Меню

Как называется средство изображения героя состоящее в описании открывшегося ему мира природы

Как называется средство изображения героя состоящее в описании открывшегося ему мира природы

Как называется средство характеристики персонажа, строящееся на описании его внешности («На вид ему было лет сорок пять…»)?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.

— Вот мы и дома, — промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами. — Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.

— Поесть действительно не худо, — заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.

— Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. — Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами. — Вот кстати и Прокофьич.

Вошёл человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошёл к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.

— Вот он, Прокофьич, — начал Николай Петрович, — приехал к нам наконец. Что? как ты его находишь?

— В лучшем виде-с, — проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови. — На стол накрывать прикажете? — проговорил он внушительно.

— Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?

— Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку, — прибавил он, снимая с себя свой балахон.

— Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?

— Да, надо почиститься, — отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.

Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, — руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shake hands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать».

Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.

— Я уже думал, что вы не приедете сегодня, — заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. — Разве что на дороге случилось?

— Ничего не случилось, — отвечал Аркадий, — так, замешкались немного.

Источник

Литература, контрольная работа
тест по литературе (9 класс) на тему

Итоговый тест за 9 класс

Скачать:

Вложение Размер
kontrolnaya_rabota_9kl_lteratura.docx 28.59 КБ
literatura_9kl_itogovyy_test.docx 19.93 КБ

Предварительный просмотр:

по изученным произведениям второй половины 19, 20 веков.

I вариант 1-й уровень

  1. За границей И. А. Бунин написал уникальную книгу из 38 новелл о любви:

б) «Грамматика любви»;

в) «Солнечный удар».

  1. Устами Надежды из новеллы «Тёмные аллеи» Бунин утверждает:

а) что вечная любовь невозможна;

б) что женщина способна на вечную любовь;

в) что любовь не умирает со смертью предмета любви.

  1. Профессор Преображенский (повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце») проводит эксперимент, ставящий целью:

а) изучение анатомии и физиологии человека;

б) превращение собаки в человека;

в) улучшение человеческой породы.

  1. Образ председателя домкома Швондера олицетворяет собой:

а) честный и принципиальный пролетариат, продолжающий революционные преобразования;

б) случайных во власти людей, не умеющих управлять страной;

в ) репрессивный характер управления дорвавшегося до власти пролетариата.

  1. «Родни — хоть шаром покати,— нигде, никого, ни одной души»,— говорит о себе Андрей Соколов. Как сложилась судьба родителей и сестры Андрея Соколова?

а) Погибли в гражданскую войну;

б) были репрессированы;

в) погибли в голодные годы.

  1. Определите литературный персонаж (рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека»): «Невысокого роста, плотный, белобрысый и сам весь какой-то белый: и волосы на голове белые, и брови, и ресницы, даже глаза у него были белёсые, навыкате. По-русски говорил, как мы с тобой, да ещё на “о” налегал, будто коренной волжанин».

в) немецкий инженер в чине майора армии.

  1. Как называется средство характеристики персонажей, строящееся на описании их внешности?

«Мальчик был одет просто, но добротно: и в том, как сидела на нём подбитая лёгкой, поношенной цигейкой длиннополая курточка, и в том, что крохотные сапожки были сшиты с расчётом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки — все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки. А отец выглядел иначе: прожжённый в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками; на нём были почти новые солдатские ботинки, но плотные шерстяные носки изъедены молью, их не коснулась женская рука. ».

  1. Какой изобразительный приём, в котором одно явление или понятие проясняется путем сопоставления с другим явлением, использует А. И. Солженицын в приведённых фрагментах рассказа «Матрёнин двор»?

«Но не потому были мыши в избе, что колченогая кошка с ними не справлялась: она как молния за ними прыгала в угол и выносила в зубах»; «По ночам, когда Матрёна уже спала, а я занимался за столом,— редкое быстрое шуршание мышей под обоями покрывалось слитным, единым, непрерывным, как далёкийшум океана, шорохом тараканов за перегородкой»; «Григорьев Антошка был круглый румяный малец из 8-го “Г”, выглядевший, как кот после блинов»; «Верхнего света не было в нашей большой комнате, как лесом заставленной фи-кусами»; «И шли года, как плыла вода. ».

9. Дайте развёрнутый ответ на вопрос.

Какие новые явления социальной и культурной жизни России конца XIX — начала XX в. повлияли на развитие литературы?

10.Сопоставьте повесть Н. В. Гоголя «Шинель» с произведением Ф. М. Достоевского «Бедные люди» и покажите, что нового внёс Достоевский в изображение «маленького человека», какие глубокие противоречия открыл он в его внутреннем мире.

11.На основе полученных знаний об особенностях художественного мироощущения А. П. Чехова с привлечением собственных примеров из знакомых вам произведений писателя охарактеризуйте своеобразие его коротких рассказов.

12.Прочитайте отрывок и выполните задания.

Так и поселился я у Матрёны Васильевны. Комнаты мы не делили. Её кровать была в дверном углу у печки, а я свою раскладушку развернул у окна и, оттесняя от света любимые Матрёнины фикусы, ещё у одного окна поставил столик. Электричество же в деревне было — его ещё в двадцатые годы подтянули от Шатуры. В газетах писали тогда «лампочки Ильича», а мужики, глазатараща, говорили: «Царь Огонь!»

Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрёны и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша: от дождей она ещёне протекала и ветрами студёными выдувало из нее печное грево не сразу, лишь под утро, особенно тогда, когда дул ветер с прохудившейся стороны.

Кроме Матрёны и меня, жили в избе ещё — кошка, мыши и тараканы.Кошка была немолода, а главное — колченога. Она из жалости была Матрёной подобрана и прижилась. Хотя она и ходила на четырёх ногах, но сильно прихрамывала: одну ногу она берегла, больная была нога. Когда кошка прыгала с печи на пол, звук касания её о пол не был кошаче-мягок, как у всех, а —сильный одновременный удар трёх ног: туп! — такой сильный удар, что я несразу привык, вздрагивал. Это она три ноги подставляла разом, чтоб уберечьчетвёртую.

♦ Какое художественное изобразительно-выразительное средство помогает автору описать героиню и выразить своё отношение к ней: «изба доброжилая», «любимые фикусы», «с прохудившейся стороны»?

♦ Какое художественное изобразительно-выразительное средство использует автор в предложении: «В газетах писали тогда “лампочки Ильича”, а мужички, глаза тараща, говорили: “Царь Огонь!”»?

♦ Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его жилища: «Комнаты мы не делили» и далее.

♦ Напишите название любимого растения героини.

♦ Каким эпитетом характеризуется кошка Матрёны?

Известный писатель и переводчик С. Я. Маршак утверждал, что «у каждойкниги своя судьба, своя долгота века. Есть книжки-однодневки, и есть, которыепереходят от поколения к поколению».

Какие из прочитанных в курсе «Литература второй половины XIX, XX веков» произведений вы порекомендуете прочитать последующим поколениям? Обоснуйте свой выбор.

по изученным произведениям второй половины 19, 20 веков.

II вариант 1-й уровень

1.В новелле И. А. Бунина «Тёмные аллеи» главные герои встречаются:

а) после 20 лет разлуки, вызванной её замужеством;

б) после многих лет, проведённых им на дипломатической службе;

в) более чем через 30 лет после того, как он её бросил.

2.Назовите основную тему цикла «Тёмные аллеи»:

в) тема смысла жизни.

3.Повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» имеет подзаголовок:

а) чудовищная история;

б) фантастическая история;

в) необыкновенные приключения доктора.

4.С точки зрения автора, эксперимент, на который пошёл профессор (повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце»):

а) подтвердил гениальность и талант врача;

б) укрепил уверенность профессора в значимости своего дела;

5.Композиция рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»:

а) рассказ в рассказе (рамочная);

6.Определите, какая фраза принадлежат Андрею Соколову:

а) «Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом»;

б) «Два осиротевших человека, две песчинки»;

в) «Такая мелкая птаха, а уже научился вздыхать».

7.Как в литературоведении называют тип описания, изображающий природу или какую-либо местность, например приведённые строки из произведения М. А. Шолохова «Судьба человека»?

«Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая. В конце марта из Приазовья подули тёплые ветры, и уже через двое суток начисто оголились пески левобережья Дона, в степи вспухли набитые снегом лога и балки, взломав лёд, бешено взыграли степные речки, и дороги стали почти совсем непроездны».

8.Как называют средство характеристики персонажа, строящееся на описании его внешности? (Например, в приведённых строках рассказа А. И. Солженицына «Матрёнин двор»).

«Высокий чёрный старик, сняв на колени шапку, сидел на стуле, который Матрёна выставила ему на середину комнаты, к печке-“голландке”. Всё лицо его облегали густые чёрные волосы, почти не тронутые сединой: с чёрной окладистой бородой сливались усы густые, чёрные, так что рот был виден едва; и непрерывные бакены чёрные, едва выказывая уши, поднимались к чёрным космам, свисавшим с темени; и ещё широкие чёрные брови мостами были брошены друг другу навстречу. И только лоб уходил лысым куполом в лысую просторную маковку. Во всем облике старика показалось мне многознание и достойность.Он сидел ровно, сложив руки на посохе, посох же отвесно уперев в пол,— сидел в положении терпеливого ожидания и, видно, мало разговаривал с Матрёной, возившейся за перегородкой».

9. Дайте развёрнутый ответ на вопрос.

Как повлияла на мироощущение А. П. Чехова эпоха 80-х гг. XIX в.? Каковы существенные особенности чеховского реализма?

10. К каким открытиям в особенностях душевной жизни человека пришёл Л. Н. Толстой в повести «Детство » ? В чём видит писатель преимущество детского мировосприятия?

11. В чём состоит своеобразие процесса переоценки духовных ценностей в России рубежа XIX-XX вв.?

12. Прочитайте текст и выполните задания.

