Меню

Развитие мелкой моторики как средство развития речи в раннем возрасте

Опыт работы «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Екатерина Агапова
Опыт работы «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Введение

«Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».

В. А. Сухомлинский

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передавать. Мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна и поэтому очень важно уже с самого раннего возраста её, развивать. Наряду с развитием мелкой моторики развивается память, внимание, а также словарный запас малыша. Известно, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Главная причина этой проблемы — общее моторное отставание и снижение уровня развития кистевой моторики рук. Специалисты считают, что в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики рук, т. к. сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. Так, на основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Таким образом, одним, из наиболее эффективных средств речевого развития детей служит развитие мелкой моторики.

Обычно у ребенка, имеющего высокий уровень речевого развития, сформированы и навыки мелкой моторики. Это доказано исследованиями физиолога М. И. Кольцовой, которая установила, что сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для формирования речи.

Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования А. А. Сеченова, В. П. Павлова, А. А. Ухтомского, В. П. Бехтерева показали исключительную роль движений двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления детей.

Многие современные исследователи также придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук для речевого развития ребенка. А также предлагают ряд практических упражнений на развитие пальчиковой моторики, описывают пальчиковые игры, физкультминутки, игры-сказки, связанные с развитием мелкой моторики (М. Я. Аксенова, О. С. Бот, Л. С. Рузина, В. Кудрявцева, И. Ф. Марковская, Т. А. Ткаченко и другие).

Из этого следует следующий вывод: развитие речи ребёнка и развитие мелкой моторики — два взаимосвязанных неразрывных процесса.

Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями: держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Неуклюжесть пальчиков «говорит» о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита.

Параллельно с развитием моторики развиваются и все виды восприятия, например зрение, осязание, чувство мускулов и суставов. Это является условием того, что ребенок будет в состоянии понять, что находится у него в руках. Навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Они помогают ребенку самостоятельно обслуживать себя.

Навыки тонкой моторики помогают ребенку выразить себя через творчество – игру, пластику, способствуют повышению самооценки ребенка. Они облегчают ему участие в играх и (в школьном возрасте) в работе, т. е. дают

возможность приобрести социальный опыт, умения смотреть, хватать, класть и ставить предмет в нужное место, манипулировать предметами, рисовать, обращаться с книгой; подбирать, сортировать и отбирать; формируют представление о неизменности существования предметов.

Актуальность проблемы

Развитие речи ребенка посредством развития мелкой моторики рук мне показалась значимой и актуальной в работе воспитателя, поэтому я подробно занялась ее изучением и внедрила в свою работу с детьми младшего дошкольного возраста.

В младшую группу приходят “домашние” дети, у многих из них не сформированы навыки самообслуживания. Наблюдая за детьми своей группы, мной было замечено, что, у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук: одни не могли правильно держать ложку и карандаш, другие — собрать конструктор и мелкие игрушки в контейнер, третьи — застегивать-расстегивать застежки-молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах и шнурках.

Вместе с этим, я могу отметить, что у детей также довольно часто наблюдается задержка в речевом развитии, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха.

В чем причины задержки речи? Считается, что главное от чего зависит речь, — это степень речевого общения детей с окружающими людьми: родители обычно получают совет – больше разговаривайте с ребенком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами. Наблюдения показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Анализируя психолого-педагогическую литературу я поддерживаю мнение ученых и опираясь на свои собственные наблюдения, что мелкая моторика способна улучшить произношение ребенка, а, следовательно, и развить речь.

В своей работе я определила цель и задачи:

Цель:

— Развивать речевую деятельность детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики.

— активизировать словарь детей посредствам мелкой моторики рук;

— накапливать и обогащать эмоциональный опыт детей в процессе игр на

развитие мелкой моторики.

Развивающие:

— развивать мелкую моторику рук;

— развивать все компоненты устной речи детей при помощи игр на развитие мелкой моторики рук;

— развивать интерес к художественному слову в процессе игр на развитие мелкой моторики рук.

