Меню

Библиотека территория здорового образа жизни

Статья. Роль библиотеки в организации содействия укреплению здоровья и формированию устойчивого интереса к здоровому образу жизни юных читателей.

РОЛЬ БИБЛИОТЕКИ В ОРГАНИЗАЦИИ СОДЕЙСТВИЯ УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ И ФОРМИРОВАНИЮ УСТОЙЧИВОГО ИНТЕРЕСА К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ ЮНЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ.

Организация здорового образа жизни россиян является одной из составляющих национальной безопасности страны, развитие физической культуры и спорта поддерживается на уровне президента России.

Но, невзирая на то, что сохранение здоровья детей определено стратегическим общегосударственным направлением развития отрасли здравоохранения, наблюдается существенное ухудшение состояния здоровья школьников и подростков.

Особого внимания в наше время заслуживают дети школьного возраста, состояние здоровья которых значительно ухудшается на протяжении школьной учебы. По материалам ежегодной государственной статистической отчетности , состояние здоровья детей школьного возраста за последние годы имеет негативную тенденцию, индекс здоровья детей этой категории уменьшается при переходе учеников из младших в старшие классы. По официальным данным, только 20% детей, которые заканчивают школу, могут считаться полностью здоровыми.

Ежегодно в связи с имеющимися выраженными хроническими болезнями 30% юношей в возрасте 17 лет признаются негодными к военной службе. При этом ведущими причинами негодности к военной службе являются болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (17,9%), психические расстройства (16,2%), болезни органов пищеварения (10,5%), болезни нервной системы (9,5%).

Это лишний раз подтверждает мнение, что здоровье народа на 50% определяется образом жизни, на 20% – экологическими; на 20% – биологическими (наследственными) факторами и на 10% – медициной.

Особую актуальность это приобретает в молодежной среде – потенциально наиболее активной части населения. Здоровье взрослого населения на 75 % определяется условиями его формирования в детском и подростковом возрасте до 15 лет. Поэтому необходимо формировать знания о здоровом образе жизни у обучающихся в школьном возрасте.

В этой связи одной из важных целей работы библиотеки и педагогического коллектива школы является формирование у школьников убеждения престижности здорового поведения и воспитание потребности в здоровом образе жизни, создание оптимальных условий для сохранения здоровья участников образовательного процесса.

Для достижения данной цели необходимо выполнение следующих задач:

Формирование банка художественной, публицистической, научной и методической литературы по вопросам здорового образа жизни учащихся.

Ознакомление участников образовательного процесса с наиболее важной информацией о здоровье человека.

Организация мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни человека.

Повышение профессиональной компетенции педагогических кадров по вопросам здоровьесбережения учащихся.

Подбор информации для участников образовательного процесса, связанной со здоровьесберегающими технологиями.

В решении данных задач немаловажная роль отводится школьной библиотеке. Поэтому я выделяю следующие основные направления работы библиотеки:

Формирование банка литературы о здоровом образе жизни

Пропаганда книг о здоровом образе жизни

Проведение мероприятий, связанных со здоровым образом жизни

I направление – это работа с материальными ресурсами

Главная цель этой работы – создание хорошего, разнопланового и удобного фонда литературных источников по данной проблеме.

Мы имеем следующие ресурсы – это большой фонд справочной литературы, книги по экологии и спорту, имеются методические разработки по технологиям здоровьесбережения. Библиотекой разработаны рекомендательные списки сценариев и тематика уроков. Имеются журналы, пропагандирующие здоровый образ жизни. К услугам пользователей богатая тематическая картотека.

В библиотеке имеются 2 компьютера с выходом в Интернет. Имеется принтер и сканер.

Фонд электронных изданий составляет более 3200 единиц: справочники, энциклопедии, репетиторы, тренажёры, интерактивные, виртуальные, учебники и развивающие игры.

Все ресурсы в полном объеме используются учителями и учениками нашей школы.

