Меню

Игровые технологии как средство развития познавательной активности

Игровые технологии в развитии познавательной активности дошкольников

Юлия Архипова
Игровые технологии в развитии познавательной активности дошкольников

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию федеральных образовательных государственных стандартов дошкольного образования. Игровые технологии — вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Игровые технологии являются одним из условий ФГОС дошкольного образования [46].

Принципиально важной стороной в игровой технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых.Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.

Современная наука рассматривает игровой метод обучения детей, как одно из наиболее эффективных средств развития дошкольников, а в случае необходимости, и его коррекции. Психолого-педагогическая обусловленность этого выбора определяется исследованиями Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. С. Спиваковской, А. И. Захарова и других исследователей, которые подчеркивают, что при планировании коррекционных и развивающих мер приоритетное внимание должно уделяться игре как ведущему виду деятельности в дошкольном возрасте [50].

В современной системе образования игровая деятельность используется в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы; как элементы более обширной технологии. Применение игровой технологии во всех сферах жизни ребенка старшего дошкольного возраста позволяет существенно повысить его познавательную активность. Игровая форма образовательной деятельности создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к познанию [20, с. 12]. Опыт показывает, что игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Попадая в ситуации реальной жизни, ситуации успеха, создаваемые игровыми технологиями, дошкольники лучше усваивают материал любой сложности. Например, для актуализации запаса имеющихся у ребенка сведений об окружающем мире (узнавание предмета, представления об этом предмете, знание его характерных признаков, формирования восприятия, ребенку предлагаются таблицы с пунктирным (точечным) и т. д. изображением знакомых предметов. Ребенок сначала должен узнать эти предметы, затем обвести по контуру и рассказать о нем. Можно использовать усложнение-узнавание объектов в точечном изображении, наложенных один на другой.

Для формирования внимания, ориентировке в пространстве, способности удерживать инструкцию, навыка самоконтроля, дошкольнику предлагается рисунок, на котором так же изображены предметы, расположенные в разных частях листа. Он должен сказать, что нарисовано в левом нижнем углу, в правом верхнем и так далее. Полезно после упражнений на определение положения на листе бумаги перейти к определению положения в пространстве. Очень интересны в использовании задания на придумывание максимального количества вариантов употребления той или иной вещи, игрушки, в котором детям предлагается найти максимальное количество вариантов использования обычных предметов. Например, упражнение «Чудо-вещь». Помогает взглянуть творчески на обыденные вещи и элементы предметно-развивающей среды. Для этого воспитанникам предлагается выбрать любую заурядную вещь из окружающего, например, мольберт. Педагог предлагает выяснить, во что может превратиться этот предмет при помощи нашего воображения (например, в чудо-животное, вешалку, в барабанную установку). Каждая игра-это возможность создания благоприятной ситуации для развития стремлений, жизненных установок и познания.

Тема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно, благодаря его активности и деятельности, а еще потому, что активность является неизменной предпосылкой формирования умственных качеств личности. Проблеме познавательной активности, способам и методам её активизации были посвящены исследования педагогов – психологов Л. И. Божович, А. А Вербицкого, Л. С. Выготского, П. И. Гальперина, А. И. Леонтьева, В. А. Цукерман и др. Изучив проблему развития познавательных способностей детей, можно сделать вывод, что ребенок должен иметь представление о познавательной активности в собственном развитии, интересоваться ценностью своего восприятия, памяти, воображения, мышления; владеть начальными формами исследований, экспериментирования, элементарно изучать окружающий мир.

В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья.

Для развития познавательной активности у старших дошкольников используют игровые технологии. В современной системе образования игровая деятельность используется в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы; как элементы более обширной технологии. Применение игровой технологии во всех сферах жизни ребенка старшего дошкольного возраста позволяет существенно повысить его познавательную активность. Игровая форма образовательной деятельности создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к познанию [1, с. 12]. Опыт показывает, что игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Попадая в ситуации реальной жизни, ситуации успеха, создаваемые игровыми технологиями, дошкольники лучше усваивают материал любой сложности. Например, для актуализации запаса имеющихся у ребенка сведений об окружающем мире (узнавание предмета, представления об этом предмете, знание его характерных признаков, формирования восприятия, ребенку предлагаются таблицы с пунктирным (точечным) и т. д. изображением знакомых предметов. Ребенок сначала должен узнать эти предметы, затем обвести по контуру и рассказать о нем. Можно использовать усложнение-узнавание объектов в точечном изображении, наложенных один на другой.

