Меню

Мотивация зож в школе

Развитие мотивации у школьников к формированию здорового образа жизни
статья на тему

В статье рассматривается актуальность проблемы формирования отношения школьников к ценностям физической культуры и своему здоровью.

Скачать:

Вложение Размер
borisova_elena_mihaylovna.odt 10.9 КБ
mezhdunarodnaya_konferentsiya.docx 16.78 КБ

Предварительный просмотр:

Борисова Елена Михайловна,

учитель физической культуры

муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения средней общеобразовательной школы

с углубленным изучением отдельных предметов № 47

Развитие мотивации у школьников

к формированию здорового образа жизни.

Здоровье — это достояние всего общества, которое невозможно оценить. Здоровые дети — это благополучие общества. Без здорового поколения у нации нет будущего. Крепкое здоровье обеспечивает нам долгую и активную жизнь, способствует выполнению наших планов, преодолению трудностей, даёт успешно решать жизненные задачи.

Среди многочисленных проблем, которые стоят сегодня перед общеобразовательной школой, особую актуальность проблема формирования отношения школьников к ценностям физической культуры и своему здоровью. Актуальность этой проблемы обусловлена потребностью в укреплении здоровья школьников как одного из факторов успешности обучения и воспитания, а также заботы о всестороннем развитии личности.

Дети очень доверчивы и подвержены внушению. Если ребёнка всё время пугать болезнями, то мы не разовьём у него желания быть здоровым. Ребёнок должен расти с сознанием , что толь ко от него самого зависит накопление его собственного здоровья. А поскольку именно в раннем возрасте закладываются основы здорового образа жизни человека, то ясна роль школы в этом вопросе.

Принимая во внимание проблемы общеобразовательной системы и, понимая, что здоровье каждого зависит от его собственных усилий, педагогическим коллективом и родительским советом было принято решение о разработке здоровьесберегающей программы «Школа – территория здоровья». Программа пронизывает все организационные уровни школы, Деятельность учащихся, их родителей, педагогического коллектива построена исходя из таких принципов:

1. Здоровые дети — основа благополучия страны.

2.Здоровье – основа развития и жизненного успеха личности.

3.Жизнь школы, живая и интересная.

4. Здоровый педагог — здоровый учащийся.

5. Инициативные, ответственные, ведущие здоровый образ жизни родители — основа благополучного всестороннего развития детей.

Девизом нашей работы по формированию ЗОЖ стали слова Карлейля «Здоровый человек — самое драгоценное произведение природы».

Результат на этапе школьного образования подтвердил, что положительная мотивация детей и ориентация жизненных интересов на здоровый образ жизни, сформированные в дошкольном детстве, сохраняется в школьные годы при положительном примере взрослых.

Работа по формированию ЗОЖ в школе строится в тесном сотрудничестве с родителями, ведь культура воспитания закладывается в семье. Сегодня многие родители часто испытывают трудности в общении с собственным ребёнком. И я считаю, что нельзя ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники. Эффективность дают такие формы работы, на которых знания преподносятся в процессе сотрудничества педагога и родителей, активного взаимодействия взрослого и ребёнка. Взаимодействуя с родителями, я ставлю следующие задачи:

1. Ориентировать семью на воспитание здорового ребёнка

2.Обеспечить тесное сотрудничество и единые требования школы и семьи в вопросах здоровья детей.

3.Формировать у родителей теоретические знания, закрепить навыки и выработать потребность в здоровом образе жизни.

4. Повысить интерес родителей к деятельности школы и жизни ребенка в неё.

Для того, чтобы определить направление и выбрать наиболее эффективные формы работы с каждой семьёй или конкретной группой родителей, необходимо получить информацию об особенностях их образа жизни. Форма общения ни в коем случае не должна носить поучающего характера, а быть совместной попыткой рассмотреть актуальную для всех проблему со всех сторон. Свою работу с родителями я строю по двум направлениям:

— просвещение самих родителей

— активизация родительской помощи в проведении мероприятий с детьми

В школе действует комната детских и молодёжных организаций. Она является центром ученических инициатив, совместной работы ученического актива, классных руководителей, учителей и родителей. В течении учебного года работает лекторий для родителей, проводятся индивидуальные консультации, организуются родительские собрания, беседы за круглым столом. Работает телефон доверия, что очень удобно, если родитель ограничен в собственном времени.