II направление — работа с книгой

Цель данной работы – познакомить участников учебного процесса с фондом литературы по здоровому образу жизни.

Сменные информационные стенды и книжные выставки — непременное условие для создания творческой атмосферы и рождения желания понять тему, расширить знания, углубиться в проблему.

Выставки по ЗОЖ пользуются большой популярностью в библиотеке. Главная цель такой выставки — привлечь внимание читателей к конкретной теме, проблеме, побудить к чтению книг и других документов по этой теме, путем представления и рекомендации лучших из них. Школьная библиотека обладает достаточным потенциалом для организации самых разнообразных выставок и тематических уголков по данной проблеме, например

Тематика книжных выставок по ЗОЖ:

«Аптека на грядках»;

«7 апреля – Всемирный день здоровья»;

«Здоровый образ жизни»;

«Звонок на урок здоровья»;

«Живёт повсюду красота»;

«Наркотикам скажем «НЕТ!»;

«Добрые советы от МЧС»

«Мой друг компьютер»

«Раздели чужую боль».

Школьная библиотека имеет большой «БАНК уроков и классных часов по ЗОЖ». Его накопления ведется как в печатном, так и в электронном виде.

Оформляются и ведутся тематические папки «За здоровый образ жизни», собирая в них интересные факты, сценарный материал, опыт работы других библиотек, методические рекомендации.

III направление – проведение различных мероприятий по данной теме. Эта работа чаще всего проводится совместно с администрацией и педагогическим коллективом школы.

Здесь хочется особенно отметить колоссальную работу школы по формированию здорового образа жизни у наших учащихся– от работы с конкретным учеником до мероприятий городского масштаба. Данные мероприятия разнообразны и по форме и по содержанию, это:

Вся информация выкладывается на сайте школы, где этой проблеме посвящен не один раздел.

Вот только заголовки страниц сайта, посвященные здоровому образу жизни, где содержится наиболее интересная и важная информация для детей и родителей

Читайте также:  Анкеты для учеников по зож

10 октября Всемирный день психического здоровья.

Мифы о наркотиках.

Как разговаривать с детьми о наркотиках.

Как вы можете помочь подростку, употребляющему наркотики.

Вред курения для подростков.

Агрессия, ее причины и последствия

Компьютер и школьник и др.

Также на сайте можно найти информацию о планирующихся и уже проведенных мероприятиях.

По традиции в школе проводятся месячники «За здоровый образ жизни», в их рамках проходит масса интереснейших мероприятий.

Самые яркие хотелось бы выделить:

-Круглый стол «Легко ли бросить курить?» для 8-11 классов.

-Деловая игра «Здоровье от самой природы» для 1-2 классов.

-Деловая игра «Доктор Айболит предупреждает» для 3-4 классов.

-Акция «ЗОЖ — это модно».

Школьная библиотека оказывала помощь в подборке материалов для данных мероприятий, а также самостоятельно участвовала в проведении месячника по ЗОЖ. В рамках данного мероприятия в библиотеке прошел «День здоровья».

В течение всего дня вела приём доктор Медуница (заведующая библиотекой Ладилова Г. В.) и работал «диагностический кабинет» — в котором принимала доктор Витаминка (школьный психолог Гришанина Н.В.). Анкетированием и тестированием по специальным методикам выявлялись «слабые места» в организмах наших читателей. Согласно поставленному диагнозу (кто-то мало бывает на свежем воздухе или много сидит у компьютера, кто-то ест много чипсов или совсем не ест овощей, кто-то не выпускает изо рта жевательную резинку или не моет руки, кто-то совсем не занимается спортом или абсолютно здоров и т.д.) доктор Медуница, подкрепив испытуемого витаминкой, прописывала книгу для прочтения о здоровом образе жизни.

