Меню

Диалог как средство образовательного

Инновационная учебно-методическая система «Диалог» как средство организации образовательного процесса

Дата публикации: 21.04.2014 2014-04-21

Статья просмотрена: 280 раз

Библиографическое описание:

Долгих, Е. Н. Инновационная учебно-методическая система «Диалог» как средство организации образовательного процесса / Е. Н. Долгих. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 703-705. — URL: https://moluch.ru/archive/65/10472/ (дата обращения: 25.04.2021).

В данной статье рассматривается возможности инновационной учебно-методической системы «Диалог», моделирование объектов образования в контексте их информационного содержания. Анализируется отличие традиционного образования и новой образовательной системы.

Ключевые слова: система «Диалог», учебно-методическая система, процесс обучения, деятельностный подход, проектирование обучения.

В условиях модернизации Российского образования отмечается необходимость подготовки компетентной личности, ответственной и ориентированной в смежных областях деятельности. Федеральный государственный стандарт, разработанный для всех уровней образования, в полной мере отражает требования к структуре, содержанию и организации урочной и внеурочной деятельности. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, определяющий смену образовательной парадигмы, т. е. переход от системы ориентированной на педагога, к системе ориентированной на ребенка и его личностное становление. В связи с чем возникает необходимость в разработке «инструмента» для организации деятельности всех участников образовательного процесса.

Деятельностный подход, основанный на положении о том, что развитие человека и его становление как личности неразрывно связано с его деятельностью, позволяет говорить о «развитии через деятельность», которое обусловлено сменой одной деятельности другой в зависимости от возрастных особенностей её участников. Проектирование обучения становится совместной деятельностью учителя и ученика, в основе которой лежит диалог. Диалог выступает здесь как способ взаимодействия субъектов образовательного процесса.

В связи с этим стираются границы между содержательным и процессуальным аспектами обучения: процесс (игра, диалог, поиск, исследование) становится источником личностного опыта.

Таким образом, модель инновационного обучения должна включать в себя деятельность участников образовательного процесса в любой ее форме (игровой, учебной, исследовательской и т. д.) и определяться целым рядом факторов. Конечный результат будет зависеть не только от того, кто действует или на что направлена деятельность, но и от того, как совершается данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются.

Одним из способов построения модели инновационного обучения является система «Диалог», предлагаемая издательством «ДРОФА».

«Диалог» — это инновационная учебно-методическая система, в которой отражены все требования новых образовательных стандартов, начиная от дошкольного образования, заканчивая старшей школой.

Система «Диалог» позволяет создать комфортную, творческую атмосферу для организации «субъект-субъектного» взаимодействия участников образовательного процесса. Отличительными особенностями предложенной системы являются её вариативность, гибкость и открытость.

«Диалог» — это система, в которой элементом проектирования образовательного процесса становится не фрагмент материала, а событие в жизни личности, дающее ей целостный жизненный опыт, в котором знание выступает всего лишь как его составная часть. Обучение в данном случае рассматривается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, который обретает черты межличностного, межсубъектного общения.

Главной целью создания инновационной учебно-методической системы «Диалог» является организация образовательного процесса посредством диалога, специально направленного на актуализацию личностных функций учащихся, на накопление ими опыта реализации ценностного выбора, критического восприятия, рефлексии, творческого решения учебных проблем и др.

В основе разработки инновационного продукта «Диалог» лежит системный подход, который сегодня является одним из действующих компонентов процесса научного познания. Системные представления и методологические средства отвечают потребностям современного качественного анализа, раскрывают закономерности интеграции научных знаний, участвуют в построении многоуровневой и многомерной картины действительности.

Данный подход позволяет устранить избыточность накопленной информации за счет правильного использования единой системы методологии конкретных наук, дидактики и психологии, что в свою очередь позволяет:

— учитывать личностные особенности учащихся в процессе обучения;

— развивать логическое и творческое мышление учащихся;

— активизировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся;

— развивать у учащихся способности выполнять такие операции как анализ, синтез, сравнение, сопоставление, и т. д.;

— учитывать возрастные особенности учащихся;

— формировать у учащихся научное мировоззрение;

— повышать эффективность образовательного процесса.

