Меню

Что такое специальные средства для охранной деятельности

Применение физической силы и специальных средств охранниками ЧОП (ЧОО)

Правовой основой частной детективной и охранной деятельности являются Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации “О частной детективной и охранной деятельности” от 11 марта 1992 года и другие законы и правовые акты Российской Федерации. В соответствии со ст.1 указанного выше закона частная детективная и охранная деятельность определяется, как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам в целях зашиты законных прав и интересов. Подобная деятельность может осуществляться предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел Российской Федерации.

Ни для кого не секрет, что одним из важных моментов в работе частной охранной деятельности , является применение мер принуждения. Проще говоря – применение физической силы к правонарушителю. Эти действия необходимы частному охраннику при пресечении всевозможных посягательств на объект, который охраняется. Но иногда, не до конца осознавая своих полномочий, а тем более имея слабые знания правовых аспектов применения физической силы и специальных средств охранники ЧОП легко становятся заложниками данной ситуации, конечно же, здесь имеется ввиду правовой аспект (административная либо уголовная ответственность).

Закон о «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» устанавливает (ст.ст. 16.1, 17) случаи, когда частные охранники вправе применить физическую силу и специальные средства:

1) для отражения нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здоровью;

2) для пресечения преступления против охраняемого ими имущества, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление.

Запрещается применять специальные средства в отношении:

женщин с видимыми признаками беременности;

лиц с явными признаками инвалидности;

несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен частному охраннику.

Примечание: кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного охранника или охраняемому имуществу.

В реальности физическую силу охранник может применять и для отражения нападения на него преступника на охраняемом объекте. Иногда применение физической силы охранником необходимо и при пресечении административных нарушений.

Причем п рименение физической силы охранником может быть и с использованием специальных средств, а также и оружия в противоборстве с преступником. Это необходимо бывает при пресечении преступной деятельности правонарушителей.

Все эти моменты как раз и регламентируются в выше указанном законе «О частной детективной и охранной деятельности в РФ». В этом законе определяются, какие меры принуждения для задержания правонарушителя разрешены, какие специальные средства, включая и огнестрельное оружие, можно применять сотрудникам частных охранных организаций. Но, к сожалению, в этом законе изначально применение охранниками физической силы не было регламентировано. Внесенные изменения в закон позволили корректно применять физическую силу охранниками частных охранных организаций.

К корректным формам применения физической силы частными охранниками может быть отнесено ее использование как сдерживающего фактора, например, с целью воспрепятствования прохода на охраняемую территорию. В этом случае физический или иной вред объекту применения силы, как правило, не причиняется. То же самое можно сказать и о применении физической силы при задержании лиц, совершивших или совершающих административные правонарушения на объекте охране. Например, частный охранник , применяя физическую силу, насильно выводит из охраняемого им ночного клуба сильно опьяневшего и ведущего себя неадекватно посетителя, предотвращая тем самым совершение им более серьезного правонарушения (преступления), или насильно удерживает до приезда полиции задержанного им правонарушителя, совершившего мелкое хищение на объекте охраны .

При применении физической силы в указанной выше форме сдерживания и удержания, когда объекту применения не причиняется какой-либо вред, регламентация порядка и условий ее применения не требуется. Регламентация ограничений необходима при применении физической силы, могущей причинять вред с целью недопущения со стороны частных охранников, ее применяющих, превышения своих полномочий и причинения чрезмерного вреда, чем это необходимо для отражения того или иного посягательства на объект охраны. Этот же принцип можно использовать для определения категории лиц, в отношении которых применение активной формы физической силы, могущей причинять существенный вред их здоровью.

Но в Законе есть один существенный недостаток. В нём перечислены случаи и основания для применения спецсредств, но нет практически ничего о применении обычной физической силы, которая по своему воздействию может быть сравнима с результатом использования спецсредств. Представляется, что такое применение физической силы должно быть не менее серьёзно аргументировано.