— воспитывать интерес детей к играм и упражнениям на развитие мелкой моторики.

b]Задачи для педагога: [/b]

1. Определить оптимальное время для регулярной работы по развитию мелкой моторики рук в режиме дня в процессе организации совместной деятельности с детьми.

2. Способствовать появлению и повышению интереса детей к играм и упражнениям на развитие мелкой моторики.

3. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

4. Организовать соответствующую предметно-развивающую среду в группе для стимулирования самостоятельной деятельности детей.

5. Привлечь родителей воспитанников к сотрудничеству в развитии мелкой моторики рук.

Основываясь на основные концепции дошкольного воспитания, в работе по развитию мелкой моторики я придерживаюсь некоторых правил:

• подбираю задания с учетом их постепенно возрастающей сложности;

• учитываю индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности;

• работу провожу регулярно, систематически;

• соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка;

• в процессе обучения и развития формирую у детей положительную мотивацию посредством создания ситуаций успеха;

• работу по развитию тонкой моторики провожу в системе различных видов занятий, индивидуальной работы, в виде рекомендаций родителям, а главное — начиная с раннего возраста ребенка: с первых дней посещения детского сада.

Опыт работы «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук».

Маленький ребёнок. … Как он познаёт окружающий мир? Каждый из нас был маленьким и уже, наверное, забыл, как хотелось потрогать всё новое, прикоснуться, облизать, прикусить – то есть изучить предмет со всех сторон.

В своей работе я постаралась раскрыть взаимосвязь развития речи детей младшего возраста с развитием мелкой моторики. Для этого мною проводилась индивидуальная диагностика каждого ребёнка. Детям предлагались различные задания сначала по мелкой моторике пальцев рук, а затем по развитию речи. На основе проведённых наблюдений и обследований, у детей младшего возраста была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Диагностика речевого развития показала, что 60% воспитанников моей группы имеют средний уровень сформированности речи, 40% — низкий. На основе полученных данных была спроектирована работа по развитию речи детей младшего возраста посредством развития мелкой моторики, так как речь ребенка и мелкая моторика тесно взаимосвязаны.

Работу построила по следующим направлениям:

1. Организация совместной деятельности взрослого с детьми (в непосредственно образовательной деятельности, в ходе режимных моментов).

Читайте также:  Дезинфицирующие средства в виде геля

2. Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

3. Организация взаимодействия с семьями воспитанников.

Для реализации поставленных задач

Наметила следующий план работы:

1. Изучить необходимую литературу.

b]2. Подобрать и изготовить практический материал по данной теме. [/b]

b]3. Организовать развивающую среду в группе. [/b]

4. Разработала перспективный план по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

b]5. Провести работу с детьми по развитию речи посредством развития мелкой моторики рук. [/b]

В своей педагогической работе я использую следующие виды упражнений и тренировок на развитие мелкой моторики у детей:

— Пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры.

Пальчиковые игры дают возможность развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.

— Составление фигур из счетных палочек.

В работе с дошкольниками я использую счетные палочки. Развивают ручную умелость, ловкость, координацию, речь, мышление, воображение, сообразительность; позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, помогут детям овладеть конструктивными навыками. В процессе выполнения задания необходимо объяснять ребенку, как называется та или иная фигура, как ее сложить.

— Использование прищепок.

Прищепки – прекрасный способ тренировать щипковый захват у детей. Кроме того, система заданий, направленная на развитие речи, делает упражнения с прищепками интересными, познавательными. Необходимо иметь 50 – 70 прищепок разного цвета, фигуры из картона (желтый круг – солнышко, коричневая полоска – земля); фигура ежика (без иголок, дерево без листьев). На этом этапе работы ребенок прикрепляет прищепки к одной из фигур для получения образа.

— Использование сухого бассейна.

