Творческий проект «Пластилинография — как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Валентина Тананыхина
Творческий проект «Пластилинография — как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
«Пластилинография — как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Разработала:
Тананыхина Валентина Николаевна —
воспитатель Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения для детей дошкольного и младшего возраста
Прогимназии №130 Выборгского района
Актуальность
Одной из главных проблем в настоящее время для общества является полноценное и всестороннее развитие детей. Развитие руки ребенка, ручных умений или мелкой пальцевой моторики является одним из самых главных условий хорошего физического и нервно-психического развития ребнка. Один из самых главных индикаторов интеллектуальной готовности к школе считается уровень развития мелкой моторики у ребенка. Учёные доказали, что развитие мелкой моторики очень тесно связано с развитием речи. Развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Поэтому развивать мелкую моторику рук необходимо начинать с раннего возраста.
Функция человеческой руки неповторима и универсальна. Сухомлинский в
своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках
его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».
Цель: Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста с использованием комплекса художественно – творческой деятельности по пластилинографии.
Задачи:
-Формировать умение владеть основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, ощипывание, вдавливание).
-Развивать умение работать на заданном пространстве.
-Развивать умение принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
-Воспитывать умения аккуратной работы с пластилином.
-Мотивировать к участию в создании индивидуальных и коллективных работ.
-Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
-Развивать интерес к процессу и результатам работы.
Сроки и этапы реализации проекта
Проект долгосрочный: сентябрь — декабрь
Исполнители проекта: дети старшей группы, их родители
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта
1. Дети знают, что такое пластилинография, и какие материалы и инструменты нужны для создания пластилиновых картин;
2. Дети освоили приемы пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);
3. У детей развивается мелкая моторика ладони и рук, координация движений и глазомер;
4. У детей появляется аккуратность выполнения заданий;
5. Родители проявляют заинтересованность, участвуют в подготовке совместных работ с детьми;
Этапы проекта
1 этап. Подготовительный (знакомство с техникой пластилинография; рассматривание картин и иллюстраций, выполненных в этой технике)
2этап. Творческий (обучение детей нетрадиционной технике пластилинографии; самостоятельная творческая деятельность детей)
3 этап. Заключительный (отслеживание результатов, рефлексия (вернисаж, выставка, галерея).
Содержание проекта: Развитие мелкой моторики детей с помощью пластилинографии
План мероприятий
Работа с родителями
Беседа на тему «Что можно сделать из пластилина?»
Привлечение родителей к оснащению группы бросовым материалом для творчества
Консультация на тему «Из чего можно лепить?»
Изготовление папок-передвижек для родителей на тему «Пластилинография – это интересно!»
Работа с детьми
Беседа на тему «Что я знаю о пластилине».
Просмотр картин и иллюстраций, выполненных в данной технике, знакомство с материалами и инструментами, которые нужны для создания пластилиновых картин.
НОДы по правильной постановке пальцев, приемам пластилинографии, работе на ограниченном пространстве, не выходить за контур рисунка:
«Веточка винограда»; «Хлебо-булочные изделия»; «Дары осени».
НОДы по освоению приёмов: размазывать пластилин, будто закрашивая рисунок, вливать один цвет в другой, путем слияния двух цветов получать новый цвет или оттенок:
«Мой любимый котёнок»; «Зайка-попрыгайка»;
Создание коллективного панно»Птицы улетают»
Презентация фотогазеты «Маленькие творцы»
День открытых дверей. Проведение мастер-класса для родителей по нетрадиционной технике лепки
Беседа на тему «Что мы знаем о пластилине»
НОДы, в которых дети самостоятельно выбирают рисунок по сложности и сюжету, подбирают необходимые цвета и материалы.
Выставка детских работ: «Новогодняя игрушка».
Представление результатов:
План развития обучения пластилинографии
Выставки детских работ детей.
Литература
1. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М. : Издательство «Скрипторий», 2007. – 96 с.
2. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн» Пластилинография., 2008. – 52 с.
3. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. 2007. – 72 с.