Ссылка по аналогии на условия применения специальных средств и огнестрельного оружия, предусмотренные статьей 16 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», при применении физической силы частными охранниками будет также обоснована тем обстоятельством, что и в том, и другом случаях может быть причинен физический или имущественный вред непосредственно правонарушителю или даже третьим лицам в условиях крайней необходимости, когда не было другого способа устранить возникшую опасность. То есть применение физической силы можно приравнять к применению специальных средств и оружия. Например, использование боевых приемов борьбы как разновидность физической силы — это приемы самбо, дзюдо, каратэ, айкидо, бокса или любого вида рукопашного боя либо не относящиеся к ним вообще — специально обученным и подготовленным частным охранником по своей эффективности не уступают порой применению специальных средств и оружия.

Анализируя положения ст.16.1 «Закона о частной детективной и охранной деятельности в РФ», определяющей условия применения специальных средств и огнестрельного оружия при осуществлении частной охранной деятельности, а также вышеуказанные нормы международного права, можно определить, что применение частными охранниками физической силы ограничивается обязанностью: стремиться свести к минимуму любой вред от своих действий, в том числе причинение вреда здоровью и имуществу задерживаемого, с учетом характера и степени опасности преступления или административного правонарушения, степени опасности лиц, его совершивших, силы противодействия, оказываемого частным охранникам; предупредить голосом задерживаемое лицо о намерении применить для его задержания физическую силу либо специальные средства и дать достаточное время для выполнения своего законного требования, кроме случаев, когда промедление в применении физической силы создает непосредственную опасность для его жизни и здоровья или может повлечь за собой иные тяжкие последствия; оказать лицу, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, доврачебную первую помощь, при необходимости обеспечить его доставление в лечебное медицинское учреждение.

Читайте также:  Профессиональные чистящие средства после ремонта

О каждом случае смерти или получения телесных повреждений в результате применения физической силы частные охранники обязаны незамедлительно уведомить прокурора.

Превышение полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет уголовную ответственность согласно ст.203 УК РФ «Превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей».

По этому, применяя такие формы физической силы, как, например, различные боевые приемы борьбы и рукопашного боя, частный охранник не должен нарушать пределы необходимой обороны, крайней необходимости и мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление. Как говорилось выше, умышленное причинение явно чрезмерного физического вреда, чем это необходимо для отражения нападения, пресечения преступления или задержания лица (лиц) его совершившего, согласно действующему законодательству влечет за собой уголовную ответственность частных охранников по ст.203 УК РФ, а в случаях умышленного причинения тяжкого вреда здоровью или смерти еще по совокупности со ст.111 и ст.105 УК РФ, предусматривающими ответственность за причинение соответственно тяжкого вреда здоровью и умышленное убийство.

Так же разрешение на использование специальных средств частными охранниками, правил их использования и перечень которых, утверждено Правительством РФ.

Здесь так же есть строго ограниченные основания, по которым такое использование допускается. Это ситуация, при которой создаётся опасность для жизни самого охранника, совершается массовое нападение на объект охраны или на охранника. Только в этом случае охранник имеет право воспользоваться резиновой дубинкой, электрошокером, газовым баллончиком, наручниками или даже огнестрельным оружием. Если же спецсредства применялись в других случаях в отношении физического лица, то ему смело можно обращаться за помощью в ближайшее РОВД или в прокуратуру. На работников охранных предприятий распространяются требования о применении специальных средств, которые действуют и для работников правоохранительных органов.

Правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект, устраняющий правовой пробел в законодательстве, регламентирующем частную охранную деятельность. Новацией которого явились правила, устанавливающие порядок и основания применения работником частной охранной организации физической силы. (ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» от 31.12.2014 № 534-ФЗ).

С одной стороны, наконец-то реализована обсуждавшаяся давно идея. В самом деле, зачем охранник, если он может стрелять, но не может орудовать руками? Ведь бывают ситуации, когда силовой прием намного предпочтительнее, чем применение оружия или спецсредств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Право на применение физической силы является действенным средством защиты прав и законных интересов работников охраняемых объектов и частных охранников от общественно опасных посягательств со стороны правонарушителей, а их умения и демонстрация возможностей применения физической силы — важным профилактическим средством предупреждения различного рода противоправных посягательств на охраняемые объекты. Уверенность в правомерности своих действий по применению физической силы к правонарушителю усиливает эффективность действий частного охранника. Поэтому руководителям охранных организаций необходимо прописывать применение частными охранниками физической силы, в служебной инструкции, которая является локальным нормативным актом и обязательна для исполнения частными охранниками.