Информационное обеспечение деятельности педколлектива и родителей включает в себя:

— страницу ЗОЖ на сайте школы

— выпуск стенных газет, плакатов, листовок, посвящённым различным темам ЗОЖ

— оформление классных уголков, стендов, содержащих информацию о ЗОЖ

Во время каникул учителями физической культуры и классными руководителями, совместно с родителями, организуются экскурсии, однодневные и многодневные походы. Родители являются активными помощниками в организации и проведении спортивно — массовых мероприятий, входят в состав жюри. Традиционными в школе стали такие мероприятия как:

— малые олимпийские игры

— военно — спортивные праздники

— семейные состязания « Все на старт»

— Дни открытых дверей

— предметная неделя кафедры «Здоровья»

— праздник «Зимние забавы»

— кросс «Золотая осень»

Популярной формой по формированию здорового образа жизни при непосредственной помощи родителей является проведение конкурсов «Мы против наркотиков», «Мама, папа, я – знающая ПДД семья», «В здоровом теле — здоровый дух», создание рекламных роликов, инсценирование сказок и многое другое.

С большим удовольствием родители принимают участие со своими детьми во Всероссийских, городских и районных соревнованиях «Лыжня России», «Кросс наций», «Российский азимут», «Зимний мяч», «Большая игра».

Народная мудрость гласит « Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». В начале этого учебного года состоялся большой праздник, посвящённый открытию новой спортивной площадки. На школьном стадионе было организовано торжественное мероприятие. Наряду со спортсменами-школьниками, чествовали и родителей учеников, активно занимающихся спортом, достигших спортивных высот. Родители — спортсмены обратились к детям с напутствиями и добрыми пожеланиями, призывая ребят брать с них пример и вести активный и здоровый образ жизни, заниматься спортом. С большим азартом были проведены товарищеские матчи по футболу, баскетболу, конкурсы «Самый сильный ученик», «Самый сильный родитель». Праздник прошёл на высокой эмоциональной волне, при большом количестве зрителей и болельщиков.

Я убеждена, что идеи и формирование здорового образа жизни (с использованием потенциала физической культуры) дадут плоды только тогда, когда ими проникнутся все участники открытого образовательного пространства от руководства государства, школы до родителей и каждого ученика.

Предварительный просмотр:

Борисова Елена Михайловна,

учитель физической культуры,

Использование компьютерных технологий как средство мотивации к урокам физической культурой.

Одним из главных инструментов в образовании, открывающих путь в новый мир, являются информационно- коммуникационные технологии. Разработка стратегии использования информационных технологий в сфере образования – одна из ключевых проблем стратегического планирования, как на национальном, так и на глобальном уровне. Традиционные способы передачи информации уступают место использованию ИКТ. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновацоинных технологий, идей, направлений, которые позволяют обеспечить необходимые условия для развития индивидуальных способностей обучаемого.

При этом перед учителем встают следующие задачи:

— создание условий, способствующих повышению мотивации обучающихся к урокам физической культурой

— создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса

— стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий

— использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания

— оценка ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения

— поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать более рациональные

— создание педагогических ситуаций поощрения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика

Внедрение информационных технологий в образовательную среду урока позволяет повышать и стимулировать интерес учащихся , активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала, индивидуализировать обучение, повышать скорость изложения и усвоения информации, а также вести экстренную коррекцию знаний. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень.

Необходимо учитывать и психологический фактор: современному ученику намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи таблиц, схем, карт. В настоящее время разработаны и внедрены в учебный процесс образовательных учреждений обучающие программы по пулевой стрельбе, гимнастике, лыжному спорту, физиологии, биомеханике, восточным единоборствам, программы , позволяющие проводить имитационное моделирование срочных и долгосрочных адаптационных процессов, протекающихв организме учащихся. Применение интерактивной доски на уроках позволяет облегчить процесс обучения технически сложных видов спорта (баскетбол, волейбол). Учитель, работая с доской, имеет возможность, разбив технический приём на слайды, показывать их с такой скоростью, с какой необходимо для детального изучения и понимания в данном классе. Результатами использования интерактивной доски является абсолютная доступность при любой физической подготовленности учащихся, заинтересованность всех категорий учащихся.

Компьютер значительно расширяет возможности представления информации. Применение цвета, графики, мультипликации, звука — всех современных средств видеотехники — позволяют воссоздать обстановку деятельности, что вызывает у учащихся несомненный интерес.

