Меню

Какие фонды денежных средств являются централизованными

Централизованные децентрализованные фонды;

Централизованные денежные фонды, формируемые на макроуровне, представляют собой совокупность регулируемых законодательством форм аккумулирования, перераспределения и использования денежных средств, основанных на централизованном финансовом планировании, регулировании и контроле, необходимых для обеспечения расширенного общественного воспроизводства, удовлетворения социальных потребностей и выполнения функций государства и местного самоуправления.

К централизованным денежным фондам относятся:

— государственные и муниципальные бюджеты всех уровней бюджетной системы;

— государственные внебюджетные фонды;

— государственные фонды страхования;

— государственный и муниципальный кредит, которые в совокупности представляют собой систему финансовых отношений между государством, муниципалитетом — с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой.

Источниками централизованных денежных фондов являются: доходы от государственных и муниципальных предприятий, доходы от приватизации, использования и продажи государственного и муниципального имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности, налоговые доходы, государственный и муниципальный кредит, эмиссия денег, доходы от эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и т.д.

Децентрализованные денежные фонды, формируемые на микроуровне, представляют собой совокупность регулируемых законодательством форм организации и управления денежными средствами субъектов хозяйствования в процессе образования, распределения и использования валового дохода, денежных и материальных накоплений, прибыли.

К ним относятся:

— фонды коммерческих и некоммерческих организаций всех форм собственности, в том числе финансовых посредников;

— фонды государственных и муниципальных унитарных предприятий, организаций и учреждений;

— фонды индивидуальных предпринимателей;

Функции, состав и структура фондов организаций, предпринимателей и домашних хозяйств, методы их формирования и направления использования определяются характером и уровнем развития производственных, социальных, культурных отношений, масштабами и ролью государства в национальной экономике.

На различных стадиях и этапах производства, распределения, обмена и потребления общественного продукта у субъектов экономических отношений аккумулируются различные фонды денежных средств. У предприятий это фонды собственных, заемных и привлеченных средств.

В состав собственныхсредств организаций входят:

— уставный, добавочный и резервный капиталы;

— фонды накопления, потребления и социальной сферы;

Кзаемным средствам относятся кредиты и займы.

К привлеченным средствам относится кредиторская задолженность.

Источниками децентрализованных финансовых ресурсовпредприятий выступают прибыль, амортизация, продажа ценных бумаг, банковский кредит, проценты, дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими эмитентами и т.д.

В структуру финансовых ресурсов домашних хозяйств входят:

— денежные средства, предназначенные для текущих расходов;

— денежные средства, предназначенные для капитальных расходов;

— денежные средства, вложенные в движимое и недвижимое имущество.

Источниками финансовых ресурсов домашних хозяйств являются:

— заработная плата, премии и надбавки к заработной плате;

— выплаты социального характера, осуществляемые работодателем;

— доходы от предпринимательской деятельности, от участия в прибылях, от операций с личным имуществом, от кредитно-финансовых операций;

— социальные трансферты, в том числе пенсии, пособия, стипендии; потребительский кредит.

Денежные отношения на микро уровне включают в себя отношения между поставщиком и потребителем, между предприятием и его структурными подразделениями, между администрацией предприятия и его работниками, между предприятиями, домохозяйствами и финансово-кредитной системой и т.д.

Таким образом, финансовую систему можно рассматривать как форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций, коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т. п.).

Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.

Источник



Понятие и особенности финансовой деятельности (централизованные и децентрализованные денежные фонды).

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ по ФИНАНСОВОМУ ПРАВУ (2017 год)

Читайте также:  Пародонтоз что это лечение народными средствами

Понятие и функции финансов

История человечества – это в первую очередь история развития экономических процессов. В XVIII в экономической литературе появился термин «финансы», который изначально объединял все денежные средства государства.

Финансовое право позволяет государству существовать и эффективно решать возложенные на него экономические и социальные задачи. Например, в Конституции таких стран как США, Япония, Швейцария, финансовое обеспечение государства стоит на первом месте среди всех основных положений.

С развитием экономических отношений развивается и законодательство. Во же время планомерно выстроенная налоговая система позволяет государству планомерно получать доходы, которые затем направляются на развитие различных отраслей, например, экономики.

Казна (от тюрк. – хранилище денег) – хранилище государства являлась свидетельством его могущества, показателем его экономического развития.

Финансы (фр. Finance от лат. financia наличность, доход) — это денежные отношения связанные с формированием, распределением и использованием денежных фондов.

Роль финансов в государстве:

1. Они связаны с общественными экономическими отношениями и являются их регулятором.

