Меню

Использование современных педагогических технологий как средство повышения качества образования

Использование современных педтехнологий как средство повышения качества образования школьников.
материал на тему

Во всех странах мира педагоги занимаются поиском путей повышения обучения в современной школе. Активно разрабатываются проблемы результативности обучения на основе использования последних достижений психологии и информатики.

На современном этапе обучения чётко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Но всё же в учебном процессе массовой школы сохраняются противоречия между фронтальными формами обучения и индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика; необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения; преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером учения.

Одним из важных направлений решения названных проблем являются разработка и внедрение новых педагогических технологий.

В настоящее время 70-80% всей информации школьник получает уже не от учителя и не в школе, а на улице, от родителей и в процессе наблюдения за окружающей жизнью из средств массовой информации, а это требует перехода педагогического процесса на качественно новый уровень.

Такой подход возможен лишь в школе с развивающими процедурами обучения, личностно ориентированными педагогическими технологиями.

При этом должны произойти изменения личностных ориентаций учителя. Он должен представлять, что перед ним не просто дети, которых надо учить и воспитывать, а яркие неповторимые личности — он обязан их глубоко уважать, ценить.

Приоритетом обучения должно стать не освоение учениками определённого объёма знаний, умений и навыков, а умение школьниками учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужные, прочно их запоминать, связывать с другими. Только так у школьника может появиться подлинный интерес к познанию. И если мы сейчас поможем ученикам развивать потребность в знаниях, научим приобретать их, то эти важные качества останутся с ними по окончании школы.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её развития, реализацию её природных потенциалов.

В рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные технологии можно выделить:

1. Технология разноуровнего обучения.

2. Технология коллективного взаимообучения .

3. Технология сотрудничества .

4. Технология модульного обучения .

Современная школа обеспечивает условиями для реализации принципов личностно-ориентированной педагогики, где ребёнок является субъектом учебного процесса, и ему создаются условия для выбора деятельности. Создаются гимназические классы по направлениям.

Перед современным обществом встала проблема найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы исходить из того, что ученики стали не только объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, но и быть активными субъектами его, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи.

Важнейший показатель всесторонней и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей.

Современное представление о качественном образовании включает в качестве необходимого элемента свободное владение информационными технологиями.

Сегодня наиболее очевиден тот факт, что новое качество образования невозможно получить, решая педагогические проблемы устаревшими методами. Требуются другие стратегии школы, стратегии, созвучные нашему времени, новые инновационные технологии. Использование в учебном процессе средств компьютерных и информационных технологий объясняется новыми условиями жизни: большими объемами информации коммуникабельностью, развитием общества.

Действительно, современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа (англ.Multimedia — многокомпонентная среда), которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в режиме диалога и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Изобразительный ряд, включая образное мышление, помогает обучаемому целостно воспринимать предлагаемый материал. Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материалы. Тестовые задания уже не ограничиваются словесной формулировкой, но и могут представлять собой целый видеосюжет.

Интересные и занимательные формы работы с использованием компьютерных технологий, воспринимаются детьми сначала на уровне игры, затем учащиеся вовлекаются в серьезную творческую работу, в которой развивается личность учащегося. Постепенно у школьников вырабатывается определенная культура поведения, формируется его мировоззрение.

Учить ребенка радостно, без принуждения — возможно, если в своей работе педагог использует инновационные технологии.

Многие школы обеспечены компьютерами и интерактивными досками, без которых невозможно представить современный урок. Использование информационных технологий на уроке способствует активизации внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, творческих способностей и познавательных интересов, что является приоритетным направлением уроков в начальной школе. Возможности мультимедиа делают урок интереснее, продуктивнее, насыщеннее, эмоционально богаче. Ученикам очень нравятся такие уроки.

Я работаю учителем начальных классов и учителя нашей школы стремятся идти в ногу со временем, поэтому они психологически и технически готовы использовать информационные технологии в преподавании.

Рассмотрим отдельные этапы урока с использованием ИКТ.

Так называемый «устный опрос» отдельных учащихся не вызывает особой активности отдельных учеников класса. Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному «творчеству», к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нестандартные формы организации урока. Эти уроки не требуют изменения программы, а дают многое. На этих уроках дети работают легко и с интересом, усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки применяются младшими школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.

Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени стала готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей учителя начальных классов используют информационно-коммуникативные технологии на различных уроках независимо от предмета.

