Меню

Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях семьи

«Формирование привычки ЗОЖ дошкольника в семье»
консультация на тему

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_privychki_zozh_doshkolnika_v_seme.doc 41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Формирование привычки ЗОЖ дошкольника в семье».

«То, что упущено в детстве,

никогда не возместить в годы юности,

и тем более в зрелом возрасте».

В наш век скоростей, повсеместной компьютеризации, научно-технического прогресса мы мало времени уделяем своему здоровью. Известно, что здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка. Поэтому роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить.

Дошкольное детство — очень короткий период в жизни человека. Формирование привычки к здоровому образу жизни — одна из ключевых целей в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо — только здоровый ребенок может развиваться гармонично. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет ребёнок проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим. Именно поэтому с раннего возраста необходимо приобщать ребёнка к заботе о своем здоровье, воспитывать у него заинтересованность и активность в саморазвитии и самосохранении.

Формирование здорового образа жизни детей- задача совместная дошкольного учреждения и конечно семьи. Многие проблемы у взрослых людей можно было бы избежать, если бы с детства родители закаливали их, приучали к правильной здоровой еде, привили бы любовь к спорту и двигательной активности. При этом безусловно, на первом месте- личный пример со стороны взрослых членов семьи в плане ведения здорового образа жизни в семье.

Здоровый образ жизни в семье . Если речь идет о дошкольниках, внимание должно быть уделено следующим моментам:

1.Дети должны знать, как устроен наш организм, части тела, чем больной человек отличается от здорового. Для чего принимаются лекарства и когда. Взрослые своим примером и пояснениями учат детей всеми гигиеническими навыками: мытье рук, чистка зубов, соблюдение режима дня.

2.Особое внимание уделяем питанию. Как правильно кушать, какими приборами, почему надо мыть фрукты и овощи и т.д.

3.Важно научить ребенка основам безопасности: улица – переходы -транспорт, соблюдение правил безопасности при занятиях спортом: коньки, санки и т.п.

Ребенок должен знать, что делать, если случаются травмы или другие непредвиденные ситуации.

В каждой семье есть свои традиции. Если вашими добрыми традициями станут совместные мероприятия, такие как: семейные завтраки – обеды –ужины( по обстоятельствам), совместные прогулки –лыжные или велосипедные, походы в кино, театры, цирк, семейные праздники, семейные чтения,- за психическое и физическое состояние Вашего ребенка можно быть спокойными.

Во время таких мероприятий, как на пример, семейный обед, ребенка можно научить хорошим манерам и правилам поведения, приучить к здоровой жизни. Все домашние , в том числе, и дети расслабляются и просто отдыхают за столом. Все эти правильные положительные привычки и эмоции у детей быстро и на долго закрепляются, может быть и на всю жизнь.

Хочется еще раз напомнить взрослым .Важен родительский пример, привычки здорового образа жизни, а не просто поучения. .

Все родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Здоровый образ жизни, является частью общечеловеческой культуры, которая позволяет личности осуществлять любой вид деятельности.

Понимая здоровье как совокупность физического, социально- психологического, духовного компонентов, не трудно определить содержательные аспекты культуры здоровья ребенка.

Под культурой здоровья дошкольника понимается целостность трех составляющих:

— осознанного отношения к здоровью и жизни человека;

-знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его;

-валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, а

так же задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской , психологической самопомощи и помощи.

Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка, становится культура здоровья семьи.

Становление и обогащение культуры здоровья родителей может осуществляться в процессе взаимодействия семьи и детского сада с помощью следующих форм деятельности:

-Индивидуальное консультирование родителей врачом и педагогами дошкольного образования.

-Консультации с педагогами-специалистами по актуальным вопросам оздоровления ребенка, рекомендации.

-Конкурсы и соревнования для детей и родителей.

Рекомендации для родителей

В процессе формирования ценностного отношения к здоровью советуем и рекомендуем родителям помогать своему ребенку; делать по утрам в месте зарядку, заниматься физическими упражнениями, активно использовать элементы спортивных игр: теннис, футбол, баскетбол, бадминтон, ручной мяч, хоккей, ходьбу на лыжах, катание на велосипеде, роликах, коньках и т.д.Также можно использовать любую веселую музыку, включить и делать с ребенком разные танцевальные движения и упражнения. Можно сделать для ребенка свой спортивный уголок, тренажеры, где ребенок будет повышать физические качества, двигательные умения и навыки, укреплять здоровье, где ребенок будет испытывать радость, бодрость , силы и самостоятельность.

