ДЕБЕТ 3 304 01 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»
КРЕДИТ 3 201 02 610

«Выбытия денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение»
— 20 000 руб. — списана залоговая сумма участника А;

ДЕБЕТ 1 210 02 180
«Расчеты с финансовыми органами по поступившим в бюджет прочим доходам»
КРЕДИТ 1 205 10 560

«Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»
— 20 000 руб. — отражена сумма средств, поступивших в доход бюджета.

Учреждения соцзащиты

Бухгалтерам учреждений социальной реабилитации, обслуживания инвалидов будет интересен такой момент: как отражать операции по приобретению и передаче продуктов и материальных ценностей обслуживающимся в учреждении людям, приобретенным за их счет? Следует ли применять счета 0 105 00 000 «Материальные запасы», 0 101 00 000 «Основные средства», 0 102 00 000 «Нематериальные активы» или все пропускать через счета со средствами во временном распоряжении?
Продукты, приобретенные работниками соцзащиты за счет средств физических лиц, не могут использоваться в деятельности учреждения. Поэтому применять счета нефинансовых активов в этом случае нельзя.

Читайте также:  Как использовать средство для биотуалетов

Пример 2
Работнику стационарного учреждения реабилитации инвалидов со счета со средствами во временном распоряжении выданы деньги на приобретение средств гигиены для клиента в размере 600 руб. Остаток денежных средств в сумме 200 руб. возвращен в кассу учреждения.
В бухгалтерском учете стационара должны быть сделаны следующие проводки (записи делают после того, как в учете будут отражены вышеперечисленные записи по зачислению средств на счет по учету денежных средств во временном распоряжении).

ДЕБЕТ 3 210 03 560
«Увеличение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств»
КРЕДИТ 3 201 02 610
«Выбытия денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение»

— 600 руб. — отражено списание денежных средств со счета;

ДЕБЕТ 3 201 04 510
«Поступления в кассу»
КРЕДИТ 3 210 03 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств»

— 600 руб. — поступили наличные денежные средства в кассу со счета по учету средств во временном распоряжении;

ДЕБЕТ 3 304 01 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»
КРЕДИТ 3 201 04 610
«Выбытия из кассы»

— 600 руб. — выданы денежные средства пациента из кассы по доверенности от него работнику учреждения на приобретение предметов гигиены;

ДЕБЕТ 3 201 04 510
«Поступления в кассу»
КРЕДИТ 3 304 01 730
«Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»

— 200 руб. — возвращен остаток неиспользованных денежных средств в кассу.

Далее следует сделать записи по перечислению денежных средств на счет по учету средств во временном распоряжении:

ДЕБЕТ 3 210 03 560
«Увеличение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств»
КРЕДИТ 3 201 04 610
«Выбытия из кассы»

— 200 руб. — денежные средства пациента списаны из кассы;

ДЕБЕТ 3 201 02 510
«Поступление денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение»
КРЕДИТ 3 210 03 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств»

— 200 руб. — деньги пациента зачислены на счет по учету средств во временном распоряжении.

Отчетность

Бюджетная отчетность получателей бюджетных средств составляется в порядке, предусмотренном разделом II Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной приказом Минфина России от 13 ноября 2008 г. N 128н (далее — Инструкция 128н).
Учреждения составляют и представляют годовую, квартальную и месячную отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по формам согласно приложению к настоящей Инструкции (п. 1 раздела I Инструкции N 128н). Кроме того, дополнительные формы бюджетной отчетности для их представления в составе месячной, квартальной, годовой бюджетной отчетностей могут быть установлены главным распорядителем бюджетных средств для подведомственных ему распорядителей, получателей бюджетных средств (п. 5 Инструкции N 128н).

Показатели, сформированные по данным счетов 3 201 02 000 «Денежные средства учреждения, полученные во временное распоряжение» и 3 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение», должны быть отражены в следующих отчетных формах:

  • баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма 0503130);
  • отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121). В графе 6 данного документа отражают показатели деятельности учреждения со средствами, полученными во временное распоряжение, в том числе:
    • по строке 411 — сумма по данным счета увеличений 3 201 02 510«Поступления денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение»;
    • по строке 412 — сумма по данным счета уменьшений 3 201 02 610«Выбытие средств учреждения, полученных во временное распоряжение»;
    • по строке 541 — сумма по данным счета увеличений 3 304 01 730«Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»;
    • по строке 542 — сумма по данным счета уменьшений 3 304 01 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»;
  • показатели деятельности учреждения со средствами, полученными во временное распоряжение, могут быть отражены в приложениях к Пояснительной записке (ф. 050160);
  • сведения об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств (ф. 0503178) заполняются, в том числе, и на основании учетных данных по счету 3 201 02 000«Денежные средства учреждения, полученные во временное распоряжение».

Внимание! Поступления, зачисленные на счет, открытый органу Федерального казначейства на балансовом счете N 40302 «Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений», в случае отсутствия возможности определения лицевого счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение федерального учреждения, отражаются на лицевом счете для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение учреждения, открытом органу Федерального казначейства, без указания кода бюджетной классификации Российской Федерации (письмо Федерального казначейства от 20 февраля 2009 г. N 42-7.4-05/5.3-100). Данные поступления подлежат уточнению получателем средств федерального бюджета в течение 10 рабочих дней. Если в течение данного периода предполагаемый получатель указанных средств не представил в письменном виде в орган Федерального казначейства уточняющую информацию, последний на основании оформленной им Заявки на возврат возвращает плательщику указанные средства со счета N 40302.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Источник