В дни месячника по ЗОЖ в библиотеке проводятся акции, в подготовке этих акций мне помогают библиотечные активисты. Силами ребят была подготовлена акция «Мы за здоровый образ жизни». Центром внимания акции стали вопросы активного образа жизни. Учащихся школы приглашали принять участие в опросе «Выбираем здоровый образ жизни!».

Также участникам акции предлагалось сформулировать главные выводы «Я выбираю здоровый образ жизни потому, что…». Свои выводы они записывали на листе ватмана.

Еще одним мероприятием, проводимым школьной библиотекой было социологическое исследование «Молодёжь ХХI века и вредные привычки». В исследовании приняли участие учащиеся 9-11 классов. Школьникам было предложено ответить на 19 вопросов.

Хотелось бы отметить ответы детей, данные на 18 и19 вопросы.

На 18-й вопрос «Считают ли они свой образ жизни здоровым?» лишь 26% ответили «Да», 28% – «Нет», остальные 46% считают, что «Не совсем». То есть молодые люди всё знают, всё понимают, но не следуют этим знаниям. И здесь, на мой взгляд, медикам и педагогам не справиться без помощи родителей. Ведь какими бы ни казались подростки самостоятельными и самоуверенными, всё равно самыми главными и авторитетными людьми для них остаются мама и папа.

В 19-м вопросе старшеклассникам предлагалось «расположить разные жизненные ценности в соответствии со степенью важности для себя». Примечательно, что «Здоровье» поставили на 1-е место, «Семью» на 2 место, «Образование» – 3 место, «дружбу и любовь» – 4- место, «Развлечения» на 5 место и определили «Беспечную жизнь» на последнее место.

Подводя итоги проведённого социологического исследования, можно сделать следующий вывод: молодые люди достаточно осведомлены в вопросах здорового образа жизни, но лишь малая часть старшеклассников стремится придерживаться его принципов в своей жизни.

Пропаганда здорового образа жизни, как библиотечная работа, носит профилактический характер. Важно заинтересовать учащихся, молодежь разнообразными увлечениями, необходимо, чтобы они поняли, что в реальной жизни есть много интересного: это и занятие спортом, и увлечение музыкой, чтением.

Нам есть над, чем работать, поле нашей деятельности огромно, а главная цель нашей работы — формирование у молодежи убеждения в престижности здорового поведения и воспитание потребности в здоровом образе жизни.

В заключение хотелось бы отметить, что в школьной библиотеке уже наработана целая система форм и методов пропаганды здорового образа жизни и профилактики асоциальных явлений в обществе. Очень важно в этой работе, указывая на отрицательные последствия вредных привычек (наркомания, курение, алкоголизм), показывать преимущества здорового образа, занятий спортом и физкультурой, возможностей народной медицины. При этом необходимо связывать негативное влияние вредных привычек не только на здоровье, но и на будущее социально-психологическое благополучие, возможность получения хорошего образования, профессии, создания семьи – ценности, которые важны для молодого человека.

Источник

Библиотека – территория здорового образа жизни

В Хвойнинском районе состоялся очередной семинар библиотечных специалистов в районной библиотеке, тема которого — здоровый образ жизни.

Цель семинара — совершенствование и поиск наиболее эффективных форм и методов для повышения качества работы библиотек по популяризации здорового образа жизни среди населения.

Заведующая организационно – методическим отделом Н.В. Карпеева остановилась на актуальных вопросах формирования здорового образа жизни у людей разных возрастов средствами библиотеки и на технологиях организации мероприятий по ЗОЖ (тренингах, играх).

О создании комфортной среды в Минецкой сельской библиотеке рассказала библиотекарь Ипатова Т.А. Продемонстрирована презентация о использовании технических средств и мультимедийной техники в работе ее библиотеки.

Библиотекарь Песского филиала поделилась с коллегами опытом работы по популяризации здорового и активного образа жизни среди взрослых и детей.

