Развитие мотивации у школьников к формированию здорового образа жизни
статья на тему
В статье рассматривается актуальность проблемы формирования отношения школьников к ценностям физической культуры и своему здоровью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
borisova_elena_mihaylovna.odt | 10.9 КБ |
mezhdunarodnaya_konferentsiya.docx | 16.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Борисова Елена Михайловна,
учитель физической культуры
муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы
с углубленным изучением отдельных предметов № 47
Развитие мотивации у школьников
к формированию здорового образа жизни.
Здоровье — это достояние всего общества, которое невозможно оценить. Здоровые дети — это благополучие общества. Без здорового поколения у нации нет будущего. Крепкое здоровье обеспечивает нам долгую и активную жизнь, способствует выполнению наших планов, преодолению трудностей, даёт успешно решать жизненные задачи.
Среди многочисленных проблем, которые стоят сегодня перед общеобразовательной школой, особую актуальность проблема формирования отношения школьников к ценностям физической культуры и своему здоровью. Актуальность этой проблемы обусловлена потребностью в укреплении здоровья школьников как одного из факторов успешности обучения и воспитания, а также заботы о всестороннем развитии личности.
Дети очень доверчивы и подвержены внушению. Если ребёнка всё время пугать болезнями, то мы не разовьём у него желания быть здоровым. Ребёнок должен расти с сознанием , что толь ко от него самого зависит накопление его собственного здоровья. А поскольку именно в раннем возрасте закладываются основы здорового образа жизни человека, то ясна роль школы в этом вопросе.
Принимая во внимание проблемы общеобразовательной системы и, понимая, что здоровье каждого зависит от его собственных усилий, педагогическим коллективом и родительским советом было принято решение о разработке здоровьесберегающей программы «Школа – территория здоровья». Программа пронизывает все организационные уровни школы, Деятельность учащихся, их родителей, педагогического коллектива построена исходя из таких принципов:
1. Здоровые дети — основа благополучия страны.
2.Здоровье – основа развития и жизненного успеха личности.
3.Жизнь школы, живая и интересная.
4. Здоровый педагог — здоровый учащийся.
5. Инициативные, ответственные, ведущие здоровый образ жизни родители — основа благополучного всестороннего развития детей.
Девизом нашей работы по формированию ЗОЖ стали слова Карлейля «Здоровый человек — самое драгоценное произведение природы».
Результат на этапе школьного образования подтвердил, что положительная мотивация детей и ориентация жизненных интересов на здоровый образ жизни, сформированные в дошкольном детстве, сохраняется в школьные годы при положительном примере взрослых.
Работа по формированию ЗОЖ в школе строится в тесном сотрудничестве с родителями, ведь культура воспитания закладывается в семье. Сегодня многие родители часто испытывают трудности в общении с собственным ребёнком. И я считаю, что нельзя ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники. Эффективность дают такие формы работы, на которых знания преподносятся в процессе сотрудничества педагога и родителей, активного взаимодействия взрослого и ребёнка. Взаимодействуя с родителями, я ставлю следующие задачи:
1. Ориентировать семью на воспитание здорового ребёнка
2.Обеспечить тесное сотрудничество и единые требования школы и семьи в вопросах здоровья детей.
3.Формировать у родителей теоретические знания, закрепить навыки и выработать потребность в здоровом образе жизни.
4. Повысить интерес родителей к деятельности школы и жизни ребенка в неё.
Для того, чтобы определить направление и выбрать наиболее эффективные формы работы с каждой семьёй или конкретной группой родителей, необходимо получить информацию об особенностях их образа жизни. Форма общения ни в коем случае не должна носить поучающего характера, а быть совместной попыткой рассмотреть актуальную для всех проблему со всех сторон. Свою работу с родителями я строю по двум направлениям:
— просвещение самих родителей
— активизация родительской помощи в проведении мероприятий с детьми
В школе действует комната детских и молодёжных организаций. Она является центром ученических инициатив, совместной работы ученического актива, классных руководителей, учителей и родителей. В течении учебного года работает лекторий для родителей, проводятся индивидуальные консультации, организуются родительские собрания, беседы за круглым столом. Работает телефон доверия, что очень удобно, если родитель ограничен в собственном времени.