Основными целями использования компьютерных технологий на уроках мы выделяем:

— повышение мотивации к учебе,

— развитие психофизических качеств учащихся в процессе их практической деятельности в игровой компьютерной игре.

Мультимедиа уроки помогают нам решить следующие дидактические задачи:

 усвоить базовые знания по предмету;

 систематизировать усвоенные знания;

 сформировать навыки самоконтроля;

 сформировать мотивацию к учению;

 оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Кроме того, в начальной школе наши учителя уже начинают работу по подготовке к поисково-исследовательской деятельности: это и самостоятельная работа по запросу со справочной литературой, и поиск в глобальной сети Интернет, и сбор информации из всех доступных источников, умение обобщать и систематизировать полученные данные, анализировать их. Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстёгивает любознательность, развивает коммуникативные качества, создает элемент соревновательности, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке.

Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, фотографии тигров в цирке или театра кукол, народные костюмы, шедевры народного творчества и животные которые занесены в красную книгу Адыгеи. Это становится ярким наглядным пособием и источником вдохновения на уроках изобразительного искусства и художественного труда.

На уроках литературного чтения ищем индивидуально или группами информацию о писателе, поэте . Самое важное и интересное дети сами записывают в тетрадь, устно рассказывают товарищам, задают им вопросы для проверки усвоения, сами отвечают на вопросы. Есть опыт поиска произведения или автора, которого нет в обычной книге. Это расширяет кругозор, даёт почувствовать ребёнку себя первооткрывателем.

На уроках «Окружающего мира» мы ищем информацию о странах, сравниваем с текстом учебника.

В 3-4 классах дети могут самостоятельно или с помощью родителей создавать презентации в формате Power Point по пройденным темам, либо в опережение. Вот например ученики второго класса сами пробовали делать презентации. Темы они выбирали самостоятельно.

Использование презентаций уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока:

— в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;

— при повторении пройденного материала, для быстрой проверки знаний учащихся;

— на этапе объяснения нового используются изображения, видеофрагменты.

В процессе обучения используем ИД как обычную доску для обычной работы в классе (только мел заменён электронным карандашом);

как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов) для визуализации учебной информации изучаемого; как интерактивный инструмент – работа с использованием специализированного программного обеспечения, заготовленного в цифровом виде.

Преимущества работы с интерактивными досками для преподавателей:

• Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса, работать в большой аудитории;

• Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений;

• Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;

• Позволяет учителям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;

• Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Интерактивная доска является мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. Необязательно использовать доску во время всего урока, можно воспользоваться ею на конкретном этапе занятия.

Младшим школьникам нравится работать с интерактивной доской. Они не боятся выходить к доске. Если была сделана ошибка, то с помощью маркера сотрут неправильную часть или отменят действие, поэтому ребята уверенно чувствуют себя у интерактивной доски. Более того, им это просто интересно и увлекательно, следовательно, повышается мотивация в процессе урока.

Читайте также:  Экскурсия как средство экологического воспитания старших дошкольников

Преимущества для учащихся:

• Делает занятия интересными и развивает мотивацию;

• Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;

• Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;

• Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;

• Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

Учитель на своем уроке чередует разнообразные методические приемы. Это делает урок менее скучным, однообразным, более интересным. Применение мультимедийного оборудования на уроке этому способствует. Однако, учителя, использующие ИКТ на уроках, не забывают, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии.

Информационные образовательные ресурсы не заменяют их, а помогают быть более результативными. Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:

— повышает качество знаний,

— продвигает ребенка в общем развитии,

— помогает преодолеть трудности,

— вносит радость в жизнь ребенка,

— позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития,

— создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Применение новых информационных технологий в начальном образовании позволяет нам дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, что является социально значимым и актуальным в наше время.

Одной из наиболее эффективных технологий, применяемых в учебном процессе, является педагогическая технология, реализующаяся через систему учебных занятий.

Развитие личности в школе идет на учебном занятии, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности. Правильно выбранная цель определяет отбор методов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся…

Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя». Что могут означать для нас эти слова?

По существу в них заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. К сожалению, это правило мы часто игнорируем. Мы эмоционально рассказываем интересные вещи (на наш взгляд), можем давать детям задание прочитать огромный отрывок из учебника, пересказать его, можем показать фильм или играть целый урок. Но проходит некоторое время, и в памяти у детей остаются лишь отрывки тех знаний, которыми, как полагалось, они должны овладеть. Это происходит потому, что у ребят нет возможности, времени и достаточных навыков, чтобы поразмышлять над изучаемым материалом.

Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать личностно — ориентированное взаимодействие учителя с учениками, где бы обеспечивалось комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках и во время воспитательной деятельности, где бы создавались благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки; создавался благоприятный микроклимат в классе, школе.

Мы с вами делаем погоду в классе. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно. И давайте делать только хорошую погоду!

Ведь изменчивый, неустойчивый характер погоды в классе плохо влияет на здоровье людей, постоянно в нем находящихся. Особенно плохо влияет на всех резко континентальный климат в классе.

Это – когда в классе рядом существуют разные континенты: континент учителей и континент учащихся.Не надо нам в школе, в классе ничего резкого, а тем более континентального.

Отсюда – мои «пожелания»:

Пусть учитель будет метеорологом, предвидящем погоду в классе.

Пусть изменчивый характер носит методика преподавания вашего предмета, но неизменными остаются профессионализм, преданность детям и делу, простая человеческая порядочность.

Пусть температура знаний в вашем классе будет всегда плюсовой и никогда не опускается до нуля и ниже.

Пусть ветер перемен никогда не превращается в ветер в голове.

Пусть ветер в вашем классе будет ласковым и свежим.

Пусть светит в вашем классе радуга открытий.

Пусть минует вас град «неудов» и «двоек», а «пятерки» и успехи льются рекой.

Пусть совсем «не грянет буря» в вашем классе.

Пусть ваш класс будет парником – парником любви, доброты, уважения и порядочности. В таком парнике вырастут дружные зрелые, сильные всходы. И это будет – замечательный парниковый эффект.

Пусть геомагнитное поле класса всегда будет умеренно спокойным. Ведь учитель – магнит, притягивающий или отталкивающий учеников.

Пусть всегда в вашем классе будет много солнечного света.

Пусть учитель, воспитатель будет в классе солнышком. И пусть вашим лозунгом будет:

«Учить всегда, учить везде,
До дней последних донца!
Учить – и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой – и солнца»

Скачать:

Вложение Размер
ispolzovanie_sovremennyh_pedtehnologiy_kak_sredstvo_povysheniya_kachestva_obrazovaniya_shkolnikov.docx 53.83 КБ

Предварительный просмотр:

Использование современных педтехнологий как средство повышения качества образования школьников.

Во всех странах мира педагоги занимаются поиском путей повышения обучения в современной школе. Активно разрабатываются проблемы результативности обучения на основе использования последних достижений психологии и информатики.

На современном этапе обучения чётко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Но всё же в учебном процессе массовой школы сохраняются противоречия между фронтальными формами обучения и индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика; необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения; преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером учения.

Одним из важных направлений решения названных проблем являются разработка и внедрение новых педагогических технологий.

В настоящее время 70-80% всей информации школьник получает уже не от учителя и не в школе, а на улице, от родителей и в процессе наблюдения за окружающей жизнью из средств массовой информации, а это требует перехода педагогического процесса на качественно новый уровень.

Такой подход возможен лишь в школе с развивающими процедурами обучения, личностно ориентированными педагогическими технологиями .

При этом должны произойти изменения личностных ориентаций учителя . Он должен представлять, что перед ним не просто дети, которых надо учить и воспитывать, а яркие неповторимые личности — он обязан их глубоко уважать, ценить.

Приоритетом обучения должно стать не освоение учениками определённого объёма знаний, умений и навыков, а умение школьниками учиться самостоятельно , добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужные, прочно их запоминать, связывать с другими. Только так у школьника может появиться подлинный интерес к познанию. И если мы сейчас поможем ученикам развивать потребность в знаниях, научим приобретать их, то эти важные качества останутся с ними по окончании школы.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её развития, реализацию её природных потенциалов.

В рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные технологии можно выделить:

  1. Технология разноуровнего обучения.
  2. Технология коллективного взаимообучения .
  3. Технология сотрудничества .
  4. Технология модульного обучения .

Современная школа обеспечивает условиями для реализации принципов личностно-ориентированной педагогики, где ребёнок является субъектом учебного процесса, и ему создаются условия для выбора деятельности. Создаются гимназические классы по направлениям.

Перед современным обществом встала проблема найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы исходить из того, что ученики стали не только объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, но и быть активными субъектами его, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи.

Важнейший показатель всесторонней и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей.

Современное представление о качественном образовании включает в качестве необходимого элемента свободное владение информационными технологиями.

