Меню

Как называется изобразительно выразительное средство языка использованное в предложении тарас бульба

Изобразительно-выразительные средства языка – что это такое, как в них разобраться и зачем они вообще нужны

Слова и словосочетания, которые делают художественную речь более яркой и выразительной.

Сегодня мы будем говорить про изобразительно-выразительные средства. Вы узнаете, что это, зачем они нужны и как легко отличать один тип ИВС от других. Начнем с самых популярных. Я буду простым языком вам объяснять суть каждого средства и приводить примеры.

Метафора

Когда два предмета сравниваются между собой без слов «как», «словно», «будто». Поэтому ее в школе часто называют «скрытым сравнением».

Например. Вот решил Арсений Тарковский написать стихотворение о том, что жизнь очень быстро проходит. Как написать так, чтобы ярко передать эти чувства быстротечности жизни? Какой такой образ подобрать?

И он написал: «Вот и лето прошло». Дальше по ходу стихотворения мы понимаем, что в нем речь вообще не о лете, а о жизни. «Жизнь брала под крыло, берегла и спасала…». Лето – это метафора. Жизнь – как лето.

Более простые примеры. Волны шепчутся между собой – метафора, потому что волны издают такие звуки, которые «как шепот». Автомобиль летит по дороге – метафора, потому что он просто едет так быстро, что кажется – «летит».

Еще больше примеров вы найдете в моей статье про метафору.

Олицетворение

Надо запомнить, что это тоже метафора, разновидность метафоры. Олицетворение – это когда неживой предмет в художественном тексте изображен как живой.

Из песни Кадышевой: «Метель обвенчала горячие губы и клятвы до гроба в любви». Метель не живая, она ничего в принципе делать не может, а в песне она вдруг «венчает».

«На улице выл ветер». Ветер тоже неодушевленный. Он просто дует так, что кажется «воет». И когда мы читаем «ветер воет», нам кажется, что он какой-то живой, как будто это волк воет, а не ветер. Вот и получается олицетворение.

Сравнение

Это уже открытое сравнение двух предметов. Помните, как ведет себя «буря» у Пушкина? «То как зверь она завоет, то заплачет как дитя». Буря сравнивается то со зверем, то с ребенком.

Или, например, из песни, которую поет Алла Пугачева: «А ты такой холодный, как айсберг в океане». Человек сравнивается с айсбергом.

Эпитет

Это определение в переносном смысле. Запоминайте так. Эпитет – это определение, про которое можно спросить: «Как так?». «Синеглазый василек» – как так? Как он может быть синеглазым, у него что, глаз есть?

«У этого мальчика золотое сердце» – как так? Оно что, из золота? Как же оно кровь перегоняет? «Острый месяц» – как так? Я могу его взять и хлеб порезать что ли?

А вот про «деревянный стол» мы не будем спрашивать «как так?». Ежу понятно, что он деревянный, потому что из дерева.

У меня есть статья, где я учу отличать эпитеты от обычных определений. Обязательно прочитайте, чтобы не путаться.

Метонимия

Это когда вы вместо одного предмета называете тот, который с ним «смежен». Смежный – то есть предметы соприкасаются. Например, вы говорите: «Я выпил шесть стаканов [молока]». Понятно же, что вы не стаканы пили, а молоко, которое в них было налито. Но молоко и стаканы «смежны» друг с другом, они соприкасаются, молоко налито в эти самые стаканы, поэтому ваш слушатель легко поймет, о чем речь.

Еще мне очень нравится вот такой пример – из Блока: «И каждый из мрака смотрел и слушал, как белое платье пело в луче». Понятно, что поет не платье, а девушка, на которой это платье надето.

Или вот я показываю на шкаф с книгами и говорю: «За десять лет весь шкаф прочитал». Мой слушатель поймет, что речь не о шкафе, а о книгах, которые в нем стоят. Тут тоже налицо «смежность» – шкаф и книги соприкасаются.

«Весь зал нам хлопал» – это метонимия, потому что хлопают люди, которые находятся в зале. Люди заменились на зал, потому что они «в смежности» друг с другом.

Подробнее – в моей статье про метонимию.

