Меню

Московская школа за здоровый образ жизни

Московская школа за здоровый образ жизни

Е.И. Вольфсдорф
специалист Центра Содействия
здоровью
обучающихся,
воспитанников
ГОУ СОШ «Школа здоровья»
№ 149 С АО, г. Москва
А.А. Дедов
педагог-психолог
ГОУ СОШ «Школа здоровья»
№ 149 С АО, г. Москва

В декабре 2005 года ГОУ СОШ № 149 САО г. Москвы получила статус «Школа здоровья». В школе создана модель, обеспечивающая гармоничное развитие обучающихся. Особенностью модели является наличие Центра содействия здоровью обучающихся, воспитанников как структурного подразделения, призванного координировать усилия педагогов, специалистов школы, родителей, учащихся в области здоровьесбережения.

Помогает в решении задач сбережения здоровья участие в работе городской площадки по теме: «Система школьных мониторингов здоровья как составляющая медико-педагогического инструментария «Единый Паспорт здоровья школьника». В этой работе приняли участие специалисты Центра, педагоги и учащиеся начальной школы. Экспериментальную работу мы рассматриваем как неотъемлемую часть деятельности школы по здоровьсбережению.

Научными исследованиями НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей установлено, что в последние 10 лет произошло значительное ухудшение здоровья школьников.

Особенно большую тревогу вызывает состояние здоровья детей, обучающихся в начальной школе. Изменилось в худшую сторону и распределение детей на группы здоровья. Если в 1998 году к первой группе здоровья, т.е. к абсолютно здоровым, относилось 4,8% обследованных учащихся младших классов, то в 2008 году — 1,8%.

В отдельных московских школах не было выявлено ни одного учащегося младших классов, которого можно было отнести к первой группе здоровья. В нашей школе за последние три года, благодаря проведению в школе ряда оздоровительных мероприятий, количество детей, относящихся к первой группе здоровья, незначительно увеличилось (на 2%). Но наряду с этим отмечается некоторое уменьшение количества детей третьей группы здоровья (на 3%). Максимальное количество детей относится ко второй группе здоровья.

Актуальность проблемы здоровья школьников в целом по стране создает предпосылки к созданию и реализации в нашей школе здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий обучения, эффективных моделей организации учебного и оздоровительного процессов для учащихся. На данном этапе школа решает следующие задачи:

■ Создание благоприятной образовательной среды, психологически комфортных условий обучения, реальной системы профилактических мер, направленных на оздоровления учащихся;

■ Формирование эффективной психолого-педагогической службы, направленной на организацию помощи учащимся, родителям и педагогам;

■ Формирование здоровья, воспитание потребности вести ЗОЖ, обеспечения необходимыми знаниями и умениями;

■ Достижение положительных изменений в состоянии детей и подростков, в их способности к выживанию в условиях современности;

■ Предупреждение школьных болезней: мероприятия по профилактике близорукости, нарушения осанки, гиподинамии.

Деятельность данной работы осуществляется по двум направлениям:

1-е направление: Выявление детей «группы риска» с помощью донозологической диагностики (мониторинги). Мониторинги позволяют:

■ качественно оценить состояние ученика;

■ избрать наиболее эффективные пути в здоровьесбережении;

■ дать прогноз дальнейшего развития и обучения;

■ найти средства коррекционно-развивающей работы;

■ выявить на ранних стадиях проблемы ребенка и организовать индивидуальные программы оздоровления.

Для своевременного выявления заболеваний и оказания помощи учащимся были проведены офтальмологический, физический, соматический, саногенетический, психолого-педагогический и антропологический мониторинги. Обследованы дети (2 — 4-х классов), участвующие в экспериментальной программе.

Учащимся с заболеваниями органов зрения специалистами ФГУ МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова и офтальмологами детской поликлиники № 22 два раза в год проводится офтальмологический мониторинг. Ученики группы риска проходят диагностику и лечение на корригирующих аппаратах в школе. За последние три года осмотрено 648 детей, лечение получили 358 человек. В результате повторной диагностики отмечена положительная динамика. Данные о состоянии обследованных детей сообщаются классным руководителям и родителям, выдаются индивидуальные рекомендации. У нас созданы необходимые условия для профилактики и коррекции зрения; соблюдаются нормативы по освещению, проводятся уроки здоровья по соблюдению учащимися режима дня и охраны зрения; на занятиях и после работы на компьютерах ребята выполняют упражнения для снятия напряжения.

