Меню

Получение общего образования как средство исправления осужденными

Шумское Сельское Поселение

Получение образования осужденным является его конституционным правом и выступает одним из основных средств исправления. При этом получение общего образования как средство исправления применяется только в отношении осужденных к лишению свободы.

Порядок организации получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, утверждён совместным Приказом Минюста России и Минобрнауки России № 274/1525 от 06.12.2016, вступившим в действие с 27.12.2016.

В соответствии с Порядком в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, общего образования в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации, созданных при учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Уклонение указанной категории осужденных от получения образования может рассматриваться как нарушение требований режима содержания.

При этом в соответствии с ч. 4 ст. 80 Федерального закона N 273-ФЗ от 29.12.2012 “Об образовании в Российской Федерации”, лица, осужденные к лишению свободы и достигшие возраста 30 лет, а также лица, осужденные к лишению свободы и являющиеся инвалидами первой или второй группы, получают основное общее или среднее общее образование по их желанию.

Для сдачи необходимых экзаменов обучающиеся осужденные освобождаются от работы (получают учебный отпуск) в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Для работающих осужденных на период экзаменов сохраняется среднемесячная заработная плата.

Стремление осужденных к получению образования оценивается как стремление к исправлению и намерение изменить свой образ жизни после освобождения, поэтому добросовестное отношение осужденных к обучению, в соответствии с ч.1 ст.113 УИК РФ, является одним из оснований применения мер поощрения и учитывается при определении степени исправления осужденного, в том числе при решении судом вопроса о его условно-досрочном освобождении.

Осужденные, водворенные в штрафной изолятор, переведенные в помещение камерного типа, единое помещение камерного типа, одиночную камеру в исправительных колониях особого режима, в строгие условия отбывания наказания, осваивают образовательные программы по заочной форме.

В тюрьмах и лечебных исправительных учреждениях получение осужденными общего образования может осуществляться в заочной форме и форме самообразования. При реализации образовательных программ могут применяться электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

Старший помощник прокурора Т.М. Салахетдинова

Источник

Понятие и характеристика основных средств исправления осужденных

Ст. 9 УИК РФ устанавливает, что и справление осужденных — это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.

Основными средствами исправления осужденных являются:

    1. установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим),
    2. воспитательная работа,
    3. общественно полезный труд,
    4. получение общего образования,
    5. профессиональное обучение,
    6. общественное воздействие.

Средства исправления осужденных применяются с учетом

    • вида наказания,
    • характера и степени общественной опасности совершенного преступления,
    • личности осужденных и их поведения.
Установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим)

Режим в исправительных учреждениях — установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания (ст. 82 УИК РФ).

Режим создает условия для применения других средств исправления осужденных.

В психологическом отношении он представляет собой организацию всей жизни и деятельности осужденных в строгом соответствии с требованиями законов и подзаконных актов. Организация жизни и деятельности оказывает определенное воспитательное воздействие на человека, формируя у него должный стереотип поведения, необходимые привычки и качества личности.

Читайте также:  Болит колено артроз чем лечить народные средства

С точки зрения психологии, режим — это долговременный регулятор, который лишает человека определенных благ, ограничивает удовлетворение практически всех базисных физиологических и социальных потребностей. Неудовлетворение этих потребностей неизбежно вызывает как физические, так и нравственные страдания. Ограничивая круг потребностей, режим воздействует на эмоции и волю осужденного, вызывает отрицательные психические состояния, способные удерживать его от совершения новых преступлений.

Режим выполняет три взаимосвязанные функции:

Воспитательная работа

Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы определена в ст. 109 УИК РФ.

Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня.

Участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания. Распорядком дня исправительного учреждения могут быть предусмотрены воспитательные мероприятия, участие в которых обязательно для осужденных.

Воспитательная работа с осужденными проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений.

В уголовно-исполнительном законе содержатся два принципиально важных положения:

    1. участие осужденных в воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, что стимулирует их положительное поведение, результатом которого может быть применение мер поощрения вплоть до условно-досрочного освобождения;
    2. воспитательная работа должна проводиться с учетом индивидуальных особенностей личности, характера и обстоятельств совершенных преступлений.

