Меню

Обж факторы здорового образа жизни это

Обж факторы здорового образа жизни это

5.2. Здоровый образ жизни и его составляющие

Образ жизни — показатель того, как личность реализует окружающие условия жизнедеятельности в интересах своего здоровья. Здоровый образ жизни подразумевает прежде всего личное, т. е. индивидуальное, здоровье человека, которое во многом зависит от него самого.
Уровень индивидуального здоровья определяют следующие факторы: наследственность (биологический фактор), природная, техногенная и социальная окружающая среда, индивидуальный образ жизни и служба здоровья.
ЗОЖ в качестве типичных и существенных для данной общественно-экономической формации форм жизнедеятельности людей, базирующихся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, имеет следующую функциональную направленность:
— укрепляет адаптивные возможности организма человека, способствующие полноценному выполнению им социальных функций и достижению активного долголетия;
— сохраняет и укрепляет здоровье людей, которое в свою очередь является предпосылкой существования и развития других сторон образа жизни;
— способствует полноценному выполнению человеком его социально-биологических функций.
ЗОЖ — это максимальное количество биологических и социально целесообразных форм и способов жизнедеятельности, адекватных потребностям и возможностям индивида, осознанно реализуемых им, обеспечивающих формирование, сохранение и укрепление здоровья, способность к продлению рода и достижению активного долголетия.
Условно понятие здорового образа жизни можно разделить на два направления. Первое — активные его формы, когда человек своими действиями создает условия хорошего состояния своего здоровья и обеспечивает собственную безопасность. Второе — человек старается не допустить образования привычек, отрицательно влияющих на его здоровье.
Основные составляющие ЗОЖ:
— культура учебного труда, его научная организация;
— полноценное, сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ питание;
— соблюдение режима труда и отдыха;
— пребывание на свежем воздухе, закаливание, тренировка иммунитета;
— соблюдение всех санитарно-гигиенических норм, личная гигиена;
— организация индивидуального целесообразного режима двигательной активности, обеспечивающего суточную потребность организма в движении;
— преодоление вредных привычек (алкоголь, курение, наркомания, токсикомания);
— грамотное экологическое поведение;
— психическая и эмоциональная устойчивость;
— культура сексуального поведения, межличностного общения;
— образование и самообразование по вопросам ЗОЖ.
Все элементы здорового образа жизни проецируются на человека, его жизненные планы, цели, запросы, поведение.
Факторы здоровья и факторы риска. В уставе ВОЗ говорится о высшем уровне здоровья как об одном из основных прав человека. Не менее важно право человека на информацию о тех факторах, которые определяют здоровье человека или являются факторами риска (их воздействие может привести к развитию болезни).
На сегодняшний день выделяют четыре основных сферы влияния факторов; их примерный удельный вес (значение) для здоровья людей представлен табл. 18.
Как видно из таблицы, заболеваемость и смертность зависят прежде всего от условий среды и образа жизни людей. Эти два фактора в 57 % случаев обусловливают неправильное физическое развитие и становление личности, в 77 % — служат причиной болезни, в 55 % — преждевременной смерти. Следовательно, более эффективно формировать правильный безопасный образ жизни, ценностно-мотивационные установки на здоровье, так как изменить генотип и среду (устойчивые компоненты) практически невозможно.
Наследственная информация и здоровье. Наследственная информация, заложенная в генах и хромосомах, может искажаться по сравнению с нормой, что приводит к потере здоровья и возникновению наследственных заболеваний.
Пол будущего ребенка зависит исключительно от Х- или Y-хромосом сперматозоида. Y-хромосома определяет черты мужского пола, Х-хромосома — женского. Признаки, контролируемые генами половых хромосом, называются сцепленными с полом. Их наследование связано с наследованием пола. Болезни, которые связаны с изменением нормального числа или строения хромосом, называют хромосомными болезнями.