Информационное обеспечение деятельности педколлектива и родителей включает в себя:
— страницу ЗОЖ на сайте школы
— выпуск стенных газет, плакатов, листовок, посвящённым различным темам ЗОЖ
— оформление классных уголков, стендов, содержащих информацию о ЗОЖ
Во время каникул учителями физической культуры и классными руководителями, совместно с родителями, организуются экскурсии, однодневные и многодневные походы. Родители являются активными помощниками в организации и проведении спортивно — массовых мероприятий, входят в состав жюри. Традиционными в школе стали такие мероприятия как:
— малые олимпийские игры
— военно — спортивные праздники
— семейные состязания « Все на старт»
— Дни открытых дверей
— предметная неделя кафедры «Здоровья»
— праздник «Зимние забавы»
— кросс «Золотая осень»
Популярной формой по формированию здорового образа жизни при непосредственной помощи родителей является проведение конкурсов «Мы против наркотиков», «Мама, папа, я – знающая ПДД семья», «В здоровом теле — здоровый дух», создание рекламных роликов, инсценирование сказок и многое другое.
С большим удовольствием родители принимают участие со своими детьми во Всероссийских, городских и районных соревнованиях «Лыжня России», «Кросс наций», «Российский азимут», «Зимний мяч», «Большая игра».
Народная мудрость гласит « Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». В начале этого учебного года состоялся большой праздник, посвящённый открытию новой спортивной площадки. На школьном стадионе было организовано торжественное мероприятие. Наряду со спортсменами-школьниками, чествовали и родителей учеников, активно занимающихся спортом, достигших спортивных высот. Родители — спортсмены обратились к детям с напутствиями и добрыми пожеланиями, призывая ребят брать с них пример и вести активный и здоровый образ жизни, заниматься спортом. С большим азартом были проведены товарищеские матчи по футболу, баскетболу, конкурсы «Самый сильный ученик», «Самый сильный родитель». Праздник прошёл на высокой эмоциональной волне, при большом количестве зрителей и болельщиков.
Я убеждена, что идеи и формирование здорового образа жизни (с использованием потенциала физической культуры) дадут плоды только тогда, когда ими проникнутся все участники открытого образовательного пространства от руководства государства, школы до родителей и каждого ученика.
Предварительный просмотр:
Борисова Елена Михайловна,
учитель физической культуры,
Использование компьютерных технологий как средство мотивации к урокам физической культурой.
Одним из главных инструментов в образовании, открывающих путь в новый мир, являются информационно- коммуникационные технологии. Разработка стратегии использования информационных технологий в сфере образования – одна из ключевых проблем стратегического планирования, как на национальном, так и на глобальном уровне. Традиционные способы передачи информации уступают место использованию ИКТ. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновацоинных технологий, идей, направлений, которые позволяют обеспечить необходимые условия для развития индивидуальных способностей обучаемого.
При этом перед учителем встают следующие задачи:
— создание условий, способствующих повышению мотивации обучающихся к урокам физической культурой
— создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса
— стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий
— использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания
— оценка ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения
— поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать более рациональные
— создание педагогических ситуаций поощрения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика
Внедрение информационных технологий в образовательную среду урока позволяет повышать и стимулировать интерес учащихся , активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала, индивидуализировать обучение, повышать скорость изложения и усвоения информации, а также вести экстренную коррекцию знаний. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень.
Необходимо учитывать и психологический фактор: современному ученику намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи таблиц, схем, карт. В настоящее время разработаны и внедрены в учебный процесс образовательных учреждений обучающие программы по пулевой стрельбе, гимнастике, лыжному спорту, физиологии, биомеханике, восточным единоборствам, программы , позволяющие проводить имитационное моделирование срочных и долгосрочных адаптационных процессов, протекающихв организме учащихся. Применение интерактивной доски на уроках позволяет облегчить процесс обучения технически сложных видов спорта (баскетбол, волейбол). Учитель, работая с доской, имеет возможность, разбив технический приём на слайды, показывать их с такой скоростью, с какой необходимо для детального изучения и понимания в данном классе. Результатами использования интерактивной доски является абсолютная доступность при любой физической подготовленности учащихся, заинтересованность всех категорий учащихся.
Компьютер значительно расширяет возможности представления информации. Применение цвета, графики, мультипликации, звука — всех современных средств видеотехники — позволяют воссоздать обстановку деятельности, что вызывает у учащихся несомненный интерес.
