Дипломная работа: Формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни у школьников
Название: Формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни у школьников Раздел: Рефераты по педагогике Тип: дипломная работа Добавлен 21:19:35 08 июня 2011 Похожие работы Просмотров: 56005 Комментариев: 19 Оценило: 11 человек Средний балл: 4.7 Оценка: 5 Скачать | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Уровень знаний о ЗОЖ | Уровень знаний о строении и функциях организма человека | ||||
кол-во человек | % | кол-во человек | |||
Высокий | 5 | 25 | Высокий | 6 | 30 |
Средний | 11 | 55 | Удовлет. | 10 | 50 |
Низкий | 4 | 20 | Неудовл. | 4 | 20 |
Выводы: анкетирование показало, что у 25% детей сформирован высокий и 55% средний уровень представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни. Низкий уровень показали 20% школьников.
Результаты тестирования обнаружили, что у половины детей удовлетворительные знания о строении и функциях организма человека, 30% детей показали высокий и 20% низкий уровень.
Таким образом, полученные результаты указывают на необходимость воспитания у учащихся потребностей в здоровье, формирования у них научных представлений о сущности ЗОЖ и строении человеческого организма путем использования различных форм и методов развития этих знаний.
2.2 Программа для 3 года обучения «Быть здоровыми хотим»
В декабре 2009 года нами была разработана программа «Быть здоровыми хотим».
Сформировать знания о здоровом образе жизни, понимание изначальности и необходимости здоровья, учитывая возрастные особенности детей. Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
1. Дать знания из различных областей науки о человеке: анатомии, физиологии, гигиене.
2. Показать опасность и вред, наносимый здоровью малоподвижным образом жизни.
3. Дать представление о здоровой и вредной пище, научить ради здоровья противостоять вредным привычкам.
4. Формировать у ребенка потребность в самопознании, а также мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания.
5. Способствовать развитию межличностных отношений, контактности, доброжелательности.
Методика работы по программе строилась в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делался акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий.
Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании с практическими заданиями (тренинги, оздоровительные минутки — упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.
Занятия реализовывались в виде уроков здоровья, проводимых два раза в неделю. При реализации программы использовались групповые и индивидуальные формы работы, основным элементом которых является игровая педагогика. Игра — это один из способов развития в ребенке его интеллекта, творческих способностей, физического здоровья, нравственности, достоинства. В ходе реализации программы этому виду деятельности придавалось особое значение. Игра часто присутствовала во время учебной деятельности и согласовывалась с темами занятий.
Итоговые занятия по закреплению полученных знаний проводились в форме соревнований, КВНов, праздников.
Использование на занятиях различных игровых моментов позволило удовлетворить базовые возрастные потребности ребенка в игре, подражании, движении, практическом действии. Это способствовало продуктивному усвоению обсуждаемой темы занятий.
Тематический план 3 года обучения
№ | Тема занятий | Формы и методы занятий |
1. | Режим дня школьника | Урок здоровья, игры |
2. | Организм человека | Урок здоровья, практические упражнения, игры. |
3. | Физкультпривет | Подвижные игры, спортивные конкурсы, спортивный праздник, упражнения, физкультминутки |
4. | Уроки Мойдодыра | Урок здоровья, практические упражнения, игры |
5. | Уроки Айболита | Урок здоровья, литературное чтение, игры, практические упражнения |
6. | Разговор о правильном питании | Урок здоровья, игры, практические упражнения |
7. | Здоровый образ жизни | Урок здоровья, игры |
8. | Итоговое занятие. День здоровья | Игры, инсценировки, праздник здоровья |
Содержание программы 3-го года обучения
1. Режим дня, зачем он нужен (самоанализ). Активный и пассивный отдых. Переключение на другие виды деятельности как способ профилактики утомления. Биоритмы. Совы и жаворонки. Как сделать сон полезным. Сколько надо спать. Чего не следует делать перед сном. Что делает сон полноценным.
2. Организм человека. Скелет и мышцы. Органы дыхания. Система кровообращения. Надежная защита организма: Кожа и ее функции. Органы чувств (См. Урок здоровья на тему «Органы чувств» Приложение 3).
3. Физкультпривет! Делайте утреннюю зарядку. Умывайтесь и закаляйтесь. Виды спорта, развивающие легкие, сердце. Физкультминутки. Подвижные игры. Упражнения для профилактики сколиоза. Упражнения для глаз. (См. примеры физкультминуток Приложение 4, подвижных игр в Приложении 5).
4.Уроки Мойдодыра. Правила гигиены. Умывание и купание. Забота о глазах. Уход за ушами. Уход за зубами. Уход за руками и ногами. Забота о коже (См. игры на усвоение навыков гигиены Приложение 5).
5. Уроки Айболита. Почему мы болеем. Кто и как предохраняет нас от болезней. Кто нас лечит. Прививки от болезней. Что нужно знать о лекарствах. Как избежать отравлений. Вредные привычки. Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте. Правила безопасного поведения на воде. Правила обращения с огнем. Первая помощь при травмах.
6. Разговор о правильном питании. Питание – необходимое условие жизни человека. Самые полезные продукты. Как правильно есть. Маслом кашу не испортишь. Плох обед, если хлеба нет. Где найти витамины весной. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. Каждому овощу свое время. Путешествие по музеям напитков. Молоко – волшебный дар.
7. Здоровый образ жизни – основа крепкого здоровья. Что такое здоровый образ жизни, и что он в себя включает. Для чего человек должен соблюдать здоровый образ жизни. Примеры из жизни людей (исторических деятелей, литературных героев, известных политиков, писателей, артистов, знакомых и др.), придерживавшихся такого образа жизни и ведущих здоровый образ жизни.
8. Итоговое занятие «День Здоровья» (Спортивный праздник см. Приложение 6).
Список рекомендуемой литературы к программе:
1. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. — СПб.: Акцидент, 1999. — 32 с.
2. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. Расти здоровым. — СПб.: Акцидент, 1999. — 40 с.
3. Зайцев Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. — СПб.: Акцидент, 1998. — 159 с.
4. Зайцев Г.К., Эргардт Е.Г. Ребята, растите здоровыми! – СПб., 2000. – 16 с.
5. Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья/ пер. С англ.. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 592 с.
6. Ура, физкультура! [Текст]: учеб. для учащихся 2-4 кл. четырехлет. нач. шк. / [Е.Н. Литвинов, Г.И. Погадаев, Т.Ю. Торочкова, Р.Я. Шитова и др.]. — М.: Просвещение, 1996. — 95 с.: рис.
2.3 Результаты проверки эффективности экспериментальной работы
После реализации программы в марте 2010 бы ли проведены повторные анкетирование и тестирования. Больше половины детей показали высокий уровень знаний о ЗОЖ (55%) и знаний о строении и функциях организма человека (60%). Средний и удовлетворительный уровень показали соответственно 45% и 40% детей (Таблица 3).
Результаты диагностики, март 2010 г.
Уровень знаний о ЗОЖ | Уровень знаний о строении и функциях организма человека | ||||
кол-во человек | % | кол-во человек % | |||
Высокий | 11 | 55 | Высокий | 12 | 60 |
Средний | 9 | 45 | Удовлет. | 8 | 40 |
Низкий | Неудовл. |
Для сравнения и первого и второго эксперимента результаты были представлены в виде диаграмм. На первой диаграмме (рис.1) отражен рост высокого уровня знаний о ЗОЖ с 25 до 55%, отсюда произошло снижение среднего уровня с 55 до 45% и падение низкого уровня до нулевой отметки.
Рисунок 1. Уровни знаний о ЗОЖ
Дети понимают ценность здоровья, 71% процент из них поставил это условие на первое место как самое важное для своей счастливой жизни, в декабре количество таких же ответов составляло 42%. В исследуемом классе многие учащиеся (76 %) делают зарядку по утрам, занимаются спортом, тогда как в начале нашего исследования таких учащихся было 35 %. Это говорит о том, что большинство учащихся класса прилагают все усилия, направленные на совершенствование организма, чтобы укрепить свое здоровье.
Школьники понимают необходимость соблюдения режимных моментов, 69% детей стараются соблюдать режим дня, в начале исследования – 37%. Соблюдение навыков гигиены считают важными и их правильно выполняют 84%, в начале исследования 66%.
