Меню

Наглядность как средство создания коммуникативной мотивации

Наглядность как средство создания коммуникативной мотивации при обучении устной речи на уроке английского языка в средней школе

Основной целью обучения иностранному языку в школе является овладение учащимися навыком общения на иностранном языке. Под навыком общения, как правило, понимается коммуникативная компетенция, т.е. способность и готовность осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение (чтение с пониманием иноязычных текстов, письмо). Речевое общение относится к наиболее сложным видам речевой деятельности. Необходимым фактором для возникновения общения является потребность в высказывании, так как мотивированность является характерной чертой этого процесса. На данный момент методистами разрабатывается масса способов мотивировать учащихся на общение. Одним из самых эффективных способов является использование наглядных средств обучения, которые позволяют интенсифицировать процесс речевого общения.

Цель данного исследования состоит в изучении наглядности как средства создания коммуникативной мотивации при устной речи на уроке английского языка в средней школе и рассмотрении конкретных примеров наглядных средств, их роли, места и особенностей на уроке английского языка в средней школе.

В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения иностранному языку приобретают особое значение, так как коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника. Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения видится в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке. Речь идет о формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение (чтение иноязычных текстов, письмо). Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения иностранному языку

Для того, чтобы создать коммуникативную мотивацию и выйти в речь, необходимы средства наглядности. Прежде чем ответить на вопрос, какой должна быть наглядность при коммуникативном обучении устному иноязычному общению, необходимо рассмотреть понятия важнейших терминов для данного исследования: “наглядность” и “коммуникативная мотивация”.

“Наглядность не есть какое – то свойство или качество реальных объектов. Наглядность есть свойство, особенность образов этих объектов, которые создает человек в процессе познания. Наглядность есть показатель простоты и понятности для данного человека того психического образа, который он создает в результате его непосредственного или опосредованного познания”

Под коммуникативной мотивацией понимается создание ситуации, которая будет обеспечивать инициативное участие ученика в общении как на уроке, так и вне его. Коммуникативная мотивация возникает на основе взаимодействия субъекта с объективной действительностью. Именно объективная действительность служит основой, которая вызывает потребность в общении. Мотивация к высказыванию возникает при условии, если у школьника есть потребность высказать мысль. Поэтому коммуникативная мотивация зависит от содержания мыслительной деятельности учащихся. Чем интенсивнее содержание, тем интенсивнее потребность в его выражении

Согласно Прокофьевой В.Л., процесс возникновения коммуникативной мотивации происходит по следующей схеме: деятельность субъекта – взаимодействие с объектами реальной действительности – активизация мышления – потребность в высказывании мысли – коммуникативная мотивация ]. Таким образом, средства наглядности формируют смысловую опору говорения. Это может показанная перед началом работы сюжетная картинка, эпизод фильма, рассказ. Благодаря данной опоре учащемуся задаются смысловое содержание и логическая последовательность высказывания, и от него требуется лишь оформить это смысловое содержание известными ему языковыми средствами .

Одним из наиболее важных и эффективных примеров наглядных средств является flash cards activity. Это карточки, на которых четко, ярко и заметно написаны либо напечатаны слова на английском языке, касающиеся заданной темы. Данный прием можно использовать абсолютно на всех этапах изучения языка, для всех уровней и возрастов, при изучении любой темы. Flash card activity используется при вводе и отработке нового лексического материала. Чем полезен данный прием? Прежде всего, он направлен на отработку техники чтения. Педагог показывает карточку ученикам, правильно, громко и четко произносит написанное слово, говорит “Repeat all together!”, дети хором проговаривают данную лексическую единицу, затем учитель может сказать “Repeat once again!”, дети повторяют снова. Тем самым, речевой аппарат учеников “запоминает”, как произносится слово, и затем учащимся легко учить и использовать новый лексический материал. Очень важно, чтобы был задан четкий ритм произношений, чтобы дети не проговаривали слово как попало. Для четкости учитель может хлопать в такт, притопывать ногой. Более того, с помощью flash cards ученики смогут не только запомнить правильное произношение слова, а в принципе запомнить его само, а также запомнить написание слова. Ведь когда ребенок видит слово, проговаривает его несколько раз, он невольно “фотографирует” его глазами, и оно остается в памяти.