Гипербола

Это преувеличение. Она используется тогда, когда человек хочет сказать о своих чувствах. В мультике «Тачки» есть такой момент – Молния МакКуин сделал в маленьком городке дорогу и когда один из автомобилей прокатился по ней, он с восторгом произнес: «Я такой дороги не видел сто лет!» Вот, типичная гипербола.

Или другой пример – из Ледникового периода. Ленивец устал идти по какой-то там тропинке и говорит: «Я сейчас умру!» Он не умрет, конечно. Просто он сильно устал и «гиперболизирует» вот эти свои чувства.

Литота

Тут уже обратный эффект. Гипербола преувеличивала, а литота преуменьшает. Например, на биологии учительница как-то раз рассказывала нам, что у самой маленькой женщины был рост 52 сантиметра. И учительница сказала: «женщина-кукла». Это как раз была литота.

В сказках тоже есть много подобных литот. Вспомните, например, дюймовочку. Почему ее так называли? Потому что она ростом была с дюйм – 2,54 сантиметра. Сюда же относится и мальчик-с-пальчик.

Когда у человека денег «кот наплакал» – это тоже литота. Когда от дома до школы «рукой подать» или темп работы у учеников «черепаший» – это все аналогичные литоты.

Ирония

Когда вы даете предмету противоположную характеристику. И получается немного комично. Например, приходит к вам гость, и вы говорите: «Милости прошу в мой царский дворец». Хотя у вас маленький-маленький деревянный домик.

Или: «приступайте к пиршеству» – а на столе просто тарелка супа с фрикадельками, сметана и хлеб.

Или: «Я ее люблю, как собака палку». Понятное дело, что собака палку вообще не любит.

Аллегория

Ее еще называют иносказанием. Тут смотрите, в чем дело. Берется что-то абстрактное, например, какое-то качество человека, и превращается в конкретный предмет. Например, взяли качество «трусость» и сделали конкретный предмет – «зайца». Заяц – это аллегорический образ трусости.

Лиса в народных сказках часто воплощает хитрость, козел – тупость, баран – упертость, волк – злобу, жестокость.

И когда мы читаем в сказках про всех этих животных, мы понимаем, что речь-то идет о человеке, о его личностных качествах.

Оксюморон

Одни ученые в этом слове ставят ударение на «ю», другие на «о». В Викисловаре – на «ю».

Читайте также:  Какое средство убирает клей момент

Это средство выразительности представляет собой совмещение абсолютно противоположных признаков. Например, у Камю в романе «Посторонний» герой говорит монаху: «Вы живой мертвец!»

Как так может быть? Никак. Несовместимые вещи. Оксюморон.

У Юрия Бондарева есть книга «Горячий снег». Как снег может быть горячим? Никак. Но Юрий Васильевич описывает там битву за Сталинград, рев орудий, взрывы, раны и смерть. Поэтому снег «горячий».

Перифраза

Когда мы берем одно слово и заменяем его описательным оборотом, который всем понятен. Например, город на Неве – это что? Это Петербург.

А черное золото? Это нефть. А канцелярская крыса? Это офисный работник, чиновник.

Перифразы позволяют по сто раз не повторять одно и то же слово и при этом дают возможность выразить дополнительные оттенки смысла, дать предмету эмоциональную оценку.

Антитеза, или контраст

Антитезы – это противопоставление одних предметов другим. Самый простой пример – рассказ Чехова «Толстый и тонкий». Там противопоставляются два чиновника, причем антитеза проявляется во всем: во внешнем виде, в манере поведения, в речи.

Еще раз приведу цитату из стихотворения Блока: «И каждый из мрака смотрел и слушал, как белое платье пело в луче». Тут помимо метонимии есть еще и яркая антитеза: мрак и луч света. Так и представляешь вот эту тьму в храме и луч света на белом платье.

У Верки Сердючки есть песня: «Ты на север, я – на юг». Тоже антитеза.

Анафора

Это когда строки стихотворения начинаются одинаково. Например, строчки из песни группы «Високосный год»: «Мы могли бы служить в разведке, // Мы могли бы играть в кино». Как видите, две строки начинаются с одних и тех же слов – перед нами анафора.

Из песни Кадышевой: «Зачем это лето в снегах я ждала? // Зачем я рябиной весною цвела?» – тоже анафора.

