Меню

Что такое несертифицированное средство связи

Статья 13.6 КоАП РФ. Использование средств связи или несертифицированных средств кодирования (шифрования), не прошедших процедуру подтверждения их соответствия установленным требованиям (действующая редакция)

1. Использование в сетях связи несертифицированных средств связи или несертифицированных средств кодирования (шифрования) при передаче сообщений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», если законодательством предусмотрена их обязательная сертификация, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией несертифицированных средств связи либо без таковой; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией несертифицированных средств связи либо без таковой; на юридических лиц — от шестидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией несертифицированных средств связи либо без таковой.

2. Использование в сетях связи средств связи без декларации о соответствии, если законодательством не предусмотрена их обязательная сертификация, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией незадекларированных средств связи либо без таковой; на юридических лиц — от шестидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией незадекларированных средств связи либо без таковой.

Комментарий к ст. 13.6 КоАП РФ

Комментируемая ст. 13.6 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за использование средств связи или несертифицированных средств кодирования (шифрования), не прошедших процедуру подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 13.6 КоАП РФ, являются общественные отношения в области связи, компетенция Российской Федерации в области связи. Дополнительным объектом является право на получение, поиск, распространение информации (в том числе посредством сетей электросвязи). Непосредственным объектом правонарушения является правовой режим использования средств связи и кодирования (шифрования).

Средства связи — это технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями (п. 28 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» (далее — Закон N 126-ФЗ)).

Услуга связи — деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.

Средства кодирования — средства шифрования, в которых часть криптографических преобразований информации осуществляется с использованием ручных операций или с использованием автоматизированных средств, предназначенных для выполнения таких операций (пп. «г» п. 2 Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 313).

В соответствии со ст. 41 Закона N 126-ФЗ для обеспечения целостности, устойчивости функционирования и безопасности единой сети электросвязи Российской Федерации является обязательным подтверждение соответствия установленным требованиям средств связи, используемых:

1) в сети связи общего пользования;

2) технологических сетях связи и сетях связи специального назначения в случае их присоединения к сети связи общего пользования.

Подтверждение соответствия указанных выше средств связи техническому регламенту, принятому в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и требованиям, предусмотренным нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи по вопросам применения средств связи, осуществляется посредством их обязательной сертификации или принятия декларации о соответствии.

Средства связи, подлежащие обязательной сертификации, предоставляются для проведения сертификации изготовителем или продавцом.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.6 КоАП РФ, может заключаться:

Читайте также:  Эффективное средство от анальнальной трещины самое

— в использовании в сетях связи несертифицированных средств связи;

— использовании несертифицированных средств кодирования (шифрования) при передаче сообщений в сети Интернет.

Под использованием несертифицированных средств связи понимаются любые случаи предоставления при передаче сообщений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, если при этом уполномоченными органами не была осуществлена сертификация используемого оборудования.

Так, судьей Советского районного суда города Казани Федоровой А.Л., при секретаре судебного заседания Азизовой И.И., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, — Загрутдинова Ф.С., года рождения, проживающего по адресу: , рассмотрена жалоба Загрутдинова Ф.С. на постановление мирового судьи судебного участка по Советскому судебному району города Казани от по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 13.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обжалуемым постановлением Загрутдинов Ф.С. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.6 КоАП РФ, а именно в том, что он путем размещения на балконе квартиры, где проживает, коммутационного оборудования: роутера D-Link DGS-1024D, к которому подключил выделенную ему для личных нужд сеть связи ЗАО «Эр-Телеком», радиоэлектронных средств (Wi-Fi антенны: MikroTik — 4 штуки, NanoStatioN M 5 — 2 штуки) — предоставлял несертифицированные возмездные услуги связи жителям города Казани по выходу в открытую телекоммуникационную сеть Интернет. Данное нарушение было выявлено сотрудниками УФСБ РФ по РТ в ходе проведения ОРМ «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» по адресу: .

Загрутдинову Ф.С. назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 500 рублей с конфискацией несертифицированных средств связи, оборудования, изъятого в ходе проведения ОРМ.