Сухой бассейн представляет собой пластиковую коробку, наполненную крупой. Разработаны задания, позволяющие развивать мелкую моторику рук в форме игры и попутно развивать речь детей: Можно рисовать на крупе прямые или извилистые дорожки. Шагать по ней пальчиками. Найти спрятанную игрушку и на ощупь определить, что это.

— Нанизывание.

Величину нанизываемых предметов нужно варьировать в зависимости от возраста ребёнка. Чем он старше, тем успешнее он будет справляться с более мелкими деталями. Материал для нанизывания используется самый разнообразный: пуговицы с крупными и мелкими дырочками, макароны, разрезанные на части трубочки для сока. Учу детей брать бусины двумя пальцами или щепотью, другой рукой держать шнурок и продевать его в отверстие бусины. На другом конце шнура можно сделать бант или узел, чтобы бусины не скатывались. В настоящее время в продаже есть разнообразные игрушки, в основу действий с которыми положен принцип нанизывания.

— Шнуровка. Шнуровка – это продергивание шнурка в отверстия. Основа для шнуровки может быть выполнена из разных материалов, в которых сделаны отверстия- дырочки. Кроме этого, основа для шнуровки может быть не плоской, а объемной; яблоки с дырочками, в которые «проползает червячок»; ботинок, который надо зашнуровать; кусок сыра с дырками и др.

— Игра с пазлами.

Пазлы – это картинка, — головоломка, которую надо составить из отдельных кусков.

В таких играх необходимо плотно соединять детали друг с другом, что требует определенного уровня развития ловкости рук. Пазлы бывают разного размера и выполнены из разного материала.

— Вдавливание деталей в пластилин.

Полезно вдавливать различные мелкие детали в слой пластилина для развития силы рук. Это могут быть бусины, детали мозаики, камушки или ракушки. Можно использовать фасоль, горох, семечки подсолнуха.

— Сортировка круп.

Детям предлагаются перемешанные в одной коробке крупы, и малыш раскладывает их по другим коробочкам, руководствуясь определенным принципом (по размеру, цвету, форме). Необходимо следить, чтобы ребенок брал по одной штучке, захватывая ее щепотью или двумя пальцами.

— Опускание мелких предметов в сосуд с узким горлышком.

Для этого нужно подобрать сосуд с узким горлышком (можно использовать небольшую пластиковую бутылку) и мелкие предметы – это могут быть камешки, фасоль, шарики или бусинки, детали мозаики. Предлагается малышу опускать их в бутылочку. Следите, чтобы ребенок брал по одной детали, обратите его внимание на то, что бутылочку нужно поддерживать второй рукой. По окончании работы детям нравится закрыть бутылку крышкой и погреметь содержимым.

— Использование мозаики.

В своей работе использую разнообразные виды мозаик – с шестигранными пластинками, круглые, напольные.

Предлагайте малышу вставлять детали мозаики сначала в любое отверстие («куда попадет», затем покажите, как можно выложить из мозаики дорожки и столбики. Более сложным заданием станет выполнение изображений – цветы, травка, солнышко, зверушки и др.

— Раскручивание и закручивание крышек.

В таких играх развиваются соотносящие действия рук. Необходимо подобрать разнообразные коробки, банки и бутылки с крышками. Желательно, чтобы принцип закрывания крышек был разным. Сначала можно предложить ребенку открывать коробки и бутылки, затем закрывать (что сложнее). Чтобы малышу было интереснее играть, можно прятать внутрь интересные предметы.

— Функциональные застежки.

Советую начинать с расстегивания пуговиц, кнопок, молний и крючков, навыки очень полезны для развития навыков самообслуживания. Такую работу можно проводить как в ситуациях обучения самообслуживанию, когда малыша учат раздеваться и одеваться, так и в игре, используя специальные дидактические игрушки. Такие игрушки можно купить (куклы, в деталях одежды которых используются разные виды застежек) или изготовить своими силами (например, зайчик, у которого лапки пристегиваются при помощи пуговиц или кнопок).

