Меню

Художественная литература как средство формирования экологического воспитания

Использование художественной литературы в формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста

Надежда Леонидовна Енина
Использование художественной литературы в формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас,в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек — это всего лишь часть природы. Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему превращения стихийного воздействия людей на природу в сознательно целенаправленное, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня эколого-нравственной культуры, экологического и нравственного сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

Начальное звено в системе непрерывного экологического образования — дошкольное детство. А главная цель экологического воспитания и образования в дошкольном учреждении — воспитать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами. Очень важно, чтобы маленькие дети, вступая в огромный непонятный мир, научились тонко чувствовать, видеть и понимать, что этот загадочный мир очень разнообразный, многогранный, многокрасочный, а мы — частица этого мира.

Надо признать, что экологическое воспитание — составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимаем единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления у дошкольников формируются в ходе их ознакомления с окружающим миром. Сформированные на протяжении ряда занятий представления постепенно переходят в убеждение о необходимости жить в гармонии с природой. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.

Основным содержанием экологического образования в дошкольном детстве является формирование у ребенка осознанно — правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его. Экологическое образование дошкольника: непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения,воспитания и развития ребенка :

. пониманию ребенка дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно- правильного отношения к природе);

· развитие познавательного интереса к миру природы;

·безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

· воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

· формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

·части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

· освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

· формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении; действий по отношению к окружающей среде.

Следует не забывать о конструктивном подходе в обучении. В процессе экологического воспитания ребенка большую роль играет совместная деятельность взрослых и дошкольника, т. к. педагог и родители являются носителями экологической культуры, способствуют формированию практических навыков.

Развитию познавательного интереса в экологическом образовании в большой степени способствует художественная литература. При чтении литературных произведений важно сохранить у детей непосредственность впечатлений от художественных образов.

В детской литературе природа отображается различными художественными средствами.

Будучи научной по своему содержанию, природоведческая книга для детей должна быть одновременно и художественной, в этом ее особенность. Детская книжка о природе используется взрослыми прежде всего в воспитательных целях. Являясь видом искусства, она воздействует не только на сознание ребенка, но и на его чувства. Образное описание пышного цветения садов, разноцветия лугов, причудливых деревьев помогает формировать эстетическое отношение ребенка к природе, любить ее. Природоведческая книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности, любознательности.

Она ставит перед детьми новые вопросы, заставляет их присматриваться к окружающей природе. В руках воспитателя и родителей детская книга о природе имеет большую познавательную ценность. Она выводит за пределы наблюдаемого и тем самым расширяет представления детей, знакомит с теми явлениями, которые непосредственно воспринять невозможно. С помощью книжки можно узнать о явлениях природы, о жизни растений и животных других климатических зон, уточнить и конкретизировать имеющиеся представления о предметах, явлениях. Природоведческая книга раскрывает детям явления неживой природы, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе.

Основоположниками советской детской природоведческой книжки являются В. В. Бианки и М. М. Пришвин. Книги В. Бианки учат детей научному видению природы. В основе каждого рассказа, сказки, созданных В. Бианки, лежат точные факты, научные сведения об окружающей природе. Произведения В. Бианки помогают в занимательной форме раскрыть перед детьми сложные явления природы, показать закономерности,существующие в мире природы: многообразие форм приспособления организма к окружающей среде, взаимодействия среды и организма. Сказка «Первая охота» В. Бианки знакомит маленьких детей с таким сложным явлением в природе, как мимикрия, показывает разнообразные формы защиты животных: одни ловко обманывают, другие прячутся, третьи пугают и т. д. Интересны сказки В. Бианки «Чьи это ноги?», «Кто, чем поет?», «Чей нос лучше?», «Хвосты». Они позволяют раскрыть обусловленность строения того или иного органа животного средой его обитания, жизненными условиями. Воспитатель использует произведения В. Бианки чтобы показать ребенку, что мир природы находится в постоянном изменении, развитии. Из произведений В. Бианки «Лесная газета», «Наши птицы», «Синичкин календарь» дети узнают о сезонных изменениях в неживой природе, в жизни растений и разных представителей животного мира.

