Меню

Экскурсия как средство экологического воспитания старших дошкольников

Экскурсия как средство воспитания экологической культуры дошкольников (из опыта работы).
методическая разработка (старшая группа) на тему

В настоящее время одной из приоритетных педагогических проблем является формирование экологической культуры детей. Формирование основ экологической культуры в условиях ДОУ может осуществляться в различных формах: это непосредственно образовательная деятельность, н аблюдения за природными явлениями, специально организованные игровые обучающие ситуации, целевые экскурсии, занятия по физической культуре, праздники в рамках народного творчества.
Учитывая возрастные особенности, наглядный характер мышления дошкольников, их эмоциональность и впечатлительность можно предположить, что одним из оптимальных средств такого образования, детей является активное использование экскурсий, посредством которых решаются многие задачи.

Скачать:

Вложение Размер
Экологическое воспитание дошкольников. 23.59 КБ

Предварительный просмотр:

Татьяна Анатольевна Климова

воспитатель, 1 квалификационная категория

Татьяна Васильевна Килина

МБДОУ детский сад № 47 г. Асбест

Экскурсия как средство воспитания экологической культуры дошкольников (из опыта работы)

Экскурсии — один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию. К.Д.Ушинский называл природу великой воспитательницей. Он отводил природе одно из основных мест в первоначальном обучении детей, видя в ней средство развития наблюдательности и логики ума [1].

В ходе экскурсии одновременно решаются разные задачи:

  • оздоровительные;
  • познавательные;
  • Нравственные;
  • эстетические.

Экскурсии проводятся в средней, старшей и подготовительных группах 1 раз в месяц. Экскурсии делятся на 2 вида:

— природоведческие (познавательные) экскурсии – в парк, лес, к озеру;

— экскурсии с целью ознакомления с трудом взрослых (школа, библиотека).

Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать дошкольникам сезонные изменения, которые происходят в природе.

Структура экскурсии: вводная беседа; коллективное наблюдение; индивидуальное самостоятельное наблюдение детей; сбор материала; игры детей с собранным материалом; заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе.

Продолжительность экскурсии 1час 30 мин. Перед экскурсией воспитатель напоминает детям правила поведения на улице.

Конспект экскурсии в зимний период времени в старшей группе

«У леса на опушке»

Цель: сформировать представление о зиме как времени года, научить детей подмечать характерные признаки зимних явлений в природе. Воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе.

  • закрепить знания детей о том, как живая природа приспосабливается к условиям зимы;
  • закреплять с детьми нормы правильного поведения в природе;
  • побуждать детей к творчеству и фантазии;
  • активизировать внимание, слуховую память, наблюдательность, словесно-логическое мышление;
  • воспитывать заботливое отношение к живой и неживой природе;
  • воспитывать познавательный интерес.

Оборудование: картинки с изображением зверей и их следами, кормушки, изготовленные дома, корм для птиц.

Сопровождающие – воспитатель, младший воспитатель, родители (законные представители).

1. Предварительная работа в группе. Вспомнить с детьми, каким был лес поздней осенью, какие деревья сбрасывают листья на зиму, а какие – нет? Чтение стихотворения А. Пушкина «…Идёт волшебница зима», рассказа «Деревья зимой» Н.Павловой.

2. По дороге в лес. Ребята, вы знаете, что зима живёт в 3-х месяцах. Давайте вспомним их.

— Какой месяц начинает зиму? (декабрь)

— А какой месяц начинает новый год? (январь)

— И последний месяц зимы — это . (февраль)

Отгадывание загадок: не зверь, а воет (ветер); он всю зиму пролежал, весной в речку побежал (снег); с неба падает зимой, тихо кружит над землей, легкая пушинка белая… (снежинка; без рук рисует, без зубов кусает (мороз).

3. У леса на опушке . Остановитесь, посмотрите вокруг, послушайте лесную тишину, полюбуйтесь красотой зимнего пейзажа.

— Какое у вас ощущение от зимнего леса?

Посмотрите, что изменилось по сравнению с осенью: погода, цвет неба, внешний вид леса.

— Какие пословицы, поговорки о зиме вы знаете? Я буду начинать, а вы заканчивайте.
1. Мороз не велик, …да стоять не велит.

2. Дым столбом… — к морозу..

3. Холодная зима –… жаркое лето.

4. Зима снежная – … лето дождливое

Перед тем, как зайти в лес, вспомним правила поведения в нём. Что нельзя делать в лесу, если мы его друзья? (Шуметь, ломать деревья и кустарники…)

— Слышите, как хрустит снег под ногами? Из чего состоит снег? (Снег состоит из снежинок.) Что же с ними происходит, когда мы на них наступаем? (Кристаллики снежинок ломаются, поэтому слышен треск).