Таблица 18. Группировка факторов по их удельному весу для здоровья

Сфера влияния факторов

для здоровья (примерный удельный вес в %)

Здоровая наследственность, генетическая устойчивость к неблагоприятным факторам

Наследственная патология, предрасположенность к наследственным болезням, близкородственные браки, мутационные влияния Неблагоприятные природные и климатические условия, нарушение экологической обстановки (загрязнение воздуха, воды, почвы, резкая смена атмосферных явлений, повышенные космические, магнитные, радиационные и другие излучения), катастрофы природного и техногенного характера Неэффективность профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания, недостаточный профессиональный уровень врачей Отсутствие рационального режима жизнедеятельности, нездоровый образ жизни: курение, употребление алкоголя, токсических и наркотических веществ, злоупотребление лекарствами, адинамия,гиподинамия, стрессовые ситуации, несбалансированное питание; вредные условия труда, плохие материально-бытовые условия, непрочность семей, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень, чрезмерно высокий уровень урбанизации

Внешняя среда, природно-климатические условия

Благоприятные природные и климатические условия, экологически чистая среда обитания, благоприятные социальные условия, психологический комфорт

Высокий уровень диагностики и профилактических мероприятий, своевременная профессиональная медицинская помощь, современная материальная база медицинских учреждений

Образ жизни, условия труда и проживания

Рациональная организация безопасной жизнедеятельности, здоровый образ жизни: адекватная двигательная активность, полноценное и рациональное питание, отсутствие вредных привычек, социальный и психологический комфорт; благоприятные условия труда; достаточное материальное обеспечение; образование; прочная семья