Сегодня наиболее очевиден тот факт, что новое качество образования невозможно получить, решая педагогические проблемы устаревшими методами. Требуются другие стратегии школы, стратегии, созвучные нашему времени, новые инновационные технологии. Использование в учебном процессе средств компьютерных и информационных технологий объясняется новыми условиями жизни: большими объемами информации коммуникабельностью, развитием общества.

Действительно, современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа (англ.Multimedia — многокомпонентная среда), которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в режиме диалога и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Изобразительный ряд, включая образное мышление, помогает обучаемому целостно воспринимать предлагаемый материал. Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материалы. Тестовые задания уже не ограничиваются словесной формулировкой, но и могут представлять собой целый видеосюжет.

Интересные и занимательные формы работы с использованием компьютерных технологий, воспринимаются детьми сначала на уровне игры, затем учащиеся вовлекаются в серьезную творческую работу, в которой развивается личность учащегося. Постепенно у школьников вырабатывается определенная культура поведения, формируется его мировоззрение.

Учить ребенка радостно, без принуждения — возможно, если в своей работе педагог использует инновационные технологии.

Многие школы обеспечены компьютерами и интерактивными досками, без которых невозможно представить современный урок. Использование информационных технологий на уроке способствует активизации внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, творческих способностей и познавательных интересов, что является приоритетным направлением уроков в начальной школе. Возможности мультимедиа делают урок интереснее, продуктивнее, насыщеннее, эмоционально богаче. Ученикам очень нравятся такие уроки.

Я работаю учителем начальных классов и учителя нашей школы стремятся идти в ногу со временем, поэтому они психологически и технически готовы использовать информационные технологии в преподавании.

Рассмотрим отдельные этапы урока с использованием ИКТ.

Так называемый «устный опрос» отдельных учащихся не вызывает особой активности отдельных учеников класса. Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному «творчеству», к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нестандартные формы организации урока. Эти уроки не требуют изменения программы, а дают многое. На этих уроках дети работают легко и с интересом, усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки применяются младшими школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.

Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени стала готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей учителя начальных классов используют информационно-коммуникативные технологии на различных уроках независимо от предмета.

Основными целями использования компьютерных технологий на уроках мы выделяем:

— повышение мотивации к учебе,

— развитие психофизических качеств учащихся в процессе их практической деятельности в игровой компьютерной игре.

Мультимедиа уроки помогают нам решить следующие дидактические задачи:

усвоить базовые знания по предмету;

систематизировать усвоенные знания;

сформировать навыки самоконтроля;

сформировать мотивацию к учению;

оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Кроме того, в начальной школе наши учителя уже начинают работу по подготовке к поисково-исследовательской деятельности: это и самостоятельная работа по запросу со справочной литературой, и поиск в глобальной сети Интернет, и сбор информации из всех доступных источников, умение обобщать и систематизировать полученные данные, анализировать их. Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстёгивает любознательность, развивает коммуникативные качества, создает элемент соревновательности, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке.

Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, фотографии тигров в цирке или театра кукол, народные костюмы, шедевры народного творчества и животные которые занесены в красную книгу Адыгеи. Это становится ярким наглядным пособием и источником вдохновения на уроках изобразительного искусства и художественного труда.

На уроках литературного чтения ищем индивидуально или группами информацию о писателе, поэте . Самое важное и интересное дети сами записывают в тетрадь, устно рассказывают товарищам, задают им вопросы для проверки усвоения, сами отвечают на вопросы. Есть опыт поиска произведения или автора, которого нет в обычной книге. Это расширяет кругозор, даёт почувствовать ребёнку себя первооткрывателем.

На уроках «Окружающего мира» мы ищем информацию о странах, сравниваем с текстом учебника.

В 3-4 классах дети могут самостоятельно или с помощью родителей создавать презентации в формате Power Point по пройденным темам, либо в опережение. Вот например ученики второго класса сами пробовали делать презентации. Темы они выбирали самостоятельно.

Использование презентаций уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока:

— в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;

— при повторении пройденного материала, для быстрой проверки знаний учащихся;

— на этапе объяснения нового используются изображения, видеофрагменты.

В процессе обучения используем ИД как обычную доску для обычной работы в классе (только мел заменён электронным карандашом);

как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов) для визуализации учебной информации изучаемого; как интерактивный инструмент – работа с использованием специализированного программного обеспечения, заготовленного в цифровом виде.