Статья подготовлена преподавателями ЧОУ ДПО «Центр Профессиональной Подготовки» г. Мытищи

  • Download this image» target=»_blank» data-thumb=»/cache/jw_sigpro/jwsigpro_cache_608731633e_01_4.jpg»>
  • Download this image» target=»_blank» data-thumb=»/cache/jw_sigpro/jwsigpro_cache_608731633e_02_2.jpg»>
  • Download this image» target=»_blank» data-thumb=»/cache/jw_sigpro/jwsigpro_cache_608731633e_03_2.jpg»>
  • Download this image» target=»_blank» data-thumb=»/cache/jw_sigpro/jwsigpro_cache_608731633e_04_1.jpg»>
  • Download this image» target=»_blank» data-thumb=»/cache/jw_sigpro/jwsigpro_cache_608731633e_05_1.jpg»>
  • Download this image» target=»_blank» data-thumb=»/cache/jw_sigpro/jwsigpro_cache_608731633e_06_1.jpg»>

Источник

Что такое специальные средства для охранной деятельности

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА»
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 14 АВГУСТА 1992 Г. N 587
И ОТ 21 ИЮЛЯ 1998 Г. N 814

4 апреля 2005 г.
N 179
(НТЦС)

В целях усиления контроля за оборотом оружия и специальных средств при осуществлении негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587 «Вопросы частной детективной и охранной деятельности» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 8, ст.506).

2. Дополнить пункт 63 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 32, ст.3878), абзацем следующего содержания:

«Используемое в негосударственной (частной) охранной деятельности служебное длинноствольное оружие, а также короткоствольное оружие, внешне сходное с автоматическим боевым, подлежит с 1 марта 2006 г. специальной окраске. Цвет краски и места ее нанесения на оружие определяются предприятием-изготовителем по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации».

3. Установить, что огнестрельное оружие, приобретенное в соответствии с законодательством Российской Федерации негосударственными (частными) охранными предприятиями до вступления в силу настоящего постановления и не включенное в перечень видов вооружения охранников, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587 (с изменениями, внесенными настоящим постановлением), может находиться на вооружении охранников до 1 марта 2006 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков
4 апреля 2005 г.
N 179


УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 4 апреля 2005 года
N 179

ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587 «Вопросы частной детективной и охранной деятельности»

1. В наименовании постановления слова: «частной детективной и охранной» заменить словами: «негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной».

2. В пункте 1:

а) в абзаце третьем слова: «частной детективной и охранной» заменить словами: «негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной»;

б) дополнить пункт абзацем следующего содержания:

«нормы обеспечения негосударственных (частных) охранных организаций оружием и патронами согласно приложению N 5».

3. Пункты 2 и 3 изложить в следующей редакции:

«2. Установить, что:
негосударственные (частные) охранные организации, службы безопасности юридических лиц, органы и организации, занимающиеся подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации частных охранников, приобретают оружие, патроны к нему и специальные средства в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации;
негосударственные (частные) сыскные организации и частные сыщики приобретают специальные средства в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации;
используемое в негосударственной (частной) охранной деятельности служебное длинноствольное оружие, а также короткоствольное оружие, внешне сходное с автоматическим боевым, подлежит с 1 марта 2006 г. специальной окраске. Цвет краски и места ее нанесения на оружие определяются предприятием-изготовителем по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

3. Распространить установленный в органах внутренних дел порядок учета, хранения и ношения специальных средств, оружия и боеприпасов на
деятельность негосударственных (частных) охранных и негосударственных (частных) сыскных организаций, частных сыщиков, служб безопасности
юридических лиц, органов и организаций, занимающихся подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации частных охранников».

