Меню

Исследование моющих средств для мытья посуды

Научная работа по теме: Исследование синтетических моющих средств для мытья посуды

Работа основана на изучении влияния синтетических моющих средств на прорастание зерен фасоли и роста плесени на хлебе.

Скачать:

Вложение Размер
issledovanie_sinteticheskikh_moyushchikh_sredstv_dlya_mytya_posudy.doc 74.5 КБ

Предварительный просмотр:

X Грачёвская научная конференция школьников

Секция: химия, биология

Название работы Исследование синтетических моющих средств для мытья посуды

Автор работы: Акобян Лиана Артаковна

Место выполнения работы: с. Кугульта,

МКОУ СОШ №3, 10 класс.

Научный руководитель: Колодиева Оксана

Александровна , учитель химии

  1. Введение 2
  2. Основная часть 3
  3. Практическая часть 5
  4. Вывод 7
  5. Список литературы 8
  6. Приложение 9

Исследование синтетических моющих средств для мытья посуды

Акобян Лиана Артаковна

с. Кугульта, МКОУ СОШ №3, 10 класс,

Колодиева Оксана Александровна, учитель химии

Реклама стала неотъемлемой частью нашей жизни. Иногда она действительно помогает сориентироваться в многообразии товаров и услуг, а иногда обещает просто «чудеса». Благодаря активной рекламной политике производителей, сегодня почти в каждой семье для мытья посуды используют специальные синтетические моющие средства. Ароматные и эффективные, содержащие специальные добавки для здоровья кожи. Слова данной рекламы очень убедительно склоняют нас, потребителей, к использованию данных средств. Но родители многих моих одноклассников очень негативно относятся к применению моющих средств для посуды, аргументируя это тем, что считают их вредными для здоровья. Кто же прав в этой спорной ситуации? Еще большие сомнения возникли, когда прочитала информацию о моющих средствах для посуды в Интернете.

Получив такую информацию, я не могла оставаться в стороне и решила провести свое независимое расследование.

Исследовать синтетические моющие средства для посуды.

  • Провести диагностику использования моющих средств для посуды;
  • на основе школьного социологического опроса выявить наиболее часто используемые учащимися в домашних условиях виды моющих средств для посуды
  • Изучить рН среду моющих средств для посуды;
  • Изучить влияние моющих средств для посуды на биологические объекты.

Актуальность работы заключается в том, почти все жители нашего села пользуются синтетическими моющими средствами для посуды, но ни кто не задумывается как влияют эти вещества на биологические объекты, попадая в почву.

Если использовать синтетические моющие средства для мытья посуды, то будут ли они благотворно влиять на окружающие нас биологические объекты.

Результаты исследовательской работы доказывают, что:

Моющие средства для посуды являются агрессивно активными веществами, требующими очень осторожного использования.

  • СМС активно используются населением;
  • Среда растворов СМС слабощелочная
  • Не все средства для посуды способны уничтожать вредные микроорганизмы и грибки;
  • СМС оказывают подавляющее влияние на рост и развитие биологических объектов
  • Проблема использования средств бытовой химии очень актуальна и может быть изучена в последующих исследовательских работах.

Реклама стала неотъемлемой частью нашей жизни. Иногда она действительно помогает сориентироваться в многообразии товаров и услуг, а иногда обещает просто «чудеса». Благодаря активной рекламной политике производителей, сегодня почти в каждой семье для мытья посуды используют специальные синтетические моющие средства. Ароматные и эффективные, содержащие специальные добавки для здоровья кожи. Например, моющее средство для мытья посуды «FAIRY». Всего одной капли моющего средства «FAIRY» хватает рекламным героям, чтобы справиться с большим количеством жира. Слова данной рекламы очень убедительно склоняют нас, потребителей, к использованию данных средств. Но родители многих моих одноклассников очень негативно относятся к применению моющих средств для посуды, аргументируя это тем, что считают их вредными для здоровья. Кто же прав в этой спорной ситуации? Еще большие сомнения возникли, когда прочитала информацию о моющих средствах для посуды в Интернете.