Для организации учебно-воспитательного процесса в каждом конкретном случае требуется своя система учебно-методического обеспечения, т. е. своя система средств обучения. Для традиционной системы, сориентированной в первую очередь на преподавание, а не на учение, эта система будет включать средства обучения, содержащие дозированную, определенным образом отобранную информацию, отражающую то или иное мировоззрение. Учитель и учебник являются в этой системе главными и основными компетентными источниками информации. Задача учащихся — усвоить эту информацию и более или менее грамотно уметь ее воспроизвести.

Если мы хотим воспитать человека, самостоятельного, творчески мыслящего, умеющего находить и рационально решать проблемы, нам потребуются иные средства обучения, иные методические и педагогические системы и решения.

Современная система направлена на развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их умения самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации — это другой подход, требующий строить всю систему образования в расчете на прогнозирование потребностей личности, общества, государства.

В инновационной учебно-методической системе «Диалог» текст рассматривается как фрагмент приобретаемой культуры и усваивается через контекст (он изначально ориентируется на актуализацию личностных смыслов, а не на поверхностное воспроизведение). В результате чего происходит развитие «своего Я», которое идет через диалог, усваивается не фрагмент целостной жизнедеятельности (знания и умения), а сама эта целостность, что предполагает как минимум имитационно-игровое воспроизведение жизненных ролей и ситуаций.

В данном случае диалог рассматривается как универсальная характеристика педагогической ситуации, обусловливающей личностное развитие индивида. Диалог в этом смысле рассматривается как специфическая социокультурная среда, создающая благоприятные условия для принятия личностью нового опыта, ревизии прежних смыслов и т. п.

Читайте также:  Тональное средство для возрастной кожи mac

В результате вышеизложенного перед учителем возникает ряд проблем в организации процесса обучения.

1. Обучение строится на фактологическом изложении учебного материала, который должен быть воспроизведён по заданному образцу.

В связи с этим не осуществляется индивидуализация учебно-познавательного процесса.

2. Знания учащихся представляют набор отрывочных, бессистемных, необобщённых и несистематизированных научных фактов.

При этом нарушаются принципы системности, систематичности и последовательности обучения.

3. Учителя в процессе обучения не достаточное количество времени уделяют деятельностному подходу и индивидуальному развитию учащихся.

На наш взгляд инновационная учебно-методическая система «Диалог» позволит решить ряд проблем в организации процесса обучения на более высоком уровне. У учителя появится возможность систематизировать и обобщать знания учащихся, знакомить их с методами научного познания, развивать познавательную самостоятельность учащихся, то есть повысить оптимальность и эффективность учебного процесса.

Методологический аппарат учебно-методической системы «Диалог» позволит учителю:

— использовать разнообразные групповые и индивидуальные виды деятельности в процессе формирования научных понятий (пресс — конференция, проблемный диалог, учебно-мозговой штурм, письменный самодифференцированный опрос, дифференцированные задания);

— развивать способности учащихся оперативно применять полученные знания в процессе познавательной и практической деятельности (проблемное изложение материала, исследовательские задания, выполнение проектов);

— учитывать личностные особенности учащихся (интересы, предпочтения, наглядно-образное, наглядно-действенное и абстрактно-логическое мышление, память, воображение);

— осуществлять формирование научных понятий на основе системного подхода (обучение осуществлять в единстве методологии конкретной дисциплины, дидактики и психологии, что позволяет построить систему дидактических и методологических принципов формирования научных понятий);

— формировать научное мышление учащихся (формировать умение оперировать диалектическими противоречиями, выявлять и анализировать взаимосвязи между понятиями, объяснять материал, опираясь на факты, полученные эмпирическим путём, раскрывать сущность явлений, использовать в обучении ситуации парадоксального);

