Меню

Пятно как выразительное средство в изобразительном искусстве

Конспект по ИЗО по теме «Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен .» ( 6 класс )

Тема :Пятно как средство выражения. Композиция как ритм

Цели : Формировать умение, передавать свое восприятие жизни, изображая окружающий мир; познакомить с ролью пятна в изображении и его выразительными возможностями; развивать творческие способности через основные средства художественной выразительности: линия, пятно, тон, тональные отношения

Планируемые образовательные результаты :

Предметные: научатся классифицировать по заданным основаниям (контраст, тон, тональные отношения), сравнивать по заданным критериям (свойства пятен и их выразительные возможности).

Метапредметные: научатся определять цель, проблему в учебной деятельности (различать ахроматические пятна в изображении, их выразительные возможности), излагать свое мнение в диалоге, делать выводы.

Личностные: осознают свои интересы (пятно в изображении, его выразительные возможности), имеют мотивацию к учебной деятельности

Методы и формы обучения : Рассказ с элементами беседы, объяснительно-иллюстративный, исследовательский; фронтальная и индивидуальная

Основные понятия и термины

2. Подготовка учащихся к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока .

Рассказ с элементами беседы

– Перед вами тени от разных предметов. Определите, от какого объекта упала тень. Почему вы легко определили каждый предмет (пятна очень выразительны, без лишних деталей).

В XVIII веке при Дворе французского короля Людовика XV министром финансов был некий Этьен де Силуэт. О нем ходило много анекдотов, а однажды какой-то художник нарисовал на него карикатуру. Она была сделана необычно – как тень. Этот способ изображения стали называть «силуэтом» по фамилии министра.

Изображая силуэт, невозможно показать черты лица или какие-нибудь детали, поэтому внешние очертания каждой фигуры должны быть очень выразительны.

— Сформулируйте тему и цели нашего урока .

3.Формирование новых знаний .

Пятно – основное средство изображения на плоскости.

Все , что то может сделать художник на плоскости, — это наносить разнообразные пятна.

«Композиция» в переводе с латинского означает составление, связывание, соединение частей между собой. Это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением.

Словом «композиция» называют картину как таковую – единое целое, т.е. рисунок, цвет, сюжет объединяются, в таком случае не важно к какому жанру относится картина и в какой манере выполнена, ее называют термином «композиция».

Термин «композиция» означает один из основных элементов изобразительной грамоты, по которому строится, оценивается произведение искусства.

Композиционный центр – главный ведущий элемент композиции, организующий все ее части: размер, цвет, освещение, местоположение, линейная

Существует два способа организации композиции:

1.сосредоточение внимания на отдельном предмете, окружающая среда подчиняется центру композиции и работает на него;

2.видение в целом без выделения отдельного предмета, при этом любые детали подчиняются целому, утрачивают свою самостоятельность. В такой композиции нет ни главного, ни второстепенного – это единый ансамбль.

Ритм во всех видах искусства – одно из важнейших средств выразительности композиции.

Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.

Ритм в графике может быть задан линиями, пятнами света и тени. Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции. С помощью ритма можно передать движение на плоскости.

Ощущение движения можно создать:

— если на рисунке использовать одну или несколько диагональных линий;

— свободное пространство перед движущимся объектом дает возможность мысленно продолжить движение, как бы приглашая нас двигаться вместе с ним.

Н.Рерих «Заморские гости»

— В. Серов «Похищение Европы»

Ощущение покоя можно создать:

— если не использовать диагональные направления;

— если перед движущимся объектом нет свободного пространства;

— если объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет кульминации действия;

— если композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник).

Контраст – это полярное противопоставление.

Любой размер в рисунке сам по себе относителен.

— Попробуйте нарисовать яблоко. Большое оно или маленькое?

Сказать трудно, а значит, и нет ясного образа.

— А теперь нарисуйте рядом порхающую бабочку. Сразу появится ощущение, что яблоко тяжёлое и крупное.

— Но если рядом изобразить арбуз, впечатление от нарисованного яблока сразу изменится. Это и есть контраст величин.

Контраст используют , чтобы создать впечатление о размере предмета.

Существует много контрастных сопоставлений:

длинное – короткое, высокое – низкое,

чёрное – белое, неподвижное – движущееся и так далее.

Читайте также:  Что является техническими средствами охраны

Контрасты обостряют сравниваемые качества предметов.