Мыслительная деятельность детей на занятиях физической культурой с использованием компьютера способствует быстрому усвоению теоретического материала, а получение знаний и двигательных навыков становятся интенсивнее и многообразнее.

Применение информационно- коммуникационных технологий возможно на всех этапах урока. При изучении нового материала координируется, направляется и организуется учебный процесс, а предполагаемый материал объясняет компьютер. С помощью видеоряда, звука и текста ученик получает представление об изучаемом двигательном действии, учится моделировать последовательность движений, что делает урок наиболее ярким, содержательным и увлекательным. При закреплении материала компьютер позволяет индивидуально учитывать знания, коррегировать полученные знания и умения в каждом конкретном случае. На этапе повторения учащиеся решают проблемные ситуации. В результате в мыслительную деятельность будут включены все ученики. Степень их самостоятельности в освоении материала регулируется учителем.

Компьютерный контроль знаний по сравнению с традиционным имеет по сравнению с традиционным ряд преимуществ, которые состоят в следующем:

-используется индивидуальный подход, учитывается разная скорость выполнения заданий учащимися, упражнения дифференцируются по степени трудности;

— повышается объективность оценивания;

— фиксируется детальная картина успехов и ошибок учеников.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физической культурой очень актуально. Они способствуют формированию творческой личности учащихся, позволяют каждому ребёнку раскрыть свои способности, чувствовать себя на уроке уверенно и комфортно. Внедрение ИКТ в образовательный процесс способствует повышению уровня учебной работы учащихся.

1.Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт: методология , теория, практика / И.С. Барчуков , А.А. Нестеров.- М.: Academia, 2009.-528 с.

2. Волков В.Ю. Компьютерные технологии в образовательном процессе по физической культуре / Материалы Всероссийской научной практической конференции. СПб., 2000.

3.Горбунов Г.Д. , Гогунов Е. Н. Психология физической культуры и спорта / Г.Д. Горбунов, Е.Н Гогунов.- М:Academia, 2009.-256.

4.Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова.- 4-е изд., стер.- М.:Academia, 2008.- 192 с.

5.Кайнова Э. Б. Общая педагогика физической культуры и спорта / Э.Б. Кайнова .-Изд-ва: Форум, Инфа-М, 2007.-208с.

6.НеверковичС.Д. , Аронова Т.В., Баймурзин А.Р. Педагогика физической культуры и спорта / С.Д. Неверкович, Т.В. Аронова, А.Р. Баймурзин.-М.: Academia, 2010.-336с.

Источник



Формирование положительной мотивации учащихся к ЗОЖ

Формирование положительной мотивации учащихся к ЗОЖ

Обобщение опыта работы классного руководителя Говоровой Е.В. по теме «Формирование положительной мотивации учащихся к здоровому образу жизни и воспитание бережного отношения к своему здоровью» представлено в документе zip.

Скачать:

Вложение Размер
Обобщение опыта работы 57.89 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы классного руководителя.

Тема опыта : «Формирование положительной мотивации учащихся к здоровому образу жизни и воспитание бережного отношения к своему здоровью.»

Интенсивные изменения в системе образования, инновационные процессы в Российской школе ставят вопросы о сохранении здоровья школьников.

Дмитрий Анатольевич Медведев утвердил инициативу «Наша новая школа», одно из направлений которой – сохранение и укрепление здоровья школьников.

По словам Геннадия Онищенко, Главного государственного санитарного врача России, сегодняшние школьники проводят в образовательных учреждениях «чрезвычайно много времени» — от 8 часов. Поэтому ценностное отношение детей к своему здоровью не может формироваться без участия педагогов.

Согласно официальной статистике, в настоящее время в нашей стране приверженность граждан здоровому образу жизни чрезвычайно низка. Распространение вредных привычек среди подрастающего поколения и ухудшение состояния здоровья россиян, связанного с несоблюдением основных принципов здорового образа жизни, требуют поиска эффективных мер формирования мотивации здоровьесберегающего поведения. Невозможно подвергнуть сомнению утверждение о том, что здоровье подрастающего поколения определяет уровень развития общества. Оценивая здоровье детей сегодня, мы получаем прогноз благосостояния страны на будущее.

Цели и задачи работы классного руководителя в этом направлении:

— формирование положительной мотивации учащихся к здоровому образу жизни.