Преимущества работы с интерактивными досками для преподавателей :

• Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса, работать в большой аудитории;

• Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений;

• Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;

• Позволяет учителям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;

• Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Интерактивная доска является мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. Необязательно использовать доску во время всего урока, можно воспользоваться ею на конкретном этапе занятия.

Младшим школьникам нравится работать с интерактивной доской. Они не боятся выходить к доске. Если была сделана ошибка, то с помощью маркера сотрут неправильную часть или отменят действие, поэтому ребята уверенно чувствуют себя у интерактивной доски. Более того, им это просто интересно и увлекательно, следовательно, повышается мотивация в процессе урока.

Преимущества для учащихся:

• Делает занятия интересными и развивает мотивацию;

• Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;

• Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;

• Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;

• Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

Учитель на своем уроке чередует разнообразные методические приемы. Это делает урок менее скучным, однообразным, более интересным. Применение мультимедийного оборудования на уроке этому способствует. Однако, учителя, использующие ИКТ на уроках, не забывают, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии.

Информационные образовательные ресурсы не заменяют их, а помогают быть более результативными. Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:

— повышает качество знаний,

— продвигает ребенка в общем развитии,

— помогает преодолеть трудности,

— вносит радость в жизнь ребенка,

— позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития,

— создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Применение новых информационных технологий в начальном образовании позволяет нам дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, что является социально значимым и актуальным в наше время.

Одной из наиболее эффективных технологий, применяемых в учебном процессе, является педагогическая технология, реализующаяся через систему учебных занятий.

Развитие личности в школе идет на учебном занятии, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности. Правильно выбранная цель определяет отбор методов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся…

Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя». Что могут означать для нас эти слова?

По существу в них заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. К сожалению, это правило мы часто игнорируем. Мы эмоционально рассказываем интересные вещи (на наш взгляд), можем давать детям задание прочитать огромный отрывок из учебника, пересказать его, можем показать фильм или играть целый урок. Но проходит некоторое время, и в памяти у детей остаются лишь отрывки тех знаний, которыми, как полагалось, они должны овладеть. Это происходит потому, что у ребят нет возможности, времени и достаточных навыков, чтобы поразмышлять над изучаемым материалом.

Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать личностно — ориентированное взаимодействие учителя с учениками, где бы обеспечивалось комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках и во время воспитательной деятельности, где бы создавались благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки; создавался благоприятный микроклимат в классе, школе.

Мы с вами делаем погоду в классе. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно. И давайте делать только хорошую погоду!

Ведь изменчивый, неустойчивый характер погоды в классе плохо влияет на здоровье людей, постоянно в нем находящихся. Особенно плохо влияет на всех резко континентальный климат в классе.

Это – когда в классе рядом существуют разные континенты: континент учителей и континент учащихся.Не надо нам в школе, в классе ничего резкого, а тем более континентального.

Отсюда – мои «пожелания»:

Пусть учитель будет метеорологом, предвидящем погоду в классе.

Пусть изменчивый характер носит методика преподавания вашего предмета, но неизменными остаются профессионализм, преданность детям и делу, простая человеческая порядочность.

Пусть температура знаний в вашем классе будет всегда плюсовой и никогда не опускается до нуля и ниже.

Пусть ветер перемен никогда не превращается в ветер в голове.

Пусть ветер в вашем классе будет ласковым и свежим.

Пусть светит в вашем классе радуга открытий.

Пусть минует вас град «неудов» и «двоек», а «пятерки» и успехи льются рекой.

Пусть совсем «не грянет буря» в вашем классе.

Пусть ваш класс будет парником – парником любви, доброты, уважения и порядочности. В таком парнике вырастут дружные зрелые, сильные всходы. И это будет – замечательный парниковый эффект.

Пусть геомагнитное поле класса всегда будет умеренно спокойным. Ведь учитель – магнит, притягивающий или отталкивающий учеников.

Пусть всегда в вашем классе будет много солнечного света.

Пусть учитель, воспитатель будет в классе солнышком. И пусть вашим лозунгом будет:

«Учить всегда, учить везде,
До дней последних донца!
Учить – и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой – и солнца»

Источник



Применение современных образовательных педагогических технологий как средство повышения качества образования
статья на тему

Сегодня учитель свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания и развития. На изменение структуры урока повлияло использование новых технологий обучения.