Для формирования внимания, ориентировке в пространстве, способности удерживать инструкцию, навыка самоконтроля, дошкольнику предлагается рисунок, на котором так же изображены предметы, расположенные в разных частях листа. Он должен сказать, что нарисовано в левом нижнем углу, в правом верхнем и так далее. Полезно после упражнений на определение положения на листе бумаги перейти к определению положения в пространстве. Очень интересны в использовании задания на придумывание максимального количества вариантов употребления той или иной вещи, игрушки, в котором детям предлагается найти максимальное количество вариантов использования обычных предметов. Например, упражнение «Чудо-вещь». Помогает взглянуть творчески на обыденные вещи и элементы предметно-развивающей среды. Для этого воспитанникам предлагается выбрать любую заурядную вещь из окружающего, например, мольберт. Педагог предлагает выяснить, во что может превратиться этот предмет при помощи нашего воображения (например, в чудо-животное, вешалку, в барабанную установку). Каждая игра-это возможность создания благоприятной ситуации для развития стремлений, жизненных установок и познания.

Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т. д. и т. п. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.

Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

Читайте также:  Эффективное средство при болях в пояснице народные средства

Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда двух-трех летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются, в основном, только исполнительские черты в ребенке.

Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т. е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.

В развивающих играх — в этом и заключается их главная особенность — удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитиемтворческих способностей:

развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;

• их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;

• поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно;

развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Применяя в своей работе приведенные выше нестандартные развивающие средства, я разработала некоторые этапы при ознакомлении детей с новой игрой. Каждый этап несет в себе определенные цели и задачи [38].

Этапы знакомства детей с новой игрой

1 Этап: Внесение новой игры в группу.Цель: знакомство детей с новой игрой, с ее особенностями и правилами.

2 Этап: Собственно игра.Цель: развивать логическое мышление, представление о множестве, умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов Развивать пространственные отношения Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

3 Этап: Самостоятельная игра детей с развивающим материалом.Цель: развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию.

В соответствии с принципом наращивания трудностей предусматривается то, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования играми, первичного знакомства. Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с игрой, после чего можно посредством этих игр развивать мыслительную активность. Игры и упражнения применялись в определенной системе. Постепенно игры усложнялись как по содержанию, так и по способам взаимодействия со средством. Все игры и упражнения имели проблемно – практический характер.

В обучении дошкольников нестандартная задача, целенаправленно и к месту использованная, выступает в роли проблемной. Здесь налицо поиск хода решения выдвижением гипотезы, проверкой ее, опровержением неправильного направления поиска, нахождением способов доказательства верного решения.Характер поисковых действий при этом постепенно меняется: от практических («проб и ошибок») — к целенаправленным практическим действиям (с целью намеченного преобразования, и от них — к мысленным пробам через предугадывание пути решения.

Считается, что важными факторами в развитии познавательной активности детей дошкольников являются:

•характер его взаимоотношений с ребенком,

•закономерности и особенности внутреннего мира ребенка.

Задача педагога состоит в том, чтобы сделать трудное — привычным, привычное — легким, легкое – приятным.

Таким образом, основными условиями для развития познавательной активности детей являются:

•интересы и потребности детей,

•осмысление и осознание себя в окружающем мире,

•индивидуальность каждого ребенка,

•средства и способы добывания знаний, .организация предметно развивающей среды.

Развитие познавательной мотивации детей дошкольного возраста осуществляется через личностно значимую деятельность, организованную с применением на занятиях специальных приемов и методов обучения, в частности, постановка и осознание цели, имеющий самостоятельное значение (мотив-цель); поэтапная и конечная оценка деятельности (наглядная цель); показ конечного результата деятельности (взаимоконтроль, взаимооценка, затем самоконтроль, самооценка, использование вариативных, а не шаблонных способов действия в процессе выполнения задания, в самостоятельной деятельности, в режимных моментах. Кроме того, повышению мотивации дошкольников способствуют также условия соревнования, творческие задания, игры по правилам, самостоятельность, предоставляемая детям на занятиях и в быту.

В настоящее время достаточно разработано специальных обучающих игр, в ходе которых, незаметно для себя, дошкольники решают разного рода логические задачи, охотно преодолевают значительные трудности при овладении знаниями; активизируется их умственная деятельность, концентрируется внимание. Радость от игровой деятельности постепенно перейдет в радость учения, когда учиться интересно, легко — и хочется учиться. Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению.

Познавательный интерес носит (поисковый характер). Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. В качестве более высокой формы познавательного интереса выступает любознательность. На высшем уровне своего развития познавательный интерес становится высокой духовной потребностью человека.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Совместная деятельность со взрослым, и сверстником во время проведения игр оказывает различное влияние на становление познавательной активности. Влияние сверстника сказывается на эмоциональности и инициативности ребенка, а взрослого — на целенаправленности познавательной деятельности и эмоциональной вовлеченности в нее.