Градация

Когда какие-то слова располагаются в порядке уменьшения или увеличения признака. Например: «Мы просили, умоляли, заклинали, но все было тщетно». Видите, тут идет как бы нарастание силы действия. Сначала просто просят, потом уже умоляют, а потом заклинают сделать что-либо.

Другой пример – из Есенина: «Не жалею, не зову, не плачу». Жалеть – это одно, звать – уже другое, нечто более сильное. Плакать – тем более.

Инверсия

Она наблюдается в двух случаях:

  1. Когда сказуемое перед подлежащим. Из старинного-старинного романса: «Окрасился месяц багрянцем». Должно было быть так: «Месяц окрасился багрянцем», но автор сделал наоборот.
  2. Когда определение после существительного (или местоимения). У Есенина: «Отговорила роща золотая». Должно быть: «Отговорила золотая роща», но он сделал инверсию.

Инверсия нужна для того, чтобы сделать акцент на каком-то слове, поставить на него логическое ударение. Она делает художественные тексты более яркими.

Подробнее читайте в статье про инверсию.

Параллелизм

Когда предложения строятся одинаково. Например, у Лермонтова: «Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой». Сначала идет обстоятельство места (под ним или над ним), затем подлежащее (струя или луч), определение (светлей лазури, золотой).

Из песни, которую поет Шуфутинский: «Я уезжаю во вторник, ты приезжаешь в четверг». Тоже абсолютно одинаковое построение: подлежащее, сказуемое, обстоятельство времени.

Парцелляция

Она появляется тогда, когда автор намеренно дробит связанный текст на части. Например: «На улице лежал снег. Белый. Холодный. Он обжигал руки. Как пламя».

Парцелляция нужна для того, чтобы заставить читателя делать паузы на точках и задумываться о смысле каждого фрагмента текста.

Риторический вопрос

Когда человек задает вопрос, на который не надо отвечать. Вопрос, не требующий ответ. Например, вот у Витаса в песне есть такие строки: «Сколько же еще мне дорог предстоит пройти?» Он не ждет ответа на этот вопрос, когда задает его. Да никто ему и не ответит, потому что никто не знает.

Другой пример: «Зачем мне лгать самому себе?» – тоже вопрос, который не требует ответа. Этот вопрос человек задает как бы своему внутреннему Я.

Риторическое обращение

Когда вы обращаетесь к кому-то, хотя знаете, что этот кто-то вам не ответит. Он не может ответить вообще в принципе. У Жуковского, например: «Безмолвное море, лазурное море, открой мне глубокую тайну твою».

Или: «Не боли, душа». Или вот Есенин обращается к краю: «Край ты мой заброшенный…». Ждет ли он, что край ему ответит? Нет, конечно.

Умолчание

Эти когда в тексте многоточие – три точки. То есть автор хотел сказать какую-то мысль, но «умолчал» о ней, переключился на что-то другое.

Умолчаний очень много, например, в речи Глеба Капустина – героя рассказа Шукшина «Срезал». Цитирую: «Я с удовольствием тоже посмеюсь вместе с вами…», «Проблемы нету, а эти…», «Потому что, если… Хорошо!» – вот так почти в каждой реплике.

Функции изобразительно-выразительных средств

Они вызывают у человека чувство эстетического наслаждения. Вы читаете текст и наслаждаетесь, получаете удовольствие. А бывает даже так, что отдельные строки сами собой «запоминаются», остаются в вашей памяти. Именно потому, что они «запали вам в душу».

ИВС помогают автору лучше выражать свою мысль и быть убедительным. Автор подбирает яркие сравнения, метафоры, аллегории и заставляет своего читателя задумываться, размышлять над чем-то, ненавязчиво убеждает его в своей правоте.

Полезные материалы по теме

Советую вам посмотреть несколько моих статей по лексике. Они все небольшие, но я там разбираю трудные моменты, в которых дети практически всегда путаются.

И саму статью про лексику прочитайте тоже.

Подпишитесь на мою рассылку. В ближайшие месяцы будет еще много новых статей по русскому и литературе, я постараюсь разобрать в том числе и практические темы – как делать разные виды разборов, правильно строить схемы предложений и пр. Рассылка позволит мне держать вас в курсе и высылать ссылочки на новые публикации.

Посмотрите обязательно подборки с курсами по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ и ВПР. Там очень хорошие материалы, большинство занятий проводится в групповом формате. Учиться можно «из дома», не тратя время на дорогу до репетитора. Это комфортно, удобно и экономно.