ИКТ в настоящее время стало неотъемлемым помощником в повышении интереса учащихся к изучаемым проблемам. ИКТ развивает наглядно – образное мышление учеников, позволяет учителю показать изучаемый материал с наиболее яркой и важной стороны. Еще одним эффективным средством наглядности является slide vocabulary technique. С помощью программы Microsoft Power Point учитель может создавать презентации по заданной теме, которая выводится на формат интерактивной доски Smart Board. Исходя из практического опыта, мы можем сказать, что такие презентации помогают быстро и эффективно использовать необходимую наглядность на уроке. Урок по теме “семья” можно начать с презентации новой лексики. В первую очередь слово мигает несколько раз, дети хором проговаривали его, запоминая его произношение и написание.

Далее слово появлялось на слайде с соответственно подобранной картинкой или фотографией. А затем и его перевод. Вводя такие лексические единицы как to get married, to divorce, husband, wife, можно показывать фото знаменитых личностей, просить описать их факты из их личной жизни, используя вокабуляр. Ученики мгновенно оживляются, включаются в работу. Это очевидно, потому что содержание данных слайдов максимально приближено к реальной жизни. Слайды мотивируют ребят на дальнейшую работу на языке, на высказывание своего мнения и отношения к теме.

Читайте также:  Чистящие средства для поверхностей из камня

Здесь мы видим, что slide vocabulary technique имеет не только образовательную, а также воспитательную и общепознавательную ценность. Используя данный метод, учитель имеет возможность осуществить беспереводной метод представления лексики. Таким образом, slide vocabulary technique дает развитие языковой догадки учащихся, т.к. сначала они видят только слово и картинку и могут сами предсказать, что это слово обозначает на русском языке.

Метод “разрезного предложения” также является одним из эффективных и интересных средств наглядности. Учитель разрезает предложение на слова, и дает ученикам по одному слову, затем просит выйти и составить цельное предложение. Этот прием очень нравится как учащимся младших классов, так и старшеклассникам. Они сразу оживляются, стараются составить предложение быстрее.

Фантазия учителя играет огромную роль в создании средств наглядности. Например, изучая различные фразы и выражения, можно показывать ученикам картинки зашифрованной фразой, а они должны описать ситуации, используя выученный материал. Например, изучая такие фразы как “to feel like doing something”, “to be to somebody׳s liking”, фото женщины, которая заглядывает в холодильник, они описывали как: “She feels like eating something”. А картинку, на которой девушка держит платье и говорит “I like it!” – “The dress is to her liking”.

Таким образом, использование информационных технологий (а именно slide vocabulary technique) не только оживляет ученый процесс и делает его разнообразным, но и несет большой мотивационный потенциал, повышает уровень практического владения языком, помогает презентовать и закрепить лексический материал. А итогом всего это становится выход в речь, мини – монолог на базе опор. Каждый ученик может произнести не только высказывание, используя наглядные опоры, но и выразить свое мнение. Известно, что в подростковом возрасте у детей складывается собственное мировоззрение, появляются свои идеалы, принципы и мнения. Поэтому так важно давать ученикам возможность самовыражаться на уроке.

Еще одним видом внешней наглядности является фильм – эпизод, видео. Известно, что для того, чтобы создать коммуникативную мотивацию, необходимо обеспечить смысловую наглядность. Очень важным в процессе изучения иностранного языка является расширение словарного запаса, на что можно давать задания – найти английский вариант всех слов, которые ученики увидели в видеофрагменте. На следующем уроке учащимся можно предложить кратко пересказать содержание видео – эпизода, используя найденные слова, а также в нескольких предложениях выразить свое мнение по поводу затронутой проблемы, сказать понравилось видео или нет, и почему. Данный вид наглядности является очень эффективным для учеников средней и старшей школы, ребята с удовольствием смотрят и обсуждают видео, предназначенные не для смеха и развлечения, а для серьезных рассуждений и мыслей.

Коллажирование является очень интересным и необычным средством наглядности. В начале урока учащиеся получают пакеты с различными картинками, рисунками, вырезками из газет и журналов, чистый лист бумаги, клей, ножницы. Создание коллажей может происходить в индивидуальном порядке, в парах, в микро – группах. Также ребятам могут быть выданы листки с напечатанными фразами и выражениями, которые они должны были использовать в своем мини монологе. 10 минут можно отвести на оформление коллажа, наклеивание картинок, 10 – на составление рассказа по нему, используя выданные фразы. Ученики обсуждают, как будут защищать свой коллаж, т.е. все картинки и фотографии они должны уметь комментировать на языке. Затем учащиеся выходят к доске, и, указывая на картинки коллажа, представляют свой рассказ. Чаще всего, мини – монологи получаются логичными, связными, интересными и веселыми. Ребята использовали не только выданные фразы, но и другие изученные по этой теме, которые они помнили. Было важно, чтобы выступающие сумели объяснить, почему выбрали ту или иную иллюстрацию. Грамотно составленные коллажи помогают нам в эффективном закреплении материала. В итоге мы достигаем изначально поставленной целей – составления собственного высказывания по собственной программе, расширения вокабуляра и потенциальных возможностей учащихся в самостоятельном поиске продуктивных лингвистических решений, а также развития воображения и творческих способностей учащихся.

