Меню

Ресурсы вуза как средство

Ресурсы вуза как средство

Одним из факторов эффективности вуза является привлекательность учебного заведения для иностранных студентов. Для региональных вузов определено пороговое значение — 0,7%. В расчет включены только бакалавры и магистры очной формы обучения [1]. Для достижения необходимого количества иностранцев международная служба вуза должна проводить маркетинговые исследования и проанализировать:

1) факторы, влияющие на привлечение иностранных студентов;

2) условия, облегчающие адаптацию иностранных студентов в принимающем вузе;

3) востребованность выпускников данного вуза на рынке труда.

При выборе страны обучения и вуза иностранные граждане используют разные источники информации, среди которых: рекрутинговые агентства, советы знакомых, общение в интернет-сообществах. В настоящее время иностранные абитуриенты пытаются узнать всю интересующую их информацию о вузе, в котором они планируют учиться, на официальном сайте учебного заведения. Нужно отметить, что сайты российских вузов ориентированы на соотечественников, а разделы для иностранных абитуриентов часто отсутствуют или малоинформативны [2]. Потенциального студента интересует очень многое: от перечня образовательных программ и цены за обучение до климатических условий и особенностей национальной кухни. Учитывая то, что большинство иностранных абитуриентов не владеют русским языком на требуемом для обучения уровне, а интернет-переводчики еще несовершенны, иностранцу сложно найти интересующую его информацию [3]. Проблему можно было бы решить, если бы на сайте вуза был выделен раздел, предназначенный для иностранных абитуриентов. Необходимо предусмотреть возможность перевода информации на языки-посредники (английский, французский, испанский), осветить вопросы по условиям прибытия, проживания, обучения [4].

Цель проведенного исследования: проанализировать сайты вузов и выявить тематику разделов, предназначенных для иностранных студентов; выявить основные вопросы, интересующие иностранных граждан при выборе вуза для обучения, ранжировать приоритеты выбора, проработать содержание страницы сайта.

Материалы и методы исследования

Были проанализированы сайты вузов, вошедших в проект 5-100, это группа российских университетов, получивших государственную поддержку с целью улучшения своих позиций на глобальном мировом рынке образовательных услуг. Эти вузы вырабатывают собственные стратегии по привлечению иностранных студентов.

Наиболее интересным, на наш взгляд, является сайт Томского государственного университета. Однако, несмотря на большое количество иностранных студентов, обучающихся в ТГУ, подготовительный факультет для иностранных граждан среди подразделений университета не представлен. Хорошо сделана образовательная среда вуза на платформе MOODLE. Интересен опыт Томского государственного университета по созданию Открытого образовательного пространства MOOK. Здесь имеются специальные ресурсы для иностранных граждан, например «Зарисовки о Сибири. Город Томск: курс русского языка для иностранцев». Иностранцам на русском языке рассказывают о регионе, городе, вузе.

Среди технических вузов наибольший интерес у нас вызвал сайт Томского политехнического университета. В разделе «Цифровые образовательные технологии» представлены учебные курсы, очень удобная навигация по ресурсам. Имеется специальный раздел для иностранных студентов, причем на английском языке. Удобнее было бы, чтобы можно было выбирать язык для отображения контента на этой странице. В этом разделе имеется множество информации, которая может заинтересовать как потенциальных абитуриентов, так и студентов-иностранцев университета. Имеется возможность задать интересующие иностранцев вопросы.

Процесс обучения студентов-иностранцев может проходить по двум сценариям: иностранные абитуриенты, владеющие языком обучения, сразу поступают в выбранный ими вуз на желаемую программу обучения; а те, кто не владеет языком обучения, поступают на подготовительный факультет для иностранных граждан на годовой, или полуторагодовой курс с целью освоения языка и пропедевтических курсов по выбранному профилю. По окончании подготовительного факультета иностранец имеет право поступить в любой вуз, имеющий аккредитацию для обучения иностранных граждан. Исследование проводилось в Кубанском государственном технологическом университете (КубГТУ). В силу хороших климатических условий наш регион интересен для абитуриентов из стран бывшего СНГ, Азии, Африки, Ближнего Востока. В опросе приняло участие более ста человек. Это слушатели подготовительного факультета для иностранных граждан и студенты-иностранцы 1, 2 курсов. Опрос проводился параллельно с опросом в исследовании формирования готовности к применению информационных технологий иностранными гражданами [5]. Основные группы студентов, среди которых был проведен опрос, – это иностранные студенты из стран бывшего СНГ – 40%, Азии – 36%, Ближнего Востока – 10%, Африки – 14%.