— Самомассаж.

С помощью массажа развивается ловкость движений пальцев и кистей рук. Возможны движения вперед-назад, в стороны, круговые движения. Для этой цели хорошо использовать шарики Су-Джок они укалывают детские ладошки, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.

— Определи на ощупь.

Детям предлагается определить на ощупь сколько фасоли в мешочках: много, мало, одна, ни одной. При перебирании пальчиками фасоли, у ребенка улучшается микроциркуляция крови; монотонные действия концентрируют внимание, а в целом этот вид деятельности доставляет ребенку положительные эмоции и приятные ощущения.

Методы и приемы.

Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у малышей. Во время проведения дидактических игр и с игрушками использую следующие методы:

Словесный метод.

Словесные обращения воспитателя к детям — объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

Наглядно-действенный метод обучения.

В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.

Практический метод.

Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.

Игровой метод.

Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей раннего возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой. Я часто использую игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:

— различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;

— использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;

— решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.

Дети, особенно в раннем возрасте быстро развиваются, и задача воспитателя заключается в том, чтобы применяемые им методы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.

Приёмы развития мелкой моторики рук.

— Массаж кистей и пальцев рук. (Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти).

— Ежедневные пальчиковые игры (со стихами, скороговорками).

— Работа с предметами и материалом (пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы и др.)

— Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.

— Выкладывание фигур из счетных палочек

— Игры с предметами домашнего обихода.

В своей работе использовала следующие педагогические технологии:

Применяла такие методы как: использование динамических пауз, подвижных и спортивных игр, релаксацию, гимнастики: пальчиковую, дыхательную, бодрящую; интегрированную и комплексную НОД по физической культуре, игровой самомассаж.

С помощью игровых технологий развивала творческие способности детей. В результате систематического использования игровых технологий повысился темп работы в процессе НОД, возросла активность дошкольников.

• Личностно–ориентированные технологии обеспечили комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития детей.

Результатом использования личностно – ориентированных и гуманно- личностных технологий стало обеспечение рационального и эмоционального единства в обучении, что благоприятно отразилось на произвольности мотивации детей.

Взаимодействие с родителями.

Одно из важнейших направлений в моей работе является взаимодействие с семьями воспитанников по данной проблеме. Основная задача, поставленная мной на начальном этапе работы – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к совместной деятельности с детьми. Я использовала наглядные папки-передвижки на темы: «Пальчиковая гимнастика», «Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев», «Полезные советы родителям по пальчиковым играм», «Чтобы чётко говорить надо с пальцами дружить», провела мастер-класс «Играем пальчиками — развиваем речь». Были подготовлены консультации для педагогов и родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в детском саду и семье. Пальчиковые игры и упражнения дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Читайте также:  Что такое средство погрешность

Вовлечение родителей в образовательный процесс, обучать их приёмам взаимодействия с детьми.

b]Результативность работы. [/b]

Работая по данной проблеме с целью развития речи по средствам развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, я добилась определённых результатов. В процессе проведения повторной диагностики прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей.

С высоким уровнем у- 45% воспитанников, средний уровень у — 49% детей, низкий — у 6%.

В ходе проделанной работы по развитию речи посредством развития мелкой моторики дети достигли следующих результатов:

— В процессе самостоятельной деятельности стали чаще употреблять стишки и потешки, заученные во время пальчиковых игр.

— Словарь детей расширился за счет систематических проведений игр в сопровождении стихов и потешек.

— Сформировалось умение называть цвета; употреблять в речи существительные, обозначающие названия игрушек, одежды, обуви, посуды, наименования транспортных средств; глаголы, обозначающие бытовые, игровые действия, а также действия, противоположные по значению; прилагательные, обозначающие цвет, величину предметов.