— Ребята, подумайте и скажите, где снег быстрей тает, в лесу или в городе? (В городе). Почему? (В городе снег грязный, лучи солнца сильней его нагревают).

Лес-дом для многих зверей и птиц, а мы с вами всего лишь гости. Какой же он, зимний лес? (Красивый, всё покрыто снегом, будто пушистым ковром.)
— Скажите, как можно узнать, кто живет в этом лесу? (По следам, звукам)
— Попробуйте, определить, чьи это следы? (Воспитатель показывает картинки со следами зверей, дети называют животных).

Игра «Кто мог оставить следы?»

Подвижная игра «Мороз — Красный нос».

— А сейчас прислушайтесь. (Тихо в лесу, никто не щебечет.) А как вы думаете, почему? (Птицы улетели юг, им нечем питаться, холодно) Как называют этих птиц? (Перелётные) Назовите несколько (грач, жаворонок, дрозд и др.)

— А все ли птицы улетают в тёплые края? Какие птицы остаются у нас на зиму? (Воробьи, вороны, галки, сороки, синицы, снегири и др.)

— Почему они остаются? (Они могут добывать корм).
— Как их называют? (Зимующие).

— А как мы можем помочь птицам? ( Подкармливать и делать для них кормушки). Дети при помощи взрослых развешивают изготовленные кормушки.

— Чем мы угостим наших друзей? (Пшено клюют только воробьи, синицы любят сало, снегири рябину, воробьи – крошки хлеба). Дети наполняют кормушки. После чего было предложено собрать сломанные ветки, шишки, образовавшиеся мхи для модели зимнего леса.

4. На обратном пути дети обменивались впечатлениями, вспоминали наиболее интересные, запомнившиеся моменты. В группе для закрепления полученных знаний предлагались дидактические игры «Засели лес животными» , «Что за птица», подгруппами составляли рассказы «Что мы видели в лесу».

1. Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – С. 53.

2 .Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М.: Академия, 2001г.

3. Саморукова П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. М., 1992г.

4. « Четыре времени года», С.А. Веретенникова, А. А. Клыков. М. Просвещение. 1996 г.

Источник

Роль экскурсий в экологическом воспитании дошкольников

Наталья Пришвина
Роль экскурсий в экологическом воспитании дошкольников

Природа представляет все необходимое для нашего существования: и воздух, и воду, и пищу, и одежду, и кров, и многое другое. Но вместе с тем природа, как добрая мать, выступает перед нами еще в одной роли,которую часто недооценивают: она – наша учительница и воспитательница…

Рыжова Н. А в своей книге «Наш дом – природа»пишет: «В наше время наблюдается процесс отчуждения человека (ребенка) от природы, которая проявляется в разных формах. Быстрый рост городов привел к тому, что многие дети живут в практически искусственной среде, не имеют возможности общаться с природными объектами. Изо дня в день они видят серые монотонные здания, чувствуют под ногами асфальт, дышать выхлопными газами автомобилей, видят искусственные цветы дома и в детском саду, «воспитывают» электронных зверушек вместо кошек и собак». «Еще одна проблема – замена реальной природы – виртуальной. На вопрос о том, каких животных они знают (видели, дошкольникивсе чаще дают ответы типа: «Птицу я видел по телевизору». Ребенок все больше времени проводит за компьютерными играми, видеомагнитофоном, телевизором. В этом нет ничего плохого, однако, все хорошее в меру. Никакой, даже самый красивый видеофильм о природе не заменит живого общения с ней. Психологи отмечают, что в лесу, на лугу человек воспринимает природу комплексно: видит, слышит, чувствует запахи. Именно такое восприятие эффективно. При просмотре же видеофильма мы только пассивно смотрим. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть тайны природы. Общение с природой имеет не только познавательное, но и оздоровительное, релаксационное значение».

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. С первых лет жизни ребенок приучается беречь растения, усваивает правила – не ломать ветки кустов и деревьев, не вырывать с корнем цветы и травы, не затаптывать их, собирать только опавшие листья, желуди, шишки. Доступна детям, начиная со среднего дошкольного возраста, забота о птицах. На прогулках и экскурсиях они собирают ягоды калины, рябины, семена трав (подорожника, лебеды, репейника, заготавливая корм для зимующих птиц.В холодное время года следят за кормушками: очищают их от снега, подсыпают запасенные семена. Старшие дошкольники могут подкармливать птиц не только на участке, но и в находящемся неподалеку саду, сквере, лесу. Дошкольники во время экскурсий трудятся вместе с взрослыми, озеленяя и благоустраивая свой город, село. В парке, сквере, саду они собирают срезанные ветки, сухие листья, окучивают саженцы, помогают высаживать рассаду. В воспитательном отношении совместная работа с взрослыми очень ценна. В ее процессе складываются благопри-ятные условия для правильного отношения к труду, природе, для формирования трудолюбия, трудовых навыков. Дети приучаются добиваться результатов, чувствуют себя участниками настоящего дела. Благотворно сказываются экскурсии в природу на физическом развитии дошкольников. Врач и педагог Е. А. Аркин писал в свое время, что пребывание на воздухе «самое полезное, самое лучшее средство для укрепления здоровья ребенка».