— систематизировать и обобщать систему научных понятий в научную картину мира (осуществлять анализ истории развития знания, использовать систематизирующие таблицы и схемы, обобщенные планы);

— формировать у учащихся современное научное мировоззрение (создавать у учащихся определённые системные знания о природе и процессе её познания, раскрывать качественную сторону формируемого понятия, рассматривать положения философского характера, показывать эволюцию знания);

— формировать глубокие и прочные знания учащихся (использовать разнообразных методов и приёмов таких, как: проблемная лекция, физический практикум, групповая дискуссия, мозговая атака, анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных проблем, деловая игра, диспут, конференция, семинар);

— осуществлять рефлексивный контроль (помогать учащимся проанализировать все предыдущие действия при формировании научных понятий и осознать результат выполненных действий, определить и сравнить изучаемое понятие с другими, насколько оно трудно в усвоении, какие трудности у них возникли в процессе изучения.

Все это позволит обучаемым подняться на новый качественный уровень в освоении понятий, повысить качество знаний обучаемых по каждому предмету и сформировать у них современную картину мира, будет способствовать выработке у обучаемых таких качеств мышления, как всесторонность рассмотрения теорий, умение вскрывать противоречия, развивать в процессе обучения творческих, самостоятельных и нестандартно мыслящих людей, умеющих ориентироваться в пространстве информации, строить свою траекторию образования, повышать положительную мотивацию к учению и интеллектуальный потенциал будущего специалиста.

Источник

«Развивающий диалог, как средство развития речи дошкольников»

В статье рассказывается про актуальную технологию «Развивающий диалог»

Автор: Буракова Юлия Евгеньевна, воспитатель

Развивающий диалог, как средство развития речи дошкольников.
Первоначальная функция речи- коммуникативная. Речь, есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания.
Л.С.Выготский
В период пандемии ребёнок оказался предоставлен самому себе, ничем не занятый и отчуждённый от родителей. Он пребывал в состоянии стресса и подавленности. Жизнь в замкнутом пространстве привела ребёнка к потере интереса к окружающему миру. Но как вернуть «почемучек» к яркой, интересной и весёлой жизни, которая была до пандемии? Ведь дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом.
И тут на помощь воспитателям приходят нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. И одной из таких технологий является технология «Развивающий диалог».
В диалоге воспитатель не является тем, кто обучает. Развивающий диалог основан на свободном общении, дети предстают, как равноправные участники, как со-беседники, со-трудники. Ребёнок и взрослый находятся в динамичной позиции («ищу, пробую, не удовлетворяюсь, продолжаю поиск»)
Таким образом, основная цель развивающего диалога — помочь развитию творческого, продуктивного, диалектического мышления.
Существуют несколько задач развивающего диалога:

  • Развивать умения понимать разнообразные инициативные обращения (сообщение, вопросы, побуждения);
  • Учить детей вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях; задавать вопросы; побуждать партнѐра по общению к совместной деятельности;
  • Формировать у детей умение пользоваться интонацией, мимикой, жестами;
  • Развивать умение следовать правилам ведения диалога.

Обучение детей началам развивающего диалога включает в себя несколько этапов:

  1. создание проблемных ситуаций;
  2. постановка проблемных вопросов;
  3. работа с правилами;
  4. круги доверия (работа в парах, мини группах).

    В ходе создания проблемных ситуаций главным является введение детей в проблемно-противоречивую ситуацию, которая симулирует дошкольников выдвигать свои версии и обосновывать их, искать новые доказательства.

      Существует алгоритм ведения проблемных ситуаций:

  • Задаётся проблемный вопрос? ( Как вы думаете? Как вы считаете?)
  • Выдвигаются версии детей с обоснованием;
  • Педагог приводит контраргументы (противоположное мнение) для каждой версии
  • Возвращаются к проблемному вопросу( ситуации) и обосновывают сосуществование двух версий.
  • В ходе этого этапа педагог фиксирует мнения детей (ЗА и ПРОТИВ) для наблюдения за мыслительными действиями дошкольников. Ведь каждый ребёнок со своим диалектическим мышлением.