С помощью ассоциации Народно-спортивный Парк ежегодно проводится осмотр детей с целью выяснения их физического индекса здоровья. Это дает возможность проследить за динамикой физического развития учащихся. Индекс физического здоровья составил -3,4 балла (по 5-балльной шкале), что является высоким показателем. Результаты обследований выдаются преподавателям физкультуры и родителям с конкретными рекомендациями.

Проблема роста патологических состояний костно-мышечной системы приобрела высокую медико-социальную значимость и рассматривается как критериальный показатель здоровья организма в целом. С целью изучения состояния опорно-двигательного аппарата врачами НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением ММА им. И.М. Сеченова проведена дополнительная диагностика учащихся. По результатам обследования были выявлены дети «группы риска», которые занимаются лечебной физкультурой под руководством инструктора лечебной физкультуры. По результатам соматического мониторинга в школе сократилось количество учащихся с заболеваниями костно-мышечной системы на 2% за 2008-2009 г.

Читайте также:  Плакат что такое зож

В связи с употреблением калорийной и богатой углеводами пищи, а также с гиподинамией, увеличилось количество детей с избыточной массой тела. Поэтому мы привлекли к сотрудничеству специалистов-антропологов МГУ им. М.В. Ломоносова и диетологов Клиники питания. В настоящее время совместно с ними проводится антропологический мониторинг; изучается оценка состава тела (биоимпедансный анализ); состояние костно-мышечной системы. При помощи анкетирования собрана информация об образе питания и физической активности учащихся.

Психологами школы проводился психологический мониторинг. По полученным данным наблюдается положительная динамика психологического состояния учащихся. В результате коррекционной работы дети лучше переносят школьные нагрузки: снизилась тревожность, улучшился психологический климат в классах, повысилась мотивация на сохранение собственного здоровья.

2-е направление: Формирование здорового образа жизни.

На первом этапе учащиеся знакомятся с основными понятиями и представлениями — узнают основы ЗОЖ, у них формируются элементарные правила здоровьесбережения. В начальной школе проводятся гигиеническая, дыхательная и корригирующая гимнастика.

В своей работе мы апробировали экспериментальный Паспорт здоровья, он служит для своевременного выявления проблем ребенка.

На втором этапе формируется полноценное понимание основ ЗОЖ.

На этом этапе формируются практические навыки. Учащиеся обучаются навыкам самодиагностики, самомассажу, оказанию первой медицинской помощи. Сознательно выполняют элементарные правила здоровьесбережения.

Эффективность на этом этапе знаний зависит от правильного подбора методов, приемов и средств обучения. Важна наглядность, доступность для восприятия. Педагоги- организаторы проводят Уроки здоровья, на которых в интересной, игровой форме (викторины, тренинги, КВН) дают ученикам представления об актуальных вопросах здоровья, демонстрируют фильмы по актуальным вопросам здоровья.

Третий этап — заключительный. На этом этапе дети должны уметь автоматически выполнять правила, уметь использовать знания, умения, навыки в зависимости от конкретных обстоятельств. Обратная связь осуществляется с помощью тестов и контрольных вопросов. Средства для решения задач по формированию ЗОЖ выбираются в соответствии с конкретными условиями работы. Это различные виды гимнастики (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная — для профилактики простудных заболеваний), лечебная физкультура под руководством специалиста, массаж, самомассаж, витаминотерапия, оздоровительные тренинги, различные реабилитационные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья. Совместно с учащимися осуществляется подготовка материалов для «Уголка здоровья».

Инструментом данной работы служат экспериментальные Паспорта здоровья. На основе их разработаны сценарии классных часов, посвященных вопросам здоровья. «Мое здоровье», «Как работает мое сердце», «Дыхание — учимся дышать правильно», «Профилактика вредных привычек», «Моя семья», «Моя школа — мой учитель»; «Мои привычки», «Наши праздники», «Ведем наблюдения». В рамках Урока здоровья дети учатся ухаживать за зубами, проводится беседа по теме: «Береги зубы смолоду».