Рекомендую вам учебник «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Он мне особенно нравится, потому что в нем собрана вся теория, которую вы должны изучить в школе. А упражнений нет, они вынесены в отдельные книги. Это такой универсальный справочник. Его надо приобрести, для начала просто прочитать, чтобы знать, где какая информация находится, а потом изучать темы, которые «западают».

Читайте также:  Как сделать отсадник для рыб своими руками из подручных средств

Заключение

Это была статья о том, что такое изобразительно-выразительные средства. Смог ли я понятным языком объяснить вам материал, достаточно ли было примеров? Получится ли у вас теперь самостоятельно находить ИВС в тексте и правильно определять их тип?

Напишите, пожалуйста, свое мнение о статье в комментариях, чтобы я мог ее доработать.

Источник

Как называется изобразительно-выразительное средство языка, использованное в предложении из повести «Тарас Бульба»?
«На небе бесчисленно мелькали тонким и острым блеском звёзды».
1.Метонимия
2.Метафора
3.Синекдоха
Выберите один из вариантов ответа.​​

Ответы

учи так что учи учи и учи

1) г) сказания, передающие представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях.

3) а) Авгий; (но єто не точно)

9) в) великий титан Атлас;

Используется союз КАК.

Дед и Петька «садились всегда в первый ряд: дешевле, и потом там дед лучше слышал»

Об искусстве («Со взрослыми дед редко спорил об искусстве – не умел. Начинал сразу нервничать, обзывался»)

Источник

Работа с изобразительно-выразительными средствами по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Работа с ИВС (изобразительно-выразительными средствами) Повесть Гоголя «Тарас Бульба»

1.«…страшных законов свирепства полудикого века» ЭПИТЕТЫ 2.«погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей» МЕТАФОРА, ЭПИТЕТ 3.«биение сердца становилось сильнее, сильнее…» ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР СЛОВА

4.«посматривали с убийственным хладнокровием на город» ЭПИТЕТ 5.«июльская чудная ночь обняла воздух» ЭПИТЕТ, ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ 6.«вырвавшись вихрем, оно [пламя] свистело и летело вверх, под самые звёзды, и оторванные хлопья его гаснули под самыми дальними небесами » ТВОРИТЕЛЬНЫЙ СРАВНЕНИЯ, МЕТАФОРА, ИНВЕРСИЯ, ГИПЕРБОЛА

7. густой храп ЭПИТЕТ 8. гущина звёзд МЕТАФОРА 9. «Гущина звёзд, поясом переходившая по небу…» ТВОРИТЕЛЬНЫЙ СРАВНЕНИЯ 10. Туман дремоты МЕТАФОРА

Длинные и чёрные, как уголь, волосы СРАВНЕНИЕ «Вся Сечь отрезвилась» МЕТОНИ́МИЯ Перенос названия с одного предмета на другой на основе их смежности.

Номер материала: ДБ-1440450

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник



«Особенности языка в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Учебно-исследовательский проект на тему «Особенности языка в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Почему мы выбрали эту тему? Изучая на уроках литературы данное произведение, мы поняли, что поэтика Н.В.Гоголя близка поэтике народа. Автор описывает не только, что видит собственными глазами, главное он великолепно передает «дух минувшего века», навсегда ушедшего века, порой жестокого, но привлекательного сильными, мужественными, самоотверженными, беззаветно преданными отчизне героями. Нас поразил язык произведения – потрясающе богатый и разнообразный, а художественный средства и приемы, используемые в повести, вызвали живой интерес к произведению и оставили глубокое впечатление от прочтения, пригласив к раздумью о жизни насущной.

Скачать:

Вложение Размер
20147b_issledov_proekt_taras_bulba.doc 105 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 63

городского округа Тольятти

Учебно-исследовательский семинар школьников

«Особенности языка в повести Н.В.Гоголя

учащиеся 7Б класса

Титовцева Людмила Георгиевна,

учитель русского языка и литературы

Историческая основа повести «Тарас Бульба», идея произведения…

Словарная работа по тексту………………………………………………

Художественные средства языка (теория)………………………………

Художественные средства языка (практика)………………………….

У меня болит сердце, когда

Я вижу, как заблуждаются

люди. Толкуют о добродетели,

о Боге, а между тем не делают ничего.

