Меню

Изо цвет как средство изобразительного искусства

Цвет как выразительное средство в живописи и в изобразительной деятельности детей 6-7 лет

Содержимое публикации

Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования

«Горнозаводский районный Дом творчества»

Цвет как выразительное средство

в живописи и в изобразительной деятельности детей 6-7 лет

(из опыта работы)

Автор: Сапегина Галина Анатольевна,

педагог дополнительного образования высшей категории

Глава 1. ЦВЕТ КАК ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО В ЖИВОПИСИ ВЕЛИКИХ ХУДОЖНИКОВ.

1.1. Условия развития творческих способностей.

1.2. Технология развивающего обучения.

Глава 2. ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ (ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА).

2.1. Программа «Изобразительное искусство» (школа развивающего обучения «Родничок» г.Горнозаводск).

2.2. Развитие у детей способности к созданию выразительных цветовых решений.

2.3. Конспект урока по теме «Зимушка – зима» (живопись).

Пожалуй, все специалисты согласятся что, обучая детей изобразительному искусству, педагог должен стремиться к тому, чтобы в результате учебного процесса успешно развивались художественно – творческие способности детей. Согласятся и с тем, что специальные знания, изобразительные умения и навыки, которые приобретают дети за годы обучения, являются не самоцелью, а необходимым средством; цель же – становление ученика как творческой личности, как художника.

Однако действительное осуществление этого подхода в педагогической практике недостаточно обеспечено методически и представляет для учителя немалые трудности.

Психологи в большинстве своем убеждены, что дети существенно отличаются друг от друга способностями к тому или иному виду деятельности, в том числе и к художественно – изобразительному творчеству. Но они знают также, насколько велики еще неиспользованные педагогикой искусства резервы развития способностей. Это благоприятные психологические предпосылки, свойственные разным периодам детства, и возможности пробуждения у ребенка глубокой личностной потребности в занятиях искусством, и другие факторы, “включение” которых может совершенно перестроить картину способностей ученика, в корне изменить представление педагога о его природных возможностях.

Предметы, явления и события внешнего мира важны для художника не сами по себе, изображение в искусстве служит средством и возможностью выразить какую – то совокупность идей и переживаний человека, отношение человека к действительности. Художественное изображение жизни – это всегда изображение выразительное.

Достижению этой выразительности художник подчиняет все: наблюдение, отбор и переработку жизненных впечатлений, способ изображения предметов, колорит, характер мазка или штриха, формат и размер холста. Все служит средством для того, чтобы с максимальной силой и полнотой выразить гамму идей и чувств, составляющую внутреннее содержание данного произведения.

Гипотеза: если мы хотим, чтобы художественно – творческие способности учеников успешно развивались, то и в учебном процессе вся технология ремесла, все изобразительные умения, приемы и правила должны выступать для ребенка с самого начала не “сами по себе”, не изолированно от творческих задач, а только как средство создания выразительного художественного образа.

объект изучения – цвет как выразительное средство в изобразительной деятельности детей;

предмет – изобразительная деятельность детей 6-7;

цели и задачи – составить свою программу по изобразительному искусству для школы развивающего обучения «Родничок» помочь ребенку овладеть цветом живописи, развивать способность создавать эмоционально выразительные цветовые решения.

Цвет – одно из самых выразительных средствв живописи, сочетание различных цветов в картине называется колоритом.

Глава 1. ЦВЕТ КАК ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО В ЖИВОПИСИ ВЕЛИКИХ ХУДОЖНИКОВ.

Выразительные возможности цвета давно интересуют не только живописцев – практиков, но и теоретиков искусства. Еще В.Гёте посвятил значительную часть своей знаменитой работы “К учению о цвете” психологическому воздействию цвета и необходимости сознательно использовать его в художественном творчестве. Он писал “Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют они печалят или радуют”. Интереснейшие страницы Гёте посвятил описанию такого круга чувств, настроений и ассоциаций, идей, которые вызывают у человека различные цветовые гаммы: красная, синяя, желтая. Закономерным выводом из наблюдений Гёте является его мысль о том, что цветовое решение картины должно определяться целями, которые ставит перед собой художник, иначе говоря, – тем идейно – эмоциональным содержанием, которое он хочет выразить.

Особые внимание уделяли цвету выдающиеся европейские мастера 19-го века. Уже Э.Делакруа утверждал, что цвет таит в себе еще неразгаданную и более могущественную силу, чем обычно думают. Он действует, если можно так выразится, на наше подсознание.

Овладеть “таинственной и загадочной” силой цвета постоянно стремился и другой замечательный художник – Поль Гоген.

Гениального живописца В.Ван Гога особенно волновала “суггестивность” цвета, возможность выражать и внушать с его помощью определенные настроения, психологические состояния, связанные с содержанием той или иной картины.

Замечательный художник и теоретик К.Петров – Водкин писал о цветах, как о живых существах: “Цвета есть раздражающие и успокаивающие, кричащие, спорящие друг с другом и живущие ласково один возле другого. В их борьбе или согласии и есть воздействие цвета на человека. Художник, не понимающий этого языка, этой внутренней жизни цветов, по выражению Петра – Водкина, “чужой на собственной палитре”.

Прославленный художник Армении М.Сарьян говорил: “ Уметь срывать с палитры те цвета, которые, ложась на холст, выражали бы желаемые чувства и содержание, — великое мастерство”.

Количество примеров можно было бы увеличить во много раз, но и сказанного достаточно, чтобы убедиться: выдающиеся мастера изобразительного искусства относятся к цвету как к сильнейшему средству выражения внутреннего содержания своих картин, в первую очередь – создания соответствующей “эмоциональной атмосферы”. И для того чтобы эта важная способность развивалась у детей, занимающихся изобразительным искусством, они должны решать, на доступном уровне, такие же задачи, т.е. искать цветовые решение, выражающие определенное содержание, настроение, оценку изображаемого.

1.1. Условия развития творческих способностей.

Все, без исключения, дети – талантливы. Единственное, что нужно для реализации природных способностей ребенка, это уметь развить способности.

Ускорение научно – технического процесса будет зависеть от количества и качества, творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от того, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа.

И перед нашим государством, школой, воспитателями и родителями вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад и кто ещё только должен родиться, вырастить не только здоровым и крепким человеком, но и обязательно! – инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся. И активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможность для совершенства.

Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие в большей, но обязательно все.