Получив такую информацию, я не могла оставаться в стороне и решила провести свое независимое расследование.

Исследовать синтетические моющие средства для мытья посуды.

Провести диагностику использования моющих средств для мытья посуды;

на основе школьного социологического опроса выявить наиболее часто используемые учащимися в домашних условиях виды моющих средств для посуды

Изучить рН среду моющих средств для посуды;

Изучить влияние моющих средств для посуды на биологические объекты.

Предмет исследования: синтетические моющие средства для мытья посуды.

  • социологический опрос.
  • статистическая обработка данных,
  • метод сопоставления,
  • метод наблюдения

Актуальность работы заключается в том, почти все жители нашего села пользуются синтетическими моющими средствами для посуды, но ни кто не задумывается как влияют эти вещества на биологические объекты, попадая в почву.

Если использовать синтетические моющие средства для мытья посуды, то будут ли они благотворно влиять на окружающие нас биологические объекты.

Современный ассортимент синтетических моющих средств весьма обширен. По консистенции СМС делят на порошкообразные, жидкие и пастообразные. Основную массу моющих средств составляют стиральные порошки (около 80%). В меньшем количестве выпускаются жидкие моющие вещества и пасты (около 20%). По условиям применения выделяют СМС для низко- и высокотемпературной стирки, по способу применения — высокопенные (для ручной стирки) и низкопенные (для машинной стирки, в том числе для стирки в автоматических машинах).

В зависимости от назначения бытовые синтетические моющие средства делят на следующие основные виды:

1) Средства для стирки шерстяных и шелковых тканей. Средства для стирки шерстяных и шелковых тканей имеют рН 1%-ного раствора 7-8,5. Их производят в основном из первичных алкилсульфатов, сульфата натрия (электролит до 50%) и небольшого количества алкилоламидов (до 2%). Иногда добавляют гексаметафосфата или бикарбоната натрия для создания слабой щелочной среды. Наиболее широкое применение имеют жидкие препараты для стирки шерстяных и шелковых тканей, такие как «Ваниш», «Ласка» и др.

2) Средства универсального назначения (рН 9-9,5) предназначены для тканей из смеси природных и синтетических волокон. Готовят обычно из смеси алкилсульфатов и алкиларилсульфонатов, неионогенного поверхностно-активного вещества — препарата ОП, триполифосфата натрия (до 40%), алкилоламидов (до 2%), карбоксиметилцеллюлозы (около 1%) и оптических отбеливателей. Как правило, в данной группе представлены отдельно средства для стирки белого и цветного белья, хотя это разграничение наблюдается не всегда. Стирка изделий из хлопка и льна подобными средствами допускается с кипячением, а из шерсти и шелка — при температуре не выше 40 о С. Ассортимент данных СМС наиболее разнообразен: «Лотос», «Дося», «Ariel», «Tide», «Миф-универсал» и т.д.

3) Средства для стирки хлопчатобумажных и льняных тканей имеют рН 1%-ного раствора 10-11,5 %. Приготавливают преимущественно из алкиларилсульфонатов, добавляя в некоторые СМС также и алкилсульфаты и алкилсульфонаты. В состав этих средств входят карбоксиметилцеллюлоза, алкилоламиды, триполифосфат натрия и до 10-15% кальцинированной соды. Помимо классических компонентов в их состав вводится до 10-15 % отбеливателей.

4) Средства для стирки грубых и сильно загрязненных тканей, в частности спецодежды.

5) средства для туалетных целей (шампуни для мытья волос, жидкие мыла и т.п.) готовят на основе вторичных алкилсульфатов. В них добавляются также спирт, глицерин, отдушки и др.