Читайте также:  Как развиваются средства путешествия

Детская природоведческая литература полезна в работе с детьми всех возрастных групп.

Но нужно умело сочетать художественное слово с непосредственными наблюдениями детей.

Природоведческую книжку используют в работе с детьми дошкольного возраста с разными целями. Чтение небольшого рассказа, сказки может предшествовать наблюдению, помогая вызвать интерес к нему. Ранней весной, когда появляются первые кустики мать-и-мачехи, можно прочитать детям коротенькое описание этого растения из рассказа Н. М. Павловой «Ранняя весна». После чтения у детей возникает интерес к этому растению, внимание их направлено на то, что и как наблюдать. С этой же целью читают произведения Н. М. Павловой «Под кустом» (о гусином луке) и «Как облачко» (о подмареннике).

Перед тем как познакомить детей с защитными свойствами снега и состоянием растений зимой, можно прочитать рассказ «Под снегом на лугу». Ребята узнают о том, что растения зимой не погибают, а только прекращают свой рост. Проверка сведений, полученных из этого рассказа, становится задачей наблюдения на прогулке. Пословицы, поговорки, загадки, небольшие стихи предлагаются детям в процессе наблюдения. Образный язык их помогает выделить особенности явления, определенные качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы.

Во время наблюдения зимой за льдом, снегом,погодой воспитатель загадывает загадки:

«Прозрачен как стекло, а не вставишь в окно», «Ни в огне не горит, ни в воде не тонет»;

использует пословицы: «Береги нос в большой мороз», «Мороз не велик, да стоять не велит».

Природоведческую книжку воспитатель читает детям и после наблюдения. Это помогает подытожить увиденное, дополнить, углубить его, направить внимание на восприятие природных явлений. Для этого полезны короткие сообщения из «Лесной газеты» В. В. Бианки, «Сорочьих тараторок» Н. Сладкова и др.

Чтение детской природоведческой книги может быть и самостоятельным методом ознакомления с природой с обязательной беседой после чтения. В беседе после чтения книги важно помочь детям понять смысл произведения, полнее и глубже освоить его содержание.

Поэтому беседа не должна строиться на пересказе прочитанного текста. Главное внимание здесь следует уделять раскрытию связей между явлениями, осмыслению фактов. Запас ранее приобретенных знаний влияет на усвоение детьми новых сведений. Поэтому в беседе следует устанавливать связи личного опыта с новыми знаниями. Обязательное требование к беседе — сохранить у детей непосредственность впечатлений от художественных образов. Это достигается с помощью вопросов от лица героя при использовании в вопросах образов рассказа, сказки. Таким образом, использование природоведческой литературы в процессе экологического воспитания помогает детям правильно воспринять и понять окружающий мир природы, формирует экологическое сознание и правильное экологическое поведение.

Литература:

1. Аксенова З. Войди в природу другом. М. : Сфера, 2011. – 128 с.

2. Николаева С. Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома. М. :

Мозаика-синтез, 2013. – 120 с.

3. Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста/Под. ред Н. Лапшиной.Волгоград: Учитель, 2008. – 157 с.

Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы. Ценности каждого человека – это целый мир; сложный, динамичный, противоречивый. Каждый человек относится к фактам своего бытия дифференцированно.

Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста методом моделирования С помощью демонстрации моделей успешно осуществляются обобщения и систематизация знаний о природе. Использование моделей подводит детей.

Формирования экологических представлений о природе родного края у детей старшего дошкольного возраста Актуальность исследования. На современном этапе формирование экологических представлений – одно из главных направлений в преодолении экологической.

Формирование элементарных экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием мнемотехники «Формирование элементарных экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в использованием технологии мнемотехника» Экологическое.

Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста. Введение. Одним из эффективных и наиболее.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Консультация «Роль художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста» Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке талант читателя.

Методическая разработка по формированию элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста Тема: «Формирование основ экологической культуры у детей 5-6 лет» Автор: Абраменко Альбина Улугбековна, воспитатель Пояснительная записка.

Развитие экологических представлений детей младшего дошкольного возраста Развитие экологических представлений детей младшего дошкольного возраста Свое выступление я бы хотела начать со слов А. А. Плешакова “Человек,.

Роль художественной литературы в воспитании детей дошкольного возраста Роль художественной литературы в воспитании детей дошкольного возраста Книга — прежде всего источник знаний. Из книг дети узнают много о.

Источник

Художественная литература как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста

Елена Соловьева
Художественная литература как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста

Художественная литература играет важнейшую роль в личностном становлении ребенка. В дошкольном возрасте дети хорошо воспринимают связный рассказ, понимают содержание инсценировки с развернутым сюжетом и сравнительно большим количеством персонажей. Они могут сосредоточенно рассматривать картинки, не отвлекаясь, слушать чтение взрослым книги. Постепенно усложняется репертуар художественных произведений, с которыми знакомятся дети (расширяется круг персонажей, стиль изложения произведения).

Читайте также:  Лучшее увлажняющее средство для обезвоженной кожи

Дети дошкольного возраста очень живо и эмоционально воспринимают художественные произведения (сказки, стихи, рассказы). По мнению Н. А. Никитишиной, особенную роль в процессе приобщения детей к культуре играет художественное слово. Произведения художественной литературы вводят дошкольников в мир человеческих чувств, радости и страдания, отношений, помыслов и поступков. Книги, прочитанные в детстве, оказывают значительное влияние на всю последующую жизнь ребенка. Воспринимая сюжеты литературных произведений, дети учатся сопереживать героям, формируют способность совершать правильные нравственные выборы в той или иной жизненной ситуации.

Художественные произведения дают богатую пищу для развития мышления детей, их способности оценивать поступки героев с нравственной, а также эстетической точки зрения (искусство художественного слова, красота художественных образов). Задача педагога в этом процессе – постепенно вводить новые термины, пояснять этические оценки поступков героев художественных произведений, предлагать детям сравнивать положительного и отрицательного героя произведения.

Знакомство детей с художественной литературой происходит через классические произведения (произведения А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, В. А. Жуковского, Н. А. Некрасова, А. Н. Плещеева, что является важным условием духовного развития ребенка.

Влияние художественной литературына развитие личности ребенка можно описать через следующие механизмы и процессы:

1. Механизм идентификации. Идентификация представляет собой бессознательную проекцию человеком себя на другого человека, место, дело и т. д. В литературных произведениях ребенок идентифицируется с тем или иным героем, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия. Важно помнить, что ребенок легче поймет смысл произведения, если будет опираться не только на словесное описание, но и на изображение.

2. Процесс освоения морально-этических норм поведения. В художественной литературе представлено множество ситуаций морального выбора между добром и злом. Ребенок учится отличать героев произведения, совершающих отрицательные поступки, от положительных героев.

3. Процесс решения эмоционально-личностных проблем ребенка с помощью соотнесения своих сложностей со сложностями героев литературного произведения. Ребенок вместе с героями переживает эти сложности, понимая, что он не один в этом.

4. Приобретение нового опыта. Освоение различных моделей поведения. Прослушивая литературное произведение, ребенок учится строить внутренние модели внешнего мира, приобретает качества, необходимые для решения жизненных ситуаций.

5. Катарсис (очищение) и снятие психоэмоционального напряжения. Литературное произведение представляет собой метафору, воздействующую на чувства ребенка, которые по какой-то причине ему не удается выразить. Воспринимая сказку, рассказ, ребенок проходит определенные этапы: сначала эмоциональное напряжение нарастает, затем наступает его пик, и в конечном итоге происходит расслабление.