Проанализировав эффективность и место наглядности на уроке английского языка, мы можем сделать вывод о том, что она играет особую роль в обучении иностранным языкам. Наглядность моделирует мир иноязычной среды в процессе учебной коммуникации, создает ситуации, схожие с ситуациями реальной действительности, в которых ученики начинают реагировать и говорить на языке. Применение наглядности привлекает внимание ребенка на уроке, мотивирует его на выход в речь, делает урок ярче, интереснее.

На основе практического опыта, мы можем уверенно сказать, что приемы наглядности на уроке английского языка помогает учащимся усваивать языковой материал более осмысленно и с большим интересом. Кроме того, наглядность мобилизует психическую активность учащихся, вызывает интерес к занятиям английским языком, расширяет объем усваиваемого материала, снижает утомление, тренирует творческое воображение, мобилизует волю, облегчает весь процесс изучения английского языка. А сама главным итогом является выход в речь, составление учениками собственного высказывания, монолога.

  1. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М. Просвещение, 1991. – 223 с.
  2. Карпенко А.В. Соотношение наглядности и моделирования в обучении: Ист. аспект. // Начальная школа плюс до и после. 2004, № 4. стр.1–5.
  3. Прокофьева, В.Л. Наглядность как средство создания коммуникативной мотивации при обучении устному иноязычному общению // Иностранные языки в школе.– 1990.– № 5.– с. 41–45.
  4. Салмина Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. – М.: изд-во МГУ, 1981. – 134 с.
Читайте также:  Мошки в квартире как вывести народными средствами

Источник

Наглядность как средство создания коммуникативной мотивации при обучении устному иноязычному общению

Дата публикации: 20.05.2016 2016-05-20

Статья просмотрена: 424 раза

Библиографическое описание:

Саломова, М. З. Наглядность как средство создания коммуникативной мотивации при обучении устному иноязычному общению / М. З. Саломова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1288-1290. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29621/ (дата обращения: 24.04.2021).

Key words: visualization,thinking,communicative, meaningcomplex,idea, notion,lexicaltable, motivation

Известно, что главной тенденцией процесса обучения иностранным языкам в настоящее время является коммуникативность, и большинство учебников и учебных пособий построено на коммуникативной основе. «Какой должна быть наглядность при коммуникативном обучении устному иноязычному общению?» И педагоги, и психологи уделяли этой проблеме много внимания, при этом они не отделяли понятие наглядность от понятия мышление, считая, что эти понятия взаимосвязаны. И только в методике, как это заметил Е. И. Пассов, термин наглядность рассматривается буквально: глядение на что-то. Отсюда и требования: описать ситуацию, восполнить ряд отсутствующих в тексте подробностей, использовать картины, изображения предметов, сами предметы с целью установления последовательности при беседе на тему, связанную с текстом, а фонетические, грамматические и лексические таблицы — для показа положения органов речи при произнесении той или иной фонемы или для систематизации материала. В обучении же, как отмечал Л. С. Выготский, научить гораздо важнее, чем сообщить те или иные знания. Другая форма, связанная с мышлением, — внутренняя наглядность не всегда учитывается на практике и не изучается теоретически. Внутренняя наглядность, служит как бы переходным мостом от «опорного» высказывания к самостоятельному, которое осуществляется говорящим по собственной программе. Данный вид наглядности связан главным образом с содержанием мыслительной деятельности говорящего. Высказывая мысль на родном языке, человек направляет основное внимание на содержание, т. е. на то, что сказать и в какой последовательности, а то, как сказать, осуществляется на уровне фонового автоматизма. Говоря на иностранном языке, человек испытывает дополнительную трудность, так как его внимание переключается еще и на второй объект — отбор языковых средств, составление сообщения. Основная цель обучения устному иноязычному общению как раз и состоит в том, чтобы операции по отбору языковых средств, составлению из них сообщений перевести на уровень фонового автоматизма. Ясно, однако, что сделать это возможно только в том случае, если внимание учащихся в процессе обучения будет направлено на смысловую сторону общения и они будут испытывать потребность в высказывании своих мыслей и восприятии устных сообщений товарищей.