К сожалению, мы до сих пор мало знаем о роли и влиянии искусства на всю дальнейшую жизнь человека. Но в тоже время исследования ученых все чаще напоминают, что человек по своей природе творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытном состоянии и реализуются лишь в малой степени. Создавая условия, побуждающие человека к занятиям искусством, можно разбудить эти дремлющие до поры, до времени творческие способности. Рассмотрим развитие творческих способностей на примере занятий изобразительным искусством в школе развивающего обучения «Родничок».

Первое условие успешного развития творческих способностей раннее начало.

Насколько возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться? Именно в этом состоит второе важное условие эффективного развития способностей.

Третье, важное условие успешного развития творческих возможностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Оказывается, способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» все выше и выше.

Четвертое условие: ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким – либо делом, в выборе способов работы и т.д. Здесь желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём служат надежной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдет малышу на пользу.

Но предоставленная ребенку свобода не только исключает, а наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – вот последнее (пятое) немаловажное условие успешного развития творческих способностей.

1.2. Технология развивающего обучения.

Под развивающим обучением понимается новый способ в педагогической практике и науке, идущей на смену объяснительно – иллюстративному способу.

Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.

В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.

В развивающем обучении ребенок является полноценным субъектом деятельности.

Развивающее обучение направлено всей совокупности качеств личности.

Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка.

Содержание развивающего обучения дидактически построено в логике теоретического мышления (ведущая роль теоретических содержательных обобщений, дедукция, содержательная рефлексия и т.д.).

В настоящее время имеется несколько достаточно известных теорий развивающего обучения (С.А.Рубинштейн, Н.С.Рождественский, В.В.Давыдов, Н.А.Менчинская, Л.В. Занков, А.В.Полякова и др.), но только время покажет, какая из них в отдельности или в синтезе с другими оправдает себя.

Не существует непреодолимых возрастных барьеров, которые делали бы невозможным понимание искусство в дошкольном возрасте. Все дело в методике, в содержании предмета и способах преподнесения его. Изобретаются ли в методике, направленной на приобщение к искусству, новые приемы и методы? Нет. Вообще во всей системе обучения, направленное на общее развитие детей, новые методы, приемы как таковые не изобретаются, но уже известные приемы (объяснения, упражнения и др.) преображаются в зависимости от того, на что они направлены. Преображается и сам урок.

Глава 2. ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ (ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА).

Чем раньше начинаешь заниматься с ребенком творчеством, тем лучше. Уже трёх – и четырехлетний ребенок тонко, чутко воспринимает цвет, цветовые отношения и их взаимодействие на настроение. Важно не упустить эту возрастную особенность и не загубить в ребенке способность к цветовому восприятию. Занятия лучше начинать не с предметного рисования, с развития у детей чувства цвета. Каждому ребенку необходимо найти своё понимание цвета и научиться с его помощью выражать свои эмоции.

В 4 –5 лет у ребенка появляется интерес к линии, её пластичности и выразительности. Важно уловить момент появления этого интереса и развить его, чтобы расширить арсенал выразительных средств юного художника. В этом возрасте с детьми можно заниматься графикой.

В 5-6 лет обычно возникает тяга к предметному рисованию. Если в 3 года ребенку достаточно нарисовать пятно — и его представлении это «крокодил», а в 4 года несколько произвольных линий изображают того же «крокодила» в реке, то уже в 5-6 лет ребенок стремится создать образ, соответствующий его представлению о «крокодиле». Перед тем как начать рисовать, надо поиграть в то, что будет изображено, представить себе характер персонажа, его повадки, образ жизни, манеру двигаться. В этом возрасте у детей уже достаточно умений, чтобы создать такой выразительный образ, о котором иные взрослые художники могут только мечтать.

В 6-7 лет у детей наблюдается стремление к детализации в рисунке, а также появляется чувство самокритики. Если не закрепить в их сознании уверенность в том, что их «герой» совсем не такой, как на картинке или в жизни, то интерес к рисованию может пройти на спад. Этого можно и нужно избежать.

Начать учится рисовать никогда не поздно – ни ребенку, ни взрослому. Однако, чем старше ученик, тем больше у него опасений, тем сильнее страх перед чистым листом и значительнее воздействие на него уже приобретённых стереотипов. С возрастом преодолевать это всё труднее. Задача педагога в таком случае – «вернуть» ученику чувство цвета и через цветовую беспредметную живопись, а затем линию, перейти вместе с ним к построению предметной композиции. В моей практике это относится к детям, не посещающим детский сад.

Живопись. Наблюдая рисунки детей, выполненные в детских садах, я заметила, что они маловыразительные, бесцветные. Это говорит о том, что детей нужно учить работать с цветом, учить смешивать краски (как учат в математике писать цифры, а затем уже решают примеры). Дети любят цвет, они эмоционально отзывчивы на цветовые впечатления, а это должно помочь ребенку и в создании выразительных цветовых решений. И, вероятно, не случайно каждая хорошая детская выставка изобилует работами, удачными в колористическом решении, причем их авторами бывают дети и младшего школьного, и дошкольного возраста. Поэтому думается, что способность к созданию выразительных цветовых решений нужно развивать и укреплять уже в раннем возрасте, используя возрастную сензитивность ребенка к цветовым впечатлениям.

Детям в возрасте 6-7 лет необходимо облегчить и сделать как можно более увлекательным период первого знакомства с красочными материалами их изучения и «приручения» и предусмотреть для этого специальные задания, в том числе игровые. Игровые задания на уроках я использую уже давно, поэтому имею подборку игр (на различие цвета, цветовых тонов и оттенков, на развитие глазомера и т.д.).

Читайте также:  Что делать если болят суставы пальцев рук народными средствами

Графика.Существует мнение, чем меньше ребенок, тем меньше изобразительных материалов он может освоить. Однако известный художник-график В.А.Фаворский считал, что при обучении детей нужно использовать как можно больше самых разных материалов: «Когда ребенок обращается к искусству, ему дают обычно только карандаш, краску и бумагу. Это, несомненно, ошибка. Необходимо дать ребенку всевозможные материалы. Пускай он рисует на бумаге, и на стене, делает рисунок к занавескам в своей комнате, рисунок для своего платья… лепит… пусть рядится, делает для себя костюмы из газеты». Использование самых разнообразных изобразительных материалов, помогает детям увидеть особенности работы с ними. Поэтому на занятиях графикой дети рисуют на разной бумаге (оберточной, рисовальной, цветной, глянцевой) фломастерами, углем, тушью, мелом, как кистями, так и палочками, ручками с перьями, соломинками для коктейлей, пальцами и т.д.