  1. добиться понимания детьми сущности здоровья и здорового образа жизни;
  2. воспитывать ответственное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих;
  3. развивать навыки управления своим здоровьем;
  4. формировать культуру питания;
  5. формировать потребность в занятиях физической культурой и спортом.
  6. популяризация здорового стиля жизни;
  7. повышение уровня осведомленности учащихся о вредном воздействии алкоголя и сигарет на здоровье человека, а также о последствиях, влияющих на здоровье будущего поколения.

Степень новизны состоит :

  1. В конкретизации одного из приоритетных направлений проекта «Наша новая школа» в области сохранения и укрепления здоровья школьников;
  2. В систематизации работы классного руководителя по формированию положительной мотивации учащихся к здоровому образу жизни

Краткое описание опыта :

Работа классного руководителя направлена на формирование положительной мотивации учащихся к здоровому образу жизни и воспитание бережного отношения к своему здоровью. Начало положено в 2009-2010 учебном году, когда классный руководитель Говорова Е.В.приступила к работе с 5 «М» классом и продолжается до сих пор (сейчас ребята в 7 «М» классе)

Само понятие «здоровье» имеет несколько определений. Работа Говоровой Е.В. опирается на самое популярное, и, пожалуй, наиболее емкое определение, данное Всемирной организацией здравоохранения : «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». [1]

Используя данную схему, наметила следующие направления деятельности классного руководителя по формированию у детей ценностного отношения к своему здоровью:

  1. Сохранение и улучшение физического здоровья учащихся;
  2. Сохранение психического здоровья детей;
  3. Совершенствование нравственного здоровья учащихся;
  4. Сохранение социального здоровья детей;
  5. Сохранение духовного здоровья подрастающего поколения

Мероприятия по направлениям.

  1. Вовлечение учащихся в спортивные кружки, секции;
  2. Проведение физкультминуток на уроках, классных часах
  3. Организация учащихся класса на участие в соревнованиях;
  4. Сотрудничество со скаутской организацией «Родник»;
  5. Выпуск стенгазеты о спортивной жизни класса «Олимпийцы среди нас»;
  6. Ведение «Дневника здоровья класса» [2]
  7. Оформление «Уголка здоровья».( Материалы в нем постоянно обновляются. Например, во время эпидемии гриппа ребята читали памятку, составленную школьным фельдшером, как уберечься от этого коварного заболевания, а также составляли памятки сами; весной (2011г.) был помещен материал о здоровом питании, о том, как победить авитаминоз; осенью (2011г) – о режиме дня и закаливании.

Работа ведется совместно с учителем физкультуры, ко многим мероприятиям привлекаем родителей.

Подготовка команды для участия в туристических слетах

В Дневник здоровья класса входят разделы:

  1. Общая характеристика класса;
  2. Фамилии учащихся, работающих левой рукой, с дефектами речи, медлительных, чрезвычайно подвижных
  3. Фамилии детей, имеющих нарушения осанки, хронические заболевания, заболевания нервной системы, нарушения зрения;
  4. Развитие ребенка, где фиксируются рост, вес детей на начало и конец каждого уч. года;
  5. Распределение учащихся по группам здоровья;
  6. Уровень физической подготовленности класса;
  7. Результаты диагностики структуры взаимоотношений в коллективе.

ВСЯ ЭТА ИНФОРМАЦИЯ ДОСТУПНА ТОЛЬКО МЕДИКУ И КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ!

Обеспечение благоприятных психологических условий в классном коллективе:

  1. Мониторинг уровня взаимоотношений учеников друг с другом;
  2. Игры на формирование бесконфликтного общения;
  3. Игры-конкурсы на преодоление внутренних комплексов детей.

В этом направлении необходима совместная работа со школьным психологом. Остановимся же на том, что зависит от классного руководителя

Работа в этом направлении включает в себя все вышеизложенное, а также:

  1. Организация школьников на участие в различных конкурсах, олимпиадах;
  2. Подготовка волонтерской группы учащихся «Мы выбираем жизнь» и выступление на классных часах в начальной школе;
  3. Проведение разнообразных форм занятий: игр, диспутов, путешествие в будущее и т.д.

Приоритетным направлением воспитания в области ЗОЖ должно быть формирование нравственных качеств ребенка, которые являются фундаментом здоровья.

Невозможно сохранить здоровым тело, если не совершенствовать эмоционально – волевую сферу, если не работать с нравственностью ребенка.