Контрасты помогают привлечь внимание зрителя и выделить главное в картине, так как человеческое восприятие сильнее реагирует на разницу в соотношениях. Существует :

— резкий и мягкий контраст.

Нюанс – это слабо и незначительно выраженная разница между элементами картины.

Контрасты и нюансы тесно взаимосвязаны, ибо дополняют друг друга, позволяя добиваться глубокой выразительности произведения.

Важно учитывать в творческой работе и положение источника света.

Фронтальное освещение – это когда источник света освещает объект прямо, т.к. находится перед ним. Такое освещение слабо выявляет детали.

Боковое освещение (слева или справа) хорошо выявляет форму, объем, фактуру объектов.

Контражурное освещение возникает, если источник света находится за объектом.

Демонстрация тональной шкалы.

В V классе вы работали над темой «Декоративно-прикладное искусство». Декор – украшение. И в декоративной композиции художник выделяет главное и типичное, отказывается от второстепенных деталей и в то же время старается приукрасить свою идею , применяя стилизацию.

Стилизация означает декоративное обобщение и подчеркивание особенностей формы предметов с помощью ряда условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объема

Однако упростись форму, вовсе не значит обеднить ее, упростить – лишь подчеркнуть выразительные стороны, опустив мало значащие детали. Постараться максимально выразить, здесь достоверность не является главной задачей.

Очень важным моментом в произведениях графического искусства является соотношение черных и белых пятен, их размер и ритм. Все эти вопросы решает композиция. Композиция, в свою очередь, строится, исходя из замысла художника, настроения, которое он хочет передать. Черные и белые пятна должны взаимно подчеркивать и выделять друг друга. Второстепенные элементы композиции – сероватые нейтральные оттенки.

Для того чтобы декоративная композиция стала выразительной, она должна иметь композиционный центр, доминирующее пятно, которое может состоять из нескольких элементов или одного большого. В нашей декоративной композиции центром будет являться изображение ракушки или морского камушка.

Благодаря причудливости форм ракушек они очень хороши для создания декоративных композиций. Здесь даже нет необходимости искать какой-либо свой декоративный ход – достаточно лишь разглядеть те эффекты, которыми наградила эти предметы природа.

Морские и речные камешки имеют прожилки, вкрапления и очень свободную, обтекаемую, практически не повторяющуюся друг в друге форму – это и нужно взять на вооружение рисующему.

Ракушки имеют еще более богатую форму и рисунок, которые можно лишь переносить на бумагу языком графики: пятно, линия, точка, тон.

1. Выполнить монохроматическую композицию из морских (речных ) ракушек и камешков , используя пятна , ритм и составляя из изображений гармоничную композицию .

2.Можно выполнить задание из учебника. ( стр.37.)

7.Итог урока. Выставка работ учащихся. Выставление оценок.

Источник

Пятно как выразительный элемент декоративной живописи

В данной статье делается акцент на более узком, но очень значимом вопросе: специфике и роли пятна в жи­вописи, его общих и различных функциях в академической и декоративной живописи.


Фото с сайта gzhellux.ru

Разговор на языке художественной выразительности в де­коративной живописи, как правило, начинается с главного элемента в цве­товой композиции — многозвучного пятна, следа от кисти, передающего разнообразные возможности цветовых сочетаний, о возможностях декора­тивно-плоскостной (пятновой) живописи. Задание по декоративной живо­писи предусматривает создание гармоничной условно-плоскостной компо­зиции на заданную тему (натюрморт, пейзаж, портрет, фигура).

Цветовой строй пятен (плоскостей) связан с раскрытием образного строя композиции. Такая гармония должна вызы­вать у зрителя определенные чувства. «Первое достоинство картины состоит в том, чтобы быть праздником для глаз» — писал Эжен Делакруа.

Г. И. Панксенов говорит: «Пятно — это изобразительный след на поверх­ности плоскости или объема, содержащий в себе точку, линию, тон, цвет». К живописному пятну можно отнести пятна разного модуля в так называемой мозаичной живописи. Работы импрессионистов, пуантилистов наглядно де­монстрируют этот прием.

Пятновая живопись строится в трех диапазонах — темная, средняя, светлая. Декоративная живопись стремится к максимальной плоскостности изображения. В отдельных случаях она имеет незначительную глубину или абсолютно плоскостна, условна, силуэтна. Также декоративная композиция может претерпевать сильные стилистические изменения, приближаться по сути к беспредметной или абстрактной. Выразительность в таких компози­циях достигается, опираясь на творческую интуицию, в сочетании с хоро­шими знаниями основ композиции и цветоведения.