4. Иванова М. Лепим из пластилина. Издательство АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2007. — 111 с.
5. Лебедева Е. Г. Простые поделки из бумаги и пластилина. Издательство: Айрис-пресс. 2008. – 178 с.
6. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. – Издательство: Аст; Сова, 2006. – 94 с.
7. Орен Р. Лепка из пластилина: развиваем моторику рук. Издательство Махаон. 2010. – 96 с.
8. Рони Орен «Секреты пластилина». – М., 2012 г.
9. Румянцева Е. А. Простые поделки из пластилина. Серия: «Внимание: дети!» 2009.
10. Тихомирова, Лебедева: Пластилиновая картина. Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, 2011.
Декупаж как средство развития мелкой моторики и творчества у детей старшего дошкольного возраста «Декупаж» — это вид декоративно — прикладного творчества, представляющий собой технику декорирования разнообразных поверхностей с помощью.
«Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста» «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста» Одной из основных задач воспитания и.
Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста Цель:Теоретическое обоснование возможности использования пластилинографии как средства развития мелкой моторики у детей раннего возраста.
Крупотерапия как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста Крупотерапия – как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Воспитатель высшей категории Караваева С. В. МДОУ № 15.
Консультация «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Представьте во что может превратиться кусочек пластилина в руках маленького ребёнка? Ведь это всегда талантливая и интересная импровизация,.
Нетрадиционная техника рисования как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста «Нетрадиционная техника рисования как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Маскина Наталья Одной из главных.
План по самообразованию «Пластилинография как средство развития мелкой моторики детей среднего возраста» План по самообразованию в средней группе на тему: «Пластилинография — как средство развития мелкой моторики детей среднего возраста» Актуальность.
Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Моторика — совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. В коррекционном плане.
Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей с ОНР В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с проблемами в развитии речи. Это связано, прежде всего,.
Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский. Занятия пластилинографией, представляют большую возможность, для.
Источник
Проект «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»
проект (старшая группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №24 «Теремок» ст. Будённовской Пролетарского района Ростовской области
Проект
«Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»
Автор: Казанцева Г.В. воспитатель
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_-plastilinografiya.doc | 245.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №24 «Теремок» ст. Будённовской Пролетарского района Ростовской области
«Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»
Автор: Казанцева Г.В.
Любая система дошкольного воспитания и обучения ориентирована на подготовку ребенка к школе.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Год от года увеличивается количество детей, имеющих различные нарушения в состоянии здоровья детей: нарушения речи, опорно-двигательной системы и др., что негативно сказывается на подготовке детей к школе.
Поэтому, чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, умел правильно говорить, логически рассуждать, в дошкольном возрасте необходимо проводить определенную работу, направленную на развитие мелкой моторики рук.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность), зрительная и двигательная память, речь.
В 2018 году наш детский сад посещало 86 детей, из них 20 — с речевыми нарушениями, слабо развитой моторикой рук. Соответственно, у этих ребят велик риск школьной дезадаптации, неуспеваемости.
Известный исследователь детской речи М. И. Кольцова пишет: «. Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».
Следовательно, одним из значимых факторов недостаточной готовности к школе, является слабо развитая мелкая моторика рук у детей.
Лепка — вид деятельности, который приносит детям много радости и удовольствия, повышает эмоционально — положительный фон, создаёт благоприятные условия для успешного развития ребенка.
Согласно ФГОС – художественно-эстетическое направление является одним из приоритетных.
Следовательно, принимая во внимание все вышесказанное, возникла идея совершенствования развития мелкой моторики рук детей средствами изобразительной деятельности , внедрения в педагогический процесс новых методов, приемов и средств.
В этой связи проект рассматривает внедрение в педагогический процесс инновационной технологии, направленной на совершенствование изобразительных навыков у детей, сенсомоторики — пластилинографии.
Пластилинография – техника самая осязаемая в художественном творчестве. Основным инструментом в лепке является рука (вернее обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.
Таким образом, целью моего проекта стало создание целенаправленной системы обучения детей старшего дошкольного возраста в ходе развития изобразительных умений и навыков.