К 1959 г. были известны лишь 4 хромосомные аномалии, в том числе синдром Дауна и лишняя 21-я хромосома, которую описали еще в 1886 г.; в настоящее время их насчитывается более 750.
К характерным признакам изменений со стороны хромосом относятся: умственная отсталость, степень проявления которой может быть различной; врожденные повреждения глаз, ушей, носа, ротовой полости; наличие пороков развития нескольких органов; неправильное строение наружных половых органов.
Особую группу составляют моногенные болезни — заболевания, связанные с повреждением одного гена. В настоящее время известно свыше 3000 генетических нарушений, связанных с изменением одного гена.
Например, при цветовой слепоте (дальтонизме) человек не может отличить красный цвет от зеленого. Подобным дефектом зрения страдает около 45 % мужчин и менее 1 % женщин. Это объясняется тем, что проявление заболевания у женщин связано с наличием двух аномальных генов, а у мужчин — одного. Заболевание дальтонизмом — одна из причин профессионального ограничения (например на вождение автомобиля) и фактор риска безопасности жизнедеятельности.
В основе многофакторных заболеваний лежит наследственная предрасположенность. Заболевание развивается только в результате взаимодействия наследственного задатка с факторами риска окружающей среды.
К числу наиболее распространенных многофакторных заболеваний относятся сахарный диабет, которым страдает примерно 4-6 % населения, а также неврозы, гипертоническая болезнь, аллергические заболевания.
Кроме наследственной предрасположенности к болезням, следует принимать во внимание и наследственную устойчивость — состояние специфической устойчивости к болезнетворным действиям микробов (конституциональный иммунитет). Наследственный конституциональный иммунитет — наиболее совершенная самозащита организма.
Каждый человек должен знать свое родословное древо, чтобы прогнозировать вероятность возникновения наследственных заболеваний у своего будущего потомства. Лечение наследственных заболеваний затруднено, поэтому будущим родителям следует позаботиться о ранней диагностике возможных заболеваний ребенка.
Факторы риска во время беременности иродов. Своевременное выявление факторов риска дает возможность врачам провести консультации со специалистами и вовремя оказать помощь беременным. К наиболее значимым факторам риска, оказывающим неблагоприятное влияние на здоровье беременной женщины, течение беременности, исход родов и состояние плода, относятся:
— возраст родителей;
— наследственная патология;
— вредные привычки родителей;
— рост и масса тела матери;
— число детей в семье и интервал между родами;
— гинекологические заболевания беременной;
— соматические заболевания беременной;
— инфекционные заболевания во время беременности;
— резус и групповая несовместимость крови матери и плода.
Эти факторы увеличивают риск смерти женщины во время родов, гибели ребенка в утробе матери или сразу после родов, рождения больных детей и детей с уродствами. Рассмотрим некоторые факторы подробнее.
Вредные привычки родителей и наследственная патология. Нормальное течение беременности зависит от здоровья обоих родителей. Даже у совершенно здоровой женщины беременность протекает с осложнениями, если ее муж пьет.
Если будущая мать пьет сама, особенно во время беременности, то алкоголь через плаценту попадает в околоплодные воды и циркулирует там около 2 ч, отравляя плод. Особенно опасно воздействие алкоголя в первой половине беременности, когда идет закладка органов и систем ребенка, что может вызвать у него развитие тяжелых уродств.
Доказано, что у курящих людей изменения в хромосомах происходят вдвое чаще, чем у некурящих. Курение матери (в том числе и пассивное) во время беременности приводит к недостаточному снабжению плода кислородом.
Никотин и окись углерода, попадая в организм плода, вызывают спазм его сосудов и сосудов плаценты, что ведет к отклонениям в развитии плода или к его гибели. У матерей, интенсивно курящих и пьющих во время беременности, в 75 % случаев дети рождаются с пороками развития, в 5 % — погибают.
Рост и масса тела матери. Рост беременной женщины менее 150 см и масса тела до беременности на 20 % ниже нормы являются факторами риска, способствующими смерти плода или новорожденного.
Нормальным весом приросте 150 см считается 50 кг. Соответственно, масса тела 40 кг (приросте 150 см) неблагоприятна для вынашивания ребенка и родов. Также неблагоприятным фактором считается ожирение до и во время беременности, т. е. превышение стандартной массы тела более чем на 25 %.
Соматические заболевания беременной. Пороки сердца и гипертоническая болезнь во время беременности могут быть причиной сердечно-сосудистой недостаточности плода, что примерно в 4 % случаев ведет к его смерти. При гипертонии 2 и 3 стадий беременность противопоказана.
Варикозное расширение вен и тромбофлебит, диагностированные до беременности, могут осложниться во время нее. Анемия (уровень гемоглобина 90 г/л и ниже) опасна и для беременной, и для плода. При некоторых формах анемии беременность противопоказана, и ее необходимо прервать.
Во время беременности часто обостряются заболевания почек, приводя к задержке внутриутробного развития плода, а также к тяжелым токсикозам. При мочекаменной болезни с нарушенной функцией почек беременность противопоказана.
Не являются показанием к прерыванию беременности неосложненное течение холецистита, желчнокаменной болезни, язвы желудка, панкреатит, сахарный диабет.
При близорукости (миопии) может возникнуть кровоизлияние в сетчатку и ее отслоение. Поэтому при высокой степени миопии и ее осложнениях проводят кесарево сечение.
Резус и групповая несовместимость крови матери и плода. Резус-фактор (Rh) — это специфический белок, который содержится в эритроцитах у 85 % людей, а у 15 % отсутствует. Первые имеют резус-фактор положительный (Rh+), а вторые — отрицательный (Rh-).
Если у мужа кровь резус-положительная, а у жены резус-отрицательная, то с высокой степенью вероятности у ребенка будет резус-фактор положительный.
Во время беременности в крови матери образуются резус-антитела к резус-положительным эритроцитам плода. Во время второй и последующих беременностей резус-антител накапливается столько, что они разрушают Rh+ эритроциты плода. В результате плод нередко погибает или рождается ребенок с тяжелыми проявлениями гемолитической болезни — желтухой. Без специализированной помощи такой ребенок может умереть.
Гемолитическая болезнь у ребенка может возникнуть также при групповой несовместимости крови плода и крови матери. Это происходит, если у женщин с О (I) группой крови группа крови плода А (II) или В (III).