Этой цели и может служить наглядность как внешняя, так и внутренняя, которую мы предлагаем использовать как средство создания коммуникативной мотивации (КМ). В свою очередь мышление является производной деятельности субъекта и образуется в результате его взаимодействия с объектами реальной действительности. Процесс возникновения КМ представим схематически так:

Деятельность субъекта— взаимодействие собъектами реальной действительности— активизация мышления— потребность ввысказывании мысли— коммуникативная мотивация

При обучении в качестве объективной действительности выступает наглядность. В процессе выполнения какой-либо деятельности объект может интересовать субъекта в плане его поведения, содержания и структуры. У субъекта в этом случае формируется мыслительное содержание, а ведь с точки зрения деятельностного подхода именно «мысль является предметом говорения как вида речевой деятельности» (И. А. Зимняя). Именно мыслительное содержание и будет стимулировать субъекта к высказыванию, оно и должно стать внутренней наглядностью.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод: обеспечить создание КМ у учащегося можно, предъявив в начале занятия или перед выполнением какого-либо вида работы (в течение двух-трех минут) специально разработанный вид внешней наглядности: рассказ, сюжетную картинку, теле-, диа-, эпифильмы, фильм-эпизод и др. Средствами внешней наглядности говорящему задаются смысловое содержание и логическая последовательность высказывания, тем самым создается смысловая опора говорения. В этом случае внимание учащегося направленно только на оформление этого смыслового содержания известными ему языковыми средствами. Желательно соблюдать данное условие на всех этапах формирования навыков и развития речевых умений. Обеспечить это условие возможно в том случае, если учитель будет стремится использовать на занятии не сколько внешнюю наглядность, основанную на ощущениях, сколько внутреннюю наглядность, которая базируется на образе представления. Этот образ все время видоизменяется и подготавливает переход от высказывания по заданной программе к ситуативному свободному высказыванию, в котором смысловое содержание задано самой структурой мысли, ходом умозаключений, собственной творческой программой. Да ведь и в процессе нормальной речи человек опирается на имеющиеся у него представления о действительности, которые близки к понятиям, а не на ощущения. Таким образом, в процессе формирования речевого умения говорения предложенная схема применения наглядности выглядит так: от внешней наглядности через внутреннюю наглядность к абстрактно-неопределенной программе смыслокомплексов. Последний этап является не наглядно — чувственным, а абстрактно — логическим воплощением программы высказывания.

Попытаемся показать возможные пути разработки наглядности для создания коммуникативной мотивации. Самый распространенный вид внешней наглядности — картинки. В целом же иллюстрации не обеспечивают КМ т не способствуют созданию внутренней наглядности. В то же время данный вид наглядности является ведущим при обучении устному общению.

Отметим еще два вида наглядности: содержательную и смысловую. Содержательная наглядность направляет внимание учащихся на содержание того или иного отрезка действительности, смысловая наглядность формирует отношение учащихся к тому, что изображено на картинке, т. е. актуализирует личностный смысл, что очень важно для обучения на коммуникативной основе.

Можно сделать вывод: внешняя наглядность прежде всего должна быть смысловой наглядностью, тогда она сможет обеспечить коммуникативную мотивацию и создание внутренней наглядности. Необходимо, чтобы она соответствовала возрастным особенностям учащихся. В основе ее, вероятнее всего, должны находиться проблемы, волнующие в первую очередь человека, стоящего на пороге самостоятельной жизни, ведь именно проблема, как заметил С. Л. Рубинштейн, является «средством активизации мышления». Следовательно, внешняя наглядность должна быть прежде всего проблемной. При этом следует учесть, что внешняя наглядность может не только служить стимулом к созданию КМ, но и обеспечивать управляемое формирование внутренней наглядности и тем самым стать основой управления процессом формирования речевых навыков и умений. Кроме того, для создания внутренней наглядности необходимо определить предметы обсуждения, которые соответствовали бы возрастным особенностям учащихся, уточнить, что главное должен заключать в себе каждый предмет обсуждения, чтобы в наибольшей степени способствовать созданию КМ у студентов при использовании таких средств наглядности, как картинки. Предполагаем, что степень интенсивности, личностно-смысловой и эмоциональной насыщенности КМ зависит от характера и структуры внешней наглядности. Если при ее разработке учитываются значимость, проблемность предметов обсуждения (что очень важно для создания КМ), то такая внешняя наглядность отвечает требованиям, необходимым для ее создания.

Читайте также:  Как вернуть средства с яндекс деньги

Следует отметить: степень интенсивности КМ изменяется в зависимости от возраста учащихся. Содержание и структура внешней наглядности, создание КМ и формирование внутренней наглядности взаимосвязаны.