Для реализации проекта, необходимо решить следующие задачи :
- Изучить и внедрить в образовательный процесс с детьми старшего дошкольного возраста эффективные современные технологии по изобразительной деятельности с дошкольниками.
- Разработать личностно-ориентированные формы взаимодействия субъектов (детей, родителей, педагогов) учреждения, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности
- Организовать предметно-развивающую среду, стимулирующую детей заниматься художественными видами деятельности
- Провести мониторинг успешности внедрения инновационного
подхода к обучению детей изобразительным навыкам и умениям
- повышение эффективности работы по развитию изобразительных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста в результате инновационного подхода и совершенствование сенсомоторики, успешная подготовка к школе детей старшего дошкольного возраста;
- проектирование правильно-организованной развивающей среды для самостоятельной художественной деятельности вне занятий;
- эффективное сотрудничество воспитателя, детей и родителей в образовательном процессе.
Создание целенаправленной системы обучения детей старшего дошкольного возраста в ходе развития изобразительных умений и навыков предполагает включение в педагогический процесс :
- технологии пластилинографии, которая способствует развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление;
развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, подготовки руки к освоению такого сложного навыка, как письмо.
Для реализации проекта необходимы следующие условия:
- соответствующий уровень владения педагогом технологией пластилинографии;
- взаимодействие с родителями и педагогами детского сада;
- наличие развивающего пространства (уголок изо в группе и т.д.)
компьютер, проектор, экран
1. Методическая литература по реализации проекта
2. Материалы мониторинга развития мелкой моторики и графических навыков
Ориентировочная продолжительность реализации проекта: 1-2 года.
План реализации проекта включает в себя несколько этапов :
- Изучение и анализ методической литературы, приобретённой для создания проекта;
- Создание условий для реализации проекта;
- Подбор диагностического инструментария;
- Диагностика детей;
- Анкетирование родителей, обсуждение целей и задач с родителями;
- Сбор информации, материал для занятий.
- Проведение занятий по изготовлению поделок из пластилина в совместной деятельности с воспитателем;
- Проведение консультаций для родителей «Польза пластилинографии для подготовки руки к письму» ;
- Проведение совместных занятий для углубления взаимосвязи родителей и детей;
- Оформление выставки «Знакомьтесь – наше творчество!».
- Сбор и обработка материалов (анкет, диагностики);
- Соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными;
- Обобщение материала проекта;
- Оформление фотоальбома с детскими работами;
- Анализ участия родителей в проекте ;
- Презентация проекта, выступление на педсовете.
Механизмы оценки результатов
- Диагностика знаний и умений, навыков детей старшей группы
- Анализ отзывов родителей
- Обобщение и представление результатов проекта на районных семинарах
Публикация опыта работы участников проекта .
Методы и приёмы реализации проекта
Наглядные — наблюдение, показ, образец;
Словесные – беседы, обьяснения, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение;
Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный) .
Приёмы рисования пластилином:
— рисование пластилиновыми верёвочками или «колбасками»;
— заполнение фрагментов картин пластилиновыми шариками;
— процарапывание по пластилину;
— вырезание отдельных заранее картин, заполнение их дополнительными материалами, например бусинками, крупами, различными семечками, кружевами.
На подготовительном этапе (сентябрь 2018г.) я изучила психолого-педагогическую и методическую литературу: «Педагогическая психология», авт. Выготский Л.С., «Как подготовить ребенка к школе», авт. Реан, А.А., « Нетрадиционные техники рисования в детском саду», авт. Г.Н. Давыдова, что дало мне возможность выбрать педагогическую технологию .
Основой опыта послужила непосредственная работа с детьми — апробация авторских наработок, конспектов занятий, проведения диагностических исследований .
Диагностическое обследование детей и его результаты подтвердили мой выбор вида деятельности с детьми и использование в педагогическом процессе технологии пластилинографии.
Анкетирование родителей позволило определить цели и задачи совместной работы с родителями по данному направлению.