— Сформировалось умение составлять фразы из трех и более слов; употреблять глаголы в настоящем и прошедшем времени; задавать и отвечать на вопросы.

— Сформировалось умение заменять звукоподражательные слова общеупотребительными.

— В процессе игр на развитие мелкой моторики, дети более эмоционально воспринимают текст стишков и потешек, с радостью играют в данные игры. — Движения рук и пальцев детей стали более четкими. В процессе игр дети более четко и своевременно сопровождают движения рук с текстом.

— Играя в игры на развитие мелкой моторики, дети стремятся к общению со взрослым и сверстниками, активно подражают им в движениях.

Таким образом, результатом моей работы стали следующие показатели:

• У детей сформированы речевые навыки;

• Повысился уровень развития мелкой моторики;

• Дети стали более эмоционально и умственно развиты;

• Пополнилась предметно-развивающая среда;

• Обогатился родительский опыт в воспитании детей.

Заключение.

Таким образом, создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, помогли добиваться поставленной цели.

В результате проделанной работы пришла к выводу, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей младшего возраста способствует развитию речи детей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности». Опыт работы «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Актуальность Развитие связной речи является.

Инновационный опыт работы «Развитие мелкой моторики как один из способов речевого развития детей дошкольного возраста» Инновационный опыт работы «Развитие мелкой моторики как один из способов речевого развития детей дошкольного возраста» О. Л. Чикина, воспитатель.

Опыт работы «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Оглавление 1. Литературный обзор состояния вопроса 1.1. История темы педагогического опыта в педагогике…. 3 1.2. История изучения.

Опыт работы на тему «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Часть 2 3. Педагогический опыт: 3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте. Правильно подобранные.

Опыт работы «Формирование активной речи детей посредством развития мелкой моторики» Раздел I. Информация об опыте 1.1. Условия возникновения и становления опыта. Возникновение опыта связано с тем, что сегодня в обществе.

Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей дошкольного возраста Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей дошкольного возраста «Истоки способностей и дарований детей находятся на.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством работы с крупами «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.

Консультация «Развитие речи младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук» Актуальность Изучая данную тему по самообразованию очевидно, что в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как способ развития интеллекта и речи. Основные понятия Советы для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как способ развития интеллекта и речи. Основные понятия.

Опыт работы «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». «Истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев». В. А. Сухомлинский.

Источник

Проект «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»
проект по развитию речи (младшая группа) на тему

Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. Кольцов отмечал, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы

Скачать:

Вложение Размер
proekt_motorika.odt 50.16 КБ

Предварительный просмотр:

Детско-родительский образовательный проект: «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»

Проблема: Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.

Вид проекта: творческий.

Продолжительность проекта: 1 год.

  1. Воспитатели первой младшей группы.
  2. Дети первой младшей группы.
  3. Родители и другие члены семьи.

Образовательная область: сенсомоторное и речевое развитие детей раннего возраста.

Актуальность разработки и реализации педагогического проекта.

Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. Кольцов отмечал, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Л.С. Выгодский отмечал, что «если ребенок до трех лет по каким-то причинам не усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому». Этим и обусловлен выбор темы моего проекта.

Конечно, развитие мелкой моторики — не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику. Мелкая моторика рук — это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика — движения всей рукой и всем телом.

Мелкую моторику рук развивают:

Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности; Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых); Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать — наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия и т.д.; Рисование карандашом (фломастером, кистью); Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц; Одевание и раздевание игрушек; Лепка из пластилина и теста.

Игры с пальчиками не только эффективно развивают мелкую моторику и речь, но и способствуют радостному общению малыша и его близких . Ведь проведение таких игр, подразумевает теплые нежные прикосновения, поглаживание маленьких пальчиков, щекотание. Такое близкое общение обязательно доставит малышу море положительных эмоций.

Предлагаемый мной проект позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.

Цель проекта : формирование речевой деятельности детей раннего возраста через развитие мелкой моторики.