Мыслительная деятельность детей на занятиях физической культурой с использованием компьютера способствует быстрому усвоению теоретического материала, а получение знаний и двигательных навыков становятся интенсивнее и многообразнее.
Применение информационно- коммуникационных технологий возможно на всех этапах урока. При изучении нового материала координируется, направляется и организуется учебный процесс, а предполагаемый материал объясняет компьютер. С помощью видеоряда, звука и текста ученик получает представление об изучаемом двигательном действии, учится моделировать последовательность движений, что делает урок наиболее ярким, содержательным и увлекательным. При закреплении материала компьютер позволяет индивидуально учитывать знания, коррегировать полученные знания и умения в каждом конкретном случае. На этапе повторения учащиеся решают проблемные ситуации. В результате в мыслительную деятельность будут включены все ученики. Степень их самостоятельности в освоении материала регулируется учителем.
Компьютерный контроль знаний по сравнению с традиционным имеет по сравнению с традиционным ряд преимуществ, которые состоят в следующем:
-используется индивидуальный подход, учитывается разная скорость выполнения заданий учащимися, упражнения дифференцируются по степени трудности;
— повышается объективность оценивания;
— фиксируется детальная картина успехов и ошибок учеников.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физической культурой очень актуально. Они способствуют формированию творческой личности учащихся, позволяют каждому ребёнку раскрыть свои способности, чувствовать себя на уроке уверенно и комфортно. Внедрение ИКТ в образовательный процесс способствует повышению уровня учебной работы учащихся.
1.Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт: методология , теория, практика / И.С. Барчуков , А.А. Нестеров.- М.: Academia, 2009.-528 с.
2. Волков В.Ю. Компьютерные технологии в образовательном процессе по физической культуре / Материалы Всероссийской научной практической конференции. СПб., 2000.
3.Горбунов Г.Д. , Гогунов Е. Н. Психология физической культуры и спорта / Г.Д. Горбунов, Е.Н Гогунов.- М:Academia, 2009.-256.
4.Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова.- 4-е изд., стер.- М.:Academia, 2008.- 192 с.
5.Кайнова Э. Б. Общая педагогика физической культуры и спорта / Э.Б. Кайнова .-Изд-ва: Форум, Инфа-М, 2007.-208с.
6.НеверковичС.Д. , Аронова Т.В., Баймурзин А.Р. Педагогика физической культуры и спорта / С.Д. Неверкович, Т.В. Аронова, А.Р. Баймурзин.-М.: Academia, 2010.-336с.
Источник
Формирование положительной мотивации учащихся к ЗОЖ
Формирование положительной мотивации учащихся к ЗОЖ
Обобщение опыта работы классного руководителя Говоровой Е.В. по теме «Формирование положительной мотивации учащихся к здоровому образу жизни и воспитание бережного отношения к своему здоровью» представлено в документе zip.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщение опыта работы | 57.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы классного руководителя.
Тема опыта : «Формирование положительной мотивации учащихся к здоровому образу жизни и воспитание бережного отношения к своему здоровью.»
Интенсивные изменения в системе образования, инновационные процессы в Российской школе ставят вопросы о сохранении здоровья школьников.
Дмитрий Анатольевич Медведев утвердил инициативу «Наша новая школа», одно из направлений которой – сохранение и укрепление здоровья школьников.
По словам Геннадия Онищенко, Главного государственного санитарного врача России, сегодняшние школьники проводят в образовательных учреждениях «чрезвычайно много времени» — от 8 часов. Поэтому ценностное отношение детей к своему здоровью не может формироваться без участия педагогов.
Согласно официальной статистике, в настоящее время в нашей стране приверженность граждан здоровому образу жизни чрезвычайно низка. Распространение вредных привычек среди подрастающего поколения и ухудшение состояния здоровья россиян, связанного с несоблюдением основных принципов здорового образа жизни, требуют поиска эффективных мер формирования мотивации здоровьесберегающего поведения. Невозможно подвергнуть сомнению утверждение о том, что здоровье подрастающего поколения определяет уровень развития общества. Оценивая здоровье детей сегодня, мы получаем прогноз благосостояния страны на будущее.