Воспитательная работа организуется администрацией исправительных учреждений на основе детальных планов, учебно-педагогических рекомендаций и иных документов, разрабатываемых в соответствующих структурах уголовно-исполнительной системы, призванных сделать процесс воспитательного воздействия на осужденных комплексным и эффективным. В тех же целях содействие в проведении воспитательных мероприятии могут оказывать общественные объединения (ст. 23 УИК РФ).

В исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иные виды (эстетическое, экономическое и экологическое) воспитания осужденных к лишению свободы.

Воспитательная работа проводится в трех основных формах:

При этом широко применяются психолого-педагогические методы воздействия на отдельных осужденных и их группы.

Наиболее эффективной формой воспитательного воздействия является индивидуальная работа с осужденными, которая проводится на основе изучения личности осужденного, с учетом обстоятельств совершенного им преступления, возраста, образования, профессии и других индивидуальных особенностей, с учетом научно-методических рекомендаций, вырабатываемых психологией и педагогикой.

Общественно полезный труд

Трудовая деятельность осужденных выступает в качестве важного средства воспитания, поддержания порядка и дисциплины в местах лишения свободы. Труд осужденных позволяет в современных условиях нормально функционировать исправительному учреждению, обеспечивать потребности самих осужденных, помогать семьям, накопить необходимые средства для устройства после отбытия наказания.

В УИК (гл. 14) сформулированы принципы труда осужденных к лишению свободы, к которым относятся:

    • подчинение производственной деятельности исправительных учреждении выполнению их основной задачи — исправлению осужденных;
    • обязательность труда осужденных;
    • сочетание труда и профессионального обучения осужденных.

Перечисленные принципы закреплены как в законодательстве Российской Федерации, так и в международных актах, определяющих правила обращения с осужденными.

Каждый осужденный обязан трудиться. Обязательность труда осужденных не распространяется на ряд категорий:

    1. осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, а также
    2. осужденные, являющиеся инвалидами 1 и II групп,

привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством о труде.

Несовершеннолетние осужденные, осужденные беременные женщины и женщины, имеющие детей, также привлекаются к труду в соответствии с трудовым законодательством. Администрация исправительного учреждения обязана привлекать осужденных к труду с учетом их трудоспособности и, по возможности, специальности.

Читайте также:  Реклама моющего средства для унитаза

Можно отметить три особенности труда осужденных в исправительных учреждениях:

    • труд в исправительных учреждениях служит средством достижения специфических целей уголовного наказания, и главным образом, цели исправления осужденных, наряду с целями экономическими, социальными;
    • трудовой процесс протекает в условиях лишения свободы участников трудовой деятельности, то есть в условиях изоляции тружеников от общества и в среде себе подобных;
    • в области трудовой деятельности в условиях лишения свободы имеются определенные ограничения в отличие от трудовой деятельности лиц, находящихся на свободе. Так, осужденные не имеют права выбора рода занятий, не могут использоваться на некоторых работах, и т.д.

В ряде случаев законодательство прямо запрещает привлекать осужденных к труду по имеющейся у них специальности. Это, прежде всего, в соответствии с приговором суда, когда осужденному назначено дополнительное наказание в виде лишения права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности.

Кроме того, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждении устанавливают виды работ, на которые запрещается привлекать осужденных:

    1. к труду в службах, управлениях, отделах по исполнению наказания, в штабах и помещениях, где размещается персонал исправительных учреждений, находится оружие, служебная документация, множительная, радиотелеграфная, телефонная, телефаксная техника;
    2. к труду, связанному с учетом, хранением и выдачей медикаментов, взрывчатых и отравляющих веществ и т. д.

Следует отметить, что при всем разнообразном положительном значении труда, сам по себе в отрыве от других средств исправительного воздействия труд малоэффективен и не способен поднять на должную высоту уровень общественного сознания осужденного. Это можно добиться, только сочетая все средства исправительного воздействия на осужденного с учетом особенностей его личности и характера совершенного преступления, а также с учетом его поведения в местах лишения свободы.