Результаты исследования и их обсуждение

Нам удалось выявить наиболее важные вопросы, интересующие иностранных студентов, и сформулировать их в виде факторов, влияющих на выбор вуза обучения. Целью опроса было ранжирование этих факторов по уровню значимости для абитуриентов из разных регионов. Мы попросили респондентов оценить по 10-балльной системе значимость при выборе вуза для обучения информации о каждом из приведенных факторов:

Читайте также:  Какое средство помогает от пыли

1) климат, условия проживания;

2) геополитическая обстановка в регионе и безопасность проживания;

3) стоимость обучения, условия оплаты и возможность получения государственной стипендии;

4) условия получения учебной визы, пакет необходимых документов;

5) программа обучения на подготовительном факультете;

6) форма вступительных испытаний для поступления на подготовительный факультет и 1 курс;

7) обучаются ли в вузе студенты-соотечественники;

8) возможность совмещения учебы с подработкой;

9) основные образовательные программы бакалавриата и магистратуры, а также востребованность выпускников вуза на рынке труда;

10) профессорско-преподавательский состав вуза; соотношение профессоров, доцентов и иностранных преподавателей;

11) наличие учебных программ на английском языке;

12) материально-техническая база, наличие современных лабораторий, компьютерных классов, библиотек.

Результаты опроса были обработаны, подсчитаны средние значения по регионам и округлены до ближайших целых.

Полученные данные представлены в таблице.

Данные опроса иностранных студентов о значимости факторов, определяющих выбор вуза для обучения

определяющие выбор иностранцами вуза для обучения

Источник

Эффективное управление ресурсами вуза

ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ ВУЗА [Электронный ресурс] / Ю.М. Соломенцев, БМ. Позднеев, А.В. Солдатов; Московский государственный технологический университет «Станкин» // /articles/2003/18/index.htm

Эффективное управление ресурсами является одним из условий обеспечения конкурентоспособности вуза в условиях рыночной экономики. Эта задача тесно связана с обеспечением качества в основных сферах деятельности вуза: образовательной, научно-исследовательской, производственной. При этом эффективное управление ресурсами (финансовыми, человеческими, информационными, материально-техни­ческими и др.) и менеджмент качества должны основываться на современной корпоративной информационно-управляющей системе вуза.

В докладе предлагается системный подход к обеспечению качества и управлению ресурсами вуза в сфере образовательной деятельности на основе требований стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000:2001 и принципов процессного подхода. Разработана декомпозиция процессов жизненного цикла в сфере образовательной деятельности и структурированы необходимые ресурсы для их эффективной реализации. Предложена модель эффективного управления ресурсами.

Представленные результаты получены в рамках проекта «Совершенствование системы административно-финансового планирования и активного управления качеством подготовки специалистов для обеспечения конкурентоспособности вуза в условиях российской экономической реформы», выполняемого МГТУ «Станкин» по договору субзайма с НФПК и МБРР.

Система управления качеством и ресурсами должна быть реализована на основе требований международных стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000:2001 и, в первую очередь, следующих основополагающих принципов:

ориентация на потребителя;

системный подход к менеджменту;

постоянное улучшение деятельности;

принятие решений, основанное на фактах;

взаимовыгодные отношения с поставщиками.

В соответствии с принципом процессного подхода по ГОСТ Р ИСО 9000:2001 «желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом» Под процессом понимается «любая деятельность, или комплекс деятельности, в которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы» .