Для профилактики резус-конфликтной беременности женщинам с Rh- и группой крови О (I) не рекомендуется делать аборты.
Предупреждение наследственных болезней. В настоящее время в профилактике наследственных болезней разрабатывается ряд направлений:
— охрана окружающей среды, т. е. поддержание необходимых ее качеств, исключение мутагенов (веществ, вызывающих изменение генов), нейтрализация тератогенов (веществ, вызывающих уродства) и канцерогенов (веществ, вызывающих злокачественные новообразования);
— генетический мониторинг популяции — внедрение новых методов предупреждения врожденных и наследственных заболеваний;
— поиск антимутагенов (веществ, препятствующих возникновению мутаций), которые можно использовать в качестве пищевых добавок и лекарств;
— планирование семьи — система мер, соблюдение которых позволяет свести до минимума риск рождения больного ребенка (например, отказ от близкородственных браков, рождение ребенка в оптимальном для родителей возрасте и т. д.);
— дородовая диагностика, позволяющая установить наследственную патологию эмбриона или плода.
Среда жизнедеятельности человека. Наследственность, заложенная в человеке, реализуется в процессе взаимодействия организма с окружающей средой.
Окружающая среда — сложное образование, которое в свою очередь тоже включает ряд сред: природную и социальную, бытовую и производственную, космическую и земную. Человеческое общество и окружающая среда — единая система, вне биосферы человек не существует.
Для удовлетворения своих потребностей человек все больше изменяет природные ландшафты: вырубает леса, меняет русла рек, развивает города, расходует полезные ископаемые. Из-за использования химикатов, выделения производственных, транспортных и бытовых отходов катастрофически меняется химический состав воды, воздуха, почвы, а следовательно, и потребляемой человеком пищи. Окружающая среда изменяется быстрее, чем живой организм адаптируется к новым условиям жизни, — это угрожает здоровью людей и ставит проблему выживания человека как биологического вида.
В настоящее время описаны общие и специфические для каждой местности патологии. Общие связаны с географическими и климатическими условиями региона, специфические — с преобладающими отраслями производства.
Исследования ученых показали, что проживание человека в экстремальных климато-географических и неблагоприятных социальных условиях приводит к быстрому развитию хронической патологии сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочевыде-лительной систем, а также печени и других органов в более молодом возрасте. Например, для жителей г. Норильска характерны преждевременное старение, ранняя потеря работоспособности, сокращение средней продолжительности жизни. О степени экологического напряжения говорят факты увеличения в популяции числа людей с болезненным реагированием на метеогеофизические возмущения, со сниженными адаптивными резервами и высоким уровнем психоэмоционального напряжения.
Одна из важнейших экологических проблем крупных промышленных центров — проблема питьевой воды. Загрязнение воды оказывает вредное воздействие на здоровье людей двумя путями. Через воду происходит заражение человека микробами, вирусами или паразитарными возбудителями заболеваний. В результате загрязнений питьевых источников сточными водами, а также при аварийных ситуациях в организм человека попадают химические и радиоактивные вещества. В связи с этим необходимо использование различных методов очистки воды.
До недавнего времени главными загрязнителями окружающей среды считались пыль, угарный и углекислые газы, оксиды серы и азота, углеводороды, соединения азота, фосфора, калия, ядохимикаты, радиоизотопы. Металлы на сегодняшний день занимают второе место среди загрязнителей внешней среды и, по утверждению ученых, должны выйти на первое место в ближайшем будущем.
Особую опасность для здоровья человека представляет радиация. Генетическое исследование крови детей (потомков облученных) показали, что у каждого четвертого ребенка наблюдаются хромосомные изменения (мутагенных хромосом).
Население радиационно загрязненных территорий вынуждено жить в зоне повышенного риска. Исследования, проведенные в с. Муслюмово Челябинской области, указывают на высокую частоту и тяжесть хронической патологии как у взрослых, так и у детей: хроническая лучевая болезнь в 1997 г. была зарегистрирована у 132 человек, а в 1999 г. — уже у 147. Рождаемость снизилась, одновременно возросло число детей с разного рода патологиями с 67,8 % в 1997 г. до 95,5 % в 1999 г.
Аналогичные результаты получены учеными и для других территорий, загрязненных радиоактивными отходами: у каждого третьего ребенка выявлена патология ЛОР-органов и синдром вегетативно-сосудистой дистонии; у каждого пятого — хронические заболевания органов дыхания и нарушения сердечно-сосудистой деятельности; каждый шестой страдает заболеваниями желудочно-кишечного тракта.
В настоящее время создана система медико-экологического мониторинга. После выборочного обследования населения конкретного пункта оцениваются (по пятибалльной шкале) степень экологического напряжения популяции (с определением причин экологического напряжения), экстремальность климато-географических условий, степень антропогенного загрязнения, степень социальной напряженности либо сочетание этих факторов в том или ином виде.
Примерный вариант выходных данных системы медико-экологического мониторинга может включать в себя:
— число людей с высоким уровнем (%):
— болезненной метеочувствительности,
— психоэмоционального напряжения,
— экологического утомления;
— степень экологического напряжения населения (от 0 до 16 баллов):
— коэффициент экстремальности природной среды,
— коэффициент экстремальности производственной среды,
— коэффициент стрессированности населения;
— причины экологического утомления:
— экстремальные климато-географические условия,
— высокая степень экстремальности социальной обстановки,
— высокая степень антропогенного загрязнения среды,
— высокая степень экстремальности гео- и антропоэкологической ситуации;
— процент людей с расстройствами функций гомеостатических систем;
— процент людей, имеющих отдельные факторы риска развития патологии.
Система медико-экологического мониторинга помогает руководящим органам осуществлять постоянный динамический контроль за состоянием здоровья населения с современных медико-экологических позиций и принимать научно обоснованные решения относительно очередности и целесообразности реализации мероприятий по охране окружающей среды, внедрению новых безопасных для здоровья природосберегающих технологий, реализации отдельных элементов системы здравоохранения и мероприятий по совершенствованию методов профилактики и коррекции экологически обусловленных заболеваний.