Общеобразовательное и профессиональное обучение осужденных к лишению свободы

Значение общеобразовательного и профессионального обучения лиц, лишенных свободы, определяется тем, что в соответствии со ст. 9 УИК РФ оно является одним из основных средств исправления осужденных.

Правовое регулирование общеобразовательного обучения осужденных исходит из закрепленного ст. 43 Конституции РФ права граждан на образование.

В исправительных учреждениях (ст. 112 УИК РФ) организуется обязательное получение осужденными, не достигшими возраста тридцати лет, основного общего образования. Осужденным, желающим продолжить обучение в целях получения полного среднего общего образования, администрацией исправительного учреждения и органами местного самоуправления создаются необходимые условия.

Осужденные старше тридцати лет, а также инвалиды 1 и II групп, получают среднее образование по их желанию.

По уголовно-исполнительному закону не привлекаются к общему образованию осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы. Такой подход вызван спецификой режима отбывания этого вида лишения свободы, отсутствием необходимых предпосылок для организации общеобразовательного обучения. Вместе с тем осужденным этой категории создаются не противоречащие порядку отбывания наказания условия для самообразования.

Для сдачи экзаменов учащиеся осужденные освобождаются от работы в соответствии с законодательством о труде, что создает им необходимые условия для получения образования в местах лишения свободы.

Получение осужденными среднего образования, как важный фактор позитивного развития личности, поощряется и учитывается при определении степени их исправления.

В соответствии со ст. 108 УИК РФ в исправительных учреждениях организуется обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии или специальности, по которой они могут работать в исправительном учреждении и после освобождения из него.

Читайте также:  Как сэкономить средства в бизнесе

Не являются обязательными профессиональное образование и профессиональная подготовка для осужденных – инвалидов 1 или II групп, а также для осужденных мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет. Однако при наличии желания они могут получить необходимую им профессиональную подготовку.

В исправительных учреждениях функционируют два вида профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных:

    1. обучение в профессионально-технических училищах системы профессионально-технического образования, филиалы которых создаются в местах лишения свободы;
    2. обучение на производстве исправительных учреждений.

Обучение в профессионально-технических училищах является основным видом профессионального обучения осужденных к лишению свободы, однако осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, в силу специфики режима содержания получают профессиональную подготовку только непосредственно на производстве.

Отношение осужденных к получению начального профессионального образования и профессиональной подготовки учитывается при определении степени их исправления.

Осужденным к лишению свободы, содержащимся в колониях-поселениях, в соответствии со ст. 129 УИК РФ разрешается заочное обучение в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, расположенных в пределах административно-территориального образования по месту нахождения колонии-поселения.

Источник



Получение общего образования и профессиональная подготовка как средства исправления осужденных к лишению свободы

Статья 112. Общее образование осужденных к лишению свободы

1. В исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, общего образования.

3. Для сдачи экзаменов обучающиеся осужденные освобождаются от работы в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

4. Получение осужденными основного общего и среднего общего образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления.

5. Педагогические коллективы образовательных организаций субъектов Российской Федерации оказывают помощь администрации исправительного учреждения в воспитательной работе с осужденными.

Статья 108. Профессиональное образование и профессиональное обучение осужденных к лишению свободы

1. В исправительных учреждениях организуются обязательное профессиональное обучение или среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него.

2. При отсутствии медицинских противопоказаний осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, больными, страдающими хроническими заболеваниями, а также осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет могут по их желанию пройти соответствующее профессиональное обучение или получить среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих с учетом соблюдения требований законодательства Российской Федерации об образовании и законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Перечень хронических заболеваний и медицинских противопоказаний, препятствующих прохождению профессионального обучения или получению среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, и порядок проведения медицинских осмотров осужденных для установления наличия либо отсутствия у них медицинских противопоказаний, препятствующих прохождению профессионального обучения или получению среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, определяются совместным нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

3. Отношение осужденных к получению среднего профессионального образования и профессиональному обучению учитывается при определении степени их исправления.

4. С учетом имеющихся возможностей администрация исправительного учреждения обязана оказывать содействие осужденным в получении высшего образования.

5. Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, профессиональное обучение проходят непосредственно на производстве.

Источник