2.1. Программа «Изобразительное искусство» (школа развивающего обучения «Родничок» г.Горнозаводск)

К середине 80-х годов было доказано: лучший возраст для начала школьного обучения — шесть лет. Ныне классы на базе школ, детских садов, комплексов «школа – детский сад» для шестилеток существуют повсеместно, накоплен значительный, положительный опыт, но есть и определенные проблемы и трудности.

Опыт свидетельствует: те качества, от которых зависит успех обучения в школе (произвольность поведения, способность составить план действий, устойчивые чувства, а не ситуативные эмоции и др.), у детей шести лет находятся в зачаточном состоянии и развиваются довольно медленно. Чтобы пробудить у них тягу к знаниям, развивать умение слушать объяснения и выполнять задания и требования учителя, приучить ориентироваться в новой микросреде, сформировать нравственно-волевую готовность учиться, требуется, по меньшей мере, год (завершается же формирование этих умений и качеств к концу обучения детей в начальной школе).

Принятые в школе методы обучения, как показала практика, недостаточно эффективны – желаемых результатов в работе с шестилетками можно достичь, используя игровые приемы и отказавшись от «учительского стиля» работы, основанного преимущественно на указаниях и регламентации действий детей. Необходима более свободная, чем для детей семи лет, организация занятий, которые должны включать дидактические игры, проблемные ситуации, частую смену видов деятельности.

Но не каждая школа и не каждый детский сад из-за слабой материальной базы и других проблем может организовать у себя обучение к школе. К тому же очень много детей по ряду причин вообще не посещают детский сад. В этих семьях остро встает вопрос подготовки детей к школе. В нашем городе (г. Горнозаводск, Пермский край) эту функцию на себя взял районный Дом детского творчества, организовав школу развивающего обучения «Родничок». Это стало возможным, при неплохой материальной базе, периодической помощи спонсоров и частичной оплате за обучение родителями.

Задачами образовательного процесса в школе «Родничок» стали:

создание условий непрерывного образовательного и воспитательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы;

подготовка детей к школе, предполагающая формирование таких качеств личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность и др.;

создание условий, стимулирующих стремление к знаниям, творчеству и самовыражению.

Для решения этих задач введены предметы: родной язык, математика, изобразительное искусство, ритмика, развивающие игры, бумажная пластика.

Результат диагностики обучения уже за первый год показал, что степень готовности к школе у детей достаточно высокая. Из детей обучающихся в школе «Родничок» сформировались классы, которые продолжили обучение в общеобразовательной школе по программам развивающего обучения Занкова Л.В., Давыдова В.В.

Автору программы, педагогу дополнительного образования предложили в этой школе вести уроки ИЗО. Помимо этих уроков я веду занятия в изостудии «Радуга» в этом же Доме детского творчества. Но в студию принимаются дети с первого класса, а здесь нужно было работать с дошколятами. Встал вопрос составления программы ИЗО для школы «Родничок». Пришлось ознакомиться как с типовыми программами обучения детей ИЗО в детских садах (авторы — Курочкина Н.А., Доронова Т.Н., Трофимова М.В., Тарабарина Т.И., Швайко Г.С., Казакова П.Г. и др.), так и обобщить опыт работы педагогов — новаторов в этой области по периодической печати, посетить уроки ИЗО в детских садах города и школ области, прочитать много дополнительной литературы. В процессе педагогической работы мне приходилось встречаться с дошкольниками. В Доме творчества для детских садов организовывались «Дни открытых дверей», «Мастерские Деда Мороза» и другие мероприятия. Но эта работа носила единичный или временный характер. Уже тогда наблюдая за работой детей, я сделала для себя кое-какие выводы: обучение детей рисованию нужно начинать как можно раньше (дети неумело пользовались кистями, боялись рисовать красками, говорили что не умеют, что у них не получается и т.д.). Это подтверждало то, что обучение изобразительному искусству в детских садах ведется не на должном уровне (либо по старым программам и методикам, либо людьми далекими от искусства). За последние годы картина меняется, появились детские сады с эстетическим уклоном, где занятия по спецпредметам ведут специалисты из художественных и общеобразовательных школ. Но проблема интересных программ с методическими разработками занятий остается.

Одна из главных основ общей подготовленности детей к школе, по признанию педагогов и психологов, — всестороннее воспитание и развитие детей. И в этом отношении изобразительная деятельность обладает большими возможностями, являясь одной из самых интересных, она позволяет детям передавать то, что они видят в окружающей их жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение.

Программа школы развивающего обучения «Родничок» имеет лицензию Министерства образования и науки Пермского края года на право ведения платной образовательной деятельности.

Расширенный вариант программы изобразительного искусства школы развивающего обучения «Родничок» входит в общую программу студии изобразительного искусства «Радуга».

Цель программы – развитие врожденных склонностей к творчеству,

научить основам изобразительной грамоты;

обучить техническим и изобразительным навыкам и умениям;

познакомить с основными видами и жанрами изобразительного искусства.

способствовать развитию творческих способностей, самостоятельности;

способствовать развитию психических процессов ребенка: зрительной памяти, глазомера, внимания, мышления;

формировать чувство цвета, цветовое восприятие.

пробудить интерес к художественному творчеству и любовь к изобразительному искусству;

воспитывать бережное и аккуратное отношение к изобразительным материалам;

помочь адаптироваться в детском коллективе.

Учитывая, что в программе школы «Родничок» реализуются учебные курсы «Развивающие игры», «Бумажная пластика», педагог включает в свою программу только разделы «Живопись» (основы цветоведения, основы композиции, декоративное и тематическое рисование, история искусств) и «Графика» (основы графической композиции, история искусств, смешанные техники).

Основополагающие принципы программы.

Принцип более высокого уровня трудности в обучении.

Принцип ведущей роли теоретических знаний.

Принцип осознания процесса учения.

Принцип прохождения материала более быстрыми темпами.

Принцип работы над развитием всех учащихся, как сильных, так и слабых.

Формы и методы обучения.

Учебное занятие может проводиться как с использованием одного метода обучения, так и с помощью комбинирования нескольких методов и приемов. Целесообразность и выбор применения того или иного метода зависит от образовательных задач, которые ставит педагог.

Методы обучения, используемые на занятиях учебных групп.

Словесные методы обучения:

Метод практической (самостоятельной) работы.

Метод наблюдения – зарисовки, эскизы.

Метод проблемного обучения:

проблемное изложения материала;

создание проблемных ситуаций;

самостоятельный поиск ответа на поставленную проблему;

поиск ответов с использованием опор (таблиц, схем).

Методы программированного обучения:

выбор между правильным и неправильным ответом;

выбор одного ответа из нескольких ответов.

игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные;

игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения;

игра – конкурс, игра – путешествие.