Выступление библиотекаря Васильевой Н.В. было посвящено внедрению в работу переписки с российскими библиотеками. Этот метод позволяет обмениваться опытом с библиотеками, вовлечь юных читателей в развивающий их процесс познания нового , способствует продвижению библиотеки в социуме. Надежда Васильевна показала и прочитала некоторые письма , брошюры и буклеты библиотек Камчатки, Архангельской области, Алтайского края.

Читайте также:  План работы для школы формирования зож

Деятельность клуба «Сто минут для красоты и здоровья» осветила в своем выступлении заведующая отделом обслуживания районной библиотеки Гунбина Т.А. Особенностью данного клуба является приглашение для участия специалистов центральной районной больницы. Обзор сценарного материала по теме дня сделала библиотекарь читального зала районной библиотеки Зиновьева Алина.

Сотрудники музея познакомили специалистов библиотек с подготовленной в юбилею комсомола презентацией «История Хвойнинского комсомола в лицах».

Источник



Книжная выставка «Библиотека-территория здоровья»

Книжная выставка «Библиотека — территория здоровья»

Скачать:

Вложение Размер
biblioteka-territoriya_zdorovya.ppt 1.12 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 «Библиотека – территория здоровья» Выполнила: зав.библиотекой Лобанова И.В.

Книжная выставка «Азбука здоровья»

РЕКЛАМА Вы занимаетесь спортом? Хотите быть сильными и ловкими? Желаете сохранить здоровье? Специально для Вас наша библиотека Представляет Выставку книг «Азбука здоровья» Книги о пользе овощей, фруктов и ягод; О культуре питания, о чудесных диетах, О вреде курения ждут встречи с Вами! Стоит лишь открыть книгу… Всех любителей здорового образа жизни Мы рады видеть в нашей библиотеке.

Краткий обзор литературы книжной выставки «Азбука здоровья». Здравствуйте! При встрече люди обычно говорят это хорошее, доброе слово, желая друг другу здоровья. Так и я обращаюсь к вам: здравствуйте, ребята! Ребята! Здоровье очень важно, ведь если человек часто болеет, он не может нормально учиться и работать, у него плохое настроение. Но во многом здоровье зависит от самого человека, от того, как он о нем заботится, от образа жизни. В любом возрасте хочется быть красивыми и стройными. Глядя в зеркало, вы сравниваете себя с участниками конкурсов красоты, популярными актерами, известными спортсменами. И, сознайтесь, сравнение часто оказывается не в вашу пользу. У многих из вас неправильная осанка, ломкие волосы, плохая кожа… Почему? Ответьте на эти вопросы: как часто, когда и сколько времени вы бываете на свежем воздухе, занимаетесь физкультурой и спортом, проводите у телевизора – и станет ясно, что большинство из вас ведет неправильный, нездоровый образ жизни. Здоровый образ жизни подразумевает правильную организацию питания, равномерные физические нагрузки, регулярный отдых – в общем, все то, что поддерживает и укрепляет организм .

«Азбука здоровья». Представляю вам выставку книг «Азбука здоровья». Книги на книжной выставке помогут вам решить проблемы, связанные с вашим здоровьем и внешностью. В разделе «Если хочешь быть здоров – закаляйся» представлены книги о том, как укреплять и сохранять здоровье. Из истории известно, каким закаленным был русский полководец Александр Васильевич Суворов. А ведь от рождения он был слабым и хилым ребенком. Люди еще с древности понимали, что необходимо закаляться. На Руси в IX веке купались зимой в проруби. Закаливание делает не только тело сильным, но и дух здоровым. Оно укрепляет мышцы и иммунитет, а нервную систему учит противостоять перегрузкам и стрессам. Но прежде чем приступить к закаливанию, необходимо усвоить пять важных правил. Об этих правилах вы узнаете, когда прочитаете книги: «Шаг за шагом» Н.Коростелева, «Если хочешь быть здоров» и др. Конечно, чтобы не болеть, без физкультуры и занятий спортом не обойтись.