Наблюдение природы, по образному выражению В. А. Сухомлинского, является «путешествием к истокам мышления и речи», поскольку в этом процессе активно взаимодействуют чувства, познание, творчество. Исследования педагогов и психологов выявили, что целенаправленные наблюдения способствуют развитию познавательных способностей (наблюдательности, любознательности, самостоятельности).

С незапамятных времен человечество ценит природу и видит в ней не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу. Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребенка впервые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. «Природа, есть один из могущественных агентов в воспитании человека, — утверждал К. Д. Ушинский. Самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью».

Особая роль в ознакомлении детей с природой принадлежит экскурсиям, которые являются одной из организационных форм обучения в дошкольном учреждении. Они дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными объектами и явлениями, с сезонными изменениями, с трудом людей, направленным на преобразование окружающей среды. Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир природы во всем его многообразии, развитии, отмечать взаимосвязь явлений.

Воспитательно-образовательное значение экскурсий неоднократно подчеркивала Н. К. Крупская. По ее мнению, они помогают детям «. ширить свой горизонт путем наблюдения живой природы, живых людей, их труда, их взаимоотношений».

Наблюдения в естественных условиях, благодаря которым дети воспринимают окружающий мир во всем богатстве, способствуют развитию любознательности, эстетических и нравственных чувств.

Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе. Осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.

Воспитатели учат детей правильно называть предметы, явления природы, их свойства, качества, развивают умение выражать свои впечатления. И в результате детская речь становится более богатой, содержательной, связной; дети учатся описывать то, что наблюдали, рассуждать.

Известно, что К. Д. Ушинский считал логику природы самой доступной для ребенка. Организуя наблюдения, практическую деятельность воспитанников на экскурсиях, педагог помогает им устанавливать причинные и временные связи, зависимости между фактами и явлениями окружающей природы, сравнивать, делать выводы и обобщения.

На экскурсиях детей знакомят не только с природой, но и с результатами творческой деятельности человека, преобразующего окружающий мир. А это способствует развитию уважения к созидательной деятельности и желания принять в ней посильное участие, укрепляет чувство гордости за свою Родину.

Экскурсии в природу способствуют формированию нравственных качеств. Возможность познакомиться с чем-то новым, интересная познавательная и практическая деятельность – все это вызывает у детей радостные переживания, объединяет их, благотворно сказывается на развитии коллективных взаимоотношений.

Под влиянием эстетических впечатлений, знаний, которые дети приобретают на экскурсиях,существенные изменения претерпевает чувство любви к родной природе: из простого любования ее красотой оно перерастает в действенную силу. Для формирования такого отношения к окружающему миру необходимо единство чувств, знаний, действий. Показателем активной любви дошкольника к природе является, прежде всего, бережное отношение к ее богатствам.

Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В данной статье представлен опыт работы педагога по экологическому воспитанию.

Фотоотчёт о проведении родительского собрания «Роль семейных традиций в воспитании дошкольников» В декабре в нашей группе №6 «Колобок» было проведено родительское собрание «Роль семейных традиций в воспитании дошкольников» в нетрадиционной.

Использование компьютерных игр в экологическом воспитании дошкольников. Среди множества педагогических проблем, решение которых начинается с раннего детства, — формирование конструктивного взаимодействия ребенка.

Консультация на тему: «Роль сказки в экологическом воспитании ребенка» В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе». Бэкон.

Обычаи и традиции русского народа. Их роль в воспитании дошкольников В связи с введением Федерального государственного стандарта дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания.

Роль дополнительного образования в художественно-эстетическом воспитании дошкольников в детском саду Роль кружка творчества в художественно-эстетическом воспитании дошкольников. Слайд № 1 и слайд №2 Здравствуйте дорогие коллеги! Мы рады.

Роль мордовского фольклора в экологическом развитии дошкольников Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Воспитывать бережное отношение.

Роль сказки в развитии и воспитании дошкольников “Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик,.

С любовью к природе, или Об экологическом воспитании дошкольников Статья «С любовью к природе». Воспитатель МБДОУ «Соболенок» Морокова Татьяна Константиновна. Какая притягательная сила заключена в том,.