Наглядный метод обучения:

наглядные материалы: рисунки, картины, плакаты;

Проведение занятий с использованием средств искусства:

Организационные формы обучения:

фронтальная – работа со всей группой;

групповая – работа по подгруппам;

Выбор форм обучения определяется педагогом в зависимости от возрастных и психофизических особенностей конкретных детей, уровня подготовленности группы, направления изодеятельности, но чаще всего используются смешанные варианты: фронтальная + индивидуальная или групповая + индивидуальная.

Практическое занятие – основная форма занятия по содержанию. Теоретический материал – занимает 10-15 % времени учебного занятия.Диагностическая часть занятия проходит в форме наблюдения педагога, игры, конкурса, анализа, опроса, тестирования, контрольных заданий и т.д. Все перечисленные формы и методы важны для обучения, но главное место в программе занимает выполнение самостоятельной практической работы. После каждого занятия организуется просмотр, анализ рисунков и оформление выставки для родителей и детей.

Примерный учебно-тематический план и краткое содержание курса.

Техника исполнения, материалы.

Знания, умения, навыки.

Живопись (белая бумага, кисти, акварель, гуашь).

1. Вводное занятие «Королева – Кисточка рассказывает».

Вызвать интерес к рисованию красками, воспитывать умение беречь изобразительные материалы.

Выявить уровень изобразительных умений.

Знакомство с акварелью, ее свойствами. Знать цвета радуги.

3. Летняя полянка.

Знакомство с гуашью, ее отличительные от акварели особенности. Умение правильно работать кистью, смешивать краски, получение оттенков одного цвета, уметь их различать и правильно называть. Игра «Цветное лото».

4. Золотая осень.

Знать теплые цвета, палитру осени. Познакомить с некоторыми видами мазков, способами работы кистью. Показать способы закрашивания фона.

Работа по восковой прокладке. Передача цвета, настроения, состояния погоды. Развивать наблюдательность, чувство цвета.

Знать холодные цвета и оттенки. Знакомство с техникой «набрызг». Закрепление изученного материала. Игра «Собери букет».

(цветная бумага, кисти, гуашь, воск).

7. Ночной город (посвящается дню рождения родного города).

Цветовой круг. Знакомство с темными, глухими цветами, световым контрастом. Повторение геометрических фигур (для изображения домов, окон) квадрат, прямоугольник.

8. Серебристый иней.

Знакомство с пастельной цветовой гаммой. Растяжка одного цвета. Учить смешивать цвета, Выполнять задание на ограниченное использование цвета.

Декоративное рисование (цветная бумага, кисти, гуашь).

9. Золотая рыбка.

Знакомство с цветовыми контрастами: синий – оранжевый, желтый – фиолетовый. Выделять в композиции главное. Использовать цвет как средство выразительности.

Цветовой контраст: зеленый – красный. Создавать образ по представлению, воображению, выделяя основные части, их форму, строение, соотношение частей по величине, цвету, характерным признакам. Предложить некоторые способы декорирования (украшения).

11. Страна фантазия.

Закрепление пройденного материала «Цветовые контрасты». Уметь составлять сюжетную или декоративную композицию в соответствии с заданной темой, правильно выбирать цвет фона.

Игра «Одень клоуна».

12. Письмо от Деда Мороза. Новогодняя елка.

Знать основные цвета, уметь получать дополнительные цвета. Смешанная техника.

Проделки Ляпсуса – Тяпсуса.

Оформление выставки детских работ.

15. Дед Мороз и Снегурочка.

Построение фигуры человека на основе геометрической фигуры – треугольник. Повторить геометрические фигуры. Выбрать цветовое решение образа.

16. Зимний пейзаж.

Виды и жанры изобразительного искусства. Знакомство с жанром пейзажа, некоторыми художниками-пейзажистами (В.Серов, И.Левитан, И.Шишкин). Воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства. Знать палитру зимы. Особенности построения пейзажа.

Знакомство с жанром портрета, творчеством портретистов (В.Серов, К.Коровин). Иметь представление о пропорциях головы, лица, правильно передавать в рисунке.

18. Натюрморт «Фрукты», «Овощи».

Знакомство с жанром натюрморта, творчеством Н.Петрова-Водкина, М.Врубеля и др. Развивать чувство формы на основе восприятия и определения характерной для предметов, использовать форму предмета как средства выразительности. Передавать реальный цвет предметов, объема. Игра «Музей». Обобщение темы.

Знать основные виды изобразительного искусства. Знакомство с графикой, графическими техниками, инструментами и материалами. Работа черной тушью. Знать выразительные средства графики.

20. Свободная тема.

Знакомство с мягкими графическими материалами (пастель, мел). Работа по тонированной или грунтованной бумаге. Учить задумывать тему рисунка, доводить начатое до конца. Отражать впечатление об окружающем мире.

21. Фигура человека.

Работа фломастером. Изучить пропорции фигуры человека, простейший способ построения на основе геометрических фигур.

Рисунок фантастического существа на основе геометрических фигур. Закрепление предыдущей темы. Работа цветными фломастерами. Развитие фантазии, творческого воображения.

23. Цыпленок на прогулке.

Знакомство с новым графическим материалом (уголь, мел, соус, сангина). Сочетать разные материалы при создании выразительного образа, используя свойства материала.

24. Мой верный друг.

Работа с восковыми мелками. Знакомить с творчеством художников-анималистов (В. Кукунов, В. Серов и др.). Передавать образ (породу) животного, построение на основе прямоугольника (такса).

Обобщение темы «Графика». Изображение коня. Построение на основе геометрических фигур. Учить передавать образ животного в движении. Поощрять самостоятельный выбор графической техники, материала.

26. Мирный космос.

Живописная графика (смешанная техника с использованием воска, набрызга). Учить детей задумывать содержание рисунка. Развивать композиционные решения, творческие способности. Поощрять экспериментирование с изобразительными материалами.

27. Путешествие по Рисовандии.

Контрольный урок. Творческие задания по графике (индивидуальные, по подгруппам, фронтальные).

Открытое занятие для родителей. Знать палитру весны. Отражать собственное представление об окружающей природе. Обобщение изученного материала.

29-30. Просмотр, отбор рисунков.

Читайте также:  Как использовать средство для биотуалетов

Оформление итоговой выставки, персональных выставок.

Итого: 30 уроков по 30 минут.

Этапы педагогического контроля:

а) по освоению учебной программы.

Прогнозируемый результат (ЗУН).

холодные и теплые цвета,

основные и дополнительные цвета, виды мазков.