      Следующий этап — проблемные вопросы.Любознательным и общительным можно считать только того, кто хочет и может задавать вопросы.

        Существуют вопросы следующего характера:

      • Субъективный (Что вы думаете об этом?)
      • Уточняющий (Верно ли?)
      • Почемучкин (Объясните, почему?)
      • Оценочный (Что хорошего? Что плохого? В чём различие?)
      • Воображаемый (Что было бы если? Предположите, что будет, если)

      Ещё одним из этапов развивающего диалога является работа с правилами. Ведение диалога не возможно без культурных норм, правил.
      Правила возникают на основе разных ситуаций и обсуждаются с детьми. Дошкольники задают проблемные вопросы, высказывают свои мнения, и в ходе детских обсуждений рождается правило. Ребёнку предоставляется выбор в фиксации правил (пиктограмма, предметная картинка в цвете и т.д).
      Созданное правило помещается на файерволл(стену) правил и вопросов.
      Таким образом, на основе правил, дети учатся рассуждать, доказывать, развивается самостоятельность и саморегуляция.
      Ну и как ни сказать про круги доверия (утренний круг), которые направлены на взаимодействие детей друг с другом в процессе обмена информацией.
      Технологию «Развивающий диалог» мы начинаем использовать с 4 лет. В возрасте 4-5 лет задаём «тонкие» вопросы (Кто? Что? Как звать? Когда?) На этом этапе речь дошкольника становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. В возрасте 5-6 лет дети устанавливают и поддерживают контакты с окружающими детьми. В этом возрасте дошкольников называют «почемучками» и поэтому вопрос Почему? используется в их речи чаще всего. Этот вопрос они задают, как взрослым, так и своим друзьям. Поэтому систематически используем круги доверия, которые помогают ребёнку задавать «толстые» вопросы, побуждают их к рассуждению, анализу, находят новые пути решения проблемных ситуаций. Осуществляем работу с правилами, где дети придумывают и закрепляют нормы и правила поведения.
      Ну и как ни сказать о ролевой игре. В сюжетно-ролевой игре дошкольники играют вместе, коллективно. Примеряют на себя разные социальные роли, придумывают сюжет, самостоятельно выбирают атрибутику, предметы-заменители и, конечно же, общаются. И это происходит в возрасте 6-7 лет.
      Таким образом, благодаря развивающему диалогу на основе наблюдения у дошкольников сформированы следующие компетентности:

      • Сформирован навык выдвижения новых идей и их аргументированию;
      • Ребёнок легко вступает в контакт с другими людьми;
      • Развито творческое мышление;
      • Развита самостоятельность и саморегуляция;
      • Сформировано умение задавать проблемные вопросы;
      • Развита способность к рефлексии.
      • Общение служит в качестве механизма объединения людей в группы и условия социализации личности. И чем разнообразнее и богаче общение человека с окружающими его людьми, тем успешнее осуществляется развитие его личности.
        В.М.Бехтеров

    Источник

    Сущность учебного диалога как педагогического средства
    статья по теме

    В данной статье раскрыта сущность учебного диалога,его особенности, логика построения в начальной школе, структура организации, предназначение. Представлены модели деятельности учителя в методической организации урока в начальной школе ( из практики учителя). Описаны педагогические возможности учебного диалога.

    Скачать:

    Вложение Размер
    учебный диалог как педагогическое средство 2.69 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    В презентации рассмотрены особенности учебного диалога, его организация в начальной школе и возможность развития в нём некоторых универсальных учебных действий младших школьников.

    Актуальность проблемы формирования коммуникативных умений обусловлена недостаточной разработкой методического материала: средств, методов и приёмов работы с детьми младшего школьного возраста. Ф.

    В данной статье выделяются приемы диалогизации взаимоотношений учителя и учащихся, правила ведения диалога, что является актуальным в условиях реализации ФГОС НОО.

    В статье даётся понятие учебного диалога, его значимости в организации продуктивного урока.