6) Средства для мытья посуды, инвентаря, домашней утвари и др. представляют собой очень обширную группу синтетических моющих средств. Они выпускаются различной консистенции: жидкие, гелеобразные, пастообразные, сыпучие. Могут иметь различные ароматические добавки. Марочный ассортимент данной продукции весьма широк и многообразен: средства для мытья посуды — «AOS», «Пемолюкс» и др.; средства для мытья окон — «Тон», «Мистер — мускул» и т.д.

Следует отметить, что основным направлением развития ассортимента СМС является производство универсальных моющих средств с биодобавками, что дает возможность их утилизации после использования, а также обеспечивает функциональную пригодность для стирки изделий, как из природных, так и искусственных, синтетических волокон и их смеси. Начато производство гипоаллергенных СМС.

Мылом как моющим средством люди пользуются давно. Однако обычные мыла обладают рядом существенных недостатков. Кроме плохой моющей способности в жесткой воде все мыла в ней частично гидролизуются с образованием свободной высшей кислоты и щелочи, которая оказывает вредное действие на многие ткани. Кроме того, мыловаренная промышленность потребляет огромное количество ценных пищевых жиров. Поэтому для бытовых и технических целей для очистки стеклянных, металлических, керамических и окрашенных поверхностей, огромных площадей строительных деталей и конструкций и т.д. в последние годы применяют синтетические моющие средства (СМС) — детергенты. Это объясняется также и высокой моющей способностью последних по сравнению с мылами и более низкой себестоимостью и доступностью сырья для их производства.

Для проведения школьного социологического опроса была составлена анкета. Анкетирование проводилось среди учащихся 8, 9, 10, 11-х классов. Анкетируемым учащимся было предложено ответить на следующие вопросы:

  1. Жидкое или твердое средство для мытья посуды вы используете?
  2. Какое чистящее средство вы используете?
  3. Что вам нравится в вашем моющем средстве?
  4. Приносит ли ваше моющее средство ожидаемый результат?

При обработки данных, полученных в результате тестирования(Приложение 1) я узнала, что:

  • наиболее популярными являются жидкие средства для мытья посуды.
  • для мытья посуды 63% респондентов выбирают AOS, 21% Миф, 14% Пемолюкс, 2% опрошенных используют средство Прогресс.
  • большей части учащихся 60% нравится, что средство хорошо моет, 12% респондентов оценивают средства по запаху, 5% — по упаковке и оформлению средства, а 23% — выбирают по цене.
  • 90% опрошенных устраивает качество используемого средства для мытья посуды.

Исследование рН растворов

Для определения рН раствора средства датчик рНRoverMateDH01. Для этого в исследуемый раствор поместили датчик на 2-3 минуты и определяли значение рН. Результаты приведены в (приложении 2).

рН растворов жидких средств для мытья посуды приблизительно равен 8 (слабо щелочная среда).

Исследование влияния моющих средств для посуды на биологические объекты является одним из важных экспериментов нашей работы, потому что каждый человек, использующий данные средства, подвергается непосредственному воздействию моющих средств для посуды.

1 опыт : Моющие средства для посуды даже после тщательного ополаскивания посуды попадают в желудочно-кишечный тракт человека и в первую очередь оказывают влияние на микрофлору кишечника. В школьных условиях у нас не было возможности исследовать непосредственное влияние моющих средств на микроорганизмы кишечника человека. Поэтому результаты получены при рассмотрении влияния растворов моющих средств на рост и развитие плесневого гриба Mucor.

На 200мл. воды развели 1каплю исследуемого моющего средства. В фарфоровую чашечку поместили небольшой кусочек хлеба. Его смочили раствором чистящего средства и поместили в целлофановый пакет. Данный опыт я повторяла три раза. В каждом опыте было 5 кусочков хлеба, 4-е я смачивала исследуемыми растворами, а 5-ый кусочек хлеба для контроля я смачивала водой. Эксперимент длился 7дней при температуре от 23 0 С до 26 0 С.

