Меню

Рассказ как средство патриотического воспитания

Чтение художественной литературы как одна из форм патриотического воспитания дошкольников
материал

Патриотическое воспитание дошкольников

Скачать:

Вложение Размер
soobshchenie_dlya_pedagagov._chtenie_hudozhestvennoy_literatury_kak_odna_iz_form_patrioticheskogo_vospitaniya_doshkolnikov.docx 19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольный возраст-период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Патриотическое чувство не возникает само по себе, так как является результатом длительного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста-одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание гордости за свою страну, любви к Родине, ее культуре, истории, природе, людям, к своему родному краю.

Задачи патриотического воспитания решаются разнообразными педагогическими средствами, основным из которых обоснованно считается художественное слово. Художественная литература сопровождает ребенка в повседневной жизни как на специально организованных занятиях , так и в различных сферах самостоятельной деятельности.

Художественная литература-это вид искусства, в котором слово является основным средством образного отражения жизни; это одна из форм освоения мира, отражающего богатство и многообразие духовной жизни человека. Писатели обращаются к универсальным категория и ценностям бытия: добро и зло, истина и красота, справедливость и совесть, дружба и любовь. Что обуславливает возможность использования литературных текстов с целью воспитания у детей дошкольного возраста различных нравственных качеств, в том числе- патриотизма.

Список художественной литературы для старшего дошкольного возраста достаточно обширен и разнообразен. Используется литература самого разного объема, формы и стиля. Патриотическое воспитание, как более узкая часть воспитания личности, тем не менее, пользуется всем перечнем жанров, рекомендуемых старшему дошкольному возрасту.

Наиболее доступным восприятию детьми дошкольного возраста является устное народное творчество , в котором отражается история народа и его духовное богатство. К старшему дошкольному возрасту дети знакомы со многими видами устного народного творчества: пословицы, поговорки, загадки. Вместе с тем, в этот период особое значение приобретают считалки, скороговорки, волшебные сказки. Для знакомства с родной культурой важно не только научить ребенка некоему количеству поговорок и прибауток,. Но и уделить внимание тому, чтобы они использовались им в подходящих играх или обрядах.

Самым ярким и любимым жанром детей остается русская народная сказка. Она полна чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, и не только развлекает и радует детей, но и закладывает основы патриотизма. При мерами таких сказок являются «Морозко», «Гуси-Лебеди», «Крошечка-Ховрошечка» и многие другие.

Былины особый жанр устного народного творчества, с которым детей знакомят в старшем возрасте. Содержание былин вплотную подводит к патриотическому воспитанию. Героические сюжеты восхищают детей и будоражат их воображение яркой гиперболой, напевностью, легендарностью героев (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеше Попович, Садко, Змей Горыныч, Соловей-Разбойник и др.) Для детей лучше использовать адаптированные варианты текстов.

В число произведений для дошкольного возраста входят обрядовые песни, прибаутки, докучные сказки и небылицы. К небывальщине и нелепицам дети проявляют особый интерес. У дошкольников уже имеются четкие реалистичные представления об окружающем мире. В небылицах-перевертышах развиваются события, совершенно невероятные с точки зрения здравого смысла. Детям нравится оперировать неосязаемыми сущностями, образами и понятиями, мысленно переставляя их и ощущая себя значимыми и компетентными.

Рассказы о природе- изучаются с целью ознакомить детей с красотой родной страны (что является также частью формирования патриотического отношения к родному краю). Рассказы Паустовского К.Г., Пришвина М.М., Бианки В.В. и многих других- это яркие зарисовки из жизни натуральной природы и ее обитателей. Персонажи естественны и их переживания, описанные авторами, близки и понятны детям.

Стихи и рассказы о войне- являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи С.Михалкова, С.Васильева, А.Твардовского-о подвигах и мужестве солдат партизан, защищавших родину, не жалевших себя в борьбе-являются высокохудожественным средством воспитания. Сила ритмического поэтического слова действует на сознание детей вдохновляюще. А слушая рассказы А.Гайдара, Л.Кассиля, А.Митяева и др. дети сопереживают и волнуются за героев; впервые осознав всю жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против военных действий, нападений на мирных жителей, получают первые представления о равенстве всех рас и национальностей.