2. Они влияют на формирование и осуществление финансовой политики государства. Истрия государства показывает, что ошибки, допущенные в сфере управления финансами, могут привести к тяжелым экономическим и политическим последствиям. Финансовые кризисы самые продолжительные и труднопреодолимые. Они как правило, охватывают все сферы государственной и общественной жизни, а в некоторых случаях выходят за рамки государства и влияют на мировые экономические процессы (Великая депрессия США 1930-ч г.г, финансовый кризис в России в 1998г, мировой экономический кризис 2008-2009г.г.).

Как видно из определения финансы предприятий и организуй подразделяются на: Частные и государственные. Отличие государственных финансов от частных:

1. Государство может в принудительном порядке обеспечить свои доходы посредством системы налогообложения в отличие от частных лиц;

2. Государственные финансы тесно связаны с денежной системой, которая управляется государством и не зависит от воли частного лица, распоряжающегося своими финансами;

3. Государственные финансы ориентированы на обеспечение общественных интересов, а частные –на личные (получение прибыли);

4. Объемы государственных финансов превышают частные;

5. Государство может изъять частные финансы в свою собственность (национализация, конфискация и т.п.).

В тоже время существует связь между государственными и частными финансами. Состояние частных финансов оказывает влияние на уровень доходов государства, а в некоторых случаях государственные финансы целиком зависят от частных. Однако в истории были страны, финансы которых состояли только из государственных (СССР и страны социалистической системы). Так или иначе государственные финансы обладают приоритетом перед частными, поскольку посредством государственных доходов можно воздействовать на экономическую коньюктуру рынка и регулировать процессы, происходящее в нем.

Конъюнктура рынка – это сложившаяся в конкретный период времени на рынке экономическая ситуация, которую характеризует соотношение между спросом и предложением, уровень цен, товарные запасы и иные экономические показатели.

Функции финансов:

ü Распределительная – распределяется валовой, общественный продукт и национальный доход, что позволяет государству обеспечить постоянное и эффективное развитие всех отраслей экономики. Одновременно финансы служат инструментом регулирования рыночных отношений. Распределительная функция финансов проявляется в виде планирования доходов и расходов государства, предприятий, организаций. Валовой общественный продукт

ü Контрольная – контроль производства или распределения материальных благ, который позволяет регулировать рыночные отношения. Она проявляется в контроле за правильным распределением национального дохода по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

ü Стимулирующая – стимулирование развития государства и общества, ярко проявляется в налогообложении

ü Информационная – это информация о доходах и расходах предприятия. Помогает согласовать между собой независимые решения, принимаемые в различных секторах экономики.

ü Аккумулирующая – проявляется через образования (накопления) денежных средств, необходимых для функционирования хоз. системы. На практике это выражается в формировании целевых фондов денежных средств различно правления.

Финансовая система РФ

Читайте также:  Бронхоспазмолитические средства при бронхиальной астме как вводят

Финансовая система – это совокупность взаимодействующих элементов способствующих эффективному осуществлению финансовой деятельности создающих необходимое условие для финансовых процессов и формирующих финансовые отношения.

ФС – это «кровеносная» система государства, по которой осуществляется движение денежных средств, способствует жизнеобеспечению всего государственного организма.

Финансовую систему РФ составляют:

Ø Государственные финансы (бюджеты всех уровней: 1 уровень — федеральный, 2- бюджеты субъектов, 3 – местные бюджеты; бюджеты государственных внебюджетных фондов: пенсионный фонд, фонд социального страхования, федеральный фонд обязательного медицинского страхования, государственный фонд занятости населения);

Ø Местные финансы (средства местного бюджета, муниципальные ценные бумаги)

Ø Финансы хозяйствующих субъектов (объединяет финансы коммерческих предприятий и организаций, финансы учреждений, некоммерческих и общественных организаций)

Ø Фонд страхования (личное, имущественное страхование; страхование ответственности)

Ø Фонд кредитования (система отношения по поводу привлечения и размещения денежных средств. При этом он состоит из государственного и банковского кредита).

Понятие и особенности финансовой деятельности (централизованные и децентрализованные денежные фонды).

Финансовая деятельность – деятельность по формированию и распределению централизованных и децентрализованных денежных фондов, обеспечивающих функционирование государства. В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяются на централизованные и децентрализованные.

Централизованные денежные фонды – фонды формируются во внебюджетной системе государства, создаются на определенной территории и используются на нужды данной территории (республики, области, района). Например, бюджеты государства, бюджеты субъектов и местные бюджеты. Централизованные фонды денежных средств создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. К ним относят:

Децентрализованные денежные фонды – это денежные фонды предприятий и организаций всех форм собственности, которые образуются за счет собственных ресурсов, заемных средств и используются на производственные и иные уели. Формирование ДФ осуществляется только после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий и населения. Они являются основой финансовой системы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств, в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т. п.).

Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.

4. Государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность.

Финансовую деятельность осуществляют все без исключения государственные органы, однако среди них можно выделить две основные группы органов:

1) органы общей компетенции;

2) органы специальной компетенции.

К первой группе относятся высшие законодательные (Федеральное собрание и местное самоуправление) и исполнительные органы (Правительство РФ и местное самоуправление), которые наряду со своими общими функциями руководят всеми финансами, денежно-кредитной системой, осуществляют валютное и таможенное регулирование (п. «ж» ст. 71, ст. 75 Конституции РФ).

Вторую группу государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, составляют государственные органы, для которых финансовая деятельность является основной. Они специально созданы для проведения финансовой деятельности и финансового контроля в государстве.
В системе органов специальной компетенции следует выделить группу органов, занимающихся контролем в сфере финансовой деятельности государства.

К таким органам относятся: Счётная палата, которая является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему.

Основная роль отводится Минфин является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке политике в сфере бюджетной, налоговой, страховой, банковской деятельности, финансовых рынков, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, таможенных платежей и др. в систему.

В сфере банковской деятельности главным органом является Центральный банк РФ (совместно с Правительством он определяет политику государства в области денежного обращения, руководит кредитной системой, контролирует деятельность коммерческих банков в том числе и лицензирование).

Читайте также:  Реклама чистящих средств для унитаза

Органы специальной компетенции, занимающиеся контролем в сфере финансовой деятельности.

· Федеральная налоговая служба (контроль и надзор за соблюдением законодательства в области налогов и сборов);

· Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов);

· Федеральное казначейство (обеспечение исполнения федерального бюджета, кассовое исполнение бюджетов бюджетной системы РФ, а также предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета.)

· Министерства и федеральные службы (Министерство экономического развития, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).

5. Финансовое право.

ФП является самостоятельной отраслью права. Его существование обусловлено ролью финансов и основано на правовых нормах, регулирующих финансовые отношения.

ФП — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

Для характеристики отрасли права необходимо определить метод и предмет правового регулирования.

Предмет финансового права — это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.

Метод – это способ, система средств и приемов, с помощью которых право регулирует общественные отношения (метод власти и подчинения).

Основной метод финансово-правового регулирования — государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями.

6. Система и источники российского финансового права.

Это объективно обусловленное общественными финансовыми отношениями внутреннее его строение, единство и взаимосвязь финансово-правовых норм, расположение их в определенной последовательности.

ФП состоит из 2 частей: Общей (регулирует формы и методы финансовой деятельности, систему и компетенции государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность) и Особенной (бюджетное право, налоговое, страховое, банковское, валютное, инвестиционное).

Источники финансового права Российской Федерации — это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.

· Конституция Российской Федерации, Главный источник финансового права конституции и уставы субъектов Федерации.

· Бюджетный кодекс РФ регулирует порядок межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса;

· Налоговый кодекс РФ – состоит из 2 частей. 1 часть – законодательство о налогах и сборах, 2 часть – порядок уплаты федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

· Федеральные законы: ФЗ о бюджете, который принимается на финансовый год и плановый период; ФЗ « Центральном банке», ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

· Указы Президента регулирующие отношения в сфере финансовой деятельности.

· Постановления Правительства регулируют полномочия органов исполнительной власти.

· Приказы и инструкции Министерства финансов, а также указания, положения, телеграммы и письма Центрального банка РФ;

· Соглашения между исполнительными органами власти и финансово-кредитными органами, Н-р, кассовое обслуживание исполнения бюджета осуществляется на основе соглашений между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местных администраций муниципальных образований и Федеральным казначейством по вопросам размещений (погашения) государственных займов.

· Решения Конституционного суда РФ – КС выполняет правотворческую функцию, осуществляет толкование норм Конституции.

· Нормативно-правовые акты субъектов РФ и местного самоуправления содержат нормы, регулирующие финансовые отношения соответствующего уровня.

· Международные договоры – если МД установлены иные правила в отличие от предусмотренным российским законодательством, то применяются правила МД. (НК РФ, БК РФ)

Среди источников финансового права немало таких, которые содержат нормы и других отраслей права — государственного, административного, гражданского и т.д. К ним относятся законы о местном самоуправлении, о банках, о предприятиях и предпринимательской деятельности и др.

Источник