Экспериментальные Паспорта используют в своей работе специалисты Центра содействия здоровью обучающихся, воспитанников. В Паспорта вносятся рекомендации специалистов. На основании анкет, заложенных в паспортах, осуществляется обратная связь с родителями учащихся. На родительских собраниях до сведения родителей доведены данные о состоянии здоровья детей, розданы индивидуальные рекомендации.

Проводятся консультации для родителей на базе консультационного пункта. Паспорта Здоровья способствуют мотивации детей на здоровый образ жизни, используют для формирования культуры здоровья.

Серьезной гуманистической проблемой для школы будет поступление в школу детей с ОВЗ (имеющие нарушения психического или физического развития.) С одной стороны, мы готовы принять на обучение этих детей, но возникает много вопросов. Например: ребенок-колясочник не сможет перемещаться по школе, так как отсутствуют пандусы и лифты; детям с выраженной психопатологией, необходимы занятия с дефектологом, но данная ставка в штатном расписании не предусмотрена; еще одна острая проблема заключается в психологической неготовности педагогов и родителей к совместному обучению с детьми ОВЗ (в особенности с психопатологиями). Также «болевой точкой» станут внутриклассные отношения учащихся, особенно подростков.

Инклюзивное образование пока недостаточно разработано и не отражено в законах, необходимо оборудование и специальная подготовка учителей, иначе, качественного образования не получится.

Здоровье подрастающего поколения зависит от родителей, педагогов, медицинских работников, от самих обучающихся. Только совместными усилиями мы сможем решить эту задачу.

  1. Здоровьесберегающая деятельность: планирование, рекомендации, мероприятия; авт. — со-ст. Н.В. Лободина, Т.Н. Чурилова. — Волгоград: Учитель, 2010.
  2. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры; Е.А.Воронова,- Изд. 3-е. — Ростов н /Д: Феникс, 2009.
  3. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Методическое пособие. Методика. Тематическое планирование. Разработки занятий. Разработки внеклассных мероприятий. — М: Издательство «Глобус», 2010.
  4. Паспорт здоровья. Часть 2. Работа классного руководителя. Методические рекомендации. — М: МИОО, 2007.
  5. Паспорт здоровья. Часть 3. Планирование работы. Методические рекомендации — Составитель Клокова Т.И. — М.: МИОО, 2007.
  6. Азбука здоровья, авт. Воронцов И.М., Миронова Л.С. — НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков. Программа «Здоровый малыш». 2007.
  7. Азбука чистоты — авт. Воронцов И.М., Миронова Л.С. — НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков. Программа «Здоровый малыш. 2007.
  8. Физкультурные минутки в начальной школе: практическое пособие — Исаева С.А. — 4-е изд. М.: Айрис — пресс, 2007
  9. Школа физкультминуток: 1-4 классы — М.: Вако, 2009.
  10. Мониторинг здоровья в школе — МИОО, Москва, 2006.
  11. Здоровьесберегающее образование № 1, 2, 3- М., 2009.
  12. Групповые методы в работе школьного психолога — автор И.В. Бачков, 2009.
Читайте также:  Список литературы по зож студента

Источник

Московский форум «Москвичам – здоровый образ жизни!»

Итоги VIII Московского Форума «Москвичам – здоровый образ жизни»

Столичный Департамент здравоохранения подвел итоги VIII форума-выставки «Москвичам — здоровый образ жизни», организованного с 23 по 25 августа 2018 года в зале В на территории 75 павильона АО «ВДНХ».

Главная цель Форума – создание зоны здоровья в общественном пространстве, чтобы вместе формировать московский здоровый образ жизни

Мероприятие, направленное на популяризацию среди жителей мегаполиса принципов активного и здорового образа жизни, стало крупнейшим за все годы его проведения. Мероприятие посетили более 25 000 человек, выполнены более 35тыс. консультаций врачами различных специальностей, при этом 21 тыс. посетителей прошли различные диагностические процедуры.

Высокий интерес к мероприятию во многом связан с тем, что возможностей для проверки состояния своего здоровья и получения самой разнообразной полезной информации в этом году было гораздо больше. Площадь и количество тематических площадок значительно расширилось, а также число участников медицинских организацийувеличилось до 40 – соответственно, и попасть на прием к специалистам или посетить лекции стало гораздо проще.