«Азбука здоровья». В разделе «Мы дружим с физкультурой и спортом» представлены книги по физическому самовоспитанию, как стать красивыми, стройными, а значит здоровыми. Врач Древней Греции Гиппократ указывал, что без физической нагрузки человек не может быть здоровым. Мышцы атрофируются, человек становится хилым, физически слабым, а тело бесформенным и некрасивым. Предупредить это могут занятия физкультурой и спортом.

«Азбука здоровья». Если физические упражнения – это одна половина секрета достижения продолжительной, здоровой, физически активной и полноценной жизни, то вторая половина – это правильное и сбалансированное питание. Ещё 24 столетия назад был известен один из важнейших житейских законов: хорошее здоровье немыслимо без правильного питания. Гиппократ говорил об этом так: «Наши пищевые вещества должны быть лечебным средством, а наши лечебные средства должны быть пищевыми веществами». Об этом – в разделе «Питание и режим – залог здоровья». В разделе представлена литература, позволяющая правильно подходить к вопросу питания, выбора пищи, соблюдения режима питания.

«Азбука здоровья ». Важное значение в рационе принадлежит витаминам. Без витаминов обеспечить полноценное здоровье невозможно. В разделе «Витамины – источник здоровья» представлены книги, рассказывающие о целебных свойствах овощей и фруктов, как основного источника витаминов.

«Азбука здоровья». Здоровый образ жизни – отличная защита от болезней. В разделе «Не болей сам, не заражай других» представлены книги, в которых вы узнаете об особенностях своего организма, о том, как нужно заботиться о своем здоровье, чтобы не болеть, расти крепкими и здоровыми, как сберечь зрение и слух, и многое другое. Надо коснуться и так называемых вредных привычек. Впрочем, хорошо известно, чем опасны для человека табак, алкоголь, наркотики. Однако, к сожалению, не все серьезно осознают угрозу. В разделе «Вредные привычки» представлены книги, которые содержат сведения о вредных привычках и рекомендации по их профилактике.

«Азбука здоровья». Итак, книги, представленные на выставке помогут вам научиться ценить, сохранять и укреплять здоровье. Здоровье – это красота. Так будьте же всегда красивыми, не растрачивайте попусту то, что дано вам природой и что является главным богатством человека! Как всегда, права народная пословица: «Деньги – медь, одежда – тлен, а здоровье всего дороже».

Если хочешь быть здоров – закаляйся! «Чтобы тело и душа были молоды, Ты не бойся ни жары и ни холода» В этом разделе представлены книги о том, как укреплять и сохранять здоровье. * Если хочешь быть здоров [Текст]: Сборник / Сост. А.А. Исаев. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 352 с., ил. * Коростелев, Н.Б. Шаг за шагом: Твой календарь здоровья [Текст] / Николай Коростелев.– М.: Мол. гвардия, 1984. – 95 с., ил. * Новиков, Ю.В. Азбука здоровья [Текст] / Юрий Новиков.– Тула: Приок. кн. изд-во, 1991.-208 с. Огородникова, Н.Н. Холод против простуды [Текст] / Нина Огородникова. – М.: Советский спорт, 1990. – 48 с, ил. Физическая культура в семье [Текст] . — 4 –е изд., перераб. / Сост. А.Светов, Н.В. Школьникова. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – 398 с., ил. * Физическая культура [Текст] : Учеб. Для учащихся 5 – 7 кл. общеобразоват. Учреждений / В.П. Богословский, Ю.Д.Железняк и др.; Под ред. Г.Б.Мейксона и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1997. – 140 с.: ил.