различать оттенки одного цвета и правильно их называть,

различать палитру времен года,

работать с палитрой, экспериментировать с цветом, смешивая краски.

изобразительные инструменты и материалы,

основные виды и жанры изобразительного искусства,

выразительные средства живописи и графики,

ключевые понятия курса.

разнообразные графические материалы.

передавать форму и пропорции предметов, разницу по величине,

располагать рисунок на всем листе,

пользоваться доступными изобразительными материалами.

Анкета для родителей.

упражнения. Устный опрос. Игровые задания.

Открытые уроки для родителей.

б) по общему развитию и эмоциональности.

Содержание и наблюдение.

Мотивация к занятиям.

Определить уровень творческого мышления на начальном этапе обучения.

Определить уровень соответствия возраста ребенка его психологическому возрасту на данный момент.

Выявить уровень интересов к занятиям изобразительной деятельностью.

Изучить эмоциональное состояние обучающихся.

Определить творческие возможности обучающихся.

Тест «Человек» (Маковер, Гудинаф).

Анкета для родителей.

Ключевые понятия курса.

В программе предусматривается знакомство со следующими понятиями:

Цветовой круг (цвета радуги).

Анималист. 17. Декоративно-прикладное искусство.

Воспитательная работа проводится педагогом как на занятиях, так и во внеурочное время. И здесь на помощь педагогу приходят родители, воспитатели детских садов. Работа с детьми дошкольного возраста – один из важнейших участков в деятельности педагога. Эта работа требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики. Как показала практика, многие родители правильно понимают роль изобразительного искусства в воспитании дошкольника, но в основном видят ее в развитии речи, мышления, оценочного отношения к жизни, в формировании нравственного сознания. Порою они недооценивают того, что восприятие ребенком искусства оказывает сильное воздействие на формирование личности, на сознание, поведение, эмоциональную сферу, формирование эстетического видения действительности. Лишь не многие видят в изобразительном искусстве средство ознакомления детей с социальным опытом людей, формирования оценочного отношения к духовным ценностям эмоциональной сферы ребенка, умения общаться. Поэтому необходима просветительская работа педагога с родителями.

В чем суть этой работы? Основная задача в этом направлении видится в том, чтобы родителям привить интерес к изобразительному искусству (мы приглашаем родителей на выставки, в музей), сформировать умение пользоваться определенными методическими приемами ознакомления детей с изобразительным искусством, учитывая при этом психологические и индивидуальные особенности детей.

На родительских собраниях готовим темы: «Изобразительное искусство как средство воспитания дошкольников», «Особенности восприятия изобразительного искусства детьми дошкольного возраста», «Приобщение ребенка к искусству в семье».

Подготовка к родительским собраниям начинается с оформления планшетов, где размещаются репродукции картин известных художников всех жанров живописи, к ним дается краткая аннотация о том, что характерно для каждого жанра изобразительного искусства. Основное назначение планшета – сообщить минимум знаний об искусстве и об особенностях его восприятия каждым ребенком.

Для родителей оформляются тематические выставки: «Мир в рисунках детей», «Поэтический образ природы в детских рисунках», «Портрет. Моя мама» и другие.

Используем и папки – передвижки, где помещаем рекомендуемую литературу, список репродукций, а также предлагаем чистые листы, где имеются заголовки: «Ваши наблюдения», «Ваши замечания», «Ваш семейный опыт», «Что сказал ваш ребенок?». Такие листы помогают обобщать и распространять опыт семейного воспитания детей. Изучение материалов папок – передвижек сопровождается индивидуальными консультациями, беседами педагога с родителями. Чаще всего родители отмечают, что ребенок стал больше рисовать дома, аккуратно и бережно относиться к изобразительным материалам, что уроки ИЗО самые любимые в школе, что дети хотят стать художниками.

Родителям предлагаем создать «Домашний музей», где они вместе с детьми собирают и хранят репродукции картин из журналов и открыток по темам: «Пейзаж», «Натюрморт», «Портрет» и др., которые дети приносят на занятия. А на уроках мы используем репродукции в разных играх, способствующих лучшему запоминанию названий и их авторов.

Вошли в традицию у нас фестивали открытых уроков для родителей. Уроки строим так, чтобы мамы и папы, бабушки и дедушки поняли, как многому дети научились за прошедший период деятельности. Чаще всего это большая праздничная игра, где родители не только зрители, но и участники и члены художественного совета (жюри), и артисты. Наблюдения за детьми на уроках позволяют родителям понять, на что следует обратить особое внимание, как и какую помощь оказать сыну или дочери. Положительный эмоциональный настрой детей доказывает, что учеба может и должна приносить радость.

Иногда при подготовке уроков я опираюсь на помощь родителей. Они участники игровых ситуаций и инсценировок.

После окончания учебного года (конец апреля) оформляем итоговую выставку лучших рисунков, куда приглашаем воспитателей и детей всех детских садов города. В мае, июне продолжаются выставки в детских садах, из которых дети ходили в нашу школу и на предприятиях родителей, чтобы все дети, родители и воспитатели еще раз порадовались творчеству наших детей.

Общие дела и интересы сплачивают детей и взрослых, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности.

Методические рекомендации родителям

по теме: «В музей с ребенком».

Выходной день лучше всего провести с ребенком в музее, где вы можете открыть ему мир красок, пробудить эстетические чувства, вместе с ним пережить прекрасные минуты наслаждения.

Создать интерес к музею необходимо задолго до его посещения:

рассказать о музее, о правилах поведения в нем;

заранее ознакомить сына или дочь с репродукциями картин;

рассмотреть с детьми иллюстрации с изображением музеев;

задать дошкольникам вопросы: «Хотел бы ты увидеть подлинники картин, узнать, какой музей находится в нашем городе?»

Посещение музея и подготовка к этому событию должны создавать у ребенка праздничное настроение (праздничная одежда, соответствующий эмоциональный настрой).

В первое посещение музея надо дать ребенку возможность рассмотреть внешний вид здания, его парадную лестницу, украшения в залах, обратить внимание на множество картин, на поведение людей в музее, дать возможность ему спокойно пройтись по залам.

Родители должны располагать необходимой информацией, чтобы ответить на любой детский вопрос.

Спросите у ребенка, что ему понравилось при первом посещении музея.

В дальнейшем можно ограничиться детальным внимательным рассмотрением двух-трех картин в одном зале.

Пробуждайте у ребенка желание рассказать об увиденном старшим и младшим в семье, своим сверстникам.

Систематическое посещение музея вместе с ребенком позволит вам приобщить малыша к искусству, научить его видеть красоту окружающего мира, создать доброжелательные и доверительные отношения в семье.

