Меню

Процесс эстетического воспитания осуществляется с помощью определенных средств каких

Средства эстетического воспитания

Средства эстетического воспитания

Скачать:

Вложение Размер
Эстетика 55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Средства эстетического воспитания

В руководимой педагогами разнообразной эстетической деятельности младших школьников применяется комплекс художественно-эстетических средств. Б.Т. Лихачев выделил следующие средства: природа, труд, общение, искусство, в частности, литература, живопись, музыка, игра и т.д. Эти средства органически входят в систему эстетического воспитания. Рассмотрим их особенности и значение для эстетического развития школьников, представленные в виде схемы:

общение природа

живопись Средства искусство

музыка труд игра

Чрезвычайно большие возможности предоставляют воспитательные дела, в которых источником эстетического воспитания выступает природа . Мир природы богат разнообразием форм, красок, звуков, запахов и т.п. Картины природы всегда свежи и естественны. Вечным источником добрых чувств детей называл природу В.А. Сухомлинский. Природу как средство эстетического воспитания высоко ценил К.Д. Ушинский: «я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога».

Красоту природы человек способен воспринимать с самого раннего возраста, так как эта красота проста и доступна. Наиболее доступна для восприятия декоративная красота природы. Это яркие крупные цветки, листья растений, их необычные формы, пестрая окраска насекомых, птиц… Не случайно в образовательном процессе дошкольных учреждений и начальной школы общению ребенка с природой отводится видное место.

Все, что яркое, что движется, действует, изменяется, звучит, особенно привлекает внимание детей, вызывает эмоции, оказывает благотворное влияние на развитие восприятия, воображения и стимулирует активную творческую деятельность.

Важным условием эстетического восприятия природы являются наблюдательность и фантазия. Трудно пройти мимо ярких осенних красок деревьев и кустарников, трудно не выразить чувства восторга, восхищения от увиденного. Дети по-своему описывают эту красоту, по-своему выражают свои чувства. Возможно, на первых порах выражение этих чувств будет довольно простым, но и то важно, что ребенок смог увидеть, почувствовать красоту осени, эмоционально ее пережить. Здесь ребенок не всегда бывает удовлетворен таким выражением. На помощь могут прийти художественные произведения о природе, например, стихи И. Бунина, С. Есенина. В этом случае дети воспринимают целостный образ природы, а не цветовые признаки ее явлений. Практика показывает, что именно в младшем школьном возрасте красота природы является могущественным фактором воспитательного воздействия.

В процессе формирования эстетической культуры учащихся важная роль принадлежит труду , в частности труду учебному, являющимся основным видом труда школьника. Труд – умственный и физический – активно влияет на эстетическое развитие учащихся следующими путями: самим процессом труда, содержанием труда, его результатами, отношениями в труде. Эстетическое чувство школьников вызывают такие элементы труда, как ритм, темп, пропорция, гармония. Важно развивать способность видеть прекрасное в созидательном труде, вызывать радость участия в нем, создавать праздничную эстетическую обстановку трудовой деятельности. Правильно организованный труд учителем всегда сопровождается чувством удовлетворения и даже наслаждения. Наибольшее удовлетворение и наслаждение вызывают у человека продукты его труда, слаженность в работе и красота отношений школьников в совместном труде.

Органическая взаимосвязь труда и красоты, производства и потребления требует вовлечения школьников в труд, отвечающий современным эстетическим критериям. В таком труде осуществляется художественно-эстетическое воспитание будущего гражданина, потребителя товаров и эстетически развитого члена общества.

Для того чтобы детский труд не превращался в тягость и обузу, приносил эстетическое наслаждение, он должен быть одухотворен высокой общественно значимой целью, отмечен красотой и точностью движений, строгой экономией времени, вдохновением, увлеченностью. Гармония физических движений рождает внутреннюю духовную красоту, проявляющуюся в ритме, ловкости, четкости, радости, самоутверждении. Она воспринимается и оценивается детьми как большая эстетическая ценность.