    Что же такое «универсальные учебные действия»? В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться. В более узком смысле этот термин м.

    Учебный диалог (Сократический диалог) подразумевает постановку особых вопросов в процессе беседы, которые способствуют работе мышления, концентрации внимания, адекватной самооценке текущей дискуссии и.

    Комментарии

    Организация учебного диалога в практике учителя.

    Учебный диалог — это особая форма личностно ориентированного освоения языковой действительности, специально организованная учебно-познавательная деятельность, в которой приобретаются знания, формируются умения, навыки, развивается коммуникативная культура.
    Лишь в немногих работах учебный диалог рассматривается как процесс организованного общения. Целостных же технологий его развития в учебном процессе не обнаружено, малоосвещёнными остаются его коммуникативные возможности.Данная статья поможет педагогам правильно организовать учебный диалог и добиться лучших результатов в формировании коммуникативных умений у младших школьников.

    Источник

    

    Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников
    статья на тему

    В данном материале рассмотрены формы учебного диалога, условия и способы его организации на уроке, а также способы продоления трудностей учебного диалога в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

    Скачать:

    Вложение Размер
    uchebnyy_dialog.docx 23.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников»

    Словарь лингвистических терминов дает определение диалогу. Диалог – это форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. Учебный диалог — своеобразная форма общения. Это взаимодействие между людьми в условиях учебной ситуации, которое осуществляется в форме речи. В ходе учебного диалога происходит обмен информациеймежду партнерами и регулируются отношения между ними.И для учителя, и для ученика диалог является средством деятельности: для учителя — средством обучающей деятельности, для ученика — учебной.

    Необходимо различать учебный диалог и беседу на уроке.

    Установление того, как учащиеся овладели конкретными фактами, запомнили материал, необходимый для дальнейшего обучения.

    Открывать новое знание, решить проблему, установить алгоритм выполнения учебной задачи.

    Правильность формулирования вопросов

    Репродуктивные вопросы, которые формулируются с помощью слов «вспомни», «назови», «перечисли»

    Проблемные вопросы, начинающиеся со слов «почему», «для чего», «зачем».

    Дети, естественно, не сразу готовы вести учебный диалог, участвовать в нем. У них еще отсутствуют умения продуктивно спорить, высказывать свою точку зрения, выслушивать и принимать чужую. Продуктивное взаимодействие на первых порах инициирует взрослый. Именно он воспитывает у детей потребность не просто в общении, а в обмене мнениями, потребность в учебном споре, в котором объединяются и систематизируются свои собственные мнения, актуализируются свои знания

    Главным условием возникновения учебного диалога является создание проблемной ситуации. А. Эйнштейн писал: «Формулирование проблемы часто более существенно, чем ее разрешение». Уже сама формулировка темы урока может заключать в себе проблему.

    С чего начинается учебный диалог?Любая деятельность, в том числе речевая, начинается смотива.Мотивация обеспечивается с помощью:

    • проблемных ситуаций (например, предложить задачу, которая не решается известным способом)
    • реплик учащихся («А я такие числа раньше не умножал!»);
    • проблемных вопросов («Почему в слове Сп а ртакиада написана буква «а», ведь проверочное слово сп о рт ?)

    Различаются два вида диалога: побуждающий и подводящий. Диалоги по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.

    Побуждающий диалог – это «экскаватор», который выкапывает проблему, трудность, помогает сформулировать учебную задачу. Он состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику осуществить творческую деятельность и поэтому развивают творческие способности учащихся. В формулировании проблемы (учебной задачи) помогают такие приёмы, как проблемные, открытые вопросы, провокации, «ловушки», странности, противоречия.

    Подводящий диалог представляет собой систему посильных вопросов и заданий, завершающихся формулировкой темы . При этом диалоге почти невозможны неожиданные или ошибочные ответы учеников. Этот диалог не может быть прекращен, он идет до последнего вопроса на обобщение. Подводящий диалог активизирует и развивает логическое мышление учеников.