Условия реализации программы.

мольберты или столы;

стенды, обтянутые тканью (для выставки рисунков).

рисунки детей прошлых лет.

разработки тем отдельных занятий;

пособия по технике ИЗО;

литература по ИЗОдеятельности;

игры по цветоведению;

Развитие у детей способности к созданию выразительных цветовых решений.

В этом разделе опишем ряд заданий, способствующих тому, чтобы ученик овладел выразительными возможностями цвета и научился пользоваться ими при воплощении своих творческих замыслов. Эти задания не образуют жесткую завершенную систему; скорее иллюстрируют основные типы задач, которые должны решаться в педагогическом процессе.

Детям в возрасте 6-7 лет необходимо облегчить и сделать как можно более увлекательным период первого знакомства с красочными материалами, их изучение, «приручение» и предусмотреть для этого специальные задания, в том числе и игровые: на различение цвета, цветовых оттенков, на развитие глазомера и т.д.

«Цветовая угадай – ка». В этой игре используется строго ограниченный набор красок, например, коробка гуаши. Один из участников тайно от остальных смешивает какие – то две краски из набора. Другие должны угадать, из каких красок составлен этот цвет, а затем получить такую же смесь и тем самым доказать свою правоту.

Очень любят дети, следующие игровые задания. Показать детям ряд предметов, которые с полным основанием можно назвать, например, «синими» или «зелеными» и которые всё – таки явно отличаются по цвету. Пусть дети попытаются определить словесно, в чём состоят отличия, а потом предложить детям выполнить в цвете это задание, как можно больше получить оттенков зелёного, синего и т.д.

Выложите у одного края палитры две – три яркие краски, у другого две – три темных глухих, отдельно белую и черную краски. Начните смешивать цвета в разных сочетаниях и при этом всматривайтесь и обсуждайте с детьми, как меняется от смешивания «характер», «настроение» цветов. Вот, например, золотисто – желтый цвет, вливаясь в спокойный зеленый, все больше и больше наполняет его веселым. А что происходит с этими яркими, радостными цветами при добавлении к ним белил? Они делаются более печальными? А может, более ласковыми? Или тихими, мирными? А соединяясь с черным, цвет делается мрачнее? Или строже? Таинственнее?

Выполняя такие задания, ребенок будет попутно осваивать технологию смешения цветов, её довольно сложные законы – и это будет происходить непроизвольно, в процессе деятельности, но главное – ученик не будет видеть в цвете лишь внешний признак окружающих предметов, он с самого начала ощутит и поймет неразделимость цвета и чувства. Это поможет ему в дальнейшей работе над созданием выразительных колористических решений.

Так же мои ученики любят «сказочное» задание. Дети получают по два листа бумаги, на которых изображены неправильной формы прямоугольники, преподаватель говорит «Это – ковры доброго и злого волшебников» и каждый из них по характеру похож на своего хозяина. Один делает бодрым, веселым, лечит от болезней; другой навевает скуку, делает плаксивым, капризным, больным. Раскрасьте эти ковры так, чтобы сразу можно было догадаться, кому они принадлежат. При выполнении этого задания создаются самые благоприятные условия для того, чтобы ребенок почувствовал и осознал непосредственное эмоциональное воздействие цветов и начал пользоваться этой силой для выражения определенного содержания.

Ребенка надо научить чувствовать и понять что художественные материалы – акварель, уголь, пастель, масло, и другие – не просто требуют разной «технологии», а могут создавать разный образ мира. Каждый из них способен выразить и передать особую гамму чувств. А значит, они не в одинаковой степени подходят для воплощения разных замыслов и не одинаково близки тому или иному художнику: например, пастелью можно создать прекрасные иллюстрации к волшебной сказке; она будет подходящим материалом для изображения рассвета над лугом и т.д. Каждый педагог – практик может видоизменять задания с учетом своего способа преподавания, состава класса или группы, может развивать их, использовать эпизодически или придумывать свои. При этом необходимо сохранить основную направленность заданий, которая состоит в том, что изображая что – либо, ученик стремится выразить эмоционально – оценочные отношения к изображаемому и ищет цветовые средства, соответствующие этой цели.

2.3. Конспект урока по теме «Зимушка — зима» (живопись).

(рисование по памяти и по представлению зимнего пейзажа)

На доске пословицы:

Декабрь – год кончает, зиму начинает.

Январь – году начало, зиме середина.

Вьюги да метели под февраль налетели.

Цель: воспитывать интерес к пейзажной живописи.

формирование представления о пейзажной живописи, учить эмоционально откликаться на нее;

использование в рассказах детей стихотворных выражений;

развитие эстетического восприятия и радостных переживаний от красоты природы;

воспитание у детей любви к природе.

акварель, гуашь, баночка с водой, кисти, палитры, клееночки, бумага тонированная, жесткая кисть.

репродукции картин, игровой материал: Белочка с орешками, Королева кисточка.

Дидактический и методический материал:

табличка «Живопись», репродукции картин по жанрам изобразительного искусства, карточки по «Цветовой угадай-ке», работы детей по теме «Зима», работа педагога, палитры времен года.

Музыкальный ряд: П.И.Чайковский «Времена года».

1. Добрый вечер, мои юные друзья, здравствуйте гости, сегодня со мной приключилось несчастье. Я как обычно шла к вам на занятие, но подул сильный ветер и разбросал все мои репродукции с картин, все жанры перемешались. Мне нужна ваша помощь, разложите по жанрам эти картины. Это задание для всех, подходите к столу.

Портреты, натюрморты, пейзажи. Все правильно, вы не только мне помогли, но и себя проверили, жанры повторили.

Что такое портрет, натюрморт, пейзаж?

2. Ребята, сегодня к нам на занятие пришли ваши верные друзья, Королева-кисточка и Белочка. Королева-кисточка не одна, она принесла краски, кисточки. Это говорит о том, что мы будем заниматься живописью.

Вопрос Королевы-кисточки: А что такое живопись? Назовите инструменты художника-живописца?

(клееночка, банка с водой, палитра, кисти, краски, мольберт)

Вторая гостья Белочка, она пришла с загадкой:

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом.

Шьет пуховые перины,

Разукрасил все витрины.

Теперь вы точно догадались, что мы будем рисовать зимний пейзаж.

3. Любит русский народ зимушку – зиму. На санках кататься можно, и в снежки поиграть, а длинными зимними вечерами, под завывание метели можно и сказки послушать, стихи почитать, зимушку порисовать. Как сегодня.

Читайте также:  Средства для ухода за мебелью из эмали

А какие месяцы считаются зимними?