Пример родителей для ребенка очень важен, поэтому взрослые должны вести здоровый образ жизни и отказаться от вредных привычек.

Источник

«Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи»
консультация (младшая группа) на тему

Для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группах детского сада проводится утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу.

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_zozh_erentsenova.doc 37.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ:

«Формирование здорового образа

в условиях ДОУ и семьи»

воспитатель группы №5

Задачи воспитания детей дошкольного возраста многогранны. Особое место среди них занимают проблемы формирования здорового образа жизни, т.к. от эффективности решения этих проблем зависит полноценное развитие ребенка.

Для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группах детского сада проводится утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу.

Большое значение для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группах, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Игры младших дошкольников организует воспитатель, в старшем возрасте такие игры чаще всего организуют сами дети.

Процесс формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни тесно связан с воспитанием у них любви к чистоте, опрятности, порядку.

Помимо ежедневной утренней зарядки с детьми дошкольного возраста проводятся специальные физкультурные занятия. Их цель – обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности. Занятия проводятся в специальном зале, где есть достаточное количество спортивного оборудования. Развитие движений, воспитание двигательной активности дошкольников осуществляется во время прогулок. В нашем дошкольном учреждении имеются хорошо оборудованные участки, где проводят время дети. Каждая прогулка может иметь определенное содержание. Так, воспитатель для прогулки планирует ряд подвижных игр, эстафету, игровые упражнения для детей раннего возраста, сбор природного материала для дальнейшей работы с ним в группе, соревнования и т.д.

Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни тесно связано с охраной их жизни и здоровья. Правила по охране жизни и здоровья ребенка изложены в специальных инструкциях и методических письмах для дошкольных работников. В детском саду постоянно осуществляется медицинский контроль за состоянием здоровья детей, проводятся профилактические мероприятия для его укрепления.

Используются следующие методические приемы: рассказы и беседы воспитателя; заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-тренинги; игры-забавы; подвижные игры; психогимнастика; пальчиковая и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки.

Художественное слово, детская книга — важное средство воздействия на детей. Поэтому, кроме бесед и рассматривания иллюстраций и картинок воспитатели широко используют художественную литературу. Беседа после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие.

Важное место занимают игры, кукольный и пальчиковые театры, фланелеграф, прослушивание аудио дисков и т.д.

Таким образом, реализация работы по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ осуществляется через непосредственно – образовательную деятельность, через режимные моменты, игру,индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.

Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. И наша работа направлена на то, чтобы доказать что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.

Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитании к здоровому образу жизни, формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.

Для реализации работы с родителями по организации здорового образа жизни детей необходимо использовать хорошо зарекомендовавшие себя формы традиционного формирования знаний родителей о способах физкультурно-оздоровительной работы (собрания, дни открытых дверей, акции, наглядная агитация, открытые мероприятия) и нетрадиционные формы (индивидуальные беседы о здоровье детей, организацией практикумов — с демонстрацией вариантов использования игрушек и спортивного инвентаря).

Для того, чтобы решить проблему оздоровления детей, необходимо установить доверительно-деловые контакты со взрослыми, участвующими в воспитании. Эффективными формами работы с родителями являются: совместные физкультурные досуги, праздники, дни открытых дверей.

Немаловажное значение имеет и проведение родительских собраний, целью которых может служить то, чтобы показать родителям, что физическое воспитание – это основа формирования здорового, крепкого, закалённого, жизнерадостного ребенка, способного к последующей активной творческой деятельности.

Важным условием эффективной работы с родителями по формированию ЗОЖ считаю проведение для них консультаций, размещение наглядной агитации, а так же участие родителей в совместных спортивных праздниках.

В своей группе ежедневно с родителями проводим обмен информацией о

здоровье и самочувствии детей в семье и в детском саду.

В индивидуальных беседах пытаемся донести до родителей, что они сами должны быть личным примером для детей, поддерживать единую линию поведения и выполнять основные требования, которые предъявляются к детям. Вовлечение родителей в жизнь детского сада приносит большую пользу воспитателям и самим родителям. Родители стали активными участниками жизни группы. Нельзя не отметить их вклад в улучшение развивающей среды в группе. Они действительно становятся единомышленниками и партнёрами в деле формирования и развития здорового образа жизни детей.

Мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный режим дают свои результаты: дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.