Разработанная модель системного управления университетом основана на процессном подходе. При этом процессы рассматриваются как совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельности, преобразующей входящие элементы в выходящие. В качестве трех основных видов деятельности университета приняты (рис. 1):

научно-исследовательская (включая опытно-конструкторские работы (ОКР));

Каждый из указанных видов деятельности характеризуется спецификой процесса преобразования входов в выходы. Например, наиболее типичная для университета образовательная деятельность предусматривает: «на входе» – контингент для обучения (абитуриенты), «на выходе» – бакалавры, дипломированные специалисты, магистры.

Рис. 1. Модель системного управления университетом.

Образовательный процесс ориентирован на приобретение каждым конкретным студентом знаний, умений и навыков, определенных требованиями Государственных образовательных стандартов (ГОСов) по соответствующим направлениям и специальностям. Таким образом, продукция образовательной деятельности (по ГОСТ Р ИСО 9000:2001 «продукция – результат процесса» – бакалавры, дипломированные специалисты, магистры с наборами знаний, умений и навыков, определенных требованиями ГОСов по соответствующим направлениям и специальностям.

Основными процессами жизненного цикла продукции в сфере образовательной деятельности вуза с учетом ГОСТ Р ИСО 9001:2001 [2] являются:

планирование процессов образовательной деятельности;

процессы, связанные с потребителями продукции образовательной деятельности;

разработка учебной и учебно-методической документации;

контроль успеваемости студентов и качества учебного процесса.

На рис. 2, 3 и 4 представлены фрагменты разработанных в BPwin на основе стандарта моделирования бизнес-процессов IDEF0 функциональные модели основных процессов жизненного цикла в сфере образовательной деятельности вуза.

Рис. 2. Функциональная модель образовательной деятельности вуза (А–0)

Под эффективностью, по ГОСТ Р ИСО 9000:2001, понимается «связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами». Исходя из этого основной целевой функцией эффективного управления образовательной деятельностью является определение реальной потребности в специалистах и распределение ресурсов, необходимых для осуществления образовательного процесса с учетом конечных требований к качеству (ГОСов), нормативно-правовых и нормативно-технических документов.

Читайте также:  Классификация средств индивидуальной защиты населения их применения

Рис. 3. Функциональная модель процессов жизненного цикла
в сфере образовательной деятельности (А0)

В общем случае, результат образовательной деятельности может определяться с помощью разных моделей:

1. Финансовая модель – результат как поступление денежных средств;

2. Качество как уровень подготовки выпускников (либо количество выпускников, отвечающих некоторым заданным критериям качества – наличию конкретных знаний, умений, навыков);

3. Качество как степень полезности выпускников для общества и народного хозяйства страны (работающих по специальности или использующих в какой-либо мере полученные в процессе обучения знания, умения и навыки).

Один из основополагающих принципов деятельности организации по ГОСТ Р ИСО 9000:2001 – ориентация на потребителя («организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания»)– наиболее близок к последней модели.

В соответствии с ГОСТ Р ИСО 9004:2001 к ресурсам можно отнести «работников, инфраструктуру, производственную среду, информацию, поставщиков и партнеров, природные и финансовые ресурсы»

Ресурсами вуза в сфере образовательной деятельности выступают (рис.2):

профессорско-преподавательский состав (ППС),

учебно-вспомогательный персонал (УВП),

материально-технические (лабораторный и аудиторный фонды, оборудование, техника, приборы, канцтовары, бумага и т.д.),

интеллектуальные (учебно-методическое обеспечение),

Результат образовательной деятельности и используемые для его достижения ресурсы напрямую зависят от применяемых в процессе обучения технологий обучения.

Целевой функцией эффективного управления вузом является максимизация эффективности процессов при условии комплексного соблюдения требований ГОСТ Р ИСО 9000:2001 применительно к образовательной деятельности и полноценного ресурсного обеспечения процессов жизненного цикла. Управляемыми параметрами в данной задаче оптимизации являются технологии обучения и ресурсы. Технологии определяют требования к планированию и осуществлению процессов жизненного цикла, системе контроля результатов и процессов, а также к используемым в процессах жизненного цикла ресурсам. От качества и количества используемых в процессах ресурсов зависит качество результатов процессов жизненного цикла и, в конечном счете, качество знаний, умений и навыков бакалавров, дипломированных специалистов и магистров.