А сколько пословиц о зиме сложено?

Как объяснить пословицы:

Декабрь – год кончает, зиму начинает. (Частые обильные снегопады, первые морозы, земля укрывается).

«Первый снег» А. Пластов.

Январь – году начало, зиме середина. (Ели надевают свои мохнатые шапки. Мороз осыпает деревья серебристым инеем, ледяным кружевом, сверкающем на солнце. Январь славится морозами.)

«Русская зима» Л. Бродская.

Вьюги да метели под февраль налетели. (Февраль своими метелями знаменит и ярким солнцем.)

«Конец зимы» К. Юон.

Ну вот, теперь полная картина зимы (все три месяца одновременно, как в сказке).

4. Теперь и вам порисовать хочется. Начнем с упражнений «Цветовой угадай-ки».

Кто построит цвета радуги?

Какой цвет спрятался?

Какие цвета теплые, почему? Холодные? А зеленый?

Сегодня наши главные цвета – холодные: голубые, синие, фиолетовые, а белый и теплые, если захотят, придут к ним в гости.

Но палитра зимы намного богаче.

Перед вами 4 палитры времен года, кто их определит?

Оставляем палитру зимы.

Я вам предлагаю тренировочные упражнения на составление 6 различных холодных оттенков. Вы, наверное, обратили уже внимание, что снег хоть и считается белым, но художники его пишут с оттенками: нежно-голубого, нежно-сиреневого и т.д. Работайте с белой гуашью.

Педагог показывает свою палитру.

Звучит музыка П.И.Чайковского.

Сейчас я выполню небольшой этюд о зиме, но опять же с вашей помощью.

С чего начинаем рисовать пейзаж? (Линия горизонта неровная.)

Виды мазков? (Широкой кистью заполняем воздух горизонтальными линиями слева направо, справа налево.)

Каким цветом? (Небо темнее, земля светлее, на горизонте лес сине-голубой.)

Загадки от Белочки:

Что же это за девица Его весной и летом

Не швея, не мастерица Мы видели одетым,

Ничего сама не шьет А осенью с бедняжки

А в иголках круглый год? Сорвали все рубашки

(Елка) Но зимние метели

В меха его одели.

Деревья бывают разные: молодые и старые, высокие и низкие, стройные с небольшим количеством веток и старые ветвистые деревья, можно кустарники нарисовать, (кисть обмакните в два цвета). На переднем плане большие деревья, основание опущено к переднему плану, оно потолще, вдалеке деревья поменьше. Можно рисовать морозный день и серебристый иней, а можно нарисовать лес покрытый снегом. Можно нарисовать зимнее утро, день, вечер или ночь, тогда помните, как меняются краски в течение дня.

Если вы знаете, стихотворения о зиме, вы можете их проиллюстрировать. У кого бумага с оттенком не закрашивайте ее полностью, а обыграйте цветом.

Демонстрация детских работ прошлых лет на тему: «Зима».

5. Практическая работа детей. (Индивидуальная работа педагога с каждым.)

6. Просмотр. (Дети показывают свои работы, желающие рассказывают стихи о зиме.)

Замечательная связь зимней природы с художественным литературным образом. Я надеюсь, что поэты станут вашими спутниками на всю жизнь.

Подарочки от Белочки (орешки) детям за хорошие рисунки.

Как важно художнику чувствовать и понимать язык природы, надо учиться видеть, всматриваться в жизнь, с любовью относиться к ее красотам и тайнам.

Через изобразительное искусство ученики вводятся в гармонию красочного восприятия мира, приобщаются к искусству, как к особому виду познания жизни, в котором не просто отражается мир в красках и форме, а передается внутренний мир маленького автора, его отношение к изображаемому.

Мы говорили только о выразительности цветовых решений, но очевидно, что в художественном изображении выразителен не только цвет, но все средства, которыми пользуется художник. И педагог – практик может придумать задания, требующие от ученика выразительности уже не цветовых, а композиционных или графических средств. Кстати, опыт работы показывает: по мере того, как дети овладевают выразительностью цветового решения, в их работах, даже без специальных занятий, становится все более выразительными и силуэт, и характер линии и другие элементы изображения.

Заканчивается учебный год, и мы подводим итоги. Систематические занятия, их целенаправленность, игровая форма, вариативность изобразительных способов и приемов, предлагаемых детям, способствовали успешному решению задач, связанных с воспитанием у ребенка эмоциональной отзывчивости к окружающему его миру, формированию определенных навыков и умений в живописи и графике. И, что особенно важно, — с развитием творческих способностей; созданием выразительных образов.

Уже первые годы работы по программе принесли хорошие результаты. Рисунки самых маленьких воспитанников становятся призёрами конкурсов Международного и Всероссийского уровней.

Все это придавало уверенности в собственных силах и желание работать над программой дальше.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Галанов А.С., Корнилов С.Н. и др. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М.: «Творческий центр», 1999.

Грек В.А. Рисую штрихом. – Минск: «Просвещение», 1992.

Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. – М. , «Просвещение», 1992.

Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя, мир. – М. «Просвещение», 1993.

Доронина Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. – М.: «Просвещение», 1992.

Комарова Т.С., Зырянова О.Ю. и др. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. – М.: «Педагогическое общество России», 1999.

Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: «Просвещение», 1985.

Лямина Г. Шестилетки в первом классе: обучение с опорой детского сада.// Дошкольное воспитание. 1994. № 8. с. 9 – 13.

Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. – М.: «Искусство в школе», 1995.

Михайлова Н. Рисование дошкольников: процесс или результат?// Дошкольное воспитание. 1994. № 4. с. 17 – 18.

Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи. – М.: «Просвещение», 1992.

Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.: «Просвещение», 1988.

Источник



Цвет как средство выразительности изобразительного искусства. Особенности применения дошкольниками цвета.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ КУРСА

Методологические основы теории и методики развития детского изобразительного творчества.

Методология – совокупность МД анализа окружающей действительности в зависимости от того, как человек анализирует действительность, будет зависеть его методология. Человек занимает 3 позиции:

1. материалистическая – мир познаваем, все , что окружает человека можно узнать и отразить свои впечатления по поводу узнанного.

2. идеалистическая – мир не познаваем, узнать его не возможно, можно узнать только чувства человека.

3. позиция агностиков – сомневаются по поводу познания и не познания мира.

Методология – мировоззрение человека. В понятие входят всеобщие законы познания и более частные методы познания (методы прикладных наук).

В философии есть отдельная наука – эстетика, которая изучает вопросы прекрасного и является основой художественного воспитания дошкольников.