В целом это хорошие показатели, показывающие, что младшие школьники хорошо представляют себе, какие предпринять шаги к сохранению своего здоровья. В этом вопросе многие ребята показали, что способны самостоятельно «без подсказок взрослых» понимать, что с детских лет необходимо заботиться о здоровье.
Диаграмма 2 (рис.2) показала, что уровень знаний о строении и функциях организма человека существенно повысился.
Рисунок 2. Уровни знаний о строении и функциях организма человека
Если в декабре высокий уровень знаний показали лишь 30%, то в марте таких детей стало в два раза больше (60%). Удовлетворительный уровень знаний понизился на 10%, отметка неудовлетворительный уровень понизилась до 0.
Это говорит о том, что у детей сформированы начальные знания о строении человеческого организма. 87% детей безошибочно отвечают на вопрос о том, какой орган отвечает за выполнение тех или иных функций, в начале эксперимента 43%. Дети понимают зависимость самочувствия человека от соблюдения правил ЗОЖ.
Проанализировав полученные результаты, можно сделать следующие выводы: валеологизация учебного процесса учащихся класса принесла положительные результаты по формированию у детей ЗОЖ, привела к переоценке детьми своего образа жизни в связи с изменением их представлений о ЗОЖ, о значении ведения ЗОЖ для сохранения и укрепления их здоровья.
Это говорит о том, что использование нами в программе формы и методы формирования знаний о ЗОЖ, такие как уроки здоровья, практические задания, развивающие и подвижные игры, литературные чтения были эффективными.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Здоровье людей относится к числу глобальных проблем, то есть тех, что имеют жизненно важное значение для всего человечества. Здоровье – это не отсутствие болезней, а физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и с самим собой. Наметившаяся во всём мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в том случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровье сберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность форм и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников.
В рамках реализации здоровье сберегающих образовательных технологий педагоги могут использовать следующие формы учебной и внеклассной работы: беседы, работу с книгой, утренники, игры, соревнования, уроки и праздники здоровья.
Все эти мероприятия способствуют формированию у ребёнка знаний о ЗОЖ, позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агаджанян, Н.А. Экология человека: здоровье и концепция выживания / Н.А. Агаджанян. – М.: Изд-во РУДН, 1998. – 27 с.
2. Айзман, Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования / Р.И. Айзман. – Новосибирск, 1996. – 197 с.
3. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. 2-е изд. /Н.М. Амосов. — М.: Молодая гвардия, 1979. — 191 с.
4. Амосов, Н.М. Эксперимент по преодолению старости / Н. М. Амосов. – М.: АСТ, 2003. – 128 с.
5. Базарный В.Ф. Программа экспресс–диагностики динамики психосенсорного, функционального и физического развития учащихся/В.Ф. Базарный. – Сергиев-Посад.: Загорская типография, 1995. – 70 с.
6. Бодалёв А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: МГУ, 1982. —
7. Брехман И.И. Введение в валеологию – науку о здоровье / И.И. Брехман. – Л.: Наука, 1987. – 123с.
8. Брехман, И.И. Валеология – наука о здоровье / И.И. Брехман. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 212 с.
9. Варламова С.И. Здоровье наших учеников /С.И. Варламова // Начальная школа. — 2003. — № 2.-С.65-66.
10. Венедиктов, Д.Д., Глобальные проблемы здравоохранения и пути их решения / Д.Д. Венедиктов, А.И. Чернух, Ю.П. Лисицын, В.И. Кричагин // Вопросы философии. – 1979. – № 7. – С. 102–113.
11. Виленский М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни /М.Я. Виленский // Теория и практика физической культуры.-1994.- 9.-С. 9-12.
12. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 5 /Л.С. Выготский. — М.: Педагогика, 1983. – 382 с.
13. Грач И.С. Здоровый образ жизни: Сущность понятия и содержание работы по его формированию /И.С. Грач // Образование. — 2002. — № 5.-С.88-91. — (Здоровье и образование).
14. Зайцев Г.К. Педагогика здоровья: Образовательные программы по валеологии Санкт-Петербурга /Г.К. Зайцев, З.В. Колбанов, М.Г. Колесникова. – СПб.: Акцидент, 1994. – 78 с.
15. Зайцев Г.К. Школьная валеология / Г.К. Зайцев. – СПб.: Акцидент, 1998. – 159 с.
16. Иванюшкин, А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека / А.Я. Иванюшкин // Вестник АМН СССР. – 1982. – Т. 45. – №. 4. – С. 29–33.
17. Игнатова Л.Ф. Мониторинг состояния здоровья и факторов риска детского населения /Л.Ф. Игнатова // Школа здоровья. – 2003. — Т. 4, №3. — С. 74 – 79.
18. Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. – СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1996. – 416 с.
19. Казначеев В.П. Здоровье нации – феномен экологии XXI века / В.П. Казначеев // Материалы I Всероссийского форума «III тысячелетие. Пути к здоровью нации». Москва, 15-17 мая 2001. – 194 с.
20. Картушина Марина Юрьевна. Быть здоровыми хотим [Текст]: оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада / М.Ю. Картушина. — М.: Сфера, 2004. — 382, [1] с. — (Программа развития).
21. Колбанов В.В. Валеология: основные понятия, термины и определения /В.В.Колбанов. – СПб.: Деан, 1999. – 229 с.
22. Колбанов В.В. Валеологическое образование в начальной школе /В.В.Колбанов // Начальная школа. — 1999. — № 1. — С. 41- 43.
23. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие /Н.Н. Куинджи. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 139 с.
24. Культура – человек – философия: к проблеме интеграции и развития // Вопросы философии. – 1982. – №2. – С. 58-65.
25. Лесгафт П.Ф. Руководство к физическому образованию детей школьного возраста. Психология нравственного и физического воспитания: избранные психологические труды/П.Ф. Лесгафт. — Воронеж: МОДЭК, 1998. – 410 с.
26. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения /сост. И.Н. Решетень /П.Ф. Лесгафт. — М.: Педагогика, 1988. — 400 с.
27. Лисицын Ю.П. Санология – наука об общественном здоровье и здоровом образе жизни / Ю.П. Лисицын. – М: 2001. –231 с.
28. Матвеев В.Ф. Профилактика вредных привычек школьников/ В.Ф. Матвеев, А.С. Гройсман. – М.: Просвещение,1987. – 114 с.
29. Овчинникова Л.В. Двигательная активность — неотъемлемый компонент развития личности младшего школьника [Электронный ресурс] / Л.В. Овчинникова // Режим доступа: http://www.conf.muh.ru/ 071025/ thesis_32. htm. – 29.09.2009.
30. Педагогика здоровья: Программа и методическое руководство для учителей начальной школы / Л.М. Феррои, Е.О. Смирнова, И.В. Вачков и др.; Под ред. В.Н. Касаткина. — М.: Линка-Пресс, 1998. — 336с.
31. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. Сост. В.З. Смирнов /Н.И. Пирогов. – М.: Академия Пед. наук РСФСР, 1953. – 752 с.
32. Сухомлинский В.А. Антология гуманной педагогики. – М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 19997. – 224 с.
33. Татарникова Л.Г. Российская школа здоровья и индивидуального развития детей. – СПб.: Санкт – Пб ГУПМ, 1993. – 118 с.
34. Татарникова Л.Г. Валеология — основы безопасности жизни ребенка /Л.Г. Татарникова, Н.Б. Захарович, Т.О. Калинина. — СПб.: PETROC, 1995. — 128 с.
35. Ушинский К.Д. Пед. соч.: в 6 т. Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 1990.
36. Формирование здорового образа жизни российских подростков [Текст]: для классных руководителей 5-9 классов: учебно-методическое пособие / [Л. В. Баль и др.]; под ред. Л.В. Баль, С.В. Барканова. — М.: Владос, 2003. — 190, [1] с. — (Здоровьесберегающая педагогика).
37. Царегородцев, Г.И. Общая патология человека и методология медицины / Г.И. Царегородцев // Вестник РАМН. – 1998. – № 10. – С. 41–45.
38. Чикин, С.Я. Что такое здоровье? / С.Я. Чикин, Г.И. Царегородцев – М.: Знание, 1976. – 96 с.