Объект исследования: процесс формирования речи у детей раннего возраста через развитие мелкой моторики

Предмет исследования: развитие мелкой моторики как средство формирования речи у детей раннего возраста.

Гипотеза: процесс формирования речи у детей раннего возраста будет более эффективен при целенаправленном развитии мелкой моторики.

Задачи для детей:

Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка

Задачи для родителей:
Создавать в семье благоприятные условия для развития речи ребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду.

Задачи для педагога:

  1. Анализ и сбор информации из различных источников.
  2. Разработка перспективного и тематического планирования по проекту.
  3. Создание предметно-развивающей среды.
  4. Мониторинг результатов.
  1. Пополнение предметно-развивающей среды группы.
  2. Развитие мелкой моторики детей раннего возраста.
  3. Формирование речевых навыков у детей раннего возраста.
  4. Интеллектуальное развитие детей.
  5. Обогащение родительского опыта в воспитании детей.

I Подготовительный этап.

  1. Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
  2. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

II Основной этап реализации проекта.

1. Работа с детьми. 2. Взаимодействие с родителями.

— Создание клуба «Мир на кончиках пальцев».
— Один раз в квартал проводится совместное заседание клуба родители и дети.
— Создание информационного пространства (информационный стенд).

III . Заключительный этап .

Диагностика и подведение результатов работы.

Работая с детьми первой младшей группы, хочется отметить, что работа не прошла впустую. Систематически развивая мелкую моторику, как средство формирования речи детей раннего возраста я получила хорошие результаты, а именно:

— дети научились выражать свои мысли словом, стали озвучивать выполняемые действия (это плавный переход от внутренней речи к внешней); — расширился активный словарь, что можно было наблюдать в самостоятельной речи детей; — дети знают и играют в пальчиковые игры; — у детей развиваются мыслительные операции, восприятие, память, внимание, мышление; — в речи детей появились простые предложения.

Динамика обучения показала, что развитие мелкой моторики, как средства формирования речи детей раннего возраста дает положительный результат.

Наша гипотеза подтверждена. Это можно увидеть в диаграмме. Диаграмма показывает, что показатели формирования речи у детей значительно улучшились по сравнению с началом обучения.

Диагностика среднего и высокого уровней формирования речи детей раннего возраста в процессе развития мелкой моторики на 2009-2010 учебный год (один год).

Диагностика среднего и высокого уровней формирования речи детей раннего возраста в процессе развития мелкой моторики на 2010-2011 учебный год (первый год).

Диагностика среднего и высокого уровней формирования речи детей раннего возраста в процессе развития мелкой моторики на 2011-2012 учебный год (второй год).

Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта.
Перспектива на будущее:
Разработать проект “Мир на кончиках пальцев” для второй младшей группы.

Опираясь на концептуальные подходы и, принимая во внимание особенности детей, мной разработан и апробирован цикл развивающих мероприятий. Практическая значимость заключается в использовании разработанного материала.

И, хотя в речевом и мыслительном развитии ребенка самое существенное происходит на этапе раннего возраста, заниматься мелкой моторикой необходимо и на следующих этапах личностного формирования малышей. Продолжая и в дальнейшем развитие мелкой моторики, воспитатели подготавливают детей к очень трудному этапу в их жизни — школьным годам.

Перспективный план клуба «Мир на кончиках пальцев».

«Рисуем на манке»

Родители совместно с детьми учатся использовать манную крупу с целью развития мелкой моторики и речи ребенка

Консультация «Развитие моторно-двигательной координации руки ребенка-дошкольника в домашних условиях»

Информирование родителей, как правильно обеспечить полноценное развитие ребенка в раннем дошкольном возрасте. Познакомить с играми для развития мелкой моторики, которые будут использоваться родителями в домашних условиях

Консультация «Пальчиками играем – стихи повторяем!

Родители, используя пальчиковые игры с сопровождением стихотворного текста, развивают у детей тонкую моторику рук и связную речь

ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.