Важнейшим средством эстетического воспитания учащихся является искусство . Произведения искусства побуждают человека видеть жизнь через призму образности. Не зря Н.Г. Чернышевский называл произведения искусства «учебником жизни». Эстетическое наслаждение при восприятии произведений искусства возникает как результат сопричастности творчеству художников. В данном случае речь идет не о профессии художника, а о чуткости к прекрасному, о развитии способности вносить художественное начало в повседневную жизнь.

Искусство в целом отражает мир многосторонне и ярко. Художник показывает нам этот мир через свое острое и своеобразное восприятие. Произведения искусства вызывают глубокие и бескорыстные чувства, которые побуждают к благородным поступкам. Искусство заполняет свободное время школьников, наполняет его социально ценным содержанием, удовлетворяет интересы и потребности ребят, способствует их разностороннему развитию. Оно является важным средством, снимающим у детей напряжение от учебы, труда, спорта. Увлекая школьника, сосредотачивая его внимание на новых и ярких впечатлениях, пробуждая эстетическое чувство, удовлетворяя духовные потребности, искусство переносит его в мир переживаний и эмоциональных состояний, переключающих психическую деятельность в новое русло, создающих разрядку. Такое восприятие окружающего мира нам дает художественная литература.

Литература включает в себя искусство художественного слова, историю литературы. Литература учит воспроизводить образы художественного произведения в своем воображении, тонко подмечать свойства и характеристики действующих лиц, анализировать и мотивировать их поступки. Например, рассказы и стихи о подвигах, о Родине, о детях Л.Зощенко, С.Маршака. Овладевая культурой чтения, ученик начинает задумываться над тем, к чему зовет прочитанная книга, чему учит, при помощи каких художественных средств писателю удается вызвать у читателя глубокие и яркие впечатления. Развитие художественного вкуса поощряет школьников к эстетической деятельности, которая характеризуется определенными результатами и предполагает, что во время занятий искусством учащиеся претворяют в жизнь доступные им элементы прекрасного.

Музыка обеспечивает восприятие и изучение школьниками музыкальных произведений, истории, теории музыки и музыковедения, приобретение простейших навыков исполнительства: пения и игры на музыкальных инструментах. Кроме того, обеспечивает совместное переживание героических и лирических чувств, развивает музыкальный слух, гармонию, художественный вкус, осуществляет воздействие на нравственную, эстетическую и умственную сферы детской личности.

Живопись приобщает детей к художественной культуре. Другими словами, изобразительное искусство знакомит учащихся с художественными произведениями; элементами искусствознания, способствующими формированию навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения. Это знакомство с различными вариантами иллюстраций, изучение художественных источников, связанных с эпохой и местом написания сказки или литературного произведения, создание собственных иллюстраций, разработка декораций, костюмов, кукол для театральных постановок.

Трудно переоценить роль игры в эстетическом воспитании младшего школьника, в формировании его художественного вкуса, в развитии его творческих способностей. Игра, игровая деятельность младшего школьника создают особое эмоциональное поле, в котором ребенок, естественно, без принуждения и назидания, по доброй воле стремится к самовыражению, самопознанию, самостоятельности. Игра создает условия для сотворения собственного мира, пробуждает в младшем школьнике творческое отношение к жизни, реализует его представление о красоте мира. В играх наиболее ярче проявляется гармония движений, обстановка, и ритуалы игр допускают привлечение средств искусства.

Наблюдения педагогов и студентов-практикантов показали широкие дидактические возможности игры в эстетическом воспитании младших школьников. Сегодня все больше создается игр, способствующих развитию эстетической направленности личности ребенка, выявлению фактического уровня обученности по разным предметам. Например, профессор Н.Н.Светловская предлагает такие ролевые, организационно-деятельностные игры, как «Книжный магазин», «Музей природы», «Терем расписной», «Ярмарка слов» и др.

Итак, важно пробудить у школьников стремление утверждать красоту в школе, дома, всюду, где они проводят свое время, занимаются делом или отдыхают, привлекать их к созданию эстетической обстановки в классе, квартире, в школе. Только после этого возможно применение различных средств эстетического воспитания. Но необходимо иметь в виду, что решающим фактором эстетического развития учащихся являются не средства сами по себе, а творчески активное отношение школьников к ним.