Чаше всего посетители форума обращались к терапевтам (5,2 тыс. консультаций), неврологам (1, 8 тыс. консультаций), дерматоонкологами (1,7 тыс. консультаций), кардиологами и эндокринологами (по 1,4 тыс. консультаций), педиатрами и нейрохирургами (по 1,2 тыс. консультаций), пульмонологами и офтальмологами (по 1, 0 тыс. консультаций). Популярной была тематическая площадка«Трезвая жизнь без зависимостей!», на которой психиатрами-наркологами проведено 1421 консультация по вопросам алкогольной и наркотической зависимости.Это объясняется тем, что в дни работы форума большое внимание уделялось борьбе с вредными привычками, в частности, с курением. Именно поэтому профессиональные консультации специалистов этого профиля и лекции с их участием были востребованы среди тех, кто решил заняться укреплением своего здоровья.

Среди инструментальных методов исследований наибольшим спросом пользовалась биоимпедансометрия (5,6 тыс. человек), обследование на кардиовизоре (более 5,0 тыс.), проверка остроты и качества зрения, определение внутриглазного давления и компьютерная томография глаз (более 2,0 тыс. исследований). Пульсоксиметрию (определение степени насыщения крови кислородом) прошли около 6,0 тыс. человек. Функцию внешнего дыхания определили более 3,6 тыс. человек, определение концентрации угарного газа в выдыхаемом воздухе на аппарате «Смокелайзер» — около 2,0 тыс. человек.

УЗИ сосудов головного мозга сделали 630 посетителей Форума, почти триста женщин обследовались у маммолога и более 150 прошли УЗИ молочных желез и маммографию.

Помимо 12,5 тыс. взрослых и детей, посетили занятия на «Территории Знаний», где все 3 дня читали лекции на актуальные темы и отвечали на вопросы слушателей ведущие специалисты столичного здравоохранения.

На Форуме 350 человек сделали прививку от гриппа, 61 стали добровольными донорами крови, около 500 человек прошли УЗИ щитовидной железы и около 300 флюорографических исследований, а еще свыше 1,7 тыс. посетителей смогли убедиться в безопасности различных новообразований на коже с помощью экспресс-диагностики на меланому.

Экспресс-тестирование на ВИЧ прошли 377 человек, все получили до и после- тестовое консультирование у специалистов МГЦ СПИД. Первичное тестирование на гепатит прошли 596 человек, определено 10 положительных результатов. У врачей инфекционистов проконсультированы около 700 человек.

Навыки проведения сердечно-легочной реанимации получили 590 посетителей Форума, лапароскопической хирургии – 420 человек, родовспоможения- 270 человек, эзофагогастродуоденоскопии – более 700 человек.

В Медицинском квесте «Территория Здоровья» Молодежного Совета при Департаменте здравоохранения города Москвы приняли участие 513 гостей форума и получили призы.

В работе Форума приняли участие 24 главных внештатных специалиста Департамента здравоохранения города Москвы, более 150 врачей-специалистов и представителей среднего медицинского персонала. Для консультации и обследования участников мероприятия работало свыше 100 единиц медицинского оборудования. Специалисты были обеспечены необходимыми информационно-профилактическими материалами.

В Форуме также приняли участие 12 социально ориентированных некоммерческих организаций и 2 волонтерских (добровольческих) движения, имеющих Соглашения по взаимодействию с медицинскими организациями, подведомственными Департаменту.

Читайте также:  Инстаграм про здоровый образ жизни

Кроме того, в рамках Форума продемонстрировано межведомственное взаимодействие Департамента здравоохранения города Москвы с Департаментом образования города Москвы, Департаментом труда и социальной защиты города Москвы и Москомспортом. Площадку Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы с демонстрацией возможностей программы «Московское долголетие» посетили более 1600 человек. На площадке Москомспорта проводились мастер-классы по игре «бочча» для людей с ограниченными возможностями. Департамент образования города Москвы представил «Медицинский класс в Московской школе» с мастер-классами.