Цели и задачи работы классного руководителя в этом направлении:
— формирование положительной мотивации учащихся к здоровому образу жизни.
- добиться понимания детьми сущности здоровья и здорового образа жизни;
- воспитывать ответственное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих;
- развивать навыки управления своим здоровьем;
- формировать культуру питания;
- формировать потребность в занятиях физической культурой и спортом.
- популяризация здорового стиля жизни;
- повышение уровня осведомленности учащихся о вредном воздействии алкоголя и сигарет на здоровье человека, а также о последствиях, влияющих на здоровье будущего поколения.
Степень новизны состоит :
- В конкретизации одного из приоритетных направлений проекта «Наша новая школа» в области сохранения и укрепления здоровья школьников;
- В систематизации работы классного руководителя по формированию положительной мотивации учащихся к здоровому образу жизни
Краткое описание опыта :
Работа классного руководителя направлена на формирование положительной мотивации учащихся к здоровому образу жизни и воспитание бережного отношения к своему здоровью. Начало положено в 2009-2010 учебном году, когда классный руководитель Говорова Е.В.приступила к работе с 5 «М» классом и продолжается до сих пор (сейчас ребята в 7 «М» классе)
Само понятие «здоровье» имеет несколько определений. Работа Говоровой Е.В. опирается на самое популярное, и, пожалуй, наиболее емкое определение, данное Всемирной организацией здравоохранения : «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». [1]
Используя данную схему, наметила следующие направления деятельности классного руководителя по формированию у детей ценностного отношения к своему здоровью:
- Сохранение и улучшение физического здоровья учащихся;
- Сохранение психического здоровья детей;
- Совершенствование нравственного здоровья учащихся;
- Сохранение социального здоровья детей;
- Сохранение духовного здоровья подрастающего поколения
Мероприятия по направлениям.
- Вовлечение учащихся в спортивные кружки, секции;
- Проведение физкультминуток на уроках, классных часах
- Организация учащихся класса на участие в соревнованиях;
- Сотрудничество со скаутской организацией «Родник»;
- Выпуск стенгазеты о спортивной жизни класса «Олимпийцы среди нас»;
- Ведение «Дневника здоровья класса» [2]
- Оформление «Уголка здоровья».( Материалы в нем постоянно обновляются. Например, во время эпидемии гриппа ребята читали памятку, составленную школьным фельдшером, как уберечься от этого коварного заболевания, а также составляли памятки сами; весной (2011г.) был помещен материал о здоровом питании, о том, как победить авитаминоз; осенью (2011г) – о режиме дня и закаливании.
Работа ведется совместно с учителем физкультуры, ко многим мероприятиям привлекаем родителей.
Подготовка команды для участия в туристических слетах
В Дневник здоровья класса входят разделы:
- Общая характеристика класса;
- Фамилии учащихся, работающих левой рукой, с дефектами речи, медлительных, чрезвычайно подвижных
- Фамилии детей, имеющих нарушения осанки, хронические заболевания, заболевания нервной системы, нарушения зрения;
- Развитие ребенка, где фиксируются рост, вес детей на начало и конец каждого уч. года;
- Распределение учащихся по группам здоровья;
- Уровень физической подготовленности класса;
- Результаты диагностики структуры взаимоотношений в коллективе.
ВСЯ ЭТА ИНФОРМАЦИЯ ДОСТУПНА ТОЛЬКО МЕДИКУ И КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ!
Обеспечение благоприятных психологических условий в классном коллективе:
- Мониторинг уровня взаимоотношений учеников друг с другом;
- Игры на формирование бесконфликтного общения;
- Игры-конкурсы на преодоление внутренних комплексов детей.
В этом направлении необходима совместная работа со школьным психологом. Остановимся же на том, что зависит от классного руководителя
Работа в этом направлении включает в себя все вышеизложенное, а также:
- Организация школьников на участие в различных конкурсах, олимпиадах;
- Подготовка волонтерской группы учащихся «Мы выбираем жизнь» и выступление на классных часах в начальной школе;
- Проведение разнообразных форм занятий: игр, диспутов, путешествие в будущее и т.д.
Приоритетным направлением воспитания в области ЗОЖ должно быть формирование нравственных качеств ребенка, которые являются фундаментом здоровья.
Невозможно сохранить здоровым тело, если не совершенствовать эмоционально – волевую сферу, если не работать с нравственностью ребенка.