Источник



Эстетическое воспитание-важнейшая сторона воспитания ребенка

Татьяна Батюкова
Эстетическое воспитание-важнейшая сторона воспитания ребенка

Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Эстетическое воспитание — важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» почти идентичны, повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.

Содержание эстетического воспитания дошкольников включает в себя изучение элементов теории эстетики; систематическое общение с художественной культурой; организованное участие в художественном творчестве.

Процесс эстетического воспитания осуществляется с помощью определенных средств: эстетика быта, природа, различные виды искусств; (декоративно-прикладное, музыкальное, живопись, литература, архитектура, театр).

Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на неё к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок.

Задачи эстетического воспитания дошкольников, исходя из его цели, можно представить двумя группами.

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.

Ведущими методами для решение задач первой группы являются показ, наблюдение, анализ, пример взрослого. Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточенно на том, что им показывают, предлагают послушать.

Для решения задач второй группы в качестве ведущих требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Подробно эти методы рассматриваются в методиках изобразительной деятельности и музыкального воспитания.

Нужны методы прямого обучения: показ, упражнение, обследования предметов, описание. В этих случаях обучение становится одним из факторов, стимулирующих творчество, а творческие задания придают обучению развивающий характер.

Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности — составление рассказов, придумывание стихов, пение, рисование, лепка. Уже на этом этапе происходит развитие художественных творческих способностей детей, которые проявляются в возникновении замысла, в претворении его в действительности, в умении комбинировать свои знания и впечатления, в большей искренности при выражении чувств и мыслей.

Своеобразие детского творчества заключается так же в том, что оно основано на такой ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание, находит широкое отражение в игровой деятельности детей — образной реализации их впечатлений от окружающего мира.

Именно в игре раньше всего проявляется творчество дошкольников. Для игры, возникающей по инициативе детей, характерно наличие замысла. Сначала он ещё не устойчив, один сюжет сменяется другим; чем старше дети, тем замысел становится полнее и целенаправленнее.

Так же как в игре, творчество детей проявляется в других видах их художественной деятельности. В рисунке, лепке, рассказе, песне ребёнок удовлетворяет свою потребность в действенном, образном выражении своих впечатлений. И здесь сначала рождается замысел, а потом средство претворения его в жизнь; дети комбинируют свои впечатления, полученные при восприятии различных произведений искусства. И в этом случае ребёнок остаётся таким же искренним, как и в игре: он не просто копирует увиденное, а передаёт своё отношение к нему.

В развитии художественно — творческих способностей детей особая роль принадлежит личности педагога, его культуре, знаниям, увлеченности.

Воспитывая у детей основы эстетического вкуса, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего мира, беречь ее. Цветок лучше сохранить на клумбе, а чтобы он расцвел и доставил радость другим, за ним надо ухаживать. Чистоту в группе, создающую уют и красоту, надо поддерживать, не сорить, убирать за собой игрушки и книги. Так в процессе воспитания и обучения осуществляются задачи эстетического воспитания в дошкольном возрасте.

Для реализации задач эстетического воспитания детей необходимы определенные условия. Прежде всего, это среда, в которой ребенок живет и развивается. Она оказывает на ребенка воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична, красива (совсем необязательно – богата, если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь и т. п., то он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от нормы будет вызывать у него неприятие. Эстетика быта детского сада проявляется в художественной простоте, в продуманном подборе предметов обихода, где каждая вещь имеет свое место.

Понятие «эстетика быта» включает в себя и красоту каждодневных отношений между людьми, которые окружают ребенка. Очень важно, какую речь он слышит, какие интонации. Необходимо чтобы она была правильной, образной, интонационно богатой и доброжелательной.

Эстетика быта – это и внешний вид человека. Небрежность, неопрятность в одежде, несуразность в подборе цветовой гаммы, неумение найти свой стиль – все это противоречит законом красоты.