Экспериментальная деятельность в экологическом воспитании дошкольников Экология – это мировоззрение современного человека, осознающего ответственность за будущее общего для всех нас Дома – планеты Земля, и нет.

Источник



Экскурсии и походы в природу как средство экологического воспитания дошкольников
консультация по теме

Консультация для воспитателей

Скачать:

Вложение Размер
bez_imeni_1.docx 6.76 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсии и походы в природу как средство эколого-валеологического воспитания старших дошкольников.

Современные подходы к организации экологической работы с детьми дошкольного возраста основываются на предоставлении детям максимальных возможностей для организации непосредственных контактов, общении ребенка с миром природы. Именно это позитивно-ориентированное общение обеспечит успех воспитания у ребенка основ ценностного отношения к природному окружению, удовлетворит его потребность в эмоциональном, чувственном взаимодействии с объектами природы, позволит как можно полнее познать и осознать те процессы и явления, которые происходят в мире природы. Исходя из этого, одной из важнейших форм организации экологической работы с детьми должны стать экскурсии и походы в природу.

Современное экологическое воспитание детей базируется на деятельностном подходе, который должен обеспечить овладение детьми необходимыми практическими умениями и навыками экологически-ориентированной деятельности, развитие способности к самостоятельному выбору объектов, приложения сил.

Экологические знания, которые ребенок усваивает в процессе непосредственного общения с природой во время экскурсий и походов становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности по сохранению окружающей среды и оздоровлению своего организма.

С одной стороны, такая деятельность – своеобразный результат сформировавшейся у дошкольника в процессе экологического образования мотивации и потребности, критерий уровня экологической культуры, с другой – в процессе самой деятельности происходит становление и формирование отношения «ребенок – окружающая среда».

Педагогическая целесообразность организации и проведения экскурсий и походов в природу основана на уникальной системе экологического воспитания В.А. Сухомлинского. Основа этой системы – воспитание детей через природу, осуществление их всестороннего развития.

Экскурсии и походы в природу дают возможность детям в естественной обстановке получать знания, информацию о природных объектах и явлениях. Во время экскурсий дети постигают мир природы во всем его богатстве и многообразии, видят и учатся осознавать те естественные процессы, которые в природе протекают.

Экскурсии и походы в природу имеют не только образовательные задачи (освоение детьми основных признаков сезонов и изменений, которые происходят при этом в растительном и животном мире), но и оздоровительные, и воспитательные. Надо уже с детского сада воспитывать в детях любовь к природе, желание вести здоровый образ жизни , помогать им видеть прекрасное в окружающей их природе, открывать для них мир больших чувств и мыслей, способствовать тому, чтобы ребята становились защитниками, друзьями природы.

По характеру решаемых педагогических задач можно выделить четыре разновидности экскурсий: природоведческая, экологическая, на сельскохозяйственный объект, экскурсия эстетического характера.

Как разновидность экскурсионной работы предлагаю использовать походы в природу.

Поход — это интересное комплексное мероприятие, в процессе которого решаются разные педагогические задачи: оздоровительные, познавательные, природоохранные, эстетические.

Походы сложнее в организации, поэтому могут проводиться реже, чем экскурсии.

Результативность применения экскурсии и похода обеспечит грамотная реализация педагогом — воспитателем всех их этапов.

Первый этап — подготовительный.

Основная задача педагога на данном этапе – организовать детей, исходя из уже имеющегося опыта, сформулировать цели и задачи, которые необходимо решить на предстоящей экскурсии. Так же в этот этап входят подготовка воспитателя и детей.

Второй этап экскурсии и похода – организация познавательной и практической деятельности детей .

Большое значение на этом этапе будет иметь выбор воспитателем оптимальных методов работы с детьми. Стержнем любой экскурсии и похода должно стать наблюдение, сопровождающееся беседой.

Третий этап – заключительный.

Он направлен на обобщение, закрепление, систематизацию, углубление представлений, полученных детьми в ходе экскурсии и похода в природу, и охватывает всю последующую работу с детьми.

Экскурсии и походы в природу будут эффективным средством экологического образования дошкольников только при условии их методически грамотной организации и систематического применения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Интерес к природе, как средство экологического воспитания дошкольников»Воспитатель МДОУЦРР — Детский сад №10 воспитатель Березенко Наталья Викторовна г.Алексеевки Белгородской обл.

Ознакомление детей дошкольного возраста с экологией.

Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. При отборе растений для уголка природы следует учитывать, чтобы растение было подходящим для той или и.

Консультация для воспитателей.

Тематическая неделя «Перелетные птицы».

Отчет о работе по экологическому воспитанию дошкольников.

Источник

Читайте также:  Как классифицируются основные средства по признаку принадлежности