Не согласившись с данным постановлением, Загрутдинов Ф.С. подал на него жалобу, в которой указывает, что судом не были полно и всесторонне исследованы все обстоятельства дела. Просит обжалуемое постановление отменить.

Судом было установлено, что, как следует из ответа заместителя руководителя Управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РТ , направленного в адрес начальника отдела УФСБ РФ по РТ , Единая информационная система Роскомнадзор не содержит сведений о сертификации оборудования: радиоантенны MikroTik QRT 5; радиоантенны MikroTik SXT G-5HPnD-HD r2; радиоантенны NanoStatioN M5; роутера D-Link DGS-1024D.

Из ответа врио руководителя Управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РТ , направленного в адрес заместителя начальника отдела УФСБ РФ по РТ , следует, что Загрутдинов Ф.С. лицензий на предоставление услуг связи не имеет, последним не осуществлялся ввод в эксплуатацию сетей электросвязи, не направлялись уведомления о вводе в эксплуатацию сооружений связи.

Таким образом, выводы мирового судьи в части установления фактических обстоятельств совершения административного правонарушения являются обоснованными (решение Советского районного суда г. Казани Республики Татарстан N 12-961/2015 от 2 июля 2015 г. по делу N 12-961/2015).

Указанное деяние влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 000 до 5 000 рублей; на должностных лиц — 15 000 до 30 000 рублей; на юридических лиц от 60 000 до 300 000 рублей. Дополнительно может быть назначено взыскание в виде конфискации несертифицированных средств связи.

Ответственность по ч. 1 ст. 13.6 КоАП РФ наступает при совершении указанного деяния в случаях, если законодательством предусмотрена обязательная сертификация соответствующих средств.

Перечень подлежащих обязательной сертификации средств связи утвержден Постановлением Правительства РФ от 25.06.2009 N 532 и включает в себя:

— средства связи, выполняющие функции систем коммутации, цифровых транспортных систем, систем управления и мониторинга, а также средства связи с измерительными функциями, учитывающие объем оказанных услуг связи операторами связи в сетях связи общего пользования;

— оконечное оборудование, которое может привести к нарушению функционирования сети связи общего пользования;

Читайте также:  Сильное эффективное отхаркивающее средство

— средства связи технологических сетей связи и сетей связи специального назначения в части их присоединения к сетям связи общего пользования;

— радиоэлектронные средства связи;

— оборудование средств связи, в том числе программное обеспечение, обеспечивающее выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Норма, устанавливающая ответственность за использование несертифицированных средств связи (кодирования) при передаче сообщений в сети Интернет, была введена в целях противодействия терроризму (Федеральный закон от 06.07.2016 N 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности»). Смысл этой нормы заключается в том, что правоохранительные органы, осуществляющие деятельность по противодействию терроризму, должны иметь возможность беспрепятственно расшифровывать (декодировать) все сообщения, передаваемые в сети Интернет, что может быть достигнуто на практике обязательной сертификацией шифровальных средств и установлением в качестве условия выдачи сертификата наличия специального ключа доступа для правоохранительных органов. В настоящий момент данный подход технически неприменим к большинству используемых в сети Интернет протоколов и технологий. Однако при разработке и внедрении новых технологий могут устанавливаться специальные требования к сертификации средств кодирования (шифрования).

В случае если обязательная сертификация средств связи не предусмотрена, ответственность может наступить по ч. 2 ст. 13.6 КоАП РФ за использование в сетях связи средств связи без декларации о соответствии. Указанное деяние влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 000 до 30 000 рублей, на юридических лиц — от 60 000 до 100 000 рублей. Дополнительно может быть назначено взыскание в виде конфискации незадекларированных средств связи.

Следует отметить, что при обязательной сертификации с заявлением о проведении такой сертификации могут быть только продавец, изготовитель либо зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ на ее территории юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обеспечивающие на основании договора с изготовителем соответствие поставляемых средств связи установленным требованиям. Однако ответственность по комментируемой статье возникает у тех лиц, которые принимают решение об использовании не прошедших сертификацию средств.