4. Приложения N 2 и 3 к указанному постановлению изложить в следующей редакции:

Приложение N 2
к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года
N 587

ПЕРЕЧЕНЬ
видов специальных средств, используемых в негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности

1. Шлем защитный 1 — 3 классов защиты отечественного производства.
2. Жилет защитный 1 — 5 классов защиты отечественного производства.
3. Наручники отечественного производства «БР-С», «БР-С2», «БКС-1», «БОС».
4. Палка резиновая отечественного производства «ПР-73М», «ПР-К», «ПР-Т», «ПУС-1», «ПУС-2», «ПУС-3».

Приложение N 3
к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года
N 587

ПЕРЕЧЕНЬ видов вооружения охранников

1. Сертифицированные в установленном порядке в качестве служебного оружия:

а) пистолеты и револьверы отечественного производства;

б) ружья и карабины гладкоствольные длинноствольные отечественного производства.

2. Сертифицированные в установленном порядке в качестве гражданского оружия:

а) огнестрельное бесствольное оружие отечественного производства;

б) газовые пистолеты и револьверы отечественного производства;

в) механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми веществами, разрешенными к применению компетентным федеральным органом исполнительной власти;

г) электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства, имеющие выходные параметры, соответствующие требованиям государственных стандартов Российской Федерации и нормам Минздравсоцразвития России.

3. Сертифицированные в установленном порядке:

а) патроны к служебному оружию отечественного производства;

б) патроны к гражданскому оружию травматического, газового и светозвукового действия, соответствующие нормам Минздравсоцразвития России.

5. В приложении N 4 к указанному постановлению:

а) в пункте 2 слова: «,слезоточивый газ» исключить;

б) в абзаце втором пункта 4 слова: «и слезоточивый газ» исключить;

в) пункт 12 признать утратившим силу.

6. Дополнить постановление приложением N 5 следующего содержания:

Приложение N 5
к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года
N 587

НОРМЫ
обеспечения негосударственных (частных) охранных организаций оружием и патронами

I. Оружие

Наименование оружия Количество
Пистолеты и револьверы служебные отечественного производства из расчета не более 1 штуки на 4 охранника
Ружья и карабины гладкоствольные длинноствольные отечественного производства, сертифицированные в качестве служебного оружия из расчета не более 1 штуки на 2 охранника
Пистолеты и револьверы служебные под патрон травматического действия, огнестрельное бесствольное и газовое оружие из расчета по 1 штуке на каждого охранника
Электрошоковые устройства и искровые разрядники из расчета по 1 штуке на каждого охранника

II. Патроны к оружию

Наименование оружия Неснижаемый запас патронов
(на единицу оружия)
Расход патронов на проверку боя оружия и приведение его к нормальному бою
(на единицу оружия в год)
Расход патронов на учебную стрельбу
(на каждого охранника в год)
Расход патронов для проведения контрольного отстрела
Пистолеты служебные 20 8 80 5
Револьверы служебные 20 12 80 18
Длинноствольное оружие 10 10 100
Пистолеты и револьверы служебные под патрон травматического действия 20 10 200
Огнестрельное бесствольное и газовое оружие не регламентируется

Приложение N 4
к постановлению Правительства РФ
от 14 августа 1992 г. N 587

ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ ЧАСТНЫМИ ДЕТЕКТИВАМИ И ОХРАННИКАМИ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Правовой основой применения частными детективами и охранниками специальных средств являются Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», другие законы и правовые акты Российской Федерации, настоящие Правила.

2. В качестве специальных средств используются резиновые палки, наручники, слезоточивый газ и другие средства , предусмотренные соответствующим перечнем .

3. Специальные средства применяются частными детективами и охранниками в случаях, когда использованы и не дали желаемых результатов ненасильственные способы предупредительного воздействия на правонарушителей:

а) для отражения нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здоровью;

б) Для отражения нападения при защите жизни и здоровья охраняемых граждан и для пресечения преступления против охраняемой ими собственности, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление.

4. Специальные средства в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил могут применяться:

резиновые палки и слезоточивый газ — в случаях, предусмотренных подпунктами «а» и «б» пункта 3 настоящих Правил;

наручники — в случае, предусмотренном подпунктом «б» пункта 3 настоящих Правил.