Читайте также:  Раннее формирование у детей привычек здорового образа жизни

Источник

Основы безопасности жизнедеятельности
10 класс

Урок 27
Здоровый образ жизни и его составляющие

Вопросы для обсуждения

• что такое здоровый образ жизни;

• факторы, влияющие на здоровье;

• основные составляющие здорового образа жизни человека.

Ключевые понятия темы:

образ жизни; здоровый образ жизни; культура здоровья; факторы риска; основные составляющие здорового образа жизни.

Образ жизни — это совокупность привычных форм, способов и стиля жизнедеятельности человека, которые позволяют ему удовлетворять его ежедневные потребности и отражают его предпочтения в культуре поведения и деятельности.

Врачи, психологи, педагоги констатируют, что информация о своём здоровье ещё не является для людей фактором изменения образа жизни, привычного стиля жизнедеятельности. Взрослому человеку трудно менять свой привычный образ жизни, но гораздо легче с детства усвоить правила его организации, которые формируют культуру здорового образа жизни: культуру здоровья и безопасности жизнедеятельности.

Правильное воспитание культуры здоровья начинается с формирования осознанной потребности быть здоровым и соответствующей мотивации к поддержанию здоровья. Здоровый образ жизни является фактором созидания здоровья, а нездоровый — фактором риска нарушения здоровья. Активная доминанта в сознании — мотивация охраны здоровья — помогает человеку контролировать все формы и способы деятельности (интеллектуальную, эмоциональную, физическую), чтобы исключить факторы риска: инфекции, несбалансированное питание, гипокинезию и гиподинамию, курение и употребление алкоголя и наркотиков, экстремальные психические и физические нагрузки, травмы, облучения, недостаточный и неполноценный сон и отдых.

Преодоление факторов риска и активное воспитание полезных привычек созидания здоровья (здравосозидания) — это постоянный труд ума, психики и физического тела человека по проявлению целомудрия — мудрости целостного организма: здравомыслия и здравосозидания (здраводействия) в среде обитания в течение всей жизни.

Академик медицины Н. М. Амосов в книге «Раздумья о здоровье» (2000) отмечает:

Читайте также:  Агитбригада мы за зож в детском саду

«. чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные, заменить их нельзя ничем. В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности. Не надейтесь на медицину. Она неплохо лечит многие болезни, но не может сделать человека здоровым. Пока она даже не может научить человека, как стать здоровым. для здоровья одинаково необходимы четыре условия: физическая нагрузка, ограничении в питании, закалка и умение отдыхать».