Субъектом правонарушения по ч. 1 ст. 13.6 КоАП РФ могут являться юридические лица (в том числе организации, оказывающие деятельность по оказанию услуг связи), их должностные лица, а также граждане, использующие средства связи или шифровальные средства передачи сообщений в сети Интернет в личных целях.

По ч. 2 ст. 13.6 КоАП РФ субъектами могут выступать только юридические лица, должностные лица.

С субъективной стороны рассматриваемые правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

Источник



Статья 13.6. КоАП РФ. Использование несертифицированных средств связи либо предоставление несертифицированных услуг связи

Ст 13.6 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2020-2021 года

1. Использование в сетях связи несертифицированных средств связи или несертифицированных средств кодирования (шифрования) при передаче сообщений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», если законодательством предусмотрена их обязательная сертификация, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией несертифицированных средств связи либо без таковой; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией несертифицированных средств связи либо без таковой; на юридических лиц — от шестидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией несертифицированных средств связи либо без таковой.

2. Использование в сетях связи средств связи без декларации о соответствии, если законодательством не предусмотрена их обязательная сертификация, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией незадекларированных средств связи либо без таковой; на юридических лиц — от шестидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией незадекларированных средств связи либо без таковой.

Читайте также:  Средства индивидуальной защиты спецодежда охрана труда

Комментарий к статье 13.6. КоАП РФ:

1. Объектами правонарушений по данной статье являются отношения, связанные с использованием несертифицированных средств связи и предоставлением несертифицированных услуг.

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи» (с изм. и доп.) устанавливает правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и определяет полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи.

2. Средства связи — это технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечения функционирования сетей связи. Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2009 г. N 532 утвержден Перечень средств связи, подлежащих обязательной сертификации».

Услуга связи — деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений по электросвязи или почтовых отправлений (ст. 2 Федерального закона «О связи»). Федеральный закон о связи определяет понятия «услуги присоединения» и «услуги по пропуску трафика». Правила предоставления телефонной связи регулируются ст. 26 упомянутого Закона «Регулирование ресурса нумерации». Оператор связи действует на основании лицензии. Информация о выделении, изменении и изъятии ресурса нумерации конкретного оператора связи не является коммерческой тайной. Порядок распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи российской связи определяется Правительством РФ (см., например, Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. N 222 «Об утверждении Правил оказания услуг телеграфной связи» (с изм. и доп.); Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2005 г. N 310 (с изм. и доп.), и др.).

3. Объективная сторона правонарушения состоит в несоблюдении обязательной сертификации как средств связи, так и услуг, оказываемых предприятиями связи — юридическими лицами, а также физическими лицами, которые независимо от форм собственности предоставляют услуги в области электрической или почтовой связи в качестве основного вида деятельности.

4. Порядок лицензирования в данной области предусматривает получение лицензии на использование радиочастотного спектра, получение решения государственной комиссии по радиочастотам о выделении полосы радиочастот, а также получение лицензии «на оказание услуг связи для целей телевизионного вещания, радиовещания, вещания дополнительной информации соискателем лицензии (ст. ст. 29 — 39 Федерального закона «О связи»).

Понятие сертификации средств связи в Федеральном законе «О связи» обозначена как «подтверждение соответствия средств связи и услуг связи техническому регламенту, принятому в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании».

5. При рассмотрении дел об использовании несертифицированных средств связи необходимо учесть Постановление Правительства РФ от 25 января 2000 г. N 59 «О конкурсах на получение права на наземное эфирное телерадиовещание, а также на разработку и освоение нового радиочастотного канала для целей телерадиовещания» и ст. 31 Федерального закона «О связи», которая устанавливает порядок торгов (аукционов, конкурсов) на получение лицензий.

Кроме того, необходимо ознакомиться и с Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2000 г. N 405 «Об утверждении положения о приоритетном использовании, а также приостановлении деятельности сетей и средств электросвязи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера». См. также Постановление Правительства РФ от 2 марта 2005 г. N 110 «Об утверждении Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи».

6. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (ст. 23.44). Должностное лицо, к которому поступило дело об административном правонарушении, в соответствии с ч. 2 ст. 23.1 может передать дело на рассмотрение судьи.

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

Источник