Читайте также:  Перевод как средство развития речи

Сочетание различных по конфигурации пятен (плоскостей) определяет изобразительные формы. Декоративность как особый прием работы заклю­чается в поисках композиционных и колористических решений, для чего не­обходимо иметь знания основных законов и категорий композиции и видов цветовых гармоний. В реалистической живописи отношения строятся на ос­нове мелкой нюансировки локальных пятен света, полутона, тени, рефлекса и передаче световой и воздушной среды вокруг изображаемых предметов. Плоскостной вид изображений создает условно-реалистические образы в условно-художественном пространстве.

Выразительная композиция может строиться исключительно на со­четании цветных плоскостей, отличающихся друг от друга по светлоте, насыщенности и цветовому тону. Такая техника широко распростроена в народных росписях, например в гжельских изделиях. Условно-плоскостные композиции с изо­бражением пейзажа современного художника Тона Шультена построены на гармоничных сочетаниях плоскостей, они выразительны по цвету и отли­чаются оригинальностью решения. Конфигурация пятна, его цвет играет огромную роль для восприятия. Несмотря на возможную абстрактность, формальность, беспредметность, изображение влияет на зрителя опосредо­ванно через цвет, форму, композицию и т. д.

Пятна, соприкасаясь между собой закругленными или ломаными кра­ями, на контрастных или сближенных отношениях создают новый лако­ничный образ, который несет в себе определенное настроение. Несмотря на родство многих видов искусств (живописи и музыки; живописи и архитек­туры; живописи и литературы), язык живописи очень своеобразен, он име­ет свои законы изображения и восприятия. Зачастую художника обвиняют в «литературщине» картины, т.е. В ней идет литературный рассказ в крайне невыразительной форме, пластическом выражении. В живописи в первую очередь создается образ, состояние и настроение при помощи композици­онных и живописных средств: ритма, пластики, контраста, нюанса, цвета, колорита, характера письма и.т.д. В реалистическом искусстве пластическое начало подчиняется смысловому. Абстрактное искусство беспредметно, оно является либо манифестом (серия «квадратов» Малевича), либо несет опре­деленный скрытый смысл, настроение, эстетику, например, композиции В. Кандинского, П. Мондриана, П. Клее, П. Миро. Такие понятия, как доми­ нанта, субдоминанта, тоника в цветовых пятнах важны и прорабатываются в реалистической живописи и в декоративно-плоскостной.

Использование основных закономерностей и принципов визуально­го восприятия в процессе создания декоративной живописной компози­ции дает возможность осознанно и эффективно применять основные вы­разительные средства. Живопись Возрождения построена на отношениях больших локальных пятен. Поздние работы Тициана, художника Высокого Возрождения, написаны трепетно мазково, своеобразна техника мазка ан­глийского художника Тернера.

Пятна в живописи — это, может быть, след от кисти, неповторимый ха­рактер мазка художника, стихия мазка, то, на основании чего наряду с дру­гими элементами мы безошибочно узнаем художника.

Пятно как прием используется в различных декоративных компози­циях: имприматура (подбор цветного фона), витраж (контур, обводка), коллаж, аппликация, оверлеппинг, членение плоскости на части, моноти­пия, мозаика. Таким образом, можно сделать вывод, что в декоративной живописи цветовое пятно является одним из главных элементов, кото­рый обуславливает декоративный образ композиции и создает цветовую гармонию.

Источник

Презентация к уроку ИЗО «Пятно как средство выражения»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Пятно как средство выражения. Силуэт Урок ИЗО 2 класс

Что такое силуэт? Тень предмета Его общая форма

Задание Найдите силуэт птицы, В которую превратился гадкий утенок

Немного истории Силуэт как вид изобразительного искусства возник в Древней Греции. Легенда гласит, что дочь Дибутара начертала на стене дома тень своего возлюбленного. С тех пор черные плоские профильные фигуры украшают греческие вазы

Возродилось искусство силуэта во Франции. Здесь же появилось само название «силуэт». Оно произошло от фамилии министра финансов, на которого была сделана карикатура в виде теневого профиля. Его звали Этьен Силуэт

Ритм в изобразительном искусстве- чередование цветовых пятен Рассмотрите работы и скажите какой характер движения изображен