Через три дня мы наблюдали рост гриба Mucor в 4 чашечках, на хлебе смоченном чистящим средством «Миф» рост гриба не обнаружен. К концу эксперимента гриб Mucor вырос на всех кусочках хлеба.

Следовательно СМС «Миф» по нашем результатам способен задерживать рост плесневого гриба Mucor.

2 опыт : На 200мл. воды развели 1каплю исследуемого моющего средства. В фарфоровую чашечку поместили небольшой кусочек ваты её смочили раствором моющего средства поместили на влажную вату 6 зерен фасоли. Данный опыт я повторяла три раза. В каждом опыте было 5 фарфоровых чашечек , 4-е чашечки с фасолью я смачивала исследуемыми растворами, а 5-ую для контроля я смачивала водой. Эксперимент длился 7дней при температуре от 23 0 С до 26 0 С.

За первые два дня все зерна набухли. На третий день в чашечках смоченных раствором «Пемолюкса» и воды появились небольшие зародышевые корешки. К концу опыта я наблюдала интенсивное прорастание семян смоченных раствором «Пемолюкса», в чашечке с водой наблюдается умеренное прорастание семян, а в остальных чашечках семена не проросли.

Следовательно СМС негативно влияет на рост и развитие растений. Активный рост семян смоченных раствором «Пемолюкс» может свидетельствовать о вызванных мутациях.

Результаты исследовательской работы доказывают, что:

Моющие средства для посуды являются агрессивно активными веществами, требующими очень осторожного использования.

  • СМС активно используются населением;
  • Среда растворов СМС слабощелочная
  • Не все средства для посуды способны уничтожать вредные микроорганизмы и грибки;
  • СМС оказывают подавляющее влияние на рост и развитие биологических объектов
  • Проблема использования средств бытовой химии очень актуальна и может быть изучена в последующих исследовательских работах.

Источник



Исследовательская работа по теме: «Моющие средства для посуды и их свойства»

МОУ Краснощековская СОШ№1

Исследовательская работа по теме:

«Моющие средства для посуды

Выполнила: Гревцова Ольга,

учащаяся 10 «Б» класса

Александровна, учитель химии

1. Введение стр. 3

2. Средства для мытья посуды и их состав стр. 4-6

3. Диагностика моющих средств для посуды стр. 7

3.1. Изучение информации на этикетках моющих средств стр. 7

3.2. Выявление запаха моющих средств стр. 8

3.3. Определение рН растворов моющих средств стр. 8

3.4. Исследование эффективности применения стр. 8-9

моющих средств для посуды

4. Заключение стр. 10

5. Список литературы стр. 11

6. Приложение стр. 12-14

В современном мире хорошей хозяйке совсем не обязательно использовать, подобно Федоре, песок и кипяток для мытья посуды. Её выбору предоставляется огромное количество специально разработанных средств, которые, как утверждает реклама, способны отмыть посуду даже в холодной воде. Реклама, плакаты, буклеты и прочие средства воздействия на человеческое сознание утверждают, что «самые экономные», «с самым свежим запахом», «имеющие самую удобную упаковку», моющие средства «не вредят коже рук», «не остаются на тарелках после мытья» и «обладают высочайшей эффективностью» по сравнению с никому не известным «обычным средством для мытья посуды». Как сориентироваться среди многочисленного ассортимента и выбрать средство, подходящее по своим характеристикам именно вам?

По своему составу средства для мытья посуды близки к шампуням, гелям для душа. То есть к средствам гигиены. А к ним предъявляют особые требования по безопасности. Всё это значит, что на них гигиенический сертификат, гарантирующий безопасность, не нужен. Требования что к средству для чистки унитазов, что для посуды – одни и те же. Производители могут подвергнуть свою продукцию испытанию на безопасность, но добровольно. Химики призывают: этот сертификат гарантирует только то, что в момент использования вы не отправитесь, не испортите кожу рук. А вот что с течением времени происходит в организме, в который постоянно попадают остатки моющего средства, — таких исследований не проводили.