Находясь в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, обширное умывание прохладной водой, сон при открытой форточке, активное занятие физкультурой на воздухе — всё это моменты закаливания, которые активно используются в работе по формированию ЗОЖ.

Итак, процесс формирования здорового образа жизни дошкольников связан с формированием привычки к чистоте, соблюдению гигиенических требований, с подвижным образом жизни, представлениями об окружающей среде и ее воздействии на здоровье человека.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым .

Дошкольный возраст – это фундамент здоровья личности, а следовательно, и здоровья общества в настоящем и будущем. Ребёнок – как пустая шкатулка, которую надо заполнить знаниями, умениями, навыками, пр.

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ по здоровьесбережению в условиях семьи и ДОУ.

Мастер – класс по теме:ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ,КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗАЖИЗНИ«Валеология» в переводе с латинского vale — будь здо.

Ваш ребёнок посещает детский сад. Жизнь его здесь организуется строго на гигиенической основе: он живёт по соответствующему его возрасту режиму, получает рациональное питание, необходимый гигиенически.

1 место группа №9 — 44 балла.

Здоровье это главный дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно.Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка.

Источник



Консультация для воспитателей. Тема: «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи»
консультация

Консультация для воспитателей.

Тема: «Формирование здорового образа жизни дошкольников

в условиях ДОУ и семьи»

Подготовила и провела:

Шпенева А.В – ст. воспитатель

Поговорим сегодня о здоровье и здоровом образе жизни.

Здоровье — это главный дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой.

Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Ребенок лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования.

Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли, природных способностей.

Задача педагогов, прежде всего, в том, чтобы научить ребенка с детства следить за своим здоровьем.

«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В. А. Сухомлинский

Перед воспитателем стоят следующие задачи:

1. охрана жизни и укрепления здоровья детей;

2. использование технологий, сберегающих здоровье;

3. формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни;

4. формирование у детей базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

— оптимальный двигательный режим;

— развитие дыхательного аппарата;

  1. Правильное питание — это, главным образом, здоровое питание, под которым понимается употребление продуктов, которые содержат достаточное количество необходимых витаминов и микроэлементов, и не имеющих в своем составе вредных веществ. Кроме этого, мы должны следить за положением тела во время еды, соблюдением правильной осанки.
  2. Движение – это жизнь. Неподвижность для маленьких детей утомительна, она приводит к замедлению роста, задержке умственного развития и снижению сопротивляемости инфекционным заболеваниям. Поэтому в течение дня постоянно должна меняться деятельность: подвижные игры, физкультминутки, пальчиковые игры.
  3. Закаливание — важный элемент здорового образа жизни человека в любом возрасте. Но особое значение оно имеет для детей, организм которых ещё не выработал способности к быстрой адекватной реакции на резкие изменения условий внешней среды. Дети быстрее, чем взрослые, перегреваются, переохлаждаются, более чувствительны к влажности. Перечислим основные принципы закаливания: закаливание нужно начинать в состоянии полного здоровья; интенсивность и длительность закаливающих процедур должны нарастать постепенно с учётом переносимости их ребёнком; эффект закаливания зависит от систематичности его проведения.
  4. Развитие дыхательного аппарата. Анализ детской заболеваемости в дошкольных учреждениях показывает, что лидерами заболеваемости являются заболевания, передающиеся воздушно-капельным путем — ОРВИ, ОРЗ. Исследования ученых-медиков показывают, что в развитии дыхательного аппарата детей дошкольного возраста наблюдается дисбаланс: при относительной мощности легких просвет верхних воздухоносных путей (полости носа, гортани) еще узок, дыхательные мышцы являются слабыми. Поэтому детей дошкольного возраста необходимо обучать правильному дыханию, что позволит укрепить мышцы дыхательных органов. Для этого нам очень поможет дыхательная гимнастика, которую можно использовать в течение всего дня.
  5. Сохранение стабильного психоэмоционального состояния. Необходимо создать условия обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду.

Формировать привычку к ЗОЖ у воспитанников необходимо начинать с развивающей среды.

Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую развивающую среду, которая была бы насыщена атрибутами, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера. (Валеология — наука о здоровье.)

ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ:

  • занятия;
  • игры и игровые ситуации;
  • беседы;
  • театрализованные представления;
  • чтение художественной литературы;
  • продуктивная деятельность;
  • недели правильного питания;
  • физкультурно-спортивные досуги, праздники;
  • участие в соревнованиях.

Источник

Читайте также:  Рисунок про здоровый образ жизни для садика