На основном этапе работы (октябрь 2018г.) мною было разработано перспективное планирование и внесены изменения в рабочую программу.
1. ООД «Осеннее дерево»
2. Консультация для родителей «Пластилинография в детском саду. Виды пластилинографии»
3. ООД «Дары осени» (натюрморт «Овощи и фрукты» )
4.Индивидуальная — работа «Божья коровка» (контурная пластилинография)
1. ООД «Виноградная лоза»
2. ООД «Осенние фантазии»(коллективная лепка)
1. ООД «Ветка рябины»
2. ООД «Рыбки в аквариуме»
3. Самостоятельное художественное творчество
«Грибок» (воспитатель заранее готовит шаблоны с изображением различных грибов и затем организовывает выставку для родителей «Мы ходили по грибы» )
1. ООД «Зимний вечер»
2. ООД «Елочка-красавица»
1. ООД «У лукоморья дуб зеленый» (по мотивам сказок А. С. Пушкина)
3. Мастер – класс для родителей «Прилетели снегири»
1. ООД «Тюльпаны для любимого папы» (контурная пластилинография)
2. ООД «Броня крепка, а танки наши быстры» (интегрированное занятие ко дню Защитника Отечества»
3. Выставка работ для родителей «Пластилиновые фантазии»
1. ООД «Весенние цветы в подарок маме»
2. ООД «Ты беги, кораблик по волнам»
3 Консультация для родителей «Значение лепки для развития моторики рук ребенка»
1. ООД «Веселая Хохлома»
2. Презентация для родителей «Маленькие художники»
1. ООД «Ветка яблони»
2. Самостоятельное художественное творчество
«Золотой луг» (одуванчики)
Выставка детских работ
Круглый стол. Обсуждение результатов проекта «Пластилиновые фантазии»
Определены методы и приёмы реализации проекта:
Наглядные — наблюдение, показ, образец;
Словесные – беседы, обьяснения, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение;
Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный) .
Приёмы рисования пластилином:
— рисование пластилиновыми верёвочками или «колбасками»;
— заполнение фрагментов картин пластилиновыми шариками;
— процарапывание по пластилину;
— вырезание отдельных заранее картин, заполнение их дополнительными материалами, например бусинками, крупами, различными семечками, кружевами.
На этом этапе реализации проекта активно привлекала к совместной работе родителей. Для них проводила беседы, консультации («Что такое пластилиновая живопись?», «Влияние пластилиновой живописи на развитие детей», «Как сохранить детские работы») красочно оформляла памятки («Рисование пластилином». Проводила мастер-класс с участием родителей «Пластилиновые заплатки», «Пластилинография в детском саду».
На последнем этапе (май 2019г.) подводились итоги работы с дошкольниками.
Повысился уровень сенсомоторики у дошкольников, уровень развития связной речи, дети стали лучше проговаривать звуки речи.
Они стали активными участниками конкурса, организуемого на уровне дошкольного учреждения: «Осеннее дерево», «Насекомые».
Реализация проекта позволяет сделать вывод о том, что пластилинография даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно – пластичных образах, удивляет своей непредсказуемостью, повышает сенсорную чувствительность (способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, пластики), развивает воображение, формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат, а самое главное — способствует развитию творческой личности.
В моих планах на перспективу — продолжить работу по повышению уровня развития творческих способностей методом пластилинографии, а именно, развитие самостоятельности, креативности, инициативы у детей дошкольного возраста.
Распространить опыт работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста среди коллег детского сада.
Работать над использованием некоторых видов пластилинографии начиная с младшего дошкольного возраста.
Разработать проект пластилинографии через реализацию мини-проектов: «Чудеса из пластилина», «Чудесная мозаика».
«Пробудить, заложенное в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться…
Сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому я стремлюсь в меру своих сил и способностей».
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.,1990
2. Реан, А.А. Как подготовить ребенка к школе. – Спб: Питерком, 1998, -109 с.
3. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки».
4. Г.Н. Давыдова, Нетрадиционные техники рисования в детском саду, Москва
5. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» — 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006.
- Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
Источник