Отличительные особенности VIII Московского Форума:

— специалистами ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко» и Центра развития здравоохранения Сколково проведен образовательный семинар «Формирование системы мотивации москвичей к здоровому образу жизни» в рамках форума для 550 специалистов медицинских организаций государственной системы города Москвы;

— Молодежный совет при Департаменте здравоохранения города Москвы 23 августа в рамках VIII Московского Форума «Москвичам – здоровый образ жизни», а также в целях реализации государственной молодежной политики в сфере здравоохранения и дальнейшего совершенствования работы с молодыми специалистами государственной системы здравоохранения города Москвы провел панельную дискуссию, где провели мастер-класс по командообразованию «Московский здоровый образ жизни» и обсудили передовые проекты, направленные на популяризацию здорового образа жизни и профилактику неинфекционных заболеваний по теме «Московская молодежь за здоровый образ жизни. В дискуссии приняли участие более 240 представителей молодежных советов Департаментов города Москвы: здравоохранения; труда и социальной защиты; по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности; спорта и туризма и других органов исполнительной власти. Формат проведения оценили все участники дискуссии. В планах организовать ежегодную встречу представителей Молодежных советов всех органов исполнительной власти города Москва для открытого обсуждения актуальных проектов и обмена опытом.

— в Год волонтёров, объявленный Президентом России Владимиром Путиным, на «Территории Добровольчества» представители ВОД «Волонтёры-медики» и РЦ «Мосволонтер» подробно рассказывали о донорстве и осознанном волонтёрстве более 1000 посетителям Форума и всех желающих приняли в свои ряды.

— На «Территории Инноваций» впервые у гостей форума была возможность с помощью VR-очков совершить виртуальный тур по больницам Москвы, «зайти» в высокотехнологичные операционные и палаты, «постоять» рядом с врачом, выполняющим сложнейшую операцию. Будущие родители смогли побывать в открытом роддоме, в родзале, послеродовой палате, детской реанимации, познакомится с новейшим оборудованием для помощи недоношенным детям и узнать многое другое.

— На «Территории Спасения» впервые гостям Форума был представлен современный автомобиль Скорой помощи, где специалисты провели экспресс-исследования с регистрацией ЭКГ и дистанционной консультацией врача-кардиолога.

Источник



Московская школа за здоровый образ жизни

Обращение к Представителю учредителя

Обращение к Инспектору округа

Медицине известно более 60-ти тысяч различных болезней. Часть недугов поддаётся успешной терапии, но перед некоторыми врачи пока остаются бессильны. «Отклонения в работе организма гораздо легче предупреждать, нежели лечить», — осознание каждым этой идеи и применение её в своей повседневной жизни лежит в основе воспитания здорового образа жизни (ЗОЖ).

Формирование здорового образа жизни сегодня является актуальной темой для любого человека, будь то взрослый или ребенок, школьник или студент. Иногда в семье культуру здорового образа жизни родители воспитывают у детей, начиная уже с дошкольного возраста. Детсады, школы, средства массовой информации сегодня активно занимаются пропагандой ЗОЖ и составляющих его элементов: физкультуры, гимнастики и разнообразных диет. У этой тенденции есть свои причины.
Все дело в том, что современная жизнь требует от человека больших вложений своего труда, времени и, главное, здоровья ради достижения поставленных целей. Положение также усугубляется плохой экологией, сидячими условиями труда, некачественными продуктами и плохим режимом питания, вредным техногенными факторами и многими другими причинами, которые способны влиять на наше психическое и физическое самочувствие. Несмотря на то, что современная медицина достигла существенных успехов в лечении самых разнообразных заболеваний, она часто оказывается бессильной в случаях, когда организм человека уже не способен бороться с недугом даже с помощью лекарств и медицинских мероприятий. Для того чтобы избежать таких случаев, нужно знать и выполнять специальные профилактические приемы и правила, которые представляют собой основу здорового образа жизни человека.

В предлагаемом тренинге https://4brain.ru/zozh/ вы можете пройти серию бесплатных онлайн-уроков, посвященных тому, как вести здоровый образ жизни, формировать для себя привычки правильного питания, занятий физической культурой и спортом, как построить оптимальный режим дня, а также поддерживать свое психическое здоровье.

Программа курса призвана помочь каждому сформировать собственную систему ЗОЖ.

Источник