    Диалог – это форма общения. Поэтому если у педагога есть проблемы в общении с детьми, если он осознанно или неосознанно сдвигает барьеры в общении, учебный диалог может не получиться таким каким его задумали. К факторам, тормозящим диалог на уроке, относятся:

    1. Категоричность учителя, нетерпимость к ошибке, обилие дисциплинарных замечаний.
    2. Отсутствие эмоциональных поощрений: ободряющей улыбки, физического и зрительного контакта, обращения по имени.
    3. Преобладание закрытых вопросов, которые подразумевают односложные ответы.
    4. Неумение учителя быть хорошим слушателем. Важно использовать приемы активного слушания, т.е. дословно повторить сказанные ребенком слова, повторить самое главное, обобщить сказанное. Эти приемы необходимы не только для того, чтобы ученик понял, что его услышали и поняли, но и потому, что помогают организовать на уроке совместное обсуждение высказанного.

    Диалог всегда должен быть логически завершен, обрывать его нельзя. Завершение обсуждения должно быть связано с подведением содержательных итогов, обобщением сказанного. Для подведения итогов можно использовать следующие вопросы:

    • Ответили ли мы на вопрос, поставленный в начале урока?
    • В чем мы не достигли успеха и почему?
    • Отклонялись ли мы от темы?
    • Все ли принимали участие в обсуждении?

    Диалог в ситуации обучения является не только средством обучения и воспитания, но еще и полигоном для упражнения речевой способности детей. Учебный диалог на делепомогает усвоить детям законы общения: способность ясно излагать свои мысли, понимать партнера, добиваться адекватного понимания партнером смысла своего высказывания.

    Значительные трудности в организации и проведении учебного диалога возникают в классах, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Причины этих трудностей связаны с особенностями психического развития и недостаточным уровнем развития речи этих детей. Речьих, как правило, не соответствует норме. Речевой диагноз у них общее недоразвитие речи 3 уровня, при котором страдают все компоненты речи: звуковая сторона, лексико-грамматические категории, связная речь. Кроме этого,учащиеся с ограниченными возможностями здоровья не умеют общаться друг с другом. Детям свойственна невнимательность к речидругого. Поэтому смысл высказывания ускользает от них.Свои мыслиони могут выразить только при помощи наводящих вопросов. Диалогическая речь учащихся с проблемами развития затруднена сама по себе, аучебный диалог для них еще более сложен. Кругозор детей узок, словарный запас часто на бытовом уровне. Поэтому аргументировать свои ответы детям тяжело. Но это не значит, что учебный диалог не следует включать в урок. Более доступным по пониманию и по участию детей является подводящий диалог. Однако введение побуждающего учебного диалога, содержащего проблему, вызывает живой интерес учащихся. Для того чтобы помочь детям высказаться можно использовать такие выражения: «Я считаю, что…», «Мне кажется, что…», «Я не согласен, потому что….» и т.д.Участвовать в учебном диалоге с учителем детям с психическими и речевыми нарушениями трудно, а вступить в диалог друг с другом и обсудить какую-либо учебную задачу еще более затруднительно. Для развития у детей умения продуктивно вести учебный диалог друг с другом важно использовать на уроке парную и групповую работу. Учитель дает паре или группе проблемный вопрос и на первых порах предлагает разные варианты ее решения. Задача детей найти ответ из предложенных учителем и доказать свой выбор.Такую работу важно проводить регулярно, но вводить в урок дозированно, чтобы не вызвать утомление детей и угасание интереса к обсуждению.

    Диалог в ситуации обучения является не только средством обучения и воспитания. Это еще и полигон для упражнения речевой способности детей и усвоения ими законов общения.Использование на уроке учебного диалога несомненно будет развивать коммуникативные навыки учащихся.Построение урока на диалогической основе, позволяет уйти от стереотипности в преподавании. Уроки приобретают яркость. , Создание на уроках диалогических ситуаций превращает «сухой» учебный материал в доступный и увлекательный для детей.Знания не преподносятся в готовом виде, а добываются учащимися.

    Источник