Цель – провести исследование моющих средств для посуды.

1. Дать теоретическое описание моющих средств.

2. Провести опрос с целью выявления наиболее спрашиваемых средств для мытья посуды.

3. Изучить химические особенности моющих средств.

4. Выявить эффективность и безопасность средств для мытья посуды.

Объект исследования — средства для мытья посуды.

Предмет исследования — свойства и безопасность применения моющих средств для посуды.

Гипотеза — если владеть информацией о составе и свойствах моющих средств для посуды, можно избежать проблем со здоровьем.

Средства для мытья посуды и их состав.

Специальные посудомоющие средства впервые появились в 1950-х годах.

Средства для ручного мытья посуды выпускаются в виде жидкости или геля. Гелеобразные средства считаются более эффективными по сравнению с жидкими.

Основными свойствами средства является его моющая способность. Большой плюс средства — его способность эффективно справляться с масляными и жировыми загрязнениями в холодной воде, это достигается благодаря подбору оптимальной композиции ПАВ.

Ещё одним важным свойством средства для ручного мытья посуды является его мягкое воздействие на кожу рук. Стоит отметить, что заявления производителей о том, что уровень pH их продукции равен 5,5 ни в коем случае не может гарантировать отсутствие раздражение, особенно у людей склонных к аллергии. Поэтому во время мытья посуды коже требуется защита. Средство должно содержать умягчающие компоненты и не стоит забывать о том, что руки можно уберечь от вредного воздействия средства с помощью обыкновенных резиновых перчаток.

Многое о средстве для мытья посуды может сказать его состав.

Основу моющего средства составляют поверхностно-активные вещества (ПАВ). Именно они и определяют его моющую способность.

ПАВы подразделяются на два типа: ионные и неионогенные (неионные).

Принципиальное отличие заключается в том, что неионогенные ПАВы не подвержены электролитической диссоциации, т. е. не не распадаются в воде на положительно и отрицательно заряженные ионы, ионные ПАВы при взаимодействии с водой распадаются на ионы, одни из которых обладают адсорбционной (поверхностной) активностью, другие (противоионы) – адсорбционно неактивны.

Ионные ПАВы называются анионными, если поверхностно-активные ионы несут отрицательный заряд, и катионными, если поверхностно-активны положительно заряженные ионы. Некоторые ПАВы в зависимости от условий, в которых они применяются, проявляют свойства или анионных, или катионных, поэтому их называют амфотерными или амфолитными. Анионные ПАВы – органические кислоты и их соли. Катионные – основания, обычно амины, и их соли. В мировом производстве поверхностно-активных веществ большую часть анионные вещества.

Важнейшие представители синтетических анионных ПАВов – соли сульфокислот и кислых сульфоэфиров (алкилсульфонаты, алкиларилсульфонаты, алкилсульфаты) и сульфированные жиры, масла и жирные кислоты. Второе место по объему промышленного производства занимают неионогенные ПАВы – эфиры полиэтиленгликолей.

Катионные и амфотерные вещества имеют ограниченное применение и составляют небольшую долю в общем объёме производства ПАВов. Из катионных веществ наиболее важные соли четвертичных аммониевых и пиридиниевых оснований, обладающие бактерицидным действием. В состав почти всех современных средств для мытья посуды входит комплекс анионных и неионогенных ПАВов, призванных бороться с различного рода загрязнениями. Специалисты утверждают, что именно сочетание этих двух групп активных веществ способствует повышению эффективности моющего средства.

Синтетические моющие средства обязательно содержат ряд вспомогательных веществ, улучшающий их моющую способность. В состав моющих композиций иногда включают щелочные соли слабых неорганических кислот (карбонат и бикарбонат натрия, силикаты натрия, фосфаты различного состава), нейтральные соли (сульфат хлорида натрия), соли перекисных кислот, обладающие отбеливающими и дезинфицирующими свойствами (перборат и перкарбонаты натрия).