Источник



Развитие мелкой моторики рук, как средство речевого развития у детей раннего возраста

Дарья Румянцева
Развитие мелкой моторики рук, как средство речевого развития у детей раннего возраста

Все нервные окончания отвечающие за речь, мышление, память, воображение, письмо расположены на кончиках пальцев рук. Поэтому важно развивать мелкую моторику пальцев рук. пальчиковые игры, театр, пальчиковая гимнастика, все что задействует пальцы рук.

Ученые — нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно — надо обратить их в интересные и полезные игры.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.

Мелкая моторика рук — это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика — движения всей рукой и всем телом.

Итак, вы уже знаете, насколько полезны ребёнку для его развития пальчиковые игры. Но, предположим, что на раннем этапе, до года, вы не играли с ребёнком в эти игры. И вот вы купили книжку пальчиковых игр и, в растерянности, поняли, что большинство из них сложны для годовалого крохи. Попытаемся помочь вам.

Ведь на каждом этапе развития у ребёнка развиваются разные зоны мозга, разные мышцы рук, поэтому использовать в малышковом возорасте игры для ребёнка 3-5 лет бесмысленно и даже нежелательно.

В возрасте 1-2 лет все движения в пальчиковых играх за ребёнка делаете вы, а он является пассивным участником игры. Для пальчиковых игр нужно «ловить» момент, когда ребёнок не слишком возбуждён, но и не слишком расслаблен. Для игр с пальцами рук и верхней частью тела надо посадить ребёнка на колени к себе, спину ребёнка прижав к своему животу.

При первых играх ребёнок, если не имеет опыта, может отбиваться и пытаться уйти. Держать силой не надо, ликвидируйте, если можно, в причину отказа (неудобно сидеть, хочет в туалет и т. п.) или поменяйте игру. Подождите момент, когда ребёнок будет более расслаблен, например, после кормления или купания. Лучше всего – выделить определённое время ежедневно для пальчиковых игр, в результате чего такие игры станут для ребёнка такой же привычной процедурой, как и купание или чистка зубов.

Приступая к работе,следует помнить о следующих принципах проведения занятий:

• Перед игрой с ребёнком немножко разотрите и погладьте его ручки, чтобы создать необходимый эмоциональный настрой.

• Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

• При многочисленных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

• Лет до 2,5 ребёнок ещё не может воспроизводить движения сам без многочисленных тренировок, а ребёнок с ДЦП, аутизмом или синдромом Дауна, порой и дольше.

• Если ребёнок настойчиво требует одну и ту же игру, уступите ему. Детям свойственно повторять одно и то же действие для его закрепления.

Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста ктуальность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений.

«Пальчиковые игры, как средство развития речи и мелкой моторики рук детей раннего возраста» Цель – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Формирование.

Развитие мелкой моторики как средство развития речи детей дошкольного возраста «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев» Мария Монтесс ри С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только.

План работы по самообразованию «Тестопластика как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6 комбинированного вида» города Пикалево Индивидуальный план.

Инновационный опыт работы «Развитие мелкой моторики как один из способов речевого развития детей дошкольного возраста» Инновационный опыт работы «Развитие мелкой моторики как один из способов речевого развития детей дошкольного возраста» О. Л. Чикина, воспитатель.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию.

Обобщение материала по теме «Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» Обобщение материалов по теме: «Пальчиковая гимнастика, как средство, развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» Известному.

Опыт работы «Игры с нетрадиционным материалом как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста» С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап.

Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с детьми средней группы детского сада №211 были проведены пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика. для развития мелкой моторики рук.

Пальчиковые игры, как средство развития речи и мелкой моторики рук детей раннего возраста «Детский сад Тополёк» п. Демьянка – филиал МАУ ДО «Детский сад Солнышко» п. Туртас Уватского муниципального района КОНКУРС «Методическая.

Источник