Источник



Внутренняя наглядность как средство создания коммуникативной мотивации.
учебно-методический материал по английскому языку на тему

Наглядность — специально организованный показ языкового и экстралингвистического материала с целью облегчения его объяснения, усвоения и использования в речевой деятельности.

Широкое распространение получила лишь одна форма наглядности — внешняя, или перспективная, наглядность, основанная на процессах непосредственно чувственного отражения действительности. Другая форма, связанная с мышлением, — внутренняя наглядность не всегда учитывается на практике и не изучается теоретически

Скачать:

Вложение Размер
vnutrennyaya_naglyadnost_kak_sredstvo_sozdaniya_kommunikativnoy_motivatsii.docx 662.12 КБ

Предварительный просмотр:

Семенченок Елена Владимировна

Учитель английского языка МБОУ «Гимназия№1»

Внутренняя наглядность как средство создания коммуникативной мотивации.

Наглядность — специально организованный показ языкового и экстралингвистического материала с целью облегчения его объяснения, усвоения и использования в речевой деятельности.

Широкое распространение получила лишь одна форма наглядности — внешняя, или перспективная, наглядность, основанная на процессах непосредственно чувственного отражения действительности. Другая форма, связанная с мышлением, — внутренняя наглядность не всегда учитывается на практике и не изучается теоретически. Внутренняя наглядность, по мнению И.А. Зимней (1985), служит как бы переходным мостом от «опорного» высказывания к самостоятельному, которое осуществляется говорящим по собственной программе. Данный вид наглядности связан главным образом с содержанием мыслительной деятельности говорящего. Данный вид наглядности связан главным образом с содержанием мыслительной деятельности говорящего. Высказывая мысль на родном языке, человек направляет основное внимание на содержание, т.е. на то, что сказать и в какой последовательности, а то, как сказать, осуществляется на уровне фонового автоматизма. Говоря на иностранном языке, человек испытывает дополнительную трудность, так как его внимание переключается еще и на второй объект — отбор языковых средств, составление сообщения. Основная цель обучения устному иноязычному общению как раз и состоит в том, чтобы операции по отбору языковых средств, составлению из них сообщений перевести на уровень фонового автоматизма. Ясно, однако, что сделать это возможно только в том случае, если внимание учащихся в процессе обучения будет направлено на смысловую сторону общения, и они будут испытывать потребность в высказывании своих мыслей и восприятии устных сообщений товарищей. Этой цели и может служить наглядность как внешняя, так и внутренняя, которую можно использовать как средство создания коммуникативной мотивации.

Картинки из учебников английского языка иллюстрируют тексты или упражнения. Основные задания, предлагаемые ученикам — описание картинок или действующих лиц; ответы на вопросы по картинкам. Опрос учеников привел к следующим выводам: ученикам пятых классов интересны и сказки, и действительность, и прошлое, и будущее; они любят картинки иллюстрирующие содержание текста; шести – семиклассников интересуют серии картинок объединенных одной сюжетной линией, старшеклассников – картинки остросюжетные, фабульные, связанные с проблемами современности, отношений и совсем не обязательно с жизнью школы. Н. И. Гез, М.В. Ляховицкий (1982) считают, что единственный способ вызвать глубокий эмоциональный и нравственный отклик подростка — поставить его перед проблемой, заставляющей самостоятельно размышлять и формулировать вывод.

Обеспечить создание коммуникативной мотивации у школьников можно, предъявив в начале урока или перед выполнением какого-либо вида работы специально разработанный вид внешней наглядности. Ниже представлены ситуативные картинки, которые используются мной для создания внутренней мотивации и потребности использовать изученные языковые средства для формулировки содержания высказывания. Описывать данные картинки можно индивидуально, а можно использовать и соревновательный момент. К примеру:

— опишите картинку сверху вниз (детальное описание с мелкими делалями);

— опишите картинку, произнося, по очереди, только одно предложение. Тот на ком закончится цепочка должен представить себя автором этого фото, и объяснить по какому случаю была сделана эта фотография и почему он хранит ее в своем фотоальбоме;

-опишите картинку но не содержание ее, а эмоции и чувства которые испытывают герои или вы;

— представьте, что вы показываете свой фотоальбом друзьям и там находиться это фото, расскажите про нее подробнее( кто это, где была сделана, кем, почему этот момент важен для вас или героев картинки, что вы испытывали тогда и что случилось с этими людьми потом);

— опишите момент до того сюжета, который изображен на картинке;

— предположите, что произошло затем и т. д.

Для групп со слабой языковой подготовкой можно дать набор опорных слов и выражений.

road traffic accident- дорожно-транспортное происшествие

Источник