школьник здоровый жизнь диагностика
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рисунок 3. Выражение связи между понятиями «здоровье» и «здоровый образ жизни»
Примерная схема режима дня младших школьников при занятиях в первую смену (в часах)
№ П/п | Режимные элементы | Класс | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1. | Подъем | 7.30 | 7.30 | 7.00 | |
2. | Гигиенические процедуры, утренняя гимнастика | 7.30 | 7.45 | 7.30 | |
3. | Завтрак | 7.45-8.00 | 7.45-8.00 | 7.30-7.45 | |
4. | Пребывание в школе | (урочное время) | 8.30-12.20 | 8.30-12.20 | |
5. | Предобеденное | Пребывание на воздухе (прогулка, игры, | Развлечения) | ||
6. | Обед | 13.00-13.30 | 13.30-14.00 | 13.30-14.00 | |
7. | Сон для учащихся | Первых классов | И детей с ослабленным здоровьем | 14.00-15.00 | |
8. | Подвижные игры, развлечения | На открытом воздухе | 15.00-15.45 | 14.00-15.45 | |
9. | Полдник | 15.45-16.00 | 15.45-16.00 | 15.45-16.00 | |
10. | Самостоятельные | Учебные занятия | 16.00-17.00 | 16.00-17.30 | |
11. | Свободное время, работа кружков, занятия по интересам | 17.00-19.00 | 17.30-19.00 | 18.00-19.00 | |
12. | Ужин | 19.00-19.30 | 19.00-19.30 | 19.00-19.30 | |
13. | Работа по дому | 19.30-20.00 | 19.30-20.00 | 19.30-20.00 | |
14. | Вечерняя прогулка | 20.00-20.30 | 20.00-20.30 | 20.00-20.30 | |
15. | Гигиенические процедуры, приготовления ко сну | 20.30-21.00 | 20.30-21.00 | 20.30-21.00 | |
16. | Ночной сон | 21.00 | 21.00 | 21.00 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Анкета для учащихся 3-4 классов
«Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни»
Внимательно прочитай и ответь на вопросы
1. Представь, что ты приехал в летний лагерь. Твой лучший друг, который приехал вместе с тобой, забыл дома сумку с вещами и просит тебя помочь ему. Отметь, какими из перечисленных предметов не стоит делиться даже с самым лучшим другом:
Мыло, зубная паста, мочалка, зубная щетка шампунь тапочки, полотенце для тела
2. На дверях столовой вывесили два варианта расписания приема пищи: одно расписание – правильное, другое неправильное. Определи и отметь правильное расписание
3. Оля, Вера и Таня не могут решить, сколько раз в день нужно чистить зубы. Отметь тот ответ, который тебе кажется верным:
Оля: зубы нужно чистить по вечерам, чтобы удалить изо рта все скопившиеся за день остатки пищи.
Вера: зубы чистят утром и вечером.
Таня: лучше чистить зубы по утрам, чтобы дыхание было свежим весь день.
4. Ты назначен дежурным и должен проследить за тем, как твои друзья соблюдают правила гигиены. Отметь, в каких случаях ты посоветуешь им вымыть руки:
Перед чтением книги перед едой
Перед посещением туалета, перед тем как идешь гулять
После посещения туалета после игры в баскетбол
После того как заправил постель после того как поиграл с
5. Как часто ты посоветуешь своим друзьям принимать душ?
Каждый день, 2-3 раза в неделю, 1 раз в неделю
6. Твой товарищ поранил палец. Что ты ему посоветуешь?
Положить палец в рот
Подставить палец под кран с холодной водой
Помазать ранку йодом
Помазать кожу вокруг ранки йодом
7. Какие из перечисленных условий ты считаешь наиболее важными для счастливой жизни? Выбери 4 из них:
Иметь много денег
Иметь интересных друзей
Много знать и уметь
Быть красивым и привлекательным
Иметь любимую работу
Жить в счастливой семье
8. Какие условия для сохранения здоровья ты считаешь наиболее важными? Выбери 4
Регулярные занятия спортом
Деньги, чтобы хорошо питаться и отдыхать
Знания о том, как заботиться о здоровье
Хорошие природные условия
Возможность лечиться у хорошего врача
Выполнение правил ЗОЖ
9. Что из перечисленного присутствует в твоем распорядке дня? Отметь цифрами: «1»-ежедневно; «2»- несколько раз в неделю; «3»-очень редко или никогда.
Утренняя зарядка, пробежка
Прогулка на свежем воздухе
Сон не менее 8 часов
10. Какие мероприятия по охране здоровья проводятся в классе? «1»-проводятся интересно; «2»-проводятся неинтересно; «3»- не проводятся:
Уроки, обучающие здоровью
Классные часы о том, как заботиться о здоровье
Викторины, конкурсы, игры
Показ фильмов о том, как заботиться о здоровье
Праздники на тему здоровья.
Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни
Вопрос | Ответ | Балл | Суммарный балл | Интерпретация | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Знание правил пользования средствами гигиены | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Осведомленность о правилах организации режима питания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Осведомленность о правилах гигиены | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Осведомленность о правилах оказания первой помощи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Личностная ценность здоровья | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценка роли поведенческого фактора в охране и укреплении здоровья | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Соответствие распорядка дня учащегося требованиям здорового образа жизни | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценка учащимися личностной значимости мероприятий, проводимых в школе для формирования здорового образа жизни | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 |
№ | Фамилия, имя | Уровень знаний о ЗОЖ | Результаты тестирования, в баллах | Уровень знаний о строении и функциях организма человека | |
1. | Арефьева Аня | 64 | средний | 11 | удовлет. |
2. | Бакланов Олег | 70 | высокий | 15 | высокий |
3. | Бартеньева Вика | 66 | высокий | 14 | высокий |
4. | Вислогузов Денис | 47 | средний | 11 | удовлет. |
5. | Гордиенко Кирилл | 54 | средний | 12 | высокий |
6. | Давыдова Катя | 32 | низкий | 7 | неудовл. |
7. | Ершов Даня | 48 | средний | 9 | удовлет. |
8. | Жабко Егор | 67 | высокий | 12 | высокий |
9. | Кравченко Игнат | 61 | средний | 10 | удовлет. |
10. | Кипелова Полина | 62 | средний | 9 | удовлет. |
11. | Ларченкова Ульяна | 48 | средний | 8 | удовлет. |
12. | Морозов Антон | 44 | низкий | 7 | неудовл. |
13. | Носков Дима | 69 | высокий | 14 | высокий |
14. | Парамонова Инга | 42 | низкий | 6 | неудовл. |
15. | Праскевич Анна | 61 | средний | 10 | удовлет. |
16. | Ухтин Илья | 63 | средний | 11 | удовлет. |
17. | Федоров Тарас | 36 | низкий | 6 | неудовл. |
18. | Хлебникова Геля | 67 | высокий | 15 | высокий |
19. | Юрасова Лена | 49 | средний | 10 | удовлет. |
20. | Яскевич Настя | 49 | средний | 9 | удовлет. |
Результаты диагностики 3 класса «А», март 2010 г.
№ | Фамилия, имя | Уровень знаний о ЗОЖ | Результаты тестирования, в баллах | Уровень знаний о строении и функциях организма человека | |
1. | Арефьева Аня | 67 | высокий | 14 | высокий |
2. | Бакланов Олег | 74 | высокий | 15 | высокий |
3. | Бартеньева Вика | 68 | высокий | 15 | высокий |
4. | Вислогузов Денис | 62 | средний | 13 | высокий. |
5. | Гордиенко Кирилл | 65 | высокий | 14 | высокий |
6. | Давыдова Катя | 46 | средний | 8 | удовлет. |
7. | Ершов Даня | 58 | средний | 11 | удовлет. |
8. | Жабко Егор | 75 | высокий | 15 | высокий |
9. | Кравченко Игнат | 65 | высокий | 13 | высокий |
10. | Кипелова Полина | 66 | высокий | 11 | удовлет. |
11. | Ларченкова Ульяна | 52 | средний | 11 | удовлет. |
12. | Морозов Антон | 54 | средний | 9 | удовлет. |
13. | Носков Дима | 76 | высокий | 16 | высокий |
14. | Парамонова Инга | 49 | средний | 11 | удовлет. |
15. | Праскевич Анна | 65 | высокий | 14 | высокий |
16. | Ухтин Илья | 69 | высокий | 12 | высокий |
17. | Федоров Тарас | 47 | средний | 9 | удовлет. |
18. | Хлебникова Геля | 72 | высокий | 15 | высокий |
19. | Юрасова Лена | 49 | средний | 11 | удовлет. |
20. | Яскевич Настя | 59 | средний | 12 | высокий |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ТЕМА: Глаза, уши, язык, нос — наши умные помощники. (обобщающий урок здоровья по теме «Органы чувств» )
· Обобщить знания детей о четырех помощниках человека — органах чувств и их функциях. Способствовать осознанию детей необходимости каждого органа чувств в отдельности и всех вместе при восприятии окружающего мира.