- Организация встреч с медиками, представителями МВД
( в частности, со школьным инспектором )
- Сценки, инсценировки по теме «Профилактика вредных привычек»;
- Выставка рисунков по теме «Это не для меня!»;
- Работа учащихся над памяткой «Скажи НЕТ!»;
- Реализация превентивной программы «Полезные навыки»( по профилактике употребления ПАВ)
- Разработка памятки «Здоровым быть здорово!»
- Выступление агитбригады по пропаганде ЗОЖ на областном конкурсе в г.Великий Новгород
- Посещение Свято-Духова монастыря, поездка в Иверский монастырь;
- Активизация детей и их родителей на участие в ежегодном Рождественском марафоне
- Сотрудничество с краеведческим музеем
( посещение выставок, экспозиций)
Духовное здоровье- система ценностей и убеждений, это состояние, характеризующее человека как личность, способную развивать свои умения и навыки.
Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров!
Практическая значимость . Материалы представленной работы могут быть использованы педагогами, классными руководителями и родителями
( информация получена в результате анонимного анкетирования учащихся и их родителей )
- информированы о факторах, формирующих здоровье: 2009-2010 год — 78,3%, 2010-2011- 80% , 2011-2012 — 94,1%;
- информированы о вреде табакокурения, энергетических напитков, пива, алкоголя, токсикомании, наркомании: 2009-2010 год — 84,5 %, 2010-2011 – 89% , 2011-2012- 97%
- участвуют в мероприятиях по здоровому образу жизни: 2009-2010 год — 49%, 2010-2011 – 65%, 2011-2012 – 76% .
- занимаются утренней гимнастикой ( по информации от родителей) : 2009-2010 год — 16,7%, 2010-2011 – 23%, 2011-2012 -31%
- закаливаются: 2009-2010 год — 8,4%, 2010-2011 — 11%, 2011-2012- 15,0%.
- регулярно участвуют в спортивных соревнованиях: 2009-2010 год — 60,1%, 2010-2011- 73%, 2011-2012 — 83,9%;
- исключили из рациона питания газированные напитки, чипсы( по информации от родителей): 2009-2010 год — 1,2 %, 2010-2011 — 6,6%;
2011-2012- 12% учащихся класса
- Повышение у учащихся приоритета здорового образа жизни;
- Осознание школьниками негативного влияния на здоровье вредных привычек;
- Рост уровня физического развития и физической подготовленности учащихся;
- Снижение заболеваемости детей, в особенности так называемыми «школьными « болезнями ( нарушение зрения, нарушение осанки и т.п.)
1. Систематическая работа по формированию положительной мотивации к здоровому образу жизни учащихся вверенного мне класса началась в 2009-2010 уч.году.
Сейчас ребята учатся уже в 7 классе , и можно говорить о том, что количество пропусков учебных занятий по болезни уменьшилось, так как дети начали бережнее относиться к своему здоровью.
Отрадно было читать сочинение ученика 7 класса Цицулина Валерия : «…Здоровье – сокровище, которое нельзя найти, но можно заработать, занимаясь спортом, кушая здоровую пищу, гуляя на свежем воздухе..»
2.Уменьшилось количество пропусков уроков по болезни
3.Охват учащихся физкультурно- спортивной работой
- Баль Л.В., Барканов С.В. Формирования здорового образа жизни российских подростков. М., 2003.
- Бойко А. Здоровые тесты. М., 2003.
- Васильев В. Здоровье и стресс. М., 1992.
- Гузиков Б.М., Мейроян А.А. Что губит нас… О проблеме алкоголизма, наркомании и табакокурения. М., 1990.
- Классному руководителю. М., 1999.
- Лоранский Д.Н., Лукьянов В.С. Азбука здоровья: Книга для молодежи. М., 1990.
- Мороз О.П. Группа риска. М., 1990.
- Педагогика здоровья. М., 1990.
- Рогов Е.И.Психология человека: Книга для школьников. М., 1999.
- Рожков М. И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М., 2000
11. Торохова Е.И. Валеология: Словарь. М.:М.: Флинта.Наука.1999.
12.Справочник классного руководителя № 9.2007/статья Р.В.Бабенко «Оформление документации классного руководителя»
Источник
➤