В основе модели эффективного управления ресурсами лежит процессная модель обучения на операционном уровне с временной привязкой ресурсов в соответствии с технологиями обучения, определенными в учебно-методической документации, и расписанием занятий.

Данная постановка задачи управления процессами жизненного цикла в сфере образовательной деятельности позволит комплексно оценивать эффективность технологий традиционного и открытого образования и системно использовать эти технологии в учебном процессе.

Источник



Ресурсы вуза как средство

В условиях вступления России в ВТО, глобализации, модернизации системы образования и других значимых внешних факторов вузы вынуждены корректировать стратегию, которая в условиях усложняющегося окружения и глобальной конкуренции становится жизненно необходимым инструментом. Реализация стратегии, наряду с поддержанием регулярной деятельности, требуют качественного ресурсного обеспечения.

Одним из важных факторов изменения внешней среды является сокращение практически по всем видам ресурсов: снижение количества абитуриентов; старение ППС; сокращение финансирования. Всё это приводит к конкуренции за ограниченные ресурсы и необходимости разработки более эффективных методов управления вузом. В основе устойчивых конкурентных преимуществ современного вуза лежат взаимоотношения с заинтересованными сторонами, обеспечивающие доступ к лучшим ресурсам.

Под ресурсным обеспечением вуза понимается процесс приобретения, пополнения, совершенствования, распределения ресурсов, а также процессы планирования, контроля и мониторинга направленные на эффективное и рациональное использование имеющихся ресурсов.

Приобретение, пополнение и совершенствование материальных, информационных и трудовых ресурсов происходит через закупочную деятельность вуза.

Так как система государственных закупок в России является молодой и в отечественной экономической науке и практике не решен целый ряд проблем организационного обеспечения закупок для нужд вуза, то реализуемая сегодня система закупок в вузах носит процедурный и фрагментарный характер. Всё это препятствует её эффективному управлению и, как следствие, приводит к неэффективному ресурсному обеспечению деятельности и реализации стратегии вуза.

Вопросам стратегического управления в вузах посвящены работы многих известных отечественных авторов: Б.Л. Агранович, А.Е Балабанов, В.А. Катькало, Е.А. Князев, А.К. Клюев, Г.И. Лазарев, Г.И. Мальцева, В.М. Филиппов. Для формирования эффективной стратегии вуза ряд авторов Л.Д. Маслова, Е.Б. Гаффорова, Т.А. Салимова, Н.Ш. Ватолкина, Е.Р. Борисова К.С., Солодухин, М.С. Рахманова предлагают использовать требования заинтересованных сторон. В то же время взаимосвязь ресурсного обеспечения и стратегии в работах зачастую не прослеживается. Также недостаточно исследована необходимость согласования процессного и проектного подходов в части ресурсного обеспечения.

Ресурсным обеспечением вузов занимались Ю.С. Васильев, В.В. Глухов, А.М. Гринь, М.А. Солдатова, М.А. Французова, М.П.Федоров, Гареева Э.Р., Кизиль, Копылова, Харин, Карапетян. Все они уделяли внимание классификации, перечню ресурсов. Мы обобщили предложения различных авторов и используем следующую классификацию: трудовые, материальные, финансовые, информационные.

Читайте также:  Как часто менять дез средство

Вопросы классификации важные, но при этом ранжирование ресурсов по степени значимости авторы не рассматривают. В результате, закупки осуществляются по принципу минимальных затрат, не согласуются с приоритетами вуза, не обеспечивают реализацию стратегии. Мы предлагаем согласованный подход – от разработки стратегии и определения приоритетных направлений – к управлению ресурсным обеспечением вуза, с учетом этих приоритетов. Стратегическое планирование осуществляется на основе определенного алгоритма. Мы предлагаем следующий [2]:

  1. Анализ дальнего окружения.
  2. Анализ ближнего окружения.
  3. Анализ внутренней среды.
  4. Анализ проблем.
  5. SWOT-анализ.
  6. Разработка портфельной стратегии.
  7. Разработка стратегической карты и системы показателей.
  8. Ранжирование проектов.
  9. Разработка дорожной карты.
  10. Планирование проектов.