Из письма Н.В. Гоголя к матери. 1883 год.

Учебно-исследовательский проект на тему «Особенности языка в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Почему мы выбрали эту тему? Изучая на уроках литературы данное произведение, мы поняли, что поэтика Н.В.Гоголя близка поэтике народа. Автор описывает не только, что видит собственными глазами, главное он великолепно передает «дух минувшего века», навсегда ушедшего века, порой жестокого, но привлекательного сильными, мужественными, самоотверженными, беззаветно преданными отчизне героями. Нас поразил язык произведения – потрясающе богатый и разнообразный, а художественный средства и приемы, используемые в повести, вызвали живой интерес к произведению и оставили глубокое впечатление от прочтения, пригласив к раздумью о жизни насущной.

Нельзя оставаться равнодушным к этому удивительному произведению, в котором повествуется об истории страны, о борьбе за её освобождение, о товариществе и братстве, о любви и предательстве. О родстве не по крови, а по духу.… А особенности языка повести помогают увидеть и понять историческую эпоху, главных героев. В настоящее время мы, молодое поколение часами просиживаем у телевизора и компьютера. И совсем не общаемся с книгами, а это, как мы заметили, сказывается не только на словарном запасе речи, но и на нашем общем развитии. Хорошо, что мы задумываемся над этим сейчас, значит время не упущено.… Возвращаясь к произведению «Тарас Бульба», мы рассуждаем над тем, что именно великий Н.В. Гоголь своей повестью воспитывает в нас такое нравственное начало, как честь, товарищество, дружба, учит быть ответственными за будущее страны, и по необходимости встать на защиту ее государственных границ от внешних врагов.

Вчитайтесь в произведение и перед вами оживут страницы повести, где запорожцы, не жалея жизни, бьются с ляхами за народ, за Родину, за нас! Таких отважных героев среди нас много ли ?

Проблема: Какие особенности языка привлекают внимание читателя и раскрывают патриотический характер повести.

Цель: исследовать художественно-изобразительные особенности языка повести, направленные на идею произведения.

1. Изучить историческую основу повести.

2. Повторить теоретические сведения об основных особенностях языка художественного произведения.

3. Исследовать художественные средства выразительности произведения «Тарас Бульба», которые раскрывают идею произведения.

4. Провести в классе анкетирование учащихся по повести, составить диаграмму, подвести итог.

Историческая основа повести «Тарас Бульба», идея произведения

События, изображенные Н.В.Гоголем, относятся ко времени освободительного движения на Украине 15-16 веков. Гоголь воссоздал широкую картину национально-освободительной борьбы украинского народа. Польская шляхта, турки, захватывающие и продающие в плен людей, татарские полчища – со всеми ними вело борьбу украинское казачество. Защита национальной независимости была неотделима от борьбы за веру, за утверждение православной церкви.

Весьма восторженно была принята повесть «Тарас Бульба». Белинский назвал ее «колоссальным созданием». Это было смелое, новаторское произведение, впервые с такой поэтичностью, с таким художественным совершенством открывшее русской литературе героическую атмосферу народной жизни, силу и обаяние народных характеров. Такой книги еще не знала история мировой литературы.

Повсюду на Украине насаждалась польская власть. Она грубо попирала национальное достоинства народа, оскорбляла его религиозные верования, культуру, обычаи. Но тысячи и тысячи крестьян отказывались мириться с панщиной и спасались бегством в менее заселенные степные районы юго-восточной Украины. Это массовое бегство крестьян началось еще в конце XV века и представляло собой своеобразные протест против невыносимого крепостнического гнева.

Так возникло казачество (казаки – значит «вольные люди»). Прекрасно сказал Гоголь: « Его вышибло из народной груди огниво бед». Презрение к богатству, смелость, воля, неукротимая энергия, свободолюбие, патриотизм – это черты характера этих людей.

В повести Н.В.Гоголь рисует яркие, сильные личности, героические характеры. Время действия относится к прошлому. Именно в прошлом видятся автору духовно свободные и сильные личности. Но могут ли быть такие люди в настоящем? Этот вопрос Гоголь задает и себе и читателю. Герои гоголевской Сечи- это высокий идеал, но каждый человек, живущий позже, имеет достаточно достойных качеств, чтобы приблизиться к этому идеалу.