· Научить учащихся приемам профилактики заболеваний органов чувств.
· Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.
· Ура, физкультура! [Текст]: учеб. для учащихся 2-4 кл. четырехлет. нач. шк. / [Е.Н. Литвинов, Г.И. Погадаев, Т.Ю. Торочкова, Р.Я. Шитова и др.]. — М.: Просвещение, 1996. — 95 с.: рис.
· Индивидуальные карточки с изображением органов чувств.
· Бутылочки для практической работы.
· Высказывания М.В.Ломоносова, записанные на доске.
(Дети строятся у доски).
Долгожданный дан звонок — начинается урок.
Ребята сегодня у нас на уроке гости.
Добрый день солнцу и птицам,
Добрый день улыбчивым лицам.
(Дети садятся по местам)
А теперь улыбнитесь друг другу.
2. Сообщение темы урока
Сегодня мы продолжаем изучать организм человека. Хочется, чтобы на уроке вам было интересно, чтобы всё о чём пойдёт разговор, оказалось для вас полезным. А о чём пойдёт речь вам подскажут загадки, которые вы должны отгадать:
Два братца глядятся — друг друга не видят
Один говорит, двое слушают
Между двух светил я в середине один
Итак, тема нашего урока (читаем с доски):“Глаза, уши, язык, нос – наши умные помощники”.
Мы с вами обобщим знания о наших умных помощниках и поведём разговор об их охране и приёмах профилактики заболеваний органов чувств.
3. Закрепление и обобщение знаний
Начнём наш разговор о глазах:
Какое значение для нас имеют глаза?
(Они помогают видеть всё, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину. Благодаря зрению, мы получаем 80% информации об окружающем мире.
Благодаря зрению, мы видим препятствия, которые необходимо преодолевать, тем самым сохраняя нам жизнь и здоровье.)
Закройте глаза. Представьте, что вы навсегда потеряли способность видеть. Мы не увидим солнца, неба, птиц, маму с папой… Мы не сможем читать книги, смотреть кинофильмы. Мы не сможем шить, рисовать и многое другое делать руками (открывают глаза).
Приходилось ли вам видеть слепых людей?
Что вы при этом чувствовали? (жалость)
Особую жалость вызывают слепые дети.
Природа заботливо охраняет орган зрения. Веки и ресницы защищают глаза от яркого света и пыли. Веки внутри влажные. Мигая, они все время смывают с глаз пылинки. Если в опасной близости от глаза появляется какой-нибудь предмет — веки захлопываются. Если в глаз попала соринка, то её сейчас же смывает выделившаяся слеза. Брови не дают попасть в глаза капелькам пота, стекающим со лба.
А для человека самое главное — это то, что нам надо следить за своим зрением и соблюдать правила гигиены по уходу за ним.
Об этом вы еще раз напомните друг другу. (Дети читают стихотворение).
Глаз поранить очень просто,
Не играй предметом острым!
Глаза не три, не засоряй,
Лёжа книгу не читай!
На яркий свет смотреть нельзя,
Тоже портятся глаза!
Телевизор в доме есть –Упрекать не стану,
Но, пожалуйста, не лезь
К самому экрану.
И смотри не все подряд,
А передачи для ребят.
Не пиши, склонившись низко,
Не держи учебник близко.
И над книгой каждый раз
Не сгибайся, как от ветра –
От стола до самых глаз
Должно быть 40 сантиметров.
Все: Мы хотим предостеречь!
Нужно всем глаза беречь!
К этим правилам мне хотелось бы добавить ещё вот что. Через каждые полчаса чтения или письма, необходимо делать перерыв, посидеть с закрытыми глазами или сделать гимнастику для глаз. Мы уже знаем с вами несколько видов зрительной гимнастики.
Открываем учебники стр.46-47. (Ура, физкультура! [Текст]: учеб. для учащихся 2-4 кл. четырехлет. нач. шк. / [Е.Н. Литвинов, Г.И. Погадаев, Т.Ю. Торочкова, Р.Я. Шитова и др.]. — М.: Просвещение, 1996. — 95 с.: рис.)
Здесь дан новый комплекс упражнений для глаз. Их вы дома сегодня поучитесь выполнять в перерывах при выполнении домашнего задания и чтении книг, а иллюстрации помогут вам.
Давайте подведем итог всему сказанному.
ВЫВОД:Глаза наши помощники. Они помогают нам познавать окружающий нас мир, предупреждают нас об опасности, помогают принимать нужные решения, учат выполнять различную работу.
М.В. Ломоносов писал (читаем с доски):“Глаза человека – это точный измерительный прибор”
Окружающий нас мир полон различных звуков: шум ветра, пение птиц, звуки музыки, речь людей. С помощью органов слуха мы слышим эти звуки. Слух, как и зрение, обогащают наше восприятие мира, разнообразит жизнь. А слышит человек при помощи ушей.
А зачем человеку два уха?
К сожалению, бывают такие ситуации, когда человек теряет возможность слышать одним ухом, тогда он обходится оставшимся. Хотя это и хуже. Два уха обеспечивают надёжность слуха.
Для глухих людей мир слишком беден, а глухого человека надо научить говорить. Но как? В спец. школах глухих людей учат узнавать речь по артикуляции губ.
Потеря слуха – большое несчастье, поэтому слух надо беречь.
— Давайте прочитаем памятку о том, что нужно помнить, чтобы сохранить хороший слух (дети читают цепочкой по очереди, учитель комментирует)
1. Не слушайте слишком громкую музыку.
Сильные звуки притупляют чувствительность слуха, к тому же, громкая музыка не всем может нравиться, громкая музыка угнетает самочувствие людей, особенно пожилых. Когда включаете музыку, оглянитесь вокруг, подумайте о ваших соседях. Люди, часто пребывающие среди громких звуков, рано теряют слух, слышат хуже других людей.
2. Не ковыряйте в ушах спичками и другими острыми предметами.
Уши надо регулярно мыть с мылом, чтобы в них не скапливалась грязь. От этого ухудшается слух, возникают заболевания, которые могут привести к глухоте. Уши чистят туго скрученной ваткой, смоченной в теплой воде.
3. Не простужайтесь, не ходите в холодную погоду без головных уборов.
4. Если в ухе возникла боль, немедленно обратитесь к врачу.
Все это приводит к отрицательным последствиям. Ухудшают слух курение и алкоголь, которые постепенно влияют на остроту слуха.
А вот что говорится о слухе в рубрике “это интересно”:
У многих животных слух в несколько раз лучше, чем у человека. Например у собак почти в 2 раза, у кошек в три с половиной раза, а у летучих мышей в 5 раз.
Итак, подведем итог.
ВЫВОД: Ухо – очень важный и нужный орган. Оно улавливает и передает нам звуки окружающего мира. Нужно соблюдать правила гигиены и охранять органы слуха, еще одного нашего помощника – уха.
Ребята, Настя к уроку приготовила сочинение-загадку. Давайте её послушаем. (Выходит, рассказывает)
Я – маленький, толстенький, розовый и всегда мокрый. Все говорят, что мой домик тесный, но мне он нравится. Я люблю, когда ко мне приходят гости. Гостей я пробую на вкус. Сладких, солёных, кисленьких я пропускаю, а вот горьких – нет. Если б меня не было на свете, то люди не смогли бы разговаривать. Угадай, кто я? (язык)
Язык тоже один из наших помощников. Если мы ненароком возьмём в рот что-нибудь противное, или несвежее, язык тотчас это почувствует.
Давайте по рисункам (карточки на столах) определим чувствительность языка к вкусу и пищи.