Факторы, влияющие на состояние здоровья, можно условно объединить в следующие группы:

• социально-экономические: уровень развития производства, образовании, медицинской помощи, характер питании населения, время и качество досуга и отдыха в общем времени работающего;
• «болезни цивилизации»: сердечно-сосудистые заболевания, рак, травмы, отравления, дистрессы, инфекционные заболевания, болезни, связанные с неполноценным питанием, дефицитом белков и витаминов;
• природные: климат, рельеф, растительный и животный мир;
• космические: солнечная активность;
• биологические и психологические: наследственность, темперамент и поведение человека, его телосложение и психологический тип личности, врождённые свойства человека.

Как показывают современные исследования, индивидуальное здоровье человека зависит примерно на 59% от его образа жизни, на 15% — от окружающей среды, па 15% — от наследственности, на 10%- — от медицины и 1% составляет случай.

Установлена зависимость состояния здоровья детей от психологического климата в семье, соблюдения режима дня, учёбы и отдыха, рационального питания, соблюдения правил личной гигиены. Эти данные позволили разработать рекомендации по здоровому образу жизни.

Основные составляющие здорового образа жизни:

• рациональное питание — умеренное и сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ: белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов;
• режим дня с учётом индивидуальных биологических ритмов труда и отдыха, гигиена умственного труда;
• достаточная двигательная активность, обеспечивающая потребность организма в движении;
• закаливание и личная гигиена, способствующие повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям;
• грамотное экологическое поведение; психогигиена — умение управлять своими эмоциями, предупреждая невротические состояния;
• неприятие и отказ от вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков).

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому человеку право на здоровье. Права человека связаны с его ответственностью. Сознательное и ответственное отношение к своему здоровью должно стать нормой жизни каждого человека.

Вопросы и задания

1. Что такое здоровье и какие факторы на него влияют?

2. Что такое здоровый образ жизни?

Читайте также:  Понятие здорового образа жизни его составляющие менталитет как причина ухудшения здоровья населения

3. Назовите факторы, негативно влияющие на здоровье человека.

4. В чём опасность вредных привычек?

5. Почему социальные условия являются значимыми факторами риска нарушения здоровья?

6. Выясните нормы суточной двигательной активности человека вашего возраста.

7. Используя источники дополнительной информации, узнайте рекомендации по рациональному питанию для подростков.

Темы учебного исследования

1. Проект вашего будущего: «сам себе режиссёр».

2. Опасность вредных привычек.

3. Управление собой: наука или искусство.

4. Танец как средство полноценного гендерного развития.

Источник



Обж факторы здорового образа жизни это

Правила пожарной безопасности в образовательной организации. Учебные материалы для ОБЖ. Первичные средства пожаротушения. Действия при пожаре.

статья по теме ОБЖ в начальной школе.

Гафнер В.В. ФГОС начального общего образования: похищение безопасности в 3 частях читать

Здоровый образ жизни — что это?

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – индивидуальная форма поведения человека, которая соответствует возраст­ным, половым, наследственно обусловленным особенностям организма человека, усло­виям его существования, и ориентирована на сохранение, укрепление и восстановление здоровья, необходимого для выполнения человеком его биологических и социальных функций.

Здоровый образ жизни — это активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности человека.

В узкобиологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды.

Авторы, пишущие на эту тему, включают в ЗОЖ разные составляющие, но большинство из них считают базовыми:

  • воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
  • окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
  • отказ от вредных привычек: курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя.
  • питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
  • движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения, с учётом возрастных и физиологических особенностей;
  • гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
  • закаливание;

На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его ментальных установок.

Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты ЗОЖ:

  1. Эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями;
  2. Интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
  3. Духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.

Здоровый образ жизни создает наилучшие условия для нормально­го течения физиологических и психических процессов, снижает веро­ятность различных заболеваний и увеличивает продолжительность жизни человека.

При рискованном образе жизни, когда человек своим поведением наносит ущерб своему здоровью, нормальное течение физиологиче­ских процессов затруднено, жизненные силы организма расходуются на компенсацию вредных влияний. При этом увеличивается вероят­ность заболеваний, происходит ускоренное изнашивание организма, продолжительность жизни сокращается.