Любой проект требует определенных ресурсов. Кроме того, ресурсы нужны для обеспечения текущей, процессной деятельности. И те и другие ресурсы подлежат одинаковой классификации и реализуются в ходе закупок. Для совершенствования управления закупками в вузе предлагается перейти к процессному управлению, т.е. рассматривать закупки как процесс. В закупках для нужд вуза участвуют все структурные подразделения одни как составители заявок на приобретение товаров, работ и услуг, другие как исполнители. Закупки для нужд вуза необходимо проводить в соответствии с процедурами, установленными законодательством РФ в рамках выделенных Министерством образования и науки РФ субсидий на выполнение государственного задания. При проведении закупок необходимо учитывать требования структурных подразделений вуза, государства и Министерства образования и науки РФ, поэтому при построении модели «как должно быть» процесса закупок для нужд вуза и разработки системы целевых показателей для оценки результативности и его мониторинга предлагается учитывать требования заинтересованных сторон.

Для определения перечня заинтересованных сторон, влияющих на стратегию, а также на процесс закупок для нужд вуза мы предлагаем использовать методологию IDEF0 (рисунок 1) [4]. Входы, выходы, управляющие воздействия, механизмы предлагаем рассматривать как заинтересованные стороны.

Рис. 1. Определение заинтересованных сторон процесса закупок

При определении степени влияния заинтересованных сторон на процесс мы воспользовались правилом «северо-востока» [2]. Следуя этому правилу, заинтересованные стороны (ЗС), оказывающие управляющие воздействия и являющиеся выходом процесса, имеют максимальную степень влияния, так как напрямую влияют на постановку цели, а ЗС, которые являются входом для процесса и механизмом его реализации, имеют минимальную степень влияния, так как влияют на достижение цели [4].

Мы предлагаем алгоритм разработки системы целевых показателей процесса, в котором цели процесса формируются на основе требований ЗС (рис. 2).

Рис. 2. Алгоритм разработки совокупности показателей процесса

Алгоритм состоит из 9 шагов. На первом шаге определяются ЗС процесса. Ранжирование степени влияния ЗС (шаг 2) необходимо для устранения взаимоисключающих требований. Требования ЗС с более высокой степенью влияния «перекрывают» требования заинтересованных сторон с меньшей степенью влияния (шаги 3, 4). Если степень влияния ЗС меньше трёх, можно пренебречь её требованиями в данном конкретном случае. Требования наиболее влиятельных ЗС переводятся в цели объекта без искажения (шаг 5) при условии, что есть конкретные участники процесса, непосредственно влияющие на достижение этой цели. На данном этапе необходимо учитывать уровень развития внутренней среды, интересы самого процесса и его возможности по реализации требований ЗС. Для каждой цели определяются показатели, характеризующие достижение цели (шаг 6) [3].

Для назначения ответственных за достижение целевых значений показателей (8 шаг) и формирования системы показателей для каждого подпроцесса первого уровня (9 шаг) мы предлагаем провести организационное моделирование процесса закупок для нужд вуза (шаг 7.1). После организационного моделирования мы получаем функционал сотрудников и систему процессных показателей, с помощью которых оценивается выполнение должностных обязанностей (вовремя и качественно). На шаге 7.2 формируются результатные показатели. В результате мы получили перечень ЗС, степень их влияния на процесс, выявили и систематизировали показатели процесса (систематизировали по процессам первого уровня).

Проекты по реализации стратегии, а также процессы, обеспечивающие регулярную деятельность, требуют ресурсного обеспечения, которое проводится на основе закупок.

Для принятия решения о включении заявки в план закупок на следующий год мы предлагаем воспользоваться алгоритмом, представленным на рис.2, и методом ранжирования заявок на приобретение товаров, работ и услуг на основе степени влияния предполагаемой закупки (определенного ресурса) на требования ЗС (табл. 1).

Таблица 1. Определение веса заявки для включения её в план закупок (ранжирование заявок)

Источник