Кончик языка – чувствителен к сладкому.
Край – к кислой и солёной пище.
Основание — к горькой пище.
Качество пищи языку помогают определить органы зрения и обоняния. Работая совместно, они как бы предупреждают нас:
“Не ешь. Это опасно”
“Это вкусно. Ешь, не бойся”
И так же, как другие органы чувств, он “требует” к себе бережного отношения.
Слишком горячая пища обжигает язык и мы почти не чувствуем вкуса, поэтому горячую пищу употреблять не рекомендуется.
Курение тоже притупляет чувство вкуса
ВЫВОД: Язык помогает нам различать вкус пищи и определить её доброкачественность. Язык помогает нам в переработке пищи во рту. Без языка невозможна нормальная человеческая речь. Работает совместно с органами зрения и обоняния.
Продолжая наш разговор об органах чувств, поговорим еще об одном помощнике… Это… (нос).
Зачем человеку нос?
Через нос мы дышим, в носу воздух очищается от пыли, нос имеет каналы, соединяющие его со ртом и даже ухом. Мы различаем в окружающем нас мире очень много запахов.
(На столах коробочки с ваткой пропитанной духами, соком лимона, хлоркой).
Давайте определим по запаху, что это? ( Коробочка 1, 2, 3)
Для чего человек должен обладать способностью чувствовать запахи?
Приятные запахи доставляют радость: запах цветов, леса.
Предупреждают об опасности – утечка газа, испорченная пища и т.д.
Мы говорили о том, что НОС – фильтр, печка, сторож
В носу имеются реснички, к которым прилипают различные пылинки, попадающие в ном вместе с воздухом.
В каналах носа очень жарко, так как по ним протекает кровь, а воздух согревается.
В окружающем нас мире очень много запахов. Это запахи цветов,
В окружающем нас мире очень много запахов. Это запахи цветов, гари, дыма, яблок, гнили, разложения и т.д., т.е. некоторые из них предупредительные. Так природа позаботилась о нашей безопасности.
Давайте попробуем сочинить загадку по опорным словам и вопросам про нос.
Что делает? Как? Согревает как в печке
Согревает, очищает, но не фильтр.
Сторожит, но не сторож.
ВЫВОД: Нос очищает, согревает и сторожит, чтобы человек вдыхал чистый и свежий воздух.
При насморке мы не ощущаем запахов и это очень неудобно. У человека с насморком меняется речь.
Вредно влияет на обоняние курение. Оно притупляет способность различать запахи. Злостные курильщики запахи чувствуют хуже и меньше их различают.
Дикие животные тоже имеют обоняние и гораздо более тонкое, чем у человека. Они по запаху находят съедобные листья и травы, в случае заболевания разыскивают и едят лекарственные растения и ягоды, нос надёжно предупреждает их о ядовитых травах, грибах и ягодах.
— А сейчас Вера и Максим расскажут о народных средствах лечения от насморка.
1. Отличное средство от насморка- каланхоэ, комнатный цветок.
Лист вымыть, измельчить, отжать сок и пипеткой закапать в нос 1-2 капли. Через несколько секунд вы начнете чихать и тем самым прочистите нос. Кроме того это лекарственное растение убивает микробы.
2. В борьбе с насморком можно использовать свекольный сок, перемешав его с медом.
(1 ч. л. меда и 2,5 ч. л. свекольного сока). Капать по 5-6 капель в каждую ноздрю.
3. А вот еще один рецепт:
Если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар
(так говорится об отваре из ромашки аптечной)
Чтобы не было насморка, необходимо подумать и о профилактике. Закаливание поможет противостоять простудные заболевания. Ежедневно промывайте носоглотку подсоленной водой. А так же профилактическим средством является массаж точек у крыльев носа, переносице, потирание под носом. Давайте его разучим.
Потирание крыльев носа (указательным пальцем).
Потирание указательным пальцем переносицы.
Потирание от крыльев до переносицы снизу вверх и сверху вниз.
Потирание под носом.
Потирание кончика носа ладонью.
Такой массаж нужно делать утром и вечером 1 – 2 минуты.
Итак, глаза, уши, нос, язык – это органы чувств, или наши умные помощники.
Для чего человеку необходимы здоровые органы чувств? Они позволяют нам воспринимать окружающий мир, наслаждаться его красотой)
Какую “ работу” выполняют глаза? А уши? Нос? Язык? Глаза видят. Уши слышат. Нос воспринимает запахи. Язык узнает вкус.)
Работают эти органы совместно друг с другом. Они имеют память, помогают, дополняют друг друга. Для того, чтобы они были действительно умными помощниками человека, их нужно беречь. Непоправимый вред наносят вредные привычки: курение и токсикомания. Обобщить знания по этой теме нам поможет кроссворд:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Орган обоняния (нос)
2. Чем нужно обладать, чтобы прочитать книгу? (зрение)
3. Что защищают веки, брови, ресницы?
4. Какой орган ощущает холод, тепло, боль?
5.Как называется эта часть уха? (показать: ушная)
6.Что определяет и сообщает мозгу вкус? (язык)
Какое ключевое слово? (орган) Орган чего? (чувств)
Давайте еще раз их перечислим
Я думаю, что все полезные советы, о которых шла речь на уроке вы запомните и расскажете их своим мамам, бабушкам, друзьям и взрослым. А нашим гостям и друг другу скажите сейчас добрые слова, так как люди, которые их говорят и слышат, становятся добрыми и ласковыми. (дети встают и говорят).
Мне с вами было на уроке легко и интересно. Спасибо Вадику — за активность, Коле — за поддержку, Вере за помощь, Насте — за помощь, Максиму — за отличную работу на уроке, Юле — за совет, Денису — за внимание на уроке.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ)
Школьные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках ФМ для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия.
ФМ для улучшения мозгового кровообращения:
1. Исходное положение (и.п.) — сидя на стуле, 1-2 — отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3-4 — голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И.п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо, 2 — и.п., 3 — поворот головы налево, 4 — и.п. Повторить 6 — 8 раз. Темп медленный.
3. И.п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 — и.п., 3-4 — то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:
1. И.п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — правую руку вперед, левую вверх. 2 — переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. И.п. — стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 — свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3-4 — локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. И.п. — сидя, руки вверх. 1 — сжать кисти в кулак. 2 — разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
1. И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — резко повернуть таз направо. 2- резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
2. И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 — круговые движения тазом в одну сторону, 4-6 — то же в другую сторону, 7-8 — руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
3. И.п. — стойка ноги врозь. 1-2 — наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3-4 — и.п., 5-8 — то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.
Комплекс упражнений ФМ для младших школьников на уроках с элементами письма:
1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо, 2 — и.п., 3 — поворот головы налево, 4 — и. п., 5 — плавно наклонить голову назад, 6 — и.п., 7 — голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И.п. — сидя, руки подняты вверх. 1 — сжать кисти в кулак, 2 — разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — резко повернуть таз направо. 2 — резко повернуть таз налево. Во время поворота плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
4. Упражнения для мобилизации внимания. И.п. — стоя, руки вдоль туловища. 1 — правую руку на пояс, 2 — левую руку на пояс, 3 — правую руку на плечо, 4 — левую руку на плечо, 5 — правую руку вверх, 6 — левую руку вверх, 7-8 — хлопки руками над головой, 9 — опустить левую руку на плечо, 10 — правую руку на плечо, 11 — левую руку на пояс, 12 — правую руку на пояс, 13-14 — хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп — 1 раз медленный, 2-3 раза — средний, 4-5 — быстрый, 6 — медленный.
Комплекс упражнений гимнастики для глаз:
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, замедленными движениями указательными пальцами вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Игры на усвоение навыков гигиены
Игра «загадаю — отгадай»
Цель игры: закрепить знания детей о предметах личной гигиены и их назначении.
Содержание игры: дети отгадывают предложенные загадки о предметах личной гигиены.
Намочи меня водой, да потри рукой.
Как начну гулять по шее,
Сразу ты похорошеешь. (Мыло)
Он не сахар, не мука,
Но похож на них слегка.
По утрам он к нам на зубы
Попадает всегда. (Зубной порошок.)
Целых 25 зубков
для кудрей и хохолков.
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком. (Расческа.)