6. Прохождение возрастных задач. Каждый детский возраст имеет свои психологические задачи, поэтому для каждого возраста существуют свои литературные произведения, помогающие ребенку решать разные жизненные ситуации.

Как отмечает Л. И. Терентьева, природоведческая литература – это литературные произведения, в которых раскрывается мир природы во всем его многообразии в разных жанровых формах. Диапазон жанров является широким – сказки, рассказы, документальные повести, охотничьи были, энциклопедии, очерки натуралистов, миниатюры в жанре притчи, зарисовки-пояснения к иллюстрациям. Авторы природоведческой литературы пишут о связи природы и человека, объясняют, зачем нам леса, горы, звери; рассказывают о великом единстве всего живого, об уникальности самого явления жизни.

Таким образом, художественная литература используется с целью расширения, уточнения экологических представлений детей о природе, углубления их. Перед чтением воспитатель может обратиться к опыту детей, настроить их на восприятие произведения, предложив вспомнить, куда они вчера все вместе ходили, что видели на экскурсии. И далее, воспитатель читает детям, например, рассказ «Золотой луг» М. М. Пришвина, что помогает детям вновь пережить полученные ранее впечатления, дополнить свои представления. После чтения художественного произведения воспитатель организует беседу с детьми. Цель беседы – помочь детям глубже осознать явления природы, обобщить и систематизировать свои экологические представления.

Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Надежда Лозинская Аппликация, как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования экологических представлений детей дошкольного возраста. Ч. 1 Проведение диагностики: -проводится индивидуально с каждым ребенком -помимо диагностики, в течение года педагог производит систематические.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Изобразительная деятельность, как средство развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста Наиболее эффективное средство для развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста – изобразительная деятельность,.

Календарно-тематический план по разделу «Художественная литература» в старшей группе. 2 часть Декабрь. 13 Тематический компонент Заучивание стихотворения «Хнык». Познакомить детей с потешкой помочь понять ее содержание и запомнить.

Календарно-тематический план по разделу «Художественная литература» в старшей группе. 3 часть Март. 25 Аналитический компонент. Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса». Познакомить детей с русской народной сказкой, с.

Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье» Перед проведением консультации предложить родителям ответить на следующие вопросы: 1. Как вы покупаете книги своему ребенку?На что обращаете.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Читайте также:  Виндикационный иск как средство защиты права собственности

Методическое пособие лэпбук «Хочу все знать» как средство формирования экологических знаний Методическое пособие Лэпбук «Хочу все знать», как средство формирования экологических знаний Лэпбук «Хочу все знать» — методическое пособие,.

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» Актуальность темы Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Источник



Консультация для воспитателей «Художественная литература как средство экологического воспитания детей»

Зубкова Людмила
Консультация для воспитателей «Художественная литература как средство экологического воспитания детей»

Чтение художественного произведения детям дошкольного возраста помогает воспитателю обогащать их знаниями, учить глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы.

Многие книги о природе для детей написаны учеными-биологами. Содержание их научно достоверно, помогает детям познать природу во всем ее многообразии, закладывает основы материалистического миропонимания. Так Т. Н. Павлова – ученый-растеневод в течение двадцати лет вела фенологические наблюдения, в результате которых одна из детских книг – «Желтый, белый, лиловый». В. Бианки – ученый-биолог во всех своих книгах для детей («Лесная газета», «Как муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше» и т. д.) показывает сложнейшие явления в природе в высокохудожественной форме. Каждый из писателей пишет только о своей области наблюдения, но в каждой книге заложены идеи ответственности человека за ее сохранение, призыв к маленькому читателю беречь и защищать, изучать природу.

Художественная литература о природе воздействует на чувство детей. Книги содержат оценку происходящего. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнение, радость, страх. Это помогает воспитывать этические представления – любовь и бережное отношение к природе.