Важную роль играют органические компоненты ПАВов: карбоксиметилцеллюлоза, предотвращающая ресорбцию (повторное отложение загрязнений из моющего раствора на отмытую поверхность), и так называемые гидротропы, увеличивающие растворимость и ускоряющие растворение ПАВов в воде.

Некоторые моющие средства содержат ферменты, обеспечивающие удаление нерастворимых белковых загрязнений, органические бактерициды (гексахлоровен, трихлоркарбанилид и др.), стабилизаторы пены (непример, алкилоламиды).

Во многие моющие средства добавляют ароматические вещества (отдушки), призванные устранить неприятные запахи и придать вымытой поверхности свежий аромат. Правда, запах яблока, лимона или например, лесных ягод не означает наличие в данном средстве экстрактов выше названных плодов.

Также в состав средств для мытья посуды могут входить вещества, смягчающие негативное воздействие на кожу рук. Самые распространенные добавки – глицерин, силикон и растительные экстракты. Глицерин и силикон обладают похожим действием, они создают на коже защитную плёнку, препятствующую её высыханию. С мокрой кожи влага испаряется гораздо интенсивнее, чем с сухой, поэтому при длительном контакте с водой коже необходима защита. Одновременно поверхностная плёнка, создаваемая силиконом, способна защитить от проникновения вредных для кожи веществ, содержащихся в моющем средстве.

Растительные экстракты смягчают кожу, обладают успокаивающим действием, снимают раздражение, которое может быть вызвано отдельными компонентами ПАВов (таким действием обладает, например, молочко «алоэ-вера»). Но даже при всех несомненных достоинствах этих добавок невозможно гарантировать вашей коже полную безопасность.

Диагностика моющих средств для посуды

Для выявления наиболее используемых средств для мытья посуды был проведён социальный опрос 35 человек.

Анкетируемым было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Жидкое или твердое средство для мытья посуды вы используете?

2. Какое моющее средство вы используете?

В результате опроса я выявила, что наибольшее предпочтение респонденты отдают следующим моющим средствам: AOS, Pril, Fairy.

3.1. Изучение информации на этикетках моющих средств.

Первоначально я изучила информацию на этикетках моющих средств.

«Pril». На упаковке «Pril» указан состав, описан способ применения. В мерах предосторожности указано только «Беречь от детей».

«Fairy». У «Fairy» указан состав, нет подробного описания метода применения, а лишь предложено «нанести небольшое количество на губку или посуду и добавлять по необходимости». Меры предосторожности касаются глаз: в случае попадания нужно промыть водой.

«AOS». На «AOS» указана самая полная информация: указан способ применения, меры предосторожности и даже совет, что можно делать с этим средством после окончания срока годности.

3.2. Выявление запаха моющих средств.

Для людей с повышенными аллергическими реакциями аромат выбранного средства имеет чуть ли не первостепенное значение. Дело в том, что наши обонятельные рецепторы напрямую связаны с мозгом. Руки можно уберечь от вредного воздействия с помощью перчаток, но не дышать человек не может.

Любое из растворяемых нами средств не является полностью безопасными с точки зрения возможных аллергических реакций, тем более, что все средства обладают достаточно выраженным запахом. Самым резким, насыщенным ароматом отличаются средства, имеющие на упаковке подзаголовок «Свежесть». Соперничать с ними в интенсивности могут, лимонные или другие цитрусовые парфюмы. За ними следуют фруктово-ягодные композиции. Относительно нейтральными являются яблочные ароматы. И самым мягким запахом обладают отдушки с алоэ.

Из исследованных средств наиболее выраженным запахом обладает «AOS». Менее выраженный запах у «Pril», и едва уловимым запахом мяты обладает «Fairy».