В рот она влезает ловко
И считает зубы нам
По утрам и вечерам. (Зубная щетка.)
Лег в карман и караулю
Реву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слез,
Не забуду и про нос. (Носовой платок.)
Игра “Это только для меня”
Цель игры: формировать представление детей о гигиенических средствах индивидуального пользования.
Содержание игры: из предложенных предметов гигиены ученики отбирают те, которые нельзя передавать другим, т.е. индивидуального пользования. Например: зубная щетка, мочалка, расческа, полотенце и т.д.
Игра “Что для чего”
Цель игры: научить правильно подбирать средства для ухода за разными частями тела.
Содержание игры: из предложенных предметов гигиены отобрать те, которые используются для ухода за телом, зубами, ногтями, волосами и др., и рассказать, как с их помощью нужно осуществлять уход.
Игра “Угадай, что покажу”
Цель игры: способствовать формированию потребности в выполнении правил личной гигиены.
Содержание игры: микрогруппы готовят с помощью учителя пантомимы: “Чищу зубы”, “Как надо мыть руки” и др. Зрители должны догадаться и рассказать о том, что им показывают.
Цель игры: закрепить знания детей о предметах личной гигиены и их применении.
Содержание игры: учащиеся получают задание: сложить мозаику-картинку с изображением какого-либо средства гигиены и рассказать о его применении.
Игра “Советы Мойдодыра”
Цель игры: закрепить знания детей о правилах личной гигиены.
Содержание игры: учащиеся получают карточки, на которых зашифрованы правила личной гигиены. Задача играющих — прочесть эти правила:
1. Каждую из предложенных игр можно использовать как отдельную форму работы.
2. Предложите детям включиться в процесс подбора и придумывания игр для игротеки, посоветуйте поиграть в предложенные игры дома с родителями.
Сюжетно-тематическая игра «Поход»
Обращаясь к классу, учитель говорит о том, что ребята отправляются в поход по родному краю.
В колонне по одному учащиеся направляются в обход по спортивному залу со словами:
Отправляемся в поход.
Сколько нас открытий ждет!
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
При передвижении выполняются различные виды ходьбы (на носках, на пятках и т.п., положение рук меняется: на пояс, в стороны, вверх и т.п.).
Вот мы и пришли на луг.
Тишина стоит вокруг,
Вышли косари на луг.
Взмах косой туда, сюда –
Делай раз и делай два.
Учащиеся выполняют движения прямыми руками влево и вправо с поворотом туловища к впереди стоящей ноге.
Учитель. Обратите внимание на бабочек, которые порхают над цветами.
Крылья пестрые мелькают –В поле бабочки летают.Раз, два, три, четыре –Полетели, закружились.
В поле живут и серые мышки. Чтобы их поймать, нужен кот Котофей.
Игра «Кот Котофей и мыши»
По считалке ребята выбирают «кота». Остальные – «мыши». «Мыши» встают за «котом» в колонну, держа за пояс один другого. «Кот» ведет «мышей» в разных направлениях: прямо, змейкой, по кругу и ведет с ними такой разговор:
– Есть мыши в стогу?
– А я, Котофей, разгоню всех мышей!
«Мыши» разбегаются, «кот» ловит их. Кого поймает, тот становится «котом», и игра начинается снова.
У. Поиграли и пошли дальше.
Мы к лесной полянке вышли.
Поднимаем ноги выше!
Видим – скачут по опушке
Две веселые лягушки.
Прыгать с пятки на носок.
Учащиеся выполняют прыжки с выносом прямых рук вперед вверх.
– И вот впереди показалась река.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз: Это брасс.
Выполняются движения руками, имитирующие плавание способом брасс. Легкое покачивание на носках. Во время выполнения упражнений по плаванию учитель следит за дыханием (вдох – над водой, выдох – в воду).
– Все как один плывем, как дельфин. Но что это? Кто-то тонет! Нужно спасти.
Игра «Спасательный круг»
Дети делятся на две команды. У каждого ученика в руках обруч. По очереди каждый старается набросить обруч на тяжелые мячи. Чья команда быстрее и больше набросит обручей на мяч, получает звание «Юный спасатель».
– Вышли на берег крутой
И отправились домой.
У. В завершение нашего похода предлагаю вам игру «Гуси».
Дети выбирают «гусыню-матушку» и «волка». Все остальные – «гуси». «Гусыня» гонит «гусей» в поле, а сама сидит за линией, которая называется «город». Между ней и «гусями» происходит диалог:
– Злодей щиплет гусей.
– И серых, и белых, и в пятнышках.
Летите скорей к своей матушке!
«Гуси» бегут в «город», а «волк» перебегает им дорогу и старается кого-нибудь поймать. За линией ловить «гусей» нельзя. Игра продолжается до тех пор, пока «волк» не переловит всех «гусей».
После возвращения из похода учитель спрашивает детей о том, что они видели во время прогулки, с кем встречались на своем пути, что им понравилось и подводит итоги путешествия.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
День здоровья для самых маленьких
Сценарий праздника, подготовленного педагогом и учениками 5–7-х классов для младших школьников
• познакомить учащихся с основами здорового образа жизни;
• сформировать у школьников глубокое понимание здоровья, устойчивый интерес и осмысленное отношение к сохранению здоровья;
• научить применять свои знания на практике;
• развить творческие способности детей.
Оборудование: жетончики разных цветов на каждого участника игры; оформление станций «Скорая помощь», «Летняя», «Съедобная», «Вредные привычки», «Физкульт-привет», «Чистота и порядок»; костюмы для героев игры и ведущих; призы и витамины.
Приветствие
Все участники собираются в актовом либо спортивном зале. При входе дети получают жетончики пяти цветов – по числу команд и станций.
Ведущий 1. Сегодня вас ждет необычное и очень интересное путешествие. Какое – вы скоро узнаете. А пока мы приветствуем вас на нашем празднике – Дне здоровья!
Мы откроем вам секреты,
Как здоровье сохранить.
Выполняйте все советы,
И легко вам будет жить.
Ведущий 1. Жизнь – это богатство, данное каждому, и очень хочется, чтобы она у каждого человека была прекрасной и счастливой. А что такое счастливая жизнь?
Ведущий 2. Мы вам сейчас расскажем сказку, а вы внимательно слушайте и затем ответьте на вопрос: с каким волшебником мы повстречаемся?
В одной стране когда-то
Жил-был один король,
Имел он много злата,
Но был совсем больной.
Он очень мало двигался
И много очень ел,
И каждый день, и каждый час
Все больше он толстел.
Одышки и мигрени
Типично для него.
Он раздражен, капризен –
Не знает, почему.
Здоровый образ жизни
Был незнаком ему.
Росли у него детки.
Закармливать их рад.
Но вот волшебник ЗОЖ
Явился во дворец.
И потому счастливый
У сказки был конец.
Ведущий 2. Так о каком же волшебнике говорится в сказке?
Школьники называют имя волшебника, обозначенное в стихах, – ЗОЖ и объясняют, что это имя означает.
Ведущий 1. Верно! Послушаем сказку дальше.
Выходит Волшебник ЗОЖ.
Ну, что сказать? Долой врача!
Вам просто не хватает Прыгучего мяча.
Вам надо больше двигаться,
В походы, в лес ходить.
И меньше нужно времени
В столовой проводить.
Вы подружитесь с солнцем,
И с воздухом, с водой.
Отступят все болезни,
Несите людям радость,
Добро и солнца свет.
И будете здоровы
На много, много лет.
Ведущий 2. Так как исцелил волшебник ЗОЖ короля и его детишек? Какие он дал им советы?
Ведущий 1. Верно. Получается, что здоровый образ жизни – это основа счастливой жизни человека. И чтобы его вести, надо соблюдать разные правила.
Ведущий 2. Сейчас мы с вами поиграем. Вы в ходе игры побываете на станциях «Скорая помощь», «Летняя», «Съедобная», «Вредные привычки», «Физкульт-привет», «Чистота и порядок», встретитесь с помощниками Волшебника и расскажете, что вы знаете о здоровом образе жизни.