Летим в теплые края

Сравните Неравномерно, беспокойно Равномерно, спокойно

Композиция весенние птицы

Изобразите красивый Весенний фон

Вырежете из черной или белой бумаги силуэты птиц. Создайте композицию

Номер материала: ДБ-231252

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Читайте также:  Средства для проблем с кожей

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Пятно как средство в изобразительном искусстве

Пятно как средство в изобразительном искусстве

Просмотр содержимого документа
«Пятно как средство в изобразительном искусстве»

Пятно как средство выражения. Ритм пятен

Пятно – основное средство выражения на плоскости

Пятна могут быть бесконечно разными: большими и маленькими, округлыми и протяженными

Они то, изгибаясь, перетекают друг в друга, а то ясно и твердо очерчены

Но при этом пятно обязательно светлые или темные

  • Черное и белое – два полюса, между которыми разворачивается все многообразие изобразительных возможностей

В изобразительном искусстве важным выразительным средством являются тональные переходы, иногда мягкие перетекания, иногда резкие, контрастные пятна

Темное и светлое образуют контраст

  • Контраст – это полярное противопоставление

  • говорит нам о сильных драматических чувствах: тревога, решительность, ярость, утверждение, буря, гроза…

  • Противоположности сближены

Тон и тональные отношения

  • Чтобы определить степень светлоты или темноты цвета, используют понятие тон
  • Определить тон пятна можно при сравнении его с другим пятном, т.е. определив их тональные отношения

  • Для любой темной краски может найтись еще более темная краска, белее белого также найдется всегда
  • Пределы темноты и света для художника всегда относительны
  • Самого белого и самого черного в мире нет
  • Отношение темного и светлого всегда наиважнейшее

  • Это свойство поверхности пятна

Изобрази (на выбор): природу в состоянии бури, грозы или шторма…

Источник



Презентация «Пятно как средство выражения. Силуэт»

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Пятно как средство выражения. Силуэт»»

Пятно как средство выражения. Силуэт

Важным средством художественной выразительности является пятно . Пятна в живописи — это, может быть, след от кисти, неповторимый характер мазка художника, стихия мазка. Пятна могут быть разными: большими и маленькими, округлыми и протяжными.

Пятна могут иметь четкие очертания или расплывчатые

На что похоже пятно?

Одно и тоже пятно может выглядеть более светлым на темном фоне, и более темным – на светлом

Силуэт- изображение предмета, подражающее тени, производимой им на плоской поверхности при солнечном или огненном освещении, т. е. такое, в котором обозначается только очертание предмета, а он сам представляется однообразным черным пятном.

Немного истории Силуэт как вид изобразительного искусства возник в Древней Греции. Легенда гласит, что дочь Дибутара начертала на стене дома тень своего возлюбленного. С тех пор черные плоские профильные фигуры украшают греческие вазы

В XVIII веке при Дворе французского короля Людовика XV министром финансов был некий

Этьен де Силуэт .

О нём ходило много анекдотов, а однажды какой-то художник нарисовал на него карикатуру. Она была сделана необычно – как тень. Этот способ изображения стали называть «силуэтом» по фамилии министра

Отразилось увлечение силуэтом и в прикладном искусстве: появились табакерки с силуэтам, фарфоровые чашки, вышивки, инкрустации и т.п.

По сравнению с настоящими живописными портретами, силуэты казались многим скучными и мизерными. Однако, это искусство нашло своих мастеров и почитателей и притом не только во Франции, но и в других странах. В Германии, например, в начале XIX века славились своими силуэтами Дуттенгофер (изобразивший ряд немецких писателей и художников), К. Шмидт, Мюльбах и др

в России интерес к силуэту возник в эпоху Екатерины II, когда в Петербурге появился парижский силуэтист Сидо. Сидо портретировал Екатерину II, членов ее фамилии и многих представителей петербургской знати. Свои силуэты он рисовал тушью, иногда гравировал на меди, но чаще всего вырезал из черной бумаги и вклеивал в гравированные рамки

в России искусством силуэта занималась рисовальщица сцен детской и народной жизни Елизавета Бем.

В технике силуэта можно встретить портрет, фигуру, жанровую зарисовку, батальную сцену, пейзаж, архитектурный мотив, декоративную композицию, иллюстрацию. Любимый жанр силуэта во все времена — портрет.

Задание 1: составить композицию из силуэтов на контрастном фоне

Источник