Скачать:

Вложение Размер
primenenie_sovrem_obr_tehn.docx 19.93 КБ

Предварительный просмотр:

Применение современных образовательных педагогических технологий как средство повышения качества образования

Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Если раньше традиционной была задача дать ученику определенную сумму знаний, умений и навыков, необходимых для его социализации и эффективного участия в общественном производстве, то в настоящее время задача образования направлена на развитие личности, на формирование таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.

В решении этой важной задачи ведущая роль принадлежит учителю, его профессионализму. Сегодня стало ясно, что только творческий учитель, владеющий современными образовательными педагогическими технологиями, умеющий свободно мыслить, способен повысить качество школьного образования, поднять общий уровень культуры подрастающего поколения.

Сегодня учитель свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания и развития. На изменение структуры урока повлияло использование новых технологий обучения.

Стандарты второго поколения нацеливают учителя на формирование у школьников универсальных учебных действий, которое может быть обеспечено только в результате деятельности ученика в условиях выбора и при использовании учителем индивидуально-ориентированных технологий, что делает освоение и внедрение последних особенно актуальными.

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии , дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.

В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:

Перечислю и расскажу о некоторых из наиболее используемых в начальной школе

Информационно – коммуникационная технология , которой отводится большое значение, т.к. ученик должен владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации и т.д. И сегодня учитель должен понимать, что в информационном обществе он перестает быть единственным носителем знания, как это было раньше. В некоторых ситуациях ученик знает больше, чем он, и роль современного учителя – это в большей степени роль проводника в мире информации.
В качестве ведущих направлений использования ИКТ на начальной ступени обучения, как правило, выступает формирование первичных навыков работы с информацией – ее поиска и сортировки, упорядочивания и хранения.
Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.
Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).

Технология развития критического мышления

Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Критическое мышление, таким образом, по сути – некоторая тавтология, синоним качественного мышления

Позволяет развивать критическое мышление учащихся при организации их работы с различными источниками информации (специально написанные тексты, параграфы учебника, видеофильмы, рассказы учителя и т.д.).

Мотивацию учащихся к изучению нового материала осуществляют, привлекая их к самостоятельному полаганию, рефлексии, а также организуя коллективную, парную и индивидуальную работу на уроке.

Цель технологии: научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.

Основу технологии составляют трехфазовый процесс: вызов – реализация смысла (осмысление содержания) – рефлексия (размышление).

Стадия вызова : настроить учащихся на достижение целей, актуализация знаний, возможность проанализировать свои мнения относительно какого-то вопроса.

Стадия реализации смысла: активно конструируют новую информацию, устанавливают связи между приращенным или ранее усвоенным материалом. На этой стадии идет работа непосредственно с текстом (индивидуальная, в парах и т. д.).

Стадия рефлексии: анализ только что пройденного процесса усвоения нового содержания и само это содержание. Возможность оценить себя и своих товарищей в плане прирощенного знания, а также сам процесс, методы и приемы.

Технология развивающего обучения

Основой развивающего обучения является «зона ближайшего развития». Это понятие принадлежит советскому психологу Л.С. Выготскому.

Главная идея заключается в том, что все знания, которым можно научить учащихся, делятся на три вида. Первый вид включает в себя то, что ученик уже знает. Третий – это, наоборот, то, что ученику абсолютно неизвестно. Вторая же часть находится в промежуточном положении между первой и второй. Это и есть зона ближайшего развития.

Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям, способствует пробуждению у обучаемых желания выйти из этой ситуации, снять возникшее противоречие .

Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.

Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным (ролевые, дидактические)

Технология интегрированного обучения

изучается взаимосвязанный материал двух или нескольких предметов. Такие уроки используются в тех случаях, когда знание материала одних предметов необходимо для понимания сущности вопросов, задач при изучении другого предмета.

Технологии уровневой дифференциации

Организация учебного процесса на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.

Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Применение современных технологий на уроках способствует приобретению и развитию навыков и умений самостоятельной, творческой, более продуктивной работы учащихся. Использование активных методов преподавания, современных технологий повысило интерес к изучению предметов, активность учащихся на уроках и внеурочной деятельности, качество знаний обучающихся.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный материал будет полезен для преподавателей начальной школы.

Сегодня современное образование – это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой.

Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, .

В статье, из опыта работы, педагог выделяет три основные группы технологий: технологию личностно-ориентированного обучения, направленную на перевод обучения на субъективную основу .

Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования.

Данная презентация подготовлена на ГМО учителей начальных классов. Ее задачи: выявить преимущества уроков, проектируемых с опорой на современные педтехнологии; определить особенности проектно-исследов.

Источник