Участники праздника делятся на пять команд по цвету жетонов, полученных детьми в начале праздника. Каждая команда придумывает название, выбирает капитана и коротко представляется. Командам выдаются маршрутные листы, на которых указан путь их перемещения по станциям. Станции расположены в различных кабинетах школы. Задача ребят – выполнять задания и получать баллы. В течение получаса школьники ходят по станциям в соответствии со своими маршрутными листами, а затем возвращаются в зал для подведения итогов праздника.
Игра по станциям
Я добрый доктор Айболит,
Если что-то заболит,
Времени зря не теряйте,
Свою боль мне доверяйте.
А меня все знают тут,
Звери и детишки,
Вот опять сюда пришли
Девчонки и мальчишки.
Хозяин станции. В жизни каждого из нас случаются неприятности, особенно часто мальчики получают ссадины и раны. Давайте представим одну из таких ситуаций. Вы находились на прогулке. Вдруг один мальчик разбивает колено, у него течет кровь. Каковы будут ваши действия?
Ребята отвечают, показывая свои знания по вопросу оказания первой медицинской помощи.
Хозяин станции. А теперь отгадайте загадки.
Стоит он в баночке в аптечке
А на локтях и на коленях
Он желтый и шипучий. (Йод)
Глотают ее дети,
Хозяин станции. Ребята, послушайте стихотворение
Забыла Таня про обед,
С друзьями не играет.
Ей до подруг и дела нет,
Лежит и загорает.
Она мечтает загореть,
Чтоб черным стало тело:
Ведь будут на тебя смотреть,
Когда ты загорелая.
Какой-то в шляпке старичок
Ей крикнул: «Эй, косичка!
Ты в этом деле новичок!
Смотри, сгоришь, как спичка!»
Она пример не хочет брать
С тех, кто дает советы
«Отстаньте, буду загорать!»
–Вот все ее ответы.
Теперь одеться больно ей,
И, посудите сами,
Она должна весь день лежать,
А не гулять с друзьями.
Проходит мимо детвора
И шепчет то и дело: «А эта девочка вчера
Почти совсем сгорела!».
Так что же случилось с Таней? Какую первую помощь вы могли бы оказать при ожогах?
Дети предлагают варианты.
Хозяин станции. Есть еще одна опасность от палящего солнца. Это солнечный удар. Знаете ли вы, как уберечь себя от него? А если у вашего знакомого случился солнечный удар, каковы будут ваши действия?
Я – мужчина в цвете лет,
Ну, а вам и дела нет!
Все – настал последний вздох!
Ох, зачем я ел пирог…
Хозяин станции. Ребята, Карлсону плохо, потому что он слишком много съел пирогов! Но мы-то с вами знаем, что есть надо в меру и следить за тем, чтобы продукты, которые мы едим, не вредили организму. Давайте поможем нашему герою – подскажем, что из еды полезно для здоровья, а что – нет.
Хозяин станции показывает детям картинки с изображением продуктов питания. Школьники должны определить, какие продукты полезны для организма, а какие вредны, и объяснить, почему.
Теперь буду знать
И строго питанья
Без помощи вашей совсем бы засох.
Ох, зачем же я съел тот огромный пирог?
Хозяин станции. Познакомьтесь, ребята, – это ученики Школы волшебства. (Представляет двух мальчиков, наряженных волшебниками.) Они осваивают знания по сотворению чудес, умения колдовства. Когда они стали учиться этому непростому делу, им пришлось изучить много волшебных книг, выучить волшебные слова и с их помощью научиться перемещаться из города в город, наблюдая жизнь людей и оказывая помощь нуждающимся. И в один чудесный летний день они приземлились в очень странном городе. Сейчас они сами расскажут об этом.
Волшебник 1. Город, в котором мы оказались, был сильно задымлен – так, что не видно было ближайших домов.
Волшебник 2. И жители в этом городе были странные: маленькие человечки болезненного вида, с желтыми зубами, ногтями, дурным запахом изо рта. Выглядели они, как маленькие старички. Как вы думаете, ребята, в какой город мы попали? Кого встретили?
Волшебник 1. Действительно, это был город заядлых курильщиков! Люди, живущие в нем, никогда не видели голубого неба и ясного солнца. Их закрывал густой табачный дым.
Волшебник 2. Через две минуты пребывания там мы почувствовали, что задыхаемся, от дыма появились кашель, насморк, слезы. Нам пришлось побыстрее улететь оттуда, но не можем же мы бросить жителей этого города и оставить их без нашей помощи. Мы решили обязательно расколдовать город!
Хозяин станции. А расколдовать его помогут лишь знания о вреде курения и табачного дыма. Ребята, давайте поучаствуем в этом добром деле вместе с волшебниками: расскажите, что знаете вы о вреде курения?
Участники делятся своими знаниями, а Хозяин станции и Волшебники их дополняют.
Задача учащихся – провести известные им физкультминутки.
Если остается свободное время, у хозяина станции должны быть готовы 1–2 подвижные игры. Например, игра «Физкульт-привет».
Описание игры: ведущий с помощью считалочки выбирает двоих детей – две лягушки, которые встают в центре круга. Ведущий читает слова и показывает движения, все остальные дети, в том числе и лягушки, повторяют за ними.
На болоте две лягушки,
Две зеленые подружки,
Утром рано просыпались,
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет!
Всем вам шлем: «Физкульт-привет!»
Затем на счет «один-два-три» все бегут врассыпную, а лягушки догоняют. Те, кого догнали лягушки, встают на их место. Игра продолжается.
Чистота и порядок
Участники заходят в кабинет, в котором все разбросано: книжки, игрушки, одежда. Хозяин станции читает отрывок из стихотворения В. Коркина «Про неряху».
Шагает неряха по улице,
Солнышко тучкою хмурится.
Хмурятся люди. А птицы молчат –
Петь для неряхи они не хотят.
Вот положение! Просто беда.
Здесь мыло поможет, Поможет вода.
Я думаю, всем вам известно, что наш великий помощник в укреплении здоровья – личная гигиена. Но порядок должен быть во всем. В порядке мы должны содержать не только свое тело, но и дом, в котором мы живем. Посмотрите вокруг – везде беспорядок, вещи разбросаны. Нужно это исправить!
Ребята наводят порядок в комнате, все расставляют по местам.
Завершение праздника
Пройдя все станции, команды возвращаются в зал для подведения итогов. Называется и награждается команда-побелитель. Кроме того, каждый из участников получает витаминку – символ здоровья.
Источник
Диагностика по исследованию культуры здоровья младших школьников.
тест по зож
Здоровьесбережение обучающихся является одной из самых важных задач в образовании, которую ставит национальный проект «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа» и федеральные государственные образовательные стандарты. ФГОС обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепления здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostiki-zozh-v-nachalnoj-shkole.docx | 30.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика по исследованию культуры здоровья младших школьников.
Методика С. Дерябо и В. Ясвина «Индекс отношения к здоровью».
Цель: исследовании ценностных установок и жизненных приоритетов школьников по вопросам здоровья.
Инструкция: обучающиеся определяют степень значимости (важности) для них различных составляющих (жизненных ценностей). Для этого выбирают три наиболее важные и три наименее важные, с их точки зрения, ценности из предлагаемого списка:
- хорошие вещи, материальное благополучие;
- общение с природой;
- общение с друзьями и другими окружающими людьми;
- любовь и семейная жизнь;
- здоровье, здоровый образ жизни;
- труд (профессия, учёба, интересная работа);
- духовность (нравственность, саморазвитие)
Наиболее важные для меня: Наименее важные для меня:
1. _________________________ 1. ________________________
2. _________________________ 2. ________________________
3. _________________________ 3. ________________________
Первой ценности из трёх, которые были названы в качестве наиболее важных, присваивается первый ранг, второй — второй, третьей — третий. Первой ценности из трёх, которые были названы в качестве наименее важных, присваивается седьмой ранг, второй — шестой, третьей — пятый. Ценности, не вошедший ни в первую, ни во вторую группу, присваивается четвёртый ранг.
Ранг, полученный такой ценностью, как «Здоровье, здоровый образ жизни», является окончательным показателем. Если такая ценность получила у испытуемого первый или второй ранг, можно сделать вывод о том, что его отношение к здоровью является высоко доминантным (значимым); если третий, четвёртый или пятый ранг – оно характеризуется средней доминантностью; если шестой или седьмой – ему свойственна низкая доминантность отношения к здоровью.