Рассказы о стране и родном городе- это отдельный вид специальной детской литературы, который рекомендуется для решения задач патриотического воспитания дошкольников. Использую в своей работе данные произведения, педагог имеет возможность знакомить детей с бытом, традициями наших предков, отдельными историческими моментами, оказавшими влияние на развитие и становление родной страны и города.

Основной формой использования литературы в воспитании патриотизма у старших дошкольников являются занятия. Дети слушают различные про изведения, беседуют с педагогом, рассказывают свои впечатления, заучивают наизусть и пересказывают. Но для запоминания и усвоения одного лишь устного знакомства мало. В этом возрасте наглядно-образное мышление, поэтому, чтобы у детей сложилось представление о явлении (будь то государственные символы, красоты природы, военной героики) нужна опора на визуальном уровне.

Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов нужно обязательно использовать наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах, фотографии и открытки по теме. При чтении сказок и рассказов с новыми словами, например «прялка», «решето», «ухват»-четкое понимание о предмете дает реальный предмет или его изображение, потому что словесное описание предмета дети воспринимают с трудом.

Кроме занятий, литературные произведения даются детям во многих других формах. Очень охотно дети воспринимают сюжеты, разыгранные с помощью настольного и печатного театров. По мотивам известных произведений (или только прочитанных) можно организовывать инсценировки, спектакли. Переживая сюжет от первого лица, ребенок глубже постигает мотивы действия персонажей и впитывает способы поведения.

Воспитать патриота своей Родины — ответственная и сложная задача. Решение которой в дошкольном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию

Источник



Основные средства и методы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Алина Текаева
Основные средства и методы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

А. С. Текаева, МГПИ им. М. Е. Евсевьева

руководитель Н. Г. Спиренкова, канд. пед. наук, доцент

Основные средства и методы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста обуславливают выбор средств и методов работы. Средствами патриотического воспитания старших дошкольников являются само окружение (природное и социальное, в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Средствами служат та или иная деятельность (игра, труд, праздники, которые отмечаются в стране и детском саду [4,с. 16].

Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и другие средства можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач патриотического воспитания старших дошкольников, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых явлений Многочисленные исследования (Н. С. Карпинская, Л. Н. Стрелкова, А. М. Виноградова) показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка производят сильное впечатление работы художников, если они изображают мир реалистично и понятно дошкольнику. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у старших дошкольников патриотических чувств [4,с. 17].

Средством патриотического воспитания старших дошкольников является природа, которая дает возможность вызывать у детей любовь к родному краю, восхищение его красотой, гуманные чувства, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на личность старшего дошкольника многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания патриотических чувств и поведения [1,с. 15].

Средством патриотического воспитания старших дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность.

Особое место в этой группе средств отводится общению, если его вслед за психологами (М. И. Лисина, А. Г. Рузская) считать видом деятельности. Общение как средство патриотического воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

Средством патриотического воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет старший дошкольник: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т. е. она активизирует весь механизм патриотического воспитания и влияет на формирование определенных качеств личности ребенка [1,с. 16].

Весьма эффективным средством патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста является игрушка. Это различные тематические наборы, знакомящие детей с культурой разных народов нашей страны, их жизнью, бытом, декоративно-прикладным искусством; тематический набор «Ростов-на-Дону», который не только знакомит детей с историей и достопримечательностями родного города, различными архитектурными стилями и градостроительными решениями, но и позволяет ребенку проявить заботу о родном городе, благоустроить его по своему усмотрению, сделать жизнь горожан удобнее. Подобные наборы интересны детям, облегчают труд педагога и ненавязчиво формируют у детей старшего дошкольного возраста патриотические чувства [2, с. 109].

С пользой для патриотического воспитания могла бы использоваться и военная игрушка. Отношение к ней, как известно, неоднозначное во всем мире, но снять ее с производства и изъять у детей по многим причинам не удастся, вместе с тем контролировать и направлять военные игры детей в нужное русло вполне реально. Игры по содержанию сказок и былин о сражении русских богатырей за родную землю со Змеем Горынычем, в службу безопасности, охрану государственной границы или каравана с гуманитарной помощью для пострадавших от стихийного бедствия развивают патриотические чувства, желание защищать родную страну, приносить ей пользу.