К выбору книги для чтения детям следует относиться очень серьезно, ответственно. Прежде всего нужно ипользовать литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, А. Макова, Н. Некрасова и др. Вместе с тем за пределами программы еще много остается замечательных книг о природе, с которыми воспитатель должен знакомить детей. Это книги Ю. Дмитреева, Г. Снигерева и др.

В каждой возрастной группе методика использования книги о природе имеет свою специфику.

Младшие группы Для слушания книги детей первой младшей группы лучше разбить на подгруппы, а второй младшей группе можно читать всем сразу.Перед началом чтения рекомендуется приготовить иллюстративно-наглядный материал: иллюстрации-диапозитивы или игрушки, картины и т. д. Малышам лучше не читать, а рассказывать наизусть, сопровождая рассказ демонстрацией иллюстративно-демонстративного материала. Рекомендуется неоднократное прочтение художественного произведения.

В средней и старшей группах природоведческая книга используется для расширения, уточнения представлений детей о природе, углубления их. Часто воспитатель обращается к опыту детей, настраивая их на восприятие произведения. «Вспомните, дети, куда мы с вами вчера ходили и что видели» — обращается воспитатель к детям после наблюдения за одуванчиком – послушайте, что однажды видел писатель М. Пришвин». И далее читает рассказ «Золотой лук» который помогает детям вновь пережить раннее полученные впечатления, дополнить увиденное, лучше его понять.

Чтение художественной литературы может предшествовать наблюдению. В этом случае задача воспитателя – вызвать ожидание встречи с природой, интерес к предстоящей экскурсии на луг, водоем, в лес. Часто в тексте рассказа уже содержится план предстоящего наблюдения или те существенные стороны явления на которые надо обратить внимание детей. Таких произведений много у Н. Павловой, В. Бианки, Н. Сладкова.

После чтения художественных произведений организуется беседа об одной или нескольких прочитанных книгах. Цель беседы – помочь детям глубже осознать явления природы, обобщить и систематизировать знания о прочитанном.

Игра как средство развития речи детей в процессе экологического воспитания Т. В. Истомина Усолье-Сибирское, МБДОУ «Детский сад №35» «Игра как средство развития речи детей в процессе экологического воспитания». Игра.

Художественная литература как средство развития связанной речи дошкольников Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 62» Доклад по теме: «Художественная литература как средство развития.

Художественная литература-важнейшее средство нравственного воспитания дошкольников Песенки, потешки, заклички, небылицы «Пальчик-мальчик.», «Как у нашего кота.», «Травка-муравка.», «Сидит белка на тележке.», «Ай,.

Консультация для педагогов «Беседа как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» «Беседа как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов Разработала: Кудашева Виктория Владимировна,.

Консультация для воспитателей «Детская литература как средство патриотического воспитания дошкольников» Детская литература как средство патриотического воспитания дошкольников Отечественная история культуры детства не мыслится без богатств.

Консультация для воспитателей «Художественная литература как источник духовной культуры дошкольного воспитания» Одной из задач в формировании личности дошкольника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения.

Консультация для воспитателей «Предметно-развивающая среда как средство экологического воспитания дошкольников» Переход к модели развивающего воспитания и обучения в условиях модернизации содержания образовательного процесса требует от педагогов создания.

Консультация для воспитателей «Экологические проекты — универсальная форма экологического воспитания дошкольников» Цель экологического воспитания для дошкольников — оформление знаний о мире животных и растений, природных явлениях, формирование ответственного.

Мастер-класс «Художественная литература как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Данный мастер-класс, я приготовила к конкурсу в своем городе, в данной презентации раскрывается актуальная тема развитие речи дошкольников.

Семинар-практикум «Детская художественная литература как составляющая духовно-нравственного воспитания» Цель: Углубить знания педагогов о детской художественной литературе, раскрыть духовный и нравственный потенциал художественных произведений.

Источник