Методика «Гармоничность образа жизни школьников»
Цель: наличие у обучающихся понимания ценности и значимости здоровья, ведения здорового образа жизни.
Инструкция. Отметьте знаком «+» пункты, характерные для Вашего образа жизни.
- Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?
а) хорошее; б) удовлетворительное;
в) плохое; г) затрудняюсь ответить.
- Занимаетесь ли Вы физической культурой или спортом?
б) нет, не занимаюсь.
- Как долго днём бываете на улице, на свежем воздухе?
а) чаще всего больше 2 часов;
в) не более получаса или вообще не выхожу на улицу.
- Делаете ли утром следующее:
а) физическую зарядку; б) обливание;
в) плотно завтракаю; г) курите по дороге в школу.
- Обедаете ли в школьной столовой?
- В котором часу ложитесь спать?
б) между 21 и 22 часами;
в) после 22 часов.
- Употребляете ли Вы спиртные напитки, наркотические вещества или курите?
8. Как Вы чаще всего проводите свободное время?
а) занимаюсь в спортивной секции, кружке; б) провожу время с друзьями;
в) читаю книги; г) помогаю по дому;
д) преимущественно смотрю телевизор (видео);
е) играю в компьютерные игры; ж) другое.
Ответы оцениваются по десятибалльной шкале
Подсчитайте общее количество баллов.
Высокий уровень – 110 – 80 баллов – осознанное отношение школьников к собственному здоровью; ведение здорового образа жизни; самостоятельное целенаправленное овладение практическими навыками сохранения и преумножения здоровья.
Средний уровень – 75 – 50 баллов – частичное понимание школьниками важности сохранения, укрепления здоровья и ведения здорового образа жизни, эпизодическое овладение практическими навыками сохранения и преумножения здоровья.
Низкий уровень – 45 баллов и меньше – отсутствие у школьников понимания ценности и значимости здоровья, ведение образа жизни, способствующего развитию болезней.
Методика «Уровень владения школьниками
культурными нормами в сфере здоровья»
Цель: изучение уровня владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья.
Инструкция. Отметьте знаком «+» характерные для Вас пункты утверждений в вопросах 1, 4, 5, 6, в вопросах 2 и 3 отметьте знаком «+» один из предложенных ответов.
а) в школьной спортивной секции;
б) в спортивной секции других учреждений;
в) чтением научной литературы о сохранении своего здоровья;
г) просмотром передач на тему здоровья;
д) употреблением витаминов;
е) чтением энциклопедий для юношей и девушек.
- Как часто участвуете в спортивных мероприятиях, организуемых после уроков:
а) вообще никогда не участвую;
б) очень нерегулярно;
в) раз или два в неделю;
г) три и более раз в неделю.
- На уроках физической культуры вы занимаетесь:
а) с полной отдачей;
в) лишь бы не ругали.
- Какие у Вас отношения с окружающими людьми (родителями, друзьями, учителями):
а) полное взаимопонимание;
г) отсутствие взаимопонимания.
- Для ведения здорового образа жизни Вы:
а) соблюдаете режим дня;
б) соблюдаете режим питания и употребляете витаминизированную пищу;
в) занимаетесь спортом;
г) делаете регулярно утреннюю зарядку;
д) не имеете вредных привычек.
- Как Вы считаете, какие качества Вас характеризуют:
а) физическая сила и выносливость;
б) умственная работоспособность;
в) ум, сообразительность;
г) сила воли, выдержка, терпение и упорство;
д) объём знаний о здоровом образе жизни;
е) умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве;
ж) внимание и наблюдательность;
з) умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремлённость);
и) умение организовать свой труд (организованность);
к) умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи;
л) чуткость и отзывчивость к людям;
м) умение работать вместе с товарищем, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и принимать помощь от других;
н) умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива;
о) умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причёсываться и т.д;
п) умение беречь время;
р) умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки.
За все выбранные утверждения в вопросах 1,5,6 – по 5 баллов, во 2 – 5 баллов за 4-е утверждение, в 3 – 5 баллов за 1-е утверждение, в 4 – по 5 баллов за 1-е, 2-е, 3-е утверждения.
Высокий уровень – 160-130 баллов – идеальный образ здорового человека, физически активного, укрепляющего здоровье самостоятельно, умеющего сотрудничать с окружающими в вопросах сохранения и укрепления здоровья, в совершенстве владеющего культурными нормами в сфере здоровья.
Средний уровень – 125 – 90 баллов – знания школьников о здоровом образе жизни не являются убеждениями, характерно эпизодическое овладение школьниками практическими навыками сохранения и преумножения здоровья, готовность к сотрудничеству, со взрослыми в вопросах здоровьесберегания.
Низкий уровень – ниже 85 баллов – отсутствие у школьников системы элементарных знаний о здоровье и здоровом образе жизни и мотивации к заботе о собственном здоровье; зачастую не выполняются элементарные правила гигиены, не проводятся оздоровительные процедуры.
Участие школьников в здоровьесберегающих и пропагандирующих здоровый образ жизни мероприятиях (Н.С. Гаркуша)
Инструкция. Отметьте знаком «+» мероприятия, в которых вы активно принимаете участие:
- в спортивных соревнованиях;
- в спортивных праздниках;
- в туристических походах;
- в проведении дней, недель здоровья;
- в подготовке лекций и бесед о здоровом образе жизни;
- в подготовке открытых уроков и внеклассных мероприятий;
- в различных подвижных , спортивных играх, эстафетах;
- в проведении физкультминуток, физкультпауз;
- в разработке проектов, программ, сценариев праздников здоровья;
- в создании творческих работ и исследовательских проектов о здоровье;
- в конкурсах рисунков и плакатов о здоровом образе жизни;
- в конкурсах сочинений, изложений, диктантов о здоровом образе жизни;
- в молодёжных акциях, направленных на профилактику вредных привычек.
Каждый плюс оценивается 10 баллами.
Высокий уровень – 130 – 100 баллов – наличие физической и творческой активности детей как элемента стиля жизни, то есть целеустремленная деятельность школьника для укрепления здоровья, развития физического потенциала и достижения физического совершенства, для эффективной реализации своих задатков с учётом личностной мотивации и социальных потребностей.
Средний уровень – 90 – 50 баллов – недостаточная активность в мероприятиях здоровьесберегающей направленности вследствие отсутствия в должной степени мотивации на ведение здорового образа жизни.
Низкий уровень – меньше 40 баллов – отсутствует потребность ведения здорового образа жизни, проявляется пассивность в самосовершенствовании и самореализации в процессе приобретения знаний о здоровье человека.
Определение общего уровня сформированности
культуры здоровья школьников (Н.С. Гаркуша)
Для обобщения полученного материала и определения уровня культуры здоровья школьников необходимо суммировать результаты последних трёх анкет и для вычисления итогового среднего балла сумму необходимо разделить на три.
Получаются следующие уровни здоровья:
Высокий уровень воспитанности культуры здоровья школьников – 135 – 100 баллов. Осознание школьниками ценности здоровья, ведение здорового образа жизни, наличие представлений о сущности здоровья; самостоятельное целенаправленное овладение практическими навыками сохранения и преумножения здоровья; высокая творческая активность; умение сотрудничать со взрослыми в вопросах сохранения и укрепления здоровья; активное участие школьников в мероприятиях, пропагандирующих здоровый образ жизни.
Средний уровень воспитанности культуры здоровья школьников – 100 – 60 баллов. Частичное понимание школьниками важности сохранения, укрепления здоровья и ведения здорового образа жизни; наличие элементарных знаний о здоровье; эпизодическое овладение практическими навыками сохранения и преумножения здоровья, стремление к самосовершенствованию и творческому выражению; готовность к сотрудничеству со взрослыми в вопросах сохранения и укрепления здоровья; нерегулярное участие школьников в мероприятиях, пропагандирующих здоровый образ жизни.
Низкий уровень воспитанности культуры здоровья школьников – меньше 60 баллов. Отсутствие у школьников системы элементарных знаний о здоровье и здоровом образе жизни; наличие вредных привычек, хронических заболеваний, ведение образа жизни, способствующего развитию болезней; сотрудничество со взрослыми и участие школьников в мероприятиях, пропагандирующих здоровый образ жизни минимальное или отсутствует.
Источник
➤