Почему следует считать здоровый образ жизни индивидуальной системой поведения?

Каждый человек индивидуален и неповторим. Человек индивидуа­лен по своим наследственным качествам, по своим стремлениям и возможностям. В определенной степени среда, окружающая человека, носит индивидуальный характер (дом, семья и т. д.). Значит, система его жизненных установок и реализация замыслов носит индивидуаль­ный характер. Все могут не курить, но многие курят. Все могут зани­маться спортом, но занимаются им сравнительно немногие. Все могут соблюдать рациональный режим питания, но делают это единицы.

Таким образом, для сохранения и укрепления своего здоровья каж­дый человек создает свой образ жизни, свою индивидуальную систему поведения, которая наилучшим образом обеспечивает ему достиже­ние физического, духовного и социального благополучия.

Образ жизни — это система поведения человека в процессе жизнедеятельности, основанная на личном опыте, традициях, принятых нормах поведения, знании законов жизнедеятельности и мотивов са­мореализации.

Для того чтобы сформировать свою систему здорового образа жизни, необходимо знать факторы, которые положительно влияют на здоровье человека. К ним можно отнести:

• соблюдение режима дня;

• хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Необходимо также учитывать и факторы, отрицательно влияю­щие на здоровье:

• употребление алкоголя, наркотиков;

• эмоциональная и психическая напряженность при общении с окружающими;

• неблагополучная экологическая обстановка в местах про­живания.

Таким образом, здоровый образ жизни — это цельная, логически взаимосвязанная, продуманная и спланированная система поведения человека, которая соблюдается им не по принуждению, а с удовольст­вием и уверенностью, что она даст положительные результаты в со­хранении и укреплении его здоровья.

Отметим, что здоровый образ жизни — это динамическая система поведения человека, основанная на глубоких знаниях различных фак­торов, оказывающих влияние на здоровье человека, и выборе стиля своего поведения, максимально обеспечивающего сохранение и укреп­ление здоровья, постоянное корректирование своего поведения с уче­том приобретенного опыта и возрастных особенностей. Суть такого поведения отнюдь не фанатичное следование каким-то установкам здорового образа жизни. Естественно, перестройка своего поведения всегда требует дополнительных усилий, но все должно совершаться на грани удовольствия. Приятного от затраченных усилий должно быть столько, чтобы усилия не показались напрасными. Чтобы создаваемая вами система здорового образа жизни имела привлекательность, не­обходимо постоянно хорошо видеть конечную цель усилий. Это — до­стижение полного духовного, физического и социального благополу­чия для себя, для нашего общества и государства.

Выбор пути создания своей индивидуальной системы здоро­вого образа жизни должен сделать каждый человек сам. Для этого существует ряд наиболее значимых жизненных ориенти­ров, которые будут способствовать ее формированию. К ним можно отнести:

• четко сформулированную цель жизни и обладание психоло­гической устойчивостью в различных жизненных ситуациях;

• знание форм своего поведения, которые способствуют со­хранению и укреплению здоровья;

• стремление быть хозяином своей жизни, верить в то, что правильный образ жизни даст положительные результаты;

• выработать у себя правильное отношение к жизни, воспри­нимать каждый день как маленькую жизнь, ежедневно полу­чать от жизни хотя бы маленькие радости;

• развить в себе чувство самоуважения, осознание того, что вы не зря живете, что все задачи, стоящие перед вами, вы в состоянии решить и знаете, как это сделать;

постоянно соблюдать режим двигательной активности (удел человека — вечно двигаться; нет никаких средств, ко­торые бы заменили движение);

• соблюдать гигиену и правила питания; соблюдать режим труда и отдыха;

• быть оптимистом, двигаясь по пути укрепления здоровья;

• ставить перед собой достижимые цели, не драматизиро­вать неудачи, помнить, что совершенство в принципе не­достижимая вещь;

радоваться успехам, так как во всех человеческих начина­ниях успех порождает успех.

Источник