Значение игровой технологии невозможно исчерпать и оценить развлекательно — рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании. Выбор мною игры в качестве первоочередного объекта, творческого анализа и практического освоения продиктована тем обстоятельством, что именно она может выполнить исключительную роль усиления познавательного интереса, обеспечения сложного процесса учения, ускорения развития детей с задержкой психического развития.

Читайте также:  Почему затруднено разложение моющих средств микроорганизмами

Использование игровых технологий в ДОУ позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Благодаря чему они становятся самостоятельнее, активнее, они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а творить. Как известно начальная школа закладывает фундамент для обучения в среднем звене. Дети умеют применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать их. То есть через игру идёт процесс развития индивидуальных способностей, психических функций. Игра – мощный стимул в обучении. Посредством игры активизируется познавательный интерес, так как в игре мотивов больше, чем в учебной деятельности. Дидактические, развивающие, игры привлекают внимание к учебному материалу, что позволяет добиться лучшего усвоения материала, качества образования.

В практике дошкольных учреждений воспитатели часто не знают, как развивать познавательные и творческие способности детей в игре. Они опираются на свою интуицию, свой опыт и часто делают ошибки. Задумавшись над этой проблемой, изучили литературу по вопросу использования игровых технологий в развитии познавательных и творческих способностей дошкольников.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.

Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся краевое государственное общеобразовательное учреждение «Шарыповская школа» Исследовательская работа «Игровые технологии на уроках.

Информационный час. Робототехника как одно из направлений познавательной активности старших дошкольников Робототехника, как одно из направлений познавательной активности старших дошкольников Инновационные процессы в системе образования требуют.

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Методическая разработка «Игровые технологии в развитии познавательной активности детей младшего возраста с ОВЗ» Уважаемые коллеги и родители предлагаю вашему вниманию методическую разработку для воспитателей и дефектологов районного методического объединения.

Отчет по самообразованию «Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников» Цель моей работы по самообразованию : — продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность. развивать.

Источник



Доклад на ШМО «Применение игровых технологий как средство повышения познавательной активности обучающихся»
статья на тему

Использование игровых форм организации учебной деятельности способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы, стремлению к творческой деятельности. Кроме того, использование игровых форм обучения предупреждает утомление. При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить начатое дело до конца.

Скачать:

Вложение Размер
doklad_shio_igrovye_tehnolgii_2018-2019.docx 386.61 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на школьном методическом объединении

«Применение игровых технологий как средство повышения познавательной активности обучающихся»

Учитель начальных классов : Суманева В.В.

Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).

Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.

Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

Главная особенность дидактической развивающей игры выражается в принципе от простого к сложному и сочетается с принципом творческой деятельности, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно, в игровую. Они самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами и появляются не имитационные игры.

Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, является одним из доступных путей к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками.

Использование игровых форм организации учебной деятельности способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы, стремлению к творческой деятельности. Кроме того, использование игровых форм обучения предупреждает утомление. При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить начатое дело до конца. В групповой работе – развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках своих товарищей; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели. Это универсальные учебные действия, выдвигаемые стандартами. Игра позволяет заинтересовать учащихся изучаемым материалом,

Использование игровых форм организации учебной деятельности способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы, стремлению к творческой деятельности.

В игре он находит пути реализации своих способностей, осваивает новые виды деятельности, вырабатывая при этом оптимальный алгоритм достижения поставленной цели, учится контролировать свою деятельность и самостоятельно строить траекторию своего развития. Игра — своеобразный «доктор», который лечит апатию и низкую мотивацию, обособленность и педагогическую запущенность. Игра позволяет ребенку раскрыть творческий потенциал, активизируя те стороны личности, которые при традиционной системе обучения «дремлют»: воображение, символьное мышление, коммуникабельность. Учащиеся в процессе игры уходят от статичности в обучении.

Игровые технологии, используемые в обучении и развитии учащихся, позволяют:

— проводить уроки в нетрадиционной форме;

— раскрывать креативные способности учащихся;

— дифференцированно подходить к оценке учебных компетенций учеников;

— развивать коммуникативные навыки учащихся;

— обеспечивать свободный обмен мнениями;

— учитывать возрастные психологические особенности школьников;

— организовывать процесс обучения в форме состязания;

— облегчать решение учебной задачи; вовлекать всех учащихся в учебный процесс;

— ощущать значимость результата для каждого учащегося в отдельности;

— практически закреплять полученные знания;

— формировать мотивационную сферу учащихся;

— расширять кругозор детей;

— формировать навык совместной деятельности.