Словарная работа по тексту «Тарас Бульба»

1.Запорожье — здесь: Запорожская Сечь, особое казачье войско, существовавшее до 1775 года, главный стан которого находился за днепровскими порогами (в Запорожье).

2. Бурса — духовное училище с общежитием; за отсутствием других училищ в бурсе обучались и те, которые не готовились в церковнослужители.

3. Свитка – род полукафтанья (Из словаря Гоголя.)

4. Бейбас (бельбас) – балбес.

5. Ляхи – старинное название поляков.

6. Околица – здесь: ограда вокруг запорожских селений.

7. Очкур – шнур, которым стягивался пояс шаровар.

8. Казакин – мужское верхнее платье в виде кафтана на крючках, со сборками сзади.

9. Пищаль – старинное ружьё, заряжавшее со ствола.

10. Шляхетство – польское дворянство.

11. Секира – топор.

Художественные средства языка

Выразительностью речи называют такие её структуры, которые поддерживают внимание и интерес слушателя.
Основные художественные средства: эпитеты, метафора, сравнение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, олицетворение, перифраз, аллегория, ирония. Большими возможностям усилить выразительность речи обладает синтаксис, так называемые стилистические фигуры речи: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия (обратный порядок слов), многосоюзие, оксюморон, параллелизм, риторический вопрос, риторическое восклицание.
Антонимы – слова, противоположные по значению (добрый — злой, могучая — бессильная). Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, устанавливающей эмоциональность речи: он был слаб телом, но силён духом.
Гипербола – образное выражение, преувеличение какого – либо действия, предмета, явления. Употребляется в целях усилия художественного впечатления: Снег валил с неба мешками.

Литота – художественное преуменьшение: мужичок с ноготок. Употребляется в целях повышения художественного впечатления.

Синонимы – это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, беда – несчастье.

Метафора – скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и предметами. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими общий признак.

Олицетворение – один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. При олицетворении описываемый предмет внешне употребляется человеку: Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки. Ещё чаще неодушевленным предметом приписываются действия, которые допустимы лишь людям: Дождь зашлепа л босыми ножками по дорожкам сада.

Сравнение – одно из средств выразительности языка, помогающее автору выражать свою точку зрения. Создавать целые художественные картины, давать описание предметов. В сравнении одно явление показывается и оценивается путем сопоставления его с другим явлением. Например, сравнение помогает дать точное описание цвета: Как ночь, черны его глаза. Сравнения выражаются оборотами слов «как будто, словно», существительным в Т.п. служат для образного описания самых различных признаков предметов, качеств, действий. Сравнение украшают предложение.

Фразеологизмы – это почти всегда яркие выражения. Поэтому они – важное экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально – изобразительные характеристики героев, окружающей действительности. « У таких людей, как мой герой, есть искра божия ».

Эпитетом называют художественное определение, т.е. красочное, образное, которое подчеркивает в определяемом слове какое–нибудь его отличительное свойство. Эпитетом может служить всякое значащее слово, если оно выступает как художественное, образное определение к другому:

  1. Существительное — болтушка сорока.
  2. Прилагательное – роковые часы.
  3. Наречие и деепричастие – жадно всматривается; слушает замерев.
  4. Но чаще всего эпитеты выражаются с помощью прилагательных, употребленных в переносном значении: взоры полусонные, нежные, влюбленные.

Используя эпитет, автор выделяет те свойства и признаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратить внимание читателя. С помощью эпитета автор конкретизирует явления или их свойства.

Антитеза – стилистический прием, который состоит в резком противопоставлении понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста. Она помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления. Служит способом выражения авторского взгляда на описываемые явления, образы и т.д..

Инверсия – обратный порядок слов в предложении. Это сильное выразительное средство, употребляемое в эмоциональной речи: Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам беречь!

Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. С его помощью автор стремится выделить, подчеркнуть высказанную мысль: Мать – это чудо земное. Мать – это слово святое.

Специфические выразительные средства :

Устаревшие слова (ланиты, персты, очи) – предают речи торжественность или используются для создания исторического колорита. Это слова, вышедшие из активного употребления. Делятся на архаизмы и историзмы.

Неологизмы – это новые слова, используемые автором в художественном тексте.

Источник