Вообще, приглядываясь к Матрёне, я замечал, что, помимо стряпни и хозяйства, на каждый день у нее приходилось и какое-нибудь другое немалое дело, закономерный порядок этих дел она держала в голове и, проснувшись поутру, всегда знала, чем сегодня день её будет занят. Кроме торфа, кроме сбора старых пеньков, вывороченных трактором на болоте, кроме брусники, намачиваемой на зиму в четвёртях («Поточи зубки, Игнатич»,— угощала меня), кроме копки картошки, кроме беготни по пенсионному делу, она должна была ещё где-то раздобывать сенца для единственной своей грязно-белой козы.

—А почему вы коровы не держите, Матрёна Васильевна?

—Э-эх, Игнатич,— разъясняла Матрёна, стоя в нечистом фартуке в кухонном дверном вырезе и оборотясь к моему столу.— Мне молока и от козы хватит. А корову заведи, так она меня самою с ногами съест. У полотна не скоси — там свои хозява, и в лесу косить нету — лесничество хозяин, и в колхозе мне не велят — не колхозница, мол, теперь. Да они и колхозницы до самых белых мух всё в колхоз, а себе уж из-под снегу — что за трава. По-бывалошному кипели с сеном в межень, с Петрова до Ильина. Считалась трава — медовая.

Так, одной утельной козе собрать было сена для Матрёны — труд великий. Брала она с утра мешок и серп и уходила в места, которые помнила, где трава росла по обмежкам, по задороге, по островкам среди болота. Набив мешок свежей тяжелой травой, она тащила её домой и во дворике у себя раскладывала пластом. С мешка травы получалось подсохшего сена — навильник.

♦ Какое художественное изобразительно-выразительное средство помогает автору описать героиню и выразить своё отношение к ней: «великий», «тяжелой», «медовая»?

♦ Назовите средство создания образа героя, строящееся на описание его действий (со слов : «Кроме торфа…»).

♦ Из реплики Матрёны выпишите предложение, которое объясняет, почему она не держала коровы.

♦ Какое художественное изобразительно-выразительное средство использует автор со второго абзаца?

♦ В абзаце, начинающемся со слов: «Так, одной утельной козе. » найдите слово, которое определяет, сколько сена получалось из мешка свежескошенной травы.

Согласны ли вы с утверждением аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса о том, что «книга — это диалог, завязанный с читателем. Этому диалогу нет конца. »?

На примере изученных произведений расскажите, в какой диалог с книгами вы вступили в этом учебном году

по изученным произведениям второй половины 19, 20 веков

Источник



Как называется средство изображения героя состоящее в описании открывшегося ему мира природы

Как называется способ изображения внутреннего, душевного состояния героя через его внешнее поведение («Тонкие губы Базарова чуть тронулись; но он ничего не отвечал и только приподнял фуражку»)?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9.

– Дай же отряхнуться, папаша, – говорил несколько сиплым от дороги, но звонким юношеским голосом Аркадий, весело отвечая на отцовские ласки, – я тебя всего запачкаю.

– Ничего, ничего, – твердил, умилённо улыбаясь, Николай Петрович и раза два ударил рукою по воротнику сыновней шинели и по собственному пальто. – Покажи-ка себя, покажи-ка, – прибавил он, отодвигаясь, и тотчас же пошёл торопливыми шагами к постоялому двору, приговаривая: «Вот сюда, сюда, да лошадей поскорее».

Николай Петрович казался гораздо встревоженнее своего сына; он словно потерялся немного, словно робел. Аркадий остановил его.

– Папаша, – сказал он, – позволь познакомить тебя с моим добрым приятелем, Базаровым, о котором я тебе так часто писал. Он так любезен, что согласился погостить у нас.

Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнажённую красную руку, которую тот не сразу ему подал.

– Душевно рад, – начал он, – и благодарен за доброе намерение посетить нас; надеюсь. позвольте узнать ваше имя и отчество?

– Евгений Васильев, – отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом и, отвернув воротник балахона, показал Николаю Петровичу всё своё лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.

– Надеюсь, любезнейший Евгений Васильич, что вы не соскучитесь у нас, – продолжал Николай Петрович.

Тонкие губы Базарова чуть тронулись; но он ничего не отвечал и только приподнял фуражку. Его тёмно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа.

– Так как же, Аркадий, – заговорил опять Николай Петрович, оборачиваясь к сыну, – сейчас закладывать лошадей, что ли? Или вы отдохнуть хотите?

– Дома отдохнём, папаша; вели закладывать.

– Сейчас, сейчас, – подхватил отец. – Эй, Пётр, слышишь? Распорядись, братец, поживее.

Пётр, который в качестве усовершенствованного слуги не подошёл к ручке барича, а только издали поклонился ему, снова скрылся под воротами.

– Я здесь с коляской, но и для твоего тарантаса есть тройка, – хлопотливо говорил Николай Петрович, между тем как Аркадий пил воду из железного ковшика, принесённого хозяйкой постоялого двора, а Базаров закурил трубку и подошёл к ямщику, отпрягавшему лошадей, – только коляска двухместная, и вот я не знаю, как твой приятель.

– Он в тарантасе поедет, – перебил вполголоса Аркадий. – Ты с ним, пожалуйста, не церемонься. Он чудесный малый, такой простой – ты увидишь.

Источник

Читайте также:  Какое антицеллюлитное средство нельзя использовать при варикозе