Мы дружим с физкультурой и спортом. «Труд делает человека счастливым, а спорт красивым» В разделе представлены книги по физическому самовоспитанию, как стать красивыми, стройными, а значит здоровыми. * Готовцев, П.И. Долголетие и физическая культура [Текст] / Петр Готовцев. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 96 с., ил. * Колесов, Д.В. Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии [Текст] : учеб. пособие для 9 – 10 кл. сред. шк.: Факультатив. курс. / Дмитрий Колесов, Реми Маш.– М.: Просвещение, 1989. – 192 с.: ил. * Курпан, Ю.И. Оставайся изящной! [Текст] / Юрий Курпан. – М.: Советский спорт, 1991. – 64 с. – ил. * Никитин, Б.П. Никитина Л.А. Резервы здоровья наших детей [Текст] / Борис Никитин, Лена Никитина. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 221 с. * Спорт и личность [Текст]: спортивный ежегодник. — Вып. 9 (1986) / Сост. Ю. Ковешников. – М.: Мол. гвардия, 1986. – 383 с., ил.

Витамины – источник здоровья «Кто съест моркови, у того прибавится капля крови» В разделе представлены книги, рассказывающие о целебных свойствах овощей и фруктов, как основного источника витаминов. * Лоу К. Все о витаминах [Текст] / Карл Лоу ; [пер. с англ. Е.И.Незлобиной]. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. – 320 с. * Мартынов, С.М. Овощи + фрукты + ягоды = здоровье [Текст]: беседы врача- педиатра о питании детей: кн. для родителей. / Станислав Мартынов.– М.: Просвещение, 1993. – 159 с.: ил. * Покровский, А.А. Беседы о питании [Текст] / Алексей Покровский.–3-е изд. – М.: Экономика, 1986. – 367 с. * Спиричев, В.Б. Что могут и чего не могут витамины [Текст] / Владимир Спиричев.– 3-е изд., доп. – М.: «Миклош», 2003. – 299 с. * Что такое. Кто такой [Текст] : детская энциклопедия. В 3 т. Т. 1. А-Ж / сост. В.С.Шергин, А.И.Юрьев. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ, 2005. – 519, [1] с.: ил.

Не болей сам, не заражай других «В здоровом теле — здоровый дух» В разделе представлены книги, которые позволяют задуматься о своем образе жизни, здоровье, внешности. * Змановский,Ю.Ф. К здоровью без лекарств [Текст] – М.: «Советский спорт», 1990. – С.64: ил. * Коростелев, Н.Б. От А до Я [Текст] / Николай Коростелев.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 1987. – 288 с.: ил. * Колесов, Д.В. Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии [Текст] : учеб. пособие для 9 – 10 кл. сред. шк.: Факультатив. курс. / Дмитрий Колесов, Реми Маш. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.: ил. * Энциклопедия для детей [Текст] Том 18. Человек. Ч.1. Происхождение и природа человека. Как работает тело. Искусство быть здоровым / Глав.ред. В.А.Володин. – М.: Аванта+, 2002. – 464 с.: ил.

Вредные привычки «Ум да здоровье дороже всего» В этом разделе представлены книги, которые содержат сведения о вредных привычках и рекомендации по их профилактике. * Анисимов, Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи [Текст] / Леонид Анисимов.– М.: Юрид. лит., 1988. – 176 с. * Валеология подростка [Текст] : пособие к курсу «Валеология» для учащихся 5 – 7 классов.- Санкт – Петербург: «Петроградский и К», 1996. – 288 с., илл. * Матвеев, В.Ф. Профилактика вредных привычек школьников [Текст]: кн. для учителя. / Валентин Матвеев, Алексей Гройсман. — М.: Просвещение, 1987. – 96 с. * Михайловская, И.Б. Трудные ступени [Текст]: профилактика антиобщественного поведения. / Инга Михайловская, Галина Вершинина.– М.: Просвещение, 1990 – 143 с. * Толстой, Л.Н. Пора опомниться! [Текст] /Сост. авт. предисл. Т.Н.Архангельская. – Тула: Приок. кн. изд-во, 1989. – 112 с. * Ягодинский, В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя [Текст]: кн. для учащихся. / Виктор Ягодинский.– 2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1986. – 96 с.: ил.

Источник