5. Право на применение специальных средств имеют частные детективы и охранники, прошедшие соответствующую подготовку и выдержавшие ежегодную проверку в органах внутренних дел на профессиональную пригодность к действиям в ситуациях, связанных с их применением.

Неправомерное применение специальных средств влечет установленную законодательством ответственность.

УСЛОВИЯ И ПРЕДЕЛЫ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ

6. Использованию специальных средств должно предшествовать предупреждение о намерении их применения и предоставление достаточного времени для выполнения требований частного детектива или охранника, кроме тех случаев, когда промедление в использовании специальных средств создает непосредственную опасность их жизни и здоровью или может повлечь за собой иные тяжкие последствия.

7. В ситуациях, когда применение специальных средств неизбежно, частный детектив или охранник обязан проявлять сдержанность, действовать исходя из складывающейся обстановки и той цели, которая должна быть достигнута, сводя к минимуму возможность причинения ущерба и нанесения телесных повреждений.

8. При применении специальных средств должны быть обеспечены предоставление доврачебной помощи лицам, получившим телесные повреждения, и уведомление о происшедшем в возможно короткий срок органов здравоохранения и внутренних дел.

9. Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен частному детективу (охраннику), кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного детектива (охранника) или охраняемой собственности.

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ

10. Резиновые палки.

Запрещается нанесение ударов по голове, шее и ключичной области, животу, половым органам.

11. Наручники.

Требуется периодическая (не реже чем один раз в два часа) проверка состояния фиксации замков.

12. Слезоточивые вещества.

Запрещается прицельная стрельба по правонарушителям, повторное применение их в пределах зоны поражения в период действия этих веществ.

Специальное средство «Черемуха-10» и его аналоги, пистолеты газовые с боеприпасами применяются на открытой местности и в помещениях.

13. Правила эксплуатации, технического обслуживания, списания и уничтожения специальных средств, необходимые меры предосторожности при пользовании ими устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Источник



Специальные средства в охранной деятельности

Сложная криминальная обстановка по сути дела, заставляет работников негосударственных охранных структур эффективно использовать для самозащиты различные специальные средства. Именно они в сочетании со служебным оружием и специальной подготовкой являются одним из важных способов повышения боеготовности и защищенности персонала частных охранных структур от угроз применения физической силы, холодного и огнестрельного оружия со стороны преступников и правонарушителей.

При этом в практике негосударственных структур безопасности еще достаточно часто встречается незнание и непонимание специфики применения специальных средств. В данной статье рассматриваются исторические, теоретические и практические вопросы использования специальных средств частными охранниками и детективами.

Специальные средства — это состоящие на обеспечении негосударственных охранных и детективных структур технические изделия (устройства, предметы, вещества), применяемые в случаях предусмотренных законами, которые прямо предназначены для защиты тела и головы сотрудника от поражающих элементов и оказания принудительного физического воздействия на человека (правонарушителя).

защиты сотрудников ЧОП и детективов от воздействия огнестрельного и холодного оружия, ударов метательными предметами, палками, металлическими прутами и т.п.

отражения нападения правонарушителей, пресечения их неповиновения и ограничения физического сопротивления.

Специальные средства делятся на:

Средства индивидуальной защиты.

Средства активной обороны.

В свою очередь средства индивидуальной защиты делятся на индивидуальные средства защиты: головы -куда входят шлемы 1-3 классов защиты; туловища, бронежелеты – 1-5 классов защиты.

Перечень видов специальных средств используемых в негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности определен Приложением 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2005 г. № 179 и включает:

1. Шлем защитный 1 — 3 классов защиты отечественного производства.

2. Жилет защитный 1 — 5 классов защиты отечественного производства.

3. Наручники отечественного производства «БР-С», «БР-С2», «БКС-1», «БОС».

4. Палка резиновая отечественного производства «ПР-73М», «ПР-К», «ПР-Т», «ПУС-1», «ПУС-2», «ПУС-3».

Более подробно о специальных средствах применяемых при осуществлении охранной деятельности Вы узнаете из статей:

Источник