Существует две методологические позиции для определения ведущей роли формы и содержания произведения искусства:

— формализм, т.е. прямо от формы над содержанием

— максимализм, т.е. прямое содержание над формой

Высокохудожественным считается то произведение, в котором форма максимально соответствует содержанию и раскрывает его.

Понятие о художественной деятельности.

Художественная деятельность – это деятельность, которая возникает на основе слияния основных четырех видов деятельности человека:

1. познавательная деятельность (ПД)

2. оценочная деятельность (ОД)

3. преобразовательная деятельность (ПрД)

4. Коммуникативная деятельность (КД)

преобразовательная Материальная сторона (форма) коммуникативная
художественная
познавательная Идея произведения, замысел. оценочная

В результате художественной деятельности появляется художественное произведение. Структура художественного произведения:

Материалы Разные Появились конкретные формы Язык – средство выразительности
Художественный образ
Предметный состав/сюжет картины Продуман содержание картины Чувства, эмоции, т.е. настроение

Любое произведение искусства начинает создавать содержание. Задача художника подобрать такую форму, чтобы она могла понять содержание.

Виды художественной деятельности:

1 по видам искусства: изобразительная, музыкальная и художественная деятельность.

Специфика отражения действительности в разных видах искусства.

Искусствоведческие знания – это фундамент, без которого не возможно, создавать и воспринимать искусство. Ни один человек не может создать произведения, не имея знания о материалах и средствах изобразительности.

Искусство – одна из форм отражения окружающей действительности. Характерная особенность искусства – отражение действительности в художественных образах. Обобщенное отражение жизни через ее конкретные типические явления – одна из главных черт художественного образа.

Средствами цвета. Пластики или рисунка художник создает на холсте, в глине или мраморе картины окружающей жизни и образы человека.

Для произведений изобразительного искусства характерен выбор одного момента жизненного явления и передача его в художественных образах.

Скульптор в застывшей позе передает динамику движущегося тела.

Рисунок как средство выразительности изобразительного искусства. Особенности применения дошкольниками рисунка.

Рисунок это определенный результат деятельности человека с другой стороны средство выразительности. Функции:

1. — передача величины/размера, средство – линия, точка штрих.

2. — передача формы предмета, ведущее средство рисунка – линия, точка, штрих.

3. — передача движения

4. — передача основных частей предмета и дополнительных

5. — передача характерных частей предмета, индивидуальных особенностей.

6. — передача настроения: мимика, поза, фактура.

7. — передача фактуры предмета, т.е. характер покрытия: шороховатое, гладкое и способ передачи настроения.

8. — передача массы (закрашивание)

9. — передача объема (выделение)

10. — декорирование изображения за счет дополнительных деталей

11. — передача пропорций.

Изобразительная функция – изобразить предмет и передать внешние характеристики: 1,2,4,5,7,8,9,11.

Выразительная функция – передача настроения и эмоционального состояния: 3,5,6,7.

Декоративная функция – украшение изображения с помощью штрихов, точек: 5,7,10.

Композиционная функция – выделение главного: 1,3.

В графике функция рисунка использована в полном объеме. В живописи функции рисунка скрыты цветом и используются только на этапе наброска. В скульптуре рисунок и его функции применяются на этапе эскиза, а в готовом сооружении рисунок скрыт в объеме и материале. Аналогично в архитектуре. В декоративном – эскиз.

Цвет как средство выразительности изобразительного искусства. Особенности применения дошкольниками цвета.

Цвет – это определенная длина цветовой волны, которая влияет на глаз. Цвет имеет 4 функции и в разных видах искусства представлен по-разному. Функции цвета: — Изобразительная – отвечает за реальную окраску предметов. В реальной жизни цвет применяется: от характера освещенности, от времени года и суток, от заслоняемости другим предметом (от тени), от удаленности предмета от зрителя, от того какие предметы/явления находятся рядом (блики).

Все цвета можно разделить на теплые и холодные. Наука, которая изучает закономерности цвета в природе – цветоведение – и цветоощущение человека (химия, физика, биология, искусствоведение).

Цвета различаются по составу оттенков: чем больше синего, тем холоднее, чем больше желтого, тем теплее. Основные цвета делятся на основные и дополнительные. Три основных цвета: желтый, красный, синий. Основные цвета составные / дополнительные называются хроматические – это цвета, которые имеют цвет, окраску. Черный, белый, все оттенки серого – ахроматические цвета.

Насыщенность – количество краски на единицу площади.

Светлота – обозначает оттенки одного цвета, которые получаться в результате смешивания в результате смешивания белой/черной краски с основной.

Контрастные по тону – далеко друг от друга, они дисгармоничны, т.к. не создают ощущения равновесия, близкие по тону – рядом по цветовой гамме.

Каждый цвет можно представить в трех видах:

1. ассоциативный – по ассоциации, субъективное, т.к. вызывает разные ассоциации.

2. техническое название цвета по материалу, который используется для приготовления краски этого цвета. Не доступно для многих.

3. по цветовому тону, который применяется в цветоведении

Все цвета создают триаду цветов.

Выразительная – отвечает за передачу настроения за счет цветовой гаммы. Передача конкретного настроения в картине достигается путем сочетания цветов, т.е. с помощью колорита. Значит давая характеристику настроения нельзя называть отдельные цветовые тона, а надо давать характеристику колорита, т.е. характеристику цветового содержания.

красн
фиолет оранж
синий желт
голуб зелен

— по светлоте: темный или светлый

— по насыщенности, яркий или приглушенный

— по теплоте: теплый или холодный.

Таким образом, веселое настроение – это светлый, яркий, теплый, контрастные или близкие по тону. Страшное/мрачное настроение – это темный, яркий, близкие или контрастные по тону, холодные. Грустное/печальное – это светлый / темный приглушенный, близкий по цвету, холодные, теплые тона. Спокойное – это светлые приглушенные, близкие по тону, теплые тона.

Декоративная– с помощью цвета украшается произведение.

Композиционная– с помощью цвета выделяется сюжетно-композиционный центр.

Цвет в живописи играет основную роль. Художник максимально реально передает ведущие функции – изобразительную и выразительную.

В графике цвет особой роли не играет. И используется условно в иллюстрациях для детей, только основные цвета, без оттенков. Их цель дать общие представления и привлечь внимание.

В скульптуре цвет зависит от материала, который зависит от задумки. В архитектуре – декоративная украсить, композиционная – выделить детали. Декоративно прикладное искусство – ведущая декоративная функция – украсить.

Таким образом, цвет присутствует во всех видах искусства, но каждый вид искусства накладывает свои отпечатки.

Источник