Мощным средством эстетического воспитания является природа.

Воспитатель раскрывает детям мир природы, помогает им увидеть ее прелесть в капле росы на бутоне, и в переплетении трав, и в красках заката… Надо только видеть эту красоту самому и найти слова, доступные сердцу ребенка. Неоценимую помощь в этом ему окажут художественные произведения о природе, которые он должен хорошо знать и умело использовать. В воспитании средствами природы необходимо не только пассивное созерцательное, но и действенное начало (беречь природу, помогать ей).

Поэтому воспитатель основательно готовится к проведению экскурсий, в процессе которых дети получают и накапливают необходимый им чувственный опыт. Экскурсии при правильной подготовке и проведении расширяют кругозор дошкольников, учат их видеть, сопоставлять, обобщать, что составляет основу для развития творческого воображения и способностей.

Многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство: изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр, кино. Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности. Каждый вид искусства своеобразно отражает жизнь и оказывает свое особое влияние на ум и чувства ребенка.

С первых лет жизни детей сопровождает устное народное творчество, детская литература. Особое место в их жизни занимает сказка.

Формы организации эстетического воспитания

Воспитатель управляет процессом развития детей. Дети и сами любят художественную

деятельность, и часто по собственной инициативе занимаются ее. Нельзя сказать, что самостоятельная художественная деятельность полностью осуществляется без руководства взрослого. Просто характер этого руководства косвенный. Воспитатель заботится о накоплении ребенком опыта, впечатлений, которые потом отразятся в самостоятельном рисовании, лепке, рассказах, музыкальной деятельности; обучает изобразительным способам и приемам.

Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок маме, смастерить игрушку для игры и др. Задача педагога – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Воспитатель развивает самостоятельность детей, используя подсказку, привлечения внимания к предмету, объекту, вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии.

Самостоятельная деятельность может носить индивидуальный характер, а иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой замысел, вместе готовят концерт, рисуют декорации, изготовляют атрибуты для игры, организовывают театрализованную игру и т. д.

Самостоятельная художественная деятельность тесно связана с той работой, которую целенаправленно и в разных формах проводит воспитатель. Это могут быть организованные занятия по развитию речи, изобразительной деятельности, музыке. Они входят в обязательную «сетку» недельных занятий, проводятся систематически по заранее разработанному содержанию и в порядке нарастания сложности.

Воспитатель организует экскурсии в природу, к памятникам, в музей, на празднично украшенную улицу и т. д. Задача педагога – продумать содержание экскурсии с учетом законов детского восприятия, воспитательных задач. Следует заранее определить и изучить место проведения экскурсии, способ размещения детей вокруг объекта наблюдения, поскольку очень важно не только сообщить дошкольникам новые знания, но и вызвать у них эстетические чувства.

Одна из форм детской деятельности, способствующих эстетическому воспитанию, — театрализованные игры и игры – драматизации. Эти игры проходят под руководством воспитателя.

Значительное место в педагогическом процессе дошкольного учреждения и в жизни детей занимают праздники и развлечения.

Развлечения как форма работы с детьми дошкольного возраста проводятся один раз в две недели. Содержание развлечений разнообразно. Это могут быть тематические литературные и музыкальные вечера.

Такие вечера развлечений доставляют дошкольникам радость, приобщают к национальной культуре, воспитывают эстетические чувства.

При проведении праздников решается комплекс воспитательных задач – нравственных, интеллектуальных, а также задач физического воспитания. И конечно, реализуют задачи эстетического воспитания.

Праздник должен быть эмоционально насыщенным. Красота обстановки, торжественность музыки, общее приподнятое настроение – все это повышает восприимчивость к эстетической стороне действительности. Дети хотят участвовать в празднике активно, их не удовлетворяет роль наблюдателей. Один будет читать стихи, другой споет, третий станцует. Нельзя ни кого из детей лишить возможности показать, на что он способен, и почувствовать себя равноправным в атмосфере общей радости.

Источник

Читайте также:  Товароведная характеристика моющих средств