Огромное значение для развития патриотического воспитания старших дошкольников имеют песни о Родине, периода Великой Отечественной войны и т. д.

Как известно, средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания.

С. А. Козлова выделяет две группы методов патриотического воспитания старших дошкольников: организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности); формирование у дошкольников патриотических представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций). И к первой, и ко второй группе автор относит метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание [3,с. 59].

Как бы хороши ни были методы,эффективный результат они дают лишь при определенных условиях:

– любой метод (группа методов) должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав;

метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения;

– для использования метода должны быть заранее подготовлены условия, средства;

метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации. Если не соблюдать это условие, метод убеждения может превратиться в назидание и перестанет приносить нужный результат;

методы патриотического воспитания следует применять тактично. Воспитанник не должен чувствовать, что его воспитывают. Опосредованное воздействие – большое искусство, которым педагог овладевает, если умеет бережно относиться к ребенку;

– при подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества;

– проектируя, подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка. Если воспитатель не уверен в успехе или предвидит слишком сильную реакцию от выбранного метода следует отказаться;

– применение методов патриотического воспитания требует терпения и терпимости. Следует терпеливо повторять уже использованные методы и подбирать новые, с пониманием относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу и, может быть, не совсем в той форме и в том качестве, в каких мы ожидаем;

– преобладающими в патриотическом воспитании старших дошкольников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия;

методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи [5,с. 60].

Таким образом, средствами и методами патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста являются: само окружение (природное и социальное, в котором живет ребенок; художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Средствами служат та или иная деятельность (игра, труд); праздники, которые отмечаются в стране и детском саду.

1. Алёшина, Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом / Н. В. Алешина. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 112 с.

2. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников : методическое пособие / Н. В. Алешина. – М. : Центр гуманитарной литературы «РОН», 2014. – 253 с.

3. Алексеева, Т. А. Игры по краеведению / Т. А. Алексеева, Ю. П. Проскурякова // Обруч. – 2003. – № 6. – С. 20-23.

4. Андреева, Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Н. Ф. Андреева // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. – № 1. – С. 16-24.

5. Бондаревская, Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности / Е. В. Бондаревская – Ростов н/Д : РГУ, 2011. – 118 с.

Русские народные сказки в системе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Сегодня вопрос воспитания личности молодого поколения стоит очень остро. Причиной тому является резкое снижение патриотического воспитания.

Экскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Цель: создание условий для нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста через экскурсии в музей боевой славы МОУ.

Методы и средства по формированию ОБЖ детей дошкольного возраста, применяемые педагогами ДОУ Муниципальное автономное дошкольное учреждение детский сад № 83 общеразвивающего вида. Из опыта работы..

Формирование основ нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста с помощью проектного метода «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца». К. Паустовский Патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Методическая разработка на тему: «Основные методы умственного воспитания детей дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Основные методы умственного воспитания детей дошкольного возраста» Умственное развитие ребенка происходит.

Методы и формы нравственно-патриотического воспитания детей с речевыми нарушениями. Нравственно-патриотическое воспитание сегодня-одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Перед дошкольным образовательным.

Патриотического воспитания детей дошкольного возраста Гражданско-патриотическое воспитание сегодня — одно из важных звеньев в системе воспитательной работы дошкольников. Это не только воспитание.

Практико-ориентированный семинар «Методическое обеспечение патриотического воспитания детей дошкольного возраста» 12 декабря на базе СПДС «Солнышко» с. Верхние Белозерки прошел практико-ориентированный семинар на тему: «Методическое обеспечение патриотического.

Размышление на тему нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач воспитания ребёнка. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Уголок нравственно-патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста Патриотизм-это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить и защищать его интересы. С этой целью в нашей группе совместно.

Источник

Читайте также:  Как вылечить сильный кашель народными средствами ребенку