3.3. Определение рН растворов моющих средств.

Одним из требований к использованию моющих средств для посуды является то, что они должны обладать нейтральным или слабокислым значением pH раствора (pH =5,5).

Из этикеток данных средств ими обладают все исследуемые образцы. Определение pH растворов моющих средств проводилось с помощью универсальной индикаторной бумаги.

Результат исследовательской работы показали, что растворы моющих средств «AOS» и «Fairy» обладают щелочной средой, а это отрицательно влияет на кожу рук.

Среда раствора «Pril» — нейтральная.

3.4.Исследование эффективности действия моющих средств для посуды.

Сложилось устойчивое мнение об эффективности применения моющих средств при мытье сильно загрязнённой посуды в холодной воде. Исследование эффективности действия моющих средств проводилось при температуре 50С, 250С, 500С.

В качестве объекта для мытья использовались стеклянные химические стаканы, загрязнённые говяжьем бульоном.

В ходе исследования было установлено следующие:

· при температуре 50С (холодная вода) каждый исследуемый раствор моющего средства не смог удалить следы загрязнения;

· при температуре 250С частично удалить загрязнения смог лишь раствор, появился избыток пены у AOS.

· при температуре 500С в колбах всех образцов появился избыток пены, требующий тщательного ополаскивания.

Также был проведен количественный тест, который позволил выявить, сколько тарелок может отмыть моющее средство.

Для этого проводили работу по очищению фарфоровых тарелок от жира (на каждую тарелку наносили по 0,5 мл масла). Для мытья использовали стандартные губки для посуды, на которые наносили по 0,5 мл средства и 10 мл воды.

Для проведения эксперимента на тарелки равномерно нанесла растительное масло. Затем приступила к отмыванию тарелок. Вот что удалось установить. Самый высокий количественный показатель у «Fairy», обильная пена которого справилась с 15-ю тарелками. «AOS» – 12 тарелок. Незначительно уступает ему «Pril», который отмыл 11 тарелок.

В результате проведения исследовательской работы, я пришла к следующим выводам:

1.Растворы моющих средств для посуды «Fairy» и «AOS» обладают щелочной средой, следовательно, оказывают негативное воздействие на кожу рук.

2. Раствор моющего средства «Pril» обладает нейтральной средой, что соответствует информацией указанной на упаковке.

3. Вопреки общеизвестным рекламным роликам ни одно моющего средство не смогло удалить следы загрязнения в холодной воде.

4. Наиболее эффективно действуют моющие средства в горячей воде, образуя обильную пену, что требует тщательного ополаскивания посуды.

5. Полученная информация по результатам исследовательской работы может быть использована на факультативных занятиях и элективных курсах по химии.

1. и др. Поверхностноактивные вещества. Синтез, анализ, свойства, применение: Учеб. пособие для вузов. — Л., 1988.

2. Органическая химия: Учеб. для студентов средних спец. учеб. заведений: 2-е изд., испр. — М., 2001.

3. М. Химические материалы, красители и моющие средства. – М., 1985. С.

4. Практикум исследовательского характера в Х классе // Химия в школе. 2002. №1. .

5. С. Практические работы исследовательского характера по неорганической химии: Учебное пособие для учащихся 8-х классов. — Тверь, 2001.

6. С. Практические работы исследовательского характера по неорганической химии: Учебное пособие для учащихся 9-х классов. — Тверь, 2001.

7. Практические работы исследовательского характера по органической химии: Методические рекомендации для учащихся 10-х классов. — Тверь, 2003.

8. , , И. Экология на уроках химии. — Мн., 1996.

9. , Основы прикладной химии: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. — М., 2002.

10. Эксперимент по органической химии: Методика и техника ∕ Пособие для учителей. — М., 2000.

Этикетки моющих средств, изученных в ходе работы

Источник

Читайте также:  Средство для мытья кота