Игровая деятельность имеет такие функции: развлекательную, коммуникативную, диагностическую, самореализации, коррекции, социализации.

Большинству игр присущи 4 главные черты (по С.А.Шмакову): свободная деятельность, творческий подход, эмоциональная приподнятость, наличие правил.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия, как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) — область действия, условно воспроизводимая в игре.

Широкое применение игра находит в современной школе, делающей ставку на активацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

— в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

— в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

— как технология внеклассной работы.

Все игры можно классифицировать по-разному, но для учебной деятельности наиболее оптимальными являются такие, в рамках которых имитируется та или иная жизненная ситуация на основе тематического материала.

Игровые педагогические технологии

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Педагогическая игра должна обладать существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Педагогическая игра выполняет следующие целевые ориентации:

Дидактическую. Расширяет кругозор, активирует познавательную деятельность, формирует необходимые умения и навыки, способствует усвоению необходимого учебного материала, позволяет быстро проверить результативность.

Развивающую. Способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умения сопоставлять, находить аналогии, принимать оптимальные решения. Активируется развитие мотивационной направленности учебной деятельности, творческих способностей, фантазии, воображения.

Воспитательную. Формируются определенные позиции, подходы, нравственные, этические, мировоззренческие установки. Воспитывается чувство коллективизма, и в то же время, ярче выражаются личностные качества. Развиваются навыки коммуникативности. Учащийся приобщается к нормам и ценностям общества, адаптируется к условиям среды, обучается навыкам саморегуляции, стрессового контроля, психотерапии.

Существующие педагогические игры можно классифицировать:

— по области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические;

— по характеру педагогического процесса: обучающие, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, обучающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные;

— по игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации;

— по предметной области: математические, исторические, экологические, физические, музыкальные, театрализованные, литературные и другие.

Рекомендации по внедрению и использованию игровых технологий на уроках в начальной школе.

1. Игровые формы обучения рекомендуется вводить постепенно – начиная с простых, постепенно усложняя правила игры, формы ее проведения.

2. На начальном этапе внедрения игровых технологий в учебный процесс рекомендуется использование коротких игр – на 10-15 минут. Например, для пробуждения у учащихся интереса к предмету с первых уроков, объяснение материала можно сопровождать сказками, игровыми ситуациями, из которых предложить сделать логический вывод.

3. После освоения простых правил игры можно переходить к сложным игровым формам для закрепления и обобщения материала по теме, разделу.

4. При внедрении Стандартов второго поколения учащиеся сами называют тему и цели урока. Здесь на помощь учителю снова приходит игра. Учащиеся 1-4 классов очень любят уроки-путешествия, ролевые игры, ребята постарше – уроки деловой игры.

5. При подборе игр необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.

6. Пособия, помогающие учителю освоить разнообразные игры на уроках (Н.В.Пташкина, Н.Н.Соловьева, Л.В. Петрановская, П.М.Баев, Г.А. Кулагина и другие).

7. Игровые технологии можно использовать при изучении любого раздела русского языка.

8. Игровые технологии используются на уроках обобщения и систематизации знаний, уроках закрепления знаний; элементы технологии приемлемы и на уроках объяснения нового материала.

9. Данная технология удачно сочетается с технологией критического мышления, блочной методикой, технологией проблемного обучения.

  1. Абрамова, Г.С. Деловые игры. Теория и организация [Текст] / Г.С. Абрамова, В.А. Степанович. – Екатеринбург, 1999.
  2. Игровые технологии на уроках русского языка. 1-4 классы: игры со словами, разработки уроков / авт.-сост. В.В.Волина – Волгоград, 2009.
  3. В.В.Волина Занимательное азбуковедение/Волина В.В.-Просвещение, 2000.
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
  5. Финогенов А.В. Игровые технологии в школе: Учеб.-метод. пособие/ А.В.Финогенов, В.Э. Филиппов. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2001.
  6. Плешакова А.Б. Игровые технологии в учебном процессе: [Пед. вузы]/ А.Б.Плешакова // Современные проблемы философского знания. Пенза, 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 тур района конкурса «Современный учитель».

выступление на район.

Модернизация современного образования и происходящие инновационные процессы в школе требуют от учителя наиболее эффективных форм и методов обучения для создания комфортных условий, необходимых д.

Мною представлен проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ в начальной школе. В работе сформулирована актуальность, представлен анализ ситуации, цели и задачи эксперимента, формы.

использование игровых технологий на уроке окружающего мира.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:Развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;Овладевать практическими способами раб.

Источник