  1. Организация встреч с медиками, представителями МВД

( в частности, со школьным инспектором )

  1. Сценки, инсценировки по теме «Профилактика вредных привычек»;
  2. Выставка рисунков по теме «Это не для меня!»;
  3. Работа учащихся над памяткой «Скажи НЕТ!»;
  4. Реализация превентивной программы «Полезные навыки»( по профилактике употребления ПАВ)
  5. Разработка памятки «Здоровым быть здорово!»
  6. Выступление агитбригады по пропаганде ЗОЖ на областном конкурсе в г.Великий Новгород
  1. Посещение Свято-Духова монастыря, поездка в Иверский монастырь;
  2. Активизация детей и их родителей на участие в ежегодном Рождественском марафоне
  3. Сотрудничество с краеведческим музеем

( посещение выставок, экспозиций)

Духовное здоровье- система ценностей и убеждений, это состояние, характеризующее человека как личность, способную развивать свои умения и навыки.

Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров!

Практическая значимость . Материалы представленной работы могут быть использованы педагогами, классными руководителями и родителями

( информация получена в результате анонимного анкетирования учащихся и их родителей )

  1. информированы о факторах, формирующих здоровье: 2009-2010 год — 78,3%, 2010-2011- 80% , 2011-2012 — 94,1%;
  2. информированы о вреде табакокурения, энергетических напитков, пива, алкоголя, токсикомании, наркомании: 2009-2010 год — 84,5 %, 2010-2011 – 89% , 2011-2012- 97%
  3. участвуют в мероприятиях по здоровому образу жизни: 2009-2010 год — 49%, 2010-2011 – 65%, 2011-2012 – 76% .
  1. занимаются утренней гимнастикой ( по информации от родителей) : 2009-2010 год — 16,7%, 2010-2011 – 23%, 2011-2012 -31%
  2. закаливаются: 2009-2010 год — 8,4%, 2010-2011 — 11%, 2011-2012- 15,0%.
  3. регулярно участвуют в спортивных соревнованиях: 2009-2010 год — 60,1%, 2010-2011- 73%, 2011-2012 — 83,9%;
  4. исключили из рациона питания газированные напитки, чипсы( по информации от родителей): 2009-2010 год — 1,2 %, 2010-2011 — 6,6%;

2011-2012- 12% учащихся класса

  1. Повышение у учащихся приоритета здорового образа жизни;
  1. Осознание школьниками негативного влияния на здоровье вредных привычек;
  1. Рост уровня физического развития и физической подготовленности учащихся;
  1. Снижение заболеваемости детей, в особенности так называемыми «школьными « болезнями ( нарушение зрения, нарушение осанки и т.п.)

1. Систематическая работа по формированию положительной мотивации к здоровому образу жизни учащихся вверенного мне класса началась в 2009-2010 уч.году.

Сейчас ребята учатся уже в 7 классе , и можно говорить о том, что количество пропусков учебных занятий по болезни уменьшилось, так как дети начали бережнее относиться к своему здоровью.

Отрадно было читать сочинение ученика 7 класса Цицулина Валерия : «…Здоровье – сокровище, которое нельзя найти, но можно заработать, занимаясь спортом, кушая здоровую пищу, гуляя на свежем воздухе..»

2.Уменьшилось количество пропусков уроков по болезни

3.Охват учащихся физкультурно- спортивной работой

  1. Баль Л.В., Барканов С.В. Формирования здорового образа жизни российских подростков. М., 2003.
  2. Бойко А. Здоровые тесты. М., 2003.
  3. Васильев В. Здоровье и стресс. М., 1992.
  4. Гузиков Б.М., Мейроян А.А. Что губит нас… О проблеме алкоголизма, наркомании и табакокурения. М., 1990.
  5. Классному руководителю. М., 1999.
  6. Лоранский Д.Н., Лукьянов В.С. Азбука здоровья: Книга для молодежи. М., 1990.
  7. Мороз О.П. Группа риска. М., 1990.
  8. Педагогика здоровья. М., 1990.
  9. Рогов Е.И.Психология человека: Книга для школьников. М., 1999.
  10. Рожков М. И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М., 2000

11. Торохова Е.И. Валеология: Словарь. М.:М.: Флинта.Наука.1999.

12.Справочник классного руководителя № 9.2007/статья Р.В.Бабенко «Оформление документации классного руководителя»

Источник

Читайте также:  Что нужно для здорового образа жизни школьников